Распятый Христос
Художник : Диего Веласкес
Год: 1632
Распятый Христос, Диего Веласкес
Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись. Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес».
Признание сразу после смерти
Гоген так и не успел насладиться успехом.
Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.
Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.
И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить
Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание
Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…
Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…
Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.
Поль Гоген. 2015 г. Коллекция художника
В России работ Гогена много. Все благодаря доволюционным коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на родину немало картин мастера.
Один из главных шедевров Гогена “Девушка, держащая плод” хранится в в Санкт-Петербурге.
Государственный Эрмитаж
Начало искусства
Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.
Более всего Гогена прельщали . Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.
Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, .
Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.
Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.
Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.
А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.
1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.
Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.
Поль Гоген «Таитянские горы». Описание картины
Ещё в 1889 году Гоген загорелся идеей погрузиться в таинственный мир Полинезии – его манил остров Таити. Это было эксцентричное стремление уйти от чересчур меркантильного европейского общества, туда, где люди живут по другим законом бытия – ближе к истокам, природе.
Для того чтобы реализовать поездку художник распродаёт все свои картины, а на вырученные деньги пускается в бега от недокучливого и раздражающего буржуазного общества.
По приезду Гогена ждёт разочарование – вместо нетронутой девственной цивилизации, мастера ждала обжитая колония, живущая по обычным европейским законам. Стремясь уйти от ненужных ему благ, Гоген покупает маленькую хижину в глухой деревеньке, и, перебравшись на новое место жительство, открывает для себя удивительный и диковинный мир местной природы.
На первых порах Гоген много пишет пейзажей, стремясь досконально изучить и запечатлеть красоту таитянской природы. В окружающем его пейзаже Гоген видел буйство красок, ярких и смелых.
Работа «Горы на Таити» была создана после многочисленных опытов в написании пейзажей, в которых художник усложнял свой стиль, композицию и экспериментировал с красками. В итоге ко времени написания данной работы, в манеру художника вернулась его отличительная черта – декоративность.
Ведущую партию в картине ведёт сложный цвет. Сегодня трудно разгадать приём мастера, но удивительные краски этого полотна как будто бы светятся изнутри.
Картина изображает коричневые горы на фоне яркого синего неба и живописной зелени. Повозки и люди давно вытоптали две колеи на зелёном покрывале, по одной из которой неспешно бредёт человек с грузом на плечах.
Такое гармоничное созвучие человека с окружающим его миром – ещё одна черта творчества Гогена его первого таитянского периода.
Картина художника Поля Гогена «Таитянские горы» (Горы на Таити) 1893 г.
Холст, масло. 73 x 93 см. Институт искусств Миннеаполиса, Миннесота, США
Новогодние платья 2019: ФОТО ИДЕИ
В 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Страшно расстроенный художник, пытаясь выразить свои переживания, написал несколько полотен на тему Страстей Христовых. Христос, напоминающий Гогена, везде изображен на фоне бретонских ландшафатов. «Желтый Христос» — не исключение. Меланхолическое настроение здесь подчеркивает осенний ландшафт. Бретонские женщины представляют собой трех Марий, традиционно изображаемых на картинах, трактующих этот сюжет. Картина поразила многих друзей художника. Октав Мирбо назвал эту картину «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма».
Система символов
1. Желтое распятие напоминает раскрашенную деревянную статую 17-го века, установленную в часовне Тремало, на окраине Понт-Авена. |
|
2. Голова Христа представляет собой автопортрет Гогена — как и на других полотнах, написанных в этом же году. |
|
3. Сидящие у креста женщины — почти копии бретонок с картины «Видение после проповеди» (группа слева). |
|
4. Ландшафт на заднем плане списан художником с натуры. Это Понт-Авен и его окрестности. |
По материалам «Художественная галерея. Гоген», №6, 2004 г.
«Желтый
Христос». 1889 г.
Холст, масло. 92,5х73 см.
Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало.
В 1889 году Гогену сообщили, что его
последние картины не пользуются спросом в
Париже. Страшно расстроенный художник, пытаясь
выразить свои переживания, написал несколько
полотен на тему Страстей Христовых. Христос,
напоминающий Гогена, везде изображен на фоне
бретонских ландшафатов. «Желтый Христос» —
не исключение. Меланхолическое настроение здесь
подчеркивает осенний ландшафт. Бретонские
женщины представляют собой трех Марий,
традиционно изображаемых на картинах,
трактующих этот сюжет. Картина поразила многих
друзей художника. Октав Мирбо назвал эту картину
«тревожной и острой смесью варварской
пышности, католической литургии, индийской
медитации, готического вымысла и тонкого
символизма».
Система символов
1. Желтое распятие напоминает раскрашенную деревянную статую 17-го века, установленную в часовне Тремало, на окраине Понт-Авена. |
|
2.Голова Христа представляет собой автопортрет Гогена — как и на других полотнах, написанных в этом же году. |
|
3. Сидящие у креста женщины — почти копии бретонок с картины «Видение после проповеди» (группа слева). |
|
4. Ландшафт на заднем плане списан художником с натуры. Это Понт-Авен и его окрестности. |
По материалам
«Художественная галерея. Гоген», №6, 2004 г.
Поль Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890 г.
Поля Гогена можно корить за многое – измены официальной супруге, безответственное отношение к детям, сожительство с несовершеннолетними, богохульство, крайний эгоизм.
Но что это значит в сравнении с величайшим талантом, которым наградила его судьба?
Гоген – это сплошь противоречие, неразрешимый конфликт и жизнь, похожая на приключенческую драму. А ещё Гоген – это целый пласт мирового искусства и сотни картин. И совершенно новая эстетика, которая до сих пор удивляет и восхищает.
Признание сразу после смерти
Гоген так и не успел насладиться успехом.
Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.
Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.
Поль Гоген. Заклинание. 1903. Национальная галерея в Вашингтоне. Artchive.ru.
И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить
Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание
Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…
Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…
Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.
Живопись
Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.
Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»
В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.
Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»
Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.
Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»
В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.
Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»
Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.
Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»
В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.
Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»
Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.
Сикстинская Мадонна
Художник: Рафаэль
Год: 1512
Сикстинская Мадонна (1512) — Рафаэль
Искусство Рафаэля известно сладостью и ясностью формы, безмятежностью, гармонией, совершенством и визуальным блеском. Его популярность была в первую очередь связана с многочисленными картинами Мадонны с младенцем Христом. Сикстинская Мадонна изображает Мадонну с младенцем Христом; между святыми Сикстом и святой Варварой. Кроме того, под Марией есть два крылатых херувима, которые, возможно, являются самыми известными херувимами, изображенными на любой картине. Их популярность настолько велика, что существует множество легенд о том, как их рисовал Рафаэль. Они были воспроизведены на всем, от бумажных салфеток до зонтиков. Сикстинская Мадонна считается одной из лучших картин многих известных критиков, особенно популярна в Германии, где была провозглашена «высшей среди картин мира» и получила эпитет «божественная».
Стиль и анализ
Гоген задумал покончить жизнь самоубийством после завершения этой картины, что он пытался сделать и ранее. Он указал, что картину нужно читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у её ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов». Голубой идол на заднем плане по-видимому представляет то, что Гоген описал как «потусторонний мир». О полноте картины он сказал следующее: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».
Картина является ключевой в новаторском постимпрессионистском стиле Гогена; его искусство подчёркивало чёткое использование красок и толстых мазков, принципов импрессионизма, в то же время стремилось передать эмоциональную или экспрессионистскую силу. Оно возникло вместе с другими авангардными течениями XX века, включая кубизм и фовизм.
Спаситель мира
Художник: Леонардо да Винчи
Год: 1519
Спаситель мира (1500) — Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи был итальянским художником, которого сейчас считают гением со множеством талантов. Но в течение четырех столетий после смерти его слава в первую очередь почивалась на лаврах художника, и даже сегодня он считается одним из величайших художников в истории западного искусства. Первым зарегистрированным владельцем этой картины был король Карл I из Англии. Картина была продана с аукциона сыном герцога Бекингемского в 1763 году и приобретена в 1900 году британским коллекционером произведений искусства сэром Фрэнсисом Куком, потомки которого продали её на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов. Только в первом десятилетии 21 века работа была восстановлена и признана как произведение да Винчи, тем самым придав себе всеобщее внимание. Картина изображает Иисуса Христа как Salvator Mundi (Спасителя мира). На картине он в одежде эпохи Возрождения дает благословение поднятой правой рукой; а его левая рука держит хрустальный шар
Создание картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
Этот шедевр был написан в 1897 году. По признанию самого художника, после её завершения он даже хотел отравиться. Было ли так в действительности — доподлинно неизвестно никому. Но творческому порыву предшествовал ряд трагедий, которые он воспринял очень остро, отождествляя их со своей кончиной.
Прежде всего, трудное материальное положение. Хотя Гоген и категорически отверг предложенную правительством помощь, назвав её подачкой.
Кроме того, обострилась тяжёлая болезнь и пагубное пристрастие к спиртному.
Но главный сокрушительный удар нанесла Гогену небольшая записка (1891 г.), где сообщалось, что его дочь Алина умерла в возрасте 21 год.
После этого он полностью разорвал все отношения с женой, которая считала его причиной гибели дочери, и отказался от религии, написав: «Если моя дочь умерла, то зачем мне Бог?».
Итогом пережитых им нравственных и физических страданий и стал этот поистине уникальный шедевр, ярко излагающий философию автора.
Возврат к жизни
К счастью, ядовитая доза оказалась слишком мала, и Поль к утру возвратился в свой дом, где заснул крепким сном. Вместе с пробуждением к нему вернулось непреодолимое желание жизни. Художника взяли на работу, а картины стали быстро продаваться. Мистическим образом картина стала биографической.
Поль Гоген Автопортрет
Гоген излечился от болезни глаз и вступил на новую ступень творческой жизни. И хотя его полотна так и остались близки тематике той, что стала его завещанием, но они наполнены солнцем и красками.
Всю жизнь пребывая в неустанном поиске, Гоген сумел создать собственный стиль. Было ли это его целью? Скорее всего, нет. Будучи по натуре несгибаемым творцом, он воплотил в своих картинах неповторимую мозаику своего жизненного пути, который формировался не благодаря тепличным условиям, а вопреки всем тяжёлым испытаниям. Поэтому его картины — это музыка, состоящая из отдельных звуков-мазков, которой мы наслаждаемся как симфонией красоте мира.
Начало искусства
Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.
Более всего Гогена прельщали . Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.
Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, .
Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.
Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.
Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.
А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.
1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.
Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.
Диковинное искусство
Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».
Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.
Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.
Художественный музей
Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.
Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.
Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».
изящных искусств
Диковинное искусство
Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».
Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.
Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org
Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.
Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.
Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».
Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru
Готовимся к празднику со вкусом: праздничные платья на Новый год
Во-первых, милые модницы, нужно знать, что нарядные платья на Новый год – это не обязательно самые модные наряды.
Все мы понимаем, что мода шалит и меняется, но есть неписаные правила стиля, которые и определяют выбор того или иного короткого либо вечернего платья для встречи Нового года.
Красивые платья на новый год 2019, будь то короткие фасоны или сногсшибательные новогодние платья в пол должны реализовать следующие задачи:
Новогодние платья не будут выглядеть безупречно, если вы не сделаете акцент в модном образе.
Красивые платья на новогодние праздники можно дополнить пояском, оригинальной брошкой, бижутерией и драгоценными украшениями, легким, элегантным болеро или шубкой, ну и, без сомнения, подходящей сумочкой.
Нарядные платья 2019 на Новый год в частности вечерние платья на Новый год, а также другие фасоны должны сидеть на вашей фигуре идеально.
Определившись с платьем, но вы чувствуете, что-то не так, отказывайтесь от идеи приобрести это платье на Новый год, и ищите другие новогодние платья, которые будут выглядеть шикарно именно на вашей фигурке.
Выбирая новогоднее платье, ни в коем случае не допускайте даже малейшего недостатка на платье. Лучше выбирать новогоднее платье дольше, но зато найти идеальный и именно ваш вариант платья на Новый год 2019.
Возможно, вы не задумывались над вопросом удобства, но это тоже очень важно. Конечно же, мы представляем себе самые нарядные платья на Новый год 2019
Но стоит выбирать такой наряд с учетом того, где проходит новогодняя вечеринка, будет ли выбранный фасон платья на Новый год практичен, если новогодняя вечеринка предусматривает, например, бурное веселье, танцы и забавные конкурсы, в которых не в каждом наряде женщина будет чувствовать себя удобно.
Вечерние платья на Новый год, как и короткие новогодние платья 2019 должны дарить вам ощущения совершенства. Вы должны чувствовать себя королевой в новогоднем наряде, поэтому не спешите покупать любое новогоднее платье, которое более-менее вас устраивает.
Начните искать красивые платья на Новый год 2019 заранее, и тогда у вас будет время выбрать лучший новогодний наряд.
Гоген в Арле
Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.
Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.
Информация о картинах в конце статьи*
Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.
Гоген в тропиках
В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.
Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.
Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org
Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.
Диковинное искусство
Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».
Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.
Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.
Художественный музей
Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.
Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.
Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».
изящных искусств
Гоген в Бретани
Лето 1886 года Гоген проводит в Бретани на севере Франции.
Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.
Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.
Всё это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.
Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Wikimedia Commons.
Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.
Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?
В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).
Поль Гоген. Желтый Христос. 1889. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com.
Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.
А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.
Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.
Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.
А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.
Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru.
Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.
А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.