Кто она — «Неизвестная», а в народе «Незнакомка»?
На картине присутствует молодая модная женщина, наряженная по моде 80-х годов XIX века. Зная, что в светском обществе не допускалось одеваться таким образом, можно предположить, что изображённая на картине дама не аристократка. Да и сам живописец не указывает её имени. Картина изображает «Неизвестную».
После написания портрета возникло много версий о той, кто был натурщицей для живописца. В их числе называли и фаворитку Александра I Варвару Туркестанишвили, и неофициальную супругу императора Александра II княгиню Юрьевскую, и родственниц самого живописца — дочь Софью и племянницу Людмилу. Сам портретист не хотел обнародовать имя.
Популярные сочинения
- Основной конфликт пьесы Гроза сочинение Порой часто можно встретить конфликт в произведениях русских классиков, буквально все их работы держатся на единой концепции конфликта. То же самое можно увидеть и в пьесе Александра Николаевича Островского
- Сочинение Любовь или сумасшествие по Гранатовому браслету Куприна Любовь – это великое и неописуемое чувство, которое одним приносит радости, а другим, наоборот – страдания. Без этого чувства многие люди не видят смысла существования, а другие готовы отдать свою жизнь ради любимого человека
- Сочинения по картинам Фельдмана Описание картин Фельдмана
Картины художника Владимира Егоровича Маковского
Посещение бедных
Две матери. Мать приёмная и родная
Опять они ссорятся (Повар и кухарка)
Утренний чай
Любители соловьев
Варка варенья
Оправданная
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик
В избе лесника
Приезд учительницы в деревню
Выбор приданого
Перед объяснением
Первый фрак
Чаепитие
Наём прислуги
Литературные чтения
В ожидании аудиенции
В жаркий день
Игра в бабки
На бульваре
Трудное пробуждение
Пастушки
В ресторане
В гостях
К венцу (Прощание)
В таверне
Девушки, освещённые солнцем
Без хозяина
Молебен на Пасху
Ночлежный дом в Москве
Толкучий рынок
Разговор в солнечный день
Прачка
Личная жизнь. Первый брак
Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.
«Женщина дождя»
«Женщина дождя», Светлана Телец, Кадр YouTube Автор картины Светлана Телец рассказывает, что задолго до того, как она приступила к работе над этим полотном, в ее доме слышались непонятные звуки, а ей самой казалось, что за ней кто-то следит. В день, когда она стояла перед пустым холстом в поисках сюжета для картины, на полотне вдруг проступил неясный, но совершенно понятный для художницы силуэт женщины. Девушка схватила кисти и приступила к работе.
Весь процесс написания картины занял у нее всего лишь пять часов. Все это время она будто пребывала в трансе, а ее кистью водил кто-то другой. Картина сразу же была продана, но новая хозяйка позвонила среди ночи и попросила ее забрать. Женщине казалось, что в доме находится кто-то еще. Она уже и сняла картину, и убрала ее за шкаф, но эффект присутствия никуда так и не делся. Так повторялось еще дважды. Молодой человек, который купил картину вторым, даже не взял назад денег. Просто принес и отдал художнице, рассказав, что женщина тенью ходит вокруг него. Третий покупатель только посмеялся над дурной славой картины, сказав, мол, уживемся. Ужиться не удалось, мужчина принес картину и рассказал, что его преследуют белые глаза женщины с портрета. Бонусом пришли беспричинные тревоги и головные боли.
Сейчас картина находится в одном из художественных салонов-магазинов города Винница, ее так никто и не купил. Светлана хоть и не рада тому, что ее картина вызывает такую жуть, но она уверена, что каждое полотно пишется для кого-то конкретного. Она думает, этот «кто-то» обязательно найдет «Женщину», и картина «успокоится».
Галерея
-
«Крах банка», 1880
-
«Цыганское гадание», 1912
-
«Крестьянка с детьми», 1883
-
этюд к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905-1907
-
этюд картины «9 января 1905 года на Васильевском острове»
-
«Ночлежники», 1889
-
«Семья художника», 1893; Национальный музей искусств Азербайджана
Список работ
- «Собиратель картин и рисунков», 1869, ГТГ ()
- «Игра в бабки», 1870, ГТГ
- «Приемная доктора» 1870, ГТГ
- «Придворные певчие» 1870, ГТГ
- «Любители соловьев» 1873, ГТГ
- «Ожидание», 1875, ГТГ
- «Друзья-приятели», 1878, ЧОКГ
- «Осуждённый», 1879, ГРМ
- «Благотворительница», 1878
- «Толкучий рынок в Москве», 1879
- «У мирового», 1880
- «В четыре руки», 1880
- «Казначейство в день выдачи пенсии»
- «Крах банка», 1881
- «Оправданная», 1882
- «Моление о Чаше» ЦАК МПДА
- Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ
- «Свидание», 1883, ГТГ
- «На бульваре», 1886—87, ГТГ
- Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ
- Портрет И. Е. Сорокина, 1891, ГТГ
- Портрет Д. А. Ровинского, 1894, ГТГ
- «Семейное дело», 1884
- «Материалист и идеалист», 1900
- «Освящение публичного дома», 1900
- «Пастушки», 1903
- «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905
- «Проводы новобранца», 1912, ГМИИ им. А. С. Пушкина, отдел личных коллекций
- «Девочка-сиротка», 1913; холст, масло
- «В сельской школе», 1883
Вариант 2
Сначала я подумал, что рыбак на этой картине – маленький мальчик. Вот удочка, все нормально… А дедушка рядом просто присматривает за ним, в данный момент, вообще, просто курит и греется на солнышке. Но пригляделся я и понял, что у дедушки удочка, но она лежит «сама по себе». Так кто рыбак – опытный или начинающий? И почему не «рыбаки»?!
Наверное, уж всё не просто так. Я подумал, что этот мальчик вполне может оказаться девочкой! Слишком уж красивая красная шляпа с полями. Слишком старательно разбирается со снастями. Ну, не в платье – так на рыбалке ведь. Кроме того, Финляндия давно уже прогрессивная страна!
Рыбак настоящий (с опытом многолетним) – дедушка этот. Он уже узнал все секреты мастерства – может удить спокойно и расслаблено. Он довольно старый на вид – лет девяносто! Очень худой, такой высушенный старостью. У него совсем седая редкая борода. Макушку закрывает светлая шляпа от солнца с лентой. На нём светлый костюм… У него даже что-то вроде галстука. Вид вполне приличный – на рыбалку, как на праздник! Или они случайно сюда попали. Где-то праздник, куда они приехали, но вдруг появилась возможность взять лодку – уплыть от суеты. И они с радостью воспользовались шансом. Дедушке нужно было просто отдохнуть, а внучке интересно.
А день такой жаркий на картине – много солнца, это явно не рыбалка на рассвете или закате. День, спокойствие, тишина, какая и должна царить на рыбалке. Они в лодке, вода спокойна. У берега довольно много растительности. Но думаю, от воды всё-таки прохладно. Вот почему приятно в такой жаркий день пойти на рыбачить!
Мы обычно ходим на прикорм вечером, если у бабушки. А уже рано утром идём утром ловить. После становится жарко, шумно. Народ приезжает купаться, хотя тут пляжа и нет, шашлыки делать, но это к вечеру. Шумят – рыбу распугивают. И всё-таки мы можем наловить, хотя бы кошке!
Люди на картине ловят, я думаю, просто для удовольствия. Даже если они что-то поймают, то просто отпустят. И я так понимаю, что Финляндия – рыболовная страна, поэтому они могут быть из рода рыбаков. Вот дедушка и передаёт опыт хотя бы внучке!
В общем, картина с загадкой по смыслу, а по виду – очень приятная и спокойная.
`
Не аристократка, а куртизанка
1 / 2
Иван Крамской. Неизвестная. 1883 годГосударственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons
2 / 2
Иван Крамской. Неизвестная. Этюд. 1883 годartchive.ru
Героиня картины Ивана Крамского «Неизвестная» трактовалась многими современниками как куртизанка — известно, например, знаменитое выражение критика Владимира Стасова «кокотка в коляске». Позднее зрители перестали считывать и язык костюма (остромодного, не принятого у аристократок), и антураж (открытая коляска, пустое место рядом). К тому же после выхода в свет стихотворения Блока «Незнакомка» (1907) в представлении публики соединилось два образа (в описании Блока есть и атласная ткань, и страусиное перо, и узкая рука), и даму стали воспринимать как таинственную и утонченную. Хотя в действительности незнакомка Блока — тоже вовсе не благородная дама, а проститутка. Юрий Нагибин в своем дневнике оставил примечательную запись о репродукции картины, увиденной им в доме сторожа в Пушкинских Горах: «В избе с иконой и лампадкой висел большой портрет Пушкина, а рядом репродукция „Незнакомки“ Крамского. Хозяин уверял, что это Керн». При этом в искусствоведческих кругах уже с конца 1930-х было известно, что героиня картины — дама полусвета. Именно так о ней отозвался сын Крамского, передавая работу в Третьяковскую галерею в 1937 году. А в 1953 году в Праге состоялась выставка русского искусства из чехословацких собраний, на которой показали этюд к «Неизвестной». Черты лица и взгляд женщины на этюде не оставлял сомнений: дама вовсе не благородная. Однако вне академической среды мифы о «Неизвестной» продолжают жить до сих пор.
«Незнакомка» — одна из загадочных шедевров
Мотивом к написанию портрета для И. Крамского послужил случай, произошедший с дворянином Бестужевым. Приехав погостить к своей тётке в Курскую губернию, он присмотрел среди её челяди симпатичную девушку Матрёну. Барин решил жениться на ней и забрал в столицу. Там девушку начали обучать светскому этикету. В одной из поездок по городу Матрёна повстречала бывшую хозяйку и надменно повела себя с нею.
Эту историю И. Крамской слышал от самой девушки. Именно такой эпизод и запечатлён на портрете — надменный взгляд не очень образованной кокетки. Из-за этой девушки Бестужеву пришлось пережить немало неприятных ситуаций, впоследствии закончившихся разводом. Поэтому слава этого прототипа и принесла картине известность как «роковой».
Вторым наиболее достоверным прототипом героини картины следует считать дочь художника — Софью. Отец с дочерью были духовно близки, много времени проводили вместе в мастерской, обсуждали общественные и культурные события. Впоследствии она сама стала замечательным портретистом и книжным иллюстратором.
Девушку преследовали неудачи в любви. Может, это действительно так на неё повлияла картина. В юности за нею ухаживал живописец А. Бенуа, но она побоялась выходить замуж за человека намного старше её. Затем у неё состоялась помолвка с медиком Сергеем Боткиным, но незадолго до свадьбы он влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и женился на ней. Как всё взаимосвязано?! А Софья, собрав волю в кулак, продолжала общаться с подругой. Только по прошествии многих лет после смерти отца, она вышла замуж за юриста Г. Юнкера.
После смерти мужа и Октябрьской революции на её долю выпало немало испытаний, в том числе и ссылка в Сибирь. Там она тяжело болела, перенеся два инсульта, но продолжала работать, иллюстрировать журналы и учебники. Кроме того, Софья занималась фотографией, хорошо знала языки. По ходатайству Е.П. Пешковой, весной 1932 года она возвращается в Ленинград, где в скором времени скончалась при странных обстоятельствах. Якобы от укола рыбой. Была реабилитирована в 1989 году.
Не ночь, а день
Рембрандт Харменс ван Рейн. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. 1642 годRijksmuseum Полотно Рембрандта, изображающее выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга, получило свое знаменитое название «Ночной дозор» лишь через полтора века после написания. Оно впервые упоминается в 1797 году художником Ламбертусом Классенсом в связи со сделанной им гравированной репродукцией картины. К тому моменту работа Рембрандта потемнела от времени и копоти, и казалось, что сцена со стрелками происходит ночью. Лишь в 1946–1947 годах, когда картина была отреставрирована, стало ясно, что дело происходит днем. Более того, по мнению некоторых исследователей, тени на картине примерно соответствуют двум часам дня. Но название «Ночной дозор» так и осталось.
Биография
Сын видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна, урождённая Моленгауэр. Брат художника Константина Егоровича Маковского.
Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
С 1861 по 1866 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина. Училище Владимир окончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание классного художника первой степени и золотую медаль имени Виже-Лебрен за экспрессию. С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
В 1872 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
В 1873 году за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики
Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще»
В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов».
С 1882 по 1894 год Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 год Маковский преподавал в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской. В 1895 году он был назначен ректором академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. С 1905 года действительный статский советник.
Владимир Егорович Маковский умер 21 февраля 1920 года и был похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Не испанский быт, а древнегреческий миф
Диего Веласкес. Миф об Арахне (Пряхи). 1655–1660 годыMuseo Nacional del Prado / Wikimedia Common Известную картину Диего Веласкеса «Пряхи» в XIX веке считали воссозданием повседневной сцены в королевской мануфактуре гобеленов «Санта-Исабель» в Мадриде. Кроме прочего на это указывал интерьер, в котором разворачивается сцена. При этом известно, что еще в XVIII веке (вероятно, после пожара 1734 года в мадридском Алькасаре) картину надставили То есть добавили холст по краям картины. со всех сторон, в результате чего пространство из абстрактного стало архитектурно оформленным. На рубеже XIX–XX веков некоторые ученые высказывали идеи о мифологическом сюжете, но он был точно определен только к 1948 году. Выяснилось это благодаря исследованиям Диего Ангуло Иньигеса и публикации документа XVII века, в котором была описана коллекция Педро де Арсе, королевского егеря, которому принадлежала картина. Из описания следовало, что Веласкес посвятил картину мифу из «Метаморфоз» Овидия о состязании ткачихи Арахны с покровительницей ткачества Афиной, которая в итоге превратила соперницу в паука. После этого картина получила двойное название (старое — «Пряхи», и новое — «Миф об Арахне»).
Безымянная картина Лауры
Картина без названия, художник Лаура Кадр YouTube Художница, взявшая творческий псевдоним Лаура, известна тем, что воспроизводит на холсте заинтересовавшие ее фотографии. Вот и в этот раз, обнаружив интересное изображение, она создала очередное творение. Когда готовое полотно повесили в помещении, там будто завелся «шумный дух»: начали пропадать вещи, все падало, ломалось, у находившихся там людей начинала болеть голова. Убрали картину – все пришло в порядок. Повесили снова – та же история.
Лаура заинтересовалась историей безголовой фигуры слева от телеги, предположив некое исходящее от нее мистическое воздействие. Художница обратилась к Джеймсу Кидду, сделавшему фотографию в 1994 году, и тот рассказал, что когда он делал снимок, никакой фигуры не было. Она появилась в момент, когда снимок лежал в ванне с проявителем. Хозяева картины решили не рисковать и картину сожгли.
Ни та, ни другая
Гюстав Курбе. Происхождение мира. 1866 годMusée d’Orsay / Wikimedia Commons Скандально знаменитая картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» до 1995 года находилась в частных собраниях и была неизвестна широкой публике. Естественно, одним из главных вопросов после обнародования работы стало имя модели. По одной из версий, моделью была рыжеволосая ирландка Джоанна Хиффернан, подруга и натурщица художника Уистлера: в 1865–1866 годах она неоднократно позировала и Курбе. По другой версии, это могла быть одна из любовниц заказчика картины, дипломата Османской империи и коллекционера Халил-бея, Жанна де Турбе. В 2013 году исследователь Жан-Жак Фернье высказал предположение, что картина на самом деле — часть более крупного полотна. Это предположение возникло после того, как в 2010 году в антикварной лавке был найден фрагмент с изображением откинутой назад женской головы с пышными волосами, который Фернье атрибутировал как работу Курбе. Но сотрудники музея Орсе, исследовав полотно, отвергли эту версию. Наконец, в 2020 году появилась сенсационная находка: писатель Клод Шопп нашел в переписке Александра Дюма — сына намек на то, что Курбе писал другую любовницу Халил-бея, бывшую танцовщицу Констанс Кеньо. Эта версия звучит гораздо убедительнее прочих, но часть исследователей по-прежнему сходится на том, что имя модели неизвестно.
Третья любовь. Последние годы жизни
На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.
«Мученик»
«Мученик», автор неизвестен Кадр YouTube Хоть автор этой картины неизвестен, но у нее существует история. Анализ показал, что в составе краски присутствует человеческая кровь, а по легенде вскоре после ее написания автор добровольно ушел из жизни. Теперешнего хозяина картины зовут Шон Робинсон. По его рассказу, картина унаследована им от бабушки, а та считала ее проклятой. Внук с пониманием отнесся к словам бабушки и повесил картину у себя в доме. С того момента семье не было покоя. В спальне слышались шорохи, шепот и плач. Жена Шона однажды явственно почувствовала, как кто-то невидимый погладил ее по голове. Их сына кто-то сильный толкнул с лестницы, а в дверных проемах стали видеть призрачные фигуры.
Шон унес картину в подвал и попал в странный сгусток тумана, образовавшегося на лестнице, когда он поднимался назад в дом. Мужчина оставил включенной видеокамеру, чтобы иметь материальное подтверждение творящейся вокруг картины чертовщине. Несколько таких записей выложено на его YouTube-канале.
Видео, размещенное Шоном на YouTube, где можно воочию наблюдать паранормальную активность вокруг портрета
Не всегда можно верить рассказам или слухам. Но тяжело не верить в то, что видишь своими глазами.