Религиозная живопись виктора васнецова

Биография Васнецова

Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях

С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н

Крамской и В. В. Стасов.

Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».

В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы. Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни. Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине «Аленушка» (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.

В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.

Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет. Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря. Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.

Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.

Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э. Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».

Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.

1885 Васнецов В.М. «Богоматерь с младенцем»

Этот эскиз для абсиды Владимирского собора в Киеве Виктора Михайловича Васнецова, был написан в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В.М. Васнецова. Владимирский собор – кафедральный патриарший собор Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата; находится на бульваре Шевченко, был заложен в честь ознаменования 900-летия Крещения Руси. Идея возведения храма в честь равноапостольного князя Владимира принадлежала митрополиту Филарету, которая понравилась Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор средств, длившийся 7 лет, до 1859 года, но за это время было собрано только 100 тыс. рублей. Еще Киево-Печерская лавра для строительства собора пожертвовала со своего завода миллион кирпичей. Только после визита в Киев императора Александра II, в 1875 году решено было продолжить строительные работы. Для этого был приглашен петербургский архитектор Р. Бернгард, который произвел новые расчеты и нашел техническое решение для ликвидации трещин — он предложил укрепить стены контрфорсами; в целом строительство храма завершилось к 1882 году. Владимирский собор представляет собой шестистопный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания – 55 м, ширина – 30 м, а высота с крестом – 49 м; фасад украшен мозаиками; на массивных бронзовых дверях главного портала можно увидеть литые бронзовые рельефы с изображением княгини Ольги и князя Владимира. Работы по оформлению интерьера проводились по проекту петербургского профессора, знатока древней живописи А.В.Прахова, руководившего в Киеве реставрацией фресок Кирилловской церкви. Прахов, чтобы добиться финансирования в полном объеме, пошел на хитрость и первоначально занизил стоимость отделочных работ, а по мере их продвижения, добивался новых ассигнований. Под общим наблюдением профессора Прахова на протяжении 10 лет (1886-1896 гг.) Владимирский собор расписывала группа выдающихся художников – В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский; в украшении интерьера собора мозаиками принимали участие мастера из Венеции. Общая тема живописи в интерьере подчинена идее спасения, о чем повествуют как масштабные композиции на евангельские сюжеты, так и символически изложенная история Русской Православной церкви, которую представляют 30 фигур святых – мучеников, святителей, князей. Основную часть фресок выполнил художник В.М. Васнецов, расписавший в общей сложности 3 тыс. кв. м стен — его кисти принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. Центральная композиция в алтаре храма – «Богоматерь с Младенцем», производящая наиболее сильное впечатление на зрителей. Иконостас собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора; разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, Испании и России украшают интерьер храма; из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны. В мае 1914 года при Владимирском соборе было организовано благотворительное Свято-Владимирское братство, которое в годы Первой мировой войны опекало раненных солдат. После установления в Киеве Советской власти, из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола, а запрет на отопления храма привел к разрушению росписей. В 1929-1941 годах во Владимирском соборе размещался Музей антирелигиозной пропаганд. Во время Второй Мировой войны после оккупации Киева немецкими войсками, в 1941 году в соборе возобновились богослужения. В 1944 году Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины; в 1946-52 годах была проведена масштабная реконструкция собора и возвращены ему некоторые раннее конфискованные предметы. Ныне собор действующий, с 1990-х годов является главным храмом УПЦ КП.

Слайд 26Когда шли работы по реставрации монументального васнецовского наследия в Предтеченском

храме, в ризнице было обнаружено произведение его станкового мастерства —

удивительное полотно «Отечество». Необычна его техника — «сухая кисть»: на тонкой хлопчатобумажной материи, натянутой на подрамник с полукруглым завершением. Написана композиция,  предназначенная для просмотра с тыльной стороны на просвет, подобно витражу. Художник работал в смешанной технике: масляной живописью исполнена окантовка композиции, водяными красками — ее центральная часть. Данная техника исключает исправления, и это свидетельствует о высоком профессионализме автора. Вероятно, это произведение предназначалось для размещения на Горнем месте центрального алтаря и предполагало заднюю подсветку. Необычна и композиция шедевра: формат разделен по горизонтали   примерно пополам. В верхней части написана фигура Бога Саваофа, близкая по решению монументальной росписи В.М. Васнецова в соборе Святого Владимира и живописи в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Над ним изображен Святой Дух в виде голубя. Внизу предстает распятый Христос в окружении Сил Небесных. Можно предположить, что «Отечество» было написано во второй половине 1890-х годов, когда  завершалась роспись храма. Данная техника крайне редко использовалась в  русском искусстве. Картина «Отечество» была найдена со значительными утратами, с несколькими прорывами, но ныне ее реставрация завершена опытным мастером, реставратором станковой масляной живописи I категории В.В. Панкратовым. Со временем это удивительное произведение Васнецова будет размещено на почетном месте в нише на южной стене четверика, напротив другого васнецовского творения — «Оплакивание Христа».

В.М.Васнецов «Отечество», холст.

1885 Васнецов В.М. «Богоматерь»

Этот картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее. В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник дает. У него уже есть опыт — абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданию монументально- декоративного пространства. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть свое настоящее призвание. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Он вложил в эту работу всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни. Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного 900-летию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства — памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества. Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, если эскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны были приниматься церковным Советом. Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи: «…иной раз полно, ясно и прочувствованно, — писал он, — вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось». Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. «Вы удивительно хорошо сказали, — писал он в одном из писем Елизавете Григорьевне Мамонтовой из Киева, — что моя работа — «путь к свету», только это убеждает меня на этом подчас невыносимо тяжелом пути». Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностью и смелостью». Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора.Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.

Слайд 24В.М. Васнецов. «Преддверие Рая». Роспись западной стены главного алтаря. 90ые

годы XIX в.Элементы росписи Васнецова из главного алтаря храмаОрнаментальная живопись,

обнаруженная на стенах центрального алтаря, по своим графическим и живописным особенностям характерна для стиля «модерн» и соответствует индивидуальной стилистике В.М. Васнецова. Она покрывает все плоскости стен от панелей в нижней части и до пяты сводов вверху. Внизу  размещен стилизованный греческий меандр. Над ним проходит фриз в виде плетеной косы, из которой вырастают белые цветы, напоминающие тюльпаны. В композиции также использованы огромные ягоды клубники. В самом верху над карнизом  находится изображение восьмиконечного креста. В нижней части сводов конхи помещен крупнолистный орнамент. Этот фриз переходит в третий ярус орнаментальных изображений, расположенный по всей конхе алтаря и   обрамляющий композицию «Эммануил в силах». Роспись верхнего яруса представляет собой спиралевидную виноградную лозу с крупными гроздьями ягод, что обращено к древней символике, которая часто использовалась как декоративный мотив в религиозном искусстве и архитектуре. Виноградная лоза — общепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на притче Спасителя о виноградной лозе: «Я есмь истинная виноградная лоза…» (Ин. 15:1 — 17). Виноград в христианском искусстве — это также символ евхаристического вина — Крови Сына Человеческого. На западной стене алтаря размещена композиция «Преддверие Рая», стилистически близкая работе В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.

Описание картины Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская»

Известный русский иконописец Ушаков создал огромное множество искусных икон. Его работы выполнены в классическом церковном стиле. Иконописные картины Симона Ушакова сверкают золотом и драгоценными камнями. Мастер умел подобрать нужные краски, чтобы передать великолепие библейских персонажей и сцен. Одна из его прекрасных работ – икона «Богоматерь Владимирская».

Изображение Марии с маленьким Иисусом – популярный иконописный сюжет. Икона Ушакова 1652 года заметно выделяется в серии подобных творений. Живописец создал двустороннюю икону. На ее обороте находится Голгофский крест. Лицевую сторону составляет композиция, вписанная в вертикальный прямоугольник. Богоматерь обнимает Младенца, который в свою очередь так же тянется к ней.

С. Ф. Ушаков использовал в картине теплые золотистые оттенки. Одежда Марии темная – насыщенного коричневого цвета, украшена золотой каймой. Маленький Христос облачен в желтое одеяние, подвязанное бронзовым поясом.

Икону сопровождают традиционные графические надписи у изголовья персонажей. Золотистые нимбы четко очерчены округлыми рамками. Композиция в целом проста, но несмотря на это передает глубокое духовное содержание портрета.

Лица главных библейских героев полны чувств и переживаний. На лице матери заметна пророческая скорбь по сыну. В глазах читается любовь и нежность к самому родному созданию. Ребенок на ее руках преданно всматривается в лицо матери. Несмотря на столь малый возраст, можно увидеть мудрость и спокойствие в его чертах.

Икона «Богоматерь Владимирская» изначально находилась в Замоскворечье, в церкви Архангела Михаила. Теперь ее можно лицезреть в Третьяковской галерее. Великолепная по замыслу и исполнению картина понятна всем верующим людям. Далекие от религии ценители искусства тоже оценят это замечательное творение кисти Ушакова.

Васнецов Виктор

Купить картину или постер «Богатыри на конях», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф

от 618,28 р.

Купить картину или постер «Богатырский галоп», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф

от 549,84 р.

Купить картину или постер «Богатырь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональ

от 591,60 р.

Купить картину или постер «Богоматерь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона

от 813,16 р.

Купить картину или постер «Богоматерь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона

от 618,28 р.

Купить картину или постер «Богоматерь с Младенцем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то

от 884,02 р.

Купить картину или постер «Богоматерь с младенцем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то

от 633,36 р.

Купить картину или постер «Богоматерь с Младенцем на престоле», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем и

от 1259,76 р.

Купить картину или постер «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению ше

от 646,12 р.

Купить картину или постер «Боярышня (Портрет В. С. Мамонтовой)», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем

от 603,20 р.

Купить картину или постер «Брусила и берендеи ребята», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере,

от 554,48 р.

Купить картину или постер «Брюсов календарь», художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профе

от 647,28 р.

Слайд 23Васнецов. Мозаика северного свода главной церкви. 1890-е годыВаснецов. Мозаика окна

главного храма. 1890-е годыРеставрация мозаикиСводы, стены, оклады клиросных икон в

главном объеме храма выполнены из стеклянной мозаики. Мозаичные работы в Предтеченском храме выполнены в технике Hinterglassmalеrei (живопись стеклом), в настоящее время секрет этой техники утрачен. В классической мозаичной технике золото помещается между стеклами, а здесь золото и серебро различных видов нанесено на обратную сторону стекла, что создает эффект зеркальной поверхности. Кусочки стекла имеют различную, часто неправильную форму, в результате чего образуется сложная живописная фактура. Мозаика из подцвеченного стекла, характерная для эпохи модерна, также была излюбленной техникой В.М. Васнецова. Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном.

Жанровые картины

Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности — вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за «пущенные в лотерею» картины «Молочница» и «Жница». В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной — создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему «мертвыми». С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принёсшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников, — отметим среди них такие произведения, как «Нищие-певцы», 1873, «Чаепитие в трактире», 1874, „Книжная лавочка», 1876, «С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1875, «Преферанс», 1879. Надо сказать, что и в знаменитых «фольклорных» картинах Васнецова внимательный зритель заметит элементы жанровой живописи.

Работы художника

Алёнушка

Васнецов как-то признался Рериху, что «Алёнушка» — его любимейшее произведение. Это не «комментарий» к фольклорной истории, а трепетное вчувствование в её настроение; создание этого настроения с помощью точных пейзажных деталей. «Картина как будто давно жила в моей голове, — рассказывал Васнецов, — но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах…».

Витязь на распутье

Картина создана по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Первый вариант картины появился в 1878 году; Васнецов показал его под названием «Витязь». Этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова новую версию картины.

С квартиры на квартиру

Это лучшая картина в ряду жанровых полотен Васнецова. Благодаря этим работам передвижники и опознали его как «своего». Пафос этого произведения имеет критический характер и вполне отвечает теории и практике передвижничества. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира «униженных и оскорбленных».

После побоища Игоря Святославича с половцами

Картина создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве» и вызвала громкие споры, обозначив расхождения среди передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. Васнецов изобразил не саму битву, а её завершение, но это было обдуманно. Картина ознаменовала поворот Васнецова от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Богородица с младенцем и Иисус Христос

На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.

На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.

Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.

На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.

На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.

Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.

Слайд 33Васнецов оформил храмы в Киеве, Петербурге, Гусь-Хрустальном, Варшаве. Успех его

росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература

— исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения Русского религиозного искусства. Хотя сам мастер довольно скромно отзывался о своей работе: «Я думал, что проник в дух русской иконы, что выразил внутренний мир живописца тех времён. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древнерусской иконы оказался гораздо богаче в духовном смысле, чем дух нашего времени и мой лично». Это мужественное и гордое признание мастера не поза, а реалистичное понимание своего места в этом мире, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как укрепление храмов».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: