Рафаэль санти — стиль и техника

Станцы рафаэля

Как добраться

Огромные площади Папского (Апостольского) дворца вмещают в себя тысячи помещений с музеями Ватикана, в том числе станцы Рафаэля. Чтобы попасть в дворцовый комплекс, сначала нужно доехать до входов на ватиканскую территорию и перейти формальную границу с Италией.

Сделать это несложно. Достаточно подобрать подходящий вид общественного транспорта или арендовать автомобиль. По анклаву туристы передвигаются только пешком.

Метро

Римский метрополитен — один из самых доступных способов добраться до стен Ватикана. На схеме метро необходимая ветка обозначена красным цветом (линия A). Выходить нужно на станции Ottaviаno. Далее пешком около 15 минут.

Автобусы

Также до Ватикана можно добраться на наземном общественном транспорте. Автобусные остановки находятся всего в 5–10 минутах ходьбы от музеев. К станции на площади Risorgimento подходят рейсы: № 32, 81, 982. К остановке V.le Vaticano/Musei Vaticani — автобус № 49.

Автомобиль

От аэропорта Чампино можно добраться на арендованном автомобиле. Только обязательно нужно учесть, что многие кварталы в центре Рима и сам Ватикан входят в зону ограниченного движения. Дорога займет около 30 минут без учета пробок. Расстояние почти 20 километров. Короткий путь проходит по трассе Via Appia Nuova/SS7. После въезда в город, нужно придерживаться берега реки и пересечь мост Виктора Эммануила II.

Отражение в искусстве

Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).

Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».

Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго  – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.

Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.


Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.


Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

Сюжет

Это монументальная работа. Почти 2×2 м. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей 16-го века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Её глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — её образ был виден в далёкой перспективе, задолго до того как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257-го по 258-й. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты жёлуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.


«Сикстинская Мадонна». (Wikimedia Commons)

Святая Варвара неслучайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в 3-м веке, её отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против: долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчёркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это ещё не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Описание картины Андреа Мантенья «Парнас»

«Парнас» считается одной из самых лучших полотен Мантеньи. Картиной восхищались, о ней спорили и критиковали. Однако все аллегории и тонкости данной работы так и не удалось выяснить.

Ни для кого не стало сюрпризом то, что Мантеньи решил выбрать для своего полотна именно классическую мифологию. Глядя на картину, зритель видит сразу Муз, которые танцуют. Их легко узнать – их много. Согласно легенде, считалось, что песнь 9 Муз может вызвать катаклизмы, к которым также относятся и извержения вулканов. Остановить действие песен мог лишь удар копыта коня, Пегаса. Мы его можем найти на картине «Парнас». Он расположен справа, крылатый, весь усеян драгоценными камнями, как бы готовится к тому, чтобы ударить копытом.

Рядом с изображенным Пегасом, мы можем обнаружить Меркурия, бога, который, если верить мифам античности, способствовал будущему адюльтеру, который был у Венеры с Марсом. Помогал ему в этом Аполлон. На картине «Парнас» мы также можем увидеть Марса и Венеру – они расположены вверху картины. Художник изобразил их на каменном пьедестале. Рядом расположено дерево с плодами, что считается символом верности, крепкой любви. Рядом, художник как бы насмехаясь, написал кровать. Гефест, преданный Венерой муж, пытается выскочить из кузницы. Аполлона мы сможем найти внизу, он держит лиру в своих руках.

В «Парнасе» Маньтенье удалось объединить фигуры вместе с пейзажем. Фоном на полотне служат утесы скал. Центральная арка показывает нам перспективу, которая удаляется в живописные места.

Мантенья впоследствии будет сохранять этот подход передавать фигуры людей. Они у него все будут коренастыми, с сильными руками и ногами.

Полотно «Парнас» изобилует аллегориями, символизмом. До сих пор многие еще не удалось разгадать. Картина интересна исследователям и своим цветовым языком.

Описание картины Рафаэля Санти «Парнас» Картины художников

Картина создана в 1509 – 1511 годах.

Рафаэль посвятил свою фреску неувядающей во все времена теме поэзии. В самом центре мы видим знаменитый Парнас. Аполлон играет на свирели. Его окружили музы. У каждой из них в руках тот предмет, с которым она обычно изображалась. Здесь же собрались все литераторы и поэты разных эпох.

Живописец стремился передать волшебное действие музыки. Он будет использовать этот мотив в своем творчестве не раз. Первую попытку он предпринимает именно при создании «Парнаса». Это творение сочетает максимальное изящество и подлинное величие. Трудно найти более гармоничное их сочетание.

Композиция картины многофигурная. Хочется рассматривать ее, выясняя, кто удостоился чести быть изображенным на этом подлинном шедевре. Перед зрителем невероятно сложные группы пространственного

типа, образованные мудрецами, философами и поэтами. Они размещены среди грандиозного пейзажа и декораций, поражающих великолепием архитектурных форм.

Строгая симметрия расположенных групп придает всему изображенному художником гармоничное единство. Нет ощущение разобщенности

Все герои объединены важной темой искусства и воздействием его на человека

Богатство красок впечатляет. Рафаэль мастерски прописывает каждую фигуру

Для него максимально важно портретное сходство с теми людьми, которых он изображает. Это необходимо для того, чтобы зритель смог понять замысел художника

Наряды людей пописаны невероятно скрупулезно. Складки тканей практически осязаемы.

Рафаэль демонстрирует нам собственный идеальный мир, в котором важна только мудрость каждого человека, его уверенность в себе. Мы видим то, о чем так долго мечтал художник. Человек должен быть благородным и обязательно свободным. Картина «Парнас» не случайно стала настоящим шедевром, впечатляющим ни одно поколение зрителей.

Прислал: AnGeL . 2017-10-08 22:04:41

Флорентийские мадонны

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Невесомая красота Сикстинской Мадонны

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.

Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

ПОРТРЕТЫ

Рафаэль был великолепным портретистом, хотя этот жанр и не был для него основным, особенно после того как художник переселился в Рим, где большую часть своего времени был вынужден посвящать грандиозным проектам, над которыми он работал по заказу правителей Ватикана. Не удивительно, что Рафаэль написал портреты обоих пап, на которых он работал, — Юлия II и Льва Х.

Его портрет папы Юлия II (слева) на целых два столетия стал образцом, по которому писались парадные портреты пап. Веласкес, например, следовал этому образцу в 1650 году, когда писал папу Иннокентия Х, изобразив его по колени, с поворотом лица в три четверти, сидящем в кресле с высокой спинкой. Помимо папских Рафаэль написал совсем немного портретов: несколько своих друзей, а также несколько человеку, имена которых так и остались тайной. Если свои переносные картины на религиозные сюжеты Рафаэль писал на деревянных панелях, то для написания портретов он чаще всего пользовался холстом, который лучше передаёт богатство красок и фактуру, характерную для этих работ художника.

Работы художника

Галатея

Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.

Освобождение Святого Петра

Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.

Обручение Девы Марии

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.

Сикстинская мадонна

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.

Зал Пожара

Помещение использовалось во времена Юлия II для заседаний высшего суда Святого Престола. Во времена правления Льва X он отдал распоряжение, чтобы эту комнату переоборудовали под столовую, куда Папа мог бы пригласить влиятельных посетителей. Поэтому было решено несколько изменить тематику интерьеров. Нужно сказать, что этот зал стал последним, который Рафаэль расписал сам.


Фото: Victor R. RuizFollow / flickr.com

В то время мастер был занят другими папскими делами, и прежде всего гобеленами Сикстинской капеллы, а также архитектурой базилики Святого Петра. Поэтому все чаще он поручал росписи своим помощникам, которые прекрасно усвоили его манеру письма.

За семь лет, которые прошли с того времени, когда он впервые переступил порог Апостольского дворца, он завоевал признание и бессмертную славу. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через жизненные истории, а также двух предыдущих пап с тем же именем.

Главная фреска зала в станцах Рафаэля называется — «Пожар в Борго». Росписи прославляют Льва III и Льва IV. Согласно преданию, пожар в Борго, который дал название комнате, вспыхнул в 847 году в окрестностях перед базиликой Святого Петра.


Фото: Wikimedia Commons

Получив торжественное благословение Лев IV (Понтифик с 847 по 855) чудесным образом погасил огонь, спасая тем самым церковь и людей. Почти все фигуры были написаны помощниками, поскольку Мастер занимался детальной архитектурой зданий.

Например, фасадом храма Святого Петра, который был разрушен еще до его приезда в Рим. А также частью дворца и лоджии, с которой Папа благословляет народ

Основное внимание художник сосредоточил на изображении пожара

На ступенях Апостольского дворца молодая женщина с грудным ребенком ищет укрытия от пожара. Внизу большая группа напуганных женщин просит помощи, а люди покидают, охваченные яростными языками пламени дома.


Фото: Wikimedia Commons

В «Битве при Остии» — художник изобразил сцену поединка между галерами Папы и сарацинами, который произошел в IX в. В 846 г. сарацины совершили дерзкое нападение на Остию, которое сопровождалось грабежами и захватом большого количества пленных.

В 849 г. они совершили повторное нападение, но теперь им пришлось срочно убраться восвояси, спасая свои жизни. На фреске изображен Папа, который благодарит небеса.

Следующая фреска «Коронования Карла» рассказывает о событии 800 г. в Базилике Святого Петра. Как известно, в 1516 г. состоялась историческая встреча Франциска I и Льва X. Вероятнее всего, автором этой фрески является один из учеников Рафаэля.


Фото: Wikimedia Commons

Коронация Карла Великого происходила в соборе Святого Петра в рождественскую ночь в 800 году, и составляет основу Священной Римской империи. Вполне вероятно, что фреска относится к конкордату, составленному между Святым Престолом и королевством Франции в 1515 году.

Следующая фреска в станцах Рафаэля носит название — «Оправдание Льва III» и также была написана помощниками великого художника.

Клятва Льва III иллюстрирует эпизод, который произошел за день до коронации Карла Великого, когда Папа Римский отреагировал на клевету племянников своего предшественника Адриана I, подтвердив принцип, что викарий Христа несет ответственность только перед Богом за его действия.

О чем говорит мне эта картина? «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

«Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу… Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Ключевое слово тут «беспокойство». Многие исследователи писали о тревоге, исходящей от картины, объясняя ее тем, что Рафаэль хотел передать боль матери, предвидящей страдания сына. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Почему все они находятся за занавесом? Собирается ли художник впустить этих людей или, наоборот, хочет поскорее закрыть занавес, чтобы оставить их там и защитить от их взглядов Мадонну?

Если присмотреться, там много взрослых, мужских лиц с открытыми ртами, мало похожих на ангелов. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Чтобы понять смысл, бессознательно вложенный Рафаэлем в этот фон, надо знать историю создания картины. Считается, что прообразом Мадонны служила любовница Рафаэля – Маргерита Лути, дочь булочника. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Я предполагаю, что неосознанно в этих лицах за спиной Мадонны Рафаэль изобразил тех мужчин, которые роились вокруг нее и желали ее соблазнить. По всей видимости, художник обвинял именно их. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. И тому тоже есть причина. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. А спустя три года умер его отец. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. Второй ангелочек устремляет взгляд, полный надежды, к Мадонне, как бы веря в воскрешение умершей матери. Интересно, что прообразом этих двух ангелочков стали два мальчика, смотрящие на витрину недоступной для них булочной. Это важнейшее обстоятельство, если мы вспомним, что любовницей Рафаэля была дочь булочника.Рафаэль надеялся обрести потерянную мать в своей возлюбленной и одновременно был уверен, что он потеряет ее, так же как свою мать. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Так что я чувствую в картине двойное напряжение – мужскую страсть, сжигающую ревность и глубочайшую детскую боль от потери матери, наивную мечту о ее воскрешении. Возможно, сознательно рисуя страдание Мадонны, предвидящей потерю сына, бессознательно он вкладывал в эту картину иной смысл – свою собственную обреченность и знание, что он не сможет удержать свою женщину ни как любовницу, ни как мать».

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

Почему эта Мадонна — Сикстинская?

«Сикстинская Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в III веке, еще задолго до разделения Католической и Православной Церквей, и в обеих почитается как святой мученик. Титул «папа Римский» в те времена означал всего лишь «епископ города Рима».


Фасад и двор храма св. Сикста II Папы Римского в Пьяченце

Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоёвана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но ещё и возлюбленная художника. История не сохранила даже её настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражён красотой девушки, заплатил её отцу 3 тыс. золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.


Рафаэль Санти. (Wikimedia Commons)

Но вернёмся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине 18-го века её не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увёз её в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было непринципиально — купить это полотно или другое. Главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.

При появлении «Сикстинской Мадонны» в Дрездене Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Прошло ещё полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Её копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли эти работы и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращён вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

Слайд 12 Изображение аллегорических фигур «Мудрость. Умеренность. Сила» помещено под фигурою Юриспруденции,

прорезанной окном. По бокам окна – слева император Юстиниан, принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII, вручающий декреталии адвокату.1.Сила. Изображена в шлеме. В ее руках — голова льва и дубовая ветвь – символ семьи папы Юлия I. Херувим, олицетворяющий смирение, протягивает руки к ветвям дерева
2. Мудрость. Фигура изображена смотрящей в зеркало — олицетворение того, что ей ясно видна вся правда. За ее спиной херувим, олицетворяющий надежду, держит пылающий факел.
3. Умеренность. Богиня держит поводья в руке. Рядом с ней изображен херувим Вера, указывающий на небо.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она оказалась одной из важнейших в его творчестве.

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлёк лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручили расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.


«Афинская школа». (Wikimedia Commons)

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был ещё и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он возвёл в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрёл славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. По одной версии, он умер из-за лихорадки. По другой — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

ГРАВЮРЫ

Сам Рафаэль не занимался гравюрами, однако он объединил свои усилия с одним из выдающихся итальянских граверов, Маркантонио Раймонди (ок. 1470 – ок. 1530 гг.). Раймонди вырезал гравюры, воспроизводившие известные картины Рафаэля и специально созданные им для этого оригинальные рисунки. Наиболее известными считаются гравюры, сделанные именно по таким рисункам, в том числе «Избиение младенцев» (ок. 1511 г.) и «Суд Париса» (ок. 1517 г.), гениально повторённой спустя столетия Эдуардом Мане в его легендарном «Завтраке на траве». Гравюры Раймонди способствовали росту популярности Рафаэля; сама техника гравюры была в те времена новинкой, но вскоре её приняли на вооружение и другие художники. Сам Раймонди работал со многими художниками, в том числе и с учеником Рафаэля Джулио Романо. Их союз прославился выпуском серии порнографических гравюр, а разразившийся в Риме по этому поводу скандал оказался таким громким, что в 1524 году Раймонд был на короткое время посажен в тюрьму.

Творчество Рафаэля оказало огромное влияние не только на его современников, но и на художников, творивших спустя столетия. На протяжении как минимум 300 лет после смерти Рафаэль единодушно признавался величайшим художником на Земле и самым высоким образцом для подражания. Не смотря на то, что из общего хора выбивались отдельные критические голоса – так, например , Гёте писал в 1780-х годах, что после «великих образцов Микеландело» он не может смотреть на «остроумные подделки Рафаэля», — всё же преобладающим оставалось мнение, которое высказал Майкл Брайен, написавший о Рафаэле в 1816 году в своей книге «Словарь художников и граверов» следующее: «Этот выдающийся художник, согласно всеобщим оценкам, может быть назван королём живописцев и славится как обладатель счастливого сочетания талантов, редко выпадающих на долю других мастеров».

Попытки опровергнуть это утверждение мы встречаем у Эжена Делакруа, который вспоминал, что пришедшая ему в 1851 году мысль о том, что Рембрандт как художник стоит выше Рафаэля, была «богохульством, от которого у любого академика встали бы дыбом волосы на голове». Спустя полвека о сравнительных достоинствах Рембрандта и Рафаэля могли бы подписаться многие исследователи, и сейчас нет никаких сомнений в том, что на протяжении XX века популярность Рафаэля неуклонно падала. Отчасти это связано с тем, что современный мир хочет видеть художника бунтарём, изгоем и эксцентриком, что никак не вяжется с творческой судьбой Рафаэля – ровной, спокойной, лишённой падений и всегда неуклонно возносившей мастера к вершинам успеха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: