«Женщины в саду» (1866)
Это двухметровая картина была полностью написана на свежем воздухе — на пленере. Моделью для трёх женщин, изображённых на картине стала Камилла Донсье. Чтобы уловить свет, в саду была изготовлена специальная траншея для того, чтобы поднимать и опускать подрамник с холстом. На картине изображён летний цветущий сад, в котором гуляют три дамы в белых платьях, и кавалер с букетом цветов. Особое место Моне придал освещению, солнечным пятнам на одежде, листве и дорожке. Моне долго ловил нужный свет, но даже в результате таких гигантских трудов, работа не была принята комиссией.
В этот период художник был ещё не признан и очень нуждался в такой степени, что ему не на что было покупать материалы для картин и он очищал старые холсты от краски. Но в 1921 году, когда Моне стал уже знаменитым, его «Женщины в саду» были приобретены за 200 000 франков.
3
Клод Моне. Начало пути
Родившись в Париже в 1840 г., Клод Моне через 5 лет переехал в Нормандию. Юноша с детства проявил тягу к рисованию, но выбрал жанр карикатуры.
В 17 лет Моне знакомится с Эженом Буденом, который научил его искусству пейзажных зарисовок. До знакомства с ним рисование с натуры, морские пейзажи Клод Моне не считал стоящими и даже относился к ним с презрением. 1859 – год возвращения юного художника на родину, в Париж. Там он продолжал рисовать в мастерской бедных художников.
Переломным моментом в судьбе и творчестве Моне считают поступление на факультет искусств Парижского университета. Там он знакомится с О. Ренуаром, А. Сислеем и Ф. Базилем – талантливыми молодыми художниками, вместе с которыми ему было суждено изменить историю мировой живописи.
Цитаты Клода Моне
- «Когда вы начинаете рисовать картину, постарайтесь забыть, какие объекты перед вами: дерево, дом, поле или что-то ещё. Просто подумайте: «Вот маленький синий квадратик, здесь продолговатый розовый, а здесь – жёлтая полоса», и нарисуйте их так, как они вам видятся, чтобы создать своё собственное простое видение пейзажа».
- «Моя единственная заслуга в том, что я рисовал непосредственно природу, пытаясь передать мои впечатления от самых мимолётных эффектов, и я очень сожалею о том, что моя картина послужила названием для целой группы, в которой фактически не было ничего импрессионистского».
- «Искусство – это всегда одно и то же: транспозиция Природы, которая требует как силы воли, так и тонкого восприятия».
- «Для меня пейзаж не существует сам по себе, поскольку его вид меняется каждый момент; однако его оживляет окружение – воздух и свет, которые постоянно меняются… Для меня только окружающая атмосфера придаёт объектам их истинную ценность».
- «Прошло много времени с тех пор, как я верил, что можно воспитать у публики вкус».
- «Когда я вижу природу, я чувствую, что могу запечатлеть всё, – а потом, когда ты работаешь, это ощущение исчезает!»
- «Я хотел бы рисовать, как поёт птица.»
История создания
Картина написана в период нужды Моне, когда он был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе, деревне в Нормандии в устье Сены, в четырёх километрах от Гавра. В 1866—1868 годах художник подолгу жил тут у своей тетки мадам Лекадр. В июне 1867 года в письме своему другу Базилю художник писал, что начал около 20 полотен: «несколько морских пейзажей, несколько фигур и видов сада. Кроме того, в числе марин я пишу парусные гонки в Гавре, с большим количеством публики на берегу». В то же время Моне были написаны картины: «Пляж в Сент-Адрессе», «Прогулка по холмам в Сент-Адрессе», «Регата в Сент-Адрессе» и несколько других.
Индивидуальные доказательства
- Резюме каталога Моне Даниэля Вильденштейна, опубликованное в 1996 году, является трехъязычным и дает французское название Terrasse à Sainte-Adresse , английское название Garden at Sainte-Adresse и немецкое название Die Terrasse von Sainte-Adresse , см. Daniel Wildenstein: Monet , Резюме каталога — Резюме каталога. С. 51.
- Анжелика Шнайдер (Ред.): Французские шедевры 19 века из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. С. 158.
- Джон Ревальд: История импрессионизма. С. 102.
- Terrasse à Sainte-Adresse отмечена как французское название в raisonné каталога Даниэля Вильденштейна 1996 г., Daniel Wildenstein: Monet, Catalog raisonné — catalog raisonné. С. 51. Возможно, Моне выставлял картину под названием Jardin à Sainte-Adresse в 1879 году, см. Гэри Тинтероу, Анри Луаретт: Истоки импрессионизма. С. 434.
- Скотт Шефер: Terrasse à Sainte-Adresse в Sylvie Gache-Godmother: L’impressionnisme et le paysage français. С. 54.
- Отец Моне появляется в аналогичной презентации в картине Адольфа Моне, читающей в саду , см. Даниэль Вильденштейн: Моне, Резюме каталога — Резюме каталога. С. 38-39.
- Скотт Шефер называет только отца, см. Скотт Шефер: Terrasse à Sainte-Adresse в Sylvie Gache godmother: L’impressionnisme et le paysage français. С. 54.
- Гэри Тинтероу в Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 434.
- Имя Жан Маргерит Лекадр упоминается различными авторами, например, Гэри Тинтероу в Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 434; Даниэля Вильденштейна в книге «Даниэль Вильденштейн: Моне», «Резюме каталога» — «Резюме каталога». С. 51.
- Гэри Тинтероу называет Софи Лекадр, но описывает ее как двоюродную сестру Моне, а не свою тетю в Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 434.
- Даниэль Вильденштейн подозревает на снимке тетю Лекадр, не называя своего имени, см. Даниэль Вильденштейн: Моне, Резюме каталога — Резюме каталога. С. 38-39.
- Гэри Tinterow в Angelika Шнайдера: Французский Шедевры 19 — го века из Музея искусств Метрополитен, Нью — Йорк. С. 158.
- Джон Ревальд: История импрессионизма. С. 102.
- Джон Ревальд: История импрессионизма. С. 102.
- Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 146.
- Моне написал «Китайскую таблицу из драпировок» в письме своему другу Фредерику Базиллю в декабре 1868 года, воспроизведенном в книге Гэри Тинтероу «Анри Луаретт: Истоки импрессионизма». С. 434.
- Ренуар написал «le japonais aux petits drapeaux» в письме Базилю в августе 1860 года, воспроизведенном в книге Гэри Тинтероу «Анри Луаретт: Истоки импрессионизма». С. 434.
- Гэри Tinterow в Angelika Шнайдера: Французский Шедевры 19 — го века из Музея искусств Метрополитен, Нью — Йорк. С. 158.
- Чарльз С. Моффет: Терраса в Сент-Адресс в Анн Дайез, Мишель Хуг, Чарльз С. Моффет: Импрессионизм: выставка, посвященная столетию. С. 140.
- Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 434.
- Джон Лейтон: Клод Моне в Джульетте Уилсон-Баро, Дэвид Дегенер: Мане и море. С. 204.
- Даниэль Вильденштейн: Моне, Резюме каталога — Резюме каталога. С. 51.
- Скотт Шефер: Terrasse à Sainte-Adresse в Sylvie Gache-Godmother: L’impressionnisme et le paysage français, стр. 54.
- Скотт Шефер: Terrasse à Sainte-Adresse в Sylvie Gache-Godmother: L’impressionnisme et le paysage français, стр. 54.
- Дороти Хансен, Вульф Херцогенрат: Моне и Камилла — портреты женщин в импрессионизме. С. 25.
- Дороти Хансен, Вульф Херцогенрат: Моне и Камилла — портреты женщин в импрессионизме. С. 25.
- Дороти Хансен, Вульф Херцогенрат: Моне и Камилла — портреты женщин в импрессионизме. С. 25.
- Джульетта Уилсон-Баро, Дэвид Дегенер: Мане и море. С. 204.
- Дороти Хансен, Вульф Херцогенрат: Моне и Камилла — портреты женщин в импрессионизме. С. 27.
- Дороти Хансен, Вульф Херцогенрат: Моне и Камилла — портреты женщин в импрессионизме. С. 27.
- Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 433.
- Энн Дайез, Мишель Хуг, Чарльз С. Моффет: Импрессионизм: выставка к столетию. С. 144. 1868 год не определен, другие авторы указывают до 1870 года , см., Например, Даниэль Вильденштейн: Моне, Резюме каталога — Резюме каталога. С. 51.
- Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 433.
- Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 433.
- Гэри Тинтероу, Анри Лойретт: Истоки импрессионизма. С. 433.
- Даниэль Вильденштейн: Моне, Резюме каталога — Резюме каталога. С. 51.
- Энн Дайез, Мишель Хуг, Чарльз С. Моффет: Импрессионизм: выставка к столетию. С. 144.
- Энн Дайез, Мишель Хуг, Чарльз С. Моффет: Импрессионизм: выставка к столетию. С. 144.
Состав
Четыре фигуры изображены на пейзаже, две стоят и две сидят на переднем плане на гнутых деревянных стульях. Две сидящие фигуры — отец Моне и его тетя Жанна Лекадр, спрятанные под зонтиком. Композиция акцентирована горизонтальными линиями (край террасы и горизонт), вертикальными (два флага, люди у балюстрады) и наклонными (ориентация стульев). Эти силовые линии создают баланс, почти равный симметрия всей композиции. Обрамление широкое, персонажи вписаны в свое окружение. Вид на фигуры сверху, как если бы за ними наблюдали из окна. На третьем плане лодки плывут по воде в направлении Гавра .
Стиль
В этот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она четка прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ художника более позднего периода. Кисть Моне здесь не столь свободна, как в парижских работах: фигуры, терраса и море производят впечатление странной застылости и схематизма. Картина проиллюстрировала его эксперименты с множеством мерцающих и ярких естественных цветов, сторонясь мрачных коричневых и черных цветов, присущих более ранним традициям пейзажа. Впервые Моне написал цветные тени и передал цветы посредством свободно брошенных, светящихся пятен чистой краски.
Эта картина также свидетельствуют о влиянии на живопись Моне восточного искусства, распространившегося во Франции во второй половине века в связи с началом коллекционирования японской графики. Художник был страстным поклонником японского искусства. В японских ксилографиях он открыл композиционные эффекты, которые достигаются острым ракурсом и драматическим обрезом композиции рамой. На склоне лет он говорил правнуку Мортье: «В японских художниках мы на Западе оценили прежде всего ту смелость, с какой они режут рамкой свои сюжеты. Эти люди научили нас новой композиции». «Террасу в Сент-Адрессе» художник называл своей «китайской картиной с флагами».
Отличие импрессионизма от других направлений
Параллельно со стилем, вызвавшим такие жаркие дискуссии в обществе, развивались и другие направления. Постимпрессионизм и экспрессионизм нашли почитателей в разных странах.
Критики сравнивают импрессионизм и постимпрессионизм. Постимпрессионисты передавали не только сиюминутные впечатления от увиденного. На их полотнах отражаются длительные состояния. Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген использовали различные техники, но отталкивались в своем творчестве от импрессионизма.
Берта Моризо “Игра в прятки”
Импрессионизм и экспрессионизм нередко путают, но это обусловлено в основном схожестью названий. Разница значительная. Экспрессионизм появился через 40 лет. Художники поднимают тему несовершенства мира – человек на их полотнах чувствует себя неуютно в уродливом мире. Это течение считают пессимистичным, ведь его переполняют апокалиптические идеи. Пропорции осознанно удлиняются, а краски используются резкие и драматические.
Чем импрессионизм является для ценителей искусства сегодня? Солнечные краски настраивают на позитивный лад и помогают с помощью живописи подкорректировать отношение к действительности. Бессюжетные картины отличаются легкостью и воздушностью, учат ценить каждый момент и любоваться окружающим с удовольствием.
Читайте далее:
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Что такое сюрреализм?
Магические украшения от Юлии Чумаченко
Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»
Chintamani Alchemistry. Интервью с автором бренда
Известные картины Моне
Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.
- Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
-
1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.
- Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
- «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
- На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
-
Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.
- Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
- «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
-
«Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.
- «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.
Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.
Картина по японскому образцу
Кацусика Хокусай: башня из тюрбана в храме Гохьяку Ракан , около 1830 года.
Мона сослалась на картинах The Terrace Сент-Адресс в 1868 году как ль таблица Chinois où иль я дез drapeaux (смысл: китайская живопись с флагами ). Друг Моне художник Пьер-Огюст Ренуар говорил о «le japonais aux petits drapeaux» ( японец с маленькими флажками ). Прилагательные китайский или японский использовались как синонимы терминов дальневосточного искусства в Париже в 1860-х годах. Но в основном на творчество Моне повлияли японские гравюры на дереве . В картине «Терраса Сент-Адресса» Моне мог напрямую сослаться на работу японского художника Кацусика Хокусая . В его серии из 36 видов горы Фудзи есть изображение Тюрбанской башни в храме Гохьяку Ракан , созданное около 1830 года , которое показывает четкие параллели с живописью Моне. В обоих ракурсах люди собрались на террасе, забор или балюстрада отделяют передний план от среднего расстояния, картина разделена на строгие горизонтальные участки, а на переднем плане можно найти пустые открытые пространства. Моне принадлежала гравюра на дереве Хокусая и другие японские картины. Вы все еще можете найти их в его бывшем доме в Живерни, который используется как музей .
Увлечение Моне искусством из Японии соответствовало духу времени японизма . Предположительно Моне видел искусство из Азии на Всемирной выставке в Париже в 1867 году , но, возможно, был знаком с такими работами заранее
И последнее, но не менее важное: его коллеги-художники Эдуард Мане , Жан-Франсуа Милле и Джеймс Эббот Макнил Уистлер работали над японской моделью, чьи работы, в свою очередь, повлияли на творчество Моне
Постепенное восхождение
Моне много рисует, в данный период жизни его излюбленным предметом написания становятся цветы. Он создает такие полотна как «Топинамбур, цветы (цветы иерусалимского артишока)» в 1880 году, а годом позже «Букет подсолнухов».
Именно эта картина была представлена на выставке импрессионистов в 1882 году и вызвала волну одобрения и восхищения. Сам Винсент Ван Гон очень позитивно оценил полотно Моне. Все цветы для композиций Клод увидел в своем саду, из чего родилась прекрасная картина «Сад художника в Ветее».
В 1883 года Моне переезжает в арендованный дом, находящийся в предместье столицы, которое называется Живерни. В этом же году его давний меценат Дюран-Рюэль, поправивший свои дела, организует для Моне индивидуальную выставку. Хоть имя художника становится всё более известным и узнаваемым, финансовое положение живописца оставляет желать лучшего.
Клод Моне «Букет подсолнухов», 1880 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Клод много путешествует по Франции, создает новые пейзажи, как, например, «Тени на море. Скалы в Пурвиле» и совершенствует свою личную технику. Побывав в Голландии, Моне пишет серию картин, посвященную тюльпановым полям и ветряным мельницам.
Теперь его любимые натурщики – это Алиса Гошеде и её дети. Постепенно творчество Моне признают все больше и больше, затем улучшается и материальная сторона жизни художника. Со временем он даже смог купить дом в полюбившемся ему Живерни, в котором и проживет до конца дней своих.
Дом и сад Клода Моне в Живерни – источник вдохновения художника / art-dot.ru
СЕРИИ КАРТИН
Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.
Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.
Известный, но небогатый
Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.
К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.
Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне
Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.
К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.
В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.
Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.
Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.
Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.
Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Истоки
Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.
Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.
Творчество Делакруа
Новый стиль в литературе, музыке и фотографии
Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:
- выражение эмоций и впечатлений автора;
- отсутствие сюжета;
- изображение жизни в моменте;
- мысли заменяются восприятием автора.
Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.
Символисты напротив отказывались от материального в своем стремлении к идеалу
Они уделяли внимание сиюминутным впечатлениям, раскрывали через детали истинную сущность вещей. Выдающийся пример импрессионизма в поэзии – «Романсы без слов» Поля Верлена
Влияние этого течения распространилось и на творчество авторов из России – Иннокентия Анненского и Константина Бальмонта.
В музыке этот стиль появился с легкой руки композитора из Франции Эрика Сати. В 1886 и 1887 годах он представил на суд публики две работы, в которых содержатся все особенности стиля, – «Три мелодии» и «Три сарабанды».
Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.
Появление этого течения в фотографии
Серия «Вокзал Сен-Лазар» (1872–1877)
В 1872 году Моне пришёл в дирекцию железнодорожного вокзала Сен-Лазар и сказал, что выбрал для написания серии картин именно этот объект, потому что он более живописный, чем остальные вокзалы. Моне писал с натуры, и ради работы художника вокзал чистили, убирали, паровозы красили, а машинисты старались пускать пар изо всех сил.
Паровозы с клубящимся дымом буквально захватили Моне своей мощью. В результате он написал двенадцать полотен. Моне изобразил вокзал в разных ракурсах и в разное время суток. На выставке в 1877 году эта серия произвела неизгладимое впечатление, так например, Эмиль Золя, вдохновившись работой Моне, написал роман «Человек-зверь». Эта серия была первой среди таких знаменитых серий, как «Стога сена» и «Кувшинки».
Кстати, о самых живописных вокзалах Европы на topcafe.su есть очень интересная статья со множеством фотографий.
2