Рококо

Рококо. Жан Оноре Фрагонар. — Калейдоскоп

Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. А благодаря Шардену  благодаря  стал первоклассным живописцем.  В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. После возвращения из Италии Фрагонар сначала  писал скучные классические композиции, которые не имели успеха. Чтобы поправить свои дела, художник перешел к маленьким картинам фривольного жанра, к излюбленным темам французской гравюры XVIII века. В этом он обнаружил большую смелость, изобретательность и тонкий вкус.

Счастливые возможности качелей.

Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.Произведения художника, исполненные трепетной эмоциональности,чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами.

«Музыкальное пари». 1770-е

Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира,любил теплую золотистую гамму, игру света. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (“Задвижка!”, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето — воздушных эффектов.»Венок возлюбленному»

1771-1773

Обнажать женскую грудь, касаться ее и целовать – отныне считалось вполне приличным. Скромность вызывала лишь насмешки: раз девушка стыдится – значит нечем похвалиться. Кавалеры вздыхали, что «легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце».

Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Художник Жан Оноре Фрагонар смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия.

«Любовное письмо». 1773

Театральность рококо особенно ярко проявилась в картинах с сюжетами флирта. Дамы в пикантны, соблазнительны, игривы.

Купальщицы. Жан Оноре Фрагонар.

Мальчик, как Пьеро 1776-1780 Wallace Collection (Лондон, Великобритания)

Фрагонар был и прекрасным портретистом, он сумел привнести в свои портреты ту легкость мазка и тонкую нюансировку оттенков, которые были присущи его композиционным картинам. Это нисколько не мешало художнику давать точную психологическую характеристику своим моделям.

Вдохновение, 1769, Музей Лувр дю (Автопортрет Жана-Оноре Фрагонара).

Художникстановился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда внем пробуждался темперамент живописца. Мастер моментальных набросков с натурыили эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно

такого вдохновенного отношения к живописи. На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнаженных девушек, движущихся в тесном декоративном вихре — вместе друг с другом и с клубящимися облаками. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.

Детские качели

Психея показывает сёстрам подарки от Амура

Девушка, играющая с собачкой

Девочка в постели, играющая с собачкой

Источник любви

Задвижка

Поцелуй украдкой

Рено в сады Армиды,1763 Лувр, Париж.

Le Petit парк 1764-1765 Wallace Collection (Лондон, Великобритания)

Прачки, 756-61. Сент-Луис, штат Миссури, США

Жан Оноре Фрагонар, «Задвижка». Любовь или насилие?

Двое в комнате, он и она. Он почти раздет, она почти одета. Что происходит? И где происходит?

Слева у обреза картины — опрокинутый стул. Справа, почти в углу, — какой-то предмет, напоминающий украшение. За громадной красной занавеской — смятая кровать.

У двери молодой человек в нижнем белье правой рукой пытается закрыть задвижку, левой крепко прижимает к себе девушку. Девушка яростно сопротивляется, ее правая рука отворачивает лицо домогателя.

Так кто они — герои картины? Можно предположить, что она — не прислуга (на ней — богатое платье), скорее — приживалка или компаньонка. Он — скорее всего, сын хозяина дома. Может быть, это кто-то из обслуги.

Как он проник к ней в комнату? Видимо, знал, что она вот-вот должна вернуться к себе. Может быть, комната была открыта, может быть, он сделал к ней ключ. Похоже, что он только ждал момента, когда она войдет, и настроился взять ее внезапной атакой.

Она, похоже, совершенно не готова к такому повороту. Ее ожесточенное сопротивление говорит о том, что она его не хочет, он ей сейчас не нужен. Что было до того — неизвестно, может быть, были какие-то намеки на сближение, но сейчас…

Уголовное законодательство с древних времен предусматривает наказание за насилие, но жертва должна кричать, она должна быть услышана, а те, кто слышал ее крики, должны об этом свидетельствовать в суде. Скорее всего, в этом случае доказать вину насильника будет почти невозможно: дверь закрыта, криков никто не услышит.

А может быть, дело обстоит несколько иначе? Главная героиня романа французского писателя Шодерло де Лакло «Опасные связи» (роман был опубликован в 1782 году) маркиза де Мертей рассказывает своему сообщнику и любовнику, как ей удалось унизить одного из поклонников. Чтобы было ясно до конца: маркиза — непревзойденная развратница, ее сообщник виконт де Вальмон — ей под пару.

Она назначает свидание, ждет свою жертву «в легком ночном туалете», открывает ему дверь: «Я была побеждена, совсем побеждена, не успела и слова сказать, чтобы остановить его и защититься. Затем он пожелал устроиться более удобным и подходящим к случаю образом. Он проклинал, свое одеяние, которое, как он уверял, отдаляло его от меня.»

На картине Фрагонара ситуация полна драматизма. Но вариант такого развития событий не исключен. Картина появилась за шесть лет до публикации романа. Кто знает, может быть, романист видел картину, и она была для него толчком? Хотя автор пишет в предисловии, что переписка (роман в письмах) подлинная.

Женщина рвется из объятий, мужчина пытается добиться своего. Скорее всего — добьется…

Описание картины Жана Оноре Фрагонара «Поцелуй украдкой»

Фрагонар действительно любил фантазировать. Его творческий темперамент поистине огромен.

Перед нами характерная для живописца картина. В ней можно почувствовать те противоречия, которые чудесным образом сосуществовали в творчестве мастера.

Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живописи. Мы видим блеск и чувствуем веселое настроение, царящее в этом произведении. Но это не лишает сцену правдивости. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным ее свидетелем.

В гостиной собрались гости. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Юноша специально подстерегал ее. Она оказывается в его жарких объятиях. Во всем изображенном чувствуется движение и глубокое чувство.

Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Шелк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объемной. Зрителю кажется, что еще немного и герои этой легкой сценки оживут.

Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Все дело в том, что писал он ее в поздний период. В это время в моду входит классицизм. Он требовал максимально четких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние все же можно в какой-то мере ощутить.

Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Художник смог передать свое представление о любви. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.

Картина Задвижка (картина Фрагонара)

Как называется картина: «Задвижка»

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в ок. 1777
  • Оригинальное название картины на английском: Le Verrou
  • Холст, масло.
  • 74 на 94 см.
  • Лувр

Описание картины «Задвижка (картина Фрагонара)»

«Задвижка» (фр. Le Verrou) — картина французского, парижского художника Жан-Оноре Фрагона́ра (1732—1806), сделанная около 1777 года и входящая в каталог 800 самых приметных красочных произведений Лувра.

Приобретена парижским музеем в 1974 году. Одна из самых именитых работ из огромного количества произведений Фрагонара на галантно-эротическую тему.

Другие российские наименования: «Дверная защёлка», «Щеколда», «Засов» и даже «Замок».

1 История сотворения 2 Описание 3 Факты: XX век 4 Ссылки 5 Примечания

История сотворения

Картина была написана художником после его второго путешествия в Италию, завершившегося в 1774 году, на заказ, поступивший от маркиза де Вери (Louis-Gabriel Véri-Raionard, marquis de Véri; 1722—1785).

Маркиз уже имел в собственной коллекции полотно Фрагонара на религиозную тему с сюжетом из Библии «Поклонение пастухов» (L’Adoration des bergers) и вожделел иметь вторую картину, симметричную первой, но совсем обратной темы.

Потому у этих 2-ух картин однообразный размер и общая цветовая палитра.

В 1777 году был продан набросок картины, а 1784 году Морис Бло (Maurice Blot; 1754—1818) сделал с красочного полотна Фрагонара гравюру. Четкая дата выполнения картины находится в этом временном промежутке.

Описание

Сцена любви юный пары в комнате тогда, когда кавалер уже раздет до нижнего белья.

Не отрывая взора от дамы, объекта собственной страсти, хахаль прочно придавливает её к для себя левой рукою, тогда как его правая рука устремлена в обратную сторону — к двери, на которой он закрывает верхнюю задвижку.

Его дама, ещё одетая женщина, пробует его приостановить, правой рукою она старается оттолкнуть его голову, а левой также тянется к дверной задвижке. Видно её лицо, и несложно додуматься, каким будет продолжение этой сцены, как дверь будет закрыта наглухо.

Композиция картины строится на искосок, из светлого правого верхнего угла с задвижкой на двери — в тёмный левый нижний угол со столиком, на котором лежит яблоко, библейский знак искушения и грехопадения. Видна большая кровать, уже смятая, а на фронтальном плане — упавший стул с чёрной одежкой кавалера.

Факты: XX век

Набросок картины, проданный на аукционе «Кристис» 17 декабря 1999 Маленький набросок (26×32,5 см) этой картины был продан аукционным домом «Кристис» 17 декабря 1999 года (лот 95) на сумму £ 5 281 500, приблизительно 8 080 000 €.

ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР

Холст, масло. 45 x 55 см.

Фрагонар — наиболее интересный и талантливый представитель позднего рококо во Франции.

Обладавший необычайной живостью фантазии, огромным творческим темпераментом, неиссякаемой любовью к своему делу, он оставил большое и не вполне еще изученное творческое наследие, поражающее нас своей разнохарактерностью. Фрагонар писал и жанровые, обычно веселые любовные сценки, и картины, в которых воспевал счастье больших многодетных семей, и реалистические пейзажи и портреты, по технике предвещавшие произведения импрессионистов. Разнообразие тем и различная их трактовка не казались противоречиями в его творчестве, а противоречий, при внимательном изучении,— немало.

Любимец богатых заказчиков, вынужденный подчиняться их вкусам, Фрагонар создавал «бездумные» и нарядные картины, но, оставаясь сыном своего времени, современником просветителей, он сознательно или интуитивно откликался на их требования демократизации искусства, на требование приблизить его к жизни.

«Поцелуй украдкой» — одно из наиболее характерных произведений художника, демонстрирующих, как уживались в его творчестве эти противоречия.

Перед нами сцена, сюжет которой как будто продиктован аристократическим любителем живописи. Но вместе с тем сцена удивительно правдива, будто неожиданно увидена художником. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались «старшие», чтобы взять забытый шарф, и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши.

Все изображение полно движения и непосредственного чувства

Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов, их фактуры. Чрезвычайно убедительно, по-голландски тщательно и материально пишет он ломающийся шелк платья, прозрачный шарф, полированную поверхность рабочего столика

Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние. Ощущая необходимость обновления своего творчества, художник обратился к еще ранее интересовавшим его голландским мастерам. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт».

Картина «Поцелуй украдкой» поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве, из собрания Станислава Августа Понятовского; в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто «Полька».

Жан-Оноре Фрагонар «Поцелуй украдкой» | Vision | Истории

29 марта 2011, Vision

Его работы, написанные на излете эпохи рококо, отличались
изяществом композиции, яркостью и праздничностью красок и тщательной
прорисовкой деталей, предвосхищая творения мастеров нарождающегося классицизма.
В картинах Фрагонара  чувствуется
неподдельная живость движения,  ощущение
мимолетности и иллюзорности счастья. И если в его пейзажах еще видна тяга
рококо к приукрашиванию действительности, то в его жанровых сценках, хоть и
ощущается легкая постановочность сюжета, но все-таки уже сама манера передачи
действительности более правдива, более детальна. Пользовавшийся популярностью у
богатых заказчиков, Фрагонар писал картины на сюжеты, зачастую ими и определенные.
Отсюда, возможно, и происходит возникающее ощущение нарочитости постановки. Но
сама манера изображения, точность передачи малейших нюансов и деталей
предметов, попавших в поле зрения художника, ставят его порой уже вне рамок
правил, заведенных в век рококо.

Одним из самых примечательных его произведений является
картина «Поцелуй украдкой», представляющая собой сценку в интерьере. Художник
запечатлел как будто неожиданно увиденный им момент, когда девушка, выбежавшая
на секунду из общей комнаты за шарфом, оказывается застигнутой врасплох
поцелуем поджидавшего ее юноши. Прелестная девушка с подчеркнуто тонкой талией,
затянутой в великолепно переданный кистью мастера перламутрово-пепельный шелк,
изогнулась в испуганной позе. Боится она, конечно же, не этого юношу, она
опасается, что в любой момент в открытую дверь комнаты может кто-нибудь войти,
поэтому этот поцелуй такой торопливый, и такой невинный. Картина полна
какого-то удивительного  застывшего
движения, подчеркнутого тщательной прорисовкой деталей – излома шелка на платье
девушки, легкого струящегося шарфа, блестящей поверхности столика, узора ковра
на полу.  При этом интерьер комнаты скрыт
от глаз зрителя, да по большому счету, сама комната и не показана, нам виден лишь
темный угол между двух распахнутых дверей. 
Ничто не отвлекает взгляда зрителей от пленительной и грациозной
сценки. 

«Поцелуй украдкой» относится к поздним картинам
художника,  когда начал входить в моду
классицизм с его четкими линиями и сдержанностью красок.  Непринятый Фрагонаром, этот стиль все-таки
оказал свое влияние на творчество художника, которое завершало век рококо. Оно
было еще камерным, но уже не предназначенным только для того, чтобы им
любовались, отдыхая в постели. Оно предвосхищало работы мастеров следующего
поколения, оставаясь возвышенным, воспевающим человеческую и природную красоту
и радость жизни.

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: