Меншиков в березове

Меншиков в березове суриков

Сколько могут стоить картины Сурикова. Примеры уходов

Как мы писали выше, Николай II утверждал, что картины Сурикова обязательно должны стать народным достоянием, а не храниться в частных коллекциях. Так и вышло, ведь значительная часть его произведений сегодня рассредоточена во многих крупных музеях, особенно известные масштабные полотна. На аукционах же появляются в основном этюды, эскизы или графика, да и те выставляют редко. Их стоимость отнюдь не маленькая, так как коллекционеры готовы платить за них десятки и сотни тысяч долларов. Например, эскиз жены стрельца к холсту «Утро стрелецкой казни» был продан в 2004 года на торгах Christie`s за 106 тысяч фунтов стерлингов, а этюд казака к холсту «Покорение Сибири Ермаком» ушел за 55 тысяч фунтов стерлингов там же, но уже в 2010 году.

Эскиз жены стрельца к картине «Утро стрелецкой казни». 1880 г.

Кстати, сам Суриков не стеснялся называть высокие цены за свои этюды. Когда однажды к нему пришли И. Грабарь и его знакомый коллекционер, художник называл цену за каждый этюд в районе 5 тысяч рублей. В ответ на просьбу сбавить цену он возразил, что он бы и рад, да имя не позволяет ему это сделать. Как видим, сегодня его этюды тоже в цене.

Изредка уходят и небольшие картины художника. Так, в декабре 2013 года с торгов «Знакъ-Арт» продали сразу две его картины. Первой оказался небольшой портрет размерами 30,5 х 21 повзрослевшей Оли Суриковой, написанный художником в 1897 году. Его приобрели почти за 91 тысячу долларов. Вторая работа представляет собой пейзаж «Крым. Ай-Петри», созданный живописцем в начале XX века. Картина ушла с молотка за 121,2 тыс. долларов. Обе эти работы, а также названный выше эскиз жены стрельца образуют тройку самых дорогих на сегодня картин, проданных на официальных торгах.

В. Суриков. Потрет О.В. Суриковой. 1897 г.

Вообще за период с 1989 по 2021 годы на торги выставляли только 63 работы Сурикова, среди которых живописных работ 37, а остальное — графика. Их средняя стоимость составила почти 30 тысяч долларов. Из них была продана 41 работа, причем большая часть уходов состоялась до 2008 года. За последнее же десятилетие число выставленных картин и вовсе сократилось до десятка, так как коллекционеры не торопятся расставаться с уже купленными шедеврами Сурикова. Нетрудно догадаться, что более крупные работы могут вызвать ажиотаж и будут претендовать на многомиллионные суммы.

Большая любовь Василия Сурикова к русской истории, наблюдательность, талант и трудолюбие сделали свое дело. Именно благодаря их сочетанию художник оставил нам в наследие эпические произведения, которые сегодня украшают лучшие музеи и трепетно хранятся в частных коллекциях.

Вариант №2

Картину «Меншиков в Березове» Василий Иванович Суриков написал в 1883 году. Работа стала одной из самых значимых в творчестве живописца-историка.

На полотне отражен печальный итог жизни одного из фаворитов Петра I – князя Александра Меншикова, который после смерти своего великого покровителя, в результате интриг при дворе, был сослан со своей семьей на русский Север – в город Березов.

На полотне Суриков изобразил обычный бытовой день семьи, которая еще совсем недавно была богатой и значимой в придворных кругах. Меншиков потерял свой статус и заслуженные им награды. Князь показан нам в окружении дочерей, в их глазах только печаль и не преодолимая тоска. Они понимают, что их жизнь не будет по-прежнему беззаботной и обеспеченной. Сам Меншиков мрачен, погружен в свои тяжелые мысли и глубоко печален. Нет ничего хуже для отца, чем осознавать, какую роковую роль он сыграл в жизни своих детей. Понятно, что жизнь в Сибири значительно отличается от жизни в Петербурге. Здесь прошлая влиятельность князя ничего не значит.

Комнату в деревянной избе, в которой вынужден находится Александр Данилович с семьей, можно сравнить с тюремной камерой, в ней мрачно, темно и убого. В глаза бросается контраст между огромной фигурой Меншикова и низким потолком в избе. Ему тесно здесь, словно в клетке. Теснота давит на зрителя, создавая ощущение напряженности и безысходности. Лишь сквозь небольшое окно в комнату проникает дневной свет, озаряющий младшую дочь Меншикова – Александру. Тем самым Суриков подчеркивает, что девочка переживет все невзгоды, а в будущем вернется ко двору и сделает блестящую карьеру для женщины того времени. Но, а пока, она юная и красивая в тусклом северном свете увлечена чтением книги. Возможно, что это Библия. Она, как и уголок с иконами, является значимым символом надежды и веры русского человека, помогающий в трудные времена. Иконы освещает угасающий огарок свечи, как и угасает надежда на светлое будущее.

Мебели мало, она очень простая и только самая необходимая: стол, стулья и кровать. Однако, взглянув на одежду Меншикова и его дочерей, не складывается впечатление об их бедности. Перстень на руке князя напоминает о богатых и счастливых временах. Его осанка все такая же гордая, сильная и мужественная. А властно сжатая рука говорит о том, что еще не утрачена несгибаемая воля. Однако взгляд, направленный вниз, пронизан безысходностью, унижением и скованностью.

Стоить отметить, что в своей работе Суриков раскрывает не только драму живой личности, пусть выраженную очень скупо и сдержанно, но заставляет зрителей задуматься о непростых реалиях, имеющих место в российской истории.

Суриков — Меншиков в Березове
Сейчас читают:

  • Детство Обломова в романе Обломов Гончарова сочинение

    Среди бескрайних полей, холмов, редких оврагов и перелесков затерялась небольшая деревенька, получившая название Обломовка. В старом помещичьем доме родился Илья Ильич Обломов. Его отец, мать, всё домашнее окружение жило по законам и привычкам,

  • Сочинение по картине Портрет А.В. Касьянова Серова

    Знаменитый русский художник Валентин Серов был выдающимся мастером портретной живописи. На своих картинах он изображал как известных современников, так и людей достаточно заурядных, чьи имена сегодня знают лишь историки.

  • Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс

    Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами.

  • Сочинение Про Деда Мороза

    Приближение нового года готовит встречу с дедушкой Морозом. Дед Мороз всегда занят. Ему предстоит разложить и вручить большое количество подарков. Помогать дедушке Морозу в этом будет Снегурочка.

  • Сочинения 7 класс

  • Сочинение на тему Письмо самому себе в будущее (5 класс)

    Здравствуй, уже повзрослевшая и, надеюсь, ставшая хотя бы чуточку умнее, я. Сегодня после уроков я задумалась: «А что если написать письмо себе в будущее?», и тут же решила воплотить эту идею в жизнь.

«Меншиков в Берёзове», Суриков

Год написания: 1883Размер: 169 × 204 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 114 слов

Картина Василия Сурикова «Меншиков в Берёзове» посвящена трагическим событиям, произошедшим в жизни одного из ключевых деятелей Петровской эпохи графа Александра Меншикова. На полотне главный герой изображён сидящим посреди деревенской избы в окружении трёх своих детей.

На улице бушуют морозы, поэтому в доме очень холодно. Вся семья, кутаясь в тёплую одежду, собралась за столом. Постаревший и осунувшийся Меншиков, откинувшись на спинку стула, с грустью глядит перед собой. Его старшая дочь Мария растерянно прижимается к отцу. Средний сын Александр задумчиво теребит подсвечник на столе. Лишь младшая дочь Александра увлечённо читает книгу.

Убранство дома Меншиковых нельзя назвать бедным: роскошная звериная шкура на полу, дорогие скатерти и подсвечники, позолоченные иконы. Но всё это лишь тень былого богатства графа.

Вариант 2 — Подробно

21 предложение/ 281 слово

Картина Василия Сурикова «Меншиков в Берёзове» изображает известного деятеля русской истории, фаворита Петра I графа Александра Меншикова. Художник запечатлел своего героя в момент его нахождения в политической ссылке. Местом заточения мужчины стал посёлок Берёзово.

Меншиков сидит на стул в одной из деревенских изб, которая теперь стала домом для него и его детей. Жена графа трагически скончалась на пути в Берёзово, и теперь мужчина остался единственным взрослым в семье. Практически лишённый средств к существованию и похоронивший надежды на счастливое будущее, герой тоскливо и обречённо смотрит перед собой.

Во всклокоченных волосах виднеется белая проседь, на щеках и подбородке — жёсткая щетина. Нет в образе Меншикова и следа былого лоска. О богатом прошлом напоминает лишь золотой перстень мужчины, да некоторые детали интерьера дома: роскошная звериная шкура на полу, дорогие скатерти, иконы и подсвечники.

Вокруг Александра Даниловича собрались его дети. Все они, как и сам граф, одеты очень тепло. На улице бушует зима, поэтому покрылось льдом маленькое окошко, находящееся позади героев, а с подоконника свисают длинные сосульки.

Старшая дочь Меншикова Мария, закутавшись в тёплую шубу, растерянно прижимается к отцу. Во взгляде её красивых тёмных глаз читается страх за своё будущее. Прежде она была невестой нового императора, перед ней открывались великолепные перспективы, но теперь девушка совершенно лишилась смысла жизни.

Таким же потерянным выглядит и средний сын графа Александр. Сидя за столом, он задумчиво теребит витой подсвечник, грустно подперев голову рукой. Лишь младшая дочь Меншикова Александра, кажется, нашла, чем занять себя в столь тяжёлое время. Белокурая девушка сидит за столом и с интересом читает книгу.

Картина Сурикова «Меншиков в Берёзове» — это не просто семейный портрет одного из ярчайших представителей Петровской эпохи. Это также грустный рассказ о трудностях жизни человека и о его беспомощности перед роком судьбы.

см. также:Все сочинения-описания картин

Впечатления от полотна

Картина «Меншиков в Берёзове» появилась как произведение 11-ой выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Крамской, увидевший это полотно, с трудом смог описать своё впечатление от картины. Дело в том, что в ней были нарушены некоторые каноны и пропорции, которые придавали фигуре Меншикова особенный колорит. Позднее Крамской писал, что ему картина «непонятна – или она гениальна, или он с ней еще не освоился. Она его восхищает и оскорбляет своей… безграмотностью».

Надо признать, это действительно так. На полотне «Меншиков в Берёзове» были отвергнуты многие художественные нормы. Что интересно, позднее приём Сурикова использовал Врубель в своём знаменитом творении «Демон сидящий».

Нет сомнений, что столь «говорящее» изображение Меншикова родилось у Сурикова, поскольку автор искренне сопереживал этому человеку. Как я уже сказала, Александр Меншиков был одним из главных соратников Петра Великого. После смерти своего венценосного покровителя он получил ещё больше власти, но в пору царствования Петра Второго стал жертвой интриг. Именно так Меншиков оказался в ссылке вместе со своими детьми (что мы и видим на полотне). Последние годы он провёл в изгнании.

Посмотрите на Меншикова, запечатлённого на полотне Сурикова. Его взгляд твёрд, рука сжата в кулак, а фигура кажется напряжённой. Несомненно, думы о былом не перестают терзать его. Безвозвратность прежнего, мрачные размышления о своей судьбе и жизнях собственных детей – всё это стало тяжёлым грузом для изгнанника. Картина обнажает перед нами бессилие и беспомощность человека, некогда во многом определявшего судьбу России. Как сказал М.В.Нестеров, Суриков сумел изобразить поистине «шекспировскую драму».

Именно в этой деревне под названием Перерва Сурикову пришла идея картины о судьбе Меншикова / pastvu.com

«Меншиков в Берёзове» – картина Василия Сурикова, которая способна взять зрителя в «плен», поразить его контрастами и новыми формами подачи

Здесь привлекает внимание каждый из героев, но особенно ярко смотрится сам Меншиков – человек, почувствовавший на себе, что значит быть поверженным исполином. Полотно Сурикова позволяет нам заглянуть не только в прошлое, но и в душу одного из самых влиятельных политических деятелей России

Сюжет

В тесной бедной избе закутанный в шубу сидит человек, который ещё недавно фактически правил Россией. Александр Меншиков, правая рука Петра I, заслуживший любовь и уважение императора своими делами на благо Отечества. Император так ценил Меншикова, что даже закрывал глаза на его мздоимство. После смерти Петра Алексеевича Меншиков стал главным советчиком Екатерины I в государственных делах. Но вскоре после её кончины на витке очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале.
Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом. И сидя в Берёзове, глядя на детей, он видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.


«Меншиков в Берёзове», 1883 г. В. И. Суриков. (Wikimedia Commons)

Из петербургского дома Меншиковы выехали с обозом в Ораниенбург. Однако затем было получено новое распоряжение Петра II: лишить всех богатств, оставив только необходимое. По пути в Берёзов (находится на территории современного Ханты-Мансийского округа) умерла жена Александра Даниловича. Через полгода скончалась старшая дочь Мария, а ещё через полгода и сам Меншиков.

Сквозь крошечное окно в дом проникает тусклый свет. Стекло лопнуло от мороза. Там, за окном — прошлая жизнь, от которой остались лишь воспоминания. Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам.

Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрёт в Берёзове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернётся ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург. Младшая дочь Меншикова станет фрейлиной, скончается в 24 года. Сын Александр дослужится до генерал-аншефа при Екатерине II и умрёт в 1764 году.

Описание

Александр Данилович Меншиков, «светлейший князь Ижорский», был сыном придворного конюха и в детстве продавал на улицах пироги. Полюбившись Петру I, он скоро был «вознесен до верха воем завидного могущества», заняв «первое место среди московитян по привязанности к нему паря» (Дневник Корба). После смерти Петра он способствовал восшествию на престол расположенной к нему Екатерины I, при которой был фактическим правителем. Однако, родовитая знать добилась ограничения его власти учреждением Верховного тайного совета и выдвинула кандидатом на престол Петра П. Меншиков, желая упрочить свое высокое положение, добился обручения своей старшей дочери Марии с малолетним Петром II. Но аристократическая группа восстанавливает юного царя против будущего тестя. 8 сентября 1727 года помолвка была расторгнута, Меншиков был арестован, лишен всех своих званий и имущества и сослан со всей семьей — двумя дочерьми и сыном — в Сибирь, в город Березов, где и умер в 1729 году. Там же и в том же году умерла восемнадцатилетняя дочь его Мария.

В картине не показано никакого значительного события, нет внешнего драматического действия. Внутренняя психологическая драма изображенных, передача их душевного состояния — вот основная задача художника.

Вся семья, объединенная общим несчастьем, стеснилась вокруг стола. Но каждый погружен в свою собственную думу. Тяжелая, упорная борьба противоречивых чувств написана на суровом и мрачном лице низложенного временщика. Неугасшая жажда власти, оскорбленное честолюбие заставляют гневно нахмуриться брови, плотно сжаться губы, расшириться ноздри его орлиного носа. Но сознание бессилия медленно разжимает напряженные пальцы его властной руки.

Зябко кутаясь в темную шубку, прижалась к нему сидящая на низкой скамеечке его старшая дочь Мария. Неподвижный, невидящий взгляд ее темных широко раскрытых глаз на бледном больном лице говорит о том, что мысли ее далеко. Глубоко задумался сын Меншикова, бессознательно отколупливая застывший на подсвечнике воск. Младшая дочь читает книгу. Ее юное розовое лицо, с льняными волосами, ее нарядная красочная одежда — единственный светлый кусок картины — еще сильнее подчеркивают бедность, неприглядность и мрак окружающей обстановки.

Сумрачный колорит картины, пробивающийся сквозь обледенелое слюдяное оконце, скудный, мертвящий лица свет, холодность которого подчеркнута теплым красно-желтым огоньком лампадки, глубокая темная тень, нависшая над семьей, общая «теснота» композиции, низкий, как бы давящий на огромную фигуру Меньшикова потолок избы,— еще более усиливают впечатление угнетенности и безысходности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: