Смерть и скупой (смерть скряги), иероним босх

Главная тайна иеронима босха: что обнаружили археологи, вскрыв могилу художника

Индивидуальные доказательства

  1. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр. 48
  2. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.88.
  3. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.102.
  4. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр. 85
  5. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.101.
  6. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр. 81
  7. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.74.
  8. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.74.
  9. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.79.
  10. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.77.
  11. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр. 67
  12. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.98.
  13. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.93.
  14. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.72.
  15. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.72.
  16. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.72.
  17. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Вермет: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр. 37
  18. Йос Колдевей, Пол Ванден Бек, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.106.
  19. ↑ Йос Колдевей, Пол Ванденбок, Барнард Верме: Иероним Босх — Полное собрание сочинений. Belser Verlag, Штутгарт 2001, стр.29.

definition — Смерть скупца (картина Босха)

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Смерть скупца (картина Босха)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Иероним Босх
Смерть скупца, 1500
Доска, масло. 92,6 × 30,8 см
Национальная галерея искусства,Вашингтон

«Смерть скупца» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».

На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра, и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

Смерть скупца. 1500. 25,6 х 14,9 см. Кабинет рисунков. Лувр. Париж

Сцена смерти отодвинута на задний план, а ближе к зрителю изображён ещё один скупец преклонного возраста: опуская правой рукой монеты в денежный сундук, он в левой, опирающейся на клюку, сжимает чётки. Соседство эпизодов, обычно изображавшихся отдельно, вероятно призвано акцентировать для зрителя вопрос о выборе жизненного пути. Недаром в сундуке и под ним копошатся дьявольские монстры.

В Лувре хранится рисунок Босха с таким же названием и почти полностью повторяющий композицию картины. Это законченное произведение вряд ли было эскизом к картине, скорее оно появилось при её переводе в гравюру. Изменение формата отразилось на компоновке атрибутов переднего плана — рыцарские доспехи переместились вправо.

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Могильные Товары: Джефф Кристенсен

Кристенсен — один из самых известных представителей направления сюрреализм. В своих полотнах он развивал и продолжал идеи Сальвадора Дали, изображая жуткие сны, кошмарные видения, парадоксальные фантазии душевнобольных людей.

Вид могильных товаров заставляет зрителя задуматься о том, что человеческая жизнь преходящая, а смерти избежать невозможно. Жуткий натюрморт написан в темном, зловещем колорите, создавая у зрителя ощущение безысходности бытия, отчаяния и беспросветного мрака. Продолжая традиции сюрреализма, художник намеренно искажает и деформирует формы отдельных предметов, чтобы усилить гротеск и довести картину до абсурда.

Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных

Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Литература

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

Отдельные панно и фрагменты утраченных алтарей

К жизни Христа

картина Подробности
Поклонение ребенку
масло на дереве
66 × 43 см
Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн
Авторство Босха — спорный вопрос; это может быть копия утерянной работы Босха. Вторая, более широкая версия мотива предоставлена Рейксмузеум Амстердам в музее провинции Северный Брабант в Хертогенбосе. Другая версия находится в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе.
Поклонение трем королям
масло на дереве
71,1 x 56,5 см
Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Картина была описана Фридлендером как «особенно ранняя работа мастера; позже считали, что это копия шестнадцатого века; В последнее время считается, что произведение было создано в 1470-х годах и восходит к непосредственному кругу Босха.
Поклонение трем королям
масло на дереве
94 × 74 см
Музей искусств , Филадельфия
Распятие с донором
около 1483 г. или позже
масло на дереве
70,5 × 59 см
Королевские музеи изящных искусств , Брюссель
Несение креста (Вена)
около 1500 или позже
масло на дереве
57,2 × 32 см
Художественно-исторический музей , Вена
На обратной стороне доски картина « Играющий ребенок» .
Играющий ребенок
около 1500 или позже
масло на дереве
57,2 × 32 см
Художественно-исторический музей , Вена
Оборотная сторона панели Несение креста .
Несение креста (Гент)
1510-1535
масло на дереве
76,7 x 83,5 см
Королевский музей изящных искусств , Гент
Обсуждается авторство Босха.
Несение креста (Эскориал)
1498 или позже
масло на дереве
150 × 94 см
Palacio Real
Приписывается Иерониму Босху или его мастерской.
Терновый венец
около 1485 г. или позже
масло на дереве
73,7 x 58,7 см
Национальная галерея , Лондон, Великобритания
Ecce Homo (Франкфурт)
около 1476 г. или позже
масло на дереве
61 × 75 см
Штедельский музей , Франкфурт

Святые

картина Подробности
Святой Кристофер
около 1496 г. или позже
масло на дереве
113 × 71,5 см
Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам
Святой Иероним
около 1482 г.
масло на дереве
77 × 59 см
Музей изящных искусств , Гент
Иоанн Креститель
около 1489 г. или позже
масло на дереве
48,5 х 40 см
Музей Лазаро Гальдиано , Мадрид
Слева внутри алтаря Братства Богоматери.
Иоанна на Патмосе
около 1489 г. или позже
масло на дереве
63 x 43,3 см
Gemäldegalerie , Берлин
На обратной стороне панно — круглая двойная картина « Сцены страсти» .
Сцены страсти
около 1489 г. или позже
масло на дереве
63 x 43,3 см
Gemäldegalerie , Берлин
Задняя часть панели Иоанн на Патмосе .
Искушение святого Антония
масло на дереве
70 × 51 см
Музей Прадо , Мадрид
Обсуждается авторство Босха.

Прочие работы

картина Подробности
Жонглер
около 1502 г.
масло на дереве
53 × 65 см
Муниципальный музей , Сен-Жермен-ан-Ле
Картина приписывается Иерониму Босху или его мастерской.
Голова женщины
масло на дереве
13 × 5 см
Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам
Фрагмент с неясной атрибуцией.
Страшный суд (фрагмент)
масло на дереве
60 × 114 см
Старая пинакотека , Мюнхен
Фрагмент утерянного триптиха. Обсуждается авторство Босха.
Семь смертных грехов и четыре последних дела
масло на дереве
120 × 150 см
Музей Прадо , Мадрид
Корабль дураков
около 1494 г. или позже
масло на дереве
57,9 x 32,6 см
Лувр , Париж
Фрагмент утерянного триптиха, в котором также были картины « Аллегория чрезмерности и похоти» (в нижней части крыла с Кораблем дураков) и «Смерть скупца» (на другом внешнем крыле).
Коробейник
около 1494 г. или позже
масло на дереве
71,5 см (диаметр)
Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам
Это внешняя панель потерянного триптиха, на которой также были картины «Корабль дураков» , « Аллегория жадности» и «Смерть скупца» .
Смерть скряги
около 1494 г. или позже
масло на дереве
92,6 x 30,8 см
Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
Это внешнее крыло утраченного триптиха, в котором также находились картины «Корабль дураков» (верхняя часть), « Аллегория жадности» и «Жонглер» .
Аллегория жадности
около 1494 г. или позже
масло на дереве
36 × 31,5 см
Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен
Фрагмент утраченного триптиха, в котором также были картины «Корабль дураков» (верхняя часть), « Смерть скупца» и «Жонглер» .

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Триптихи

картина Подробности
Поклонение волхвов
масло на дереве
138 × 72/144 см
Музей Прадо , Мадрид
Снаружи — изображение Георгсмесса , выполненное гризайлью . Внутри изображены изображения основателя со святым Петром , Поклонение волхвов и основателя со святой Агнесой .
Сад земных наслаждений
1503–1504
масло на дереве
220 × 389 см, Испания
Снаружи — картина «Сотворение мира» , выполненная в гризайле.
 
Тележка сена
масло на дереве
147 × 232 см (вариант в Эскориале)
135 × 190 см (версия в Прадо)
Эль-Эскориал , Испания (версия 1)
Музей Прадо , Мадрид (версия 2)
Есть две версии этого мотива. Снаружи картина «Путь жизни» .
Алтарь отшельника
около 1493 г. или позже
масло на дереве
86 × 100 см
Дворец Дожей , Венеция
Внутри изображены три картины Святой Антоний , Иероним и Элигий.
Страшный суд триптих
масло на дереве
163,7 × 127 см (центральная панель)
167,7 × 60 см (левое крыло)
167 × 60 см (правое крыло)
Академия изящных искусств , Вена
Снаружи показаны два изображения: Святой Иаков Великий и Святой Бавон , оба в гризайле.
Страшный суд
масло на дереве
99,5 x 117,5 см
Музей Грёнинге , Брюгге
Приписывается Босху и / или его мастерской. Снаружи изображен образ Христа в терновом венце .
Распятый мученик
около 1497 г. или позже
масло на дереве
104 × 119 см
Дворец Дожей , Венеция
Внутри изображены три изображения святого Антония , распятого мученика и воина .
Искушение святого Антония
около 1501 г. или позже
масло на дереве
131 × 119/238 см
Национальный музей искусства Антига , Лиссабон
На внешней стороне изображены две картины: «Взятие Христа» и «Несение креста» , выполненные в гризайле.

Диптихи и полиптихи

картина Подробности
    
Всемирный потоп (Диптих)
  • Медальоны с аллегорическими сценами (снаружи)
  • Мир до и после потопа (внутри)
около 1514 г. или позже
масло на дереве
69,5 × 39 см и 69 × 36 см (каждое крыло)
34,5 см (диаметр картины на обороте)
Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам
Видения загробной жизни (полиптих)
  • Земной рай
  • Восхождение в райский рай
  • Падение проклятых в ад
  • Ад
масло на дереве
86,5 × 39,5 (каждый)
Дворец Дожей , Венеция
Также известен как алтарь кардинала Гриманиса . Возможно, эти работы принадлежали к более крупной группе запрестольных образов, четыре из которых были утеряны.

литература

  • Стефан Фишер: «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. Подходы и методы исследования , 2001/2007, ISBN 978-3-638-70228-7 и ISBN 978-3-638-28448-6 .
  • Стефан Фишер: Иероним Босх: Живопись как видение, обучающий образ и произведение искусства (ATLAS. Боннские вклады в историю искусства, том 6), Кельн 2009 (Университетский университет Бонна), ISBN 978-3-412-20296-5 .
  • Фишер, Стефан: Иероним Босх. Полная работа, Taschen Köln 2013, ISBN 978-3-8365-2628-9 .
  • Фишер, Стефан: В лабиринте образов. Мир Иеронима Босха. Reclam, Штутгарт, 2016 г., ISBN 978-3-15-011003-4 .
  • Генрих Герц: «Bosch» , монографии rowohlt, Гамбург 1998, ISBN 3-499-50237-2 .
  • Роз-Мари и Райнер Хаген: «Обзоры изображений — шедевры в деталях» , Бенедикт Ташен-Верлаг, 1995.
  • Вильгельм Френгер: «Иероним Босх» , в: От Босха до Бекмана. Избранные произведения . DuMont Verlag, Кёльн, 1985, стр. 18-21. ISBN 3-7701-1591-0 .
  • Роджер Х. Марийхнен: Иероним Босх: Полное собрание сочинения при участии Питера Рюффелаэра , Кельн ²1999
  • Du — Zeitschrift für Kultur, 750, октябрь 2004 г .: Иероним Босх: Затерянные в раю

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Новый ты мог бы родиться сегодня: Сантьяго Карузо

Произведение, входящее в рейтинг самых страшных картин художников, отличается сложной композицией. Это одна из многочисленных вариаций на тему рождения и происхождения человека на земле.

Новый ты мог бы родиться сегодняСантьяго Карузо

Странные мистические существа в напряженных позах, зловещий колорит и мрачная атмосфера — все это говорит о своеобразной трактовке аргентинским художников основных принципов художественного направления сюрреализм. Карузо — достойный продолжатель идей Сальвадора Дали, но в своих экспериментах с формой и композицией он зашел намного дальше. Это полотно мастера — своеобразное философское размышление о жизни, о месте человека в ней.

Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.

Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850

Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.

Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро

Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.

Несение креста

Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское. «Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:

Он сел в углу, прищурился и начал: Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре. Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и горе Сей живописи Страшного суда.

«Несение креста» — имитация?

Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией. Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).

Отличие гентского «Несения креста» от венского

В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.

Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.

Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?

Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации. Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом. В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём». На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).

Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.

Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид

“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: