Творческий путь
Первые самостоятельные произведения автора были написаны в жанре бодегонес (бытовые сцены в кабаках). Он хотел нарисовать настоящую, живую Испанию. Интерес к простым людям преследовал творца на протяжении всей его жизни.
Водовоз из Севильи
Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса — «Водонос из Севильи». Похоже на простой портрет купца. Однако уже здесь проявляется главная черта его творчества — аллегоричность. На картине «Водонос из Севильи» живописец рисует своего учителя Пачеко, ученика слева от себя, а себя помещает в центр. Этот образ является олицетворением трех веков, трех поколений.
Поражает виртуозность художника – Веласкесу едва исполнилось 20 лет, а стиль его письма невероятно реалистичен, безупречен.
В 1623 году живописец отправился со своим учителем в Мадрид. И чудо! Почти сразу же ему был заказан портрет Филиппа IV, вступившего на престол.
Молодой король, когда-то обучавшийся живописи, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. А через несколько месяцев Диего де Сильва Веласкес был назначен придворным живописцем, он переехал с семьей в Мадрид.
Филипп IV и живописец становятся настоящими друзьями. Артист стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, расположенной во дворце, ключ был только у двух человек: у самого портретиста и у короля.
Вулканская кузница
Основная работа живописца заключалась в написании портретов царской семьи. Но вдобавок ему приходилось писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе сюжетов; другие придворные художники не могли этим похвастаться. Тем не менее Веласкес в основном писал портреты. Когда его моделью не была королевская особа или дворянин, художник рисовал обычных людей: карликов и уродов, шутов и крестьян.
В 1629 году по совету Рубенса Диего отправился учиться в Италию. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости к испанскому королю и относились к нему с подозрением, иногда даже обвиняя его в шпионаже.
Плащ Иосифа
Но поездка в Италию принесла свои плоды. Ознакомившись с большим количеством произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются и сюжеты картин – все больше мастер касается мифологии («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). А под Римом художник начинает писать пейзажи на пленэре, что в то время было совершенно непопулярным.
Вернувшись в Мадрид, мастер вновь обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жены и детей. 1630-е годы стали самыми плодотворными в жизни творца. Создаются картины библейского жанра, батальные сцены.
Менины
В 1649 году наступает черед для нового путешествия в Италию. На этот раз Диего Веласкес отправляется туда в составе дипломатической миссии. Но тут в нем заиграли амбиции – он решает своим талантом покорить Италию. И происходит невероятное — Папа Иннокентий X заказывает портрет Веласкеса. Произведение восхищает весь Рим, виртуоз награждается папской медалью.
Спиннеры
Через два года живописец возвращается в Мадрид. За последние 10 лет своей жизни он написал множество произведений, среди которых самые известные его картины: «Менины» и «Прядильщицы». Не отказывается он и от портретов — снова и снова он заставляет позировать членов королевской семьи, для которых за годы дружбы стал родным.
Детство
6 июня 1599 года в Севилье крестился мальчик по имени Диего де Сильва Веласкес. Он родился в бедной семье мелкого чиновника Хуана Родригеса де Сильвы.
Показать таблицу
Справочник по истории | |
Годы жизни | 6 июня 1599 г. — 6 августа 1660 г |
Страна | Испания |
Жанр | Портреты, бодегоны (ранние работы) |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, история, мифология, религия |
Способности мальчика к рисованию обнаружились очень рано, в 10 лет его отдали учиться в мастерскую Франсиско Эрреры. Однако долго там юноша не задержался – не выдержал плохого настроения учительницы. А в 1611 году его отец заключил договор на обучение с известным художником того времени — Франсиско Пачеко.
Образование дало мальчику необходимые навыки, развило вкус и эстетическое чутье. Через 6 лет учебы Диего стал членом гильдии художников. 18-летнему живописцу было предоставлено право свободно творить и преподавать, что в то время было невероятной редкостью. Все благодаря учителю Франсиско Пачеко, который замолвил словечко за юного Веласкеса. И у него была прекрасная возможность показать себя.
Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
Время и место рождения величайшего живописца уже говорят о многом. Он появился на свет в 1599 году, в последний год переломного XVI века. 6 июня – день, когда новорожденный малыш Диего принял крещение, считается официальной датой его рождения, но существует мнение, что родился великий испанский художник днем раньше. Семья Веласкеса принадлежала к мелким дворянам, в Испании их называли «идальго». Среди выдающихся испанцев эпохи немало выходцев из этого сословия.
Севилья – родина Веласкеса, один из главных испанских городов времен раннего Нового времени, важный торговый порт и культурный центр. Облик города хранил культурное наследие различных эпох, демонстрируя синтез культур. Город имел большое значение как для короны, так и для развития испанской культуры. Именно этот город выбирали местом действия своих произведений многие испанские драматурги. Севилья стала родиной Дон Жуана – главного соблазнителя в мировой культуре.
В эпоху расцвета испанской живописи в Севилье сложилась своя живописная школа, яркими представителями которой были Франсиско Эррера и Франсиско Пачеко. Они стали учителями Веласкеса, оказав огромное влияние на формирование художественного стиля. Мальчик, проявляющий незаурядные художественные способности, попал в мастерскую Эрреры в 10-летнем возрасте.
Главную роль в становлении Веласкеса как художника сыграл Пачеко. Великий ученик превзойдет в известности своего учителя, однако свои первые шаги в карьере Диего Веласкес сделал именно благодаря Франсиско Пачеко, ставшему не только наставником, но и впоследствии тестем живописца, когда тот женился на его дочери.
С помощью Пачеко, который водил дружбу с королевским капелланом, Веласкес был замечен при дворе недавно вступившего на трон Филиппа IV. При новом короле все больший вес набирает граф Оливарес, всесильный временщик, ставший покровителем Веласкеса и одним из главных героев его живописи. Веласкес становится придворным живописцем и пребывает на этой должности до конца своих дней.
Являясь придворным живописцем, Диего Веласкес создает самые главные свои работы. Он известен как гениальный портретист, написавший множество портретов короля Филиппа IV и его приближенных.
Веласкес мастерски передавал фигуры и характеры людей, и многие его картины отличаются сложной композицией. Ярким примером служит одно из самых известных полотен «Менины», где в числе прочих героев художник изобразил и самого себя.
При дворе он также создает серию батальных картин, отражающих значимые победы эпохи Филиппа IV. Самая известная из них – картина «Взятие Бреды».
Отношение к Веласкесу как к придворному живописцу было противоречивым. Он был художником и зарабатывал этим на жизнь. Однако при дворе, где царили официоз и «засилье стереотипов», считалось, что любой труд – недостойное дело для дворянина, даже если этот труд – творчество. В то же время художественное сообщество видело в Веласкесе «государственного служащего», любимчика графа Оливареса и потому также относилось к нему неоднозначно.
Лишь за год до смерти Диего Веласкес был посвящен в кавалеры ордена Сантьяго. Испанский художник умер в 1660 году после болезни, сильно обострившейся во время подготовки свадьбы наследника испанского престола с дочерью самого знаменитого французского монарха «короля-солнца» Людовика XIV. Это было последнее мероприятие испанского двора, в котором художник принимал активное участие.
Личная жизнь и интересные факты из биографии
Личная жизнь Евгения Евтушенко складывалась сложно – он женился четыре раза. Первый брак был довольно ранним – в 1954 году его женой стала Белла Ахмадулина, но два поэта не сиогли ужиться вместе, несмотря на общность интересов. Уже в 1961 году у Евгения Александровича появилась вторая жена – Галина Сокол-Луконина, которая подарила ему сына Петра.
Третьей избраннией поэта стала Джен Батлер из Ирландии, его яркая поклонница, но и этот брак стал недолгим, несмотря на двух детей, Александра и Антона.
И только с четвертой своей женой Евгений Александрович прожил до самой смерти – филолог Мария Новикова была для него верной опорой, способствовала творчеству и воспитывала двух детей – Дмитрия и Евгения.
Жизнь поэта была интересной и многогранной. Так, его стихи читал Пол МакКартни, который рассказывал, что сборник ему подарили друзья, и он периодически посвящал время чтению стихов евтушенко в перерывах между концертами.
Одним из самых важных событий в его жизни еще в советское время стала встреча с президентом США Ричардом Никсоном.
Описание картины Диего Веласкеса «Водонос» Картины художников
Картина «Водонос» была написана в 1622 году необыкновенно одаренным и образованным испанским художником Веласкесом. Она же имеет и еще одно название – «Продавец воды из Севильи».
Этой картиной художник пополнил свой цикл произведений бодегонес (в переводе с испанского – трактир). В этот цикл входит ряд картин, но «Водонос» стал ярчайшей жемчужиной галереи.
Созерцая это полотно, мы, словно, в окно видим моменты из жизни простого человека того времени, настолько ярко и реалистично передан каждый штрих лиц, одежды и предметов.
В «Продавце воды из Севильи» Веласкес предстает перед нами не только , как маститый творец своих картин, но и как внимательный наблюдатель, как человек, который чудесно разбирается в чувства людей, в эмоциях, знает их историю и традиции.
На картине изображен пожилой мужчина – водопричастник, именно так иронично называли еретиков – сектантов, которые не употребляли ни мяса, ни вина, а во главу всего ставили обычную
чистую воду.
Видно, с каким чувством значимости передает водонос прозрачный бокал юному подростку и, с какой благоговейностью принимает мальчик этот бокал.
Какой-то завораживающей тайной веет от этой картины.
Странный водонос, погруженный в собственные мысли, мальчик, на лице которого отразилось раздумье, странная , темная фигура большого мужчины на заднем плане.
Руки на ножке бокала, будто бы символизируют встречу двух времен- старая рука передает молодости воду
Вода всегда являлась символом жизни, так что же жизненно важное передает старец отроку?. Некоторые искусствоведы утверждают, что картина наполнена не столько открытым смыслом, сколько аллегорией
В центре картины ярким пятном выделяется бокал с водой. На дне бокала можно разглядеть ягоду инжира
Некоторые искусствоведы утверждают, что картина наполнена не столько открытым смыслом, сколько аллегорией. В центре картины ярким пятном выделяется бокал с водой. На дне бокала можно разглядеть ягоду инжира.
Возможно, инжир использован для придания воде особенного вкуса, а быть может, художник написал эту деталь в связи с тем, что инжир является символом эротики. Тогда понятна серьезность мальчика и отрешенность водоноса. Водонос лишь предлагает юнцу запретный плод, а принять или отказаться от такого символа — выбор мальчика. Юнец же принимает бокал.
Прислал: Сорокина Лидия . 2017-10-08 22:19:07
Первые шаги в творчестве
Неудивительно, что выросший в этой атмосфере ребенок рано начал проявлять себя. Он, в подражание друзьям родителей, писал стихи, и уже в 1949 году первое из них было опубликовано в “Советском спорте”.
Спустя два года он стал студентом Литературного института, но был быстро отчислен. Официально – за то, что не ходил на лекции, фактически – из-за того, что допускал неприемлемые для своего времени публичные высказывания. Кстати, высшее образование Евтушенко получил только в 2001 году, о чем упоминается даже в краткой биографии Евтушенко.
Впрочем, и без него одаренный молодой человек показывает себя очень ярко, выпуская в 1952 году первый поэтический сборник, названный “Разведчики будущего”. Благодаря этому двадцатилетний Евтушенко становится членом Союза писателей СССР.
Следующие несколько лет ушли на то, чтобы добиться признания – и вот поэт уже читал свои строки на вечерах поэзии.
Реализует он себя и как прозаик – в 1959 году опубликовали его дебютный рассказ.
Творчество
Севильский период
Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки: «» (ок. 1617—1618), «Старуха, жарящая яйца» (ок. 1620), «Завтрак двух юношей» (1618), «» (ок. 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Непорочное зачатие» (1618), «» (1618), «» (1619).
В этих работах ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье, и долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.
Придворный живописец
Филипп IV Испанский, 1656
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629; «», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634). К этому же времени относится большая часть дошедших до наших дней парадных портретов короля и членов королевской семьи и несколько картин на религиозные темы. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль.
Кроме этой серии, наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), (1638), неизвестной (ок. 1638—1639), художника (ок. 1650), папы Иннокентия X (1650), серия монархических конных портретов. Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (портреты инфант Марии Терезы, 1653—1659 и Маргариты Австрийской, 1552—1659; короля Филиппа IV, 1655—1656).
Родились в один день
Дата рождения: 06.06.1599. Возраст: 421. Знак зодиака: Близнецы (информация о знаке). Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 38 дней.
АЛИБАСОВ Бари Каримович
Продюсер
1 место
ДЕНЬГОВ Лев Леонидович (ГУЗБАНД Павел Юрьевич)
Предприниматель, общественный деятель
2 место
СТРИЖЕНОВ Александр Олегович
Актер
3 место
Поэт
4 место
ОЖГИХИН Иван Владимирович
Заместитель генерального директора «Швабе»
5 место
ГОЛЫШЕНКОВА Ольга Михайловна
Президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО»
6 место
СЫЧЕВ Владимир Владимирович
Актер
7 место
КУШПЕЛЬ Евгений Леонидович
Актер
8 место
ЛУСС Саша
Актриса
9 место
АБАКУМОВ Алексей Владимирович
Заместитель генерального директора по специальным проектам
10 место
АЛИБАСОВ Бари
Музыкант
11 место
ЧЕСНОКОВА Юлия Викторовна (Аларус Юлия Викторовна)
Актриса
12 место
КУРБАНОВ Сайдо Бобоевич
Актер
13 место
АГАПИТОВ Александр Иванович
Основатель и владелец компании Xsolla
14 место
ДОЛГОВ Владимир Анатольевич
Глава российского представительства Google
15 место
Интересные факты
Несколько увлекательных фактов:
- В мастерской Веласкеса стояло личное кресло Филиппа IV — король был очень рад увидеть работу своего друга.
- Ученик художника женился на его дочери, как сам Диего когда-то женился на дочери своего учителя.
- Именем Веласкеса назван бульвар в Москве и кратер на Меркурии.
- При рождении будущий мастер портрета получил фамилию матери Жером Веласкес.
- Кладбище, где он похоронен, было разграблено французами, и неизвестно, где находятся останки художника.
- Педагог-виртуоз Ф. Пачеко основал собственную художественную академию, которая существует до сих пор.
Учеба
С детства Диего Веласкес был одаренной личностью. Он рано научился читать, и любил это занятие. Мальчик хорошо учился, схватывая знания на лету.
Художественные способности проявились у Диего рано. В 10 лет отец уже отдал его в ученики к известному в то время живописцу Франсиско Эррере Старшему, основателю севильской живописной школы. Однако, мастер отличался настолько скверным характером, что больше года обучение не продлилось.
Настоящим учителем Диего стал Франсиско Пачеко, художник, поэт и теоретик искусства. В его школе «Academia Sevillana» Веласкес постигал основы живописи 6 лет. Франсиско Пачеко был почитателем творчества мастеров эпохи Возрождения и, будучи официальным экспертом церкви по библейской живописи, придерживался традиционного взгляда на изображение религиозных сюжетов.
Мастер придавал огромное значение рисунку, считая его основой «искусства живописца». Во время учебы Диего Веласкес много рисует с натуры. Франсиско Пачеко внес огромный вклад в становление юного художника, ставшего впоследствии выдающимся представителем «Золотого века испанской живописи».

Портрет Франсиско Пачеко. Около 1623 г.
В 1617 г. Диего успешно сдает экзамен и получает звание мастера. По рекомендации Франсиско Пачеко его принимают в Севильскую Гильдию живописцев и выдают лицензию на право работать художником, иметь мастерскую и подмастерьев.
Влияние на мир искусства
Многие испанские художники выросли на картинах Диего Веласкеса (Ф. Гойя называл его своим мастером). Но до 19 века его имя редко упоминалось за пределами Испании, его творчество описывалось лишь вкратце. Вероятно, из-за того, что многие его работы хранились в королевских дворцах и были недоступны для зрителей. Но после открытия Прадо творчество мастера-портретиста возродилось.
Э. Мане — флейтист
Большой интерес к испанскому автору проявляли импрессионисты. Э. Мане писал портреты в его стиле («Флейтистка»), Ренуар изучал его творчество. В начале 20 века многие модернисты вдохновлялись произведениями классика испанского барокко. Пикассо создал десятки версий «Менина», Веласкес оказал большое влияние на Сальвадора Дали.
Биография Диего Веласкеса
Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).
Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.
Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».
По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.
Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
Творческий путь
Первые самостоятельные работы автора написаны в жанре бодегонес (бытовые сцены в трактирах). Он хотел рисовать Испанию настоящей, живой. Интерес к простым людям сопровождал творца всю его жизнь.
Водонос из Севильи
Самая известная из ранних картин Диего Веласкеса – «Водонос из Севильи». Казалось бы, простой портрет торговца. Однако, уже здесь появляется главная особенность его творчества – аллегоричность. В картине «Водонос из Севильи» живописец рисует своего учителя Пачеко, слева от него подмастерье, а в центр помещает себя. Эта картина — олицетворение трех возрастов, трех поколений.
Поражает виртуозность художника – Веласкесу едва исполнилось 20, а его манера письма невероятно реалистична, безупречна.
В 1623 году живописец отправляется со своим учителем в Мадрид. И чудо! Почти сразу ему заказывают портрет взошедшего на престол Филиппа IV.
Молодой король, изучавший некогда живопись, понимает, что перед ним невероятно талантливый художник. И спустя несколько месяцев Диего де Сильва Веласкес назначен придворным художником, он переезжает вместе с семьей в Мадрид.
Филипп IV и живописец становятся настоящими друзьями. Художник стремительно продвигается по карьерной лестнице. А от его мастерской, находившейся во дворце, ключ был лишь у двух людей: у самого портретиста и у короля.
Кузница Вулкана
Основная работа живописца заключалась в рисовании портретов королевской семьи. Но, помимо этого, он должен был писать картины для украшения дворца, что давало ему невероятную свободу в выборе тем; другие придворные художники не могли этим похвастаться. И все же Веласкес в основном рисовал портреты. Когда его натурщиком была не царская особа и не знатный дворянин, художник рисовал простых людей: карликов и уродов, шутов и крестьян.
В 1629 году Диего по совету Рубенса отправляется в Италию учиться. Первую поездку на родину Возрождения нельзя назвать приятной. Все знали о его близости с испанским королем и относились подозрительно, порой даже обвиняя в шпионаже.
Одеяние Иосифа
Но путешествие по Италии принесло свои плоды. Познакомившись с огромным количеством произведений разных художников, Веласкес отдал предпочтение Тициану, что сильно повлияло на характер его живописи. Меняются и сюжеты картин – все чаще мастер прикасается к мифологии («Кузница Вулкана», «Одеяние Иосифа»). А находясь под Римом, художник начинает писать пейзажи на пленэрах, что было совершенно непопулярно в то время.
Вернувшись в Мадрид, мастер снова обращается к изображениям людей. Рисует конные портреты Филиппа IV, его жену, детей. 1630-е стали самыми плодородными в жизни творца. Создаются картины библейского жанра, батальные сцены.
Менины
В 1649 году настает черед новой поездки в Италию. В это раз Диего Веласкес отправляется туда в составе дипломатической миссии. Но тут в нем заиграли амбиции – он решает покорить Италию своим талантом. И случается невероятное – Папа Римский Иннокентий X заказывает Веласкесу портрет. Работа приводит в восторг весь Рим, виртуоза награждают папской медалью.
Пряхи
Спустя два года живописец возвращается в Мадрид. В последние 10 лет жизни он пишет множество работ, среди них его самые известные картины: «Менины» и «Пряхи». Не бросает он и портретную живопись — вновь и вновь заставляет позировать членов королевской семьи, для которых за годы дружбы он стал родным.
Итальянские путешествия Веласкеса
Первое путешествие в Италию Веласкес совершил в 1629 г. в качестве королевского камергера. Оно не было особенно приятным для художника в связи с тем, что итальянцы недоброжелательно относились к испанцам. Но сам Веласкес цель посещения Италии определил для себя как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Это ему удалось. Знакомство с творениями великих итальянских художников несколько изменило стиль живописца: он стал более свободным, колорит – менее тёмным.
Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Конец дня» (1630). Холст, масло. 48,5х43 см. Прадо (Мадрид)
В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию по приказу короля с целью приобретения для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры. Но Веласкес был придворным чиновником, поэтому неофициальной целью визита было установление дипломатических контактов с разными высокопоставленными лицами Италии. В Ватикане его благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.
Д. Веласкес «Портрет папы Иннокентия X» (1650). Холст, масло. 140х120 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)
Над этой картиной художник работал всего 3 месяца, но она наделал много шума в Риме, а сам папа сказал о портрете: «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес был избран членом Римской академии, ему стали поступать множественные заказы, но король торопил его с возвращением в Мадрид. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой необычной картины Веласкеса «Венера перед зеркалом».
Д. Веласкес «Венера перед зеркалом» (ок. 1647-1651). Холст, масло. 122х177 см. Лондонская Национальная галерея
В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т.к. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса? В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации.