Картина «солнечный день. весна» считается первой работой знаменитого левитана

Картина «солнечный день. весна» считается первой работой знаменитого левитана

Солнечный день весна

Один из ранних пейзажей Исаака Левитана – на момент написания художнику было семнадцать лет. Юноша обучался живописи в Москве, в школе художника Саврасова. Это полотно близко саврасовским пейзажам, напоминает настроением такие шедевры, как «Домик в провинции» и «Дворик».

Левитан также как и его учитель, избрал жанр пейзажа. Кроме восхищения красотой природы он позволял передавать сущность окружающего мира. Наставник Саврасов и ученик Левитан одинаково видели задачу художника-пейзажиста. Основным требованием была натуралистичность изображения природы.

Пейзаж «Солнечный день. Весна» удивительно легок и светел. Мы видим тихий уютный дворик в окружении деревьев. Рядом с избой и сараем копаются в покрытой молодой травкой земле куры. Деревянные постройки просты, но крепки, во всем чувствуется умелая и рачительная хозяйская рука.

Различные оттенки зелёного подчеркивают юность и чистоту окружающего мира. Окна дома очень малы, будто защищают счастье живущих в нем людей. Природа всегда была главным источником вдохновения Исаака Левитана. Он стремился передать всю ее красоту и хрупкость. И при этом, ранняя картина мастера отличается юношеской восторженностью — настолько ярки и броски краски.

Картина несёт тёплое, уютное и домашнее настроение. Она навевает каждому воспоминания о родном доме, самом уютном уголке детства.

Исаак Левитан «Солнечный день. Весна» (1876-1877) Холст, масло. 53 х 40,7 см Частная коллекция 

На время написания этой картины Левитану было 16-17 лет. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем живописи был известный художник-пейзажист Алексей Саврасов. 

Искусствовед Владимир Петров писал: «В самом деле, хотя занятия с Саврасовым были благотворны для многих, именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива».

Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина «Солнечный день.

Весна» (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.

Атмосферные явления

Завершая рассмотрение характерных для левитановской симфонии тем-«мотивов» (хотя список получился неполным — в него не вошли такие важнейшие для художника темы, как дорога, русская деревня, тишина и пр.), отметим то, как он изображал «атмосферные явления». Они, как и везде у Левитана, не являются застывшими «знаками», но всякий раз одушевлены тем или иным настроением самого живописца. Это касается, например, дождя — если в ранних подмосковных пейзажах Левитана дождь всегда рифмовался с унынием и некоей слезливостью, то на Волге он научился ценить тихие дожди, почувствовал в них особенную красоту. Эта перемена отношения зафиксирована в работе «После дождя. Плёс», 1889. Увидев это полотно, Чехов сказал художнику: «Ты знаешь, на твоих картинах даже появилась улыбка». Кстати, это одно из немногих чисто пленэрных произведений Левитана — он написал картину за четыре часа, стремясь зафиксировать редкое освещение, которое могло в любой момент исчезнуть. Разным у художника бывает и ветер: тоскливым, печальным, грозным, радостным. В последнем качестве ветер стал героем левитановской работы «Свежий ветер. Волга», 1895, относящейся к циклу его мажорной лирики 1895-96 гг.

Работы художника

Над вечным покоем

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Картина представляет очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым («божественное нечто», как назвал её однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными.

Владимирка

«Владимирка» представляет собой ещё один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно — быть может, именно поэтому она была столь любима представителями «критически мыслящей интеллигенции». Это ещё один пронзительный образ русской земли.

У омута

У этой картины есть литературное и фольклорное эхо. Рассказ о дочере мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты стало толчком к написанию знаменитой пушкинской «Русалки». Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Так родилась эта картина — странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан.

Берёзовая роща

Работа принадлежит к «плёсскому» периоду творчества художника. Плёсские рощи продиктовали Левитану композиционное и «техническое» решение. Художник был великим умельцем вложить в простейший природный «мотив» богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ. «Берёзовая роща» бросается в глаза своей очевидной импрессионистичностью, но вместе с тем Левитан к исканиям импрессионистов оставался холоден.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: