Сочинение-описание картины «меншиков в берёзове», суриков (2 варианта — кратко и подробно)

Меншиков в Березове

Трагическая судьба фаворита Петра I – князя Александра Меншикова поразила художника и стала сюжетом для одной из важнейших его работ. Известная картина Меншиков в Березове» была написана в 1883 году.

На полотне изображен сам князь в окружении своих детей. Лица всех персонажей картины наполнены грустью, скорее всего, о прошлых временах. Одежда и быт героев соответствует эпохе, в которую они жили. Дети князя символизируют смену поколений (жизнеутверждающее начало).

В эпоху дворцовых переворотов новая власть невзлюбила князя и отправила в ссылку в сибирский город Березов вместе с семьей, отобрав все имущество.

Тем не менее, Меншиков в ссылке не впал в уныние, построил себе новый дом, был он человеком набожным и серьезным.

Детям своим князь, находясь при смерти, завещал не стремиться к высшей власти. При правлении Анны Иоанновны им было разрешено вернуться в Москву, они даже смогли получить обратно часть былого имущества.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»  стала первой работой Ильи  Репина по исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. При расследовании выяснилось — за событиями стоит старшая сестра правителя Софья Алексеевна. В наказание за содеянное она была отправлена в Новодевичий монастырь.

    Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок. Репину позировали мать Валентина Серова Валентина Семёновна, жена композитора Павла Бларамберга Елена Апрелева и некая портниха. Жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты. Однако, как ни странно, современникам работа не понравилась. Единственным из близких людей, кто поддержал художника, стал Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной…

    Дочь царя Алексея Михайловича Софья Романова родилась 27 сентября 1657 года.  Ее мать, Мария Милославская, являлась первой супругой Алексея и приходилась матерью царям Федору III и Ивану V. Софья была шестым по счету ребенком в монаршей семье. Как тогда полагалось, ее отправили на женскую половину дворца, где воспитанием ребенка должны были заниматься женщины.

   Ничто не предвещало девочке великого будущего. В то время судьба царевен была предопределена. Выйти  замуж для них было невыполнимой задачей.  Русские женихи их были не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. С ранних лет их обучали нехитрым наукам ведения домашнего хозяйства, рукоделию и чтению церковных книг, запрещая проявлять чувства, эмоции и непокорность характера. По достижении зрелого возраста царских дочерей обычно отправляли в монастырь, где они проводили жизнь в затворничестве и чтении молитв.

Убийство Юлия Цезаря

Картина «Убийство Юлия Цезаря» была написана в 1875 году. Знаменитая историческая личность Гая Юлия Цезаря вызывала интерес у многих деятелей искусства, художник В.И. Суриков не стал исключением.

Сведения из учебников и книг говорят о том, что Цезарь стал жертвой заговора сенаторов. При его правлении у сената не было никакой реальной власти, этот факт не нравился многим, заговор против политического деятеля был подготовлен Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом.

Исследователи сообщают, что Цезарь получил не менее 23 ножевых ранений, прежде чем умереть. Сцена его убийства не раз проскальзывала в искусстве.

Живописец Суриков изобразил Цезаря, сидящим на троне в окружении тех, кто собирался его предать. Все знают, что готовится убийство, тем не менее, некоторые сенаторы подобострастно глядят на правителя, ожидая его скорую смерть. Цезарь же ничего не подозревает, продолжая говорить, обращаясь к слушателям.

Василий Иванович Суриков.

Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, борьбу классов и партий, героизм отдельных лиц. Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные ему общественные настроения, назревшие социальные запросы. Думается, в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс, их надвигающиеся выступления.

Василий Иванович наслушался и сам немало пропел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Никто, как новый Степан — весь народ — сбросит оковы в вольную Волгу.

Вечерняя тишина над ширью Волги. Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги.

Таков, как видно, был замысел картины.

И вот она написана и доставлена на выставку.

Вставили картину в огромную золоченую раму. Поместили ее в отдельной круглой комнате в башне Исторического музея. Подняли картину, стали ей давать наклон — больше, меньше… Автор не удовлетворен. Здесь, в новых условиях, художник видит картину как бы впервые, и это первое, самое верное и решающее впечатление не удовлетворяет его. Проклятое «не то» не произносится, но висит в воздухе, заражая и других зрителей.

Суриков заметался. Он ищет, чего недостает для выгодного впечатления, обращается к другим за помощью. Ему кажется, что рама светла, позолота сливается с тонами вечернего неба, разжижает картину. Раму перекрашивают в темную бронзу. Картина выиграла, стала лучше, но все же и теперь остается «не то».

И снова начинаются мучения, растерянность, неудовлетворенность, попытки исправить недочеты в картине, поиски живой воды.

Суриков запирает для публики двери своей комнаты. Каждое утро приходит он на выставку и пытается улучшить внешнюю обстановку картины. Вызываем маляра и пробуем перекрасить стены комнаты в более темные тона, чтобы вызвать вечерний свет в картине. Новая окраска стен тоже не удовлетворяет художника, она ему кажется слишком темной. Маляр составляет заново краску, но теперь стены очень светлы. Снова пробуем тон клеевых красок. Суриков требует добавить мела, маляр уверяет, что опять будет светло, и сыплет сажу. Происходят жаркие споры. Но что за чудо? Маляр утемняет краску, а стены светлеют. Маляр жалуется, что тут подвох со стороны Василия Ивановича. Оказалось, верно: входим мы случайно в комнату, а Суриков стоит, нагнувшись над ведром с краской, и сыплет туда мел.

— Вот от чего стены светлые и полосатые — почти кричит обиженный маляр, а растерявшийся Василий Иванович виновато оправдывается: «Я немножечко, ей-богу, немножечко!»

Маляр рассердился, отказался продолжать работу, ушел и попутно унес красные сафьяновые сапоги, специально сшитые для суриковского Степана Разина, с которых художник делал поправки в картине.

Василий Иванович переписывал некоторые детали в картине, звал меня: «Сегодня я лоб писал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?»

Было ясно, что художнику не удалось вполне выразить свой замысел. Что-то запорошило утерянную им тропу, по которой двигалась разинская вольница. Как будто художник поддался настроению, утеряв образы живых людей. Одна фигура Разина не могла выдержать огромного полотна, а остальные фигуры мало помогали картине. У них не было ни единства с главной фигурой, ни сильного контраста, который бы ярче выделял состояние Разина.

Понятно было душевное состояние великого художника.

Суриков почувствовал себя обиженным чуть ли не всем светом и прежде всего Товариществом, несмотря на то, что передвижники относились к нему весьма доброжелательно и чутко, стараясь поддержать упавший дух своего боевого товарища. И хотя картина в конце концов все же была приобретена в частную галерею, Василий Иванович приписывал свои неудачи тому обстоятельству, что он стоял в рядах передвижников, которых в то время уже не очень чтили. По этой причине, думалось ему (или ему так говорили), и картина его не пользовалась таким успехом, как прежние. Он решил перейти в более молодое художественное общество — в «Союз русских художников». Однако он не порвал совсем с Товариществом и числился в его списках.

Яков Минченков. «Суриков Василий Иванович».

* * * ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916)

Вдохновение и создание картины

Замысел написать картину о последних годах Александра Меншикова появился у Сурикова в 1881 году. Как раз к тому времени он уже успешно завершил и продал своё полотно «Утро стрелецкой казни» Павлу Третьякову. На лето Суриков отправился в деревню Перерва неподалёку от железнодорожной станции Люблино. Вот только отдых был омрачён непогодой. Лето в тот год выдалось дождливым и холодным. Глядя на капли, падающие с листьев, на серые унылые пейзажи за окном, Суриков невольно задумался о бытии Меншикова, отправленного в ссылку.

Чуть более года живописец работал над своим новым творением. Работа была весьма непростой, причём речь шла не только о построении композиции и выборе оттенков красок. Чтобы добиться исторической верности, Суриков отправился в имение Меншикова – туда, где он мог понять, прочувствовать дух прежних обитателей усадьбы.

Именно там Суриков и планировал создать образ главного героя своего полотна. Но по иронии судьбы своего «Меньшикова» художник увидел в случайном прохожем. Совершенным прототипом для этого персонажа стал немолодой учитель математики, вдовец Новенгловский. К слову, он далеко не сразу согласился позировать живописцу, а потому Сурикову пришлось приложить немалые усилия для переубеждения учителя.

Василий Иванович Суриков «Автопортрет», 1913 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Образы других героев картины художник тоже нашёл в повседневной жизни. К примеру, старшую дочь Меншикова, Марию, мастер написал со своей супруги, Елизаветы Шаре. Для изображения сына сосланного сподвижника Петра живописцу позировал отпрыск В.Е.Шмаринова, известного коллекционера.

Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.

Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.

«Меншиков в Березове»

Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.

На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:

«Благовещение»

Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.

В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.

На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.

Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее

Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.

Светлана Хустик

Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Слайд 21Картина Николая Дмитриева-Оренбургского «Стрелецкий бунт» написана в 1862 году.Одно из

центральных мест на картине занимает образ святейшего Патриарха Московского и

всея Руси Иоакима. Это он выходит на крыльцо с крестом и поднятыми руками, желая остановить толпу стрельцов и защитить наследников престола.Художнику удалось изобразительными средствами обнажить сложный процесс решения вопроса о наследовании российского престола.Большинство боярской думы и патриарх Иоаким склонялись в пользу более «перспективного» Петра, и 27 апреля 1682 года — в день смерти Фёдора Алексеевича — Пётр был провозглашён царём.15 мая 1682 года разнесся слух, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Толпы стрельцов двинулись в Кремль, смяли охрану и прорвались к царскому дворцу. Навстречу им на крыльцо вышла царица Наталья Нарышкина с Петром и Иваном.Иван боязливо прижимается к сестре, растерянно оглядывает людей на площади, недоумевая, зачем они здесь собрались. Петр же, напротив, держится уверенно и бесстрашно. В его взгляде – явное недовольство в адрес зачинщицы мятежа Софьи.

Слайд 16Абстрактное изображениеВ конце ХIХ начале XX века в искусстве, как

проявление кризиса буржуазной культуры и протест общественным вкусам, появились новые

направления. Миссия их заключалась в поиске новых путей и форм выражения, в разрыве с традициями старого классического искусства. Их называли «авангардом» (фр. «передовой отряд»). Они были и в литературе, поэзии, музыке, и в изобразительном искусстве. Абстракционисты ставили целью создание совершенно нового искусства, отошли от реальной жизни и стали свободно экспериментировать с формой выражения, не заботясь о содержании произведений искусства. Так в разных видах искусства появились футуристы, сюрреалисты, кубисты, экспрессионисты, примитивисты, символисты и абстракционисты.

Слайд 8Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581

года» является одной из самых прославленных работ великого русского художника

Ильи Ефимовича Репина.Идея для написания полотна возникло у художника после концерта Римского-Корсакова, кроме того, предполагают, что поводом для ее написания были убийство царя Александра II и репрессии. Эта картина стала не только совершенно неожиданным, новаторским изображением Ивана Грозного, но и самым известным произведением Ильи Репина.Секундное помутнение рассудка заставило отца насмерть ударить жезлом в висок собственного сына. Тут же осознав произошедшее, старик бросается к своему любимому наследнику, панически пытается зажать кровавую рану рукой, прижимает к себе и целует сына в лоб, глядя вдаль полными ужаса и отчаяния глазами. Он уже понял, что случилось ужасное и непоправимое… Остается лишь поражаться, насколько точно Репин смог изобразить всю гамму эмоций и переживаний, охвативших в тот момент убийцу поневоле. Жертва на картине, сын Иван, вызывает у зрителя сострадание и жалость: его лицо выражает спокойную обреченность, а поза – полное отсутствие жизненных сил.

Судьба художника

Василий Суриков родился и вырос в Красноярске. Увлекаемый взрослыми забавами — охотой, кулачным боем — Василий запоминал увиденное очень точно, а затем рисовал. Однажды он так правдоподобно изобразил муху, что заметивший её педагог попытался смахнуть насекомое с листа.


«Утро стрелецкой казни», 1881 г. В. И. Суриков. (Wikimedia Commons)

Сурикова называли «композитором» за его отношение к композиции полотна. Для художника это была основа. Гуляя по городу, он мог долгое время наблюдать за уличными сценками, а дома зарисовывал увиденное. Суриков был убеждён, что лучший мастер композиции — сама жизнь.

Его творчество всегда вызывало дискуссии в профессиональной в среде. По мнению Александра Бенуа, Сурикова нельзя было рассматривать ни как приверженца академизма (хотя он учился в Академии и очень успешно), ни как передвижника (хотя он участвовал в их выставках). Художник Константин Маковский, в свою очередь, говорил, что Суриков — «большой, уродливый, вдохновенный», выделяя при этом его специфическую манеру письма.

Слайд 18В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из

бархата, которая едет на санях-розвальнях.Её черты лица суровы и бескровны,

лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой.Одетый убого и грязно, юродивый, провожает женщину с жалостью. Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь. Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам.Справа возле Морозовой её провожающая сестра, покрытая белым платком с вышивкой, одухотворённая повторить аналогичный поступок. На картине много русского народа, среди которых недовольные и сочувствующие её поступком, злорадно смеющиеся ей в след. Замечательно выражено ощущение природы: глубокий след оставленный от полозьев на рыхлом снегу, влажный зимний день, грязный снег.

Слайд 21В.В.Кандинский стоял у истоков возникновения направления абстракционизма в изобразительном искусстве. Довольно

рано великий художник стал рисовать. При этом в его картинах

часто встречались нетрадиционные сочетания цветов, которые Кандинский объяснял тем, что, по его мнению, каждый цвет живет отдельной, таинственной жизнью. Произведения Кандинского – это чистый абстракционизм. Созерцая его картины, приходится домысливать изображенное. Что хотел отобразить в своих картинах Кандинский для многих остается загадкой до сих пор. Хотя сейчас идея создания подобных картин не нова. Однако в те времена он был первым рьяным абстракционистом, который использовал в своих произведениях подобное сочетания разнообразных форм и цветов.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

Слайд 10Основой картины Репина стало историческое событие 1676 года. Тогда Казаки

вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV

прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма. Ну и написали свой, весьма едкий ответ султану.Картина вышла динамичной, однако её композиция при этом кажется уравновешенной. На переднем плане полотна – запорожские казаки, которые собрались за столом, сколоченным на скорую руку. Часть фигур художник как бы «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» панораму картины. На заднем плане видны костры и палаточный городок.В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.Дружно сочиняют товарищи по оружию своё послание. Писарь же ехидно улыбается и, прищуриваясь, выводит на бумаге весёлые словечки, которые наперебой подсказывают ему другие казаки, радуясь своим же метким выражениям. Эмоции, испытываемые персонажами картины, словно выплескиваются на зрителя. Кажется, что полотно искрится безудержным весельем. И в каждом из персонажей можно угадать и удаль, и героический дух, и независимость. В этом и состоит великая сплоченность и сила товарищества казаков.

Впечатления от полотна

Картина «Меншиков в Берёзове» появилась как произведение 11-ой выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Крамской, увидевший это полотно, с трудом смог описать своё впечатление от картины. Дело в том, что в ней были нарушены некоторые каноны и пропорции, которые придавали фигуре Меншикова особенный колорит. Позднее Крамской писал, что ему картина «непонятна – или она гениальна, или он с ней еще не освоился. Она его восхищает и оскорбляет своей… безграмотностью».

Надо признать, это действительно так. На полотне «Меншиков в Берёзове» были отвергнуты многие художественные нормы. Что интересно, позднее приём Сурикова использовал Врубель в своём знаменитом творении «Демон сидящий».

Нет сомнений, что столь «говорящее» изображение Меншикова родилось у Сурикова, поскольку автор искренне сопереживал этому человеку. Как я уже сказала, Александр Меншиков был одним из главных соратников Петра Великого. После смерти своего венценосного покровителя он получил ещё больше власти, но в пору царствования Петра Второго стал жертвой интриг. Именно так Меншиков оказался в ссылке вместе со своими детьми (что мы и видим на полотне). Последние годы он провёл в изгнании.

Посмотрите на Меншикова, запечатлённого на полотне Сурикова. Его взгляд твёрд, рука сжата в кулак, а фигура кажется напряжённой. Несомненно, думы о былом не перестают терзать его. Безвозвратность прежнего, мрачные размышления о своей судьбе и жизнях собственных детей – всё это стало тяжёлым грузом для изгнанника. Картина обнажает перед нами бессилие и беспомощность человека, некогда во многом определявшего судьбу России. Как сказал М.В.Нестеров, Суриков сумел изобразить поистине «шекспировскую драму».

Именно в этой деревне под названием Перерва Сурикову пришла идея картины о судьбе Меншикова / pastvu.com

«Меншиков в Берёзове» – картина Василия Сурикова, которая способна взять зрителя в «плен», поразить его контрастами и новыми формами подачи

Здесь привлекает внимание каждый из героев, но особенно ярко смотрится сам Меншиков – человек, почувствовавший на себе, что значит быть поверженным исполином. Полотно Сурикова позволяет нам заглянуть не только в прошлое, но и в душу одного из самых влиятельных политических деятелей России

Слайд 5Суриков написал полотно «Меншиков в Березове» в середине 1883 года.

За счет этого он стал называться не только художником, но

и живописцем-историком. Ему удавалось с точностью отображать различные исторические события. Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков. Этот человек существовал на самом деле. Из истории известно, что после того, как умер Петр Великий, у Меншикова отобрали все полученные ранее награды, после чего его с семьей отослали в Сибирь, а точнее в город Березов. Художник изобразил маленькое, помещение, в котором приходится коротать свои дни не только Александру, но и всем его близким. Эта комната больше напоминает тюремную камеру, нежели домик для большого семейства. Через маленькое окошко в дом почти не поступает свет. Старшая дочка Меншикова склонилась над книгой, чтобы увидеть хоть что-то.   но бывший князь ее не слушает – он остался наедине со своими мыслями. На его лице – печаль от нахлынувших воспоминаний.

В.И. Суриков «Меньшиков в Берёзове»

Слайд 12Поль Гоген «Таитянские пасторали»В декоративно-прикладном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная

цельность, плавность и текучесть линий.При всем своеобразии декоративного изображения оно

совершенно не исключает последовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ.Декоративная тематическая композиция – особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета.

Василий Суриков «Меншиков в Берёзове», 1883 год

Идея этой картины появилась у Сурикова летом 1883 года, когда он с семьёй из-за дождей был вынужден сидеть в маленьком тесном дачном домике. Все собирались за столом и ждали улучшения погоды.

Василий Суриков «Меншиков в Берёзове», 1883 год

Сам художник листал историческую книгу и вдруг посмотрел на запотевшее от дождевых капель окно. Он тут же начал думать, где могло быть подобное. Биографы так описывают ту ситуацию:

На картине мы видим Александра Меншикова, который сидит, закутанный в шубу, в бедной деревянной избе. Он погружён в свои мысли, которые, судя по его выражению лица, не носят оптимистичного характера. Вокруг сидят дети бывшего графа. У его ног — старшая дочь Мария, на другой стороне стола — Александра и Александр.

Ещё совсем недавно Александр Меншиков был правой рукой Петра I и активно участвовал в управлении войсками. После смерти царя он возвёл на престол его супругу Екатерину I и сам стал фактическим правителем государства, полностью захватив власть. Через браки своих детей он планировал породниться с родом монархов, но этим мечтам не суждено было сбыться. После смерти императрицы начались дворцовые перевороты и Меншиков оказался в опале.

Князь по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета был обвинён в злоупотреблениях и казнокрадстве. Его лишили всех титулов, званий и наград. Была изъято всё имущество Меншиковых, а он с семьёй сослан в Сибирь.

Меншиковский дворец на Васильевском острове. Фото: wikipedia.org

Они поселились в селе Берёзово, где глава семейства построил деревенский бревенчатый дом.

«С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу», — говорил он.

Быт Меншиковых даже в изгнании не так уже беден. Мы видим тёплые шкуры животных, богатые скатерти, подсвечники. Сами они хорошо одеты и обуты. Только вот для них это место совсем непривычное и чуждое. Ещё вчера они танцевали на придворных балах и блистали при дворе, а сегодня сидят в убогом деревянном доме без надежды на будущее.

На картине члены семьи словно разделены на две части: те, кто умрёт и те, кто переживёт ссылку. Самой первой умерла жена Меншикова Дарья Михайловна. Она даже не доехала до Берёзова, скончавшись в пути, поэтому её нет на картине. Через два года после приезда от оспы умирает сам Александр Данилович, а ещё через полтора месяца не стало старшей дочери Марии.

Александра Меншикова

Александр и Александра пережили ссылку и смогли вернуться во дворец. Пришедшая к власти Анна Иоанновна помиловала их и позволила приехать в Петербург. Александра была пожалована во фрейлины и получила часть имущества отца. Только судьба её всё равно сложилась трагично: в 24 года она умерла при родах вместе со своим ребёнком.

Сын Александр дослужился до генерал-аншефа при Екатерине II . Он участвовал во взятии Очакова и Хотина. Умер в возрасте 50 лет в 1764 году.

Критики отмечают, что картина «Меншиков в Берёзове» отличается исторической точностью. Образы людей, одежда, обстановка — всё соответствует той эпохе. По многим отзывам современников Сурикова, а также критика Стасова, произведение является одним из лучших шедевров мастера.

Слайд 4Репин сумел создать невероятно простой и при этом глубокий потрет.

Мы видим Третьякова, который основал знаменитую галерею живописи. Художник передал

глубину и одновременно сложность характера этого человека. В темных глазах Третьякова таится печаль. Борода его ухожена, нос идеально ровный. Именно таким должен быть настоящий философ, размышляющий о смысле жизни.Картина не впечатляет живым колоритом или темпераментной кистью. Художник понимает, что Третьяков был от природы сдержанным и скромным. Именно поэтому его личность действительно плохо бы гармонировала с буйными красками и выразительной техникой. Вот почему Репин выбирает немного сухую и очень сдержанную манеру. Только так он мог передать сущность характера этого великого человека.

Слайд 13Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» считается одной из

лучших картин великого русского художника Николая Николаевича Ге (1831-1894). Картина

написана в 1871 году, холст, масло. Картина говорит сама за себя. В центре сюжета находится Петр I и его сын царевич Алексей.Во всей картине чувствуется взаимное несогласие двух царских особ. В семейной драме преобладает отец Петр I, который всей своей позой вызывает особые ощущения упрёка и отторжения. Петр смотрит на своего сына строго и с большим осуждением. Его фигура, которая повернута чуть в сторону от Алексея, говорит о том, что он даже слышать не желает доводы своего сына, которые побудили его на противодействие отцу. Фигура царевича выглядит растерянно. Алексей поник и полностью ушёл в себя. Петр I потерял в лице сына своего наследника и полон негодования от того, как с ним поступил царевич Алексей.Царевич Алексей воспитывался матерью Евдокией Лопухиной, которая была противницей преобразований Петра I. Воспитываясь в такой среде, Алексей и сам стал противником своего отца. Ещё большую обиду он затаил, когда Петр сослал его мать в Суздальский монастырь. Как враг и заговорщик своего собственного отца, он бежал из России, а когда был возвращён, то был объявлен преступником, осуждён и предстал перед Петром I именно в таком обличье. Этот сюжет и изобразил на своей картине Николай Ге. Картина была написана к 200-летию со дня рождения Петра I. Сам художник говорил: «Я чувствовал везде и во всем влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину «Петр I и царевич Алексей».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: