«воскресение христа» (1577-1579)

Воскресение - Эль Греко 1577-1579 Воскресение - Эль Греко 1577-1579    За свою жизнь Эль Греко несколько раз обращался к теме Воскресения Христа Данное произведение было создано специально для

Алтарь Дона Мария де Арагон (1596—1600)

«Крещение Христа» (1596—1600)

Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596—1600, Мадрид, Прадо) — единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному Эль Греко для школы обутых августинцев в Мадриде, основанной знатной придворной дамой Марией д’Арагон. Эта картина заключает в себе многие особенности творчества художника второй половины 1590-х годов.

Картина «Крещение Христа», как и другие произведения данного периода, находящиеся за пределами Испании, создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений. Изображение развертывается ввысь, пропорции фигур удлинены, все охвачено сильным движением, событие происходит в фантастической потусторонней среде, где стерты грани между земным и небесным.

Может быть, среди других картин этого времени «Крещение Христа» сильнее всего отмечено мистическим характером. Кроткий Христос и аскет Иоанн Креститель, мускулистое тело которого моделировано с уверенной живописной свободой,— самые спокойные, устойчивые образы картины. Окружающая их среда воплощает разлитую здесь божественную эманацию. Художник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам X. Камона Аснара, не оставляет «паузы для отдыха«. Красочная поверхность холста, пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей.

Эль Греко воспринимает здесь движение не столько как физическое перемещение тел в пространстве (хотя и такой характер движения можно наблюдать в его полотнах), а как возникновение, становление и исчезновение. Одно переходит в другое, растворяется в свечении красок, гаснет и вспыхивает, лица ангелов запрокидываются, теряют очертания, их локоны превращаются в золотистые ореолы, одежды фосфоресцируют голубоватым и зеленым пламенем, серебристые прозрачные крылья трепещут, как крылья стрекоз. Огромную роль в передаче подобного движения играет волнистая контурная линия. Выразительность линии, особое значение контура — это восточная, византийская традиция в творчестве мастера. Впрочем, она переосмыслена им по-своему. Эль Греко применяет такую систему линейного ритма, которая даже тогда, когда он создает образы, близкие к реальности, не совпадает с органической формой. Это как бы линейный узор, наложенный на изображение и подчиняющий его себе. Возникает несоответствие, искажение, фигуры Эль Греко производят впечатление деформированных, нередко нескладных, особенно в очертаниях ног и рук. Но идеальная красота не волновала живописца, и в подобном смещении, как и в нарушении пропорций, он видел одно из выражений духовного.

Непрерывная линия, которая очерчивает контур фигур, например, в изображении Христа и Иоанна Крестителя в упомянутой мадридской картине, становится, по словам М. В. Алпатова, в произведениях Эль Греко «сжатой формулой ритма, которым пронизано все живое, вся органическая материя«.

Стиль

Деталь

После своего первоначального обучения византийским иконописцем на своей родине, Крите, Эль Греко учился в Венеции и Риме, где экспериментировал с венецианскими «колорито» и композиционными техниками эпохи Возрождения. Однако Эль Греко переехал в Испанию в 1576 году, а в 1577 году поселился в Толедо в качестве церковного художника. В Толедо Эль Греко отточил свой эклектичный стиль, став ведущим художником в движении маньеристов и положив начало испанскому художественному ренессансу. Оба эти стиля очевидны в Лаокооне , единственном изображении мифологического сюжета Эль Греко. Классический по своей тематике, Лаокоон отражает политические, религиозные и художественные преобразования пост-ренессансного общества.

Хотя намерения и послание Эль Греко обсуждаются, Лаокоон отражает явное маньеристское влияние. Маньеризм, зародившийся в Италии в 1520-х годах, отразил религиозные потрясения протестантской Реформации. Хаос и духовная неопределенность эпохи заставили художников-маньеристов отвергнуть баланс и пропорциональность художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, и вместо этого изображать удлиненные фигуры. Маньеризм достиг своего апогея с Эль Греко, что видно по искаженным, искаженным фигурам Лаокоона и его сыновей и гипер-элегантности богов справа.

Наполнение ярких религиозных тем, характерных для работ Эль Греко во время его испанского периода, можно увидеть в Лаокооне . Хотя картина может быть намеком на местные традиции или комментарием к Реформации, Лаокоон содержит бесспорную духовную атмосферу. Мучительные фигуры на ужасающем фоне передают сильную эмоциональную атмосферу. Сочетание глубоких религиозных тем с чертами маньеризма стало определяющей частью искусства испанского Возрождения.

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)

«Воскресение Христа» (1577-1579)

Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.

Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика — дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо. Фигура уравновешивает композицию, изображающую сверхъестественную сцену появления воскресшего Христа перед римскими солдатами, охранявшими Его гробницу. Ритм цветовых пятен, позы застывших фигур, все их жесты, изгибы белого полотнища, складки одеяний, грани каменных глыб – все тщательно уравновешено, пригнано в соответствие с общим композиционным замыслом.

Легкая фигура Христа словно парит над тяжелыми человеческих фигур в доспехах, над массами камней. Однако, бледная и светящаяся, Его фигура все же материальна и находится в реальном пространстве. Все эти черты исчезают в более позднем произведении на эту же тему (написана в 1596-1600, сейчас хранится в Прадо, Мадрид).

«и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату

и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;

итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,

и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня»

Евангелие от Матфея 27:59-66, 28:1-15.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: