Сюрреализм в живописи
Польский художник и фотограф Здзислав Бексиньский (Zdzisław Beksiński)
В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют “трудно уместные вместе” предметы.
Однако, даже если они и могут быть “трудно уместные вместе”, сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.
Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.
Художники-сюрреалисты:
- Сальвадор Дали;
- Жоан Миро;
- Леонора Каррингтон;
- Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
- Рене Магритт.
Религия и философия
Макс План воспитывался в лютеранском духе, и для него всегда на первом месте находились ценности религии. Каждый раз за обедом он произносил молитву. Известно, что с 1920 года и до конца жизни служил пресвитером.
Ученый был против объединения науки и религии. Под его критику попадали астрология, теософия, спиритуализм и другие модные направления. При этом он считал, что наука и религия равноценны по своей значимости.
Embed from Getty ImagesМакс Планк в библиотеке
Его лекция «Религия и естествознание» от 1937 года пользовалась популярностью, что отразилось в ее неоднократных публикациях впоследствии. Текст стал отражением событий в стране, которая находилась под властью фашистов.
Планк ни разу не называет имя Христа и вынужден постоянно опровергать слухи о смене своей веры. Ученый подчеркивал, что он не верит в личностного бога, но при этом остается религиозным.
Наука
В 1879 году Планк получает ученую степень доктора после защиты диссертации о втором начале термодинамики. В своей работе физик доказывает, что при самоподдерживающем процессе тепло не переносится от холодного тела к более теплому. В следующем году он пишет еще одну работу по термодинамике и получает должность младшего ассистента на физическом факультете в университете Мюнхена.
Embed from Getty ImagesМакс Планк на встрече в Обществе кайзера Вильгельма
В 1885 году Планк становится адъюнкт-профессором в Кильском университете. Его исследования уже стали приносить ему дивиденды в виде международного признания. Через 3 года ученого приглашают в Берлинский университет, где он также находится в должности адъюнкт-профессора. Вместе с этим получает пост директора Института теоретической физики. В 1892 году Макс Планк становится действительным профессором.
Через 4 года ученый начинает заниматься исследованиями теплового излучения тел. По теории Планка электромагнитное излучение не может быть непрерывным. Оно идет отдельными квантами, величина которых зависит от излучаемой частоты. Макс Планк выводит формулу распределения энергии в спектре абсолютного черного тела.
В декабре 1900 года физик на заседании Берлинского ученого совета докладывает о своем открытии и дает начало новому направлению – квантовой теории. Уже в следующем году на основе формулы Планка вычисляется значение постоянной Больцмана. Планку удается получить постоянную Авогадро – число атомов в одном моле, и ученый устанавливает величину заряда электрона с высокой степенью точности.
Embed from Getty ImagesМакс Планк и Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн впоследствии способствовал укреплению квантовой теории.
В 1919 году ученый Макс Планк получает Нобелевскую премию 1918 года за открытие квантов энергии и развитие физики.
В 1928-м он уходит в отставку, но продолжает сотрудничать с Обществом фундаментальных наук кайзера Вильгельма. Через 2 года нобелевский лауреат становится его президентом.
Автоматический рисунок
Андре Массон. Автоматический рисунок. 1925 год
В манифесте сюрреализма 1924 года автоматизм входит в определение сюрреализма Андре Бретон, из «Манифеста сюрреализма» 1924 года: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений»., но о живописи в этом тексте речи не идет. Более того, Пьер Навилль Пьер Навилль (1904–1993) — французский поэт, теоретик литературы, социолог. К сюрреалистическому движению примкнул в 1924 году, начав публиковаться в журнале «Яйцо вкрутую». Вместе с Бенжаменом Пере основал журнал «Сюрреалистическая революция», но вскоре уступил место редактора Андре Бретону. и некоторые другие ранние представители направления категорически отрицали возможность сюрреализма в живописи, считая, что автоматизм не применим к изобразительному искусству. Это были готовы оспорить некоторые художники, в числе которых были Андре Массон и Жоан Миро. В своем творчестве они предприняли попытку утвердить изобразительный эквивалент автоматического письма.
Автоматический рисунок — это еще одна возможность выразить образы бессознательного, но на этот раз графически. Язык так или иначе определяет результат сеанса автоматического письма — скорее всего, вы получите текст на родном языке и слова, которые вы напишете, будут вам знакомы. Визуальные же образы могут позволить добыть образы из бессознательного — именно их сюрреалисты воспринимали как некие проявления «чудесного».
Биография Макса Эрнста
Макс Эрнст появился на свет в многодетной семье 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна в городке Брюль на западе Германской империи. Отец мальчика учительствовал в школе для глухонемых малышей. Именно ему Макс обязан первыми навыками рисования. Филип-Эрнст был любителем живописи и свободное время посвящал рисункам на религиозную тему. Однажды он даже изобразил сына в виде младенца Иисуса.
Макс Эрнст рано увлекся рисованием. Все тонкости ему пришлось постигать самостоятельно. Отчасти это происходило и потому, что юное дарование отвергало всякие условности и регламент, бунтовало против правил и порядка. Он говорил, что одно упоминание о долге или обязанностях вызывало у него приступ отвращения. Разумеется, это не добавляло ему любви учителей в школе.
С 1909-го будущий художник — студент университета в Бонне. Родители видели Эрнста философом и психологом, но последняя дисциплина интересовала юношу только из-за возможности посещать лечебницы для душевнобольных. Любопытство мастера вызывало творчество сумасшедших.
Во время учебы он продолжает заниматься живописью и литературой. На его творчество оказывают сильное влияние работы Кандинского, Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), Мунка (Edvard Munch) и других признанных мастеров. Кроме того, Макс Эрнст серьезно интересуется работами Зигмунда Фройда (Sigmund Freud), поддерживает тесные приятельские отношения с экспрессионистом Августом Маке (August Robert Ludwig Macke). Считается, что именно дружба с Маке и сыграла решающую роль в выборе Эрнстом профессии художника.
В 1914-м, когда началась Первая мировая война, Эрнста призвали на фронт, в артиллерию. И даже на передовой Макс не прекращал творить. Более того, он умудрился устроить выставку своих работ в Берлине, в 1916-м. Во время боевых действий художник был несколько раз ранен и демобилизовался в чине лейтенанта.
Война не помешала и личной жизни мастера: незадолго до подписания мирных договоров, в 1918-м, Макс Эрнст заключил брак с Луизой Штраус. Их знакомство началось еще в университете, в 1914-м. Брак, продолжался всего четыре года и распался вскоре после рождения сына.
Во время и после войны происходит сближение Макса Эрнста с дадаистами. Художник экспериментирует с коллажами и техниками живописи, устраивает выставки. В 1921-ом он уже настолько знаменит, что получает приглашение организовать персональную выставку в Париже. Его работы вызывают огромный интерес у ценителей искусства, о парижской экспозиции много пишут в СМИ. Сам же автор не смог получить французскую визу, а потому на выставке не присутствовал.
В 1921-м состоится знакомство Эрнста со знаменитой Галой и ее супругом Полем Элюаром (Paul Éluard). Эта связь с будущей музой Сальвадора Дали (Salvador Dalí) оказала серьезное влияние на творчество мастера.
В 1925-м живописец принимает участие в Первой выставке сюрреалистов, которая проходит в галерее Pierre. В том же году он изобретает технику фроттажа. Рассказывают, что на идею новой методики его натолкнуло разглядывание теней на паркете. Фроттаж Эрнст впервые применил во время оформления книги «Естественная история». При этом художник не бросает коллаж — технику, которая ляжет в основу его будущих романов. Среди них: «Неделя доброты», «Безголовая женщина» и другие.
Приход к власти фашистов — сложное время для многих немецких художников. В печально знаменитой мюнхенской выставке «дегенеративного искусства» среди прочих участвуют две работы Макса Эрнста.
В июне 1941-го Эрнст перебирается в Америку, где живет его сын от первого брака, Джимми. В США он рисует крошечные пейзажи, часто встречается со старыми друзьями-сюрреалистами. Здесь же обретает счастье в браке. Последней его женой становится художница Доротея Таннинг (Dorothea Tanning).
Несколько лет спустя супруги переселяются на юг Франции, в край солнца и виноградников. Художник популярен и востребован, его слава в зените. Французский период — один из самых ярких в карьере мастера. Ночью 1 апреля 1976 года живописец покидает земной мир. Урна с его прахом покоится в колумбарии парижского кладбища Пер-Лашез.
Общая характеристика
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.
Сюрреалисты-художники искали новые технические методы уходить от реализма: Вольфгангом Пааленом был изобретен фьюмаж. Макс Эрнст изобрел фроттаж, придающий работам ирреальность, а также дриппинг. Оскар Домингес в 1936 году впервые использовал в творчестве декалькоманию — еще один метод, позволяющий освободить сознание, затем Эрнст применил этот метод к масляной живописи. Граттаж, также изобретенный Эрнстом, развил Эстебан Франсес.
Картины Владимира Куша
Как бы то ни было, сейчас, в картинах Владимира Куша нету и намека на хмурость.
В работах художника определенно чувствуется влияние Сальвадора Дали, в некоторых случаях даже слишком. Работа «забытые очки» даже по общей колористике схожа с картинами Дали. Однако индивидуальный стиль все же присутствует, что не мешает людям с нетренированным глазом путать его живопись с работами Сальвадора.
В отличие от работ Сальвадора Дали в картинах Владимира Куша нету такой полубезумной подсознательной энергетики. Зато взамен картины Куша отличаются некоторым умиротворением и философской созерцательностью — как будто смотришь грустную, но добрую сюрреалистическую сказку. Владимира можно причислить к коммерческим сюрреалистам.
Arrow of Time / Стрела времени.
To the Top / На вершинуTrojan Horse / Троянский конь (по моему больше похоже на троянского носорога — картина русского художника сюрреалиста — Владимира КушаStopped Moment / Застывшее мнгновениеStump of a Tree / Деревянный пеньStill Life with Mandolin / Натюрморт с Мандолиной.Our Time Together / Наше время вместе.Sisyphus / Сизиф.Moonlight Sonata / Лунная соната.One Flew over the Wasps Nest / Пролетая над осиным гнездомMillennium Watchman /Сторож Тысячелетия (тысячелетний сторож?).Forgotten Sunglasses / Забытые очки.Horn of Babel / Я не знаю, как это точно перевести. Дословно звучит как «Рожок беспорядка».Fiery Dance / Пламенный танец.Evening Flight / Вечерний полет.Eye of the Needle / Игольное ушкоDream Catcher / Ловец мечты.Deep Sea Project / Проект в морских глубинах.Daisy Games II / Игры ромашки (ромашковые игры?)Book of Books / Книга книг.
СТАТЬИ В ТЕМУ. НАВОДИБЕЛЬНО И КЛИКАБЕЛЬНО.
Самые известные картины Людвига Кирхнера
Картины Людвига Кирхнера — своеобразные вехи, по которым можно проследить творческий путь гения и понять изменения в его мировоззрении. Все работы предельно искренни, в них художник не боится быть веселым, озорным или страдающим, злым и даже испуганным:
- «Девушка под японским зонтиком» (1909) — своеобразный ответ на «Голубую обнаженную» Анри Матисса. Фигуры на заднем плане — отсылка к немецкой колонии Палау.
- «Городской парк в Шёнеберге» (1913) — пространство «вздыблено», наблюдатель смотрит на поверхность сверху, но фигуры и дома при этом даны на уровне глаз.
- «Потсдамская площадь» (1914) — картина передает впечатления художника от предвоенной германской столицы. Нервозность восприятия усиливается искаженными пропорциями, изломанными силуэтами.
- «Автопортрет в солдатской форме» (1915) — искалеченная правая рука как символ, указывающий на невозможность сосуществования искусства и войны.
- «Зимний пейзаж в лунном свете» (1919) — картина написана в очень узнаваемой манере, за которую Людвига Кирхнера считают одним из лучших пейзажистов первой половины ХХ века.
Верная Эрна пережила художника на 7 лет и успела застать конец войны. Сразу после смерти Людвига Кирхнера его вдова была рада продать работу супруга за копейки. А в 2006 году картина «Уличная сценка в Берлине» ушла с молотка на аукционе Christie’s за 38,1 миллиона долларов! Ее купил нью-йоркский «парфюмерный король» Рональд Лаудер для галереи Neue Gallery.
Легенды, анекдоты и афоризмы
Памятник Максу Планку работы Бернхарда Хайлигера во дворе Берлинского университета
Решив заниматься теоретической физикой, Планк сообщил об этом своему семидесятилетнему преподавателю в Мюнхенском университете Ф. Жолли. Жолли попытался отговорить студента, объясняя, что изучение теоретической физики завершено и не стоит заниматься бесперспективным направлением.
- Планк был известен своим остроумием.
- «Научная истина торжествует по мере того, как вымирают её противники».
- Планк доказывал, что чайная чашка имеет две ручки, развёрнутые на 360°.
В знаменитом докладе «Религия и естествознание» (май 1937) Планк писал:
«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».
Самые известные мастера гиперреализма
Среди ярких представителей этого стиля есть немало интересных творческих личностей, проживающих в разных уголках Земли. К числу самых известных мастеров гиперреализма относятся:
- Рон Мью́ек (Ron Mueck) — самый знаменитый современный австралийский скульптор-гиперреалист. Он с легкостью создает как небольшие композиции, так и огромные монументальные произведения искусства.
- Го́тфрид Хельнва́йн (Gottfried Helnwein) — ирландский художник австрийского происхождения, получивший всемирное признание благодаря активной общественной позиции и остросоциальной направленности своих работ. В своем творчестве Хельвайн часто обращается к тематике Холокоста.
- Эмануэль Дасканио (Emanuele Dascanio) — молодой итальянский живописец, специализирующийся на черно-белых картинах и портретном жанре.
- Бернардо Торренс (Bernardo Torrens) — испанский мастер живописи, известный великолепными портретами мужчин и женщин, оторванных от естественной среды обитания. Для Торренса идеалом художника был и навсегда останется его великий земляк Диего Веласкес (Diego Velázquez).
Помещикова (Зубова) Любовь Александровна
Помещикова (Зубова) Любовь Александровна (1979г.р.) родом из города Рыбинска, что в Ярославской области. На сегодняшний день Любовь – член Творческого Союза Профессиональных Художников, а еще дипломирована Академией Феррони за вклад в искусство мировой живописи.
От работ сюрреалистки буквально веет гармонией, покоем и безмятежностью. Насыщенность пастельной цветовой палитры, прозрачность воздуха и тихая красота захлестывают зрителя и уводят в мир фантазии талантливой женщины.
Кроме удивительных сюрреалистических картин, художница пишет великолепные стихи и творит в направлении прикладного искусства, используя не совсем обычные материалы, в том числе ржавое железо.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы заметить, что мир фантазии женщин настолько многогранен и непредсказуем, и диву даешься тому, что творится в их головах. И зря некоторые их коллеги мужчины не воспринимают всерьез женский сюррелизм. Как правило, время всегда расставляет все по своим местам, и теперь мы можем по достоинству оценить многочисленные скульптуры и картины, созданные женщинами- художницами, прочно закрепившими свои имена во всемирной истории искусства.
Сюрреализм в литературе
Отличительные черты сюрреализма, которые используются писателями в литературе этого стиля:
- автоматическое письмо — записывается всё, что приходит в голову автору, не останавливая, не структурируя свои мысли; писатель “плывёт по течению” своих мыслей без фильтра, позволяя всем появляющимся идеям появляться на бумаге;
- сопоставление образов — ставить бок о бок, казалось бы, несовместимые вещи, которые обычно люди не ассоциируют друг с другом, таким образом заставляя читателей увидеть вещи в новом свете; например, сравнение двери со змеёй или чаши с деревом;
- иррациональность — авторы-сюрреалисты стремились исследовать всё царство опыта, который существует вне рационального разума;
- бессознательное — сюрреалисты были очень заинтересованы в бессознательном, потому что: а) бессознательное является источником иррационального, и б) бессознательное также является источником творчества;
- ассоциация — странные связи, устанавливающиеся между очень разными мыслями, идеями или образами (автоматическое письмо зависит от ассоциации, как литературной техники);
- сновидения и фантазии — это часто средства, с помощью которых наше бессознательное и наши иррациональные побуждения находят своё выражение; и зачастую у читателя создаётся впечатление, будто он входит в мир снов;
- революция — сюрреализм начался сразу после Первой мировой войны (и это движение возникло частично, как ответ на войну), а писатели-сюрреалисты были революционными писателями, которые пытались изменить общество и стремились ввести новые способы мышления, более продуктивные, чем разрушительные;
- дадаизм (или дада) — предшественник сюрреализма; дадаизм также был вовлечён в иррациональное, также хотел уничтожить старые культурные формы и создать новые, также игнорировал традиционные художественные соглашения (он даже любил их разрушать). Дада послужила источником вдохновения для писателей-сюрреалистов, живущих в Париже; но эти движения различаются: а) у дадаистского движения не было “лидера” как у сюрреалистического (его возглавлял основоположник сюрреализма Андре Бретон); б) сюрреализм базировался в Париже и был очень тесно связан с городом, тогда как дадаистские художники и писатели были разбросаны по всей Европе.
История сюрреализма
Сюрреализм появился во Франции в 1920-ые годы. Он пришел на смену нескольким направлениям, одно из которых – дадаизм. Дадисты постоянно бросали вызов обществу – придумывали арт-объекты из мусора, рисовали на заборах, создавали картины необычным способом. Например, краску на холст они наносили не кистями, а буквально бросали ее, чтобы получать яркие брызги разных цветов.
Дадаизм отвергал все принятые правила, вместо системы в творчестве появляется хаос. На смену разрушительному течению приходит сюрреализм. Хотя у двух направлений есть общие черты, но цели разные. Сюрреалист – это созидатель. Предшественниками французского сюрреализма считают также фюмизм, изощренно высмеивающий действительность, и кубизм, от которого сюрреалисты переняли необычный способ показывать трехмерные изображения.
Значение слова «сюрреализм» можно найти в литературной и художественных энциклопедиях, а также в философских словарях. Оно происходит от французского «surrealisme», что дословно переводится как «сверхреализм». Понятие введено драматургом Гийомом Аполлинером – первое упоминание встречается в одной из его работ начала 20 века.
Родоначальниками течения считаются Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Араго. В мае 1920 вышла в свет книга «Магнитные поля», в которой можно познакомиться с одной из главных художественных идей сюрреализма – автоматизмом.
На фото Андре Бретон
Андре Массон делал необычные «автоматические» рисунки – он долго водил по листу карандашом или ручкой, пока на бумаге не начинали проступать образы, в которых можно было угадать очертания привычных предметов.
Декалькомания
Макс Эрнст. Алиса в 1941 году. 1941 год
Еще один прием, изобретенный сюрреалистами в 1930-е годы, называется «декалькомания». Изначально это техника нанесения декора в прикладном искусстве: перенос переводных изображений на различные поверхности из металла, дерева или керамики. В арсенале сюрреалистических методов создания произведений декалькомания появилась благодаря художнику Оскару Домингесу Оскар Домингес (1906–1957) — испанский художник и скульптор. В детстве перенес тяжелую болезнь, которая повлияла на его рост и отразилась на чертах лица. С молодого возраста интересовался живописью. С 1926 года жил во Франции, где помогал отцу организовывать семейный бизнес. В 1934 году присоединился к кругу Андре Бретона.. Свои эксперименты Домингес проводил с гуашью, используя изначально только черный цвет, но позже расширил палитру. Вслед за Домингесом декалькоманию стали использовать Макс Эрнст и Ханс Беллмер Ханс Беллмер (1902–1975) — немецкий график, скульптор, писатель, художник, фотоиллюстратор. Поступив в берлинскую Высшую техническую школу, познакомился с дадаистами Джоном Хартфилдом и Джорджем Гросом. По их совету бросил учебу и уехал в Париж, где сблизился с Полем Элюаром. Основным мотивом его творчества с 1930-х годов стали кукольные работы, которые выступали с критикой культа здорового тела в Германии. Бретон высоко оценил творчество Беллмера, и в 1934 году в журнале «Минотавр» были опубликованы фотографии кукол, выполненных последним.. В 1936 году Домингес начал работу над серией «Декалькоманические автоматические умышленные интерпретации», сконцентрировавшись на передаче подавленных эротических желаний.
Как и многие другие сюрреалистические эксперименты, декалькомания позволяла создавать «случайные» произведения и интерпретировать их в духе свободных ассоциаций — психоаналитического метода изучения бессознательного. Такой способ вторил желанию сюрреалистов символически проецировать внутреннее содержание сознания, тем более что получавшиеся в результате произведения напоминали придуманный в 1921 году тест Роршаха, который используется для выявления психических отклонений у пациентов. На основе этой техники была придумана салонная игра «Призраки моих друзей»: подписи игроков, выполненные краской на водной основе, складывались пополам, пока краска не высохла. Потом лист раскрывали, и полученное изображение интерпретировалось как некое откровение о подписавшей персоне.
Теория сюрреализма
Основываясь на теорию сюрреализма, мир вокруг человека в полной мере отражают лишь интуиция и чувства, которые приходят бессознательно. По мнению его сторонников с действительностью следует объединить сны и галлюцинации, только таким образом можно получить реальность, которая будет считаться абсолютной. Основным приемом, который сюрреалисты используют в своих работах – это соединение различных образов и изображений, которые на первый взгляд являются абсолютно несовместимыми между собой. Огромным смыслом обладают различные символы, а обычные вещи наделяются различными магическими значениями. Сюрреализм призван объединить молодых людей, находящихся в поиске чего-то нового, и стремящихся преобразить мир вокруг. Надоевший и опостылевший быт отступают на второй план, в противовес желанию обрести безграничную волю в полете творческих идей и мыслей.
Детство и юность
Макс Планк появился на свет 23 апреля 1858 года в городе Киле. Его предки были из старого дворянского рода. Его дед (Heinrich Ludwig Planck) и прадед (Gottlieb Jakob Planck) преподавали теологию в университете Геттингена.
Embed from Getty ImagesУченый Макс Планк
Отец Макса Вильгельм Планк – юрист и профессор права в университете Киля. Он был дважды женат. В первом браке появились двое детей. Второй раз он женился на матери Макса Эмме Патциг, в браке с которой родились пятеро детей. Она была из пасторской семьи и до встречи с Вильгельмом Планком жила в городе Грайфсвальд.
До 10 лет Макс жил в Киле. В 1867 году отец получает приглашение на профессорскую должность в Мюнхенский университет, и семья переезжает в столицу Баварии. Здесь мальчика отдают в Максимилиановскую гимназию, где он числится в рядах лучших учеников класса.
Большое влияние на юного Планка оказывает учитель математики Герман Мюллер. От него он впервые узнает, что такое закон сохранения энергии. Макс показывает блестящие математические данные. Занятия в гимназии закрепили в нем интерес к науке, в частности к изучению законов природы.
Макс Планк в детстве / Архив Общества Макса Планка
Еще одним детским увлечением Планка стала музыка. Он пел в хоре мальчиков, играл на нескольких инструментах и много занимался за роялем. Одно время изучал теорию музыки и даже пробовал сочинять, но пришел к выводу, что композитор из него не получится. К окончанию школы Планк уже сформировал свои пристрастия.
В молодости он хотел посвятить себя музыке, став пианистом. Мечтал заниматься филологией, проявлял большой интерес к физике и математике. В итоге Макс выбрал точные науки и поступил в Мюнхенский университет. Будучи студентом, не оставляет музыку. Его можно было видеть музицирующим на органе в студенческой церкви. Он руководил небольшим хором и дирижировал оркестром.
Отец советует Максу обратиться к профессору Филиппу фон Жолли, чтобы тот помог ему погрузиться в изучение теоретической физики. Профессор уговаривал студента отказаться от этой идеи, так как, по его мнению, данная наука близка к завершению. По его словам, новых открытий уже ждать не стоит, основные исследования сделаны.
Макс Планк в молодости / Википедия
Однако Планк не сдается. Ему не нужны открытия, он желает разобраться в основах физической теории и хотел бы по возможности их углубить. Студент начинает посещать лекции по экспериментальной физике Вильгельма фон Беца. Вместе с профессором Филиппом фон Жолли проводит исследование о проницаемости нагретой платины для водорода. Макса можно видеть на занятиях в аудиториях профессоров – математиков Людвига Зейделя и Густава Бауэра.
После знакомства с известным физиком Германом Гельмгольцем Планк уезжает получать образование в Берлинский университет. Он посещает лекции математика Карла Вейерштрасса. Изучает работы профессоров Гельмгольца и Густава Киргофа, которые берет для себя за образец для подражания по мастерству изложения сложного материала. После ознакомления с трудами Рудольфа Клазиуса по теории теплоты выбирает для себя новое направление для исследований – термодинамику.
Игривые фантасмагории от Агнес Буллош
Художница-иллюстратор Агнес Буллош (Agnes Boulloche) родилась в Париже, но детские годы провела в Марокко. А вернувшись в юном возрасте в Европу, привезла оттуда страсть к путешествиям и приключениям. В свое время художница окончила школу декоративного искусства в Париже. Но для своего творчества она избрала сюрреализм, который мог самым лучшим способом проявить все творческие фантазии художницы.
И с тех пор Агнес пишет свои сказочные миры, наполненные фантасмагориями и игривыми мечтами, в технике масляной живописи на деревянных панелях. А также использует старинные методики работы «глазурью», накладывая тонкие прозрачные слоя краски на поверхность. А еще Агнес сама создаёт «алхимические» формулы для своих собственных пигментов и лаков.
Яркий представитель современного сюрреализма, избравшая главной тематикой своего творчества волшебный мир легенд и сказок. В своих работах она мастерски переплела изображение реальных предметов с нереальными образами необычных людей и животных.
Игривые фантасмагории Агнес Буллош, в которых можно увидеть страшные бабушкины сказки и старые легенды, искусство Северного Возрождения и стиль фентези, а еще бродячий цирк и очеловеченных животных, элементы сюра и символизма, одним словом — всё то, что зритель сам решит увидеть в этом совершенно непостижимом миксе персонажей и красок.