«танец в буживале» ренуар пьер огюст, картина 1883 г

Читать

Джованна Николетти

Ренуар

Биографический очерк

Годы юности

Из окна, выходящего на север, в большое, ничем не заставленное помещение проникал сероватый свет; несколько молодых людей, стоя перед мольбертами, готовились приступить к портрету обнаженной натурщицы.

Так выглядела мастерская: художника Шарля Глейра, где сорок студентов Эколь де Боз-Ар — парижской Школы изящных искусств — занимались рисунком и живописью, готовясь к экзаменам.

Родился Ренуар в Лиможе 25 февраля 1841 года и был четвертым из пятерых детей портного Леонара и Маргерит Мерле. Дедушка Франсуа, бедный найденыш, подобранный и воспитанный башмачником, любил порассказать о своем якобы благородном происхождении, но в семье ему не слишком верили. После смерти старого Франсуа в 1845 году семья Ренуар перебралась в Париж и обосновалась в доме номер 16 по улице Библиотек неподалеку от Лувра.

В то время Париж, еще не подвергшийся реконструкции, затеянной Наполеоном III, представлял собой переплетение узеньких улочек, вившихся без всякой продуманной схемы вокруг дворца Тюильри (позже снесенного при Коммуне), занимавшего значительную площадь и возвышавшегося посреди переулков, где шумно играла окрестная ребятня. А иногда, бывало, одно из окон большого дворца открывалось, и элегантная дама бросала детям сладости — это была королева Мария Амалия жена Луи-Филиппа, «короля-гражданина».

Проницательный взгляд художника

На приведенной внизу страницы фотографии 1861 года Ренуару 20 лет.

Повседневная жизнь

Среди первых произведений Ренуара выделяется это «Возвращение с лодочной прогулки» (1862), в котором уже ощущается влияние Будэна, Базиля и художников, делавших с натуры зарисовки сцен повседневной жизни.

Пьер-Огюст — а дома просто Огюст, потому что, по словам матери, в сочетании «Пьер Ренуар» слишком много «р», — посещал начальную школу, находившуюся в ведении Братьев христианских церквей и располагавшуюся в старом здании рядом с Лувром.

Сидя дома в дождливые дни, он покрывал пол рисунками, таская портновские мелки у отца, который, впрочем, не мог сердиться на него За воровство, так как рисунки, изображавшие членов семьи с их собаками и кошками, были настолько хороши, что мать даже решилась подарить ему тетради и карандаши, хотя стоили они очень дорого.

У него был красивый голос, и учителя настаивал чтобы он развивал его под руководством молодого, никому не известного капельмейстера Шарля Гуно, который ввел его в хор церкви Сент Эсташ.

Но вопреки настояниям Гуно, даже зачислившего его в хор Оперы, Ренуар, оказавшись перед выбором, без колебаний принял предложение господина Леви, владельца фарфоровой мастерской на улице Фосс дю Тампль, и к вящей радости отца стал художником по фарфору.

Шел 1854 год, и молодой Ренуар, рисуя цветочные орнаменты и профиль Марии Антуанетты на десертных тарелочках по 3 су за штуку, скопил небольшую сумму денег. Часто в обеденный перерыв он отправится в Лувр полюбоваться картинами Рубенса, Фрагонара и Буше.

Портрет будущей жены

Но, помимо описанных персон, наибольшее внимание к себе привлекает девушка с щенком. Кажется, будто Ренуар умышленно изобразил её в центральной части, на самом видном месте полотна. А может, всё это вовсе не было случайностью? Дело в том, что в дальнейшем очаровательная Алина Шариго стала натурщицей художника и его постоянной моделью

А может, всё это вовсе не было случайностью? Дело в том, что в дальнейшем очаровательная Алина Шариго стала натурщицей художника и его постоянной моделью.

Более того, у них начался бурный роман, а в 1885 году она родила Ренуару сына. Живописец сделал предложение Алине лишь в 1890 году, а в браке у них появилось ещё двое детей. Шариго была изображена не только в «Завтраке гребцов», но и на картинах «Танец в деревне», «Мадам Ренуар с собачкой», «Материнство».

Девушка со щенком – это очаровательная Алина Шариго, будущая жена Ренуара

Конечно, Ренуар в своём творении решил отдать дань уважения владельцу ресторана – Альфонсу Фурнезу, который и открыл это заведение. На полотне изображены его дети, Альфонсинка Фурнез, что опирается о перила, а также её брат, которого можно заметить в левом нижнем углу картины.

Как видите, в своём «Завтраке гребцов» Ренуар решил не просто продемонстрировать новые веяния импрессионизма, но и показать своих близких людей, душевную компанию, в которой он часто проводил время. И эту картину нельзя назвать простым произведением искусства или шедевральным творением. Нет – это истинный гимн дружбе, “воспетой” Ренуаром.

Выставки импрессионистов

Завтрак гребцов 1880—1881 г.

Весной 1874 года в фотоателье Надара импрессионисты впервые организовали показ своих произведений. Толпы зрителей, привлечённые шумихой, в основном критиковали художников и их работы. В обществе даже поднялся бунт против нового слова в живописи. Ренуар выставил семь картин. Одну из них, под названием «Ложа», удалось продать. В следующем году художники устраивают аукцион, целью которого становится реализация картин с Первой выставки. Но их снова ожидает провал.

В 1876 году

Вторая выставка. Она прошла более спокойно, но новое течение пока не принималось. Работы Ренуара уже в числе центральных.

В 1877-м

Третья выставка, важнейшая, так как впервые получила официальное название «Выставка импрессионистов». На ней Ренуар выставил уже 20 картин, о которых друзья-художники отзывались очень положительно, назвав, к примеру, его «Бал» настоящей исторической живописью. Ведь современность, история собственной эпохи, свидетелями которой являются ныне живущие, так важны для потомков. Но критики не успокаивались, картины не покупались.

В 1878 году

Ренуар выставил картину «Чашка горячего шоколада», по собственному признанию, написанную в угоду публике, ради того, чтобы, наконец, заработать. Создавая её, художник всё ещё верен своим идеалам, но картина находит своих зрителей.

В 1879-м

нарядная картина «Мадам Шарпантье и её дети» была даже принята в официальный Салон (помогли связи портретируемой). Это был успех, который обещал новые заказы и материальное благополучие. С этого времени Ренуар больше не принимает участие в выставках импрессионистов – надо было на что-то жить. В отношениях с некоторыми старыми друзьями появилась скованность, возникшая в результате разных мировоззрений – кто-то был закостенелым анархистом, кто-то убеждённым социалистом, кто-то слишком агрессивен.

У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Первые шедевры

Произведение под названием «Лиза» (1867) стало первой значительной работой живописца. Лиза – подружка художника, её портрет Ренуар написал в полный рост на большом холсте (полотна такого размера обычно применялись для портретов королевских особ). Выставленная в 1868-м картина была принята благосклонно. О молодом художнике начали говорить.

Потом появился «Лягушатник» – Ренуар жил с Моне на берегу реки, её виды с людьми стали темой их картин (у каждого по три). Стили молодых художников в этих работах почти не отличаются: люди на берегу, купальщики, лодки, а вокруг сверкание воды. В этом и была задача – создать картины-сиюминутный взгляд. Важные шаги на пути рождения нового течения, определение которого появится только через пять лет.

Сделав свет главным элементом стиля живописи, Ренуар основное внимание обращает на человеческие фигуры – в этом направлении и предпочитает работать

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож. Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты

Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков

В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.

Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись. Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.

Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.

Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.

Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета. Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам. Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.

Художники Барбизонской школы живописи все чаще изображали на своих полотнах явления повседневной жизни с использованием игры света и тени. Также именитый реалист Гюстав Курбе во всеуслышание заявил, что задача живописца заключается в отображении реальности, а не идеализированных сцен в академическом стиле. Ренуар, также как и его приятели — сокурсники Клод Моне и Альфред Сислей, знал о царящих в воздухе революционных настроениях.

Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.

Большие купальщицы

Огюст Ренуар родился на юге Центральной Франции в семье небогатого портного Леонара Ренуара. Он был шестым из семи детей. В 1844 году семья переехала в Париж. Будучи ребенком, Пьер Огюст пел в церковном хоре при соборе Сент-Эсташ. Регент хора рекомендовал родителям определить сына учиться музыке, отмечая необыкновенный голос мальчика.

Но у Огюста проявился также дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он устроился к мастеру по росписи посуды. Легко научившись этому ремеслу, Огюст смог материально помогать семье. Вечером после работы в мастерской он учился в школе живописи. В 21 год он поступил Школу изящных искусств при Академии художеств в мастерскую Глейра.

Через два года обучение пришлось закончить, так как Глейр закрыл свою мастерскую.

Во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах Ренуар был призван в армию. По возвращению со службы в 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

Первая выставка товарищества была организована в 1874 году. Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон «Портрет актрисы Жанны Самари» и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости.

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии. Познакомившись с работами классиков Возрождения, Ренуар изменил свой подход к живописи. Источником его вдохновения стал Энгр, поэтому этот период творчества назван «энгровским».

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

В 1892 году у Дюран-Рюэля успешно прошла большая выставка картин Ренуара. Картина «Девушки за фортепьяно» была куплена Люксембургским музеем.

После поездки в Испанию, где он познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи, в начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, этот период именуются «перламутровым».

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт», в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

С 1912 года Ренуар был прикован к инвалидному креслу после приступа паралича, но продолжал писать. Кисть вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание благодаря выставленной в 1917 году в Лондонской Национальной галерее картине «Зонтики».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Пьера Огюста Ренуара  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Тупик на вершине

Но самая важная перемена в жизни Ренуара к моменту последней выставки импрессионистов произошла в самой его творческой манере. Долгое время художник увлекался цветом и светом в ущерб рисунку и объему. Контуры на его картинах исчезали, растворившись в потоках света и воздуха, предметы казались не материальными, а как бы сотканными из того же бестелесного света, который пронизывал пространство между ними (см., например, «Качели»). Если Моне «раскладывал» материю на составляющие ее цвета, то Ренуар «собирал» ее из цвета и света. Его развеществление натуры в световоздушной среде зашло гораздо дальше, чем знаменитое леонардовское сфумато вместе с его же воздушной перспективой.
Однако в какой-то момент Ренуар почувствовал, что от него ускользает Форма — именно так, с большой буквы. «Примерно в 1883 году, — признавался он, — в моем творчестве произошло нечто вроде перелома. Я достиг вершин импрессионизма и вдруг пришел к заключению, что не умею ни писать, ни рисовать. Одним словом, я зашел в тупик».
Выход из тупика нашелся в работах старых мастеров. В Лувре Ренуара вдохновлял Энгр, признанный мастер контура и объема, а путешествие в Италию открыло ему творчество художников Возрождения.
Надо сказать, что и раньше Ренуар проявлял интерес к Энгру. Например, параллельно с «Обнаженной в солнечном свете», показавшейся критику похожей на разлагающийся труп, он написал еще одну, с той же модели, но совсем в другой манере, явно вдохновленной творчеством великого предшественника (см. «Обнаженная (Анна)»).

Обнаженная (Анна). 1876. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Теперь он стал развиваться именно в этом направлении. Фигуры очерчиваются контуром, подчеркивается светотеневая моделировка, палитра сводится к небольшому количеству цветов, появляется ярко выраженный рисунок с нарастающими чертами декоративности. Впоследствии, впрочем, жесткость рисунка смягчилась, мазок вновь приобрел размашистость и пластичность, а цвет стал переливчатым, отчего этот период был назван «перламутровым». Отныне и до конца жизни он будет писать преимущественно в этой манере, продолжая создавать многочисленные женские образы даже тогда, когда кисть приходилось привязывать к его скрюченным от болезни пальцам.
Надо сказать, что творчество мастера, выиграв в одном, потеряло в другом. Его живопись стала более декоративной, но и более рассудочной, «выстроенной» и даже холодноватой. Исчезли та непринужденность, та раскованность, упоение полнотой бытия, которые были свойственны ранним работам. Раньше художник радовался жизни с прямодушной непосредственностью, теперь он смотрит на нее с мудростью и пониманием, подчиняя свои чувства разуму. От изначального импрессионизма осталась лишь светлая палитра.

***

Но великие произведения периода расцвета по-прежнему полны изящества и остроты восприятия лучших моментов жизни. Ренуар воплотил в своем творчестве самую солнечную сторону яркого искусства импрессионизма. Его холсты всегда светлы и проникнуты непосредственной радостью бытия. Он искренне восхищается первозданной прелестью солнца, воздуха, облаков, бликов на воде, наслаждается переливами тканей, любуется детьми и молодыми девушками.
В своей жизни Ренуару довелось испытать тягостную нужду, непонимание публики, презрительное пренебрежение критики, разлад с бывшими друзьями и любимыми женщинами, тяжелую и долгую болезнь. Но ни следа этих невзгод нельзя найти в жизнеутверждающих работах «живописца счастья»!

Библиография

Вельчинская И.Л. Ренуар. Альбом. – М., 1970.
Воллар А. Ренуар. Сезанн. – М., 2000.
Креспель Ж-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883. – М., 1999.
Перрюшо А. Жизнь Ренуара. – М., 1986.
Ренуар Ж. Огюст Ренуар. – М., 1970.
Чегодаев А.Д. Импрессионисты. – М., 1971.
Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М., 2001.

Интернет-ресурсы

http://biography.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st015.shtml
www.museum-online.ru/Impressionism/Pier_Ogust_Renoir

Примечания

  1. [https://www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=1161 Pierre Auguste Renoir — Danse à la campagne] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 2 июня 2012. [https://www.webcitation.org/6Au5ZzV3Q Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
  2. [https://www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/danse-a-la-ville-8844.html?no_cache=1 Pierre Auguste Renoir — Danse à la ville. Danse à la campagne / City Dance. Country Dance] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 30 мая 2012. [https://www.webcitation.org/6Au5bAklx Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
  3. [https://www.rodon.org/art-080415172219 Танец в Буживале (Пьер-Огюст Ренуар)] (HTML). www.rodon.org. Проверено 3 июня 2012. [https://www.webcitation.org/6AscBXnA5 Архивировано из первоисточника 23 сентября 2012].
  4. М. С. Лебедянский. Портреты Ренуара. — Изобразительное искусство, 2002. — ISBN 5-85200-359-X.
  5. 12 [https://www.artdaily.org/index.asp?int_sec=11&int_new=53465 First comprehensive study of Renoir’s full-length canvases at the Frick Collection] (HTML). www.artdaily.org. Проверено 3 июня 2012. [https://www.webcitation.org/6AscC6wdm Архивировано из первоисточника 23 сентября 2012].
  6. [https://www.abcgallery.com/R/renoir/renoir41.html Pierre-Auguste Renoir — Dance at Bougival (Suzanne Valadon and Paul Lhote)] (HTML). www.abcgallery.com. Проверено 3 июня 2012. [https://www.webcitation.org/6AscCi2EN Архивировано из первоисточника 23 сентября 2012].
  7. Susan Vreeland. [https://www.svreeland.com/lbp-models.html Luncheon of the Boating Party — The Models] (HTML). www.svreeland.com. Проверено 3 июня 2012. [https://www.webcitation.org/6AscDShdW Архивировано из первоисточника 23 сентября 2012].
  8. [https://www.museum.ru/N26450 Музей Орсе в Третьяковской галерее] (HTML). www.museum.ru. Проверено 3 июня 2012. [https://www.webcitation.org/6Au5c6VaD Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
  9. [https://www.museum.ru/N27543 Невероятный успех выставки «Шедевры музея Орсе» в Третьяковской галерее] (HTML). www.museum.ru. Проверено 3 июня 2012. [https://www.webcitation.org/6Au5e0eDi Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].

На террасе или Две сестры, Ренуар, 1881

Открывается так называемый «энгровский период». В качестве «старшей сестры» Ренуару позировала Жанна Дарло (Jeanne Darlot, 1863 – 1914), будущая актриса, которой на тот момент было 18 лет. Бибикова. Они конституционные символы нации, защищающие интересы страны.

Ренуар и его друзья, запечатленные им в большом Завтраке гребцов (1880, Коллекция Филипс, Вашингтон), еще воспринимали Шату как идеальное место отдохновения. Les Deux Surs (Sur la terrasse), англ

Во многих своих картинах (и картина «Две сестры» не исключение) художник обращался к женским образам с вдохновением влюбленного, с вниманием настоящего джентльмена. В 1949 г

ею были написаны «Мои воспоминания о Пушкине и его потомках». За перилами террасы видна густая зелень, за которой проглядывает река Сена.

Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867). В качестве «старшей сестры» художнику позировала 18-летняя Жанна Дарло, будущая актриса. Они его обожают. В качестве «старшей сестры» Ренуару позировала Жанна Дарло (Jeanne Darlot, 1863 – 1914), будущая актриса, которой на тот момент было 18 лет. Картина Ренуара – это прежде всего живопись, а уже потом только мотив или персонаж.

Описание картины Пьера Огюста Ренуара «На террасе» (Две сестры)

Позже, композиция этого рисунка была повторена в наброске «Таитянская девочка в розовом парео», хранящемся в Чикагском институте искусств2. Картина выполнена в типичной для Ренуара стилистике, в частности поражает богатство цветовой палитры. Неизвестно, кто позировал в качестве «младшей сестры», но утверждается, что в реальной жизни они не были родственницами. Перед возвращением в Польшу в начале 1900-х годов Слевинский распродал свою коллекцию, «Две сестры» были выставлены на продажу в парижском аукционном доме «Отель Друо», где впоследствии картину приобрёл немецкий предприниматель и коллекционер Отто Кребс. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы.

Она предпочитает надежные вложения, но обладает решительностью игрока. Там же написаны имена этих девочек: старшую зовут Тетуа, младшую Техапаи. 70-е годы можно считать самыми счастливыми в жизни Опоста Ренуара. С тех пор о картине долгое время ничего не было известно, она даже не была включена в научный каталог-резоне картин Поля Гогена, а луврские и нью-йоркские рисунки считались самостоятельными произведениями. «Мулен де ла Галет», «После обеда», «Зонтики», «Девушки в черном» — это сцены повседневной, порой просто будничной жизни, превращенные кистью великого мастера в настоящий праздник.

Две сестры картина Пабло Пикассо

Les Deux Surs иногда переводится как «Сёстры») – это название, данное картине Ренуаром, а «На террасе» – её первым владельцем Полем Дюран-Рюэлем. Размер картины – 399163778 дюйма (100, 581 см). Приходившие позировать ему местные девушки едва сдерживали слезы. Ему нравились картины Курбе и Мане. Хотя автор назвал картину «Две сестры», точно известно, что изображенные на ней девушки не были родственницами.

«Две сестры» или «На террасе» (фр. Фраза «Семья, я тебя ненавижу. », принадлежащая Жиду, еще одному другу дома на улице Дюкен, явно не про Лероль. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. Увлекался античностью. А вот имя «младшей сестры» с поразительными голубыми глазами до сих пор остается загадкой. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки у рояля» (1892) была закуплена для Люксембургского музея.

Для кого Ренуар написал три известных танца

Арт – дилер Поль Дюран – Рюэль был другом и покровителем импрессионистов 19-го века. Когда никто не понимал и не принимал импрессионизм, Поль устраивал выставки отвергнутых художников, продавал их картины и давал им деньги. У Дюран – Рюэля было чутью и отличный художественный вкус. Он прославил Мане, Моне, Дега, Ренуара и многих других художников.

Поль Дюран – Рюэль. Хдожник Огюст Ренуар, 1910 г.

Однажды, Поль заказал Ренуару три картины с общим сюжетом. Три картины – три танцующие пары. У художника уже было полотно с танцами, «Бал в Мулен де ла Галетт», на которой было много людей. Он оставил сюжет, выбрал три танцующие пары, перенес их на дельные холсты, сменил обстановку и заказ готов. Так появились «Танец в Буживале», «Танец в городе» и «Танец в деревне».

Танец в Буживале

Танец в Буживале, 1883 г.

Буживаль, западный пригород Парижа. Излюбленное место отдыха парижской богемы 19 века. Красивые виды, кафе и танцы на свежем воздухе. Сюда часто приезжали импрессионисты работать на пленэре и здесь же, Ренуар пишет «Танец в Буживале».

Сюзанна Валадон.

Для картины позировала Сюзанна Валадон, натурщица и художница. Для нее художник написал уменьшенную копию. На которой лицо прописал тщательнее, чтобы Сюзанну можно было узнать.

Сначала для картины позировала Алина Шариго, будущая жена Ренуара, но он изменил свое решение, она стала моделью для полотна «Танец в деревне».

Уменьшенная копия хранится в частной коллекции в США, оригинал в бостонском музее изящных искусств.

Танец в городе

Танец в городе. 1883 г.

Элегантная пара танцует среди мрамора и цветов. Эту картину называют зимней. Две другие, весенняя и летняя. Весна – «Танец в Буживале», лето – «Танец в деревне». Для этого полотна позировала та же Сюзанна Валадон. Картина хранится в музее Орсе. В Париже

Завтрак гребцов

Пьер Огюст Ренуар — Завтрак гребцов,

Год создания: 1880—1881

фр. Le Déjeuner des canotiers

Холст, масло. 130 × 173 см

Собрание Филлипса, Вашингтон

Описание: В феврале 1881 года картина была куплена у Ренуара известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel) за 15 000 франков, что было достаточно высокой ценой для того времени. После смерти Дюран-Рюэля, в 1923 году его сыновья продали картину за 125 000 долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу (Duncan Phillips), после чего она так и осталась в его коллекции. С 1930 года эта коллекция переехала в здание в районе Dupont Circle в Вашингтоне, которое с тех пор используется как художественный музей — Собрание Филлипса (The Phillips Collection).

Картина была написана в ресторане Фурнез, расположенном на острове на реке Сена, находящемся в Шату, немного к западу от Парижа. Ренуар любил это место — здесь был написан не только «Завтрак гребцов», но и некоторые другие картины. Фактически картина представляет собой групповой портрет встречи друзей. Царит радостная, непринуждённая обстановка, нет никакой парадности, все находятся в естественных, случайных позах. За перилами видна густая зелень, за которой проглядывает река Сена.

Картина послужила мотивом для французского сериала «Кракелюры», который был снят режиссёром Даниэлем Жанно в 2011 году.

На картине Ренуар изобразил многих своих друзей и знакомых.

Описание картины Пьера Ренуара «Завтрак гребцов»

У известного французского импрессиониста в Париже были излюбленные места, где он часто создавал свои произведения. Одним из таких мест стал ресторан Фурнез, расположенный на острове Сена. Здесь же находилась лодочная станция, где все желающие могли арендовать маленькое судно и совершить водную прогулку по реке. Творческая интеллигенция Парижа выбрала это местечко для приятного времяпровождения, поэтому позднее остров был назван островом импрессионистов.

Именно здесь и была создана картина «Завтрак гребцов». Люди, изображенные на холсте, легко узнаваемы – все они близкие друзья художника. По факту, данное произведение – это групповой портрет на фоне великолепного летнего пейзажа.

Глядя на полотно, возникает ощущение легкости и непринужденности, царит доброжелательная атмосфера, все персонажи чувствуют себя вольготно. Живописец на создание картины потратил несколько месяцев. Удивительное дело, но каждого друга Ренуар приглашал позировать отдельно, и как органично они смотрятся на картине вместе.

В нижнем левом углу полотна изображена любимая женщина, а позднее супруга художника – Алина Шариго. Она явно увлечена общей беседой. Позади нее Ренуар изобразил самого себя. Сильный и могучий мужчина, поражающий своей уверенностью. Напротив него, лихо оседлав стул, изображён известный коллекционер Кайботт.

В цветовой палитре картины преобладает синий и белый цвета, а также оттенки розового, зеленого и серого. В своей манере передает Ренуар солнечный свет, который отражается в хрустальных бокалах и стеклянных бутылках, расставленных на столе.

Завершив работе над произведением, живописец продал ее одному французскому маршалу по баснословной цене. Сейчас «Завтрак гребцов» выставляется в художественном музее в Вашингтоне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: