Описание картины василия перова «чаепитие в мытищах, близ москвы»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Картина «чаепитие в мытищах»: специфические особенности

О персонажах

    Говорят, что сюжетом для написания «Чаепития» послужили реальные события, которые Перов часто наблюдал в разных трактирах. Так что эта работа обычная обличительная жанровая картинка, где художник изобразил реалии времени. Следует отметить, это произведение, которое экспонировалось на выставках в Москве и Петербурге, произвело огромное впечатление на публику. Никто не сомневался — мастер высмеял сытую публику крепостной России.

    Лично мне при рассмотрении полотна, где, как говорят критики нет ничего случайного, захотелось написать небольшое эссе о каждом герое. Рассказать о том, как воевал солдат, за что получил награды и почему стал нищим… Придумать историю о поездке священника в один из монастырей, что лежит на севере от Мытищ… Ведь в том, что он «находится в дороге», сомнений нет.

   Несколько фраз можно посвятить кучеру, что сидит на козлах у полосатого верстового столба, и служанке, подливающей воду в самовар… И когда-нибудь я это обязательно сделаю. Пока же детально опишу видимое глазу.

Описание картины Василия Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

Картина Василия Перова “Чаепитие в Мытищах,близ Москвы”, Фото: opisanie-kartin.com

Название Чаепитие в Мытищах,близ Москвы
Страна, художник Россия, Василий Перов
Год 1862
Жанр Живопись
Находится Третьяковская галерея
Материалы Холст, масло

Эта работа художника был написана в 1862 году и породила множество споров и скандалов. Художник фактически своим произведением бросил вызов церковнослужителям, обвинив их в черствости, ханжестве и пороках.

Картина изобилует множеством мелких деталей, нюансов и мелочей. Место действия картины выбрано не спроста, именно Мытищинская водичка славилась своими вкусовыми качествами, а место считалось очень популярным.

На картине художник изобразил теплый летний день в подмосковном парке или лесочке. В тени деревьев установлен сервированный стол, за которым лениво попивает чай местный священник. Скорее всего это настоятель местной церкви.

Перед священником стоит в подобострастной просящей позе одноногий калека, вероятно, судя по старой шинели, бывший вояка. Рядом с ним скорее всего его сын, который помогает отцу передвигаться. Тут же мы видим шуструю служанку, которая старается прогнать нежданных посетителей, чтобы не мешали настоятелю наслаждаться отдыхом после непосильных трудов мирских.

Сам же священник, лениво втягивая горячий чай из блюдца совершенно не обращает внимание на происходящее, словно не замечает никого вокруг. Сзади один из монахов тоже пьет чай из чашки, но не смеет делать это за одним столом со священником

Он подобострастно и суетливо пьет чай за спиной настоятеля, чтобы не мешать тому наслаждаться покоем.

Этим художник так же очень тонко показал внутреннюю иерархию церкви. Картина носит явно сатирический характер, хотя и была написана для Мытищинской городской управы. Картина написана невыразительными тусклыми красками неслучайно. Художник намеренно отказался от яркой палитры, изобразив происходящее в серо-зеленых тонах.

Тем самым автор хотел показать обыденность и жизненную правды происходящего

Художник хотел привлечь внимание зрителя, противопоставив сытому, ленивому образу настоятеля нищенскую истощенную фигуру военного инвалида

Картина была принята неоднозначно, Священный синод осудил художника, обвинив его в антихристианском представлении священнослужителей. Но народ и общественность в большинстве своем поддержала художника, поэтому Церкви пришлось отступить и прекратить травлю.

Заказчик работу Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» не принял

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Василием Перовым в 1862 году по заказу Мытищинской городской управы. Однако заказчик работу так и не принял, ибо посчитал её откровенной сатирой…

     Для начала немного истории. Легенда гласит — в мае месяце 1775 года царица Екатерина II посетила Троице-Сергиеву лавру. По дороге, где-то в районе Мытищ ей предложили утолить жажду в одном из родников. Императрице вода показалась очень вкусной и она издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы. С той поры пить чай в Мытищах стало считаться хорошим тоном… Так что не удивительно, что городская администрация решила увековечить сей факт на картине и заказала её не абы кому, а самому Василию Григорьевичу Перову!

   Они-то, видимо, рассчитывали на помпезную картину, где обязательно будет запечатлена великая императрица… А Перов решил создать некое подобие народного лубка.

    Впрочем, всё это было бы ничего и можно было бы понять, если бы не одно «но». В позах фигур, в манере письма чувствуется злая ирония, сарказм и сатира. Священник, прихлебывающий чай, нищий с протянутой рукой, который сам ничего не видит и которого никто не видит… Нет, такая картина не должна украшать залы управы! — громко заявили чиновники.

Служивый

    Перед батюшкой стоит пара нищенствующих: старый слепой солдат-инвалид с орденами на изношенной шинели и мальчик-поводырь в оборванной рубашке… Можно даже подумать, что служивый кое-что видит. По крайней мере, его лицо повернуто в сторону священника. Да и рука у него не «протянута в пустоту». Служанке солдат явно знаком, ибо она даже не раздражена. Скорее испытывает некую неловкость за попрошайку. Более того, оберегает его от ожога и боится, что ненароком столкнёт самовар со стола.

   Но это мои домыслы. Обычно искусствоведы об этой картине говорят, что мастер грамотно играет на противоположностях: полноте монаха и истощённости инвалида, зеркальной чистоте сапог и порванной рубахе… При этом никто не отрицает — солдат является профессиональным нищим. Ордена ему служат реквизитом, а мальчик работает поводырём. Так что, тут ещё стоит серьёзно подумать над сюжетом!

Условия написания и особенности

Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. При этом создавалась она по заказу городской управы. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Автор — Василий Григорьевич Перов — здесь отказался от богатой палитры. Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Интересна также композиция картины

Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Хорошо видны истощенность солдата и сытость монаха, ободранная рубашка и чистота невероятно дорогих сапог, начищенных до зеркального блеска

Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. Обличая духовную пустоту, обжорство и ханжество церковников, автор в полной мере на стороне обиженных и несчастных

В данной работе художник отлично передал атмосферу неловкости, которая возникла в описанной ситуации. Служанка, которая обслуживает гостя, пытается смотреть исключительно в сторону, стыдится, а также испытывает неловкость. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Не случайно у художника в указанный творческий период были многочисленные неприятности, которые связаны с оценкой Священного синода целого ряда работ мастера. Все они имеют антиклерикальную направленность

Обличая духовную пустоту, обжорство и ханжество церковников, автор в полной мере на стороне обиженных и несчастных. В данной работе художник отлично передал атмосферу неловкости, которая возникла в описанной ситуации. Служанка, которая обслуживает гостя, пытается смотреть исключительно в сторону, стыдится, а также испытывает неловкость. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Не случайно у художника в указанный творческий период были многочисленные неприятности, которые связаны с оценкой Священного синода целого ряда работ мастера. Все они имеют антиклерикальную направленность.

Посмотрим своими глазами: персонажи

Поп, пьющий чай

Ну, да, по его наружности можно утверждать, что жизнь он ведёт сытую. Но так ли уж «невероятно дороги его сапоги»?

Смотрите внимательно. Перед ним стакан с бледным жидким чаем. Не чашка, а дешёвый стакан. На краешке стола прямо на скатерти лежит кучкой одна баранка и кусочек хлеба. Одна баранка. На скатерти. Не на тарелке. А внизу на земле открытый полупустой баул. Что-то мне кажется, эту баранку он достал минуту назад из своего дорожного баула.

Ещё по теме Для автора всякая игрушка — источник опыта и знаний

А это что за белые кусочки на краю стола? Очень похоже на сахар в тряпице. Его поп тоже достал из баула? Баранка и несколько кусков сахара — «богато накрытый стол»? Это на скатерти с заплатами? Ну-ну…

Крест на груди попа. Вы попов видели вживую? И какого размера их кресты? Что-то у этого попа он мелковат — не похоже на «богатого клерикала».

Служанка

А почему она наливает воду в самовар прямо сейчас? Она что – подливает сырую воду? Самовар пуст после предыдущего гостя? Видимо, так и есть.

У попа с дороги такая сильная жажда, что ему невмочь терпеть, пока самовар снова закипит. Вот и его спутник на заднем плане пьёт стоя. «Жажда не тётка».

Рука солдата не «протянута в пустоту», он просто держит её перед собой. Служанка оберегает его от ожога, да и чтобы не столкнул самовар со стола. Солдат слеп и не видит, что самовар с кипятком в опасной близости!

Теперь постараемся додумать то, что на картине прямо не изображено.

Общественность встала на защиту Перова

  Известно, что в это время у художника было множество неприятностей, связанных с реакцией Священного синода на целый ряд его работ антиклерикальной направленности. Прежде всего церковь возмущалась полотном «Сельский крестный ход на Пасхе».

    Коллекционеру Павлу Третьякову, который всегда покупал перовские картины, художник Сергей Худяков написал: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки…»

   Но этого не случилось. Прогрессивно настроенная общественность дружно встала на защиту художника. Претензии церкви прекратились. Однако Мытищинская городская управа картину покупать не стала. Но художник в накладе не остался. «Чаепитие в Мытищах», впрочем, как практически и все остальные полотна, приобрёл всё тот же Павел Третьяков.

Наследник Федотова

   Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. К слову, именно после «Чаепития в Мытищах» его стали называть прямым наследником Павла Федотова, но при этом отмечали, что он более искусен в рисунке и технике, нежели автор «Сватовства майора».

  Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и другие).

  Но для всех там он был лишь иностранцем, фиксирующим «разнообразные сценки» жизни чужой страны. Воспроизведение их нравов не даётся ему так же успешно, как изображение родного русского быта. Поэтому Перов принимает решение вернуться на родину, что и делает в 1864 году с разрешения Академии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: