Суд оставил «адама и еву» кранаха музеюartinvestment.ru 23 августа 2020

Суд оставил «адама и еву» кранаха музеюartinvestment.ru   23 августа 2020

Ранний период жизни

Подпись Кранаха Старшего с 1508 года: крылатая змея с рубиновым кольцом (как на картине 1514 года).

Он родился в Кронахе в верхней Франконии (ныне центральная Германия ), вероятно, в 1472 году. Его точная дата рождения неизвестна. Он научился искусству рисования у своего отца Ганса Малера (его фамилия означает «художник» и обозначает его профессию, а не его происхождение, по манере времени и класса). Его мать по фамилии Хюбнер умерла в 1491 году. Позже название места его рождения было использовано для его фамилии, что было еще одним обычаем того времени. Как обучался Кранах, неизвестно, но, вероятно, это было с местными южногерманскими мастерами, как с его современником Маттиасом Грюневальдом , который работал в Бамберге и Ашаффенбурге (Бамберг является столицей епархии, в которой находится Кронах). Есть также предположения, что Кранах провел некоторое время в Вене около 1500 года.

С 1504 по 1520 год он жил в доме на юго-западном углу рынка в Виттенберге .

Согласно Гундераму (наставнику детей Кранаха), Кранах продемонстрировал свои таланты художника еще до конца 15 века

Затем его работа привлекла внимание герцога Фридриха III, курфюрста Саксонии , известного как Фридрих Мудрый, который присоединил Кранаха к своему двору в 1504 году. Записи Виттенберга подтверждают заявление Гундерама до такой степени: имя Кранаха появляется впервые в Общество сообщает о 24 июня 1504 г., когда он получил 50 гульденов на жалованье за ​​полгода, как pictor ducalis («художник герцога»)

Кранах должен был оставаться на службе у курфюрста и его преемников до конца своей жизни, хотя он мог выполнять другую работу.

Краны женились на Барбару Brengbier, дочь мещанина из Готы и также родился там; она умерла в Виттенберге 26 декабря 1540 года. Позже Кранаху принадлежал дом в Готе, но, скорее всего, он познакомился с Барбарой недалеко от Виттенберга, где ее семья также владела домом, который позже также принадлежал Кранаху.

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам.  Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат.  Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Адам и Ева (Бытие, глава 3)

казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур. Произведение, о котором мы поговорим далее, создано примерно в то же время, что «Благовещение» и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи — «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», — пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете.

Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени.

На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая.

В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой — «адской».

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой.  Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения.  Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины

И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров

Суд оставил «Адама и Еву» Кранаха музеюARTinvestment.RU 23 августа 2020

С 2007 года Марай фон Захер, невестка крупного нидерландского коллекционера Жака Гаудстиккера (Jacques Goudstikker), пыталась отсудить у Музея Нортона Саймона в Пасадене (Калифорния) диптих стоимостью $28 млн в ценах 2006 года. У диптиха «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего довольно запутанная и трагическая история. После революции большевики изъяли его из семейного собрания Строгановых-Щербатовых и отправили на аукцион в Европу, видимо, сочтя недостаточно ценным для Советского государства, но вполне способным быть проданным за приличные деньги. На торгах в 1931 году в Берлине диптих Кранаха и купил Жак Гаудстиккер. Правда, владел он им недолго: в 1940-м его собрание реквизировали нацисты, в том числе и «Адама и Еву».

После войны диптих оказался в Нидерландах. Голландское правительство рассудило, что настоящий владелец диптиха — потомок Строгановых американец Георгий Строганов-Щербатов, и продало Кранаха ему. Это было в 1960-х, а в 1971-м Строганов-Щербатов перепродал диптих уже Музею Нортона Саймона.

Марай фон Захер была весьма успешно занималась реституцией собственности своего тестя: в 2006 году правительство Нидерландов возвратило ей 200 произведений из коллекции Жака Гаудстиккера. Но среди них не было диптиха Кранаха. И Марай фон Захер решила добиться его возвращения во что бы то ни стало: подала в суд на Музей Нортона Саймона и почти десять лет раз за разом подает апелляции на решения американского суда, которые все как одно не в её пользу.

Так произошло и в этот раз. 15 августа калифорнийский суд снова вынес решение в пользу Музея Нортона Саймона. Судья Джон Уолтер постановил, что семья Гаудстиккеров и юридическая фирма, представлявшая их интересы после войны, вовремя не заявили о своих правах на диптих. Все возможные сроки подачи претензий истекли. Истица намерена подавать очередную апелляцию.

А музей приветствовал решение суда: «Музей Нортона Саймона серьезно относится к той ответственности, которая возложена на него в связи с владением столь значимыми произведениями искусства. Эти работы находятся в экспозиции практически постоянно с 1971 года, и мы обеспечим открытый доступ к ним публики во все последующие годы».

Материал подготовила Мария Онучина, AI

Почитать по теме на AI: Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха Наследница еврейского дилера хочет отобрать у музея картину Кранаха

Постоянный адрес статьи: При цитировании ссылка на обязательна

, 2020

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать  детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Добытые кранахи

Нацисты особенно любили работы Кранаха и разграбили много картин во время Третьего рейха . Это привело к искам о реституции, особенно от еврейских коллекционеров, преследовавшихся или разграбленных нацистами. Нацисты украли Портрет Джона Фридриха I, курфюрста Саксонии (около 1530-х годов) у еврейского коллекционера произведений искусства Фрица Гутмана, прежде чем убить его, но картина была найдена внуком Гутмана Саймоном Гудманом восемьдесят лет спустя после десятилетий поисков. Картина Кранаха «Амур, жалующийся Венере» прошла в личную коллекцию Гитлера, что заставило Национальную галерею исследовать ее историю, подозревая, что она могла быть разграблена. Диптих Лукаса Кранаха Старшего « Адам и Ева » стал предметом судебного спора между наследниками бывшего владельца, голландским коллекционером произведений искусства Жаком Гудстиккером , и музеем Нортона Саймона в Калифорнии. В 1999 году Комиссия по восстановлению произведений искусства Всемирного еврейского конгресса уведомила Художественный музей Северной Каролины о том, что его ценимая Мадонна Кранаха с младенцем была украдена нацистами у венского еврейского коллекционера искусства Филиппа фон Гомперца. 20 октября 2000 г. суд Будапешта постановил, что ей следует вернуть Кранах и другие картины, принадлежащие внучке известного венгерского коллекционера еврейского искусства барона Герцога, разграбленного нацистами при финансовой полиции Венгрии. В 2012 году наследники Розы и Якоба Оппенгеймеров подали заявку в Национальную галерею Ирландии на картину Кранаха святого Кристофера. Музей нанял частного исследователя происхождения Лори Штайн для расследования обстоятельств продажи в 1934 году, и она пришла к выводу, что Кранах не был продан под принуждением со стороны еврейских владельцев. Большинство исков длятся много лет и проходят несколько апелляций в разные суды.

Адам и Ева — Лукас Кранах Старший

Описание картины:

Адам и Ева — Лукас Кранах Старший. 1531. Липовая доска, масло. 170х70

Музей: Дрезденская галерея

Уже в 1508-1510 Кранах разработал художественную схему для воплощения сюжета об искушении, дававшего ему, как и другим художникам Возрождения, возможность легально, не опасаясь осуждения со стороны Церкви, изобразить обнаженными мужскую и женскую фигуры.

В основе картин на эту тему лежит библейский рассказ о том как Адам и Ева вкусили запретный плод. У Кранаха дерево — всегда яблоня, хотя у других живописцев оно может быть и фиговым. Мастер создал около 50 изображений этого сюжета, они хранятся в галереях Лондона, Берлина, Праги, Антверпена. На ранних версиях, как и на дрезденской, — только библейские участники сцены — Адам, Ева и Змий, более поздние включают созданных Богом до человека животных. Однако композиционно все эти версии схожи: часто Древо разделяет композицию на две равные части, а порой, как в данном случае, это еще и две доски.

Эту картину мастера Северного Ренессанса, написанную приблизительно в 1526 году, порой называют русским Кранахом в силу того факта, что она в начале ХХ столетия была обнаружена в России, но потом продана на Запад.

В творчестве Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца эпохи Возрождения, библейский сюжет об искушении прародителей запретным плодом повторяется примерно 50 раз. Мифологические сюжеты у художника в этот период были преобладающими, а приемы изображения он использовал декоративные. В написании портретов его кисть становится все более изысканной и вычурной. Он предпочитал выбирать сюжеты, в которых можно было бы обойти запрет церкви и показывать обнаженное тело, что весьма нравилось высокопоставленным заказчикам.

«Адам и Ева» стало идеальным полотном, отражающим эти тенденции. Ранние версии картины включают лишь участников события, на более поздних появляются животные, которых создал Бог. Композиция всех картин идентична: Древо познания добра и зла, которое у художника всегда является яблоней, делит произведение пополам. В конкретном случае – это две доски.

Герои картины запечатлены в эдемском саду в момент согрешения. Кранах добивается не анатомической точности, а изысканной духовной чувственности. Вытянутые изображения Адама и Евы явственно выделяются на сумрачном фоне. Их позы можно назвать сценическими, неестественными, движения – подчеркнуто нарочитыми. Этим Кранах открывал путь маньеризму.

Художник привлекает внимание к эротической красоте обнаженной героини, держащей в руке яблоко. Он использует классические приемы воссоздания пространства и интерпретации человеческих тел

Полотно отличается образной успокоенностью, композиционной уравновешенностью, размеренной пластичностью силуэтов, смягченностью конфигураций. Однако образы лишены индивидуальности, неповторимости. Это безупречное и совершенное изображение великолепных человеческих тел, созданные по классическим образцам, которые показывают нам вершину прекрасного.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы.  Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

Известные картины

Портрет дамы, 1526. Дерево, масло, 88,5*58,6 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Богатые одежды и украшения молодой, умной, красивой женщины выписаны художником с миниатюрной тщательностью. В портрете переплелись тенденции искусства северной и южной Европы. Идеально пропорциональные черты лица свидетельствуют о влиянии на художника традиций ломбардской живописи. Его картины с элементами как готики, так и маньеризма были популярны при дворе саксонских курфюрстов.

Мадонна с младенцем под яблоней, около 1530. Дерево, масло, перенесено с дерева на холст, 87*59 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Живописец обращается к идее искупительной жертвы Христа и представляет младенца как нового Адама. Яблоко наряду с грехопадением символизирует возможность искупления первородного греха и спасение через грядущую жертву Христа. Фигуру Девы Марии и младенца с яблоком в руке отделяет от пейзажа на заднем плане усыпанная плодами яблоня.

Портрет Мартина Лютера, 1543. Дерево, масло, 21*16 см. Уффици, Флоренция.Глубокая духовная близость связывала Кранаха и Мартина Лютера (1483–1546). Художник создал несколько его портретов. Будучи пламенным сторонником и проводником идей Реформации, он пытался отразить их в изобразительном искусстве и создал знаменитую серию гравюр для вышедшей в 1522 «Библии Лютера». Для заказчиков-католиков он писал иконы в традиционной манере.

Портрет доктора Иоганна Ширинга, 1529. Дерево, масло, 51,5*35 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Кранах создавал замечательные портреты представителей бюргерства. Он передавал индивидуальные черты заказчиков, проникая в глубину их характеров и находя для их воплощения изобразительные средства, отражающие влияние итальянской портретной живописи.

Отдых на пути в Египет, 1504. Темпера, масло, 60*51 см. Картинная галерея, Берлин. Первое датированное и подписанное художником произведение отличают четкая композиция и свободное расположение фигур в пространстве. Кранах переносит евангельскую сцену в типичный для Южной Германии лесной предгорный пейзаж. Состояние природы создает неповторимое настроение, подчеркиваемое мастерски выполненными тональными переходами. Это близкая к романтизму трактовка уникальна для немецкой живописи.

Адам и Ева, 1528. Дерево, масло. Левая часть 172*63 см, правая часть 167*61 см. Уффици, Флоренция. Без сомнения в трактовке образов прародителей человечества Кранах опирается на одноименные творения Дюрера. Библейская тема дала художнику возможность изображать красоту человеческого тела. В моделировании стройных фигур Адама и Евы, не обладающих большой пластичностью, обнаруживается сочетание готических и маньеристских тенденций.

Венера, 1529. Дерево, масло, 38*22 см. Лувр, Париж. Частое обращение к образу Венеры, для трактовки которого характерны тонкие, изящные линии, свидетельствуют о влиянии на Кранаха итальянского стиля. Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Прозрачная вуаль — пример художественного мастерства — выписана таким образом, что не прикрывает, а подчеркивает прелести богини.

Отдыхающая речная нимфа, после 1537. Дерево, масло, 48*73 см. Музей изящных искусств, Безансон.
Знаменитые изображения обнаженных женских фигур Кранаха отвечают идеалу утонченной грации и манящей чувственности. Он постоянно обращался к классическим женским образам. Полотно Джорджоне «Спящая Венера» вдохновило Кранаха на создание цикла о нимфах. Надпись «Не беспокой сон нимф священного ручья» несет в себе аллегорический подтекст. Художник создал три варианта картины.

Источник молодости, 1546. Дерево, масло, 122,5*186,5 см. Картинная галерея, Берлин.
Тема картины — бессмертие и вечная молодость, мистическая вера в очищающую и живительную силу воды. К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение; они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: