Биография художника константина маковского

Кто она — «Неизвестная», а в народе «Незнакомка»?

На картине присутствует молодая модная женщина, наряженная по моде 80-х годов XIX века. Зная, что в светском обществе не допускалось одеваться таким образом, можно предположить, что изображённая на картине дама не аристократка. Да и сам живописец не указывает её имени. Картина изображает «Неизвестную».

После написания портрета возникло много версий о той, кто был натурщицей для живописца. В их числе называли и фаворитку Александра I Варвару Туркестанишвили, и неофициальную супругу императора Александра II княгиню Юрьевскую, и родственниц самого живописца — дочь Софью и племянницу Людмилу. Сам портретист не хотел обнародовать имя.

Популярные сочинения

  • Основной конфликт пьесы Гроза сочинение Порой часто можно встретить конфликт в произведениях русских классиков, буквально все их работы держатся на единой концепции конфликта. То же самое можно увидеть и в пьесе Александра Николаевича Островского
  • Сочинение Любовь или сумасшествие по Гранатовому браслету Куприна Любовь – это великое и неописуемое чувство, которое одним приносит радости, а другим, наоборот – страдания. Без этого чувства многие люди не видят смысла существования, а другие готовы отдать свою жизнь ради любимого человека
  • Сочинения по картинам Фельдмана Описание картин Фельдмана

Картины художника Владимира Егоровича Маковского

Посещение бедных

Две матери. Мать приёмная и родная

Опять они ссорятся (Повар и кухарка)

Утренний чай

Любители соловьев

Варка варенья

Оправданная

Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик

В избе лесника

Приезд учительницы в деревню

Выбор приданого

Перед объяснением

Первый фрак

Чаепитие

Наём прислуги

Литературные чтения

В ожидании аудиенции

В жаркий день

Игра в бабки

На бульваре

Трудное пробуждение

Пастушки

В ресторане

В гостях

К венцу (Прощание)

В таверне

Девушки, освещённые солнцем

Без хозяина

Молебен на Пасху

Ночлежный дом в Москве

Толкучий рынок

Разговор в солнечный день

Прачка

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

«Женщина дождя»


«Женщина дождя», Светлана Телец, Кадр YouTube Автор картины Светлана Телец рассказывает, что задолго до того, как она приступила к работе над этим полотном, в ее доме слышались непонятные звуки, а ей самой казалось, что за ней кто-то следит. В день, когда она стояла перед пустым холстом в поисках сюжета для картины, на полотне вдруг проступил неясный, но совершенно понятный для художницы силуэт женщины. Девушка схватила кисти и приступила к работе.

Весь процесс написания картины занял у нее всего лишь пять часов. Все это время она будто пребывала в трансе, а ее кистью водил кто-то другой. Картина сразу же была продана, но новая хозяйка позвонила среди ночи и попросила ее забрать. Женщине казалось, что в доме находится кто-то еще. Она уже и сняла картину, и убрала ее за шкаф, но эффект присутствия никуда так и не делся. Так повторялось еще дважды. Молодой человек, который купил картину вторым, даже не взял назад денег. Просто принес и отдал художнице, рассказав, что женщина тенью ходит вокруг него. Третий покупатель только посмеялся над дурной славой картины, сказав, мол, уживемся. Ужиться не удалось, мужчина принес картину и рассказал, что его преследуют белые глаза женщины с портрета. Бонусом пришли беспричинные тревоги и головные боли.

Сейчас картина находится в одном из художественных салонов-магазинов города Винница, ее так никто и не купил. Светлана хоть и не рада тому, что ее картина вызывает такую жуть, но она уверена, что каждое полотно пишется для кого-то конкретного. Она думает, этот «кто-то» обязательно найдет «Женщину», и картина «успокоится».

Галерея

  • «Крах банка», 1880

  • «Цыганское гадание», 1912

  • «Крестьянка с детьми», 1883

  • этюд к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905-1907

  • этюд картины «9 января 1905 года на Васильевском острове»

  • «Ночлежники», 1889

  • «Семья художника», 1893; Национальный музей искусств Азербайджана

Список работ

  • «Собиратель картин и рисунков», 1869, ГТГ ()
  • «Игра в бабки», 1870, ГТГ
  • «Приемная доктора» 1870, ГТГ
  • «Придворные певчие» 1870, ГТГ
  • «Любители соловьев» 1873, ГТГ
  • «Ожидание», 1875, ГТГ
  • «Друзья-приятели», 1878, ЧОКГ
  • «Осуждённый», 1879, ГРМ
  • «Благотворительница», 1878
  • «Толкучий рынок в Москве», 1879
  • «У мирового», 1880
  • «В четыре руки», 1880
  • «Казначейство в день выдачи пенсии»
  • «Крах банка», 1881
  • «Оправданная», 1882
  • «Моление о Чаше» ЦАК МПДА
  • Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ
  • «Свидание», 1883, ГТГ
  • «На бульваре», 1886—87, ГТГ
  • Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ
  • Портрет И. Е. Сорокина, 1891, ГТГ
  • Портрет Д. А. Ровинского, 1894, ГТГ
  • «Семейное дело», 1884
  • «Материалист и идеалист», 1900
  • «Освящение публичного дома», 1900
  • «Пастушки», 1903
  • «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905
  • «Проводы новобранца», 1912, ГМИИ им. А. С. Пушкина, отдел личных коллекций
  • «Девочка-сиротка», 1913; холст, масло
  • «В сельской школе», 1883

Вариант 2

Сначала я подумал, что рыбак на этой картине – маленький мальчик. Вот удочка, все нормально… А дедушка рядом просто присматривает за ним, в данный момент, вообще, просто курит и греется на солнышке. Но пригляделся я и понял, что у дедушки удочка, но она лежит «сама по себе». Так кто рыбак – опытный или начинающий? И почему не «рыбаки»?!

Наверное, уж всё не просто так. Я подумал, что этот мальчик вполне может оказаться девочкой! Слишком уж красивая красная шляпа с полями. Слишком старательно разбирается со снастями. Ну, не в платье – так на рыбалке ведь. Кроме того, Финляндия давно уже прогрессивная страна!

Рыбак настоящий (с опытом многолетним) – дедушка этот. Он уже узнал все секреты мастерства – может удить спокойно и расслаблено. Он довольно старый на вид – лет девяносто! Очень худой, такой высушенный старостью. У него совсем седая редкая борода. Макушку закрывает светлая шляпа от солнца с лентой. На нём светлый костюм… У него даже что-то вроде галстука. Вид вполне приличный – на рыбалку, как на праздник! Или они случайно сюда попали. Где-то праздник, куда они приехали, но вдруг появилась возможность взять лодку – уплыть от суеты. И они с радостью воспользовались шансом. Дедушке нужно было просто отдохнуть, а внучке интересно.

А день такой жаркий на картине – много солнца, это явно не рыбалка на рассвете или закате. День, спокойствие, тишина, какая и должна царить на рыбалке. Они в лодке, вода спокойна. У берега довольно много растительности. Но думаю, от воды всё-таки прохладно. Вот почему приятно в такой жаркий день пойти на рыбачить!

Мы обычно ходим на прикорм вечером, если у бабушки. А уже рано утром идём утром ловить. После становится жарко, шумно. Народ приезжает купаться, хотя тут пляжа и нет, шашлыки делать, но это к вечеру. Шумят – рыбу распугивают. И всё-таки мы можем наловить, хотя бы кошке!

Люди на картине ловят, я думаю, просто для удовольствия. Даже если они что-то поймают, то просто отпустят. И я так понимаю, что Финляндия – рыболовная страна, поэтому они могут быть из рода рыбаков. Вот дедушка и передаёт опыт хотя бы внучке!

В общем, картина с загадкой по смыслу, а по виду – очень приятная и спокойная.

`

Не аристократка, а куртизанка

1 / 2

Иван Крамской. Неизвестная. 1883 годГосударственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

2 / 2

Иван Крамской. Неизвестная. Этюд. 1883 годartchive.ru

Героиня картины Ивана Крамского «Неизвестная» трактовалась многими современниками как куртизанка — известно, например, знаменитое выражение критика Влади­мира Стасова «кокотка в коляске». Позднее зрители перестали считывать и язык костюма (остромодного, не принятого у аристократок), и антураж (откры­тая коляска, пустое место рядом). К тому же после выхода в свет стихо­тво­рения Блока «Незнакомка» (1907) в представлении публики соедини­лось два образа (в описании Блока есть и атласная ткань, и страусиное перо, и узкая рука), и даму стали воспринимать как таинственную и утончен­ную. Хотя в действитель­ности незнакомка Блока — тоже вовсе не благородная дама, а проститутка. Юрий Нагибин в своем дневнике оставил примечатель­ную запись о репро­дукции картины, увиденной им в доме сторожа в Пушкин­ских Горах: «В избе с иконой и лампадкой висел большой портрет Пушкина, а рядом репродукция „Незна­комки“ Крамского. Хозяин уверял, что это Керн». При этом в искусствоведче­ских кругах уже с конца 1930-х было известно, что героиня картины — дама полусвета. Именно так о ней отозвался сын Крам­ского, передавая работу в Третьяковскую галерею в 1937 году. А в 1953 году в Праге состоялась выставка русского искусства из чехословацких собраний, на которой показали этюд к «Неизвестной». Черты лица и взгляд женщины на этюде не оставлял сомнений: дама вовсе не благородная. Однако вне академической среды мифы о «Неизвестной» продолжают жить до сих пор.

«Незнакомка» — одна из загадочных шедевров

Мотивом к написанию портрета для И. Крамского послужил случай, произошедший с дворянином Бестужевым. Приехав погостить к своей тётке в Курскую губернию, он присмотрел среди её челяди симпатичную девушку Матрёну. Барин решил жениться на ней и забрал в столицу. Там девушку начали обучать светскому этикету. В одной из поездок по городу Матрёна повстречала бывшую хозяйку и надменно повела себя с нею.

Эту историю И. Крамской слышал от самой девушки. Именно такой эпизод и запечатлён на портрете — надменный взгляд не очень образованной кокетки. Из-за этой девушки Бестужеву пришлось пережить немало неприятных ситуаций, впоследствии закончившихся разводом. Поэтому слава этого прототипа и принесла картине известность как «роковой».

Вторым наиболее достоверным прототипом героини картины следует считать дочь художника — Софью. Отец с дочерью были духовно близки, много времени проводили вместе в мастерской, обсуждали общественные и культурные события. Впоследствии она сама стала замечательным портретистом и книжным иллюстратором.

Девушку преследовали неудачи в любви. Может, это действительно так на неё повлияла картина. В юности за нею ухаживал живописец А. Бенуа, но она побоялась выходить замуж за человека намного старше её. Затем у неё состоялась помолвка с медиком Сергеем Боткиным, но незадолго до свадьбы он влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и женился на ней. Как всё взаимосвязано?! А Софья, собрав волю в кулак, продолжала общаться с подругой. Только по прошествии многих лет после смерти отца, она вышла замуж за юриста Г. Юнкера.

После смерти мужа и Октябрьской революции на её долю выпало немало испытаний, в том числе и ссылка в Сибирь. Там она тяжело болела, перенеся два инсульта, но продолжала работать, иллюстрировать журналы и учебники. Кроме того, Софья занималась фотографией, хорошо знала языки. По ходатайству Е.П. Пешковой, весной 1932 года она возвращается в Ленинград, где в скором времени скончалась при странных обстоятельствах. Якобы от укола рыбой. Была реабилитирована в 1989 году.

Не ночь, а день


Рембрандт Харменс ван Рейн. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. 1642 годRijksmuseum Полотно Рембрандта, изображающее выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга, получило свое знаменитое название «Ночной дозор» лишь через полтора века после написа­ния. Оно впервые упоминается в 1797 году художни­ком Ламбертусом Классен­сом в связи со сделанной им гравированной репродук­цией картины. К тому моменту работа Рембрандта потем­нела от времени и копоти, и казалось, что сцена со стрелками происходит ночью. Лишь в 1946–1947 годах, когда картина была отреставрирована, стало ясно, что дело происходит днем. Более того, по мнению некоторых исследова­телей, тени на картине примерно соответ­ствуют двум часам дня. Но название «Ночной дозор» так и осталось.

Биография

Сын видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна, урождённая Моленгауэр. Брат художника Константина Егоровича Маковского.

Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

С 1861 по 1866 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина. Училище Владимир окончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание классного художника первой степени и золотую медаль имени Виже-Лебрен за экспрессию. С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

В 1872 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики

Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще»

В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов».

С 1882 по 1894 год Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.

С 1894 по 1918 год Маковский преподавал в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской. В 1895 году он был назначен ректором академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. С 1905 года действительный статский советник.

Владимир Егорович Маковский умер 21 февраля 1920 года и был похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.

Не испанский быт, а древнегреческий миф


Диего Веласкес. Миф об Арахне (Пряхи). 1655–1660 годыMuseo Nacional del Prado / Wikimedia Common Известную картину Диего Веласкеса «Пряхи» в XIX веке считали воссозданием повседневной сцены в королевской мануфактуре гобеленов «Санта-Исабель» в Мадриде. Кроме прочего на это указывал интерьер, в котором разворачива­ется сцена. При этом известно, что еще в XVIII веке (вероятно, после пожара 1734 года в мадридском Алькасаре) картину надставили То есть добавили холст по краям картины. со всех сторон, в результате чего пространство из абстрактного стало архитектурно оформлен­ным. На рубеже XIX–XX веков некоторые ученые высказывали идеи о мифоло­ги­ческом сюжете, но он был точно определен только к 1948 году. Выяснилось это благодаря исследованиям Диего Ангуло Иньигеса и публикации документа XVII века, в котором была описана коллек­ция Педро де Арсе, королевского егеря, которому принадлежала картина. Из описания следовало, что Веласкес посвятил картину мифу из «Метаморфоз» Овидия о состязании ткачихи Арахны с покровитель­ницей ткачества Афиной, которая в итоге превратила соперницу в паука. После этого картина получила двойное название (старое — «Пряхи», и новое — «Миф об Арахне»).

Безымянная картина Лауры


Картина без названия, художник Лаура Кадр YouTube Художница, взявшая творческий псевдоним Лаура, известна тем, что воспроизводит на холсте заинтересовавшие ее фотографии. Вот и в этот раз, обнаружив интересное изображение, она создала очередное творение. Когда готовое полотно повесили в помещении, там будто завелся «шумный дух»: начали пропадать вещи, все падало, ломалось, у находившихся там людей начинала болеть голова. Убрали картину – все пришло в порядок. Повесили снова – та же история.

Лаура заинтересовалась историей безголовой фигуры слева от телеги, предположив некое исходящее от нее мистическое воздействие. Художница обратилась к Джеймсу Кидду, сделавшему фотографию в 1994 году, и тот рассказал, что когда он делал снимок, никакой фигуры не было. Она появилась в момент, когда снимок лежал в ванне с проявителем. Хозяева картины решили не рисковать и картину сожгли.

Ни та, ни другая


Гюстав Курбе. Происхождение мира. 1866 годMusée d’Orsay / Wikimedia Commons Скандально знаменитая картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» до 1995 года находилась в частных собраниях и была неизвестна широкой публике. Естественно, одним из главных вопросов после обнародования работы стало имя модели. По одной из версий, моделью была рыжеволосая ирландка Джоанна Хиффернан, подруга и натурщица художника Уистлера: в 1865–1866 го­дах она неоднократно позировала и Курбе. По другой версии, это могла быть одна из любовниц заказчика картины, дипломата Османской империи и кол­лек­ционера Халил-бея, Жанна де Турбе. В 2013 году исследователь Жан-Жак Фернье высказал предположение, что картина на самом деле — часть более крупного полотна. Это предположение возникло после того, как в 2010 году в антикварной лавке был найден фрагмент с изображением откинутой назад женской головы с пышны­ми волосами, который Фернье атрибутировал как работу Курбе. Но сотрудники музея Орсе, исследовав полотно, отвергли эту версию. Наконец, в 2020 году появилась сенсационная находка: писатель Клод Шопп нашел в переписке Александра Дюма — сына намек на то, что Курбе писал другую любовницу Халил-бея, бывшую танцовщицу Констанс Кеньо. Эта версия звучит гораздо убедительнее прочих, но часть исследователей по-преж­нему сходится на том, что имя модели неизвестно.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

«Мученик»


«Мученик», автор неизвестен Кадр YouTube Хоть автор этой картины неизвестен, но у нее существует история. Анализ показал, что в составе краски присутствует человеческая кровь, а по легенде вскоре после ее написания автор добровольно ушел из жизни. Теперешнего хозяина картины зовут Шон Робинсон. По его рассказу, картина унаследована им от бабушки, а та считала ее проклятой. Внук с пониманием отнесся к словам бабушки и повесил картину у себя в доме. С того момента семье не было покоя. В спальне слышались шорохи, шепот и плач. Жена Шона однажды явственно почувствовала, как кто-то невидимый погладил ее по голове. Их сына кто-то сильный толкнул с лестницы, а в дверных проемах стали видеть призрачные фигуры.

Шон унес картину в подвал и попал в странный сгусток тумана, образовавшегося на лестнице, когда он поднимался назад в дом. Мужчина оставил включенной видеокамеру, чтобы иметь материальное подтверждение творящейся вокруг картины чертовщине. Несколько таких записей выложено на его YouTube-канале.

Видео, размещенное Шоном на YouTube, где можно воочию наблюдать паранормальную активность вокруг портрета

Не всегда можно верить рассказам или слухам. Но тяжело не верить в то, что видишь своими глазами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: