Читатели газет в неаполе

Читатели газет в неаполе - frwiki.wiki

Описание

Орест Кипренский. Портрет Адама Мицкевича (бумага, итальянский карандаш, 1824—1825, ГТГ)

Картина представляет собой групповой портрет четырёх мужчин, один из которых читает газету, а остальные слушают. Сам Кипренский разъяснял в письме к графу Василию Мусину-Пушкину-Брюсу от 13 (25) февраля 1833 года, что это полотно «…изображает политическое чтение в 1831-м году. Я сцену взял с натуры. Русские путешественники в Неаполе читают La Gazette de France статью о Польше, как то усмотрите в картине. Картины сии трудов моих посылал графу Д. Н. Шереметеву из признательности». По словам Алексея Новицкого, художник настолько тщательно написал картину, что «можно даже прочесть некоторые места газеты». Хотя сам Кипренский назвал изображённых на картине «русскими», некоторые современники считали, что он сделал это, чтобы смягчить политическую подоплёку, связанную с польским восстанием 1830 года, которое было подавлено русской армией в 1831 году. Так, художник Андрей Иванов в письме к сыну — живописцу Александру Иванову — полагал, что на самом деле на картине изображено «несколько особ польской нации, читающих газету», считая их характеры «верными и свойственными нации».

Пейзаж с Везувием (деталь картины)

И в последующих публикациях национальность изображённых на картине персонажей по-разному трактовалась различными исследователями творчества Кипренского — их называли то русскими, то поляками. С одной стороны, искусствовед Дмитрий Сарабьянов, следуя определению самого́ художника, видел в них «русских путешественников, читающих сообщение о событиях в Польше». В качестве одного из аргументов в пользу такой точки зрения указывалось также то, что картина предназначалась для графа Дмитрия Шереметева, который «участвовал в подавлении польского восстания и даже получил за это награду». С другой стороны, искусствовед Валерий Турчин полагал, что Кипренский своими словами о «русских путешественниках» создал сознательную мистификацию и «запутал вопрос о том, кто изображён в картине „Читатели газет“, ведь о поляках — героях картины — в России полагалось молчать».

Михал Эльвиро Андриолли. Адам Мицкевич c Антонием Эдвардом Одынцом на Везувии (1881)

В изданной в 1905 году книге о Московской Румянцевской галерее, в собрании которой находилась в то время картина «Читатели газет в Неаполе», искусствовед Николай Романов высказал предположение, что на полотне изображены следующие представители польской колонии в Италии: слева направо — поэты Антоний Эдвард Одынец, Адам Мицкевич и Зыгмунт Красинский, а также граф Александр Потоцкий. Та же самая информация (с оговоркой «возможно предполагать, что…») была приведена в выпущенном в 1908 году каталоге картинной галереи. По другой версии, порядок изображённых на картине иной: Потоцкий, Мицкевич, Красинский и Одынец.

Известно, что Кипренский был знаком с Мицкевичем. Их первая встреча, по-видимому, произошла в Петербурге в конце 1824 или начале 1825 года: в этот период Кипренский нарисовал в своём альбоме карандашный портрет Мицкевича, который долгое время считался «Портретом неизвестного», а затем был атрибутирован Изольдой Кисляковой. После этого Кипренский и Мицкевич также встретились в Италии в 1829 году, за два года до создания «Читателей газет». Известно, что Мицкевич и Одынец были в Италии в 1830 году — в частности, они совершили совместное восхождение на Везувий, а также осмотрели руины Помпей. Мицкевич также побывал в Италии в 1831 году — по некоторым предположениям, он мог быть там вместе с Одынцом и Красинским, так что не исключено, что Кипренский в самом деле писал их «с натуры». В качестве дополнительного аргумента приводится тот факт, что в 1831 году Сергей Соболевский сообщал Степану Шевырёву из Рима об отъезде Мицкевича со своим «косым спутником». Известно, что у Одынца было косоглазие — если это он находится на картине слева, то, изобразив его боком, Кипренский таким образом удачно скрыл его физический недостаток.

По словам искусствоведа Веры Чайковской, четверо изображённых на картине мужчин «уже по своему виду мало напоминают русских путешественников»: они слишком раскованно держатся, их одежда напоминает домашние халаты, один держит на руках небольшую собачку, на голове другого «смешная соломенная шапчонка с кисточкой» (Михаил Лобанов называл её «ермолкой», а Алексей Новицкий — «ночным колпаком»). Читатели газеты стоят на фоне тёмной стены, в проёме которой (в правой части картины) на заднем плане виден дымящийся вулкан — Везувий, который рассматривался современниками Кипренского как символ революции. Эта деталь даёт представление об общественных симпатиях художника. В левом верхнем углу на стене находится авторская датировка — «1831 годъ».

«Русский Ван Дейк»

По части мастерства Кипренский не уступал лучшим живописцам Европы. Доказательством этому служит история с портретом отца Швальбе. «Я выставлял портрет отца моего, — писал художник из Неаполя в 1836-м. — Здешняя Академия, рассматривая картину, со мною сыграла следующую шутку: портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — в Рембрандты пожаловал». Палитра Кипренского была настолько разнообразной, что даже опытные искусствоведы допускали ошибки. Например, целая эпопея поисков связана с портретом гусара Давыдова, написанным художником в Москве. Более 100 лет считалось, что на полотне изображён знаменитый «рубака и весельчак» Денис Давыдов. Но затем всё же оказалось, что это его двоюродный брат Евграф.

Зарекомендовав себя талантливым портретистом, Кипренский в 1812-м был удостоен звания академика за серию работ, среди которых были портреты знаменитых личностей: принца Ольденбургского и князя Гагарина. Впрочем, любые творения художника были настолько живыми и эмоциональными, что один из современников заметил: «Оставаясь наедине с портретами Кипренского, я слышу голоса людей».

Живописец не пытался приукрасить мир или изображаемую им натуру. Он подходил с одинаковой тщательностью и естественностью к воплощению любого образа, будь то садовник, государственный деятель или творческая личность. Среди последних Кипренский запечатлел баснописца Ивана Крылова, поэтов Василия Жуковского и Константина Батюшкова, Александра Пушкина.

Портрет «солнца русской поэзии», заказанный лицейским другом Антоном Дельвигом, стал одним из немногочисленных пушкинских изображений при жизни. Поэт «рисоваться» не любил, а по поводу портрета высказался лаконичной стихотворной рифмой: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Но всё-таки «любимец моды легкокрылой» лукавил. Конечный результат ему понравился, иначе после смерти Дельвига он не приобрёл бы портрет «волшебника милого», как он величал Ореста, для своего кабинета.

Скандал в Италии

Творческой карьере Кипренского всерьёз помешала одна странная и мрачная история, когда в его мастерской нашли мёртвую натурщицу. Несмотря на то, что убийцей признали слугу, тень от случившегося преступления пала и на хозяина. Двери Европы закрылись для Ореста, и ему пришлось распрощаться с мечтами о европейской славе и финансовом благополучии.

«Отечество люблю более самого себя… Радуюсь, что я родился русским, и живу в счастливый век Александра I и Елисаветы Несравненной», — писал Кипренский, живя в Италии. На любимую родину художник и вернулся, встретив финал земной жизни в нищете и забвении, к которому привело завершение эпохи романтизма в искусстве.

Литература

  • О. А. Кипренский // В книге «История русского искусства», т. 8, кн. 1, ред. И. Э. Грабарь, 708 с.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — С. 396—470.
  • Орест Кипренский. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 1948. — 246 с.
  • , Глушакова Ю. П. Кипренский. — М.: Молодая гвардия, 2001. — 390 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 9-785-23502-408-3.
  • Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский. — М.: Искусство, 1988. — 352 с.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 205 с.
  • Майкапар А. Е. Орест Адамович Кипренский (Великие художники, том 65). — М.: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — ISBN 978-5-7475-0069-3.
  • Машковцев Н. Г. Орест Адамович Кипренский // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина XIX века / . — М.: Искусство, 1954. — С. 189—220.
  • Орест Адамович Кипренский. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 96 с. — (Массовая библиотека по искусству).
  • Современники А. С. Пушкина на портретах О. А. Кипренского. — М.: Новый Ключ, 2000. — 111 с. — ISBN 978-5708201010.
  • Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Петрова Е. Н. О некоторых проблемах позднего творчества Кипренского // В книге «Орест Кипренский. Новые материалы и исследования», 208 с.. — СПб.: Искусство-СПб, 1993. — С. 93—107.
  • Петрова Е. Н. Орест Кипренский. — М.: Арт-Родник, 2000. — 72 с. — (Золотая галерея русской живописи).
  • О. А. Кипренский — портретист // Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века / . — М.: Искусство, 1966. — С. 7—45. — 352 с.
  • Романов Н. И. Московская Румянцевская галерея. — М.: Издание И. Н. Кнебеля, 1905. — 104 с.
  • Сарабьянов Д. В. Кипренский. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 208 с. — (Русские живописцы XIX века).
  • Турчин В. С. Орест Кипренский. — М.: Изобразительное искусство, 1975. — 168 с.
  • Адам Мицкевич в русской печати. 1825—1955. — М.Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 599 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: СканРус, 2005. — Т. 3: Живопись первой половины XIX века. — 484 с. — ISBN 5-93221-081-8.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский. — СПб.: Palace Editions, 2007. — Т. 3: Живопись первой половины XIX века (К—Я). — 272 с. — ISBN 978-5-93332-263-4.
  • Орест Кипренский. Переписка. Документы. Свидетельства современников / Е. Н. Петрова, Я. В. Брук. — СПб.: Искусство-СПб, 1994. — 760 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.
  • Указатель художественной выставки редких вещей, принадлежащих частным лицам. — СПб.: Типография И. Глазунова, 1851. — 74 с.

Благодарности и критика

Что касается полотен Кипренского 1830-х годов, искусствовед Валерий Турчин предполагает, что в этот период художник использовал подготовительные работы. По мнению критика, это демонстрируется анализом холста читателями газеты в Неаполе, который показывает, что композиция всего холста является результатом прикрепления отдельных этюдов, «из-за плохой компоновки, которая не создает изобразительного или графического образа. психологическая связь между разными мотивами в живописи ». Турчин замечает, что фоном для холста является ранее созданный пейзаж с видом на Везувий.

Вильгельм фон Шадов . Автопортрет с Рудольфом Шадовым и Бертелем Торвальдсеном (между 1815 и 1818 годами)

Историк искусства Дмитрий Сарабьянов наблюдает за нюансами жанровой сцены в этом групповом портрете « Читатели газет в Неаполе» , признавая при этом, что на полотне доминирует концепция портрета и что жанровый аспект лишь набросок. Андре Фелибиен в своей « Иерархии жанров» писал в 1667 году: «Художник, который рисует только портреты, еще не имеет такого высокого совершенства в искусстве и не может претендовать на честь, которую получают самые образованные. Для этого необходимо перейти от одной фигуры к изображению нескольких множеств ». По словам Сарабьянова, сюжет, представленный художником, «как бы нейтрализуется тем, что каждый персонаж раскрывается со своей глубокой внутренней природой», «в результате чего ни возможности жанра, ни возможности портрета не раскрываются. осуществленный». С другой стороны, по словам Сарабьянова, сильная сторона картины состоит в том, что образы изображаемых людей интерпретируются правдиво и без прикрас и что выбранный сюжет «не вызывает столь характерной для картины сентиментальной идеализации. последние картины итальянских жанров  ».

В монографии о творчестве Кипренского, опубликованной в 1988 году, критик Владислав Зименко пишет, что полотно « Читатели газет в Неаполе » «относится к периоду, когда художник интересовался групповым портретом и его интерпретацией» с целью развития этого вида живописи.

Зименко отмечает чрезвычайное мастерство, с которым Кипренский открывает справа от картины вид на море и дымящийся вдалеке Везувий (этот вулкан был символом революционной борьбы и сопровождавших их речей), в то время как он не позволяет читателям его газеты — лишь небольшое узкое пространство. Далее Зименко пишет, что живописцу удалось обработать банальную сцену, придав ей важное историческое содержание благодаря сложной интерпретации, которую можно придать изображениям

Для Зименко это полотно создано блестяще, что очень заинтересовало зрителей, посетивших академическую выставку 1833 года.

В статье о поздней работе Кипренского, опубликованной в 1993 году, искусствовед Евгения Петрова отмечает, что портрет « Читатели газет в Неаполе » «написан с удивительной тщательностью и, без сомнения, похожим». По словам Петровой, не сразу ясен ход работ

С одной стороны, «портреты объединяет пристальное внимание, сосредоточенность персонажей», а с другой — они кажутся отделенными друг от друга, как будто «каждый смотрит на себя, на свои воспоминания. , к памяти о пережитых событиях, описанных в газетной статье »

По словам Петровой, подобный мотив не встречается в русском искусстве до Кипренского, в то время как в картинах Западной Европы можно найти аналогии с картиной, выполненной между 1815 и 1818 годами немецким художником Вильгельмом фон Шадовым , Автопортрет с Рудольфом Шадовым. и Бертель Торвальдсен . Петрова же считает творчество Кипренского «значительно более глубоким, сложным и значительным».

Библиография

  • Питер Лик ( пер.  С английского), Русская живопись XVIII — го по XX — й , Bournemouth, Parkstone,1999 г., 208  с. ( ISBN  1-85995-356-5 ) , стр.  17.
  • Луи Рео , Русское искусство , т.  3, Verviers, Gérard and Co,1968 г., стр.  90.
  • (ru) Алексеева Т. (Алексеева, Татьяна Васильевна), О. Кипренский (О. А. Кипренский) , Москва, Издательство Академии Снаук С , Свна1963 г., В книге истории русского искусства в 13 томах , написанная Игоря Грабаря , общее количество страниц 708  -е изд. , стр.  396-470.
  • (ru) Э. Ацаркина (Ацаркина Э. Н., Орест Кипренский (Орест Кипренский) , Москва, Третьяковская галерея ,1948 г., 246  с..
  • (ru) И Ботчаров (Бочаров И. Н., Кипренский (Кипренский) , Москва, Молодая гвардия Молодая гвардия (издательство),2001 г., 390  с. ( ISBN  978-5-235-02408-3 ).
  • (ru) Владискав Зименко (Зименко, Владислав Мстиславович), Оресте Кипренский (Орест Адамович Кипренский) , Москва, Иставотель1988 г., 352  с..
  • (ru) Алексей Кара-Мурза [Кара-Мурза, Алексей Алексеевич, Знаменитые русские о Неаполе , Москва, Литры,2019 г..
  • (ru) . Кисликова (Кислякова, Изольда Васильевна), Оресте Кипренски. Эпоха и герои (Орест Кипренский. Эпоха и герои) , Москва, Изобразительное искусство (издательство),1982 г., 205  с..
  • (ru) Алла Краско (Краско, Алла Владимировна) Три века в имении графа Вереметева (Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события) , Москва, Литры ,2010 г., 18708  с. .
  • (ru) Александр Майкапар (Майкапар, Александр Евгеньевич), Орест Кипренский (Великие художники, том 65) , Москва, Дирек-и Медиа Комсомольская правда ,2010 г., 48  с. ( ISBN  978-5-7475-0069-3 ).
  • (ru) К. Михайлова (Михайлова, Кира Владимировна), Оресте Кипренский (Орест Адамович Кипренский) , Ленинград, [Художник РСФтавна)1986 г., 96  с..
  • (рус) Е. Petitnova (Петинова Е. Ф). Российские живописцы XVIII — го в начале XX — го (Русские художники XVIII — XX века начала) , Санкт — Петербург, Аврора,2001 г., 345  с. ( ISBN  978-5-7300-0714-7 ).
  • (ru) Евгения Петрова (Петрова, Евгения Николаевна), «  О проблемах последних произведений Кипренского (О некоторых проблемах позднего творчества Кипренского)  » , 1 , Санкт-Петербург, Искусство-СПб,1993 г., стр.  93-107.
  • (ru) Е. Петрова (Петрова Е. Н.), Орест Кипренский (Орест Кипренский) , Москва, Арт-Родник ,2000 г., 72  с..
  • (ru) Николай Романов (Романов, Николай Ильич), Москва Румянцевская галерея (Московская Румянцевская галерея) , Москва, Издание И. Н. Кнебеля ,1905 г., 104  с..
  • (ru) Дмитрий Сарабьянов ( Сарабьянов , Дмитрий Владимирович), Кипренский (Кипренский) , Ленинград, Художник РСФСР (издательство),1982 г., 208  с..
  • (ru) Валерий Турчин (Турчин, Валерий Стефанович), Орест Кипренский , Москва, Изобразительное искусство (издательство),1975 г., 168  с..
  • (ru) В. Чайковская (Чайковская В. И.), «  Орест Кипренский (Личный миф, Ореста Кипренского)  » , 5 , Человек,2016 г., стр.  157-164 .
  • (ru) Адам Мицкевич (Адам Мицкевич в русской печати. ​​1825–1955) , Москва-Ленинград, Издательство Академии наук СССР,1957 г., 599  с..
  • (ru) Якок Брук и Лидия Иовлева (Брук, Яков Владимирович) (Иовлева, Лидия Ивановна), Третьяковская галерея, каталог выставки (Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания) , т. 8, с.  3: Живопись первой половины XIX века, Москва, СканРус,2005 г., 484  с. ( ISBN  5-93221-081-8 ).
  • (ru) Григорий Голдовский (Голдовский, Григорий Наумович), Выставочный каталог Третьяковской галереи (Государственный Русский музей — каталог собрания) , т.  3: Картина период с XIX — го  века (Живопись первой половины XIX века (К-Я)), Санкт — Петербург, Palace Editions,2007 г., 271  с. , стр.  272.
  • (ru) Евгения Петрова и Яков Брук (Петрова, Евгения Николаевна) и (Брук, Яков Владимирович), Орест Кипренский (Орест Кипренский. Переписка. Документы. Свидетельства современников) , Санкт-Петербург, Искусство-СПб,1994 г., 760  с..
  • (ru) Н. Галкина и М. Григорьева (Н. Г. Галкина и М. Н. Григорьева), Письма Павлу Михайловичу Третьякову (Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856-1869) , Москва, Искусство (издательство)1960 г., 372  с..
  • (ru) Список редких художественных объектов выставки, принадлежащих физическим лицам (Указатель художественной выставки редких вещей, принадлежащих частным лицам , Санкт-Петербург, Типография И. Глазунова ,1851 г., 74  с..

Сын крепостной с античным именем

Говорят, что определённые черты характера человек берёт у природы тех мест, где он родился и вырос. Родные места Кипренского — Балтийское побережье, точнее, тот его участок, что зовётся Копорской губой. Само Копорье, город-крепость, имеет богатую военную историю. Когда-то здесь был край Новгородчины, а в 1782-м в местной церкви крестили младенца, наречённого диковинным именем Орест. Назвать мальчика в честь героя античных трагедий пожелал помещик Алексей Дьяконов, который, скорее всего, и был его настоящим отцом. Свидетельств этому нет, поскольку мать ребёнка, дворовая Анна Гавриловна, была выдана замуж за крепостного Адама Швальбе.

Своей необычной фамилией, Кипрейский (то ли от прекрасной богини Киприды, то ли от цветка кипрея), будущий мастер портрета также обязан помещику Дьяконову. Он же дал мальчику вольную и помог раскрыться его таланту.

Способности к рисованию Орест проявил очень рано. В 6 лет он уже был отправлен в Петербург поступать в училище Императорской Академии художеств, где его фамилию слегка изменили, из Кипрейского сделав Кипренским.

В Академии художеств, где существовала строгая система обучения, трудиться начинающим живописцам приходилось с утра до вечера. Сложно представить, что испытал здесь Орест, начавший учёбу 6-летним ребёнком и проведя в стенах заведения целых 15 лет. Успехи его были неоспоримы.

В 1802-м из-под кисти Кипренского вышла первая выпускная программа — картина, написанная на один из сюжетов, рекомендованных советом Академии. Работа, к сожалению, не сохранилась. По неизвестным причинам большой золотой медали за программу художник не получил. А только она давала право на стажировку за границей. И тогда сам президент Академии настоял, чтобы Кипренскому дали вторую попытку. В этот раз он написал «Дмитрия Донского на Куликовом поле». Решение совета было безапелляционным — большая золотая медаль. И всё же поездка за границу снова не состоялась: в Европе шли Наполеоновские войны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: