Биография
Камиль Писсарро – известный художник, родоначальник и приверженец импрессионизма, являлся одним из создателей парижского общества «отвергнутых» живописцев. Будучи одновременно учеником и учителем, мастер перенимал опыт предшественников и передавал полученные навыки потомкам.
Художник Камиль Писсарро
Став творческим «отцом» Жоржа Сера, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пейзажист проповедовал новое искусство. В глазах коллег и соратников талантливый француз был предметом восхищения, а критикам и публике казался примитивным дилетантом. Время расставило все по местам, и величие Писсарро признало большинство ценителей настоящего искусства.
Хрустальный дворец
Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Писсарро и его семья переехали на окраину Лондона, в Норвуд. Находясь там, он написал большое количество пейзажей и архитектуры, включая Хрустальный дворец. Построенный в 1851 году для Гайд-парка и спроектированный Джозефом Пакстоном, Хрустальный дворец представлял собой красивое сооружение из стекла и железа, которое, к сожалению, было разрушено в 1936 году. Несмотря на то, что картина известна как «Хрустальный дворец», здание не является ее центральным объектом. Сегодня полотно находится в постоянной коллекции Чикагского института искусств.
Хрустальный дворец, 1871
1872–1882 (Понтуаз)
Образ | имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Белая лошадь в поле, Эрмитаж, Понтуаз (Cheval blanc dans une pré, l’Hermitage, Pontoise) | 1872 | 46 х 55 | 261 | ||
Яблоки и груши в круглой корзине (Pommes et poires dans un panier rond) | 1872 | 46,2 х 55,8 | 269 | ||
Яблоки Chatagnier и глазурованная посуда на столе (Pommes châtagniers et faïence sur une table) | 1872 г. | 46,4 х 56,5 | 270 | ||
Country Stream (Ruisseau dans la campagne) | 1872 | 47,5 х 56,5 | 271 | ||
Boulevard des Fossés, Понтуаз | 1872 | 46,4 х 55,9 | 277 | ||
Набережная Потуи, Понтуаз | 1872 | 45,1 х 55,2 | 280 | ||
Жанна Писсарро по имени Минетт с букетом | 1872 | 72,5 х 59,7 | 281 | ||
Портрет Жанны Писсарро по имени Минетта | 1872 г. | 46 х 35 | 282 | ||
Дорога в Осны у Понтуаза, Иней (Route d’Osny à Pontoise, gelée blanche) | 1873 | 50,5 х 65 | 287 | ||
Поле капусты, Понтуаз (Le Champ de Choux, Понтуаз) | 1873 | 60 х 80 | 294 | ||
Наводнение в Сент-Уэн-л’Омон | 1873 | 64,9 х 81,2 | 295 | ||
Завод в Сен-Уан-л’Омон | 1873 | 45,7 х 54,6 | 298 | ||
Фабрика на берегу Уазы, Сен-Уан-л’Омон (Usine au bord de l’Oise, Saint-Ouen-l’Aumône | 1873 | 38 х 55 | Музей Израиля, Иерусалим | 299 | |
Фабрика на берегу Уазы, Сен-Уан-л’Омон (Usine au bord de l’Oise, Saint-Ouen-l’Aumône | 1873 | 45,3 х 55 | 300 | ||
Дорога Овер на берегу Уазы, Понтуаз(La Route d’Auvers au bord de l’Oise, Понтуаз) | 1873 | 38,1 х 57,8 | 303 | ||
Красный Дом (La Maison rouge) | 1873 | 59,4 х 73,3 | 307 | ||
Муниципальный сад, Понтуаз Le jardin de la ville, Понтуаз | 1873 | 59,5 х 73,3 | 309 | ||
Открытые поля со стогами сена возле Понтуаза (Plaine avec meules, окрестности Понтуаз) | 1873 | 38 х 55 | 319 | ||
Жанна Писсарро. позвала Минетт, держа веер (Жанна Писсарро дите Минетт, арендатор un éventail | 1874 г. | 55 х 46 | 325 | ||
Портрет Поля Сезанна | 1874 г. | 73 х 59,7 | 326 | ||
Женщина, пасущая корову, Овер-сюр-Уаз (Gardeuse de vache, Овер-сюр-Уаз | 1874 | 54,9 х 92,1 | 354 | ||
Кухня в доме Пьетта, Монфуко (La kitchen chez Piette, Монфуко) | 1874 | 45,1 х 54,6 | 380 | ||
Дом Пьетта в Монфуко, Эффект снега (Maison de Piette à Montfoucault, effet de neige | 1874 | 60 х 73,5 | 386 | ||
Крестьянка зашивает шерсть (Paysanne démèlant de la laine) | 1875 | 56 х 47 | 420 | ||
Баржи в Понтуазе (Péniches à Pontoise) | 1876 | 46 х 54,9 | 460 | ||
Кот-де-Бюф, Понтуаз | 1877 | 114,9 х 87,6 | 488 | ||
Кролик Уоррен, Кот-Сен-Дени в Понтуазе, Эффект снега (Ла Гарен, Кот-Сен-Дени-а-Понтуаз, effet de neige) | 1879 | 59,2 х 72,3 | 587 | ||
Пер Дыня распиливает дерево (Le Père Melon sciant du bois) | 1879 г. | 54 х 65 | 610 | ||
Mère Larchéveque | 1880 | 73 х 59,1 | 640 | ||
Крестьянка копает, сад Мобюиссон, Понтуаз (Paysanne béchant le Jardin de Maubuisson, Понтуаз) | 1881 | 46 х 55 | Частная коллекция | 646 | |
Урожай, Понтуаз (La Récolte) | 1881 | 46,1 х 55,2 | 648 | ||
Две молодые крестьянские девушки болтают под деревом (Deux jeunes paysannes causant sous les arbres, Понтуаз) | 1881 | 81 х 65 | 654 | ||
Девушка-коза (La gardeuse de chèvre | 1881 | 81,3 х 65,4 | 656 | ||
Разговор | 1881 г. | 65,3 х 54 | 658 | ||
Крестьянская девушка в соломенной шляпе (Jeune paysanne au chapeau de paille) | 1881 | 73,4 х 59,6 | 661 | ||
Завтрак, молодая крестьянская девушка пьет свое Café au Lait (Le petit déjeuner, jeune paysanne prenant son café au lait) | 1881 | 63,9 х 54,4 | 662 | ||
Феликс Писсарро в красном берете (Феликс Писсарро в красном цвете) | 1881 | 55,2 х 46,4 | 663 | ||
Феликс Писсарро в юбке (Феликс Писсарро, en jupe} | 1882 г. | 46,5 х 38,5 | Фонд Бемберга, Тулуза | 676 | |
Крестьянка копает (Пейсанна Бешант) | 1882 | 65 х 54 | 678 | ||
Молодой деревенский слуга La petite bonne de campagne | 1882 | 63,5 х 53 | 681 | ||
Отчистить La Vaisselle | 1882 | 81,9 х 64,8 | 685 |
1857–1866 (Париж) [ править ]
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Урожай (Ла Муассон) | 1857 г. | 14 х 26,7 | Частная коллекция | 34 | |
Осел перед фермой, Монморанси | 1859 г. | 21,5 х 37,2 | Музей Орсе | 37 | |
Лесная тропа (Allée dans une forêt) | 1859 г. | 41 х 33 | Частная коллекция | 42 | |
Деревянная тележка (La charette du bois) | 1862 г. | 16,5 х 25 | Музей Рувима и Эдит Хехт , Хайфа | 61 | |
La roulotte (Караван) | 1862 г. | 25 х 38 | Частная коллекция | 62 | |
La Petite Fabrique (Маленькая фабрика) | 1862–1865 гг. | 25 х 38 | Страсбургский музей современного искусства | 130 | |
Телеграфная башня на Монмартре (La tour du Tèlegraphe à Montmartre) | 1863 г. | 40,7 х 32,4 | Частная коллекция | 67 | |
Фермерский двор (Cour de ferme) | 1863 г. | 38,1 х 47,1 | Частная коллекция | 69 | |
Деревенский уголок, Женщины в чате (Coin de village, femmes causant) | 1863 г. | 40 х 52 | Частная коллекция | 70 | |
Въезд в деревню ( деревня Entrée d’une) | 1863 г. | 33 х 41 | Частная коллекция | 71 | |
La Varenne-Saint-Hilaire vue de Champigny | 1863 г. | 49,6 х 74 | Музей изящных искусств (Будапешт) | 74 | |
Баржи на Сене (Péniches sur la Seine) | 1863 г. | 46 х 72 | Музей Камиля Писсарро, Понтуаз, Франция | 79 | |
Берег реки и баржа (Bord de rivière avec péniche) | 1863 г. | 9,9 х 18,5 | Частная коллекция | 80 | |
В лесу Су-Буа | 1864 г. | 26,5 х 21 | Частная коллекция | 84 | |
Дорога, ведущая в лес (Chemin à l’entrée d’un bois) | 1864 г. | 28 х 35,3 | Частная коллекция | 86 | |
Встреча на Деревенской дороге (Rencontre sur la route du village) | 1864 г. | 21,8 х 35 | Частная коллекция | 91 | |
Крестьянка в поле, Ла Варен-Сен-Илер (Paysanne dans un champ, Ла Варен-Сен-Илер) | 1865 | 18,5 х 35 | Частная коллекция | 99 | |
Дорога (La route) | 1865 | 40,7 х 31,8 | Частная коллекция | 100 | |
Марна в Шенневьер ( Bords de la Marne à Chennevieres) | 1865 | 91,5 х 145,5 | Шотландская национальная галерея , Эдинбург | 103 | |
Площадь в Ла-Рош-Гийон (Place à La Roche-Guyon) | 1865 | 50 х 61 | Старая национальная галерея , Берлин | 104 | |
Поездка на осле в Ла-Рош-Гийон (Promenade à dos d’âne à La Roche-Guyon) | 1865 | 35 х 51,7 | Частная коллекция | 105 | |
Берега Марны зимой (Bords de la Marne en hiver) | 1866 г. | 91,8 х 150 | Чикагский институт искусств | 107 |
Художник Камиль Писсарро: биография и творчество
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на одном из Виргинских островов, которые тогда принадлежали Датскому королевству. Он был третьим сыном в обеспеченной семье, занимавшейся продажей хлеба и выпечки. В 12-летнем возрасте родители отправили его учиться в школу-интернат в пригороде Парижа на пять лет. Уже тогда будущий художник был страстно увлечен рисованием и часто посещал Лувр.
Когда Камиль Писсарро вернулся домой, он работал в отцовском магазине, но рисовал каждую свободную минуту. Со временем он познакомился с датским пейзажистом Фрицем Мельби (Fritz Melbye) и под его руководством написал первые настоящие картины. Лишь в 1855 году молодой Писсарро сумел убедить отца, что живопись — его призвание, и уехал в Париж для получения образования. На постижение секретов художественного мастерства и выработку собственного стиля уйдет еще около 10 лет.
Как раз в 1855 году в Париже проходила Всемирная выставка. На ней Писсарро познакомился с творчеством художников старшего поколения, ставших для него образцом. В первую очередь, это:
- Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet);
- Гюстав Курбе (Gustave Courbet);
- Камиль Коро (Camille Corot).
Вскоре нашлись единомышленники младшего возраста, также предпочитавшие живую реалистичность сухим и консервативным канонам академизма. Среди них были:
- Клод Моне (Oscar-Claude Monet);
- Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
- Поль Сезанн (Paul Cézanne).
В 1860 году художник повстречал будущую супругу Жюли Веллей (Julie Vellay), с которой проживет 30 лет. Большую часть этого времени многодетная семья проведет в бедности и заботах, но Камиль Писсарро не унывал и смотрел в будущее с неизменным оптимизмом.
В официальном Салоне картины Писсарро принимали прохладно. Если и не отвергали, то развешивали где-то под потолком. Но со временем к нему пришла известность и появился круг поклонников. Про художника писали, что он «рисует запах земли». Материальное положение стало улучшаться после поездки в Лондон с Клодом Моне во время франко-прусской войны. Художники знакомятся с творчеством Уильяма Тернера (William Turner) и коллекционером Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который поддерживал импрессионистов.
После возвращения художник обнаружил, что почти все его картины, созданные за 20 лет, уничтожены солдатами. Из полутора тысяч полотен уцелело лишь 40. Это стало бы ударом для любого, но Писсарро лишь с удвоенной энергией принялся вновь за работу. Наступили самые плодотворные годы его творчества. В 1873 году, при его активном участии, 15 молодых художников объединяются в «Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов», а еще через год состоялась первая выставка импрессионистов.
Привыкшие к традициям академизма критики ужаснулись, увидев картины молодых художников, и нашли в них «грубейшие ошибки»:
- слишком обыденные и даже вульгарные сюжеты;
- небрежную и схематичную манеру исполнения;
- странный выбор оттенков и цветные тени.
Искусствовед Альбер Вольф (Albert Wolff) писал о Камиле Писсарро: «нужно объяснить этому художнику, что деревья не бывают фиолетовыми, а небо не окрашивается в цвет свежего масла». Но уже вторая выставка была успешной, и многие картины нашли покупателей. В дальнейшем Писсарро участвовал во всех экспозициях импрессионистов, а на последней представил работы в технике пуантилизма. В 1884 году у него останавливался молодой Ван Гог, которому художник передал идеи выражения света и цвета.
На склоне лет Писсарро продолжал писать пейзажи в стиле импрессионизма, которые пользовались большой популярностью и попали в музей уже при жизни автора. Когда болезнь глаз затруднила работу на пленэре, художник стал писать виды из окон своего дома и городских гостиниц. Умер Камиль Писсарро 13 ноября 1903 года в Париже в возрасте 73 лет. Несколько его сыновей и дочь пошли по стопам отца. В настоящее время правнук художника работает куратором в Музее MoMA в Нью-Йорке.
Две молодые крестьянки
«Две молодые крестьянки» были написаны для выставки работ Писсарро, однако, продать их не удалось и Писсарро передал картину своей жене, Джули Веллей. Мы видим двух молодых крестьянок на переднем плане, отдыхающих от работы, с полями и деревьями, простирающимися позади них. Акцент явно делается на двух женщинах, одна из которых — девушка слева — племянница Джулии, Эжени Эструк. Несмолтря на то, что в этой картине, Писсарро несомненно продолжает эксперименты с пуантилизмом, этот прием не так явно выражен здесь. Мы видим четкие очертания образов, которые лишь заполнены отрывистыми мазками.
Тропический пейзаж с сельскими домами и пальмами
В возрасте 21 год Писсарро покинул свой дом и переехал в Венесуэлу, чтобы полностью посвятить себя живописи. В течение нескольких лет он вместе со своим учителем Фрицем Мельбюем безостановочно рисовал все, что видел, включая дома, пейзажи, деревни и т. д. Одной из таких работ, созданных им в Южной Америке, является картина «Тропический пейзаж с сельскими домами и пальмами», написанная в 1853 году. , на которой изображена сельская местность с парой домов. Это одна из его самых ранних работ и хороший пример того, как Писсарро начинает чувствовать себя художником. Сегодня картина находится в коллекции Национальной художественной галерее в Каракасе.
Тропический пейзаж с сельскими домами и пальмами , 1853
Клод Моне (1840—1926).
Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.
Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.
Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.
Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.
В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.
Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке. Клод Моне
Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.
Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.
К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.
Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.
Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.
Так появились бесчисленные стога сена.
Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891.
Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов
Это ещё одно их изобретение.
Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.
О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.
Камиль Писсарро — картины 1875-1879 годов
Дома в снегу 1879г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Тронинка у грота в Понтуаз плохую погоду 1875г 54х65см | Тропинка Жали в Понтуаз 1875г | Тропинка через поля 1879г Musée d’Orsay, Paris, France | Дорожка в лесу 1879г |
Крестьянин на дорожке у Эрмитаж в Понтуаз 1876г | Улица в Понтуаз 1879г | Пруд в Монфуко осенью 1875г | Дорожка сквозь лес осенью 1876г | Бульвар Батиньоль 1879г |
Дома в Овере близ Понтуазе 1879г | Перекрёсток Эрмитаж Понтуаз 1876г | Евгенийй Мюрер у печи 1877г 65х88см | Крестьянский двор у Меисон Руж Понтуаз 1877г 50х65см | Крестьянка чешет шерсть 1875г 47х56см Bührle Foundation, Zürich, Switzerland |
Ярмарка в Эрмитаж 1876г | Поля 1877г | Рыбак на берегу Уазы 1876г 56х38см | Парк в Матурен 1876г Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, MO, USA | Пасмурный день на берегу Уазы 1878г Musée d’Orsay, Paris, France |
Портрет Люсьена Писсарро 1875г Ashmolean Museum, Oxford, UK | Крестьянка с косой 1880г 21х12см | Дома в Эрмитаж Понтуаз 1879г | Мер Гаспар 1876г 55х45см | Пейзаж Валермей 1878г 38х55см |
Пейзаж с землекопом 1877г | Сент дю Шо близ Понтуаз 1878г 92х57см Musée de la Chartreuse, Douai, France | Матурен Понтуаз 1877г 73х59см | Люсьенн Писсарро в интерьере 1875г | Мартовское солнце в Понтуаз 1875г Kunsthalle, Bremen, Germany |
Близ Понтуаз 1878г | Близ Понтуаз 1879г 40х26см | Фруктовый сад зимой Понтуаз 1877г 18х22см | Дорожка в ле Шо Понтуаз 1878г 50х92см Musée de la Chartreuse, Douai, France | Крестьяне и стога 1878г |
Крестьяне переносят сено Монфуко 1875г | Пер Мелон на отдыхе 1879г 54х65см | Пер Мелон пидит берево 1879г 116х89см | Вид на Понтуаз через поля 1879г 46х55см | Портрет Евгения Мюрера 1878г 170х142см Museum of Fine Arts, Springfield, MA, USA |
Портрет Эжен Аструк 1876г 31х21см | Портрет мадам Писсарро за вышивкой перед окном 1879г Ashmolean Museum, Oxford, UK | Пристань в Понтуаз 1876г | Радуга в Понтуаз 1877г Rijksmuseum Kröller-Müller, Otterlo, Netherlands | Красные крыши в углу деревни зимой 1877г Musée d’Orsay, Paris, France |
Косари на отдыхе Монфуко 1875г 45х54см | Отдых в лесу Понтуаз 1878г Kunsthalle Hamburg, Germany | Неспокойный пейзаж зимой 1875г 39х55см | Розы в стакане 1877г | Дорога Дю Фонд в Эрмитаж Понтуаз 1877г |
Сапожники 1878г | Сильный ветер в Понтуаз 1877г | Этюд Понтуаз 1878г 55х46см | Этюд с бочками Монфуко 1875г | Этюд для жатвы в Монфуко 1879г 21х26см |
Дорога в Овер Понтуаз 1879г 38х46см | Лесная глушь в Эрмитаж Понтуаз 1879г Cleveland Museum of Art, Cleveland, OH, USA | Глубинка Сент Антони Понтуаз 1876г | Берег Уазы в Понтуаз Рыбак 1878г | Берег Сены в Париже Понт Мари около Анжу 1875г |
Бульвар в снегу 1879г 65х54см Musée Marmottan, Paris, France | Карьер в Эрмитаж Понтуаз 1878г | Поляна 1876г | Тропа в горку Эррмитаж 1877г National Gallery, London, UK | Дилижанс 1877г Musée d’Orsay, Paris, France |
Эффект снега в Эрмитаж Понтуаз 1875г | Парк в Понтуаз 1877г | Девочка и гуси в снег 1875г Museum of Fine Arts Houston, United States | Сенокос в Монфуко 1876г Musée d’Orsay, Paris, France | Сенокос в Монфуко 1876г |
Повозка в Монфуко 1879г | Большое ореховое дерево в Эрмитаж 1875г | Прачка 1879г 55х46см | Мостик в Понтуаз 1875г Staedtische Kunsthalle Mannheim, Germany | Мостик в Понтуаз 1875г 81х65см Kunsthalle Mannheim, Mannheim, Germany |
Уаза в Понтуаз в плохую погоду 1876г Museum Boijmans van Beuningen, Rotterdam, Netherlands | Старая дорога в Понтуаз 1877г 92х150см | Парк Шаритт в Понтуаз 1878г | Дорожка из Понтуаз 1879г | Дорожка в деревню 1875г Kunstmuseum Basel, Basel, Switzerland |
Пруд в Монфуко 1875г 92х73см Barber Institute of Fine Arts, Birmingham, UK | Карьер в Понтуаз 1875г Rudolf Staechelin Foundation, Switzerland | Дорожка в Понтуаз 1875г Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA | Дорога Сент Антони в Эрмитаж Понтуаз 1875г | Сеятель в Монфуко 1875г 55х46см |
Огород с цветущими деревьями весной в Понтуаз 1877г 81х65см Musée d’Orsay, Paris, France | Ваза с цветами 1878г | Огород в Эрмитаж близ Понтуаз 1879г Musée d’Orsay, Paris, France | Вид на Сент Уан 1876г Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut, USA | Зима в Монфуко 1875г 46х56см |
Зима в Монфуко 1875г | Женщина и ребёнок за рукоделием 1877г | |||
1869–1870 (Louveciennes) [ править ]
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Деревня сквозь деревья (Le Village à travers les arbres) | 1869 г. | 54 х 44,5 | Частная коллекция | 134 | |
Версальская дорога в Лувесьенн (Круизант де ла Рут де Версаль и дю Шмен де л’Акедюк, Лувесьен) | 1869 г. | 38,4 х 46,3 | Художественный музей Уолтерса , Балтимор | 138 | |
Дорога Версаля, Лувесьен, снег (La route de Versailles, Louveciennes, neige) | 1870 г. | 43,2 х 65 | Фонд EG Bührle , Цюрих | 142 | |
Территория Шато дю Пон под снегом, Лувесьен, Парк дю Шато дю Пон-су-ла-Неж, Лувесьенн) | 1870 г. | 32,3 х 47,5 | Чикагский институт искусств | 143 | |
Вход в Марлийский лес (эффект снега) (Entrée de la forêt de Marly, effet de neige) | 1870 г. | 38 х 46 | Частная коллекция | 144 | |
Каштаны в Лувесьен, весна (Châtaigniers à Louveciennes) | 1870 г. | 59,5 х 73 | Музей Лангматта, Баден | 148 | |
Дорога Версаля, Лувесьен | 1870 г. | 32,8 х 41,1 | Институт искусств Кларка , Уильямстаун, Массачусетс | 151 | |
Дилижанс в Лувесьен (La Diligence sur la route de Versailles, Лувесьен) | 1870 г. | 25,5 х 35,7 | Музей Орсе , Париж | 152 | |
Версальский путь, Лувесьен, после дождя | 1870 г. | 50 х 61 | Частная коллекция | 153 | |
Дорога Версаля, эффект дождя | 1870 г. | 40,2 х 56,3 | Институт искусств Кларка , Уильямстаун, Массачусетс | 155 | |
Дома в Буживале (Maisons à Bougival) | 1870 г. | 89 х 116 | Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес | 157 | |
Вид на акведук в Лувесьен, весна | c. 1870 г. | 52,7 х 81,9 | Национальная галерея , Лондон | 158 | |
Chemin de Prunay, Цветущее дерево, Louveciennes (Chemin de Prunay, arbre en fleur, Louveciennes) | 1870 г. | 46,7 х 56,5 | Частная коллекция | 159 | |
Дом месье Мюзи, Лувесьен (La maison de M. Musy, Louveciennes) | 1870 г. | 43,5 х 65 | Частная коллекция | 161 | |
Разговор, Лувесьен | 1870 г. | 100,5 х 81 | Фонд EG Bührle , Цюрих | 163 | |
Коляски на Версальском пути, Louveciennes Promeneurs sur la route de Versailles, Louveciennes) | 1870 г. | 45,8 х 55,7 | Художественная галерея Саутгемптона | 164 | |
Дорога в Лувесьен (Route à Louveciennes) | 1870 г. | 44 х 30 | Частная коллекция | 167 | |
Вид на Марли-ле-Руа (Vue sur le Village de Marly-le-Roi) | 1870 г. | 47 х 71 | Фонд EG Bührle , Цюрих | 170 | |
Лес (La forêt) | 1870 г. | 78,8 х 97,6 | Художественная галерея Йоханнесбурга | 172 | |
Сосны в Лувесьен (Les sapins à Louveciennes) | 1870 г. | 69 х 78 | Частная коллекция | 173 |
1852–1856 (Сент-Томас, Вест-Индия)
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Пейзаж с домом в лесу в Сен-Томас, Антильские острова (Scène villageoise) | ок. 1854–55 | 23,5 х 30,5 | 8 | ||
Деревня у подножия холма в Сент-Томас, Антильские острова (Village au pied d’une colline) | ок. 1854–55 | 24 х 30,4 | 9 | ||
Горный пейзаж в Сен-Томас, Антильские острова (незавершенный) (Деревня Монтань) | ок. 1854–55 | 26,2 х 23,5 | 10 | ||
Женщина с кувшином на голове (Femme Noire portant une cruche sur la tête) | 1854–55 | 33 х 24 | 15 | ||
Ручей с пальмами (Crique avec palmiers) | 1856 г. | 24,5 х 32,2 | 16 | ||
Антильский пейзаж, Сент-Томас (Personnages discutant au bord d’un chemin) | 1856 г. | 32,5 х 46 | 19 | ||
Две женщины болтают у моря (Deux femmes causant au bord de la mer) | 1856 г. | 27,9 х 41 | 23 | ||
Ручей в Сент-Томас, Антильские острова (Crique avec voilier) | 1856 г. | 35 х 53 | 24 | ||
Прачка на берегу реки (Femme lavant du linge dans une rivière) | 1856 г. | 16,9 х 24 | 28 год |
Эдуард Мане (1832—1883).
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.
Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.
На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.
Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.
Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
Холм Жалле, Понтуаз
Изображение пасторального французского пейзажа, холм Жале, нарисованный в 1867 году, был показан в Салоне 1868 года. Именно эта картина закрепила за Писсарро звание новатора в живописи сельских пейзажей. На переднем плане зрители видят изогнутую дорожку, по которой идут две женщины; за ними деревня, усеянная домами. Вдохновленный такими художниками, как Коро, Курбе и Милле, Писсарро начал выезжать из Парижа, чтобы запечатлеть на холсте красоту сельской местности. И хотя многие художники того времени выезжали на плэнеры, чаще всего, они заканчивали свою работу в студии; однако данная картина полностью написана Писсарро на месте. Картина выставлена в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Холм Жалле, Понтуаз, 1867
Красные крыши
Еще одно восхитительное полотно Писсарро, которое можно увидеть в Париже в Музее Орсе — «Красные крыши», картина, впервые показанная на выставке импрессионистов 1877 года. Писсарро был единственным художником, выставленным на всех восьми импрессионистских выставках. Через деревья с голыми ветвями выглядывают ряды беленных домов, увенчанных крышами разных оттенков оранжевого, красного и коричневого . За домами поля в зеленых и коричневых тонах, поддерживающих единый цветовой тон в работе; техника импасто позволяет свету танцевать на поверхности, придавая глубину живописи.
Красные крыши, 1877
Красные крыши
Еще одно восхитительное полотно Писсарро, которое можно увидеть в Париже в Музее Орсе — «Красные крыши», картина, впервые показанная на выставке импрессионистов 1877 года. Писсарро был единственным художником, выставленным на всех восьми импрессионистских выставках. Через деревья с голыми ветвями выглядывают ряды беленных домов, увенчанных крышами разных оттенков оранжевого, красного и коричневого . За домами поля в зеленых и коричневых тонах, поддерживающих единый цветовой тон в работе; техника импасто позволяет свету танцевать на поверхности, придавая глубину живописи.
Красные крыши, 1877
Камиль Писсарро — картины 1880-1885 годов
Яблоня в Эраньи 1884г | Служанка сидит в саду в Эраньи 1884г | Улица в Овере с соломенной хижиной и коровой 1880г 73х60см | У воды 1881г | Скалы в Пети Далле 1883г |
Пастушка 1883г | Пастушок в Эраньи 1884г Museum of Modern Art, Saitama, Japan | Пастушкав Понтуазе 1880г | Пастушка в Понтуаз 1882г | Ферма в Бесинкур 1884г |
Наводнение в Понтуаз 1882г | Сбор травы 1882г 36х37см | Девочка с прутиком 1881г 64х81см Musée d’Orsay, Paris, France | Дом на скале 1883г | Огород в Понтуаз 1881г |
Продавщица каштана Фиоре Сент Мартин В Понтуаз 1881г | Пейзаж в Шапонвал 1880г 65х54см Musée d’Orsay, Paris, France | Пейзаж с женщиной несущеей воду лошадям 1881г 35х47см | Пейзаж в Осни 1883г | Пейзаж в Осни 1883г |
Пейзаж в Осни полив 1883г | Пейзаж в Понтуаз 1882г | Пейзаж близ Понтуаз 1880г | Пейзаж близ Понтуаз дорога в Овер 1881г 92х56см Israel Museum, Jerusalem, Israel | Прачки на берегу Уазы в Понтуаз 1881г |
Прачки и мельница в Осни 1884г | Бульвар Клиши 1880г 74х59см Sterling and Francine Clark Art Institute at Williamstown, MA, USA | Валермей близ Понтуаз 1880г | Мостик в Осни 1883г 21х25см | Рынок в Понтуаз 1882г 62х46см |
Старый дом в Эраньи 1884г | Крестьянка 1882г 167х139см | Крестьянка надевает платок 1882г 54х38см | Крестьянка собирает траву 1881г | Крестьянка пьющая кофе 1881г |
Крестьянка собирает траву 1883г | Крестьяне собирающие картофель 1882г | Крестьянка с ребёнком 1881г | Крестьяне на отдыхе 1881г Toledo Museum of Art, Toledo, OH, USA | Крестьянка за стрижкой газона 1882г 57х45см |
Крестьянка с ребёнком во время уборки урожая в Понтуазе 1882г | Крестьянка греется 1883г 73х60см | Крестьянка с козой 1881г | Отец Медон рубит дерево 1880г | Уборка гороха 1880г |
Площадь Республики в Руане с трамваем 1883г 46х55см | Портрет Феликса Писсарро 1881г 55х46см Tate Britain, London, England, UK | Портрет Жоржа 1883г 43х38см | Портрет мадам Писсарро 1883г | Портрет Нини 1884г |
Картофельный рынок в Понтуаз Бульвар де Фосса 1882г | Продавщица тыквы 1883г | Сельская девочка отдыхает лёжа на траве 1882г Kunsthalle, Bremen, Germany | Крестьянская девочка сидит 1883г 73х60см | Крестьянки сидят и вшивают 1881г |
Сидящая крестьянка 1880г | Снег в Монфуко 1882г | Крестьяне весной в поле 1882г 24х53см | Пароход 1883г | Этюд Пастухи в Эраньи 1884г |
Этюд Крестьянка копает 1882г | Восход в море 1883г | Закат в Валермей близ Понтуаз 1880г | Берег Эпт в Эраньи 1884г | Ручей в Осни 1883г |
Капустное поле в Понтуаз 1882г | Капуста в Понтуаз 1882г | Карьер в Понтуаз 1882г 54х65см | Ферма в Осни 1884г | Уборка урожая Жатва 1882г Bridgestone Museum of Art, Tokyo, Japan |
Жатва 1883г 41х32см Galerie Daniel Malingue, Paris, France | Горничная 1882г Tate Britain, London, England, UK | Рынок 1883г | Тропинка в Босинкур 1884г | Продавщица мяса 1883г 66х54см Tate Britain, London, England, UK |
Порт в Руане 1883г 46х55см | Птичий рынок в Понтуаз 1882г Norton Simon Museum, Pasadena, CA, USA | Набережная в Руан 1883г 55х46см Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery, London, UK | Крестьянские дети перекусывают на отдыхе 1882г 60х73см | Порт Руана 1883г |
Сеноворошилка 1884г | Этюд Сеноворошилка 1881г 60х46см | Деревенская тропинка и соломенная хижина в валермей 1880г 73х56см | Девочка и индейки 1884г | Две юные крестьянки беседуют под деревьями 1881г |
Валермей близ Уазы в дождь 1881г | Вид на ферму в Осни 1883г | Вид на Эраньи 1884г | Вид Осни близ Понтуаз 1883г 60х73см | Вид Руана 1883г |
Вид на крепость Понтуаз весной 1881г 74х60см | Прачка Мер Лаверше 1880г Metropolitan Museum of Art, New York City | На прополке 1882г 21х30см | Женщина копает 1883г 46х38см | Жещина за вышивкой 1881г |
Женщины сабирают траву 1883г | Юная крестьянка в шляпе 1881г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA | Молодая женщина и ребёнок у колодца 1882г 81х66см Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA | Молодая женщина моет тарелки 1882г 85х65см Fitzwilliam Museum, UK | Молодая женщина с зонтом 1880г 46х30см |
Великий театр
Гранд-Опера в Париже, или Palais Garnier — это оперный театр на 1979 мест, расположенный на бульваре Капуцинов. Его также часто называют Оперой Гарнье. После постройки Оперы Бастилии театральная сцена Гарнье стала часто использоваться для балетных постановок.
В создании главного фасада театра участвовали около сотни скульпторов, больше десятка художников. Фасад украшают позолоченные фигурные группы: «Гармония», «Поэзия», «Танец» и «Лирическая драма». Между колоннами расположили бюсты великих композиторов; Россини, Бетховена, Моцарта.
Смотреть галерею
Интерьер здания Оперы Гарнье впечатляет еще больше, чем внешний вид: мраморная лестница, огромные хрустальные люстры и мозаичный потолок настолько роскошны, что помещение часто сравнивают с Версалем.
Palais Garnier — это самый большой театр в Париже и самый величественный в мире.
Здесь часто проходят гастрольные выступления артистов. Артисты Московского театра в последние годы часто выступали на сцене Парижской оперы и радовали французскую публику. В 2011 году в программы гастролей был включен балет «Пламя Парижа» Большого театра по мотивам эпохи Великой Французской революции.
Красные крыши
Еще одно восхитительное полотно Писсарро, которое можно увидеть в Париже в Музее Орсе — «Красные крыши», картина, впервые показанная на выставке импрессионистов 1877 года. Писсарро был единственным художником, выставленным на всех восьми импрессионистских выставках. Через деревья с голыми ветвями выглядывают ряды беленных домов, увенчанных крышами разных оттенков оранжевого, красного и коричневого . За домами поля в зеленых и коричневых тонах, поддерживающих единый цветовой тон в работе; техника импасто позволяет свету танцевать на поверхности, придавая глубину живописи.
Красные крыши, 1877