Спаситель мира. все за и против авторства леонардо да винчи

Мона Лиза – автопортрет Леонардо?

Это самая известная картина в мире и предмет бесконечных интриг; Великолепное произведение Леонардо да Винчи породило неисчислимое количество загадок. Спустя столетия, в 1986 году, компьютерный художник по имени Лилиан Шварц начала работать с новой компьютерной программой, которая сравнивает два оцифрованных изображения. По чистой случайности она загрузила портреты Моны Лизы и Да Винчи. Когда второй автопортрет был перевернут и помещен рядом с Джокондой, в программе проявилось одно лицо. Все на лице казалось идеально подходящим, включая глаза, нос и рот.Используя другую программу, Лилиан даже удалось приподнять уголки рта да Винчи и сравнить это с улыбкой Моны Лизы. Лилиан была уверена, что да Винчи использовал себя в качестве образа Моны Лизы.

А 10 лет назад ситуация вновь изменилась. Мону Лизу, которую когда-то считали самим художником в костюме, теперь принята за Лизу Герардини, жену итальянского торговца. В 2010 году буква S, возможно, обозначающая могущественную семью Сфорца, была обнаружена в левом глазу героини картины, а инициалы LV были обнаружены в ее правом глазу (обозначают авторство Леонардо да Винчи)

Под арочным мостом на заднем плане было найдено число 72, важное в еврейском мистицизме

Если вы внимательно посмотрите на картину, вы заметите, что сфера в руке Иисуса прозрачна. И это при том, что Леонардо, внимательно изучавший законы оптики, должен был знать, что фон за кристаллической сферой не может появиться фактическим образом. Фон должен быть увеличен и выглядеть не в фокусе. Он должен быть искажен. Мог ли гениальный изобретатель и анатом Да Винчи сделать такую ошибку?

Возможно ли, чтобы что-то объединяло Христа с Иудой на знаменитом полотне? Существует легенда, согласно которой один и тот же человек был образцом и для Иисуса, и для Иуды. Согласно любопытной теории, да Винчи нашел своего человека для образа Иисуса в церковном хоре, где последний служил певчим. Позже, когда картина была почти завершена, мастер искал подходящего героя для роли Иуды и наткнулся на пьяного человека, лежащего в канаве. Когда да Винчи закончил писать изображение Иуды, человек признался, что узнал картину и автора. А все потому, что он уже позировал для да Винчи в роли Иисуса.

Спаситель мира – 450 млн $

Художник: Леонардо да Винчи, год создания: 1419

Произведений Леонардо да Винчи, сохранившихся до наших дней, осталось не более 20-ти, чем и обусловлена такая высокая стоимость за его картины. На аукционе Кристис нашелся анонимный покупатель, готовый заплатить 450 млн $ за картину «Спаситель мира», и это можно понять. Леонардо да Винчи – не только величайший мастер эпохи Возрождения, но многие столетия в массовом сознании – художник №1, ключевая фигура западноевропейской картины мира.

На его картине изображен Христос – левая рука у него занята символом мироздания – прозрачной сферой, а правой он благословляет.

Сколько стоит «Крик»

Картина «Крик» – самая известная работа Эдварда Мунка, норвежского художника и печатника, символ современной духовной муки. Художник изображает паническое существо, чьи контуры отражаются в закрученных линиях багряно-красного неба. В этой картине беспокойство и отчаяние достигают невиданного уровня.

«Крик» Эдварда Мунка

«Крик» долго находился в центре драматических краж и изъятий. В 2012 г. версия картины (одна из 40), созданная пастелью на картоне, была продана частному коллекционеру почти за 120 млн долларов (7,76 млрд рублей).

Арт-рынок – сфера художественной жизни, которая вызывает больше всего споров как у людей, непосредственно в нее вовлеченных, так и у тех, кто наблюдает за происходящим со стороны. Почему произошли такие изменения, почему для нынешних коллекционеров картины стали лишь средством инвестиций? Ответов на эти вопросы может быть много, стоит понимать, что арт-рынок не столько механизм купли-продажи произведений искусства, но и своеобразное пространство, где сталкиваются экономика, философия, искусство, социология.

Не только картины могут стоить дорого, но и кошки тоже. Узнайте топ 10 самых дорогих кошек мира.

Маленькая арабская страна Катар тратит на покупку произведений искусства около 1 млрд долларов в год. Если речь идет о шедеврах мировой живописи, предложение катарской королевской семьи не может побить никто. Таким образом, вполне может статься, что творения великих мастеров, как и современные произведения искусства, станут недоступны цивилизованному миру, так как в Катаре купленные картины не могут экспонироваться по ряду причин, а королевская семья страны использует искусство исключительно для саморекламы.

История продажи в 2017 году

2017 стал особым годом в истории «Спасителя». Его выставили на продажу, чтобы компенсировать Рыболовлевым убытки. Оригинальный красочный слой картины находился в плачевном состоянии, поэтому оценили лот в 100 миллионов долларов.

Выставили картину на аукционе Christie’s. Перед этим развернули небывалую рекламную кампанию. Лот называли последним живописным произведением да Винчи, в интернет выложили ролики с разглядывающими полотно знаменитостями. Попасть на предпродажный показ в Нью-Йорке можно было только после часовой очереди.

Торги состоялись 15 ноября. Масштабность шага аукциона поражала, достигая 30-40 миллионов долларов.

Сделка с продажей самой дорогой картины в мире

В 2017 году картина была снова выставлена на продажу. Однако из-за плохо состояния оригинального слоя краски, стоимость её упала до 100 миллионов долларов.

Чтобы поднять цену организаторы аукциона устроили компанию — на YouTube распространялись ролики, на которых знаменитости Дженифер Лопес и Леонардо ди Каприо рассматривают «Спасителя мира». Чтобы увидеть полотно в музее, требовалось отстоять многочасовую очередь. А также было заявлено, что это последнее произведение да Винчи, которое сегодня осталось во владениях в частных руках.

В результате торги на аукционе пошли с невиданным шагом в 30-40 миллионов долларов, и конечная стоимость лота составила целых 400 миллионов долларов. Всего вместе с комиссией было выплачено 450 миллионов долларов. Покупатель изначально был неизвестен, но потом стало вероятно, что им оказался наследный принц Саудовской Аравии. Покупка была сделана для музея Лувр Абу-Даби, и сейчас самая дорогая картина на свете экспонируется именно в нём.

Парижская версия Спасителя

Маркиз де Гане в течение долго времени убеждал общество в том, что подлинная картина «Спаситель», принадлежащая перу Леонардо да Винчи висит в его доме в Париже. Он говорил, что барон де Ларанти, предыдущий владелец его особняка, в 19 веке приобрёл это произведение в монастыре в Нанте. В монастыре же оно оказалось по завещанию вдовы Людовика XII, для которого и была написана.

В 1982 «Спаситель» из Парижа даже принял участие в выставке в Винче, городе, где родился и вырос Леонардо. Однако, де Гане так и не смог доказать авторство великого художника. Сейчас эта картинка предписывается другим художникам — Марко д’Оджоно или Франческо Мельци.

Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».

Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

«Портрет доктора Гаше», Винсент Ван Гог

С детства трудный ребенок, находящийся под вечным наказом родителей и ищущий себя в этом мире, стал гениальным художником 19 века, посвятив себя искусству. Нестабильное эмоциональное состояние бросало его из спокойствия в гнев, оно и привело его доктору Гаше. Лечащий врач стал настоящим другом живописца. Несмотря на внутренние конфликты, полотна художника мягкие и нежные. Цветовая гамма и манера нанесения говорят, что творчество успокаивало мастера и привносило равновесие в жизнь.

Самая дорогая картина Ван Гога приобретена за 82.5 млн. долларов японским бизнесменом. Очарованный шедевром обладатель завещал кремировать ее вместе с ним.

Самая дорогая картина Ван Гога приобретена за 82.5 млн. долларов

Пропажа картины в 2019 году

В марте 2019 года появилась информация о пропаже полотна. Источником информации была газета The New York Times. Этим событиям предшествовала отмена презентации в филиале Лувра ОАЭ, причем причина так и осталась неизвестна.

Информация появилась в июне 2019 года. Оказалось, что полотно переместили на яхту наследного принца Саудовской Аравии, где и планируют оставить до окончания строительства культурного центра в Эль-Мадине (регион Эль-Ула). Предполагается, что полотно станет экспонатом этого центра.

«Спаситель мира» – одно из немногих сохранившихся полотен да Винчи, хотя его авторство ставят под сомнение. Оно стало самой дорогой картиной Леонардо и во всем мире, не считая «Джоконду», которая не может быть продана. Не исключено, что в истории полотна появится еще много интересных событий – она не менее ярка, чем жизнь и творчество самого художника.

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

Загадка №1 — Кто на самом деле автор картины?

Ряд искусствоведов считают, что работа выполнена леонардесками (это ломбардские художники эпохи Возрождения, на творчество которых оказало значительное влияние манера самого Леонардо да Винчи). Картина также могла быть выполнена учениками или мастерской Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрус, академик из Оксфорда, даже обнародовал заявление о том, что эта работа не Леонардо, а была выполнена его сторонним подражателем Бернардино Луини
При неизвестности истинного автора, версию кисти Леонардо доказывают ряд фактов:
1. Ярко—выраженная техника сфумато
Общеизвестно, что художественный принцип сфумато был изобретен Леонардо. Благодаря этой технике герои его картин превращаются из написанных фигур в реальных людей из плоти и крови. Леонардо начал затемнять выраженные части рук и лица (кисти, подбородок, лоб, нос, пальцы), которые выглядели как плавные переходы от света к тени и приобрели эффект туманности. Именно эту технику он использовал для создания своей знаменитой «Моны Лизы». Сфумато используется и в «Спасителе», причем в более значительной степени, что придало лицу Иисуса полупрозрачный лик и туманность.

2. Андрогинные черты лица
Сходство «Моны Лизы» и «Спасителя» настолько явно, что вторую картину называют мужской версией «Джоконды». Действительно, глаза, нос, волосы и верхняя губа выглядят одинаково. Вполне вероятно, это доказывает авторство Леонардо. Есть еще кое—что, что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя». Леонардо намеревался придать героям андрогинные черты. Мужские герои Леонардо имеют женские черты, а женские — имеют ряд мужских особенностей. Такова фигура прекрасного юноши на картине Леонардо «Святой Иоанн Креститель» или ангел из картины «Мадонны в скалах». Так и черты лица «Спасителя» довольно мягкие.

3. Найденные эскизы «Спасителя»
В 2008 году группа экспертов признало, что произведение действительно было написано Леонардо да Винчи. Вкупе с картиной были найдены эскизы «Спасителя» и гравюра 1650 года, сделанная знаменитым печатником, могла бы стать еще одним свидетельством. Надпись на ней гласила: «Леонардо да Винчи нарисовал это». Будучи анатомом, Леонардо очень хорошо рисовал руки. Правая рука изображена действительно мастерски. Одежда также написана в стиле Леонардо (с большим реализмом прописаны рубашка и рукава, орнамент на одеянии вызывает особое восхищение). Более того, эти детали совпадают с первоначальными эскизами мастера, которые выставлены в Виндзорском замке.

4. Пентименто
При ближайшем рассмотрении можно заметить pentimento (переписанную ладонь). Изначально ладонь была меньше, но мастер сделал ее шире, т.е. корректировки художника видны невооруженным глазом. Наличие значимых отклонений от изначального замысла свидетельствует об оригинальности произведения.
5. Единые краски на картинах «Спаситель» и «Мадонна в скалах»
«Мадонна в скалах» выставлена в Национальной галерее в Лондоне. Именно этот музей первым признал подлинность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент: исследуя пигменты краски «Спасителя», они доказали абсолютную идентичность краске «Мадонны в скалах».

Факты о картине «Спаситель мира»

  • Настоящий владелец картины (по состоянию на 2018 год) — наследный принц Саудовской Аравии, который выплатил за неё 450 миллионов долларов (400 миллионов за картину и 50 миллионов в счёт комиссии аукциону).
  • Для сравнения: за 450 миллионов долларов можно купить два Boeing 777, пять раз отправить в космос современную ракету Falcon Heavy, снять 2-3 хороших фильма на уровне Голливуда с известными актёрами и современными спецэффектами.
  • В настоящее время (по состоянию на 2018 год) самая дорогая картина на свете экспонируется в музее Лувр Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.
  • «Спаситель мира» — это не только самая дорогая на свете картина, но и вообще самое дорогое произведение искусства.
  • Автор произведения Леонардно да Винчи, но у некоторых учёных есть сомнения.
  • Прозрачная сфера в руке Иисуса на картине неправильно преломляет свет.
  • Иисус на картине имеет общие с Моной Лизой черты лица.

«Спаситель мира» — это действительно ценный шедевр. Но ценность его вовсе не в миллионах. На видео ниже реакции людей, которые пришли посмотреть на картину. Среди них множество знаменитостей.

Спаситель мира в кино

В 2021 году вышел фильм «Утраченный Леонардо» (режиссёр: Андреас Койфоэд) — о самой невероятной истории в мире искусства. Это детективная история, которая кажется слишком надуманной, настолько в ней много необычных событий. Но она правдивая. От этого ещё больше ошеломляет.

Фильм непременно нужно смотреть. Но если у Вас нет такой возможности, я предлагаю Вам познакомиться с невероятной историей картины в моем аккаунте в Инстаграм @arts.dnevnik (в вечных сторис «Спаситель Мира»).

Там я также отвечаю на вопросы, почему же “Спаситель мира” так и не попал ни в один музей. А также в связи с чем картину так и не показали в рамках выставки в Лувре в 2019 году (хотя об этом было заявлено).

Даже если Вы смотрели фильм, мой рассказ в Инстаграм поможет Вам ещё раз пройтись по главным вехам этой удивительной истории.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Загадка №4 — Местонахождение картины

Первое местонахождение «Спасителя мира» находилось в коллекциях Карла I и Карла II, а затем исчез на 100 лет, снова появившись в поле зрения искусствоведов на рубеже XX века (его нашли в коллекции Фрэнсиса Кука в 1908 году).
Далее «Спаситель мира» был снова потерян между 1763 и 1900 годами, когда он впоследствии был приобретен художником и коллекционером сэром Чарльзом Робинсоном
В марте 2019 года газета The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала парижского музея Лувр в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу—Даби. До того, в сентябре 2018 года, филиал Лувра в столице ОАЭ отменил презентацию картины «без объяснения причин». В июне 2019 года стало известно, что картина хранится на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Картина будет находиться на яхте до тех пор, пока власти Саудовской Аравии не построят культурный центр в регионе Эль—Ула в провинции Эль—Мадина, где, предположительно, она будет экспонироваться. В отчете за октябрь 2019 года указывается, что картины может находиться и в Швейцарии.

Факты о картине «Спаситель мира»

  • Настоящий владелец картины (по состоянию на 2018 год) — наследный принц Саудовской Аравии, который выплатил за неё 450 миллионов долларов (400 миллионов за картину и 50 миллионов в счёт комиссии аукциону).
  • Для сравнения: за 450 миллионов долларов можно купить два Boeing 777, пять раз отправить в космос современную ракету Falcon Heavy, снять 2-3 хороших фильма на уровне Голливуда с известными актёрами и современными спецэффектами.
  • В настоящее время (по состоянию на 2018 год) самая дорогая картина на свете экспонируется в музее Лувр Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.
  • «Спаситель мира» — это не только самая дорогая на свете картина, но и вообще самое дорогое произведение искусства.
  • Автор произведения Леонардно да Винчи, но у некоторых учёных есть сомнения.
  • Прозрачная сфера в руке Иисуса на картине неправильно преломляет свет.
  • Иисус на картине имеет общие с Моной Лизой черты лица.

«Спаситель мира» — это действительно ценный шедевр. Но ценность его вовсе не в миллионах. На видео ниже реакции людей, которые пришли посмотреть на картину. Среди них множество знаменитостей.

https://youtube.com/watch?v=KV0UDvEJmmc%3F

Сфумато

Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.

Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая «Мона Лиза».

В «Спасителе» сфумато тоже есть. Когда Даян Модестини реставрировала картину, то довольно долго работала над сильно повреждённым участком над верхней губой. И тут она осознала: между губой и кожей нет линии! Переход почти не заметный, как на портрете Моны Лизы. Так в то время мог работать только Леонардо…

Спаситель Мира и Мона Лиза

«Спасителя мира» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

Фрагменты картин Леонардо да Винчи. Слева: Спаситель Мира. 1500. Местонахождение неизвестно. Справа: Портрет Моны Лизы. 1503-1519. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза: лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман. То есть сфумато слева более проявлено.

Но важно учесть, что работа создана раньше. Возможно, Леонардо ещё был в процессе совершенствования техники

И в Моне Лизе она достигла своей идеальности.

Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».

Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах».

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Вообще Леонардо любил создавать неоднозначные образы, сочетая в них противоположное. Например, мужское и женское. Холодность и мягкость. Божественное и земное.

Согласитесь, такая неоднозначность есть и в Спасителе Мира, и в Моне Лизе.

История продажи в 2017 году

2017 стал особым годом в истории «Спасителя». Его выставили на продажу, чтобы компенсировать Рыболовлевым убытки. Оригинальный красочный слой картины находился в плачевном состоянии, поэтому оценили лот в 100 миллионов долларов.

Выставили картину на аукционе Christie’s. Перед этим развернули небывалую рекламную кампанию. Лот называли последним живописным произведением да Винчи, в интернет выложили ролики с разглядывающими полотно знаменитостями. Попасть на предпродажный показ в Нью-Йорке можно было только после часовой очереди.

Торги состоялись 15 ноября. Масштабность шага аукциона поражала, достигая 30-40 миллионов долларов.

Интересные факты

«Спаситель мира» — это портрет Иисуса Христа. Картина стала очень спорным произведением, так как не все специалисты согласны с ее подлинностью.

  1. Не все эксперты согласны с тем, что «Спаситель мира» был создан Леонардо да Винчи;
  2. Наброски, созданные Леонардо да Винчи перед тем как мастер приступил к работе, сохранились. На нем художник изображал одеяние Христа, но с куда большим количеством складок нежели в окончательном варианте «Спасителя мира»;
  3. В музеях сохранены копии, созданные учениками Леонардо да Винчи. Их насчитывается более 20;
  4. «Спаситель мира» был сотворен в той же технике, что и картина «Мона Лиза»;
  5. «Спасителя мира» мира также называют «Моной Лизой» в мужской версии. У портретов множество схожих черт;
  6. Весом аргументом того, что Леонардо да Винчи писал «Спасителя мира» сам, является пентименто (изменения, которые вносит творец в процессе работы, закрашивая старое);
  7. Есть предположение, что Леонардо да Винчи написал только лицо, остальное творили его ученики. Средний палец правой руки сильно выкручен (в данном положении ноготь должен быть почти не заметен);
  8. Первым оригинальность картины подтвердил национальный музей в Лондоне. Там находится творение Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах». Сотрудники обнаружили, что пигмент краски «Спасителя мира» и «Мадонны в скалах» схож.

В настоящее время споры насчёт подлинности «Спасителя мира» до сих пор не прекратились. Также, работа Леонардо да Винчи является самой дорогостоящей в мире.

История написания полотна и его судьба

«Спаситель мира» был написан предположительно в 1499 году. На картине изображен Иисус. Правую руку он поднял в благословляющем жесте, в левой у него хрустальный шар. Нередко этот шедевр называют мужской версией «Моны Лизы», которая была написана позже. Считается, что заказал полотно Людовик 12-й – французский король.

В дальнейшем судьба картины толкуется по-разному.

Парижская версия полотна

Картина была передана в монастырь в Нанте по завещанию вдовы Людовика 12-го. В 19 веке полотно приобрел барон де Ларанти, а позже оно попало в коллекцию маркиза де Гане.

В 1982 году полотно выставили с другими работами Леонардо в Винчи в родном городе мастера, но так и не признали его авторство. В 1999 году его продали на аукционе Sotheby’s за 332 тысячи долларов.

Нью-йоркская версия полотна

Именно о ней как о самой дорогой картине художника и идет речь. В 17 веке картина принадлежала Стюартам, что подтверждается гравюрой середины того столетия, которую выполнил Вацлав Холлар. Заказчиком предположительно была Генриетта Мария, но точно неизвестно, сделали ли гравюру именно со «Спасителя». Предполагают, что в 1688 году шедевр оказался у герцога Бекингема, поскольку в 1763 году ее продали его потомки. История полотна остается неизвестной до 1900 года, когда оно было куплено баронетом Фредериком Куком в качестве работы миланской школы.

Примечательно, что шедевр был искажен – безбородый и женственный образ получил усы с бородкой. Из-за таких изменений стоимость на аукционе Sotheby’s в 1958 составила лишь 45 фунтов – обогатиться на нем наследники Кука не смогли. Следующие полвека судьба картины оставалась неизвестна.

Переломный момент в истории «Спасителя» настал в 2004 году, когда его приобрел Роберт Саймон и группа арт-дилеров. Аукцион неизвестен, стоимость работы составила около 10 тысяч долларов. Картину отправили на реставрацию, где ее избавили от всех поздних доработок. После полотно неоднократно проходило экспертизы, но авторство Леонардо все равно оставалась под вопросом, подтвердил его лишь лондонский музей. На исследования ушло 6 лет.

Алжирские женщины – 179,3 млн $

Художник: Пабло Пикассо, год создания: 1954-1955

Пабло Пикассо как-то сказал: «Я хочу жить небогато, но с большими деньгами в кармане», можно сказать, последнее ему отлично удавалось. Его картины удачно продавались и при жизни, и сегодня за них охотно отдают огромные деньги.

«Алжирские женщины» – это серия работ на сюжет Эжена Делакруа. Интересно, что он написал свою картину «Алжирские женщины в своих покоях» в 1834 году. Пикассо путешествовал по Северной Африке, и полотно было написано после поездки вдохновленным художником.

Африка представлялась ему цветистой, праздничной, но то, что он увидел, изменило его мнение – африканский мир предстал перед глазами художника патриархальным, погруженным в повседневные домашние хлопоты. Работа Пикассо на аукционе Кристис была продана за 179,3 млн $.

Доска

Для картины взята доска откровенно плохого качества. В нижней картине был сучок. Из-за него пошла большая трещина сверху вниз. Это хорошо видно на фото, сделанного после снятия всех поздних слоёв краски перед реставрацией в 2005 году.

Критики уверены, что Леонардо никак не мог выбрать такую плохую доску.

Но я сразу хочу поспорить с этим. Леонардо никогда не был богат! Для современников он был странным, хоть и очень талантливым. То картину не доделает, то работает слишком медленно.

Так что он вполне мог взять доску не самого хорошего качества. Тот же Ван Гог писал самыми дешевыми красками из-за бедности.

История написания полотна и его судьба

«Спаситель мира» был написан предположительно в 1499 году. На картине изображен Иисус. Правую руку он поднял в благословляющем жесте, в левой у него хрустальный шар. Нередко этот шедевр называют мужской версией «Моны Лизы», которая была написана позже. Считается, что заказал полотно Людовик 12-й – французский король.

В дальнейшем судьба картины толкуется по-разному.

Парижская версия полотна

Картина была передана в монастырь в Нанте по завещанию вдовы Людовика 12-го. В 19 веке полотно приобрел барон де Ларанти, а позже оно попало в коллекцию маркиза де Гане.

В 1982 году полотно выставили с другими работами Леонардо в Винчи в родном городе мастера, но так и не признали его авторство. В 1999 году его продали на аукционе Sotheby’s за 332 тысячи долларов.

Нью-йоркская версия полотна

Именно о ней как о самой дорогой картине художника и идет речь. В 17 веке картина принадлежала Стюартам, что подтверждается гравюрой середины того столетия, которую выполнил Вацлав Холлар. Заказчиком предположительно была Генриетта Мария, но точно неизвестно, сделали ли гравюру именно со «Спасителя». Предполагают, что в 1688 году шедевр оказался у герцога Бекингема, поскольку в 1763 году ее продали его потомки. История полотна остается неизвестной до 1900 года, когда оно было куплено баронетом Фредериком Куком в качестве работы миланской школы.

Примечательно, что шедевр был искажен – безбородый и женственный образ получил усы с бородкой. Из-за таких изменений стоимость на аукционе Sotheby’s в 1958 составила лишь 45 фунтов – обогатиться на нем наследники Кука не смогли. Следующие полвека судьба картины оставалась неизвестна.

Переломный момент в истории «Спасителя» настал в 2004 году, когда его приобрел Роберт Саймон и группа арт-дилеров. Аукцион неизвестен, стоимость работы составила около 10 тысяч долларов. Картину отправили на реставрацию, где ее избавили от всех поздних доработок. После полотно неоднократно проходило экспертизы, но авторство Леонардо все равно оставалась под вопросом, подтвердил его лишь лондонский музей. На исследования ушло 6 лет.

Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.

Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.

Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Но сам шар тоже интересный. Критики считают, что художник написал его неверно. Так как складки одежды, а также ладонь должны выглядеть по-другому. Как минимум, в перевёрнутом виде. Как же так получилось, что прекрасно разбиравшийся в оптике Леонардо, допустил такие ошибки?

Да, изображение не верно, если речь идёт о полностью стеклянном шаре. Но в данном случае он ПОЛЫЙ! А значит все написано правильно. И даже свет в этом случае создаёт три световые точки на стенках.

Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500. Лувр в Абу-Даби.

История создания

Свое творение Леонардо да Винчи в жанре портрет, религиозная сцена и возрождение, создал в 1500-х годах (предположительно в интервале 1499-1510-х годов). Мастер искусства писал полотно «Спаситель мира», используя масло и ореховую доску. Нынче картина находится в частном собрании принца Саудовской Аравии. Очень долгое время ее не могли отыскать, она буквально испарилась.

Предположительно, заказчиком «Спасителя мира» был Людовик двенадцатый. После реставрационных работ картина, созданная Леонардо да Винчи, была продана на аукционе за 400 миллионов долларов, а также встала во главе самых дражайших произведений.

Загадка №5 — Истинная стоимость полотна

За 60$ — картина была продана в Лондоне в 1958 году по каталогу одного из последователей Леонардо. Единственным претендентом был в то время американец.
За 1000$ — картина была продана в 2005 году с аукциона в Новом Орлеане. Арт—дилеры Роберт Саймон и Алекс Пэрриш увидели потенциал и сделали выигрышную ставку.
За 80 млн $ — был продан шедевр швейцарскому арт—дилеру Иву Бувье в 2013 году.
За 127,5 млн $ был перепродан арт—дилером российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву.
За 450 млн $ — был продан «Спаситель мира» в 2017 году и стал самым дорогим произведением искусства из когда—либо проданных. Считается, что он был приобретен от имени фактического правителя Саудовской Аравии, наследного принца Мухаммеда бен Салмана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: