Известные произведения Верещагина Василия Васильевича
Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина связана с обороной Самарканды.
2 июня 1868 года двадцатипятитысячная армия Баба-бека и пятнадцатитысячный отряд киргизов, под руководством Адиля-Дахти, осадили русский гарнизон Самарканда. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города.
Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла…» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме.
Место действия обозначает жёлтая зубчатая стена на фоне пыльно-синего среднеазиатского неба. Простое среднерусское лицо солдата так загорело, что его уже не отличишь от басурманина. Руки он прижал к груди, пытаясь остановить хлынувшую из раны кровь. Многие из тех «братцев», к кому обращен предсмертный вопль солдата, уже полегли в неравной битве с врагом.
Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях».
Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Этот великолепный памятник эпохи Великих Моголов был построен Шах-Джаханом в качестве усыпальницы для его любимой жены в середине XVII столетия.
В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.
Всего в мавзолее 5 куполов. Центральный купол высотой семьдесят четыре метра. Стены его облицованы полированным белым мрамором, инкрустированным самоцветами.
По углам мавзолея своей жены неутешный Шах-Джахан приказал выстроить четыре минарета. Мавзолей строился около 20 лет, а в строительстве участвовали двадцать тысяч рабочих.
Мавзолей стоит на берегу реки Джамана, самого длинного и полноводного притока Ганга.
Картина «Побеждённые. Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин балканской серии. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.
Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Русские тогда потеряли 1300 человек.
Контекст
«Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. В таком составе серия была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а в 1874 году — в Петербурге и Москве. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате, и в очернении русской армии. Власть была против него, коллеги — Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби — поддерживали.
Война, по мнению Верещагина, была «отвратительным наростом варварства на цивилизации». Чтобы убедить в этом современников и потомков, художник вновь и вновь отправлялся на поля сражений, чтобы на своих полотнах показать правду. Искусство было для него инструментом для трансляции идей.
На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия 4-й степени.
Во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна, но и мирную жизнь: сутолоку базара, резные минареты, местных жителей. Своими картинами Верещагин открывал зрителям новый мир, на фоне которого война выглядела как недоступная пониманию бессмыслица.
Верещагин был точен в деталях. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть называли его ужасным, кровавым, жестоким, сравнивали его полотна с фотографией. Сам же художник говорил: «Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».
Верещагин написал несколько серий, по которым становится понятна широкая география его перемещений. Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север», исследование личности Наполеона.
С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.
Японка
“Японка” – вероятно, одна из самых лирических работ художника, которая раскрывает менее известную сторону его таланта. В этой работе ярко проявилась любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичным нарядам Японии.
Даже цветовая гамма полотна настраивает зрителя на восточное настроение: сочетание красного, черного, лилового… Написана картина во время посещения художником Японии.
С точки зрения построения композиции, полотно хорошо продумано – даже рама для картины подобрана специально и, вероятнее всего, по индивидуальному заказу самого Верещагина. На ней изображен классический восточный орнамент.
Творчество Верещагина
В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.
Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).
Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.
Богатый киргизский охотник с соколом
Картина “Богатый киргизский охотник с соколом” посвящена другу Верещагина, Байтику Канаеву, с которым они познакомились в 1867 году, когда Байтик приехал в столицу Российской Империи в качестве представителей Туркестана на праздничный прием, организованный царем.
Высокий, крепкий, колоритный представитель кочевой интеллигенции, хорошо знавший русский язык, вызывал большое уважение и интерес у художника.
В свою очередь, Байтик Канаев, прежде никогда не видевший подобных картин, ведь в исламе запрещается рисование живых существ, был поражен талантом Верещагина.
Позже, во время Туркестанских походов, известный живописец и киргизский батыр, который испытывал сильное неприятие к Кокандскому ханству, был благосклонно расположен к России.
Биография Василия Верещагина
Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.
В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).
Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
Прогулка в лодке
На протяжении всего своего творческого пути Верещагин испытывал большой интерес к Японии. Страна восходящего солнца привлекала живописца своей непохожей ни на одну азиатскую страну культурой.
Еще в 1874 он собирался посетить Японию и лишь спустя 7 лет мечта наконец осуществилась. Впечатления от путешествия нашли свое отображение отражение только в нескольких картинах Верещагина, одной из которых является “Прогулка в лодке“.
Картинам художника на японскую тему свойственны определенная неуравновешенность композиции, заостряющая внимание на случайности запечатленного эпизода, воздушность цветовой гаммы, использование импрессионистических техник
«Смертельно раненный» Верещагина
«Смертельно раненный» — картина, которая одной из первых вспоминается при имени Верещагина. На лице мужчины отражен ужас перед войной, беспощадной и неизбежной.
Живописец, посвятивший творчество художественному документированию военных конфликтов, оставался пацифистом. Показывая страдания простых солдат и контрастную им мирную жизнь, художник хотел дать контраргумент войне и напомнить, что победы даются ценой тысяч жизней.
Сюжет
В разгаре боя крупным планом Верещагин показывает безымянного солдата. Он ранен. Лицо его искажено ужасом и болью. На грани смерти он не думает об отечестве, врагах или необходимости победить. Он страдает. И этот мужчина думает только о том, как спастись.
Такова природа человека. Какими бы ни были пропагандистские лозунги о необходимости сражаться до последней капли крови, непонятна причина. Особенно, когда ты не родной дом защищаешь, а воюешь где-то далеко от дома.
Империя решает свои геополитические задачи за счет простых солдат.
Верещагин как художник, не раз бывавший в эпицентре военных конфликтов, понимал, насколько бессмысленна смерть и конкретно этого мужчины, и его сотоварищей.
«Смертельно раненный» (1873)
Репортажный характер живописи — характерный для Верещагина.
Предвещая прямые включения с места событий и газетные хроники, художник не только изображал то, что видел, в динамике, словно это прямой эфир, но и сопровождал подписями, которые переносили зрителя на место событий.
Так и на этом полотне живописец указал: «Ой убили, братцы! .убили …ой смерть моя пришла…». Такой прием — комментирование — для Верещагина был стандартным. Свои названия и особенные подписи художник оставлял на раме или непосредственно на холсте.
Контекст
«Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал он. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка.
В таком составе серия была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате, и в очернении русской армии.
Власть была против него, коллеги — Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби — поддерживали.
Война, по мнению Верещагина, была «отвратительным наростом варварства на цивилизации». Чтобы убедить в этом современников и потомков, художник вновь и вновь отправлялся на поля сражений, чтобы на своих полотнах показать правду. Искусство было для него инструментом для трансляции идей.
«Апофеоз войны» (1871)
На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.
Во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна, но и мирную жизнь: сутолоку базара, резные минареты, местных жителей. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый мир, на фоне которого война выглядела как недоступная пониманию бессмыслица.
Судьба художника
Василий Верещагин был родом из семьи богатого помещика. Несмотря на желание отца сделать сыновей военными, Василий, хотя и окончил морской кадетский корпус, вышел в отставку, намереваясь стать художником. День, когда сын объявил о своем решении отцу, стал последним в их общении.
Верещагин был точен в деталях. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть обзывали его фотографом. Современники называли Верещагина ужасным, кровавым, жестоким. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».
«Торжествуют» (1872)
Верещагин написал несколько серий, по которым становится понятна широкая география его перемещений. Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север», исследование личности Наполеона.
С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.