Царевна софья алексеевна в новодевичьем монастыре в 1698 году

Слайд 18В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из

бархата, которая едет на санях-розвальнях.Её черты лица суровы и бескровны,

лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой.Одетый убого и грязно, юродивый, провожает женщину с жалостью. Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь. Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам.Справа возле Морозовой её провожающая сестра, покрытая белым платком с вышивкой, одухотворённая повторить аналогичный поступок. На картине много русского народа, среди которых недовольные и сочувствующие её поступком, злорадно смеющиеся ей в след. Замечательно выражено ощущение природы: глубокий след оставленный от полозьев на рыхлом снегу, влажный зимний день, грязный снег.

Слайд 8Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581

года» является одной из самых прославленных работ великого русского художника

Ильи Ефимовича Репина.Идея для написания полотна возникло у художника после концерта Римского-Корсакова, кроме того, предполагают, что поводом для ее написания были убийство царя Александра II и репрессии. Эта картина стала не только совершенно неожиданным, новаторским изображением Ивана Грозного, но и самым известным произведением Ильи Репина.Секундное помутнение рассудка заставило отца насмерть ударить жезлом в висок собственного сына. Тут же осознав произошедшее, старик бросается к своему любимому наследнику, панически пытается зажать кровавую рану рукой, прижимает к себе и целует сына в лоб, глядя вдаль полными ужаса и отчаяния глазами. Он уже понял, что случилось ужасное и непоправимое… Остается лишь поражаться, насколько точно Репин смог изобразить всю гамму эмоций и переживаний, охвативших в тот момент убийцу поневоле. Жертва на картине, сын Иван, вызывает у зрителя сострадание и жалость: его лицо выражает спокойную обреченность, а поза – полное отсутствие жизненных сил.

Слайд 29Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», которую видел любой побывавший хоть

раз в Третьяковской галерее.Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения,

в основу которого положена реальная история, произошедшая во времена Екатерины II. Таракановыми называли всех незаконнорожденных детей Елизаветы Петровны, но на картине изображена не просто дочь царицы, которой никогда не было суждено стать наследницей, а самозванка, выдававшая себя за таковую! Назвавшаяся Елизаветой Владимирской она довольно долго жила в Италии, убедив всех в своем родстве с царской династией. Но, спустя время, Екатерины II узнала об обмане, и самозванку посадили под арест в Петропавловскую крепость, где она и погибла, а ее гибель обросла легендами.Одно из предположений было таковым, что во время разлива Невы камера девушки была полностью затоплена. Эта легенда приглянулась Флавицкому благодаря своему драматизму, и именно ее он выбрал сюжетом своей знаменитой картины.На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, на которую в надежде спастись забираются крысы. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи. О чем она думает? Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь. Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала, и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставлено сущности унылого настоящего

Честолюбивая царевна

    У Федора, помимо нескольких сестер, были два младших брата. Иван, его матерью являлась Мария Милославская, и Пётр, сын Натальи Нарышкиной.  За спинами наследников действовали родственники из боярских семей. Так как царь умер бездетным, власть следовало передать кому-то из них. Иван был старше. Однако был слаб здоровьем. Пётр отличался энергичностью, хорошим самочувствием и недетским умом… Именно тогда на политической сцене и появилась Софья Романова, ставшая первой со времён княгини Ольги правительницей.

    В России в конце 17 века, где традиции домостроя были очень сильны, женщины вели затворническую жизнь, происходит невероятное. Огромной страной начинает править женщина.  Случилось это так неожиданно и одновременно так естественно, что русские начали воспринимать произошедшее как что-то само собой разумеющееся. Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием»

Слайд 26Художник Валерий Якоби в своей картине «Ледяной дом» также обратился

к одному из самых, пожалуй, печальных эпизодов русской истории и

рассказал об истории шутовской свадьбы в так называемом Ледяном дворце. Картина переносит зрителя в страшные времена правления царицы Анны Иоанновны, которая вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков писал: «Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов».Вот и эта «шутка» императрицы была более чем жестокой, ведь предназначался ледяной дом для свадьбы шута Анны Иоанновны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной. Построен он был на масленой неделе 1739 года в Петербурге на площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Все внутреннее убранство, вплоть до игральных карт и цветов, а также баня, пушки, фигуры дельфинов и слона перед домом были вылиты изо льда. Брачное ложе для новобрачных также было устроено на ледяной кровати.Свадебные торжества были пышными, поистине «ярмарочными», в них принимала участие сама императрица Анна Иоановна, а также представители многочисленных народностей России в национальных костюмах. По окончании пира устроенного в манеже Бирона, новобрачные снова были отвезены в ледяной дом, где их заперли до утра. Художник Якоби рассказал об этом курьезном, но абсолютно реальном историческом факте: утром шутовская процессия, явилась приветствовать «молодоженов», оставленных на ночь в Ледяном доме и чуть не замерзших, ведь зима в тот год была поистине лютая…

Попытка венчания на царствование провалилась

    Первая попытка венчания на царствование Софье не удалась. Однако был еще один выход —  устранить Петра. Царевна понадеялась на стрельцов, но и в этот раз напрасно. Кто-то пустил провокационный слух, сообщив, что в Москву идут потешные полки Петра для того, чтобы умертвить царя Ивана и правительницу. До Петра, в свою очередь, дошли слухи о том, что готовится нападение «пакостников» (именно так называл стрельцов Пётр). И он решил решил укрыться в Троице-Сергиевом монастыре. В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь.

В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам. Патриарх не возвратился и объявил Петра полноправным самодержцем.

    27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.

    Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом. В селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом. Софья возвратилась в Москву ни с чем.

     Об этой неудаче Софьи стало широко известно. Бегство бояр, приказных чиновников и стрельцов из Москвы увеличилось. В Троице их благожелательно встречал князь Борис Голицын — бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку. От имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.
У правительницы не осталось приверженцев, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь (Путивль), ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно, и перевёл в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.

Василий Голицын: реформатор из-под юбки любовницы

Наметились положительные сдвиги и в личной жизни царевны. По случайному совпадению, как только она стала первым лицом в государстве, Василий Голицын воспылал к этому лицу ответными чувствами. Их связь почти не скрывалась. Софья осыпала любовника должностями, дарами и нежными письмами: «А мне, свет мой, не верится, что ты к нам возвратишься; тогда поверю, как увижу в объятиях своих тебя, света моего».

Народ посматривал на это распутство с неодобрением. Женщина во главе государства и так была чем-то неслыханным, а тут ещё такое блудодейство на глазах у всех. Для повышения авторитета Голицына Софья послала его во главе огромного войска против крымских татар. Выдающийся царедворец и дипломат оказался никудышным полководцем. Два похода окончились для русских бесславно, хотя и обошлись без больших потерь. Потоптавшись у Перекопа пару недель, войско вернулось в Москву. Попытка представить это топтание как выдающуюся победу тоже провалилась. Подросший Пётр даже отказался принять «триумфатора» Голицына.


26-летний Пётр I, 1697 г. Готфрид Кнеллер. (Британская королевская коллекция)

Самостоятельность младшего брата очень беспокоила Софью и её ближайшее окружение. Официально власть царевны должна была кончиться в день 17-летия Петра. К тому времени он уже женился и считался взрослым. Начальник стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый даже предлагал убить Петра и всех его родственников. К таким крайним мерам Софья была не готова, но от решительности главного стрельца её сердце таяло. Князь Куракин вспоминал, что «Фёдор Щегловитой весьма в амуре при царевне Софии профитовал, и уже в тех плезирах ночных был в большей конфиденции при ней, нежели князь Голицын, хотя не так явно. И предусматривали все, что ежели бы правление царевны Софии ещё продолжалося, конечно бы, князю Голицыну было от нея падение или б содержан был для фигуры за перваго правителя, но в самой силе и делех бы был помянутой Щегловитой».

Новый царевнин фаворит не сильно скрывал своих планов по устранению конкурента Софьи. Несколько устрашившихся такого преступления стрельцов донесли о нём Петру. Перепугавшийся 17-летний царь в одной рубашке вскочил на коня и умчался под охрану стен Троице-Сергиевой лавры. 8 августа 1689 года началось противостояние. Знать гадала, чьей стороны держаться: софьиной или петровской. Потихоньку из Москвы в лавру потекли первые перебежчики. Тонкая струйка превратилась в ручеёк. А после того как в начале сентября искавшую примирения Софью брат отказался даже подпустить к стенам лавры, ручеёк превратился в реку. Перепуганные стрельцы ради прощения сами убили Шакловитого и с развёрнутыми знамёнами ушли в лавру. Софья осталась в Москве одна. Даже Василий Голицын с семьёй уехал к Петру, правда, тот тут же сослал его в северный Каргополь.

Одним из первых распоряжений получившего полную власть Петра была ссылка сестры в Святодуховский монастырь в Путивле. Там она пробыла недолго. Вскоре её перевели в московский Новодевичий монастырь, где содержали под стражей. Жила там Софья вполне роскошно. Ей ежедневно посылалась еда с царского стола. Царевне даже полагалась большая свита. Постепенно покои Софьи в Новодевичьем стали местом притяжения всех недовольных новыми петровскими порядками. Роль связных между ними и опальной царевной выполняли её сёстры Мария и Марфа. Связь работала бесперебойно.

В 1698 году, когда Пётр находился в заграничном посольстве, стрельцы подняли бунт. Они требовали провозгласить Софью полновластной царицей взамен «подменённого немцами» Петра. Мятеж быстро подавили, казнив нескольких зачинщиков. Массовые репрессии развернул примчавшийся из-за границы Пётр. Помимо казней на Красной площади, где топором орудовал сам государь, местом экзекуции стал Новодевичий монастырь. На его зубчатых стенах повесили несколько десятков стрельцов. К рукам трупа, качавшегося прямо перед окошком Софьи, прикрепили челобитную на её имя.


Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь. (wikipedia.org)

После подавления бунта режим содержания бывшей царевны резко ужесточили. Её насильно постригли в монахини под именем Сусанны. О последних шести годах жизни инокини Сусанны почти ничего не известно. Она скончалась в монастыре 3 июля 1704 года и была похоронена там же. Правда, в старообрядческом скиту Шарпан на Керженце до сих пор показывают «царицыну могилу» в окружении двенадцати безымянных надгробий. Рассказывают, что Софье с 12 верными стрельцами удалось сбежать из Новодевичьего монастыря в Заволжье, где она стала схимницей Прасковьей. Подобные легенды означают, что после кошмаров петровского правления народ переменил своё мнение о временах первого женского правления и вспоминал его добром.

Необычайная царевна

   Маленькая Софья с детства стала проявлять характер. Когда же про тяжелый нрав семилетней Софьи донесли царю, тот не только не был рассержен, но и приказал серьёзно заняться воспитанием девочки. Её учителем  стал богослов Симеон Полоцкий – один из образованнейших людей России той эпохи. К десяти годам девочка освоила грамоту, чтение, науку, историю и иностранные языки.

    Слухи о необычной царевне расходились за пределами дворца. Алексей Михайлович гордился дочерью. Более того, стал брать ее в свои поездки по стране. Перед умом и мудростью юной девушки преклонялись приближенные.  Через иностранцев — командиров Бутырского полка, бывших в родстве с западноевропейской знатью, Софья надеялась найти себе владетельного супруга. Однако Алексей Михайлович отклонял все предложения. Он считал, что такой брак сделает Россию политически зависимой. Софье оставалось только одно: самой стать царицей. В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. Русский трон занял болезненный и слабый Федор, сын царя от первой жены Марии Милославской. Он умирает в 1682 году в возрасте 20 лет, не оставив после себя наследника.

Сюжет

Царевна Софья Репина наделена монументальными чертами. Ее фигура, облаченная в тяжелую серебристую парчу, ярко выделяется на контрастном фоне темной кельи. Героиню окружает смиренная монашеская обстановка: иконы на стене, раскрытая книга, молодая послушница, почти слившаяся со стеной. За окном виднеются зловещие очертания казненного стрельца. Но ничто не сможет усмирить крутой нрав свергнутой правительницы. Ей тесно и душно в стенах монастыря. Ей чуждо и ненавистно это место, здесь она чувствует себя, словно зверь в клетке. Художник подчеркивает эти эмоции, выделяя царевну светом и придавая ее позе воинственность. Всклокоченные волосы не сочетаются с богатым нарядом, но дополняют гримасу негодования, застывшую на грубом лице. Глаза выпучены, руки скрещены на груди, бурлящая энергия не находит должного выхода – и больше никогда не найдет. Некоторые критики писали, что репинская Софья слишком мужеподобна, но мощь ее фигуры призвана передавать ее деятельный и властный характер – не менее жестокий, чем у ее младшего брата, отныне окончательно завладевшего престолом.

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

Слайд 4Репин сумел создать невероятно простой и при этом глубокий потрет.

Мы видим Третьякова, который основал знаменитую галерею живописи. Художник передал

глубину и одновременно сложность характера этого человека. В темных глазах Третьякова таится печаль. Борода его ухожена, нос идеально ровный. Именно таким должен быть настоящий философ, размышляющий о смысле жизни.Картина не впечатляет живым колоритом или темпераментной кистью. Художник понимает, что Третьяков был от природы сдержанным и скромным. Именно поэтому его личность действительно плохо бы гармонировала с буйными красками и выразительной техникой. Вот почему Репин выбирает немного сухую и очень сдержанную манеру. Только так он мог передать сущность характера этого великого человека.

Слайд 10Основой картины Репина стало историческое событие 1676 года. Тогда Казаки

вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV

прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма. Ну и написали свой, весьма едкий ответ султану.Картина вышла динамичной, однако её композиция при этом кажется уравновешенной. На переднем плане полотна – запорожские казаки, которые собрались за столом, сколоченным на скорую руку. Часть фигур художник как бы «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» панораму картины. На заднем плане видны костры и палаточный городок.В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.Дружно сочиняют товарищи по оружию своё послание. Писарь же ехидно улыбается и, прищуриваясь, выводит на бумаге весёлые словечки, которые наперебой подсказывают ему другие казаки, радуясь своим же метким выражениям. Эмоции, испытываемые персонажами картины, словно выплескиваются на зрителя. Кажется, что полотно искрится безудержным весельем. И в каждом из персонажей можно угадать и удаль, и героический дух, и независимость. В этом и состоит великая сплоченность и сила товарищества казаков.

Величайшая из женщин своего времени была забыта почти сразу

    Однако Софья вновь делает попытку вернуть себе престол.  Мятеж был жестоко подавлен. Потомкам надолго запомнилась массовая казнь стрельцов. После этого стрелецкого бунта царевну постригли в монахини под именем Сусанны. Она прожила в монастыре долгие пятнадцать лет и умерла 4 июля 1704 года, не дожив до сорока семи лет. Перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

   И была забыта почти сразу после погребения. Если же впоследствии о ней и вспоминали историки, то лишь как об «интриганке», едва не загубившей благородное дело Петра.

   Ее возлюбленный, фаворит и любимый друг пережил бывшую царевну и правительницу Государства Российского на десять лет и умер в 1714 году в ссылке, в селе Пинега, Архангельского края и был захоронен по завещанию в Красногорском монастыре.

   Говорят, что в старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю верными стрельцами…

Публикации по теме «Картина Неизвестная»

«Старообрядцы считают боярыню Морозову своей святой»

Наталья Швец

Фото: открытые источники

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: