«поединок на куликовом поле»: описание картины м.и. авилова

Почему сражались пересвет и челубей. то что не написано в житиях

Сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», 4 класс

Сочинение по картине

Взглянув на картину Михаила Ивановича Авилова в общем, то стоит обратить внимание на цветовую гамму. Небо хмурое, вокруг с двух сторон трава и воины сливающиеся с ней

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Здесь применены скромные, строгие, сероватые тона характеризуют выдержку, спокойствие войск, их второстепенность именно в данный момент. А вот в центре яркие краски одеяний, обмундирования, энергия действия. Здесь сошлись не на жизнь, а на смерть два воина Пересвет и Челубей. Короткий миг, с продолжением сюжета отражен на картине. Копья противников бьют в щиты друг друга. Но сила удара и ярости каждого из воинов такая, что ничего не может удержать смертоносных копий. Ни щиты, ни кольчуги не выдерживают удара. Копья бьют в воинов. Каждый из них практически слетает с седла лошади. При этом не смотря на то, что картина статичная, в ней очень живо отражены действия. Так головной убор Челубея слетает, гривы и хвосты лошадей развиваются, ноги Пересвета уперлись с силой в стремя. В итоге красками Авилов передаёт главное на картине, а динамикой линий действенность. Картина оставляет очень яркое эмоциональное впечатление, так как не только притягивает взгляд к краскам и действиям, но и заставляет задуматься о том, как же развивались события дальше. Какую ярость и желание защитить свои интересы чувствовали и главные герои картины и воины на втором плане. Картина является ярким и показательным произведением, позволяющим насладиться художественной работой автора, но и подстегивает побольше узнать о историческом событии «Куликовской битве».

Далее хотелось бы привести еще несколько коротких вариантов сочинения по той же самой картине

1 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Картина художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.

2 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Взглянув на полотно художника Михаила Ивановича Авилова , которое полно действенности и напряженного ожидания, чем же все закончится. Ведь здесь взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Художник убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух воинов. При этом Авилов точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска. А вот в центре весьма ярко изобразив схватку Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.

3 вариант

Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Произведение художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Авилов убедительно передал ощущение высочайшего напряжения эмоций и действий в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Холст оставляет очень весьма яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии Куликовской битвы чуть более, чем мы знали до этого.

  • Краткое описание картины
  • История сюжета
  • Великая битва
  • Пересвет и его образ
  • Художественный образ Челубея
  • Битва добра и зла

Русь и Орда после Чингисхана и Батыя

В середине 14 века после смерти хана Батыя на ордынском престоле сменилось около 25 правителей, а Орду разрывали усобицы, в результате которых государство раскололось на две части: западную и восточную. Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш. А в западной части власть захватил коварный военачальник Мамай, хитростью и обманом захвативший престол. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью. Посланный им в Нижнегородское княжества Араб-шах нанес жестокое поражение объединенному русскому войску, которое возглавлял московский князь Дмитрий Боброк Волынский. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской. А ордынским войском – сам Мамай. На этот раз удача сопутствовала русским, а разгромленный Мамай затаил в душе мысль о реванше. Возможность и исход такого реванша – в описании картины “Поединок на Куликовом поле”, представленном в статье.

2 вариант

Михаил Иванович написал данную картину в период Великой Отечественной войны. Именно это полотно принесло художнику славу и признание. За это произведение искусства Авилов был награждён Сталинской премией, причём первой степени. Картина передаёт всю серьёзность и напряжённость ситуации. Данное полотно делает акцент на патриотизме.

Давно известно, что русский народ испокон веков отличается особой любовью к своей стране. Никто другой не демонстрировал такой самоотверженности, силы характера и напористости. Воины бьются за благо и свободу народа. Они прекрасно понимают всю серьёзность и готовы стоять до конца.

На картине вниманию зрителя предстают два воина: Пересвет и Челубей. Пересвет в этом бою представляет русский народ, Челубей же монголо-татар

Этот поединок несёт особую важность. Победа достанется только одному представителю, но кто это будет? Факт победы или поражения серьёзно повлияет на боевой дух армии

Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы.

Пред нашим взглядом предстаёт сильная и принципиальная борьба. Оба коня стоят на дыбах, никто не собирается отступать. Слишком много стоит на кону. Если посмотреть на лицо Пересвета, можно заметить максимальную сосредоточенность. Он не сводит глаз со своего противника, пытаясь просчитать каждый последующий шаг соперника. Челубея же мы видим только со спины, но по положению его тела можно заметить, как он напряжён и сосредоточен. Челубей не собирается отступать. Монголо-татары привыкли, что они здесь хозяева и они не собираются делиться своей властью.

Пересвет облачён в тяжёлую кольчугу, на его груди виднеется золотой крест. Это говорит о том, что русские люди начинают любую битву только после молитвы. Пересвет полагается не только на свою силу, но и на Божественное вмешательство. Ведь русский воин хочет освободить свой народ от ига.

Бой будет очень серьёзный. Два войска: русские и татары стоят с двух сторон и внимательно наблюдают за развязкой поединка. Каждый хочет, чтобы победил их выдвиженец. Но чем всё кончится?

Автор отлично передал атмосферу того времени, глядя на картину, зритель мгновенно погружается в те времена. И начинает испытывать те же чувства, что и русская рать, которая ожидает, что победа достанется Челубею.

Как известно из истории Пересвет одержал победу. Умелый воин Челубей потерпел первое поражение в своей жизни.

Поединок на Куликовом поле

Описание картины

Картина «Отдых после боя» – самое известное произведение советского живописца Юрия Михайловича Непринцева. Художник – сам фронтовик – сумел создать яркое и жизненное полотно. На протяжении нескольких лет после окончания Великой Отечественной войны автор создавал многочисленные эскизы, отрабатывал детали будущей картины. Готовую картину он представил в 1951 году.

На картине изображена группа бойцов и командиров Красной Армии в будничной обстановке, в перерыве между боями. В центре – рядовой в шинели и шапке-ушанке. В одной руке у него кисет с табаком, к плечу прижата винтовка. Видно, что солдат, скручивая цигарку, рассказывает что-то весёлое: окружающие смеются. Рассказ бойца явно представляет для них живейший интерес.

Вокруг рассказчика довольно большая группа воинов. Среди них видны и рядовые солдаты, и командиры, пехотинцы и танкисты. Сразу заметно, как скоротечно, по-походному устроились они на привал. Наспех сложены прямо на снег вещмешки и ящики, на них стоят котелки и открытые консервные банки. Многие присели на снарядные ящики или просто на снег, другие стоят, кто-то курит «козью ножку», кто-то ест, прислушиваясь к рассказчику.

Некоторые пехотинцы в белых маскхалатах – явно разведчики. Один из танкистов ранен – под шлемом виден свежий окровавленный бинт. У большинства оружие в руках или за спиной – видно, что автоматами, винтовками, ручным пулемётом совсем недавно пользовались. По множеству едва уловимых деталей можно судить о сплочённости, духовном единстве этих разных людей.

Группа расположилась на небольшой полянке. Вокруг воинов смешанный елово-берёзовый лес. Рыхлый снег, яркое солнце, почти полное отсутствие снега на ветвях указывает на то, что действие происходит весной. В дальнем березнячке видны танки – по башням и стволам пушек угадываются «тридцатьчетвёрки».

В центральной фигуре солдата-рассказчика сразу угадывается Василий Тёркин – литературный герой поэта-фронтовика Твардовского, полюбившийся солдатам Великой Отечественной.

Художник намеренно отказался от какой-либо игры светотени, искусственного подчёркивания. Наоборот, все персонажи выглядят очень естественно, живо, а каждая мелкая деталь правдиво дополняет общую картину.

Воспринимается картина как удачно выбранный короткий и яркий эпизод войны, в котором автор тонко подметил и сумел передать картину сплоченности, единства советских воинов.

7 класс

Непринцев — Отдых после боя
Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль сочинение

    В комедии Недоросль, написанной Денисом Фонвизином в 1782 году, персонаж Цыфиркин является одним из трёх учителей барского сына — Митрофана. Фамилия героя выбрана не случайно и скрывает в себе довольно глубокий смысл. Прежде всего,

  • Театр жив, пока у него есть зрители сочинение

    Театр и театральные представления – одни из самых завораживающих и прекрасных вещей в жизни. У любого человека, ценящего культурные ценности, да и просто любящего музыку, танцы и литературу, театр вызывал,

  • История создания романа Тихий Дон сочинение

    «Тихий Дон» – самый известный труд М. А. Шолохова. Автор писал его на протяжении десяти лет. В произведении Шолохов развернул эпохальное, пропитанное ароматами земли, колоритная лента из жизни казаков Дона. Датой создания произведения

  • Сочинение по картине Мартовское солнце 8 класс Юона

    Смотря на картину Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце», появляются неоднозначные чувства. С одной стороны – это чувство волнительной радости, вызванное ощущением скорого прихода весны,

  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинение

    К середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию «Горе от ума». В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом.

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс

    Великий русский художник Тропинин считался мастером реалистического портрета. Каждая из его работ это подлинный шедевр, которая остается в сердце надолго. Василий Андреевич любил тех людей, что писал на своих холстах, и показывал их самые яркие,

Битва добра и зла

Сочинение по картине Авилова ученики пишут в 4 классе при изучении основ истории и мифологии. Сам шедевр был создан в тяжелые для страны времена — в Великую Отечественную войну. дею создания полотна автор вынашивал более 25 лет. А само творение появилось через полгода после начала создания.

Не известно что именно хотел показать автор. Возможно, через столь легендарные образы он мечтал донести мысль о том противостоянии, которое разрывало мир. Герои картины предстают для советского ценителя творчества художника как борьба Добра со Злом, советских стран с фашистской Германией.

Это полотно будет актуально во все времена. Ведь на ней показано объединение всех русских народов против войск захватчиков. Пересвет же выступает как пример для каждого патриота, готового отдать жизнь за свою Отчизну.

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов. Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями. Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект. Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине. Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Загадка Челубея и художественный образ воина

Что же касается образа Челубея, или, как его еще знает история, Тимир-мурзы или Таврула, любимого воина Мамая, то летописи сохранили о нем упоминание как о грозном и непобедимом воине. Кроме того, его считали бессмертным. Челубей провел триста поединков и во всех вышел победителем. Такая удача кажется мифологической. Однако загадку жизнестойкости и непобедимости ордынского воина теперь смогли объяснить.

Челубей был тибетским монахом, освоившим практику боевой магии Бон-по. Искусство этой борьбы заключается во владении магическими заклинаниями по вызыванию духов-демонов и умении применять их во время боя, призывая их себе на помощь. При этом посвященный “бессмертный” фактически продает душу темным силам, и его никто не может победить. Однако такой человек добровольно обрекает свою душу после смерти на пребываение в царстве демонов. Сразить “бесноватого” может только воин, облеченный силою от Бога. Именно им и был русский витязь-монах Пересвет.

Образ Челубея в картине Авилова очень правдоподобен, но явно уступает мощью русскому богатырю. Если внимательно рассматривать экипировку ордынского воина и сравнивать ее с известными фактами, то выясняется, что обычно ордынцы одевались в простеганный подбитый кафтан. Под него поддевали доходящий до колен панцирь с железными наплечниками и перчатками. А под панцирь – кожаную куртку с железными обручами, закрепленными от локтя до кисти на узких рукавах. На ноги надевали мягкие кожаные сапоги, обитые металлическими пластинами, одна из которых, видимо пяточная, имела острый шип. На голову – шлем круглой формы с наносником и кольчужной сеткой, прикрывавшей плечи и шею. Маковка шлема украшалась двумя пучками волос. Из оружия обычно использовались кривые сабли, луки, копья, кинжалы.

На картине Авилова Челубей игнорирует традицию: одет он в обычный халат из тонкой ткани, для монаха слишком богато украшенный. Что одето под халатом – не видно. На ногах – штаны и сапоги до середины икры, на заднике которых видна металлическая “заплатка”. Ни обшивки из железных пластин, ни шипа на “заплатке” не видно. Голова Челубея покрыта дорогой шапкой с меховой опушкой, сосем непохожей на шлем. Нет у нее и двух пучков волос на макушке. Кроме того, персонаж имеет для защиты щит. При сохранении явного правдоподобия и этот образ в полотне исторически недостоверен

Даже если брать в расчет “бессмертие” Челубея, вряд ли воин, понимая всю важность и сложность момента, станет так рисковать

Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Традиция, когда от двух войск выставляют по одному воину, для того чтобы решить исход битвы, существует довольно давно. Конечно, на практике не всегда хватало только такого поединка, ведь пришедшие на поле битвы, зачастую приходят туда, чтобы там остаться и многие понимают этот факт. Как известно, побоище на Куликовом поле унесло много человеческих жизней и русских и татарских, после битвы поле было обильно удобрено сильными, молодыми и старыми телами.

Авилов предлагает нам картину до битвы, практически перед самой битвой. Два войска сошлись и стоят неподалеку друг от друга сомкнутыми рядами. На свободном пространстве сошлись главные богатыри.

Согласно легенде, Дмитрий Донской приезжал к Сергию Радонежскому для того чтобы получить благословение и духовное наставничество. Одним из монахов Радонежского был Пересвет, который относился к боярскому роду и имел познания в воинском искусстве. Поэтому Сергий Радонежский не только благословил князя, но и отправил с ним своего инока, который смог бы не только молитвой, но и мечом помочь собственной земле.

Таким образом фигура Пересвета представляет собой монаха-воина, который противостоял чужеземному воину Челубею, кстати, профессиональному поединщику. Далее сведения из легенды немного расходятся, однако, практически всегда указывается на гибель каждого воина. Они вонзили друг в друга собственные копья и скончались.

Тем не менее, эти подробности не столь существенны, как художественная ценность рассматриваемой картины и те мысли, которые хотел передать художник. Перед нами два воина на крупных, ретивых конях, ставших на дыбы. Кони изогнулись и ржут свирепо, а воины сломили друг о друга копья.

Нужно сказать, Авилов не пишет пронзенных воинов, если присмотреться, то копье Пересвета уперлось в щит Челубея, а Челубей погрузил свое копье куда-то к щиту Пересвета. Стоит поразмыслить почему художник изображает поединок именно таким образом, а не следует легенде. Ведь согласно логике его картины, спустя мгновение оба воина слетят с седла и окажутся на земле со сломленными копьями.

Основной акцент сделан на центральные фигуры, но на заднем фоне располагается два войска, которые увлечены зрелищем. Они смотрят как сражаются богатыри, кто-то подбадривает своего воина выкриками, другие просто с интересом слегка наклонились вперед. Богатыри тут изображают как бы квинтэссенцию сил своего народа, собственной цивилизации, за ними стоят остальные воины, которые спустя какие-то минуты станут удобрением для земли.

Орда и Москва

Во второй половине XIV века Золотая Орда все еще была сильна, хотя давно уже не представляла собой того монолитного механизма разрушения, коим она являлась при Батые и первых его преемниках.

Приближенные ханов превратились из аскетичных воинов в изнеженных и корыстолюбивых царедворцев. Они плели интриги, искали личной выгоды в любых государственных делах и мало заботились о том, чтобы государство процветало и крепло.

Подвластные Орде соискатели титула великого князя из числа наследников Мономаха конкурировали друг с другом, покупая благосклонность влиятельных ханских вельмож. При этом суммы взяток намного превышали размер официальной дани, отправляемой русскими князьями в ханскую казну.

Наиболее могущественные ордынские военачальники, такие как Ногай или тот же Мамай, порой откровенно узурпировали власть, меняя ханов и делая из них послушных проводников своей воли. Это вызывало резкое неприятие у тех чингизидов, которые еще не растеряли воинственный дух предков и часто открыто выступали с войском против всесильных временщиков.

В это же время происходило постепенное усиление и возвышение Москвы. И не только хитрость и финансовая расчетливость московских князей стали его первопричиной. Важнейшим фактором превращения Москвы в новый центр всей северо-восточной Руси было закрепление за ней статуса резиденции митрополита, единственного тогда в этих русских землях.

Уплата дани в Орду («ордынский выход»), это вынужденное, но совсем еще недавно незыблемое условие сохранения русской государственности, теперь вызывало все большую досаду и раздражение московских князей.

Конфликт исподволь нарастал, но до поры до времени не находил выхода наружу. К власти ханов уже успели привыкнуть, она считалась законной и не подлежащей сомнению. А вот узурпация власти Мамаем дала благовидный повод для перехода к открытому неповиновению Орде.

Фото из архива Узурпация власти Мамаем дала благовидный повод для перехода к открытому неповиновению Орде.

Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»

Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.

Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:

Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».

Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.

Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Описание картины Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»

Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» — самая известная из всех работ художника. Она была написана в 1943 году, трудное для страны время: Сталинградская и Курская битвы, их решающее значение в войне, огромные потери. Авилов ещё в 1917 году создал картину на тему поединка на Куликовом поле, но остался недоволен своей работой.

В свете новых исторических событий художник возвращается к этой теме. Советским людям в годину испытаний нужна память о победах предков Древней Руси. С большим вдохновением в течение полугода создавалось это монументальное полотно (327 × 557).

Картина была написана по холсту маслом.

Жанр «Поединка Пересвета с Челубеем» — исторический. По преданию, перед Куликовской битвой состоялся поединок русского богатыря (монаха) Пересвета и татарского батыра Челубея. Кто из них победит, определяло исход битвы. Погибли оба, но Пересвет мёртвым остался в седле и вернулся в расположение русских войск на коне. Челубей же не удержался в седле.

В линейной композиции картины всё довольно просто. В центре полотна изображены два всадника на вздыбленных конях. Слева — Пересвет, справа — Челубей. Они занимают большую часть картины, смотрятся масштабно и остальное изображение теряется на полотне, выглядит размытым. Кони всадников с развевающимися гривами, храпящие — страшны и не менее воинственны, чем всадники. Фигуры воинов и животных напряжены до предела, исполнены могучей силы. Уже трещат под копьями щиты, островерхая татарская шапка, подбитая мехом, сваливается с бритой головы Челубея. Взгляд Пересвета на противника суров и полон решимости.

На переднем плане только густая полевая трава, слегка пожухлая ранней осенью. Задний план картины занимают вытянувшиеся в уходящей перспективе войска. Справа — русичи, слева — монголо-татары. Русское войско стоит спокойно и уверенно, с хоругвью, на которой изображён образ Христа Спасителя. Впереди князь Дмитрий Донской на белом коне. Со стороны ордынцев заметно напряжение и волнение. Поединок изображён на фоне затянутого облаками неба.

Цветовая палитра произведения подчёркивает идею картины и передаёт напряжение поединка. Притягивает взгляд развевающаяся золотисто-красная попона каурого коня Челубея, такая же шапка, спадающая с головы. Ярок и узорчатый щит Челубея, и сбруя коня. В татарском войске видны красные одежды. Эта яркость передаёт беспокойное состояние монгольских воинов, в них нет уверенности в благополучном для них исходе поединка. Краски в изображении Пересвета и русского войска, напротив, сдержанны. Стальной цвет шлема и серая кольчуга Пересвета, общий сероватый тон русского войска передают спокойствие. Конь же под русским богатырём вороной, визуально он более яростен, чем конь противника.

Свет в картине мягкий, неяркий. Солнце пробивается сквозь осенние облака. Самое яркое пятно света — отблеск на шлеме Пересвета.

Идея картины — неизбежность победы тех, на чьей стороне правда. Правда — в защите родной земли.

В картине есть некоторое нарушение исторической правды. Пересвет вышел на бой не в доспехах, а в монашеском одеянии. Понятно, что художник не мог в свете атеистической идеологии государства изобразить богатыря схимником. Тем не менее, это произведение послужило поднятию духа русских людей в Великой Отечественной войне.

Описание картины Авилова «Царевич Иван Иванович на прогулке»

Популярные сочинения

  • Описание каморки Герасима жилища, комнаты И. С. Тургенев написал произведение «Муму», в нем рассказывается о жестоких нравах крепостного времени. В нем главным героем крепостной дворник глухонемой Герасим
  • Сочинение Помогите птицам зимой В холодное время года многие птицы, которые не улетают в теплые края, вынуждены бороться за свое выживание. Но существуют простые вещи, которые вы можете сделать, чтобы увеличить их шансы выживания этой зимой.
  • Сочинение Духовная культура Часто культуру этикета и поведения сопоставляют и сравнивают с духовной культурой. И это не без основательно, ведь все навыки культурного поведения со столовыми приборами, в дипломатической компании
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: