Правила композиции: большой разбор

Как парейдолия связана с апофенией

Парейдолия может быть частью апофении — склонности воспринимать случайную информацию как что-то значимое.

Например, видя лица в повседневных предметах, человек может решить, что ему подают какой-то знак или отправляют тайные послания. Подобным образом рассуждал владелец тоста с лицом Иисуса американскому телеканалу: «Это был ответ на многие вопросы, которые у меня были. Даже если это был всего лишь мимолетный образ, это все равно знак, и он указывает в правильном направлении». Такая логика — это пример апофении.

Социальная экономика

Тайные знаки: что такое апофения и нужно ли от нее избавляться

Отрывок, характеризующий Семейный портрет (картина Матисса)

Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее. «Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину. Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne. – Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, – говорила m lle Bourienne. – Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur.

Нужно ли лечить парейдолию

Так как сама по себе парейдолия не является болезнью, лечить ее не нужно. Но в отдельных случаях парейдолии могут встречаться при психотических состояниях и помрачениях сознания, например, таких как алкогольный делирий («белая горячка»). Об этом говорит психиатр Сергей Климчук. Он объясняет, что парейдолические иллюзии — это один из видов патологических иллюзий, выделяемых в психопатологии, разделе психиатрии, занимающимся изучением расстройств психики.

Психотерапевт Оксана Аболина отмечает, что парейдолия может быть признаком психического расстройства, если человек становится одержим иллюзиями, начинает собирать образы в некую систему и видеть в этом послания от окружающего мира. Например, если человеку кажется, что за ним кто-то постоянно следит

Но и в таких случаях использовать парейдолию в качестве диагностического инструмента нужно очень осторожно, поскольку точных критериев ее оценки пока не существует

С ними согласен и врач-психотерапевт Юрий Емельянов. Он подтверждает, что часто «змеи по обоям» ползут в начале алкогольного делирия. Также парейдолии могут видеть люди, принимающие какие-то психотропные вещества. Если помощь вовремя не оказать, развиваются истинные галлюцинации. Парейдолии также могут быть предвестником шизофрении, заболеваний мозга, опухоли, эпилепсии. Иногда это расстрйоство проявляется при очень сильной усталости или недосыпе. Поэтому в случаях, когда неожиданно возникли парейдолические иллюзии, лучше проконсультироваться у психиатра, который поможет не пропустить опасное заболевание.

Аппликации Анри Матисса — Николай Гранкин

Когда-то «голубая обнажённая» Анри Матисса вдохновила меня на занятие аппликацией и я посвятил этому немало времени, но конечно с Матиссом мне никак не сравниться…

Не самая известная сторона жизни великого художника. В последние годы, ему было тяжело писать и мастер занялся несколько необычным видом творчества..

Полинезия

Лондонская галерея Tate Modern покажет французского художника Анри Матисса с новой стороны, представив 120 его аппликаций

Henri Matisse: The Cut-Outs — это новая выставка в лондонской галерее Tate Modern, и посвящена она вовсе не картинам французского художника Анри Матисса, а его аппликациям. Этими произведениями декоративного искусства Матисс начал заниматься в середине 40-х, в последние годы своей жизни.

Состояние здоровья Матисса тогда было тяжелым, художник передвигался на инвалидной коляске, поэтому заниматься живописью для него было затруднительно. Он взялся за цветную бумагу и ножницы и стал делать аппликации. В 1947 году они были собраны в книге под названием Jazz. Были и более поздние работы, и они тоже вошли в экспозицию.

«Японская маска»

Сама книга Jazz, а также копии работ Матисса и будут представлены почитателям художника в Tate Modern. Среди бумажных фигур, которые вырезал Матисс, — силуэты людей, птицы, цветы, морские водоросли, листья пальм и многое другое.

«Синяя обнаженная с волосами на ветру»

Наиболее известные крупные аппликации (к слову, размеры некоторых составляли до 80 см), которые можно будет увидеть на выставке, — The Snail, Memory of Oceania и Large Composition with Masks, созданные в 1953 году. Кроме того, помимо отдельных, не связанных друг с другом аппликаций в экспозицию вошла серия Blue Nudes.

«»Витраж окно Abside Розария Часовня»

Аппликации Анри Матисса на выставке Henri Matisse: The Cut-Outs можно будет увидеть в Tate Modern в Лондоне до 7 сентября.

«Креольская танцовщица»

«Улитка»

«Полет Икара»

«Опера»

Блог Оченьдаже

«Благовещение» Франческо Дель Коссы

Самым известным художественным произведением, является, пожалуйста, картина «Благовещение» Франческо Дель Косы.Что же мы видим на полотне? По роскошному дворцу Марии в момент (столь священный̆ момент!) Благовещения огромная улитка ползет от архангела к Богородице, не сводя с них глаз. Что же делает это довольно противное существо на картине со священным сюжетом? Еще немного, и на переднем плане мы увидим позади улитки след от слизи! Во дворец Марии, чистой, нетронутой, непорочной Девы Марии, скользкая улитка привносит беспорядок и слизь. Это уже слишком… Наверняка, есть какое-то особое значение, небесная функция, с которой талантливый художник дель Косса все же решил предоставить улитке столь заметное место на картине о Благовещении.

«Благовещение» Франческо Дель Коссы

Этот алтарный образ был создан дель Косcой в 1468–70 гг. для капеллы в церкви Честелло во Флоренции (ныне Санта Мариа Маддалена деи Пацци). На картине улитка — совершенно земное существо, которое не замечает происходящего при ней поразительного чуда. Выписана она с потрясающей точностью и реалистичностью. Ощущается шероховатость раковины, а на тельце видны характерные светлые черточки. Кстати, кураторы Дрезденской галереи, где полотно находится сейчас, сделали из знаменитой улитки дель Коссы своеобразный фирменный знак музея, который вполне мог конкурировать с ангелочками «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В фойе галереи даже продают символическая атрибутика с изображением этой улитки.

Дрезденская картинная галерея, г.Дрезден

Итак, улитка на переднем плане традиционно трактуется как символ Богоматери и непорочного зачатия (согласно средневековым знаниям, улитки размножаются от дождя). Когда голубь Святого Духа летит с небес, чтобы пропитать вечно-девственную Марию, ее символ, вечно-девственная улитка, тихо ползет по краю рамы. Тем не менее, она также является связующим звеном, соединяющим две несоизмеримые в других отношениях сферы – земное и святое.

Фрагменты

Значение фотосинтеза

В процессе фотосинтеза энергия света заключается в энергию химических связей органических веществ. Поэтому фотосинтез служит первичным источником почти всей энергии, используемой живыми организмами в процессе жизнедеятельности. Практически все живые организмы, за исключением хемосинтетиков, так или иначе пользуются теми продуктами, что выделяются при фотосинтезе.

За счёт фотосинтеза сформировалась и поддерживается пригодная для дыхания атмосфера с высоким содержанием кислорода. 

Фиксация углекислого газа в ходе фотосинтеза служит главным местом входа неорганического углерода в биогеохимический цикл. Также ассимиляция CO2 препятствует перегреву Земли, предотвращая парниковый эффект.

Цвет

Неоднократные исследования показали, что цвет играет одну из ключевых ролей для привлечения внимания и при принятии решения, насколько нравится продукт, при знакомстве с ним.

Наиболее гармонично сочетание цветов работает по правилу 60–30–10: 60% составляет основной цвет, 30% — поддерживающий, а 10% — яркий акцент.

Тон

Большую роль в исследовании цвета внёс Иоханнес Иттен, предложив модель цветового круга. Согласно ей, все цвета (тона) можно разделить на три категории: комплементарные, аналоговые и триадические.


Цветовой круг ИттенаИзображение: Skillbox Media

Дополнительные цвета — это противоположности на цветовом круге, например красный и зелёный.

Использование комплементарной цветовой схемы в композиции создаёт резкий контраст между элементами и отделяет их друг от друга. Изображение получается более ярким, но нарочито чрезмерное использование такой схемы может вызвать отторжение.


Логотип Mountain Dew построен на сочетании дополнительных цветовИзображение: Wikimedia Commons

Аналоговые цвета на цветовом круге находятся рядом друг с другом — например, красный, оранжевый и жёлтый. Изображение близких оттенков делает дизайн более гармоничным, предсказуемым, понятным.


Для логотипа BP использованы аналоговые цвета: зелёный, салатовый и жёлтыйИзображение: BP

Триадические цвета равномерно распределены по цветовому кругу и, как правило, собранные вместе работают ярко и динамично.

Использование триадической цветовой схемы создаёт визуальный контраст, но не делает образ кричащим.


В своём логотипе Pepsi использует триадические цвета — синий и красный отделяет примерно треть цветового кругаИзображение: Wikimedia Commons

Читайте статьи о значении цвета для брендов:

  • Розовый: Baskin Robbins, T-Mobile, Vanish
  • Коричневый: Nescafe, UPS, Louis Vuitton
  • Зелёный: Starbucks, Sprite, BP
  • Белый: Apple, Wikipedia, Michelin
  • Синий: IBM, Gillette, Kenzo
  • Красный: Coca-Cola, Ferrari, Louboutin

Кроме оттенка, каждый цвет обладает ещё четырьмя основными характеристиками: насыщенностью, тоном, яркостью и температурой.

Насыщенность

Определяет, насколько цвет интенсивен. Насыщенные цвета придают композиции яркий и чистый вид, тем самым делая её более динамичной

Однако чрезмерное использование насыщенных цветов может сбить с толку — каждый яркий цвет будет конкурировать с другим за внимание

На плакате adidas для рекламной кампании All Day I Dream About Sneakers от агентства Lifelounge сразу привлекают внимание три ярко-голубые полоски — фирменный знак брендаФото: Chris Tovo / Dimitri Kalagas / Behance

Яркость

Яркость влияет на то, насколько оттенок светлый или тёмный. Она используется для направления взгляда зрителя и создания акцента в композиции: светлый цвет будет более заметен на тёмном фоне, и наоборот.


На этом рекламном постере Национального совета по безопасности дорожного движения первое, что видит зритель — руки-прожекторы, и только потом он замечает пейзаж и фигурку человекаИзображение: San Markos

Температура

Все цвета условно разделяют на две группы: тёплые — красный, жёлтый и оранжевый напоминают о солнце или огне — и холодные — сюда входят синий, зелёный, фиолетовый и лиловый.

Тёплые цвета всегда кажутся расположенными ближе, в то время как холодные уходят на задний план. Это свойство в композиции можно эффективно использовать для направления взгляда зрителя.


Несмотря на то что на рекламном плакате Liqui Moly капот и лошадь находятся примерно в одной плоскости, автомобиль кажется ближеИзображение: Liqui Moly / Jirka Väätäinen / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Обоснование теории Грейвза

Создателем системы спиральной динамики развития был американский психолог Клер Грейвз (1914-1986), который большую часть жизни занимался изучением биопсихосоциальных систем, совмещая методы анализа разных гуманитарных дисциплин.

Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций. На основании исследования поведения и мотивов более чем 50 тыс. человек он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.

Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.

Исходные допущения этой теории основываются на следующих предпосылках:

  • нет ничего статичного, каждый живой организм постоянно развивается;
  • мы постоянно адаптируемся под внешние обстоятельства (именно окружение играет главную роль в формировании индивидуального мировоззрения, заставляет идти дальше, или оставаться на достигнутом);
  • нет конечного состояния в системе ценностей (каждый человек может как развиваться выше, так и деградировать на низшие ступени).

Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, а его взгляды дополнили его приемники – Дон Бек и Крис Кован, поэтому сегодня принято выделять 9 уровней развития спиральной динамики, из которых чаще всего используются на практике только семь (о них мы скажем чуть позже).

Эффект наблюдателя в квантовой физике

В квантовой механике «наблюдателем» является измерительный прибор, который фиксирует явление. Самые известные примеры «эффекта наблюдателя» в физике — мысленный эксперимент с котом Шредингера и опыт с двумя щелями Томаса Юнга.

Эксперимент с двумя щелями

Опыт с двумя щелями был проведен английским ученым Томасом Юнгом (Thomas Young) впервые в 1803 году. Он продемонстрировал его как подтверждение, что свет — это волна, а не поток частиц (корпускул). Впоследствии эксперимент Юнга повторяли другие ученые с разными объектами: электронами, отдельными фотонами и молекулами. Сейчас опыт Юнга — классическое доказательство того, что свет и материя в целом могут проявлять характеристики как волны, так и частицы.

Как действует «эффект наблюдателя» в эксперименте Юнга: если наблюдателя нет, то электроны, проходя сразу через две щели, ведут себя как волны. Когда наблюдатель возникает и пытается определить, через какую именно из щелей пролетели электроны, то они начинают вести себя как частицы

(Фото: futurita.ru )

Вопрос, как электрон «узнает», что за ним наблюдают, и почему изменяет свое «поведение», кажется одним из самых трудных для понимания в квантовой механике.

Кирилл Половников, кандидат физико-математических наук, популяризатор науки:

«Квантовые частицы (электроны, атомы или молекулы) настолько малы, что любые измерительные приборы неизбежно оказывают на них влияние. И это не техническая проблема, а принципиальная — природа так устроена, что мы никак не можем устранить это влияние. Самим фактом измерения мы меняем состояние квантового объекта.

Чтобы пронаблюдать электрон, мы вынуждены его «подсветить», т.е. направить на него поток фотонов — частиц света. Это самое малое воздействие, которому мы можем подвергнуть частицу. Фотоны взаимодействуют с ним и неизбежно изменяют его характеристики. Причем это изменение будет тем больше, чем точнее наше измерение, т.е. чем сильнее было наше воздействие. Именно поэтому после наблюдения электроны начинают вести себя иначе».

Ученые института Вейцмана (Weizmann Institute of Science), повторяя эксперимент, обнаружили: если они меняют параметры прибора-наблюдателя, заставляя его «видеть» больше или меньше электронов, то меняется и поведение этих электронов. В микромире любая попытка наблюдения или измерения меняет всю квантовую систему.

Мысленный эксперимент с котом Шредингера

Мысленный эксперимент с котом предложил в 1935 году австрийский физик-теоретик Эрвин Шредингер. Очень упрощенно он звучит так: в стальном ящике заперта кошка — вместе со смертельным механизмом, который активируется при распаде радиоактивного атома внутри него. Если атом распадется в течение часа, механизм сработает и кошка умрет. Но есть 50%-ная вероятность, что через час атом не распадется, и тогда кошка останется жива.

Кот Шредингера в закрытом ящике в ожидании своей участи

(Фото: dreamstime.com)

Мы узнаем, жива кошка или нет, только тогда, когда откроем ящик. До этого момента кошка, также как и радиоактивный атом, существует сразу в обоих состояниях: она и жива и мертва одновременно. С бытовой точки зрения звучит парадоксально, но в квантовой механике это обычное явление, когда физическая система находится одновременно в нескольких квантовых состояниях.

Такие состояния называются суперпозицией: в отсутствии наблюдателя кошка, сидящая в ящике, находится в суперпозиции состояния-1 «жива» и состояния-2 «мертва». Точно также как электрон из двухщелевого эксперимента, описанного выше, может проходить сразу через обе щели. Но если наблюдатель вмешается, т.е. физически воздействует на систему, то и кот, и электрон перейдут в какое-то одно состояние. Таким образом, на микроуровне сам факт измерения «заставляет» объект выбрать конкретное состояние.

Правило третей

Является упрощенной версией «золотого сечения» и заключается в разбиении плоскости на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его (объект) следует расположить в центральном прямоугольнике ближе к одной из вертикальных сторон. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.

Как правильно строить композицию и вести работу «от пятна». Почему следует отказаться от штриховки в рисунке и каким образом создается воздушная перспектива. Как сделать изображение объемным и добиться тонкой игры полутонов. При каких условиях гармоничные оттенки рождались сами собой, и за счет чего в картине возникает внутреннее свечение. Эти и многие другие нюансы технологии оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, вы узнаете из книги, скачать которую можно по этой ссылке.

5
1
голос

Рейтинг статьи

Центры композиции

Одна из задач, которая стоит перед дизайнером, — не только расположить, но и выделить графически элементы с основной смысловой нагрузкой

Участки, которые привлекают внимание зрителя в первую очередь, называются фокальными точками

Геометрический центр композиции — самая простая из них, поскольку находится в центре рабочей плоскости. Например, в прямоугольнике и квадрате геометрический центр располагается на пересечении двух диагоналей

Любой объект, помещённый в эту точку, будет привлекать внимание

Композиционный центр — не всегда совпадает с геометрическим. Его образуют при помощи контраста, цвета, размера или формы объектов. В отличие от геометрического центра, композиционных центров может быть даже несколько. Именно они становятся ключевыми для композиции: вокруг них располагают все второстепенные объекты.


Рекламный постер молока LaDorna. Здесь три композиционных центра. Первый: лицо девочки и скакалка из молока над ним; второй — пакеты с молоком внизу, они выделяются светлым и контрастным пятном; третий — в правом верхнем углу с описанием продуктаИзображение: LaDorna / Corina Bacanu / Behance

Расположение фокальных точек во многом зависит и от того, какая фигура лежит в основе композиции или рабочего пространства.

В прямоугольнике и квадрате привлекают внимание объекты, расположенные:

на центральной оси и горизонтали, пересекающей её в оптическом центре;


Рекламный плакат Nike. Фигура девушки и надпись вытянуты по горизонтальной оси и расположены практически по центруИзображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy

на диагоналях и особенно в месте их пересечения;


Рекламный плакат Nike. Руки спортсмена и мяч находятся на диагонали из левого верхнего в правый нижний угол, а сама фигура соответствует второй диагоналиИзображение: Nike

на границах овала или круга, вписанных в прямоугольник рабочего пространства.


Рекламный плакат Nike. Три ключевых элемента композиции — лицо, ракета и грудь спортсменки образуют треугольникИзображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy

В треугольнике фокальные точки находятся в зоне пересечения высот, биссектрис или медиан.


Долларовая купюра. Центр зрачка на пирамиде находится в точке пересечения биссектрисИзображение: ldambies / Shutterstock

В круге фокальные точки расположены:

  • в центре и чуть выше геометрического центра;
  • на сторонах пятиугольника, вписанного в этот круг.

Эффект наблюдателя в психологии

Одним из самых первых проявлений эффекта наблюдателя в социальной психологии считается эксперимент на фабрике Western Electric в США. Группа ученых во главе с психологом Джорджем Элтоном Мэйо (George Elton Mayo) меняла условия труда на фабрике, пытаясь понять, какие именно из них оказывают наибольшее влияние на производительность. Эксперимент проводился в несколько этапов и длился в общей сложности 8 лет.

Даже в тех случаях, когда условия труда были тяжелыми и непривычными, рабочие фабрики сохранили производительность, а в некоторых случаях даже стали работать эффективнее

Исследователи пришли к выводу, что на поведение рабочих положительно повлияло присутствие наблюдателей и понимание, что они участвуют в важном эксперименте. Иными словами, люди изменяли свое поведение, потому что за ними наблюдали

Это феномен был позже назван «эффектом Хоторна» (Hawthorne effect).

У исследователей пока нет о нем единого мнения. Они до сих пор задаются, вопросами, при каких условиях он возникает и какого размаха может достичь. В 2013 году ученые рассмотрели 19 исследований с данными о феномене. Они указали, что, хотя проявления эффекта Хоторна действительно существуют, собранных материалов недостаточно, чтобы сделать однозначные выводы.

Но эксперимент на фабрике помог психологу Мэйо сформулировать свою доктрину человеческих отношений

Один из главных ее принципов — важность сотрудничества между руководством и работниками. Мейо полагал, что межличностные отношения напрямую влияют на процесс производства и производительность

Сейчас доктрину человеческих отношений преподают в качестве учебной дисциплины в бизнес-школах и школах менеджмента.

Экономика образования

Что такое Agile и подойдет ли он вашей компании

Правило третей

Упрощенное золотое сечение называется правилом третей. Обычно его используют в пейзажах, но можно увидеть и в рисовании, и других видах живописи. Изображение разделяют на трети по длине и высоте. Получается 9 совершенно одинаковых прямоугольников. Такая сетка есть во многих современных фотоаппаратах.

Все важные объекты должны располагаться в точках пересечения или на линиях. Человеческий глаз устроен таким образом, что сразу фиксирует все, что находится в этих точках, а потом уже переходит к центру изображения. Линия горизонта в пейзаже лучше всего смотрится именно на одной из этих линий. Если картина представляет собой портрет человека, то у его глаз, расположенных на линии, будет очень выразительный взгляд.

Теперь можно подвести итоги. Знать принципы построения композиции обязательно. Законы и правила композиции необходимы для создания картин, оптимально воспринимаемых зрителями. Соблюдение этих простых законов значительно сэкономит время и упростит поиск наилучшего решения, позволит всегда соблюдать пропорциональность и целостность.

1. Академический натюрморт2. Натюрморт с яблоками3. Деревенский натюрморт как душа русской живописи4. Красивые натюрморты с цветами

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

*В статье использованы учебные работы студентов Школы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: