Тропинин василий андреевич

Тропинин старик нищий

Краткая биография

  1. 1804 – Василий Тропинин впервые представляет свою картину на академической выставке, в одном ряду с произведениями уважаемых профессоров и выпускников Академии. Когда Ираклий Морков узнает, что Тропинин пользуется успехом у высокопоставленных господ, он сразу же отзывает Василия из Петербурга в Украину, где тогда находилось его поместье. Моркову не нужен был выдающийся портретист среди его крестьян, а в услугах усадебного художника для росписи новой церкви он как раз нуждался.
  2. 1807 – При непосредственном участии Тропинина в усадьбе Моркова возведена церковь. Художник выполнил для нее все алтарные образы, расписал стены.
  3. 1812 – Во время Отечественной войны Морков, имеющий чин генерал-лейтенанта перебирается в Москву, где его назначают начальником местного ополчения. Тропинин обязан следовать за ним. В Москве Тропинин узнает, что графская усадьба сгорела, а вместе с ней и все юношеские полотна художника.
  4. 1813 – После окончания войны Морков с Тропининым возвращаются в Украину. В течение нескольких следующих лет Василий Андреевич руководит постройкой и украшением нового барского дома.
  5. 1819 – Страстный коллекционер русского искусства и издатель знаменитых «Отечественных записок» Павел Петрович Тугой-Свиньин рассказывает на страницах своего журнала о художнике Василие Тропинене, благодаря чему у того появляется ряд постоянных заказчиков.
  6. 1821 – Семья графа Моркова окончательно перебирается в Москву. Там Тропинин вновь восстанавливает связи с друзьями и коллегами художниками. Он много работает и обретает известность, но факт того, что такой талантливый портретист является крепостным человеком, вызывает у многих возмущение.
  7. 1823 – Граф Морков в качестве пасхального подарка торжественно вручает Тропинину вольную грамоту. Жена и сын художника получат свободу только через пять лет. Несмотря на это, Василий Андреевич начинает новую независимую жизнь, посвятив ее любимому делу.
  8. 1824 – За портрет медальера К.А. Леберехта Совет Академии художеств присуждает Тропинину звание академика портретной живописи. У него появляются новые заказчики и покровители, а также ему дают должность преподавателя Академии и профессорское звание.
  9. 1827 – А.С. Пушкин заказывает Тропинину портрет, который тот планирует подарить своему другу С.А. Соболевскому. На этом знаменитом полотне художник изображает собственный идеал свободного человека, полностью соответствующий романтической эпохе.
  10. 1835 – Тропинин встречается с Карлом Павловичем Брюлловым. Приезд этого выдающегося художника в Москву оказал влияние на все русское искусство1830-1840-х годов. В том числе и у Тропинина появляются в художественном арсенале большеформатные полотна, он начинает использовать новые приемы, живописные аксессуары свойственные большому парадному портрету
  11. 1836 – Василий Андреевич пишет портрет самого Брюллова, где с присущим ему мастерством передает артистическую индивидуальность художника, которую он искусно подчеркивает фоном, где изображены античные развалины, лозы винограда, а также дымящийся Везувий.
  12. 1843 – Василий Тропинин становится почетным членом Московского художественного общества, которое принимало участие в создании в городе Рисовального класса – школы, где могли получать художественное образование способные молодые люди любого сословия.
  13. 1844 – По заказу Московского художественного общества пишет знаменитый автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. Здесь он утверждает собственное творческое кредо истинно русского художника.
  14. 1855 – После смерти жены художник покидает квартиру, где они вместе прожили 30 лет и переезжает в Замоскворечье.
  15. 1857 – Василий Андреевич скончался 3 (16) мая. В последний путь его проводили сын, друзья, ученики и многочисленные почитатели его таланта. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Автопортрет (1846)

Новое в блогах

Детские образы в творчестве Тропинина

Мальчик с топориком. Конец 1810-х годов. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

Тропинин Василий Андреевич (1776 г. — 1857 г.) — выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Академик живописи. В творчестве Тропинина периода расцвета (1820-1830-е годы) наблюдается эволюция живописной манеры: колорит произведений приобретает насыщенность, форма становится более объемной.

Усиливаются жанровые мотивы, характерные для всего искусства Тропинина. С годами начинают появляться реалистические тенденции, наиболее отчетливо проявившиеся на закате творчества художника.

Тропинин активно занимался общественной деятельностью. Он был почетным членом Московского художественного общества (с 1843 года), имел непосредственное отношение к созданию Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Тропинин Василий Андреевич своим творчеством оказал огромное влияние на формирование московской школы живописи, способствовал развитию реалистических тенденций в русском художественном искусстве.

Умер Тропинин 3 мая 1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище в Москве.

Портрет Арсения Васильевича Тропинина. Около 1818 года. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Портрет А.В. Тропинина (Голова мальчика), сына художника, — один из лучших детских образов в русском искусстве.

Натура, словно застигнутая врасплох, раскрывает свои лучшие качества перед наблюдательным и любящим взглядом художника

Крупный план, легкий поворот головы, быстрый взгляд в сторону создают впечатление поэтической двойственности — юный герой пребывает в собственном мире и вместе с тем активно притягивает к себе внимание зрителя

Полотно замечательно благородной сдержанностью колорита и живописной силой кисти, одухотворенным реализмом узнаваемого в своей типичности образа («Вот бегает дворовый мальчик…») и завораживающей серьезностью детской души.

Художник Тропинин не раз обращался в своем творчестве к изображению детей, однако портрет сына художника (Голова мальчика) оказался высшим достижением мастера в передаче внутреннего мира ребенка.

Портрет мальчика. 1820-е годы. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

Мальчик с жалейкой. 1810-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Мальчик, выпускающий из клетки щеглёнка. 1825 год. Ивановский областной художественный музей.

Девочка с куклой. 1841(?) год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Мальчик с мертвым щегленком. 1825 год. Ивановский областной художественный музей.

Портрет князя Михаила Александровича Оболенского (?) ребенком. 1842 год. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени.

Портрет В. И. Ершовой с дочерью. 1831 год. Государственный художественный музей Белорусии. Минск.

Тропинин в своем творчестве редко обращался к многофигурным и семейным портретам. Подобного рода произведения встречаются в пору расцвета мастерства живописца.

В 1831 году Тропинин написал Портрет Ершовой с дочерью, который не без основания считается одним из лучших творений художника.

Автору картины мастерски удалось передать непосредственное проявление материнской любви и заботы. Вполне естественно выглядит поза ребенка, доверчиво прильнувшего к матери. Девочка в белом платьице с нежно розовым бантом напоминает сошедшего с неба ангелочка. С помощью разворачивающегося за окном в теплых лучах заката осеннего пейзажа, Тропинин создает атмосферу умиротворенности и гармонии.

Портрет Д. П. Воейкова с дочерью В. Д. Воейковой и англичанкой мисс Сорокк. 1842 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

https://nearyou.ru/tropinin/0tropinin4.html

Василий Андреевич Тропинин 1776 -1857 Автопортрет

Василий Андреевич Тропинин (1776 -1857)

«Автопортрет» 1830 -е гг.

Мальчик, тоскующий об умершей птичке 1829 г, холст, масло Областной Xудожественный музей, Ивaново

«Семейный портрет графов Морковых» 1813 г Холст, масло 226 х 291 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Украинская девушка с Подолья. 1800 -е гг. Масло, холст 51 х 37. Киевский государственный музей украинского искусства

«Мальчик с жалейкой» (Портрет Ираклия Моркова) 1810 е гг Холст, масло 60, 2 x 45, 6 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Пряха» 1820 -e гг. Холст, масло. 60. 3 x 45. 7 см Государственная Третьяковская галерея

У мирового судьи. Около 1818

Девушка украинка в пейзаже. 1820 год

«Украинка в намитке» 1820 г.

Украинец с палкой. 1820 -е

«Семейный портрет графов Морковых» 1813 г Холст, масло 226 х 291 Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Портрет Н. И. Морковой» 1813 г.

«Портрет Ираклия и Николая Морковых» 1813 г

«Мальчик с жалейкой» (Портрет Ираклия Моркова) 1810 е гг Холст, масло 60, 2 x 45, 6 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина» 1818 г. Холст, масло 40, 4 x 32 Государственная Третьяковская галерея

«Портрет князя П. И. Багратиона»

«Девушка с горшком роз» 1820 г. Холст, масло 100 х 81 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

«Кружевница» 1823 г. Холст, масло 80 x 64 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

«Нищий старик» 1823 г.

«Портрет E. O. Скотникова» 1821 г

«Золотошвейка» 1826 г Холст, масло 81 х 64 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Старик крестьянин» 1825 г.

«Старый ямщик, опирающийся на кнутовище» Этюд. 1820 -е Холст, масло 54, 6 x 44, 5 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Москва

«Старик, обстругивающий костыль» 1830 -е Холст, масло 76 x 56 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Москва

«Гитарист» 1832 Холст, масло 83, 8 х 65, 6 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Портрет Александра Сергеевича Пушкина» 1827 г. Холст, масло 68, 5 x 56 Всероссийский музей А. С. Пушкина Москва

«Портрет Сергея Сергеевича Кушникова» 1828 Холст, масло 76, 5 x 64, 7 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Москва

«Портрет Сергея Михайловича Голицына» После 1828. Холст, масло 71 x 58, 2 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Москва

«Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной» 1838 Холст, масло 102, 5 x 80 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Москва

«Портрет Елизаветы Владимировны Мазуриной» 1844 Холст, масло 67, 5 x 58, 5 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Москва

«Портрет Ю. Ф. Самарина – в костюме охотника» 1846 г

«Портрет Федора Семеновича Мослова со служащими конного завода» 1830 -е Холст, масло 50, 7 x 45, 5 Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Портрет Д. П. Воейкова с дочерью В. Д. Воейковой и англичанкой мисс Сорокк» 1842 Холст, масло 125, 3 х 103 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Портрет Алексея Алексеевича Тучкова» 1843 Холст, масло 73 x 62 Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени Москва

Портрет неизвестного с трубкой. 1840— 1850 -е

«Портрет М. Ф. Протасьева» Около 1847 Холст, масло 130 х 100 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Портрет Е. П. Протасьевой» 1840 г. Холст, масло 130 х 100 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Женщина в окне. (Казначейша)» 1841 г. Холст, масло 87, 5 x 68 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Портрет Е. А. Селивановской. 1852

«Портрет Левицкой. Волконской» 1852 Холст, масло 127 х 99 Государственная Третьяковская галерея Москва

«Старуха, стригущая ногти (Портрет жены художника)» 1850 г.

«Старуха с курицей (Портрет жены художника)» 1856 Холст, масло 68, 5 x 56 Государственный Русский музей Санкт-Петербург

«Солдат со штофом, считающий деньги» 1840 -е гг холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль» 1846 г. Холст, масло 106 х 84, 5 Государственная Третьяковская галерея

Крепостной, кондитер и вольнослушатель Академии художеств

Василий Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии. Его родители были крепостными крестьянами графа Антона Миниха. Отец будущего художника Андрей Тропинин получил вольную за хорошую службу. Однако остальных членов семьи граф Миних не освободил.

С детства Василий Тропинин много рисовал. Искусствовед Александра Амшинская писала: «По семейным преданиям потомков Минихов известно, что рисунки дворового мальчика забавляли господских детей, были своего рода курьезом для взрослых. Однако никто никакой пользы в них не видел». Начальное образование будущий художник получил в народном училище в Новгороде. После учебы Тропинин вернулся в село Карпово. К тому времени оно принадлежало зятю Миниха — графу Ираклию Моркову.

В начале 1790-х годов Морков отправил Василия Тропинина в Петербург учиться кондитерскому делу. В свободное от занятий время будущий художник посещал Императорскую Академию художеств, где изучал анатомию и копировал гравюры. Двоюродный брат Ираклия Моркова Алексей узнал об увлечении Тропинина и за свой счет определил его в Академию Художеств. С 1799 года живописец стал вольнослушателем Академии, студентом мастерской портретиста Степана Щукина, посещал занятия Григория Угрюмова, Иоганна Лампи-младшего и Габриэля Дуайена. Работы Тропинина часто побеждали на академических конкурсах. В 1804 году картину «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» показали на выставке. Кроме Тропинина, там представили свои работы и уже знаменитые к тому времени живописцы: Орест Кипренский, Иван Акимов и Владимир Боровиковский. Выставку посетила императрица Мария Федоровна. Картину высоко оценили критики, за сходство с гравюрами французского художника Жана-Батиста Грёза они назвали Тропинина «русским Грёзом».

Уже в сентябре того же года Тропинину пришлось покинуть Академию художеств. Граф Ираклий Морков отозвал живописца с учебы и велел переехать в свое имение в селе Кукавка.

По приказу графа Тропинин построил в селе Кукавка церковь и расписал ее. В то же время он создал «Портрет мужчины в польском костюме», скопировал несколько картин Рембрандта.

В Кукавке молодой художник познакомился с вольной поселенкой Анной Катиной, в 1807 году они обвенчались. После свадьбы Катина, как и Тропинин, стала крепостной графа Моркова. В 1809 году у супругов родился сын Арсений.

Снова Академия художеств

Портрет А. С. Пушкина 1827 г.

Сдался граф лишь в 1823 году, когда художнику было уже 47 лет. Жена и сын, крепостные, оставались в качестве заложников графа – он очень хотел удержать живописца возле себя. Но тот, прожив почти полвека, не оставил мечту и подал документы в Академию, чтобы получить звание художника. Комиссию убедили картины Тропинина: «Кружевница», «Старик-нищий» и портрет известного тогда гравёра Скотникова. Василию Андреевичу дали звание «назначенного в академики», промежуточное перед заданием на звание академика. Оно, в свою очередь, было также выполнено с честью в 1824 году, что и принесло Тропинину вожделенное звание академика портретной живописи.

предстаёт в образе довольного и благополучного мужчины. С этого времени художник постоянно живёт и работает в Москве. В 1828 году, когда умер граф Морков, жена и сын Тропинина получили вольные грамоты.

Репродукция картины «Гитарист» Василия Тропинина

Василий Тропинин родился в 1776 году в Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина. Его отец получил от своего хозяина графа Миниха вольную, а остальные домочадцы были переданы в качестве приданого за дочь графа, которая вышла замуж за выдающегося военачальника Моркова.

Отец Василия Тропинина вынужденно устроился на службу к Моркову, чтобы быть рядом с семьей.

В 1798 году 22-летний Василий был отдан на обучение кондитерскому ремеслу. Но талантливый юноша, имея склонность к рисованию, втайне от своего барина стал посещать бесплатные рисовальные курсы академии художеств.

Когда Морков узнал об этом, по убедительным просьбам многих, в том числе и его двоюродного брата, он согласился определить Василия Тропинина вольноприходящим учеником в петербургскую Академию художеств.

В 1804 году его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была отмечена самой императрицей.

Но в том же году граф Морков отозвал своего крепостного в новое имение на Украине, где назначил его управлять поместьем вместо умершего отца Василия. Он стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка.

Здесь художник жил до 1821 года, затем переселился с женой и сыном Арсением в Москву вместе с семьей Морковых.

Свободу он получил в возрасте 47 лет в 1823 году.

За представленные в 1823 году Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е.О.Скотникова» Василий Тропинин получил звание назначенного художника. В следующем году за картину «Портрет К.А.Леберехта» ему было присвоено звание академика.

С 1833 года на общественных началах он преподает в публичном художественном классе, открывшимся в Москве, впоследствии преобразованном в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1843 году он был избран почетным членом Московского художественного общества.

Им создано более трех тысяч портретов.

Умер Тропинин в 1857 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени»

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Василия Тропинина  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Самые знаменитые картины Василия Тропинина

Он стал автором более трёх тысяч портретов, многие из которых известны во всём мире как лучшие живописные изображения некоторых исторически значимых личностей. Образы и простых людей удивительно трогательны и реалистичны.

Краткий список наиболее известных произведений Тропинина:

  • «Портрет Арсения, сына художника» (1818),
  • «Портрет историка Николая Михайловича Карамзина» (1818),
  • «Кружевница» (1823),
  • «Портрет А.С. Пушкина» (1827),
  • «За прошивками» (1830),
  • «Портрет К.П. Брюллова» (1836),
  • «Автопортрет на фоне Москвы» (1846).

Москвичи первой половины XIX века были счастливыми современниками чуткого, тёплого и светлого живописца Василия Тропинина, который удивительным образом, сочетая кротость и упорство, достиг самых вершин в изобразительном искусстве.

«Счастливое дарование и склонность к живописи»


Василий Тропинин. Портрет Николая Карамзина. 1818. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Василий Тропинин. Кружевница. 1823. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Василий Тропинин. Старик нищий (фрагмент). 1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1812 году началась Отечественная война. Вместе с семьей графа Моркова Тропинин переехал в Москву. После окончания войны он вернулся к творчеству: создавал портреты московских дворян, в том числе писателей Николая Карамзина и Ивана Дмитриева. Написал Тропинин и семейный портрет графов Морковых. Вскоре живописец стал известен в Москве. В журнале «Отечественные записки» про него писали: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

В 1818 году Тропинин вернулся в Кукавку. Там он создавал пейзажи и портреты крестьян, в том числе «Украинца с палкой». Художник вспоминал: «Я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие изо всех до сих пор мною писанных». В селе Тропинин создал и несколько жанровых полотен, включая «Свадьбу в Кукавке».

В 1821 году Тропинин вернулся в Москву. Здесь он продолжил работу над «народными образами» – портретами украинских крестьян. Тропинин написал «Девушку с прялкой» и «Мальчика с дудкой». Работал он и над портретами художников Егора Скотникова и Николая Майкова. Критики хвалили новые работы живописца за выразительность линий, грамотную работу с цветами и светотенью.

В начале 1820-х художник все еще оставался крепостным. Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать ему вольную. Друг живописца Михаил Дмитриев даже предлагал графу простить крупный карточный долг за освобождение. Александра Амшинская писала: «Один из членов клуба, укоряя графа за долгие обещания отпустить художника на волю, в сердцах сказал, что Морков, пожалуй, сунет Тропинину в рот пирог, когда у того уже зубов не будет». Вольную художник получил только весной 1823 года. Однако его семья осталась в крепостных.

В сентябре того же года Тропинин написал письмо в Академию — просил дать ему звание художника: «8 сего мая получил я совершенную свободу из крепости, теперь остается мне избрать род жизни прошу отличное сословие художников обратить хотя самомалейшее внимание на участь мою». Вскоре Тропинину присвоили звание «назначенного в академики» за картины «Кружевница», «Старик нищий» и «Портрет художника Скотникова»

«Кружевницу» и «Старика нищего» в свою частную коллекцию – так называемый «Музеум» – купил писатель и журналист Павел Свиньин.

Чтобы получить звание академика, Тропинину надо было пройти экзамен в Академии художеств. Осенью 1824 года его вызвали в Петербург. Живописец должен был написать портрет, который бы оценили профессора Академии художеств. Тропинин изобразил работника Санкт-Петербургского монетного двора Карла Леберехта. За эту картину художнику и присвоили звание академика.

В это же время Тропинин создал несколько реалистичных зарисовок из повседневной жизни петербуржцев. Остаться преподавателем в Академии художеств он отказался. Тропинин писал: «Все я был под началом, да опять придется подчиняться то Оленину, то тому, то другому…».

Тропинин прожил в Петербурге еще несколько месяцев. За это время он получил несколько заказов на портреты, в том числе от госсекретаря Михаила Сперанского. Однако художник отказался – вскоре он вернулся в Москву. Граф Морков попытался устроить его преподавателем в государственную школу, но Тропинин вновь отказался: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».

Переезд в Москву

В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.

Желание хозяина – закон для крепостного

Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.

Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.

Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину). Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.

Учёба

Будущий живописец отучился четыре года в губернском народном училище, получив начальное образование. Вернулся в родное село. Вскоре хозяин, граф Морков, отправил его в Петербург на учёбу кондитерскому делу. В столице за подростком присматривал родственник графа, который однажды узнал, что мальчику иногда, в свободное время, удаётся попасть на занятия в Императорскую Академию художеств. Увидев результаты этих занятий, соглядатай подростка с явным дарованием выхлопотал для него согласие графа Моркова на учёбу в Академии, уверив того, что при необходимости будет платить за занятия сам.

С 1798 года вольнослушатель Тропинин, художник начинающий и уже окрылённый искусством, учится у профессора Щукина. Преподаватели, среди которых Угрюмов, Лампи-младший, Дуайен, отмечали, что ученик имеет все задатки, чтобы стать великим художником. Василий Андреевич Тропинин на ежегодных выставках получал похвалы от самых именитых зрителей: ректора, президента Академии, императрицы Марии Фёдоровны.

Шедевр Тропинина В.А. – картина «Кружевница»

Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. В композиции и прописке образа героини проявился академический стиль письма, что никак не повлияло на художественную ценность произведения. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Тропинин очень любил «жанровый портрет». Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия, и женскими «головками», и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Жанровый портрет отличается своеобразной сюжетной линией, благодаря которой удаётся ярче выразить человеческий тип.

Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Колорит выполнен в сближенных тонах. Серый фон оживляет – по контрасту – сиреневую ткань косынки, накинутой на плечи кружевницы. В руке девушка держит коклюши. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Внизу веден фрагмент тонких кружев.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь — Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Индустриальный пейзаж и трость

Н. А. Заваруев «Портрет Алексея Ивановича Хлудова», 1858. (Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени)

Известный приём старых мастеров — показать своего героя на фоне связанного с ним строения. Использован он и на портрете московского предпринимателя и коллекционера Алексея Хлудова работы художника Николая Заваруева.
Пожалуй, самый известный представитель купеческой династии Хлудовых Алексей Иванович заработал миллионы на текстильном производстве. Хлудовские фабрики открывались в разных частях империи. Однажды, путешествуя по Финляндии, фабрикант-миллионер впечатлился водопадом у острова Кренгольм под Нарвой. Местные издавна использовали его даровую силу для работы мельниц, но Хлудов мыслил масштабнее. Он выкупил эту землю вместе с участком реки и в 1857 г. стал одним из учредителей Товарищества Кренгольмской мануфактуры, которая вскоре стала одним из крупнейших предприятий Европы. Первые пять лет Алексей Хлудов был одним из трёх директоров, но в начале 1870-х из-за конфликта с другим пайщиком в сердцах продал свою долю и на высвободившиеся средства открыл новое производство в Смоленской губернии.
Парадный портрет из Музея Тропинина был заказан по случаю основания Кренгольмской мануфактуры. На холсте Алексей Хлудов изображён на фоне водопада и фабричных корпусов.
В его руках трость с костяным набалдашником. Такая же упоминается в повести Николая Лескова «Чертогон», прототипом главного героя которой, как считается, был Алексей Хлудов. Впрочем, скорее всего лесковский Илья Федосеевич был собирательным образом нескольких Хлудовых. Сам писатель упоминал в письме к издателю вдохновившую его «картину хлудовского кутежа», однако подобное поведение было скорее свойственно не Алексею Ивановичу, а его сыновьям Михаилу и Егору.
Хлудов также прославился как крупный собиратель древних рукописей, старопечатных книг и икон, которые теперь хранятся в Государственном историческом музее. Самый ценный экспонат его коллекции, созданный в Византии около 850 г. манускрипт, теперь известен как Хлудовская псалтырь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: