Диего веласкес: жизнь и творчество художника

Диего веласкес

Ученики и последователи

Конкретным продолжателем и наследником должности Веласкеса при дворе стал его ученик и супруг дочери Франсиски Хуан Батиста дель Масо (англ.)русск.. Но он не обладал талантом собственного предшественника и сумел воспроизводить только некие наружные формы. Другой ученик Веласкеса — Хуан де Пареха (исп.)русск., мавр, прошлый слугой в его мастерской (Веласкес изобразил этого африканца на одном из наилучших собственных портретов). Его перу принадлежат портреты и религиозные картины.

После Веласкеса при мадридском дворе короля Карлоса II работали Клаудио Коэльо (исп.)русск. и Хуан Каррено де Миранда. Со сменой правящей династии (Испанские Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях настолько отлично сделанный Веласкесом реализм и натурализм.

Позднее к наследству Веласкеса обратились романтики и импрессионисты.

В честь Веласкеса назван кратер на Меркурии.

«Менины» – необыкновенные приёмы на картине Веласкеса

Диего Веласкес был придворным художником испанского короля, но даже в таких условиях, где работы следует писать лишь в соответствии с пожеланиями заказчиков, он сумел максимально раскрыть свой необыкновенный талант. Это демонстрируют нам многие творения Веласкеса, в частности «Менины».

Эта картина до сих пор вызывает множество вопросов у ценителей искусства и исследователей. Её сюжет практически не поддаётся расшифровке, несмотря на кажущуюся простоту. Она принадлежит к истинным шедеврам мирового искусства, хотя по-прежнему хранит не одну тайну. Когда же Веласкес создал «Менины»? И что особенного в этой картине?

Филиппо Липпи «Коронование Марии (Коронование Мариньи)» (1440-е),

Вернувшись во Флоренцию в 1470, он стал учеником Боттичелли. На среднем плане мы видим окончание родов и маленькую Марию. Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Анны, матери Девы Марии

Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры особенно важно, что, как и Донателло десятилетием раньше, он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству

Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици). Платформу с престолом окружают ангелы— Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако. формы) в луврском музее, «Пресв. Maestro della Nativit di Castello).

Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). Когда он начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452 – 1464), его тондо Мадонна (Флоренция, галерея Питти) еще не было закончено.

Филиппино сопровождал своего отца в Сполето в 1467. С Липпи работали лишь его постоянные сотрудники: Фра Карневале, Фра Диаманте и ещё один неизвестный «художник Пьеро ди Лоренцо».

Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Филиппино был одаренной поэтической натурой искусным мастером с богатым воображением. Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение. Филиппо Липпи родился во Флоренции ок.

Уччелло, Паоло (Uccello, Paolo) (ок. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. Однако трактовка этой темы у Мазаччо необычна. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Передний план картины посвящен Марии, ставшей матерью и тем самым оправдавшей смысл жизни св.

Но на этом фоне отчетливо звучат более яркие, теплые ноты. Они привносят свежесть в пространство изображения, создавая предощущение полноты и богатства живописи.

Описание картины Диего Веласкеса «Коронование Марии»

Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами. Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г. Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма.

Фра Филиппо Липпи (итал. В 1457 он выполнил алтарный образ Св. Сохранилось множество копий её самой и её деталей.

Художник принял во внимание, что реальный источник света расположен именно в правой части капеллы (окно в стене). Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же

Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу. В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл.

1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Три картины с эпизодами Битвы при Сан Романо, заказанные Козимо Медичи (ок. Бернарда в Бадиа во Флоренции была создана между 1481 и 1488.

Кто изображён на картине?

Одной из главных загадок картины является изображённый на ней образ. Существует несколько разных версий, кого на самом деле написал художник и представил в виде прекрасной Венеры.

На картине женщина изображена спиной к зрителям. Её лицо отражается в зеркале, в которое она смотрит. Но разглядеть чёткие черты лица невозможно из-за того, что эта часть работы довольно мутная, затемнённая и передаёт лишь общие штрихи. Можно расценить, что Веласкес хотел таким образом предоставить зрителю возможность самостоятельно дополнить образ, придав ему чёткие черты, исходя из индивидуальных представлений об идеале красоты.

Размытое лицо не позволяет точно определить, кого изобразил художник. Но это лишь породило множество версий по данному поводу. Основными являются две из них:

1. Картина была заказной и писалась для одного маркиза. В образе Венеры предстала его фаворитка и по совместимости танцовщицу Анну Дамину. Живописец специально размыл черты лица, чтобы зрители не смогли её узнать.

2. Вторая версия предполагает, что на полотне была возлюбленная самого Веласкеса. Художник провёл в Италии 4 года. На родине у него остались жена и ребёнок. Но существует версия, что во время этих итальянских путешествий живописец увлёкся своей коллегой, Фламинией Тривио. Именно её он и запечатлел на картине. Некоторые утверждали, что от этой связи у Веласкеса остался ребёнок.

Точно выяснить ту самую музу, что решил изобразить творец на полотне, не получится. Ответить на это мог только сам Веласкес. Но указанные версии являются основными из существующих.

Герои и описание картины

Во многом благодаря историку искусства XVIII века Антонио Паломино и его книге об испанских художниках 1724 года мы знаем довольно много о людях и месте, изображенном на полотне. В рамках своих исследований Паломино беседовал с коллегами Веласкеса (сам художник умер в 1660 году), а также с четырьмя из девяти человек, изображенных на произведении.

Показать таблицу

Краткая информация
Автор произведения Диего Веласкес
Альтернативное название Семья Филиппа IV
Год написания 1656
Жанр Барокко
Сюжет Портрет, жанровая сцена
Материалы Холст, масло
Размеры 3,20 х 2,74 метра
Где хранится оригинал Музей Прадо — Мадрид, Испания

В центре зала стоит принцесса Маргарита Мария Австрийская, первый ребенок Филиппа IV и его второй жены Марианны. На ней кремовое платье с пышной юбкой и прозрачными рукавами. Ее мягкие золотистые волосы и розовые щеки словно светятся, отражая поток естественного света, который проникает в картину. Маргарита — один из немногих моментов легкости во всей композиции.

Инфанта, фрагмент

Прямо слева и справа от нее находятся фрейлины, которые сопровождают молодую королеву и ухаживают за ней в повседневной жизни.

Прямо слева от нее стоит Мария Агустина де Сармьенто, которая опускается на колени, чтобы предложить девочке маленький кувшин на серебряном блюде; справа мы видим Изабеллу де Веласко, которая делает реверанс, вытянув руки над своим пышным платьем.

Мария Агустина де Сармьенто и Изабелла де Веласко

Обе девушки одеты в изысканные наряды, включая бабочек, заколотых в волосах.

Далее справа стоит карлик Марибарбола и придворный шут Николас Пертусато (или Николасито), которые были частью королевского двора.

Марибарбола и Николас Пертусато

Веласкес нередко изображал этих второстепенных персонажей; их портреты тоже висели во дворце. Николасито опирается ногой на большую ласковую собаку, которую некоторые считают мастифом.

Сразу за менинами стоит монахиня Марсела де Уллоа, которая, вероятно, застигнута в середине разговора с неизвестным придворным. Слева мы видим самого Веласкеса, выглядывающего из-за большого полотна. На нем прекрасный черный костюм, включая плащ и орден Сантьяго, нарисованный на груди. Этот символ был знаком его рыцарского звания, которым король наградил портретиста в 1659 году.

Марсела де Уллоа

В центре задней стены расположена открытая дверь, в которой человек либо поднимается, либо спускается по лестнице и смотрит в сторону зрителя. Это Хосе Нието Веласкес, камергер королевы, который также управлял королевской гобеленовой мастерской.

Хосе Нието Веласкес

Наконец, пожалуй, самый важный аспект — зеркало слева от Нието Веласкеса, где мы видим подсвеченное отражение пары — короля Филиппа и его супруги Марианны. Учитывая это, можно предположить, что они стояли там, где стоим мы, зрители, в то время как Веласкес писал их портрет. «Менины», таким образом, изображает момент, когда принцесса и ее свита вошли во время процесса написания портрета.

Король Филипп и его супруга Марианна

Есть и обратная догадка — король заглянул в мастерскую художника во время написания Маргариты.

Третья теория утверждает, что принцесса отказалась присоединиться к семейному портрету, и на работе видно, как ее уговаривает некая фрейлина.

Биография Веласкеса

Диего Веласкес появился на свет 6 июня 1599 года в испанской Севилье. Он воспитывался в семье Хуана Родригеса и его жены Иеронимы. У своих родителей он был старшим из 8 детей.

Еще в детские годы биографии Диего стал проявлять прекрасные художественные способности. В результате, он начал обучаться живописи у Франсиско де Эрреры Старшего, но вскоре стал учеником Франсиско Пачеко.

Именно у Пачеко юный Веласкес приобрел первые технические и эстетические навыки. В возрасте 17 лет он уже состоялся как независимый художник, войдя в состав городской корпорации живописцев. Тогда же, он задался целью работать при дворе короля.

Мурильо

Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 г. в многодетной семье севильского цирюльника. Очень рано лишившийся родителей, мальчик воспитывался старшей сестрой, которая смогла дать ему хорошее образование.

Почти всю свою жизнь Мурильо не покидал Севилью, где пользовался славой и уважением. В 1660 г. он стал первым президентом севильской Академии живописи. Художник писал портреты, пейзажи, жанровые композиции, выполнял заказы церквей и монастырей. Дружелюбный и спокойный по характеру, он был всю жизнь окружен многочисленными учениками и друзьями.

Как и его старшие современники Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Мурильо в своих работах стремился к реализму, внося в религиозные композиции элементы бытовой сцены. Но в его работах нет драматизма, страстной эмоциональности и яркой выразительности характеров, что свойственно творчеству вышеперечисленных мастеров. Живопись Мурильо глубоко лирична и проникновенна. Созданию искренних и трогательных образов способствует и своеобразная художественная манера: негромкая, нежная палитра; тонкая моделировка светом и тенью; легкая, воздушная дымка, окутывающая фигуры людей и предметы на картинах. Таково немного сентиментальное полотно «Святое семейство» (1645-1650) , безмятежно-спокойная и поэтичная композиция «Отдых на пути в Египет» (1665-1670).

В своем творчестве Мурильо многократно обращался к бытовому жанру. Как жанровая сцена трактована картина с библейской тематикой «Возвращение блудного сына» (1670-1674) и полотна с изображениями испанских девушек («Девушка из Галисии с монетой», ок. 1650; «Девушки у окна», ок. 1670) .

Ярче всего реализм Мурильо проявился в жанровых картинах, посвященных жизни нищих детей Севильи, хотя и в них заметны черты сентиментальности. Художник пишет, как ребятишки играют, едят, общаются между собой, радуются или огорчаются («Мальчик с собакой», 1650-е; «Мальчики с фруктами», 1650-е). Мурильо вносит в эти картины элементы повествовательности и тонкого юмора, чего не было в жанровых сценах других испанских живописцев.

Большой успех Мурильо принесли его религиозные композиции с образами Мадонны, написанными с андалузских красавиц («Мадонна с четками», ок. 1653; «Мадонна с младенцем», ок. 1650¬1655; «Мадонна с салфеткой», 1665) . Теперь эти произведения кажутся нам, слишком сентиментальными и идеализированными, хотя и среди них есть и более реалистичные и убедительные, как, например, «Мадонна-цыганка» (ок. 1675) .

Мурильо. Мальчики с фруктами. 1650-е гг.

Мурильо. Непорочное зачатие. Ок. 1678 г.

Мистические ноты звучат в произведениях, посвященных мотиву непорочного зачатия — одному из самых распространенных в живописи Мурильо («Непорочное зачатие», ок. 1678). Подобный тип картины, необыкновенно популярный в Испании XVI-XVII вв., восходил к догмату католицизма о непорочном зачатии самой Марии, когда ее родители были уже в преклонном возрасте.

На картины Мурильо существовал огромный спрос еще при жизни художника. Множество его произведений приобретено иностранцами, поэтому большая часть наследия испанского мастера находится за пределами Испании: в музеях и частных собраниях Германии, Франции, Австрии и России.

Популярность Мурильо необыкновенно возросла после смерти живописца в 1682 г. В XVIII-XIX вв. в Европе ценители искусства считали его самым знамениты художником Испании, и лишь в XX в. интерес к его творчеству значительно упал.

Тайны картины

Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.

Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.

Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Но, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.

Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.

В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

В своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.

Творчество

Ранешние полотна севильского периода в главном были сделаны в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки: «Завтрак», около 1617—1618; «Старая кухарка», около 1620; «Завтрак 2-ух юношей» (1618), «Водонос» около 1621. В схожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Поклонение пастырей» («Поклонение волхвов») (1619), «Непорочное зачатие» (1618), «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620).

В этих работах чувствуется внимательное исследование юным Веласкесом караваджистского искусства, многие эталоны из которого были доступны в Севилье, и длительное пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редчайшим для испанской живописи древним сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предыдущие традиции («Триумф Вакха, либо Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), также историческим — «Сдача Бреды» (1634). К этому же времени относится большая часть дошедших до наших дней парадных портретов короля и членов царской семьи и несколько картин на религиозные темы. Конкретно портреты, сделанные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Невзирая на отсутствие в их жестов и движений, они необыкновенно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтоб очень оттенять фигуру, цветовая палитра строгая, но оживляется кропотливо подобранными сочетаниями цветов. Схожим же образом выписан пейзаж: в большинстве случаев он условен и придаёт портрету символический нрав, но совместно с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Равномерно отходя от традиций собственных предшественников, живописец стремился к психической точности в изображении собственной модели и ставил собственной задачей передать не только лишь нрав человека, да и показать противоречивость его черт. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по неким сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотки. Каждый таковой портрет передаёт не только лишь нрав, да и трагедию человека, часто великодушного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль.

Не считая этой серии, более известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса (1633), конный портрет короля Филиппа III (1635), папы Иннокентия X (1650). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психическая завершённость (портреты инфанты Марии Терезы, 1652, Филиппа IV, 1655—1656, инфанты Маргариты Австрийской, около 1660).

История создания

«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.

Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.

В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: