Виктор михайлович васнецов — стиль и техника

Виктор михайлович васнецов - стиль и техника

Жанровые картины

Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности — вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за «пущенные в лотерею» картины «Молочница» и «Жница». В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной — создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему «мертвыми». С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принёсшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников, — отметим среди них такие произведения, как «Нищие-певцы», 1873, «Чаепитие в трактире», 1874, „Книжная лавочка», 1876, «С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1875, «Преферанс», 1879. Надо сказать, что и в знаменитых «фольклорных» картинах Васнецова внимательный зритель заметит элементы жанровой живописи.

Поэма семи сказок

К русскому народному эпосу, к русской сказке Васнецов обратился еще в 1880-е годы. Его сказочные произведения — не иллюстрация к устному народному творчеству, а акт поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой «действительности». Не случайно С. Маковский обнаружил в «сказочных» произведениях Васнецова «связь между русской сказкой и русской верой». Начиная с 1900 года и до конца своей жизни (особенно интенсивно — с 1917 года) художник с увлечением писал так называемую «Поэму семи сказок». Время создания серии говорит само за себя, художник в этот период страдал, наблюдая за тем, что происходило в его родной стране. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Наверное, при желании в этих работах мастера можно рассмотреть политические намёки, но делать этого не хочется.

Награды. Звания. Заслуги

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1913. Холст, масло.

«Милость царская для меня драгоценна…»
Первое поощрение Васнецова скромно — серебряная академическая медаль (1870 год) в годы студенчества. Та же академия удостоила в 1892 году Васнецова званием профессора живописи. В следующем он — действительный член Петербургской Академии художеств. Правление Общества художников исторической живописи в 1895 году избрало мастера почетным членом общества. Реймская Академия художеств в том же году пожаловала Васнецову титул члена-корреспондента

Императорское Общество поощрения художеств «во внимание заслуг перед русским искусством» избирает художника действительным членом общества. В мае 1920 года Общество им

А.И. Куинджи единогласно постановило просить Виктора Михайловича принять звание почетного члена.
В 1915 году Святейший синод присваивает художнику звание почетного члена Московской духовной академии. Особым признанием его деятельности в области религиозного искусства стало возведение Васнецова в 1912 году в дворянское достоинство со всем нисходящим потомством.
В 1897 году Васнецов получил орден Св. Равноапостольного князя Владимира IV степени — за заслуги по украшению Киевского Владимирского собора. Год 1902-й — французский орден Почетного легиона; год 1907-й — медаль Красного Креста «В память Русско-японской войны».
Хотя Виктор Михайлович считал, что «общественная деятельность всякого рода не по моей натуре и темпераменту», современные ему события всегда находили отклик в душе. В 1904 году художник отчисляет Историческому музею 1200 рублей с выставки своей картины на приобретение музеем памятников древности. Осенью 1905 года он жертвует часть выставочного сбора голодающим поволжских губерний, а другую часть — на нужды приходского попечительства; избирается членом Комитета по устройству Музея изящных искусств Александра III, а также Общества Исторического музея; Васнецов среди членов-учредителей Общества возрождения художественной Руси.
В 1909 году он хлопотал перед ОПХ о возможности сбора денег пострадавшим итальянцам в результате мощнейшего землетрясения в Мессине. В годы Первой мировой войны вновь занимается благотворительностью: жертвует большие суммы в помощь раненым и их семьям. Дела эти он не считал чем-то значительным, но скромность художника не поза.

На превью: Николай Кузнецов. Портрет Виктора Васнецова. 1891. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Архив

АрхивВыберите месяц Август 2023  (2) Июль 2023  (14) Июнь 2023  (41) Май 2023  (12) Апрель 2023  (25) Март 2023  (23) Февраль 2023  (32) Январь 2023  (15) Декабрь 2022  (21) Ноябрь 2022  (21) Октябрь 2022  (16) Сентябрь 2022  (16) Август 2022  (14) Июль 2022  (16) Июнь 2022  (32) Май 2022  (26) Апрель 2022  (48) Март 2022  (38) Февраль 2022  (27) Январь 2022  (22) Декабрь 2021  (24) Ноябрь 2021  (42) Октябрь 2021  (20) Август 2021  (7) Июль 2021  (31) Июнь 2021  (13) Май 2021  (10) Апрель 2021  (19) Март 2021  (13) Февраль 2021  (14) Январь 2021  (6) Декабрь 2020  (17) Ноябрь 2020  (15) Октябрь 2020  (25) Сентябрь 2020  (50) Август 2020  (9) Июль 2020  (21) Июнь 2020  (10) Май 2020  (12) Апрель 2020  (5) Март 2020  (5) Февраль 2020  (12) Январь 2020  (4) Декабрь 2019  (10) Ноябрь 2019  (10) Октябрь 2019  (9) Сентябрь 2019  (11) Август 2019  (2) Июль 2019  (14) Июнь 2019  (5) Май 2019  (32) Апрель 2019  (17) Март 2019  (3) Февраль 2019  (15) Январь 2019  (8) Декабрь 2018  (13) Ноябрь 2018  (7) Октябрь 2018  (8) Сентябрь 2018  (7) Август 2018  (4) Июль 2018  (19) Июнь 2018  (6) Май 2018  (4) Апрель 2018  (7) Март 2018  (2) Февраль 2018  (8) Январь 2018  (4) Декабрь 2017  (7) Ноябрь 2017  (4) Октябрь 2017  (6) Сентябрь 2017  (5) Август 2017  (2) Апрель 2017  (7) Март 2017  (1) Февраль 2017  (2) Ноябрь 2016  (1) Октябрь 2016  (1) Март 2016  (1) Апрель 2015  (2) Март 2015  (6) Февраль 2015  (3) Январь 2015  (2) Декабрь 2014  (4) Ноябрь 2014  (7) Октябрь 2014  (4) Сентябрь 2014  (2) Май 2014  (2) Апрель 2014  (3) Март 2014  (5) Февраль 2014  (4) Январь 2014  (2) Декабрь 2013  (6) Ноябрь 2013  (5) Октябрь 2013  (2) Сентябрь 2013  (2) Май 2013  (1) Апрель 2013  (1) Март 2013  (2) Февраль 2013  (2) Январь 2013  (1) Декабрь 2012  (1) Март 2012  (2) Февраль 2012  (1)

Биография Васнецова

Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях

С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н

Крамской и В. В. Стасов.

Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».

В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы. Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни. Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине «Аленушка» (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.

В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.

Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет. Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря. Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.

Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.

Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э. Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».

Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.

1885 Васнецов В.М. «Богоматерь с младенцем»

Этот эскиз для абсиды Владимирского собора в Киеве Виктора Михайловича Васнецова, был написан в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В.М. Васнецова. Владимирский собор – кафедральный патриарший собор Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата; находится на бульваре Шевченко, был заложен в честь ознаменования 900-летия Крещения Руси. Идея возведения храма в честь равноапостольного князя Владимира принадлежала митрополиту Филарету, которая понравилась Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор средств, длившийся 7 лет, до 1859 года, но за это время было собрано только 100 тыс. рублей. Еще Киево-Печерская лавра для строительства собора пожертвовала со своего завода миллион кирпичей. Только после визита в Киев императора Александра II, в 1875 году решено было продолжить строительные работы. Для этого был приглашен петербургский архитектор Р. Бернгард, который произвел новые расчеты и нашел техническое решение для ликвидации трещин — он предложил укрепить стены контрфорсами; в целом строительство храма завершилось к 1882 году. Владимирский собор представляет собой шестистопный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания – 55 м, ширина – 30 м, а высота с крестом – 49 м; фасад украшен мозаиками; на массивных бронзовых дверях главного портала можно увидеть литые бронзовые рельефы с изображением княгини Ольги и князя Владимира. Работы по оформлению интерьера проводились по проекту петербургского профессора, знатока древней живописи А.В.Прахова, руководившего в Киеве реставрацией фресок Кирилловской церкви. Прахов, чтобы добиться финансирования в полном объеме, пошел на хитрость и первоначально занизил стоимость отделочных работ, а по мере их продвижения, добивался новых ассигнований. Под общим наблюдением профессора Прахова на протяжении 10 лет (1886-1896 гг.) Владимирский собор расписывала группа выдающихся художников – В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский; в украшении интерьера собора мозаиками принимали участие мастера из Венеции. Общая тема живописи в интерьере подчинена идее спасения, о чем повествуют как масштабные композиции на евангельские сюжеты, так и символически изложенная история Русской Православной церкви, которую представляют 30 фигур святых – мучеников, святителей, князей. Основную часть фресок выполнил художник В.М. Васнецов, расписавший в общей сложности 3 тыс. кв. м стен — его кисти принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. Центральная композиция в алтаре храма – «Богоматерь с Младенцем», производящая наиболее сильное впечатление на зрителей. Иконостас собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора; разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, Испании и России украшают интерьер храма; из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны. В мае 1914 года при Владимирском соборе было организовано благотворительное Свято-Владимирское братство, которое в годы Первой мировой войны опекало раненных солдат. После установления в Киеве Советской власти, из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола, а запрет на отопления храма привел к разрушению росписей. В 1929-1941 годах во Владимирском соборе размещался Музей антирелигиозной пропаганд. Во время Второй Мировой войны после оккупации Киева немецкими войсками, в 1941 году в соборе возобновились богослужения. В 1944 году Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины; в 1946-52 годах была проведена масштабная реконструкция собора и возвращены ему некоторые раннее конфискованные предметы. Ныне собор действующий, с 1990-х годов является главным храмом УПЦ КП.

Работы художника

Алёнушка

Васнецов как-то признался Рериху, что «Алёнушка» — его любимейшее произведение. Это не «комментарий» к фольклорной истории, а трепетное вчувствование в её настроение; создание этого настроения с помощью точных пейзажных деталей. «Картина как будто давно жила в моей голове, — рассказывал Васнецов, — но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах…».

Витязь на распутье

Картина создана по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Первый вариант картины появился в 1878 году; Васнецов показал его под названием «Витязь». Этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова новую версию картины.

С квартиры на квартиру

Это лучшая картина в ряду жанровых полотен Васнецова. Благодаря этим работам передвижники и опознали его как «своего». Пафос этого произведения имеет критический характер и вполне отвечает теории и практике передвижничества. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира «униженных и оскорбленных».

После побоища Игоря Святославича с половцами

Картина создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве» и вызвала громкие споры, обозначив расхождения среди передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. Васнецов изобразил не саму битву, а её завершение, но это было обдуманно. Картина ознаменовала поворот Васнецова от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

1885 Васнецов В.М. «Богоматерь»

Этот картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее. В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник дает. У него уже есть опыт — абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданию монументально- декоративного пространства. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Он вложил в эту работу всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни. Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства — памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества. Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом. Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи: «…иной раз полно, ясно и прочувствованно, — писал он, — вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось». Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. «Вы удивительно хорошо сказали, — писал он в одном из писем Елизавете Григорьевне Мамонтовой из Киева, — что моя работа — «путь к свету», только это убеждает меня на этом подчас невыносимо тяжелом пути». Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностью и смелостью». Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора.Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.

Примечания

. Письмо Кигну (В.Л. Дедлову) от 25 апреля 1900 года из Москвы. — Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР, ф. Кигна, № 127, № 5498, XXVIII, л. 96.

. А.М. Васнецов, Как я сделался художником, Рукопись, стр. 2. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, ф. 3/317.

. Письмо к В.В. Стасову от 7 октября 1898 года. — Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР, ф. Стасовых, № 294, оп. 1, № 235.

. Сообщено Н.А. Праховым на основании рассказов его отца А.В. Прахова, близко знавшего В.М. Васнецова.

. Это отмечалось не раз в литературе; имеются указания и в работах о переселенчестве. В книге В.Л. Дедлова «Панорама Сибири» (путевые заметки), 1900, стр. 60, имеются интересные строки: «Тут, в Сибири, в одном из поселений встретились нам вятичи, любители и мастера строиться. Посреди села собрался многолюдный сход… В каждом вятском селе, должно быть, Чарушниковых, Васнецовых и Хохряковых много. Чарушниковы, Васнецовы и Хохряковы в живописи такие же искусники, как и в плотницком деле. Они просили позволения по-своему расписать иконостас, выкрашенный под дуб: «…мы сами сделаем, — говорили они, — весь мы его позеленим, как вот молодая трава бывает, а столбики розаном пустим».

. А.М. Васнецов, Как я сделался художником, стр. 4. — Отдел рукописей Третьяковской галереи.

. Данные взяты из письма В. Васнецова к В.В. Стасову от 7 октября 1898 года. — Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР, ф. Стасовых, № 294, оп. 1, № 235.

. «Народный нравоучитель» или «Собрание русских пословиц», составил Н. Трапицын, издан типографией Э. Арнольда. В нем 99 пословиц с толковыми объяснениями без рисунков. На обложке в одну краску контуром литографией напечатано заглавие книги, вокруг которого помещены семь рисунков на гемы пословиц, исполненные, вероятно, В. Васнецовым.

. В письме В.М. Васнецова к В.В. Стасову от 2 октября 1898 года он сообщил: «У меня и теперь хранится порядочная папка рисунков того времени — будете в Москве, я Вам покажу их». — Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР, ф. Стасовых, № 294, оп. 1, № 235.

. Н.В. Некрасов впервые опубликовал в газете «Русские ведомости» от 25 сентября 1912 года библиографическую заметку об издании этого альбома автотипией «Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон». В своих воспоминаниях о В.М. Васнецове и о встречах с ним в 1910—1912 годах он записал следующее: «Я просил у директора Товарищества разрешения посмотреть оригиналы, на что и получил согласие. 25 октября 1912 года я был в Товариществе, где и видел рисунки. Эта тетрадка небольшого размера; на ее страницах нарисовано свинцовым карандашом 75 рисунков к пословицам и поговоркам. Под каждым рисунком, вероятно, самим В.М. Васнецовым, написана карандашом соответствующая пословица и поговорка. Подписи сделаны очень четким почерком. Вверху первой страницы находится следующая надпись; «Дозволено к печати, только рисунки без подписей, которых нельзя разобрать. 1870. Цензор» (подпись неразборчива). Несколько ниже этой надписи имеется оттиск, по-видимому, каучуковой печати со словами: «Печать C.-Петербургского Цензурного Комитета». Рукою цензора вся тетрадка скреплена по листкам. Почему цензор не разрешил издавать подписи под рисунками, остается его тайной. Вопреки его уверению, они, как уже сказано, написаны безусловно разборчиво. На тетрадке рукою самого В.М. Васнецова сделана, много позже, нижеследующая надпись; «Все рисунки, заключающиеся в этой тетради, исполнены мною в Вятке в 1866, 67, 68 годах для г-на Трапицына. В.М. Васнецов. Москва, 1910 25 декабря».

Н.В. Некрасов, Памяти минувшего. В.М. Васнецов (Рукопись). Напечатана на машинке, 25 стр. Подписана Н.В. Некрасовым 27 июля 1927 года.

. М.Е. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки, 1937, стр. 54.

. Воспоминания А.М. Васнецова, рукопись.

. Местонахождение последней неизвестно. В лотерее картину выиграл вятский губернатор Н.В. Компанейщиков. «Жница» принадлежит Картинной галерее г. Калинина.

  К оглавлению Следующая страница
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: