Мадонна ступпахера

Файл:mathis gothart grünewald 001.jpg

Литература

  • Власов В. Г. Грюневальд, Нитхард-Готхарт Матис // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 275. — 543 с.,  л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
  • Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 12, 13, 14, 19, 67, 71, 77–82. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1. — OCLC .
  • Грюневальд, Маттиас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. IXa. — С. 823.

Творчество

До нашего времени дошло мало работ Грюневальда — всего одиннадцать произведений, из которых одни представляют собой многостворчатые алтари, другие — сохранившиеся фрагменты алтарных композиций и отдельные одночастные картины. В последнее время было не только открыто настоящее имя художника, но и сделано немало удачных попыток проследить перипетии его жизненного и творческого пути на фоне исторической панорамы того бурного времени.

В свете сохранившихся документов Грюневальд представляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир, и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом. Наделённый в высшей степени восприимчивой душой, Грюневальд вслед за Босхом поставил в своём искусстве проблему подлинной трагедии жизни благородной и честной души человека, подвергаемого преследованиям и оскорблениям в жестоком, озверевшем мире.

Последние статьи

  •   Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44
  •   Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24
  •   Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02
  •   Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40
  •   Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22
  •   Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31
  •   Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19
  •   Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50
  •   Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18
  •   Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15

Все статьи

Спорная биография

Слева направо: Гравюра с изображением Маттиаса Грюневальда. Маттиас Готхарт Нидхардт (имя при рождении).

Учёные не смогли определить дату или место рождения Маттиаса Грюневальда, потому что в Германии XV века муниципальные записи плохо хранились. Ко всему прочему, споры ведутся и по поводу его фамилии, которая в различных источниках записана либо как Готарт, либо как Найтхардт, но обычно он известен как Грюневальд, прозвище, ошибочно данное ему его биографом XVII века Иоахимом фон Зандрартом.

Слева направо: Святая Екатерина, Матиас Грюневальд. Святая Дороти с корзиной цветов, Матиас Грюневальд.

Именно благодаря Иоахиму сохранилась информация о ранней карьере Маттиаса, который не только работал во Франкфурте в качестве ученика, а и был помощником Альбрехта Дюрера, помогая ему завершить внешнее оформление одного из его великолепных алтарей. Затем он зарекомендовал себя как независимый мастер, владеющий как резьбы по дереву, так и студийной живописью.

Описание изображения

строительство

Картина разделена на две половины диагональю снизу слева направо вверх. Правая часть картины, на которой расположена церковь, кажется более темной и тяжелой. Вроде бы ближе к зрителю. Левая сторона кажется более светлой и воздушной из-за своей окраски. Вторая визуальная диагональ, менее заметная, проходит снизу справа вверх слева от подола пальто над волосами до облаков. Оптический центр картины — Мария с ребенком, который образует треугольник со своим расправленным плащом. Дерево справа от вас повторяет контур вашего тела с легкими колебаниями. Ваша голова находится на пересечении двух диагоналей. Руки находятся точно в физическом центре изображения. На фоне шерсти они образуют на этом снимке сильнейший светлый-темный контраст.

презентация

Деталь Изенхаймского алтаря

На картине, нарисованной до мелочей, Мария сидит на краю фонтана или на скамейке. Она носит длинные светлые волосы распущенными, и ее голова не венчает корона. Голова повернута к ребенку, который стоит у нее на коленях и левой рукой держит инжир. Она держит младенца Иисуса правой рукой, ее пальцы растопырены в неестественном положении. Столь же неестественными движениями пальцев ребенок тянется в направлении инжира и одновременно указывает пальцами на показанное дерево. Над головой Мэри изгибается радуга под подразумеваемым ореолом. Небо открывается в верхнем левом углу изображения; Бог-отец и ангелы узнаваемы. Изображение Марии аналогично изображению в Изенхаймском алтаре, который ранее написал Грюневальд.

Справа от Марии — дерево, крона которого срезана верхним краем картины. Он несет одновременно листья , цветы и плоды . У корня дерева сосуд с цветами. Можно четко идентифицировать розы и лилии Мадонны . На заднем плане дерева видна церковь с выступающими контрфорсами, частично срезанная с правого края картины. Историки искусства признали детали Страсбургского собора в изображенной церкви .

Слева вы видите белую керамическую чашу с четками и кувшин. Вверху — фиговое дерево, обвивающее деревянный крест, а за ним сад с закрытыми воротами в форме креста, ульи, а над ним пейзаж с деревней — предполагается, что это Зелигенштадт -, горами и расстояние до указанного моря.

Изенгеймский алтарь

Слева направо: Изенгеймский алтарь, Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель) — Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.

На создание «Изенгеймского алтаря», признанного величайшим шедевром Маттиаса Грюневальда, ушло четыре года. Огромные панно, написанные для монастыря святого Антония в Изенхайме, изображают распятие Христа. Иисуса окружают несколько последователей и его страдающая мать, одетая в ярко-белое одеяние. Несмотря на то, что Иоанн Креститель не присутствовал при распятии, Грюневальд решил представить его здесь с маленьким ягнёнком, символом жертвоприношения.

Слева направо: Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель): Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь: Посещение Св. Антонием Св. Павла, фрагмент: Голова Св. Антония, Маттиас Грюневальд.

Святой Антоний был связан с эрготизмом, болезнью, известной, тогда как Огонь Святого Антония. Его последователи посвятили себя помощи больным. Во времена Маттиаса монахи Изенхайма ухаживали за больными чумой, которая, возможно, и вызвала появление больших и ужасных язв, отмечающих тело Иисуса. Интуитивное изображение страданий Христа Грюневальдом было необычным в европейском искусстве, но эффективно показывало верующим, что, подобно им, даже сын Божий испытывал страдания.

Изенгеймский алтарь, Воскресение Христово, фрагмент: Изумленные стражи, Маттиас Грюневальд. Фото: twitter.com.

Вместо множества небольших панелей, обычно встречающихся в алтарях эпохи Возрождения, Маттиас создал несколько огромных панелей, которыми можно было управлять для создания различных видов. Алтарный образ может быть сконфигурирован тремя способами: самый известный вид, сформированный закрытием крыльев, показывает сцену распятия; другой вид появляется, когда открываются крылья, и изображает сцены из Евангелий, включая Благовещение и Воскресение; окончательный вид формируется, когда все панели полностью открываются, чтобы показать Иисуса, апостолов и многочисленных святых, в окружении картин святого Антония.

Изенгеймский алтарь, 1512-1516 гг., Музей Унтерлинден, Кольмар. Фото: wordpress.com.

Сложная конструкция «Изенгеймского алтаря» означала, что его можно было изменить в соответствии с событиями церковного календаря. Например, во время праздников в честь Девы Марии открывались крылья, чтобы показать сцены Благовещения и Рождества. В высшей степени универсальный и яркий шедевр, таким образом, занял своё место в каноне искусства эпохи Возрождения.

Маттиас женился и поселился во Франкфурте, но его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок во Франкфурте, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.

Слева направо: Ангельский концерт, Маттиас Грюневальд. Ангельский концерт, Изенгеймский алтарь, левая половина центральной части : Очеловечивание Христа, Маттиас Грюневальд.

Его имя в значительной степени было забыто после его смерти, тем не менее, Грюневальд в конце концов снова приобрёл известность и в настоящее время признан одним из самых значительных художников эпохи Возрождения в Германии. Сознательно прокладывая свой собственный путь и отвергая современные тенденции, он создавал картины, которые удивляли, вдохновляли и преследовали зрителей на протяжении десятилетий, вплоть и по сей день.

Спорная биография

Слева направо: Гравюра с изображением Маттиаса Грюневальда. Маттиас Готхарт Нидхардт (имя при рождении).

Учёные не смогли определить дату или место рождения Маттиаса Грюневальда, потому что в Германии XV века муниципальные записи плохо хранились. Ко всему прочему, споры ведутся и по поводу его фамилии, которая в различных источниках записана либо как Готарт, либо как Найтхардт, но обычно он известен как Грюневальд, прозвище, ошибочно данное ему его биографом XVII века Иоахимом фон Зандрартом.

Слева направо: Святая Екатерина, Матиас Грюневальд. Святая Дороти с корзиной цветов, Матиас Грюневальд.

Именно благодаря Иоахиму сохранилась информация о ранней карьере Маттиаса, который не только работал во Франкфурте в качестве ученика, а и был помощником Альбрехта Дюрера, помогая ему завершить внешнее оформление одного из его великолепных алтарей. Затем он зарекомендовал себя как независимый мастер, владеющий как резьбы по дереву, так и студийной живописью.

литература

  • Бруно Хильзенбек: Мадонна Ступпахера Матиса Готарта Нитхарта — Маттиас Грюневальд и ее послание. Спасибо друзьям Мадонны Ступпах. Обслуживание часовни Мадонна Штупахера, Штупах — Бад-Мергентхайм 1972; 4-е издание 2004 г. (большой формат с интерпретациями и цветными иллюстрациями, полный и подробный вид).
  • Ганс Хубах: Маттиас Грюневальд: Ашаффенбургский алтарь Марии Шнее. История — реконструкция — иконография. С экскурсией по истории легенды Марии Шнее, ее распространению и иллюстрациям. (= Источники и трактаты по церковной истории Среднего Рейна . Том 77). Самостоятельно опубликовано Обществом церковной истории Среднего Рейна, Майнц, 1996 г., ISBN 3-929135-09-4 (также: Гейдельберг, Университет, диссертация, 1994).
  • Брижит Барз: Мадонна Ступпахера Матиаса Грюневальда. Издательство Urachhaus, Штутгарт 1998, ISBN 3-8251-7193-0 .
  • Эльсбет Виманн: Мадонна Ступпаха . Грюневальд в качестве гостя. . Государственная галерея, Штутгарт 1998.
  • Тильман Дайбер: «Мадонна Ступпахера» Маттиаса Грюневальда. Обучение технике живописи. Дипломная работа Академии изящных искусств, Штутгарт, 1999 г.
  • Вернер Гросс, Вольфганг Урбан (ред.): Прекрасно великолепно. Мадонна Ступпахера — гость в епархиальном музее Роттенбург. Сопроводительная книга для выставки с 19 февраля по 25 апреля 1999 г. Süddeutsche Verlags-Gesellschaft, Ulm 1999, ISBN 3-88294-280-0 .
  • Эвальд М. Феттер: Ступпахер Мария Маттиаса Грюневальда. В: Журнал Немецкой ассоциации истории искусств. Том 54/55, 2000/2001, , с. 141-175.
  • Людвиг А. Майер: Новые данные о происхождении алтаря Марии-Шнее и противоположные взгляды на некоторые документы MGN. В: Ежегодник Ашаффенбурга. Том 22, 2002, , с. 11-38.
  • Андреас Хеннинг, Арнольд Нессельрат (ред.): Небесное сияние. Рафаэль, Дюрер и Грюневальд рисуют Мадонну. (По случаю выставки «Небесное сияние. Рафаэль, Дюрер и Грюневальд рисуют Мадонну» с 6 сентября 2011 г. по 8 января 2012 г. в Gemäldegalerie Alte Meister, Staatliche Kunstsammlungen Dresden). Престел, Мюнхен и др. 2011 г., ISBN 978-3-7913-5185-8 .
  • Вольфганг Урбан (консерватор) : Приходская церковь «Мария Кронунг» в Штуппахе. Мадонна Ступпахера. Шедевр возвращается в Штупах (= вернисаж , т. 20, № 6 = № 196). Vernissage-Verlag, Heidelberg ( Шедевры Вернисажа ).

Маттиас Грюневальд: картины, биография художника

Особенности творчества Маттиаса Грюневальда: писал картины на религиозную тематику, считается одним из наиболее ярких художников своего времени, сумевшим как никто другой передать возвышенный мистицизм и трагизм эпохи. Значительную часть своей жизни был придворным художником архиепископа города Майнца.

Известные картины Маттиаса Грюневальда: сохранилось не более десяти произведений живописца, среди них наиболее знаменитая работа — «Изенгеймский алтарь», а также «Осмеяние Христа», «Встреча святых Эразма и Маврикия», «Штуппахская мадонна».

Пожалуй, художник Маттиас Грюневальд является одним из самых таинственных и загадочных в истории европейского искусства. Его имя на протяжении нескольких столетий было предано полному забвению, и лишь в конце XIX века совершенно случайно открыто вновь. О мастерстве и таланте этого художника красноречиво свидетельствует тот факт, что долгие годы авторство части картин Маттиаса Грюневальда приписывали гениальному Альбрехту Дюреру. Чуть более ста лет тому назад сведения о нем были опубликованы в одной из книг по истории живописи, при этом живописцу снова «не повезло» и автор ошибочно наградил его именем другого малоизвестного художника. Таким образом Готхарт Нитхарт вошел в историю под именем Маттиаса Грюневальда.

После нескольких веков полного забвения творчество Грюневальда стало источником вдохновения для экспрессионистов, которые во второй половине XIX века помогли этому мастеру занять достойное место в пантеоне величайших художников Германии. Буквально по крупицам удалось собрать скудные факты, благодаря которым в общих чертах стала известна биография мастера.

Первым документом, подтверждающим существование художника Маттиаса Грюневальда, стала найденная в архивах расписка о том, что он получил деньги за выполненный заказ. В этом документе впервые упоминается и его настоящее имя — Матис Нитхарт, родом из Вюрцбурга. О родителях живописцах и о его наставниках не известно ничего. Точно установленным является лишь тот факт, что в 1504 году художнику Грюневальду было выплачено вознаграждение майнцким архиепископом за оформление резиденции. Известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа живописцу был дарован дворянский титул.

Картины Маттиаса Грюневальда

Самым знаменитым и значимым произведением художника Маттиаса Грюневальда, сохранившимся до наших дней, считается Изенгеймский алтарь. Точная дата создания шедевра не известна, предполагается, что живописец мог создать его между 1505 и 1515 годами. Алтарь был создан по заказу монашеского ордена антонитов. Это произведение пережило множество драматических войн и революций и, в отличие от других работ Грюневальда, чудесным образом сохранилось почти нетронутым.

Еще одно прекрасно сохранившееся полотно, автором которого является художник Маттиас Грюневальд — «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». Маврикий является покровителем Галле, в городе также хранились мощи св. Эразма. Полотно выполнено с удивительным мастерством, его отличает тонкое чувство цвета и многомерность композиции. Среди картин таинственного Маттиаса Грюневальда необычная судьба была уготована еще одному шедевру, «Штуппахской мадонне». Эту картину долгие годы приписывали другому выдающемуся художнику, Питеру Паулю Рубенсу, и лишь относительно недавно было установлено настоящее авторство.

Последние статьи

  •   10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41
  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21
  • +1   Как императрица Екатерина Великая внуков воспитывала, и какие принципы её системы пригодятся в наши дни 31.07.2023, 23:33

Все статьи

Изенгеймский алтарь

Слева направо: Изенгеймский алтарь, Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель) — Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд.

На создание «Изенгеймского алтаря», признанного величайшим шедевром Маттиаса Грюневальда, ушло четыре года. Огромные панно, написанные для монастыря святого Антония в Изенхайме, изображают распятие Христа. Иисуса окружают несколько последователей и его страдающая мать, одетая в ярко-белое одеяние. Несмотря на то, что Иоанн Креститель не присутствовал при распятии, Грюневальд решил представить его здесь с маленьким ягнёнком, символом жертвоприношения.

Слева направо: Изенгеймский алтарь (левая створка, вторая панель): Благовещение, фрагмент, Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь: Посещение Св. Антонием Св. Павла, фрагмент: Голова Св. Антония, Маттиас Грюневальд.

Святой Антоний был связан с эрготизмом, болезнью, известной, тогда как Огонь Святого Антония. Его последователи посвятили себя помощи больным. Во времена Маттиаса монахи Изенхайма ухаживали за больными чумой, которая, возможно, и вызвала появление больших и ужасных язв, отмечающих тело Иисуса. Интуитивное изображение страданий Христа Грюневальдом было необычным в европейском искусстве, но эффективно показывало верующим, что, подобно им, даже сын Божий испытывал страдания.

Изенгеймский алтарь, Воскресение Христово, фрагмент: Изумленные стражи, Маттиас Грюневальд. Фото: twitter.com.

Вместо множества небольших панелей, обычно встречающихся в алтарях эпохи Возрождения, Маттиас создал несколько огромных панелей, которыми можно было управлять для создания различных видов. Алтарный образ может быть сконфигурирован тремя способами: самый известный вид, сформированный закрытием крыльев, показывает сцену распятия; другой вид появляется, когда открываются крылья, и изображает сцены из Евангелий, включая Благовещение и Воскресение; окончательный вид формируется, когда все панели полностью открываются, чтобы показать Иисуса, апостолов и многочисленных святых, в окружении картин святого Антония.

Изенгеймский алтарь, 1512-1516 гг., Музей Унтерлинден, Кольмар. Фото: wordpress.com.

Сложная конструкция «Изенгеймского алтаря» означала, что его можно было изменить в соответствии с событиями церковного календаря. Например, во время праздников в честь Девы Марии открывались крылья, чтобы показать сцены Благовещения и Рождества. В высшей степени универсальный и яркий шедевр, таким образом, занял своё место в каноне искусства эпохи Возрождения.

Маттиас женился и поселился во Франкфурте, но его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок во Франкфурте, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.

Слева направо: Ангельский концерт, Маттиас Грюневальд. Ангельский концерт, Изенгеймский алтарь, левая половина центральной части : Очеловечивание Христа, Маттиас Грюневальд.

Его имя в значительной степени было забыто после его смерти, тем не менее, Грюневальд в конце концов снова приобрёл известность и в настоящее время признан одним из самых значительных художников эпохи Возрождения в Германии. Сознательно прокладывая свой собственный путь и отвергая современные тенденции, он создавал картины, которые удивляли, вдохновляли и преследовали зрителей на протяжении десятилетий, вплоть и по сей день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: