Венера или Мадонна ?
Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.
Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством.
Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.
Фрагменты картин Боттичелли. Слева: Мадонна на троне. 1480 г. Частная коллекция. Справа: Мадонна Магнификат. 1480-1481 гг. Галерея Уфицци.
Причём Боттичелли не выдумал этот образ. Он знал такую женщину. Наделённую удивительным сочетанием внешней и внутренней красоты.
История ее любви и смерти произвела неизгладимое впечатление на художника. Вот она, Симонетта Веспуччи.
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне
Она была одной из красивейших женщин Флоренции. В неё без памяти был влюблён младший брат правителя этого города-государства, Джулиано Медичи.
Скорее всего, их отношения были платоническими. Она была замужем. Он был благородным рыцарем
Он провозглашал ее дамой своего сердца и отважно дрался на турнирах. Очень романтично
Но их ждала трагедия.
Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Заговорщик накинулся с ножом на главу династии, Лоренцо Медичи. Джулиано кинулся прикрыть брата. И был насмерть зарезан.
Боттичелли дружил с Джулиано. Поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли: какие символы зашифрованы в полотне
Перечисляя известные картины художников эпохи Возрождения, нельзя забывать о Сандро Боттичелли (1445-1510 гг.).
Из-под его кисти вышло множество великолепных произведений, однако настоящим шедевром стала работа, где живописец осмелился изобразить женское тело как святыню, превратив языческую богиню в дарованное Господом откровение любви и красоты. Об этом полотне и пойдёт речь в нашей статье!
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли – история и значение
1480-тые гг. были очень важным периодом в жизни художника – вместе с Д. Гирландайо, К. Росселли и П. Перуджино он расписал Сикстинскую капеллу, а также создал цикл возвышенных ликов Девы Марии. Кроме того, именно тогда мастер проникся идеями флорентийского кружка неоплатоников, которые пробовали обобщить античную и христианскую мораль.
В частности, Марсилио Фичино – глава данного общества – утверждал, что воплощением непостигаемого Творца служит земная красота, как телесная, так и духовная.
Поэтому любое существующее в этом мире создание даёт людям возможность узреть свет, очиститься от порочных наклонностей и проникнуться Господней благодатью.
И превыше всего философ ставил римскую богиню любви, именуя её «нимфой Гуманности, рождённой от небес». Эти слова и вдохновили флорентийского живописца на написание шедевра.
Картина Боттичелли «Рождение Венеры» стала первой попыткой соединить древний миф и библейское предание о крещении Иисуса Христа.
Явление богини ассоциируется с возрождением души, когда та выходит из вод крестильной купели.
Строгий аскетизм средневекового христианства здесь заменён всевластием Эроса, а женская нагота, вместо напоминания о первородном грехе, олицетворяет искренность и чистоту.
Что символизирует «Венера» Боттичелли?
Ренессанс – время, когда в мировом искусстве активно использовались аллегории и скрытые смыслы, превращающие полотно в настоящий шифр. Ими наполнены почти все картины женщин известных художников, однако Сандро Боттичелли и здесь превзошёл современников! Вот что означают разные элементы изображения:
- Венера. Согласно легенде, она родилась из капель крови древнего владыки неба и земли – Урана, которого оскопил его сын Кронос. Моделью для богини стала муза знаменитого живописца – Симонетта Веспуччи, которая в то время считалась первой красавицей города;
- Зефир – божество весеннего (западного) ветра. Как гласит миф, его дуновение отнесло раковину с только что появившейся на свет Венерой к острову Крит, где та впервые ступила на сушу;
- Флора (Хлорида) – богиня растений и супруга Зефира. Их брак воплощает неразрывное единство телесной страсти и духовной любви;
- Ора Талло (Цветущая) – дочь Зевса и Фемиды, одно из волшебных существ, которые ведали сменой времён года и природным равновесием. Как покровительница весеннего расцвета, являлась одной из подруг Венеры – именно поэтому она подаёт ей одежду;
- раковина – олицетворение женского начала, а ещё – моря, откуда вышло всё живое;
- пурпурная мантия – воплощение могущества и власти;
- роза символизирует всепобеждающую и царственную любовь, а шипы цветка напоминают о переживаниях, которые порой причиняет это чувство;
- мирт – растение, принадлежащее Венере (в рассказе Овидия именно им она прикрыла наготу, оказавшись на земле). Знак плодородия и достатка;
- василёк – ещё одна эмблема плодовитости, так как он цветёт среди созревшей пшеницы;
- маргаритка – олицетворение чистоты, кротости, невинности. Её рисовали многие известные художники, и их картины посвящены, как правило, Богородице;
- плющ – воплощение верности, преданности, привязанности;
- камыш – символ скромности. С его помощью художник демонстрирует, что истинная красота всегда стыдлива и непритязательна;
- анемон – напоминание о неразделённой, трагической любви;
- вечнозелёное апельсиновое дерево – знак надежды на спасение и вечную жизнь
Панно «Рождение Венеры» (Сандро Боттичелли) из янтаря
Биография
Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.
Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.
Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.
Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.
Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).
В 30-х годах XVI века живописец был представлен во дворе императора Священной Римской империи Карла V. Тициан творил в Испании и других странах Европы: ему позировали самые влиятельные персоны той эпохи: герцоги, кардиналы, папы, монаршие особы и их приближённые. Великому живописцу были пожалованы графский и рыцарский титулы, – знак величайшего признания, которого ранее не удостаивался ни один художник.
Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.
Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.
Боттичелли и Медичи
Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.
Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.
Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.
Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.
Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция
Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.
Венера и грации обманывают Марс. Жак-Луи Давид
Картина «Венера и грации обманывают Марса (Марс, обезоруживаемый Венерой и тремя грациями)» Жак-Луи Давида хранится в Королевском музее изящных искусств, Брюссель. Размер оригинала 308х262см. Произведение «Марс, обезоруживаемый Венерой и тремя грациями», датируемое 1824 годом, явилось последним произведением французского живописца Жака Луи Давида. Эта работа сразу была определена критикой как смесь романтизма, реализма и идеализации с явным переплетением с классицизмом, но по сути дела до сих пор не разгадана, столько в ней разного и в чем-то несовместимого. На картине изображены три грации, являющиеся спутницами Венеры. Одна из граций забирает у Марса щит, одним из значений которого является целомудрие. Этим действием Марс лишается целомудрия, идя на поводу у своих чувств. Также грация забирает лук, являющийся символом проявления надежности, что лишний раз доказывает потерю Марсом твердой опоры. Вторая грация забирает у Марса шлем, который не только означает защиту и сохранение, но и является атрибутом бога Марса как бога войны. Исходя из того, что он добровольно отдает эти предметы, можно сказать, что Марс теряет свою прежнюю сущность, то есть то рациональное, разумное и рассудительное начало, которое характеризовало его как истинного воина. В левой руке Марс держит свой меч, протягивая его грациям. Символ меча означает власть, лидерство, силу и защиту. Это можно интерпретировать как то, что Марс добровольно отказывается от своего доминирования над всеми, начиная поддаваться власти Венеры, власти чувственного начала. Третья грация подает Марсу амфору и килик. О предназначении этих предметов именно богу войны можно судить по устремленности взгляда грации на Марса. Амфора и килик могут свидетельствовать только о том, что грация предлагает богу войны вино. Вино — устойчивый символ откровения и истины. Это свидетельствует о том, что ему предлагают полностью обнажится как физически, так и духовно. Рядом с амуром лежит лук с парой разнонаправленных стрел. На ногах Марса сидит пара голубей. На ложе восседает пара людей, противоположных по полу. Таким образом в произведении воплощается идея о воссоединении мужского и женского, Марса и Венеры, разума и чувств. Тога почти спала с плеч Марса, копье почти выпало из правой руки, Амур почти полностью развязал сандаль на ноге Марса, Венера почти надела венок на голову Марсу, тело Марса находится в неком переходном состоянии — он либо почти лежит, либо почти сидит. Из этого можно сделать вывод, что Марс поддался власти Венеры, но это действие еще не завершено.
Сюжет
В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплён по просьбе его жены Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но всё та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита (в римской традиции Венера).
Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василёк и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придётся испить богине на земле), апельсин (символ вечной жизни).
«Рождение Венеры». (Wikimedia Commons)
Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.
С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому теперь всегда должна сопровождать Венеру.
Боттичелли – эстет с большой буквы
Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.
Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.
Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.
А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей.
Посмотрите на его ангелов и нимф.
Фрагменты картин Боттичелли. Слева: деталь “Мадонны Магнификат” 1480 г. Справа: деталь “Весны” 1482 г.
На такие лица смотреть – одно удовольствие. Боттичелли воспевал красоту. И жаждал нести эту красоту окружающим.
Но при этом Боттичелли не переходит границу, которая отделяет истинное произведение искусства от пустой декоративности. Ещё чуть-чуть и мы бы сказали, что такая красота слишком приторная. Почему он не переходит эту грань?
Потому что его герои наделены ещё внутренней красотой. Которая легко читается по глазам. Взгляд Венеры полон лёгкой грусти, одиночества. А ещё там доброта и умение прощать. Это взгляд скорее Мадонны, нежели греческой богини.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. 1484 г. Галерея Уффици, Флоренция
Провенанс
В 1621 году был составлен каталог произведений из собрания Рудольфа II в Пражском Граде. На протяжении веков картина неоднократно меняло владельцев, перемещаясь по всей Европе. Она находилась во владении Фердинанда III Габсбурга, а после вторжения шведов в Прагу в 1648 году попала в коллекцию шведской королевы Кристины, которая увезла её с собой в римскую ссылку. Затем полотно перешло в собственность к семье Одескальки, а затем оказалось в знаменитой Орлеанской коллекции в Париже. В 1792 году картина Веронезе стала частью коллекции Эдуарда де Валькье в Брюсселе, но в 1798 году вернулась в Париж, а затем отправилась в Лондон. После смены нескольких английских владельцев, в 1910 году работа была продана нью-йоркскому Метрополитен-музею.
Рухнувший мир Боттичелли
Еще по одной причине “Венера” Боттичелли была надолго забыта.
Однажды во Флоренции появился харизматичный фанатик, Савонарола. Который своими проповедями начал обличать правление Медичи. И призывал сжигать все “суетное”, то есть предметы роскоши.
Впечатлительный Боттичелли поддался этому влиянию. И сжёг немало своих картин. Постепенно из его работ ушла красота. А ощущение одиночества и грусти, которые читались ещё в “Венере”, лишь усилилось. Так появилась его “Покинутая”.
Сандро Боттичелли. Покинутая. 1495 г. Частная коллекция, Рим
Эта работа создаёт невероятный контраст “Венере”. Смятые одежды, словно сброшенные крылья. Глухая стена с кусочком неба.
Ясный и прекрасный мир стал недоступен. Надежды нет. Савонаролу сожгли. Как обычно это бывает с революционерами, он погиб от рук своих же последователей. А прекрасный мир при дворе Медичи уже не вернуть.
Они изгнаны из города в 1494 году, за год до написания “Покинутой”. И вернуться лишь в 1512. Но Боттичелли уже не будет в живых.
Сюжетная линия произведения искусства
Гуманистический сюжет картины, открывает зрителю мифологический подтекст, где астрологическое значение Венеры и Марса олицетворяется влюбленными молодыми людьми. Моральный аспект картины во всевластии Венеры над свирепостью Марса. Нежный и ласковый образ Богини любви подавляет негативную предрасположенность Бога войны.Известно, что единственный ребенок Богини любви Венеры — это купидон или как его еще называют Амур. Боттичелли не изобразил его на полотне, но многие видят в сатирах и взгляде Венеры некий подтекст к пробуждению и зачатию ребенка. Это спорное трактование, но оно обсуждается и по сей день.
На деревянной основе композиции запечатлены:
- Венера (Богиня Любви);
- Марс (Бог войны);
- сатиры или фавны.
Обращение к образу Венеры в творчестве Джорджоне
Картиной, в которой Джорджоне обращается к образу Венеры, является «Спящая Венера». Написана в 1508-1510х годах и находится сейчас в картинной галерее Дрездена.
Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Погруженная в спокойную дрему нагая Венера изображена на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Как и иные творения Высокого Возрождения, джорджоневская Венера замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от окружающей ее природы. Не случайно она погружена в безмятежный сон. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные веки и прекрасный строгий рот создают образ прозрачной чистоты.
В «Спящей Венере» Джорджоне впервые в мировом искусстве раскрылся живописный идеал соразмерности пропорций и невозмутимого покоя, свободы и полной завершенности, идеал высшего единства физической и духовной красоты женщины.
2. Тициан Вечеллио
Тициан Вечеллио да Кадоре (1488/1490-1576) — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо (1452-1519), Рафаэлем (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564) — одним из четырех титанов итальянского Возрождения.
По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени.
Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран — это и Рубенс (1577-1640) , и Ван-Дейк (1599-1641), и Рембрандт (1606-1669), и Веласкес, и Дали (1904-1989) , французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана. Помимо колористических завоеваний, не менее важным оказался опыт Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие.
Из произведений, принадлежащих Тициану, особенно известны:
· «Мадонна с младенцем» (1507 год), Академия Каррара, Бергамо
· «Крещение Христа» (1512 год), капитолийская Пинакотека
· «Флора» (1515 год), Галерея Уффици, Флоренция
· La Bella/ «Красавица» (1536 год), Галерея Палатино Палаццо Питти, Флоренция
· «Портрет Джулио Романо» (1536 год), Museo Civico di Palazzo Te, Палаццо де Те
· «Портрет Антонио Порчия» (1535-1540 годы), Пинакотека Брера
· «Даная» (1544-1546 годы); Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее.
· «Распятие» (1558 год), церковь Сан-Доменико, Анкона
· «Благовещение» (1564 год), церковь Сан-Сальвадор, Венеция
· «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565 год), Галерея Боргезе, Рим
Описание
Встреча двух влюблённых происходит в идиллической, умиротворяющей обстановке. Слева стоит обнажённая богиня, обнимающая левой рукой спину Марса, сидящего перед ней в доспехах. Правая рука Венеры покоится на груди, из которой вытекает молоко, подчёркивающее её женственность. Справа находится боевой конь бога войны, прирученный одним из амуров. Его силуэт основан на античных конных памятниках. Подчёркнутая мускулатура животного выражает его силу, а наклонённая голова и спокойные глаза смягчают его образ. Два путти служат ключом к пониманию работы. Первый, укрощающий коня, символизирует подчинение любовным желаниям бога Марса. Второй путто, обвязывающий лентой ноги Венеры, символизирует союз влюблённых в вечной любви и гармонии в мирные времена. Молоко из груди Венеры символизирует богатство мира, которое служит источником для человечества. Подпись художника можно обнаружить на каменном основании: «PAVLUS VERONENSIS F».
Главная героиня «Рождения Венеры»
Конечно, в центре всей картины находится образ прекрасной женщины. Далеко не всем известно, что образ для своей Венеры Боттичелли взял с натуры. Некоторые исследователи считают, что для создания портрета богини художнику позировала Симонетта Веспуччи, известная флорентийская красавица, чьей руки добивались многие знатные мужчины того времени. В неё был безумно влюблён Джулиано Медичи, а сама Симонетта бесконечно восхищала художников.
Любил ли её Боттичелли? На этот вопрос мог бы ответить лишь он сам, но именно благодаря ему образ Симонетты остался запечатлённым на века. К сожалению, у красавицы была трагическая судьба. В возрасте 23 лет девушка умерла от чахотки. Несмотря на это, уже после своей смерти она стала лицом флорентийского Возрождения. Живописец настолько ярко помнил все черты Симонетты, что воспроизводил её образ в нескольких своих работах по памяти.
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1486 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Сандро Боттичелли хотел показать в своём творении единство и гармоничное сочетание материального и духовного, слияние небесного и земного. На картине можно заметить аллегорические образы, что были заимствованы из древнегреческих и древнеримских преданий. В эпоху Возрождения многие живописцы обращались к сюжетам Античности, а Боттичелли достиг в этом особого мастерства.
Венера на полотне Боттичелли – практически точное отражение описания богини у греков или римлян. В античных легендах рассказывалось, что богиня появилась на свет из пены морской. Она отличалась женственностью и нежной красотой, была необыкновенно привлекательна. Древние мифы рассказывают, что у Венеры (греки называли её Афродитой) были длинные золотистые волосы. Это же мы видим и на полотне великого художника.
Самопожертвование во имя близких
Отличие такого вида сюжета от предыдущего в том, что автору драматической ситуации не надо так тщательно вырисовывать мотивацию персонажа, так как самопожертвование ради близкого, любимого человека и так ясно объясняет мотив поступка.
Обязательные составляющие:
· Родственник, приносящий жертву;
· Тот, ради кого совершается жертвенное действие;
· Жертва, то есть некое действие или предмет, которые приходится отдать или уничтожить ради благополучия близкого человека.
· Самый трагический вариант – это жертва собственной жизнью ради спасения близкого человека;
· Также возможны варианты жертвы честью или положением в обществе;
Рухнувший мир Боттичелли
Еще по одной причине “Венера” Боттичелли была надолго забыта.
Однажды во Флоренции появился харизматичный фанатик, Савонарола. Который своими проповедями начал обличать правление Медичи. И призывал сжигать все “суетное”, то есть предметы роскоши.
Впечатлительный Боттичелли поддался этому влиянию. И сжёг немало своих картин. Постепенно из его работ ушла красота. А ощущение одиночества и грусти, которые читались ещё в “Венере”, лишь усилилось. Так появилась его “Покинутая”.
Сандро Боттичелли. Покинутая. 1495 г. Частная коллекция, Рим
Эта работа создаёт невероятный контраст “Венере”. Смятые одежды, словно сброшенные крылья. Глухая стена с кусочком неба.
Ясный и прекрасный мир стал недоступен. Надежды нет. Савонаролу сожгли. Как обычно это бывает с революционерами, он погиб от рук своих же последователей. А прекрасный мир при дворе Медичи уже не вернуть.
Они изгнаны из города в 1494 году, за год до написания “Покинутой”. И вернуться лишь в 1512. Но Боттичелли уже не будет в живых.
История и описание картины
Точно о ранней истории произведения не известно практически ничего. Искусствоведы считают, что Рубенс создал полотно «Венера и Адонис» в 1610-1611 г. Человек, по чьему заказу создавалась картина, также неизвестен. Жанр ее – мифологическая живопись. За основу сюжета Рубенс взял миф о любви богини Афродиты к молодому охотнику, чье имя отражено в названии «Венера и Адонис», которого ей позже пришлось делить с Персефоной. Картина изображает пару в романтический момент объяснения в любви. На заднем плане присутствуют собаки и лебеди. Купидон, повернувшись в профиль, любуется идиллической сценой.
Одни искусствоведы считают, что картина создана Яном Вильденсом, другие – что ее писал Рубенс с учениками, третьи – что к работе над произведением приложил руку Лукас Ван Юден. О самой работе «Венера и Адонис» известно немного:
- Ранее Рубенс написал другое полотно с тем же сюжетом, но другой композицией – оно хранится в Нью-Йорке, в Метрополитене.
- В 1768 г. картина куплена по приказу Екатерины II в Брюсселе.
- Сегодня «Венера и Адонис» выставляется в галерее Эрмитажа. Размеры ее — 83×90,5 см.
Существует версия, что эта картина написана по шекспировскому варианту мифа, в котором молодой охотник не принял любви богини – оттого Рубенс отобразил ее мимику и позу такими беззащитными и умоляющими.
Забвение длиною в 300 лет
“Рождение Венеры” далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.
Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли.
Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.
В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными.
Свою “Венеру” Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.
Слева: фрагмент картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.
А второе преимущество Рафаэля заключалось в композиции.
Боттичелли иногда критикуют за коллажность его работ. Да, композиция не была его сильной стороной. Порой его герои просто стоят в ряд. Как, например, на знаменитой картине “Весна”.
Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция
Рафаэль же создавал сложнейшие композиции. И в сочетании с красивыми и живыми образами стал образцовым мастером. Которому стремились подражать многие поколения художников.
Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия
И вот когда уже каждый жест с полотен Рафаэля был тысячекратно повторен в картинах других художников, часть из них сказали “Хватит!”
И решили посмотреть, как работали художники до Рафаэля. И открыли для себя “Рождение Венеры” и “Весну” Боттичелли.
Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.
У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.
Слева: Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон. Справа: Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция
Бахус и Ариадна, Тициан: анализ Раздел в процессе наполнения и корректировки
Тициан — Вакх и Ариадна
. Считается одной из величайших картин венецианского ренессанса.
Для значения других знаменитых шедевров, пожалуйста, см.: Анализ знаменитых картин
(1250-1800).
Тициан был главным представителем венецианской живописи в 16 веке. Связанный как с Джорджоне (1477-1510), который, возможно, был его учителем, так и с Тинторетто (1518-94), который, возможно, был его учеником, Тициан славится своей венецианской портретной живописью и своими венецианскими алтарями – многие из которых остались в Венеции. Если можно сказать, что Микеланджело является примером флорентийского кредо дизеньо (первичность рисунка), Тициан воплощает венецианское кредо колорито (первичность цвета). Для получения дополнительной информации см. Также: Тицианская и венецианская цветная живопись (1500-76). Его почитали современники в Италии, он пользовался покровительством самых влиятельных европейских монархов и религиозных лидеров.
Среди выдающихся картин Тициана: Успение Богородицы (1516-18, Святая Мария Глориоза деи Фрари); Вакханалия Андрианцев (1523-25, Прадо, Мадрид); Венера из Урбино (1538, Уффици, Флоренция); и папа Павел III со своими внуками (1546, Музей Каподимонте, Неаполь).
Эта красочная историческая картина является одной из цикла мифологических картин, основанных на классических текстах, которые были заказаны Альфонсо и д’Эсте, герцогом Феррарским, для его Камерино д’Алабастро – частной палаты в его герцогском дворце в Ферраре. Эта работа – замена Рафаэля – была одной из трех, предоставленных Тицианом между 1518 и 1525 годами. Другие две – Поклонение Венере (1518-19) и Вакханалия Андрианцев (1523-5), сейчас обе находятся в Музее Прадо в Мадриде
Известная из рассказов римских поэтов Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и Катулла (c. 84-54 гг. До н.э.), эта картина изображает первую встречу между Бахусом (богом вина) и Ариадной (дочерью царя Миноса) на острове Наксос. Несмотря на жизненно важную роль в оказании Бахусу помощи в победе над минотавром, Ариадна покинула своего возлюбленного Тесея, чей корабль можно увидеть (в дальнем левом углу картины), уплывающим вдаль. Пока она наблюдает, как корабль уходит – ее печаль прерывается внезапным прибытием Бахуса и его неуправляемой компанией пьяных друзей, один из которых (сатир) машет головой только что убитого животного (его голова лежит на земле). Когда испуганная Ариадна поворачивается к гулякам, она видит, как Бахус выпрыгивает из колесницы и их глаза встречаются: это любовь с первого взгляда. Бахус спрыгивает со своей колесницы, запряженной двумя гепардами, и объявляет о своей любви. Он обещает быть более верным партнером, чем Тесей и предлагает ей созвездие (Северная Корона) в качестве свадебного подарка. В других версиях Бахус поднимает ее на небеса и превращает в созвездие, представленное восемью звездами над ней.
Тициану удается извлечь из сюжета максимальное количество драмы, в основном благодаря динамическим позам, которые приняли его два главных актера. Но не менее важны их закрученные драпировки с их яркими синими и розовыми тонами – два любимых цвета Тициана. Во всяком случае, композиция наполнена движением и цветом, поскольку полуголые фигуры изгибаются и прыгают в позах, взятых из греческой скульптуры классической древности, такой как сатир, который борется со змеями так же, как это показано на греческой статуе Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 г. до н.э.) Диагональная разделительная линия отделяет золото и зелень ландшафтной сцены от большой площади ультрамариново-синего цвета (полученной путем измельчения самого дорогого из всех цветных пигментов – лазурита, добываемого в Афганистане).
Судьба художника
Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощённая на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.
Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.
Сандро Боттичелли. (Wikimedia Commons)
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
В последнее десятилетие 15-го века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.
Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня на кладбище церкви Всех Святых покоится его прах.