Портрет писателя А. И. Герцена (1867)
Н. Н. Ге мечтал о встрече с писателем А. И. Герценом после знакомства с И. С. Аксаковым, которое состоялось на пароходе, следующим из Генуи в Ливорно в 1857 году. Аксаков возвращался после встречи с Герценом. Тогда в душе художника зародилась идея написать портрет А. И. Герцена.
Н. Н. Ге долго планировал и часто откладывал поездку в Лондон. В 1867 году писатель приехал во Флоренцию и без предупреждения явился в гости к Н. Н. Ге. Портрет был написан за пять сеансов.
Герцен нашел портрет «rembrandtisch» (близким к рембрандтовским работам).
Писатель изображен выступающим из темноты. Его одежда представлена темнее самого фона картины. Не расчёсанная борода почти полностью закрывает белый воротничок. Густые с проседью волосы небрежно, наспех зачесаны назад. Лицо героя освещено. На высоком лбу видны глубокие морщины
Внимание зрителя приковывает пронзительный многозначительный взгляд героя, полный боли и надежды. В нем как будто отражена жизнь России
Крупная цепочка от часов сходна с цепью, которую носят арестанты.
Позже критик Стасов сказал о портрете:
Я заставлю их рыдать!
Последние десять лет своей жизни с середины 1880-х до своей смерти в 1894-м Ге работал над «Страстным циклом».
В его «Распятии», повторенном почти в двадцати вариантах, патетика страданий достигает своего предела — боль, терзающая Божью плоть, его измученное тело. Невозможно втиснуть этот предсмертный стон в «отлакированный» язык академической живописи. «Формы найти нельзя, нужно, чтобы она родилась, именно родилась», — повторял художник. Нервная, иступленная быстрота кисти, беспорядочные, агрессивные мазки, «какофония пятен», стихийная стремительность в создании формы — содержание само рождало новый язык живописи.«Распятие» — это сплошной взлом, сплошное разрушение традиции. Безусловно, для своего времени Ге — новатор, можно сказать, предтеча экспрессионизма двадцатого века. Но о чем это беспощадное воззвание художника, обращенное к зрителям?
Распятие. 1892
«Я долго думал, зачем нужно Распятие… — для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно» (Н. Ге). Художник ждет от зрителя не сострадания, а потрясения души под впечатлением агонии умирающего Христа. «Я сотрясу их все мозги страданием Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Это эмоциональное потрясение, надеется Ге, приведет к катарсису, к нравственному воскрешению, как это и произошло с раскаявшимся разбойником. Рассказывают, что на вопрос молодых художников: «А “Воскресение” будет?» Ге ответил: «Это же и есть Воскресение. Только вы ждете, что воскреснет Христос, но Он умер. Воскрес в последнюю минуту Разбойник. Стал Человеком!..»
При таком видении и понимании Распятия мы можем сколь угодно сочувствовать крестным мукам изображенных на картине людей, но к Христу и христианству это никакого отношения не имеет. Краеугольным камнем христианства является распятие и Воскресение: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… (1 Кор 15:17). Конечность смерти обессмысливает жизнь любого человека, включая и евангельского благоразумного разбойника. Какая польза от того, что в последние минуты своей жизни он «стал Человеком», если он навсегда исчезнет и, по выражению Тургенева, лишь «лопух вырастет на его могиле»?
Распятие. Дионисий. 1500
В православной традиции через крестные страдание пускай издалека, но верно просвечивает луч света — Воскресения Христова. Крест оказывается животворящим. В лучших творениях русских иконописцев, чье творчество рождалось из молитвы и созерцания, в Распятии всегда предощущается этот пасхальный свет всеобъемлющей радости. В «Распятии» Дионисия, русского иконописца XV века, Христос не висит на кресте, измученный и обезображенный, а стоит на перекладине креста, но кажется, словно он парит над миром. Крест — вертикаль, прорывающаяся от земли в мир горний, и все фигуры на иконе, начиная с намеренно удлиненной фигуры Христа и выпрямленных фигур предстоящих, поддерживают эту вертикальный прорыв в вечность. Сияние золотого фона, весь торжественный, просветленный строй иконы утверждает попрание смерти.
Глядя же на «Распятие» Ге, мы просто не в силах и подумать о торжестве нетления и вечной жизни.
В трактовке формы у Ге натурализм доминирует настолько, что живописец Николай Ульянов (1875–1949) предупреждает: «Смотреть подобные картины, пожалуй, нужно с теми же предосторожностями, какие были бы необходимы при созерцании реальной казни».Натурализм этот обнажает какое-то «плоское» видение всего евангельского события. Здесь не размыкаются границы земного, ничего нет за пределами этой действительности — ни Воскресения, ни Царства Небесного, есть только мучительное неизбежное человеческое умирание, есть агония страдальца — лихорадочная, предсмертная
Так далек этот надрыв от небесной тишины «Распятия» Дионисия. Верно подметил художник и литератор Александр Бенуа о трактовке Ге религиозных сюжетов: «В нем выработалась очень узкая и земная идея Христа, который представляется ему, скорее, каким-то упрямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей и подающим людям пример, как страдать и умирать, нежели пророком и Богом».
Картину «Распятие» запретили. В истории осталось определение, которое дал ей император Александр III: «бойня».
Три этапа творческой биографии художника
Творческий путь художника был тернистым. Ге трижды поднимался на вершину славы.
Первый триумф произвела картина «Тайная вечеря». К этой теме художник обратился неожиданно:
Ге работал запоем: входил в мастерскую на рассвете, закуривал папиросу и внимательно разглядывал оставленную вечером работу. Затем тушил окурок, хватал кисти и палитру, закуривал новую папиросу и «бросался на холст, точно зверь на добычу». Часто ему не нравилась картина и он начинал писать ее заново. Картина «Тайная вечеря» за неделю до отъезда в Россию была переписана, так как художник нашел для нее более выразительное освещение.
В Петербурге «Тайную вечерю» сравнивали по силе оказываемого ею впечатления с «Явлением Христа народу» Иванова. Из воспоминаний одного из современников:
Вот каким увидел тогда молодой Репин автора «Тайной вечери»:
Вскоре после первого триумфа Ге сбегает в Италию, где начинает писать картину на евангельскую тему «Воскресение». Над этим полотном художник работал долго. Оно было выставлено по причинам политического характера только в 1867 году и сразу же потерпело полный провал.
Второй триумф наступил в 1871 году с представления публике «Петра I» на Первой передвижной выставке.
После этой славы начались бесплодные поиски нового сюжета. Созданные в те годы картины («Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874), «Пушкин в Михайловском» (1875) не имели успеха. Тогда Крамской скажет:
Надо отметить, что эти неудачи могли быть удачами для менее известного живописца. После того, как в 1863 году молодые художники сочли Ге чуть ли не пророком, снисходительности ждать не стоило. Пророка или превозносят, или забивают камнями.
Художник общается с известными литераторами, портретирует их. В годы так называемой «творческой несостоятельности» мастер пишет один из лучших русских портретов – «Портрет писателя А. И. Герцена» (1867), портрет писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина (1872), портрет поэта Н. А Некрасова» (1872). Петербург тогда еще находился под впечатлением от картины «Петр I» и художник не нуждался в резкой перемене климата.
Тем временем накапливалось раздражение на город, его «суету и болтовню». Приближался рубеж, отделявший эпоху «Петра I» от эпохи «Христа и Пилата»
Последний триумф мастера приходится на хуторской период, который отмечен появлением известных полотен «Голгофы», «Распятия», «Христа и Пилата».
Над картиной «Распятие» (1892) Ге и Толстой трудились сообща. Картина уже была написана как тут же пришло письмо от Толстого, в котором говорилось: «У меня есть картинка шведского художника, где Христос и разбойники распяты так, что ноги стоят на земле». И снова закипела работа. Через год художник закончил картину «Распятие», но она была снята с выставки и демонстрировалась на частной квартире. Шесть недель Ге безотлучно находился рядом со своей картиной. И вот он едет из Петербурга в Москву и выступает на Первом съезде художников и любителей со странной речью:
Это было за месяц до смерти мастера.
Портрет Н. И. Петрункевич (1893)
Героиней портрета является соседка художника по «имению» Наталия Петрункевич. Девушка изображена за чтением книги у открытого окна. Ее голова слегка наклонена. На лице отражается тихая радость не столько от содержания книги, сколько от прекрасного летнего дня. Скромная прическа, стройная фигура, строгое платье, сдержанность манер подчеркивают цветущую женственность и достоинство.
Некую загадку задает художник, выбрав фоном картины окно в сад
Автор обращает внимание зрителя на тропинку, уходящую в глубь, в темноту сада. Книга в руках девушки как бы указывает на прожитые странички жизни, воспоминания автора о них
Зеленый сад дышит свежестью. Старое уходит, новое рождается. В этой непрерывности жизни скрыта печальная, но светлая правда.
Образ Н. Петрункевич напоминает давний портрет Анны Петровны Ге, написанный в 1858 году. А. П. Ге умерла в 1891 году. Хуторские годы совместной семейной жизни оказались непростыми. Конечно, до толстовского накала страстей дело не доходило, так как Н. Н. Ге обладал мягким характером, а А. П. Ге была достаточно терпеливой. Однако только после смерти жены разногласия забылись и остро ощущалось сожаление о прежнем недопонимании друг друга. В одном из писем другу Ге писал: «Человек, пораженный горем, узнает смысл своей жизни». Н. Н. Ге похоронил жену в саду, под пышными кронами деревьев. Можно только предполагать, что хотел сказать художник, вглядываясь в глубь сада и представляя на холсте черты другой женщины, читающей книгу у окна в сад.
Тайная вечеря. 1863
Ге Н.Н.Холст, масло283 x 382
Русский музей
Аннотация
Выдающийся портретист и исторический живописец, Ге тяготел к образам и темам, исполненным этического и философского значения. «Тайная вечеря» — первая большая работа художника, недавнего ученика, затем пенсионера Академии художеств. Противопоставление Христа и Иуды, трагедия учителя, предвидевшего предательство ученика («Один из Вас предаст меня»), но готового к самопожертвованию, — основа драматического конфликта полотна. Оно писалось во Флоренции, затем было перевезено в Петербург и вызвало бурную полемику. Академия художеств сочла картину выполненной «с особым искусством». Однако неканоническая трактовка евангельского сюжета, воплощенная, по выражению современника, «смелой» кистью, навлекла на автора обвинения в «материализме» и «пошлости». «Это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей», — так казалось даже Ф.М. Достоевскому. Против картины высказались церковные власти, ее запретили репродуцировать
Вместе с тем, передовая критика оценила значительность произведения, глубоко человеческую трактовку традиционного сюжета, важность социально-нравственной проблематики картины, весьма актуальной для эпохи. За эту картину в 1863 г
Биография автора
Ге Н.Н.
Ге Николай Николаевич (1831, Воронеж –1894, хутор Ивановское Борзенского уезда Черниговской губ.)
Живописец. Профессор исторической и портретной живописи (с 1863).
Учился в Императорской Академии художеств у П.В. Басина (1850-1857), по окончании отправился в пенсионерскую поездку в Италию (1857-1863). В 1864-1869 жил и работал в Италии. Совершил поездки в Германию, Австрию, Францию. С 1870 жил в Петербурге. Один из организаторов и деятельных участников «Товарищества передвижных художественных выставок». Последние годы жизни провел в основном на своем хуторе в Черниговской губернии, где впоследствии неоднократно бывал М.А. Врубель.
Автор картин на исторические темы и евангельские сюжеты. В 1880-1890-х — последователь религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. В живописи стремился к философско-этическим обобщениям. Поздние работы раскрывают прежде всего нравственную проблематику образа Христа. Экспрессия и монументальность его образов предваряют стилистику искусства XX века. Автор статей, написанных по материалам личных воспоминаний.
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)
С выходом в свет шестого тома «Истории Петра» профессора Н. Г. Устрялова в 1859 году, Ге имел возможность обстоятельно подготовиться к своей работе. Позже художник признался:
Одного знакомства с историческими материалами было недостаточно. Увлеченный темой, Ге посетил «увеселительный дворец Петергоф», где полтора столетия назад шел тайный допрос царевича Алексея. Художник перенес весь дух петергофской комнаты на свое полотно.
Царь сидит в полуоборот и смотрит исподлобья на «непотребного» сына. На лице отца усталость и презрение. Для Петра I происходящее событие закономерно. Он сам сделал из родного сына врага, заточив его мать в монастырь.
Царевич Алексей смотрит себе под ноги. В этом взгляде читается страх и ненависть к отцу. Должно быть он не раз так стоял перед «батюшкой» в детстве, допустив очередную оплошность.
На столе и на полу лежат показания любовницы царевича, «девки Ефросиньи», разродившейся младенцем в Петропавловской крепости.
Формальный допрос окончен и уже сказаны жестокие слова, но стала еще сильнее отчуждённость между отцом и сыном.
Геометрический узор скатерти, спадающей со стола, «клетчатый» плиточный пол довершают ощущение скованности и непреодолимости рубежа между героями картины.
После представления полотна на Первой передвижной выставке газеты шумели восторженными и гневными рецензиями.
«Что есть истина?» (1890)
Картина «Что есть истина?», представленная публике в феврале 1890 года на Восемнадцатой передвижной выставке, вызвала бурю страстей.
Анна Петровна, наблюдавшая реакцию зрителей, писала сыну Петру:
Уже в марте по повелению императора полотно сняли с выставки. До отправки за границу художник привез картину в Ясную поляну. Семья Толстого собралась перед картиной, выясняя ее суть. Ге неожиданно сказал:
На картине представлены Христос и Пилат. Пилат стоит к зрителю спиной. Слева на его фигуру падает свет. Да, он сейчас на виду у всех. Справа от тоги Пилата лежит тень, как темный след деяний. Утомленный величием Рима он не держит зла на Христа. Правитель, равнодушный к происходящему, не кричит: «Распни Его!». Рука Пилата замерла в риторическом жесте. Он задает Христу «риторический» вопрос, зная, что единственной Истины нет.
Христос не пытается ответить на вопрос прокуратора. Он знает, что Пилат все равно его не услышит, как не услышат ответа те современники, к которым обращена картина Ге. Два противоположных образа разделяет как меч полоса света.
Рядом со Львом
Ге сблизился с Толстым после того, как в 1882 году Николай Николаевич прочитал в газете «Современные известия» статью Льва Николаевича «О переписи в Москве». Толстой писал о «любовном общении людей с людьми», о разрушении условных человеческих преград, которые разъединяют богача и нищего. «Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло», — отозвался Ге на мысли Толстого. В великом писателе русской земли Ге нашел единомышленника, поддержку, нравственную опору. Со временем он, как и Толстой, отказался от имущества, старался не пользоваться наемным трудом. Ге собственноручно бесплатно клал печи беднякам, считая это делом «настоящим и радостным», охотно читал Евангелие нищим, а закончив картину, всегда созывал своих соседей-крестьян и показывал им свою работу, внимательно прислушиваясь к их мнению. Свою приятельницу, пейзажистку Екатерину Федоровну Юнге, Ге будет умолять: «Голубушка, дорогая, ну сделайте это хоть один раз, ну сделайте для меня — пойдите, вымойте бедному человеку пол». Многие воспринимали это как чудачества, но Ге сердцем разделял толстовские взгляды. Он и старшего сына, Николая, на какое-то время обратил в толстовство. Правда, после смерти отца Николай подведет итог своего «жития» по Толстому:
«Все, что я делал за эти десять лет, не было ни делом, ни любовью, это была мелочная, грязная и жестокая жизнь внутри и исполнение какого-то выдуманного долга снаружи». В другом письме он скажет, что «жил по заказу». Он будет долго метаться, неустроенный ни внешне, ни внутренне, будет возвращаться к учению Толстого и отрекаться от него, бесконечно пытаясь жить по-новому. Младший сын Петр и жена Ге, Анна Петровна, духовных взглядов художника не разделяли. «Моя барыня не хочет жить просто», — писал Ге Толстому 30-го июня 1890 года.
Портрет Льва Николаевича Толстого. 1884
Сам Николай Ге до конца своих дней оставался духовно и по-человечески близок с Толстым. Портрет Толстого, написанный Ге, в семье писателя ценили больше всего и считали наиболее удачным.
Портреты художника
С портретами художника дети среднего и старшего школьного возраста знакомы из учебников литературы.
Н. Н. Ге писал портреты тех, кого хорошо знал. Все его портреты создавались для друзей и близких знакомых в подарок. В них отражены некие дружественные и личные отношения. В те годы, когда художник жил на Васильевском острове, к нему в гости захаживали знаменитые литературные деятели: Некрасов, Салтыков, Тургенев, Кавелин, Костомаров… Во время сеанса Ге непременно общался с моделью.
О портрете писателя Л.Н. Толстого Ге сказал:
В России этот портрет стал очень известен сразу же после написания. По нему «представляли» Толстого. Все, кто впервые посещал Ясную Поляну, говорили о писателе: «Передо мной был портрет Ге».
Лишь один из его портретов был заказным. Это портрет адмирала А. И. Панфилова, участника обороны Севастополя.
Для Ге семья и связь поколений была очень дорога.
Однако жизнь семьи редко встречается в работах художника. Анну Петровну он писал лишь в начале их брака. В 1889 году художник написал «Портрет Николая Ге, внука художника». Внуку Николаю дедушка однажды подарил дорогой ему стакан, из которого он ровно полстолетия пил чай и который достался художнику от его бабушки.
Мое отношение к художнику сформировано в процессе знакомства с его жизнью и творчеством. Перед таким редким человеком стоит снимать шляпу. У него особый взгляд на мир: он извинял людские грехи, искал и объяснял причины их возникновения, сеял в людях милосердие и всепрощение… С детства в нем родилось чувство благодарности за доброту, сочувствие к чужим страданиям и стремление к справедливости. По воле судьбы ребенком он получил материнскую любовь от совершенно чужого человека – няни. Художник испытывал огромную любовь к семье, друзьям и незнакомым людям.
Николай Николаевич Ге писал:
Уважаемый читатель! Как вы считаете, какое значение для художника имеет идея всепрощения?
Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
28.07.23 17:09
Митр. Антоний (Паканич): Боже, сохрани Церковь Твою в истине и единстве!
28.07.23 08:39
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
28.07.23 19:32
Есть ли у православных слова-паразиты?
26.07.23 10:43
30 июля — день памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской
30.07.23 08:16
26 июля — Собор Архангела Гавриила
26.07.23 10:13
Что является осквернением храма?
31.07.23 12:59
Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?
26.07.23 10:08
Управляющий делами УПЦ ответил на требования восстановить общение с признавшими «ПЦУ» Церквами и созвать новый Собор
28.07.23 12:04
Миллион долларов пожертвует на восстановление одесского собора Вадим Новинский
28.07.23 16:17
«Голгофа» (1893)
Многие живописцы XIX века (Иванов «Явление Христа народу», Крамской «Христос в пустыне», Поленов «Христос на Генисаретском озере») обращались к образу Христа. В этот созданный современниками контекст картина «Голгофа» не вписывается. Принять образ Христа, истерзанного разбойниками было трудно. Одетый в рубище с разлохмаченными волосами, он взялся руками за голову. Опухшее от побоев лицо передано как печать огромного страдания. Этот жест пронзителен и страшен. Глаза Иисуса Христа закрыты.
Художник меняет представление зрителя о Христе – Сыне Божьем. В «Голгофе» Христос предстает Сыном Человеческим.
Одну из поклонниц творчества Ге возмущал «некрасивый» образ Христа в поздних работах художника. На ее упреки Н. Н. Ге ответил:
Разбойник, стоящий слева со звероподобным лицом показан автором в глубоком раскаянии. Преступник справа больше похож на жертву. Опустив голову, он как бы сочувствует Христу и раскаивается в содеянном.
В своем полотне Н.Н. Ге говорит о том, что каждый человек рождается добрым. Злым его делают окружающие люди и обстоятельства, в которых он оказывается.
Особый смысл заключен в руке, указывающей на Христа. Она не принадлежит конкретному герою картины. Это рука общества, приговорившего Иисуса Христа к смерти две тысячи лет тому назад.
«Страстной цикл»
На усадьбе хутора, нынче поросшей кустарником, был создан «Страстной цикл», посвященный евангельским сюжетам и захватывающий виражи нашего внимания не только зрелищностью красок, плакатной выразительностью и масштабом экспрессии, но и глубиной эмоционального воздействия. Это вершина как русского, так и европейского искусства тех времен. Посещая Третьяковскую галерею, почему-то чуть дольше обычного задерживаешься у картины Ге «Совесть. Иуда»…
Николай Ге. Совесть. Иуда
…Люди с факелами ведут Христа. За ними торопятся ученики Его – Петр и Иоанн. А на тропке, освещенной символичным лунным светом, – Иуда, который и должен поспешить за Господом, но не может
Ибо испепелен мучительным выбором совести… и в который раз изображен художником «без лица»: «Лицо Иуды не важно, и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели»
Сам Николай Ге так объяснял суть картины: «Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед ним его преступление, смысл которого для него удаление Идеала, по его причине… Такой Иуда – в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине ‟Совесть”» .
Ученик Николая Ге Лев Ковальский вспоминает эмоциональные размышления о замысле картины своего учителя: «‟Господа” ничего не поняли в моей картине <…> Они привыкли видеть в Иуде предателя, шпиона. Я же хотел в нем видеть человека <…> И вот стоит бедный Иуда, брошенный всеми и оттолкнутый, продавший то, что было дороже всего в мире, что давало духовную жизнь. Совесть мучит, идти некуда, и только и остается лишить себя жизни… Это не шпион, предатель – это заблудившийся человек, не злой, но глубоко несчастный, как несчастны миллионы минутно заблудившихся и делающих массу зла, а потом или целую жизнь мучающихся своими поступками, или же лишающих себя жизни, как это сделал Иуда» .
Образ Иуды не менее виртуозно выписан и в «Тайной вечери». По словам Ильи Репина, во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на данную тему. Перед нами будто живая трапеза Христа с учениками: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф. 26:20–22). Горделивый Иуда выделяется среди учеников, хотя расположен напротив них, против света, в полумраке: тьма объяла его. Он стоит с закинутым за плечо плащом, но намерен уйти… «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27). Щемящее чувство смятенных учеников подчеркивает нависающая грузная тень от фигуры Иуды.
Николай Ге. Тайная вечеря
Тяжкий грех совершен Искариотом, казначеем-сребролюбцем апостольской общины, по научению сатаны, сулившего ему несметные богатства мира. Иван Жданов тонко использует образ полой отгоревшей звезды Искариота, исполненной промозглой золы и лишенной света:
Иуда плачет – быть беде!Опережая скорбь Христа,он тянется к своей звездеи чувствует: она пуста.В ней не ни света, ни тепла –одна промозглая зола.Она – не кровь и не вода,ей никому и никогдане смыть греха… .
Примечания
- ↑ , с. 91.
- ↑ Татьяна Карпова, Светлана Капырина (составители). (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 3, с.52—63.. Дата обращения: 18 сентября 2015.
- ↑ , с. 30.
- ↑ Новый Завет, Евангелие от Иоанна: Ин.
- ↑ , с. 31—32.
- , с. 192.
- , с. 10—11.
- , с. 9.
- ↑ , с. 85.
- , с. 190—192.
- (HTML) (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 19 сентября 2015.
- , с. 85—86.
- , с. 86.
- (HTML). www.icon-art.info. Дата обращения: 23 сентября 2015.
- , с. 88—89.
- ↑ , с. 49.
- , с. 17.
- ↑ , с. 412.
- ↑
- Елена Ляшенко. (HTML). Аргументы и факты — www.spb.aif.ru (19 марта 2015). Дата обращения: 15 сентября 2015.
- (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 14 сентября 2015.
- , с. 45.
- , с. 23.
- , с. 12.
- , с. 27.
- , с. 25.
- ↑ , с. 24.
- , с. 6.
- ↑
- , с. 29.
- , с. 99.
- ↑ , с. 102.
- (HTML). www.icon-art.info. Дата обращения: 18 сентября 2015.
- (HTML). www.icon-art.info. Дата обращения: 18 сентября 2015.
- ↑ , с. 7.
- , с. 94.
- , с. 11.
- (HTML). www.icon-art.info. Дата обращения: 20 сентября 2015.
- , с. 194.
- Альбомъ художественныхъ произведеній Николая Николаевича Ге. — Санкт-Петербург: Н. Н. Ге и «Посредникъ», 1904. — С. 22—23. — 105 с.
- (HTML). www.icon-art.info. Дата обращения: 20 сентября 2015.
- (HTML). www.icon-art.info. Дата обращения: 20 сентября 2015.
- ↑ , с. 196.
- Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Русская живопись XVIII — начала XX века. Каталог.. — Москва: Трилистник, 2004. — Т. 1. — 560 с.
- (недоступная ссылка). Отдел геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ. Дата обращения: 21 сентября 2015.
- (HTML). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — school-collection.edu.ru. Дата обращения: 18 сентября 2015.
- (HTML) (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 15 сентября 2015.
- , с. 154.
- , с. 54.
- , с. 44.
- С. С. Степанова. (HTML) (недоступная ссылка). «Наука и религия», 2011, № 11, www.n-i-r.su. Дата обращения: 16 сентября 2015.
- , с. 55—56.
- Т. В. Юденкова. (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 3, с.20—31. Дата обращения: 18 сентября 2015.
- (HTML). tolstoy.ru. Дата обращения: 29 сентября 2015.
- Репин об искусстве. / О. А. Лясковская. — Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — С. 85. — 192 с.