Шахматы в искусстве. красота логики

Художественное творчество

Два скульптора

Оценка

В картинной галерее

С 1831/32 г. Домье выпускал литографии для сатирических журналов La Caricature и Le Charivari . Он смоделировал большое количество небольших портретных скульптур в качестве шаблонов для рисунков известных современников, таких как политики или журналисты, которые появились в «Карикатуре» . За преувеличенное сатирическое обозначение короля Луи Филиппа как Гаргантюа — ненасытного едока и пьяницы (вымышленный персонаж Франсуа Рабле ) — в 1832 году он был приговорен к шести месяцам тюрьмы. Картина Домье стала менее известной, в которой он также обратился к литературным сюжетам и социально-критическому изображению простых людей. Примерно с 1848 года он поддерживал тесный контакт с реалистической школой Барбизона . Ослепший в преклонном возрасте, он умер в нищете. В 1880 году его тело было перевезено в Париж и торжественно похоронено на кладбище Пер-Лашез .

Для живописи Домье характерен сильный контраст светлого и темного и использование четко подчеркнутого графического контура. Объем его графической работы включает более 4000 литографий и более 1000 гравюр на дереве. В характерном изображении смешных и трагических личностей его карикатуры достигают вневременной общности.

литература

  • Роберт Джордан: Модели — Маски — Люди. Биографический роман об Оноре Домье. Петермэнкен-Верлаг, Шверин 1956 г.
  • Х. Шварц: Домье, Гилл и Надар. В: Gazette des Beaux-Arts . Том 99, XLIX, 1957, стр. 89 и далее.
  • Жан Шерпен: Autour de la première exposition des peintures de Daumier. В: Gazette des Beaux-Arts . Vol. 100, LI, 1958, p. 329ff.
  • (Cillie) Сесилия Рентмейстер : Онори Домье и уродливый секс. Женское движение в карикатуре XIX века. В кн . : Оноре Домье и нерешенные проблемы гражданского общества.
  • Оноре Домье и нерешенные проблемы гражданского общества. Каталог Нового общества изящных искусств ( NGBK ), Берлин 1974, Штутгарт (Württembergischer Kunstverein) 1975, Грац / Австрия (Kulturhaus) 1977.
  • Рудольф Пиллеп: Оноре Домье . Verlag der Kunst, Дрезден, 1979 г.
  • Юрг Альбрехт: Оноре Домье . Ровольт, Рейнбек 1984, ISBN 3-499-50326-3 (монографии Ровольта, 326)
  • Матиас Арнольд: Оноре Домье — жизнь и работа. Belser Verlag, Штутгарт / Цюрих 1987, ISBN 3-7630-1927-8 .
  • Маттиас Рекке (Ред.): Каталог к ​​выставке «Wahre Helden? — Домье и античный мир » . AKAMAS 1, Norderstedt 2007, ISBN 978-3-8334-8028-7 .
  • Майкл Бруннер и др. (Ред.): Жерико, Делакруа, Домье и современники. Французские литографии и рисунки. редактировать Карин Альтхаус, Майкл Мор и Гётц Й. Пфайффер, Imhof-Verlag, Petersberg 2009, ISBN 978-3-86568-403-5 .
  • Роджер Мюнх, Маттиас Винзен (ред.): Домье и его Париж. Искусство и технологии мегаполиса . В сотрудничестве с Обществом Оноре Домье. Керер Верлаг, Гейдельберг / Берлин 2010, ISBN 978-3-86828-180-4 .
  • Месье Домье, ваш сериал восхитителен. Фонд Камеса . Каталог выставки Staatliche Graphische Sammlung Мюнхен , Берлин / Мюнхен: Deutscher Kunstverlag 2012, ISBN 978-3-422-07175-9 .
  • Анри Мондор , Адемар: Врачи в работе Домье. Женева, 1981 г.

Примечания

  1. 12 L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12 Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H. état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера(неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb

Биография и творчество Оноре Домье

28.01.2016 08:00

Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.

В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.

Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.

Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.

Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.

Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.

После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.

Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.

В последние годы своей жизни художник был одинок и еще плюс ко всему стал слепым. Лучшие друзья наняли для него сиделку.

Вагон третьего класса, 1863-1865:

Ноша (Прачка), 1850-1853:

Республика и чиновники, 1848:

Творчество

В 1830-х годах литографии Домье попали на глаза известному карикатуристу Шарлю Филиппону, возглавлявшему сатирический журнал «Карикатура». Он по достоинству оценил работы молодого художника, предложив ему сотрудничество.

В данный период биографии Оноре подписывал свои произведения псевдонимом Рожлен. В 1831 г. он стал автором карикатуры на короля Луи-Филиппа, известной как «Гаргантюа». В результате, через несколько месяцев он был задержан и отправлен за решетку, где пробыл около полугода.

Выйдя на свободу, Домье не изменил своим принципам, продолжив свою деятельность в том же ключе. Он создал цикл скульптур и шаржей буржуазных чиновников под названием – «Знаменитости золотой середины».

«Гаргантюа»

После этого, Оноре представил ряд литографий, в которых высмеивал пороки буржуазного правительства: жадность, корыстолюбие, глупость и т.д. Соотечественники ждали от него новых карикатур, не зная при этом истинное имя их автора.

Мастерство Домье по достоинству оценивали многие художники и писатели, среди которых Эжен Делакруа, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Шарль Бодлер и др. Власти, недовольные таким положением вещей, решили в 1835 г. закрыть журнал «Карикатура», вследствие чего Оноре пришлось искать другую работу.

Вскоре Домье устроился в издание Филиппона – «Шаривари». Тут, он на протяжении десятков лет издавал свои острые политические и социальные произведения. Мужчина имел свой фирменный почерк – создание циклов определенной тематики.

В период карьеры 1848-1871 гг. Оноре Домье стал автором более 4000 литографий и еще столько же рисунков, выполненных карандашом. Он имел репутацию одного из самых талантливых карикатуристов, обращавшимся к политическим и общественным проблемам, а также личной жизни известных французов.

В конце 1840-х годов Домье сосредоточился на живописи, сделав акцент на правдоподобных бытовых сценах. Персонажами на его полотнах выступали простые люди. Наиболее признанными картинами мастера считаются «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861) и «Шахматисты» (1867).

Кисти Оноре принадлежит больше 700 полотен, а также свыше 60 скульптур. До конца дней он писал свои картины, даже когда полностью потерял зрение. Интересен факт, что его гротескные и намеренно грубо выполненные работы, вызывали восторг у Мане и Дега. Есть версия, что именно Домье являлся первым импрессионистом.

Творчество живописца было весьма прохладно принято при его жизни, и только в 20-м веке оно получило признание. Сейчас его произведения хранятся в стенах разных музеев мира, включая Эрмитаж.

Конец карьеры

Картина Тема Заголовок Датировано Технический Габаритные размеры Место сохранения Справка
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1865 г. о бумага на холсте, масло 37 × 33  см Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
Литературный Дон Кихот и мертвый мул 1864 г. после масло на дереве 25 × 46  см Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса отдыхают под деревом 1864-1866 гг. масло на дереве 42 × 38  см Музей Ордрупгаард в Копенгагене
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса в горах 1865-1870 гг. масло на панели 30 × 45  см Музей Оскара Рейнхарта «Ам Рёмерхольц» , Винтертур
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1866-1868 гг. масло на холсте 78 × 102  см Старая национальная галерея , Берлин
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса 1866-1868 гг. масло на холсте 41 × 33  см Музей Хаммера , Лос-Анджелес
Литературный Дон Кихот и мертвый мул 1867 г. масло на холсте 132 × 54  см Национальная галерея Виктории , Мельбурн
Литературный Чтение Дон Кихота 1865-1867 масло на холсте 82 × 65  см Кардиффский национальный музей
Литературный Дон Кихот за чтением 1867 г. о масло на дереве 33 × 26  см Национальная галерея Виктории , Мельбурн
Жанровая сцена Художник у гроба 1867 г. о масло на дереве 26 × 34  см Реймсский музей изящных искусств
Литературный Дон Кихот 1868 г. о масло на холсте 52 × 33  см Новая пинакотека , Мюнхен
Литературный Дон Кихот и Санчо Панса незаконченный 1868–1872 гг. масло на холсте 100 × 81  см Институт Курто , Лондон
Жанровая сцена Еда в деревне 1868 г. масло на панели 26 × 34  см Кардиффский национальный музей
История В беглецы 1868 г. о 38 × 68  см Институт искусств Миннеаполиса
Жанровая сцена Экономия Частное собрание, Аукцион 2005 г.
Жанровая сцена Экономия 1868–1872 гг. масло на холсте 34 × 28  см Гамбург Кунстхалле
Жанровая сцена Трубадур 1868–1873 гг. масло на холсте 84 × 57  см Кливлендский художественный музей
Портрет Художник перед своей картиной 1870 г. о масло на панели 11 × 8  см Фонд Барнса , Филадельфия
Жанровая сцена цех 1870 г. о масло на холсте 41 × 32  см Центр Гетти , Лос-Анджелес
Жанровая сцена Голова Дон Кихота 1870 г. о масло на панели 32 × 25  см Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло
Жанровая сцена Коллекционеры гравюр 1870 г. о масло 41 × 33  см Гентский музей изящных искусств
Жанровая сцена Художник за мольбертом 1870 г. о масло на панели 34 × 26  см Коллекция Филлипса , Вашингтон
Жанровая сцена Сальтимбанки в покое 1870 г. масло на холсте 55 × 65  см Музей Нортона Саймона , Пасадена
Жанровая сцена Два скульптора 1870-1873 гг. масло на дереве 27 × 36  см Коллекция Филлипса , Вашингтон
Жанровая сцена Пьеро с мандолиной 1873 г. о масло на дереве 35 × 27  см Музей Оскара Рейнхарта , Винтертур

Литература

  • Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И. Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Рыков А.В. Общество спектакля. «Драма» Оноре Домье // Studia Culturae. 2020. Вып. 4 (38). С. 62-69
  • Тугендхольд Я. А. Предвестник: Оноре Домье // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
  • Щербакова Н. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В. Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula. Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C. Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Дар Востока

Шахматы попали в средневековую Европу с Востока на рубеже X—XI вв. как один из трофеев крестоносцев. Но ориентальный колорит быстро покинул шахматы. И в Средневековье эта игра стала такой же обязательной для изучения, как музыка, стихосложение или искусство ведения беседы.

Портрет мисс Хетти и Мэри Моррис. Гилберт Чарльз Стюарт. 1795 г.

Глядя на изображения прелестных шахматисток, поневоле задумываешься: не в этом ли позабытом ныне за компьютерными «ходилками» и «танками» искусстве крылся когда-то один из секретов семейного счастья? Шахматы как никакая другая игра позволяли решать мирно многие болезненные проблемы. Впрочем, в ряде рыцарских романов с удовольствием описывается, как герой, которого враги застали за партией в шахматы, хватает увесистую доску и использует ее как оружие. Рыцари стремятся к победе любыми средствами.

Интересный ход

Шахматные партии на миниатюрах часто выступали как метафоры куртуазной любви. Находим такой рисунок и в манускрипте Робине Тестера «Нравоучительная книга о шахматах любви», написанном для Луизы Савойской и Карла Ангулемского. Сами заказчики, покровители художника, на одной из миниатюр изображены увлеченными шахматной партией.

«Нравоучительная книга о шахматах любви». Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы. Робине Тестар. 1496—1498 гг.

Другие работы

  • Бедная Франция … в ствол ударила молния, но корни хорошо держатся, литография, 23 × 19
  • Китайские сановники следят за благополучием империи (из Чаривари), декабрь 1859 г., литография
  • Криспин и Скапен, около 1858–1860 гг., Холст, 60 × 82, Париж, Национальный музей Лувра
  • Любитель гравюры на меди, 1857–1860 гг., Холст, 41 × 33, Париж, Пети-Пале.
  • Коллекционер графики, 1860 г., Париж.
  • Художник перед мольбертом, 1865–1868 гг., Дерево, 33 × 26, Вашингтон, округ Колумбия, Коллекция Филлипса
  • Эмигранты, около 1848–1849, холст, 38 × 69
  • Республика, 1848 г., холст, 73 × 60, Париж, Национальный музей Лувра
  • Суп, 1853, рисунок тушью акварелью, 28 × 40, Париж, Национальный музей Лувра
  • Дон Кихот и Санчо Панса, около 1868 года, холст, 51 × 32, Мюнхен, Новая пинакотека
  • Драма, ок.1856–1860, холст, 97 × 89, Мюнхен, Новая пинакотека
  • Мать с младенцем, ок. 1865–1870, холст, 40 × 33, Цюрих, Коллекция Эмиля Георга Бюрле
  • Сплетни, Музей Месдага, Гаага

Картины / картины

  • Странствие, 1847–1850, масло на панели, 32,6 × 24,8 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
  • Прачка, ок. 1850–1853, холст, масло, 130 × 98 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
  • Коллекционер гравюр, 1857–1863 гг., Масло на панели, Художественный институт Чикаго
  • Das Drama, около 1860 г., холст, масло, 97,5 × 90,4 см, Мюнхен, Новая пинакотека
  • Прачка на набережной Анжу, ок. 1860, масло на деревянной панели, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
  • Дон Кихот и мертвый мул, 1867, 132,5 × 54,5 см, Музей Орсе , Париж
  • Каррейдж третьего класса, 1863–1865, холст, масло, 65,4 × 90,2 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Автомобиль третьего класса, ок. 1862–1864, холст, масло, Музей изящных искусств, Оттава, Канада.
  • Скапен, ок. 1863–1865, масло на панели, Музей Орсе, Париж
  • Шахматист, ок. 1863–1867, масло на панели, Musée du Petit Palais, Париж
  • Дон Кихот и Санчо Панса, ок. 1865–1870, холст, масло, Neue Pinakothek , Мюнхен

Две мировые войны привели к потере или кражам большого количества картин Домье.

Примечания

  1. 12 L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12 Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H. état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера(неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb

Особенности изображения

Так как в период создания полотна художник уже начал терять зрение, фигуры шахматистов гротескные, утрированные, нарочито грубо прорисованные; работа близка творчеству импрессионистов.

Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Домье свободно адаптировал для своих нужд образы, созданные актёрами на сцене, переносил их в пространство своих картин. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Лица персонажей близки к маскам. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица. Искусствоведы часто сравнивают его картины с особенностями итальянского театра Комедия дель арте.

Биография

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature

Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале«Charivari» . Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.

Шахматисты. Между 1863 и 1867

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“».

Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Характеристика мультфильмов

Домье впервые сделал себе имя благодаря серии «Роберт Макер», опубликованной им в Le Charivari . Его изображения связаны с комичными и нелепыми сценами и происшествиями дня, глупостью странных людей, обратной стороной больших дел, глупостью. Домье умел изображать комическую сторону обыкновенной буржуазной жизни и нелепость индивидуальной натуры резко и энергично, а зачастую и грубо (например, в образе Ратапойля). В этом отношении заслуживают внимания: «Les Bons bourgeois», «Pastorales», «Locataires et propriétaires», «Les papas», «Les beaux jours de la vie» и «Représentants représentés», коллекция карикатурных портретов около 100 представителей Учредительная и законодательная ветви власти, а также его «Idylles parlementaires», шедевры политико-сатирических анекдотов, напоминающие о лучших временах греческой комедии. Последние два — плоды революции 1848 года .

Карикатуры Домье также затрагивают отношения между буржуазией и античностью : в то время как во Франции классицизм с тех пор . Людовик XIV был программой культурного господства, а после Французской революции он был сначала революционными лидерами, а затем, от настоящих победителей революции, буржуазией. используемый. Это присвоение древней иконографии по буржуазии делает Домие смешно: он тянет ложную маску , от мелкой буржуазии и показывает их в жалких бытовых сценах. Таким образом, он создал «мифологию повседневной жизни» в небольших исследованиях физиогномики и характера своих собратьев. В своей карикатуре «Улыбка авгуров» он связан с высказыванием Катона , который сказал, что авгуры должны улыбаться при встрече, потому что они слишком много знают. Домье об этом: промышленные бароны знают столько же, но они не улыбаются при встрече.

История

«Шахматисты» Оноре Домье в настоящее время находятся в коллекции музея Малого дворца в Париже, Франция. Техника — масло по дереву. Размер — 24,8 × 32 сантиметров. Точная дата создания картины неизвестна. Картина предположительно создана между и 1867 годами (некоторые исследователи датируют картину даже 1868 годом). Подпись внизу слева: «h Daumier». В каталоге работ художника картина значится под номером DR Number 7168.

До 1899 года картина находилась в частном собрании Эжена Жакетта (Париж). В 1899 году картина была передана в дар Музею изобразительных искусств города Парижа, расположенному в Малом дворце. Картина неоднократно представляла творчество художника на зарубежных выставках. Только в 1999—2000 годах картина была выставлена в музеях Оттавы и Вашингтона.

Малоизвестный и труднодоступный даже для специалистов по творчеству художника вариант картины находится в частном собрании. В каталоге произведений Оноре Домье он значится под номером DR Number 9590.

Существовал ещё один авторский вариант этой картины, где фигуры шахматистов занимают практически всю поверхность полотна, почти не оставляя места для интерьера. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником. Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии.

Литература

  • Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И. Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Рыков А.В. Общество спектакля. «Драма» Оноре Домье // Studia Culturae. 2020. Вып. 4 (38). С. 62-69
  • Тугендхольд Я. А. Предвестник: Оноре Домье // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
  • Щербакова Н. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В. Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula. Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C. Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Литература

  • Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И. Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Щербакова Н. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В. Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula. Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C. Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Помни о смерти

Любовь, как и все проявления жизни, быстротечна. И об этом готовы напомнить голландские мастера натюрморта, вводя в сюжет «ванитас» («суета сует») кроме других атрибутов, придающих бытию особую сладость, и шахматную доску. Всякая партия однажды закончится, подсказывают они, и, значит, нужно ценить каждый миг, каждую возможность, памятуя при этом, что все они в одной цене.

Натюрморт «ванитас». Неизвестный художник. Около 1650 г.

Неоднозначно подошли к изображению сцен игры в шахматы художники критического реализма. Так, один из выдающихся его представителей Оноре Домье создал на эту тему подлинный шедевр, где фигуры лепятся скорее светом, чем цветом, где монохромная палитра оставляет впечатление богатства и разнообразия теплых бежевых и мягких серых тонов. И где статичная композиция оживляется вспышкой света — сейчас томительное ожидание завершится и будет сделан ход.

Биография

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature

Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале«Charivari» . Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.

Шахматисты. Между 1863 и 1867

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“».

Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: