Святые апостолы петр и павел: праздник и образы в искусстве

File:el greco - апостолы петр и павел - google art project.jpg - wikimedia commons

2. Католики считают «первоверховным» только Петра

На основании некоторых исторических данных о том, что именно этот Апостол основал Римскую христианскую общину, Папа Римский претендует на права «первосвященника» христианского мира.

Апостол Петр Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет VI век

В действительности первенство «кафедры святого Петра» с древности считалось «по чести» (говоря простыми словами, по уважению, почитанию, авторитету в христианском мире), а не по власти.

А «Деяния Апостолов», написанные Евангелистом Лукой, свидетельствуют, что, хотя некоторых Апостолов и называли «столпами» Церкви, все решения принимались все же строго соборно.

26. В этот день дано сключевое сражение Курской битвы

12 июля 1943 г состоялся танковый бой под Прохоровкой, после которого немец, не сумев прорвать нашу оборону, лишившись 75% своей техники, ушел в катастрофическую для себя оборону. А командовал нашей армией тогда Павел: генерал Павел Ротмистров.

Два пути ко Христу – через постепенное осознание Истины и через единовременное изменение всей жизни. Две дороги служения Ему – семейного мирянина и человека, которого позже назвали бы иноком, монахом. Оба пути – благословенны и драгоценны в очах Божиих. Видимо, поэтому Господь определил обоим святым окончить земной путь в одном городе – и в один день.

Наталья Сазонова

  1. Словами акафиста святым Петру и Павлу просим даровать исправление в Боге и перемену образа жизни дорогих людей: детей, родителей, братьев, сестер..да и «злой соседке снизу тете Люсе»..Ведь к кому как не к святым проповедникам обращаться.  Здесь текст с ударениями
  2. 12 Апостолов — кто эти люди и о чем молиться им

10. Деяния Апостолов рассказывают, что между Петром и Павлом были разногласия

Они не касались веры, ведь тот и другой мог сказать о себе: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел лия Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9:1).

Противоречия не касались веры, Но Петру, как и многих другим Апостолам, было психологически непросто проповедовать Христа язычникам: ведь вся иудейская традиция того времени повелевала «не сообщаться» с ними, как неверными и нечистыми. А Павел, «фарисей, сын фарисея» как бы единым махом преодолел эту психологическую пропасть между иудеями и язычниками, обходя многие города с вестью о Христе. Он же горячо настаивал, что христианам более не нужно соблюдать Закон Моисея – что вызывало возражения у Иерусалимской общины.

Как Апостол рыбкой накормил

Отзыв о помощи Апостола Петра.

Тиляпия на гриле. В Тиверии рекламируют как рыбку апостола Петра

Подслушано в редакции сайта «Православие сегодня»:

«Вот люблю я Апостола Петра и всё тут…12 июля день его памяти. Даже по-свойски как-то бывает, что обращаюсь за помощью. Вот случай например:

Был в моей горемычной жизни в то лето некоторый бардак..да чо уж некоторый..полнейший. Получилось так, что к Дню Петра и Павла у меня денег не было от слова совсем… А вроде как стол накрывать нужно (я ведь издавна в Петров день свое рождение отмечаю, раз он на Апостольский пост приходится, ожидаю как бэ окончания).

Так вот стою в супермаркете 12 июля (после праздничной службы сразу зашла) в кошельке денег ровно на банку кильки в томате. Заглядываю в рыбную витрину, где свежайшая тилапия так аппетитно выложена. Вспоминаю, что именно этот сорт называют рыбкой апостола Петра (якобы именно ее он ловил и ныне оной потчуют паломников в прибрежных ресторанчиках Тивериады) и думаю:

 Эх, Апостол Петр послал бы ты мне хотя бы сотую часть твоего знаменитого улова. К столу-то.

И тут.. Плям-с! Телефон! Заглядываю. Да ладно! Там поступление денег. Пришел гонорар, хороший такой (раза в два больше ожидаемого), который ну никак не могли перечислить раньше конца июля. Вот прям в тот момент как попросила..пришли) Купила… Ела и плакала, и гости нахваливали, а мама с той поры на вопрос какую рыбу приготовить, отвечает: апостольскую.

А еще вот что интересно: радостно шлепала из магазина с полными сумками домой, но вдруг резко притормозила на полном ходу и зависла:

А откуда Плям-с то? Я ж звук у телефона выключаю, когда в храм иду, и точно знаю, что при выходе забыла включить…

Достаю свой хонор и…обалдеваю. Так и есть, установлен беззвучный режим.

Вот люблю я святого Петра и всё тут) И жизнь его рассматривать люблю…

«Апостолы Пётр и Павел», Эль Греко

Год написания: 1587-1592Размер: 121,5 × 105 смМестонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

12 предложений/ 123 слов

Картина Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» была написана на библейский сюжет, повествующий о встрече двух апостолов в Антиохии. Согласно воспоминаниям Павла, во время общения с Петром он уличил последнего в лицемерии и следовании традициям язычества.

Таким образом, на полотне Павел предстаёт твёрдым и сильным праведником. Он уверенно стоит рядом с Петром. Левая рука мужчины лежит на Священном Писании, а правая демонстрирует жест прощения заблуждений — три загнутых пальца. На плечах у мужчины покоится красная мантия.

Пётр расположен на картине слева, чуть позади Павла. Апостол предстаёт перед зрителем задумчивым седовласым мужчиной в золотой мантии. Он виновато склонил голову, прижимая к груди левую руку. На правой руке у героя висят тяжёлые ключи.Апостолы изображены на фоне жёлтой каменной стены. Позади Павла виднеются створки окна.

Вариант 2 — Подробно

19 предложений/ 236 слов

Картина Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел», как и многие другие работы художника, написана на библейский сюжет. Полотно повествует о встрече двух апостолов в городе Антиохия, описанной Павлом в одной из книг Нового Завета.

Встреча эта стала своеобразным противостоянием героев, что постарался отразить в своей работе Эль Греко. Таким образом, на картине Павел предстаёт сильным праведным человеком, стремящимся во что бы то ни стало следовать законам христианства.

Поэтому рука героя покоится на страницах Священного Писания. Сам апостол мудро взирает на зрителя своими тёмными, полными раздумий глазами.

Слева от Павла изображён Пётр. Он выглядит крайне неуверенным и даже пристыженным. Седая голова мужчины наклонена в сторону, а взгляд слегка опущен. Находясь в смятении, апостол прижимает правую руку к груди, как будто стремясь спрятать её кисть в складках жёлтой мантии. На запястье другой руки героя повисли тяжёлые ключи.

Причины такого поведения старца можно объяснить тем, что во время встречи Павел обличил Петра в лицемерии и следовании языческим традициям. Это привело к разобщённости апостолов. Тем не менее на правой руке Павла можно заметить знак, символизирующий прощение заблуждений, — три загнутых пальца.

Фигура Павла занимает главенствующее место на картине, в то время как седовласый Пётр расположен несколько позади своего оппонента. Это также сообщает зрителю о его подчинительной роли.

Герои изображены на фоне жёлтой каменной стены. За спиной Петра виднеются створки окна. Пространство перед рамой кажется освещённым ярким светом, что образует на полотне широкую полосу, также визуально отделяющую апостолов друг от друга.

см. также:Все сочинения-описания картин

25. Самый восточный город России, носящий имя Апостолов – Петропавловск-Камчатский

Он основан в 1740 г., когда на Камчатку прибыла экспедиция Витуса Беринга. Название города связано с двумя кораблями: «Святой Апостол Петр» и «Святой Апостол Павел». Имя города не менялось даже в советские годы, во время антирелигиозных гонений.

Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края. Расположен наберегах Авачинской бухты Тихого океана. Корякская и Авачинская сопки — действующие вулканы. Основан в 1740 году Второй Камчатской экспедицией, назван по имени кораблей экспедиции «Святой Пётр» и «Святой Павел». Сегодня численность населения — 164 900. Это  самый восточный город всего мира с населением больше 100 тыс. человек.

ДОМЕНИКО ЭЛЬ ГРЕКО (Доменико Теотокопули)

Справа, внизу: e’poiei

Творчество Эль Греко трудно вместить в рамки одной национальной школы. Его произведения — итог развития всего европейского искусства XVI века.

Грек по происхождению, уроженец острова Крит, художник большую часть жизни провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии. Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры. Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей. В созданных образах он синтезировал свои представления о человеческих характерах. Эль Греко — автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов «апостоладос» (двенадцать апостолов во главе с Христом). К ним тесно примыкает эрмитажная картина «Апостолы Петр и Павел».

Сопоставление в одном произведении Петра и Павла представляло особый интерес для художника. Согласно священному писанию, Павел до принятия христианства яростно преследовал приверженцев этой веры, но, приобщившись к ней, стал фанатичным ее поборником. Напротив, апостол Петр, один из самых близких учеников Христа, не отличался последовательностью и силой духа. Он порой колебался, изменял христианству, но, раскаявшись, снова возвращался к нему.

В картине Эль Греко центральное место отводится Павлу. Он изображен в момент проповеди, опирающимся рукой на книгу (обязательный атрибут этого святого). Его фигура выделена не только фронтальным расположением, но и колористически. Темно-красный плащ святого с тяжелыми, широко уложенными складками — основной красочный акцент. Великолепно написана голова апостола: абрис очерчен сильно и энергично, четко проработаны объемы черепа, скул, носа. Темные горящие глаза делают лицо особенно выразительным. Павел трактован человеком сильным и убежденным. Рядом с ним Петр выглядит слабым, беспомощным. Его старческая седая голова склонилась, в выражении лица читается мольба о прощении.

Апостолы Эль Греко далеки от канонических образов святых, принятых официальной церковью. Они написаны в широкой, свободной, темпераментной манере, необычной для Испании XVI века и потому казавшейся особенно дерзкой. Когда смотришь на это произведение, становится понятным, почему испанский король отверг талантливого мастера: изображенные им святые не вызывают желания молиться.

Произведения Эль Греко, забытые сразу после его смерти, на протяжении трех столетий не привлекали к себе внимания. Интерес к ним возродился в начале нашего века. Именно тогда, в 1911 году, картина «Апостолы Петр и Павел» была подарена Эрмитажу П. П. Дурново.

С сайта www.elgreco.ru

Ловцы человеков

Из Священного Писания известно, что первоапостолы пришли к вере радикально разными путями. Рыбака Симона призвал сам Христос, дав ему имя Петр. Жестокого фарисея Савла поверг ниц глас Божий спустя год по воскресении Христовом, когда тот следовал в Дамаск, будучи преследователем первых христиан. Так он стал апостолом Павлом, одним из наиболее активных проповедников христианства

На эту разницу в их судьбах обращает внимание художник, помещая в правый нижний угол две книги. Нижняя, большая – очевидно Евангелие, на котором зиждется христианское учение

Поверх него раскрыта книга Деяний, созданная апостолами. Неизвестно, входило ли это в замысел Эль Греко, но получился занятный баланс. Фигура апостола Петра занимает меньше места на полотне, что с лихвой компенсируется наличием на переднем крае книги, в которой описываются самые важные события его жизни – годы, проведенные рука об руку со Спасителем.

Павел же, чья фигура доминирует на картине, левой рукой уверенно опирается на созданные им тексты (ведь именно он написал существенную часть апостольских Посланий), но правой словно принимает духовный опыт у более умудренного Петра. Это переплетение рук и жестов двух апостолов и есть смысловой и композиционный центр картины, неслучайно расположенный аккурат на золотом сечении. Именно взаимодействие и мистический обмен мудростью таких разных, но объединенных общим делом миссионеров, а не их противостояние – ключевая идея работы Эль Греко.

3. Павел не входит в число Двенадцати, но чтится как «первоверховный»

Действительно, его обращение ко Христу произошло уже после не только Воскресения, но и Пятидесятницы, когда на Апостолов сошел Святой Дух. Однако, значимость деятельности и сочинений Павла такова, что Церковь издавна чтила его как учителя веры и основателя десятков христианских общин по всей Римской империи.

Иконография: Павел, апостол. Начало XV века (1410-е). Московская иконописная школа, ранее приписывали иконописцу Анрею Рублеву.  Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: Дерево, темпера, 160*109 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Государственная Третьяковская галерея, Москва

LiveInternetLiveInternet

Вернисаж одной картины:

Эль Греко (Доменико Теотокопули). «Апостолы Петр и Павел», 1592,

121.5×105 см • Масло, Холст

«Апостолы Петр и Павел» – на редкость сдержанный образец религиозной живописи кисти Эль Греко. В отличие от экстатических, насыщенных деталями многофигурных сцен, прославивших живописца как в его постоянном месте обитания – испанском Толедо – так и далеко за его пределами, эта картина предельно лаконична, но не менее эффектна.

Считается, что полотно изначально предназначалось для алтаря церкви Коллегии доньи Марии де Арагон в Мадриде. Но в результате военных действий в 1808 году в числе прочих картин Эль Греко работа была вывезена из города, дабы предотвратить разграбление творческого наследия художника солдатами Наполеона. В 1911 году российский военный деятель Петр Дурново подарил холст с апостолами Эрмитажу, где он хранится по сей день.

Петр и Павел: единство или борьба противоположностей?

Несмотря на кажущуюся простоту композиции, эта картина Эль Греко стала благодатным полем для интерпретаций, на котором поломали немало копий маститые искусствоведы. Версии о том, что именно имел в виду художник и какой смысл вкладывал в жесты первоапостолов выдвигались самые противоречивые, вплоть до противоположных. Согласно одной из них, на полотне запечатлен эпизод из жития святых, описанный в Послании к Галатам. В нем апостол Павел обличает своего старшего соратника в лицемерии и непоследовательности, после того как тот стал чураться язычников в присутствии принявших христианскую веру иудеев, в то время как ранее отмечал необходимость проводить миссионерскую деятельность не только среди евреев, но и других народов. С этой точки зрения положение апостола Павла на картине трактуется как доминирующее, его жест – обвиняющим, а апостол Петр выступает раскаивающимся отступником. Но у этой концепции есть немало противников, и не безосновательно: ей не соответствует характер взглядов обоих святых. Они направлены будто бы не извне, а внутрь, на созерцание чего-то сокровенного от наших глаз. Больше похоже на то, что проповедники глубоко погружены в свои молитвы либо серьезные размышления духовного толка. Конечно, стройность композиции держится на противопоставлении, как это очень часто случается у Эль Греко. Опыт и седина святого Петра контрастирует с решительностью и твердым взглядом его более молодого соратника. Излюбленным приемом художника в принципе была игра на контрасте, особенно между земными и небесными материями. И как обычно предпочитал поступать Эль Греко в подобных случаях, он подчеркивает его комбинированием в рамках одного полотна различных художественных средств. Человеческая природа апостолов отражена при помощи четко, максимально реалистично прорисованных ликов, их рук, фона. А неотмирность, сопричастность Духу Святому нашла воплощение в сияющих накидках, написанных в свободной, экспрессивной манере. Иерархия апостолов передана при помощи колористики: в византийской иконописной символике золотистый – высший цвет в табели о рангах, а красный следует сразу за ним.

Апостолы Петр и Павел Эль Греко (1541-1614)

АПОСТОЛЫ-Как же стану я ловцом людей?! –Видел свет чудесного улова.Ощущает силу сил верней,Чем постичь сумел бы силу слова.Все двенадцать собраны, и вотСветом облучаемы любовно.Истина когда тебя ведёт,Можно ли остаться прежним?СловноПочва – удобренье получив,Праздной ли останется? АпостолИоанн, предвидящий массивДанных, что откроет дикий остров.И Андрей, идущий в никуда,Знающий так точно цель дороги.Фарисеев ложная среда –Где обман, как подвести итоги?И Петру отречься суждено.Путаются времена и знаки.В точности постигнуть не даноНам пути апостолов – двояки:То, что записали, – то, что зна – ли – а знали, вероятно, больше.А неверье наше – как вина,Либо в душах серый пепел фальши.Павел, свет узревший на пути –Что Дамаск, раз истина открылась?И она даётся словно милость,Вместе с этим можно к ней придти.Многие дороги, много скал –Патмос возвышается громоздко,Ибо в духе Иоанн стоял –Образы слоились в бездне мозга.Колокол нас к действию зовёт –К действию Богопознанья. Трудно.Ощутить так хочется полёт,Спать душа не может беспробудно.Четырьмя Евангельями мирИисуса описать едва ли –Он частицей в нас, мы в нём – поймиВолю совершенной вертикали.Иоанн мистическую сутьСвета объясняет силой Слова.От начала не представить путь –Тщишься, грешный снова, снова, снова. И идут двенадцать человек…На ветру колышутся одежды.Космосом идут, и суммой верНаших – не такие мы, как прежде,Хоть растём не быстро. Но растём –В этом росте бьётся пульс надежды,Светом укрепляемый притом.

23. Одна из самых известных картин, изображающих Апостолов, написана греком-католиком

Это уроженец Крита, Доменико Теотокопули, известный под прозвищем Эль Греко.

Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» (между 1587-1592) Эрмитаж

Грек по рождению, он был воспитан в католичестве, но хорошо знал и традиции восточного христианства, его иконописи. Именно поэтому на его картине, изображающей Апостолов, многие духовные смыслы передаются через позу, положение рук, цвет – как это бывает и на иконах. Часть искусствоведов полагают, что картина запечатлела известный спор Апостолов на соборе 49 г

Другие же обращают внимание на одухотворенность их лиц. Действительно, они не выглядят «спорщиками»: оба Апостола как бы сосредоточились на молитвенном созерцании Господа, Который был смыслом их жизни

Детали:Апостолы Христа по именам и делам — главное из биографий каждого из 12-ти

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: