Сочинение-описание картины «покорение сибири ермаком тимофеевичем», суриков (2 варианта — кратко и подробно)

Поход Курбского и Ушатого

В поход выступили в конце года. Войско по тем временам было большое. И все ратники из Пустозерска — городка на реке Печоре, построенного ещё новгородцами, назначенного местом сбора, — выдвинулись на лыжах. В состав этой лыжной военной экспедиции кроме московитов входили вологодцы, устюжане, жители Северной Двины и Вятки. Упор при наборе в это войско делался на выносливость и привычность к суровому климату. Дойдя до Щегоры, они разделились на два отряда: воевода Бражник повёл своих людей старым Югорским переходом, Семён Курбский и Пётр Ушатый — северным маршрутом через «щель-камень». Задумка была простой: ударить противника сразу с двух направлений — севера и юга, когда их появления ждут с запада. И хотя на перевале князей уже поджидал сторожевой пост вогулов и завязался бой, им удалось сломить сопротивление противника даже захватить несколько сотен оленьих упряжек, которые гораздо удобнее и мобильнее, чем лыжи. Первый хорошо укреплённый вогульский городок был Ляпин, в котором некогда стоял русский гарнизон, а теперь хозяйничали манси. Он был быстро взят штурмом. Следом быстро пали ещё 40 городков, в плен попало около 60 князьков и старейшин. Дальнейшее сопротивление, как поняли вогулы, совершенно бессмысленно. Они отправили к московитам делегацию, слёзно умолявшую дать им проклятое подданство и заключить мир. Разумеется, мир был тут же заключён. Местные князьки обязались самолично собирать ясак и возить его в Москву. Войска развернулись и двинулись домой — снова через Уральские горы. Весной 1501 года столица встречала своих героев колокольным звоном.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Кратко о живописном полотне

Эта картина далась автору непросто, он писал ее года четыре. Закончил над ней работу только в 1895 году. Ведь он совсем не случайно решил написать именно эту картину, потому, что очень значимым оказалось для России освобождение от татарского хана

Помимо этого, сам автор был рожден на Сибири, поэтому испытывал глубокие чувства к своей Родине.

На полотне картины изображено сражение отряда отважного Ермака с кучумовцами. Четко видно, что русские берут «верх»

Сам же герой никак не выделен художником, как бы сообщая о том, что полководец не слишком-то и выделял себя из отрядов своих воинов. Единственное, что выдало нам атамана, это его рука, точнее жест, который твердо и решительно направляет свои войска на битву и в атаку.

Лица казаков наоборот выражают бурю различных эмоций – несокрушимые воля и стремление к победе и свободе. Не важно, что битва только в разгаре, но уже четко видно, как и чем закончится сражение. Поверженные, полчища татар в панике бегут с поля битвы.

Не без скрытого умысла выбран для борьбы и мрачный пейзаж – осеннее небо в серых тонах, быстрые воды реки также не прозрачны, берег реки скользок и глинист. Глядя на это пасмурное изображение реального сражения, невольно становишься его участником, наблюдателем, болельщиком…

Отчетливыми остаются лишь блестящие стволы орудий и вспышки выстрелов вздымаются над полем битвы розовыми облачками. Особое место определено и для пятна крови. Алое пятно досталось именно казаку, как признак преданности и самопожертвования во имя Родины и чести.

Даже простой зритель, не искушенный искусством, найдет в этой картине массу чувств и переживаний, станет лучше принимать, понимать и воспринимать русскую культуру, задумается над тем, за что сражались наши предки и каких целей добивались.

Полотно «дышит» войной, всепоглощающей битвой, в которой нет ни победителей, ни побежденных. Но все равно становится понятно, что кровопролития не удалось бы избежать. Поэтому и спасителем для народа стала именно она – омывающая кровью и поливающая слезами война.

Данная картина один из великих памятников российской истории, который сохранил в себе воспоминания людей, которые нам об этом событии никогда не расскажут.

Искуствовед Некрылова Л.П.

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Покорение Сибири Ермаком» картина СуриковаТакже бесплатно скачивайте «Покорение Сибири Ермаком» картина Сурикова, на странице сайта!

Описание картины В.И. Суриков Покорение Сибири Ермаком

Рассказ о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Картина «Покорение Сибири Ермаком», созданная на материале сибирских впечатлений, разрабатывает, как и большинство произведений Василия Сурикова, событие русской истории, эпизод героического прошлого русского народа.Покорение Сибири Ермаком в XVI веке имело исключительное историческое значение для русского государства. Оно завершало многовековую борьбу народа с татарским владычеством, освобождало население Сибири из-под власти татарского хана Кучума, разорявшего его

Это дело большой государственной важности Ермак совершил по собственной инициативе, без сколько-нибудь серьёзной помощи со стороны царствовавшего тогда Ивана Грозного. Глубоко проникая в существо истории, Суриков и изобразил покорение Сибири как героический подвиг народа.В картине борьба Ермака с ханом Кучумом представлена как столкновение двух стихий, двух сил

Вспоминая о создании картины, Суриков рассказывал: «А я ведь летописи и не читал. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уже, Кунгурскую летопись начал читать, – вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюдён, в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда всё точка в точку – противно даже».Действие развёртывается на фоне сурового сибирского пейзажа. Пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Грозному натиску дружины казаков, пёстрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплемённого войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Тут и остяки, и вогулы, и сами татары. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточённым упорством сражаться с казаками. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по берегу всадников усиливают ощущение тревоги в стане татар. Сбивчивым ритмам войска Кучума противопоставлены строгие вертикали фигур казаков, наступающих сомкнутым строем с ружьями в руках. Их осеняет знамя «Спаса», под которым стоит Ермак, повелительно простёрший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Знамя это – подлинно историческое, оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Не раз за долгую историю под знаменем «Спаса» ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).Создавая героический образ сражающегося русского народа, показанного в его победоносной силе и торжестве, Суриков был далёк от пренебрежительного отношения к противникам Ермака

С глубоким вниманием и симпатией запечатлел он непохожие друг на друга типы разноплемённого войска Кучума. Все они по-своему реагируют на происходящее сражение – на их лицах с большой непосредственностью и экспрессивностью отражаются самые разноречивые чувства: ожесточение и злоба – на одних, боевой пыл – на других, смесь серьёзности, удивления и любопытства – на третьих

В процессе работы над изображением иноплеменников понимание Суриковым красоты человеческого лица значительно расширилось. Свои наблюдения художник выразил в словах: «Пусть нос курносый, пусть скулы, – а всё сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Любовь Сурикова к изделиям народного творчества помогла ему и здесь, при воссоздании этого нового для него мира понятий и представлений, не только точно передать национальное своеобразие одежд народностей Сибири, но и уловить в них проявление художественного вкуса народа, особое, неповторимое чувство прекрасного, отличное от тех эстетических норм, которые были претворены им в «Боярыне Морозовой».Колорит картины «Покорение Сибири Ермаком» отличается удивительной красотой своих глубоких, сдержанно-строгих красок, отвечающих характеру суровой природы Сибири, всему эпическому строю изображения. По достигнутой в колористической гамме гармонии картина не знает себе равных в творчестве Сурикова.Перед тем как закончить картину и выставить её на суд широкой публики, Суриков показал «Ермака» казакам, которые «призна

Убийство Юлия Цезаря

Картина «Убийство Юлия Цезаря» была написана в 1875 году. Знаменитая историческая личность Гая Юлия Цезаря вызывала интерес у многих деятелей искусства, художник В.И. Суриков не стал исключением.

Сведения из учебников и книг говорят о том, что Цезарь стал жертвой заговора сенаторов. При его правлении у сената не было никакой реальной власти, этот факт не нравился многим, заговор против политического деятеля был подготовлен Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом.

Исследователи сообщают, что Цезарь получил не менее 23 ножевых ранений, прежде чем умереть. Сцена его убийства не раз проскальзывала в искусстве.

Живописец Суриков изобразил Цезаря, сидящим на троне в окружении тех, кто собирался его предать. Все знают, что готовится убийство, тем не менее, некоторые сенаторы подобострастно глядят на правителя, ожидая его скорую смерть. Цезарь же ничего не подозревает, продолжая говорить, обращаясь к слушателям.

Отступление остатков дружин Ермака из Сибири

Гибель Ермака подтвердила, что он был главным двигателем всего предприятия. Когда весть о ней достигла города Сибири, оставшиеся казаки тотчас решили, что без Ермака, при своей малочисленности, не смогут держаться посреди ненадежных туземцев против Сибирских татар. Казаки и московские ратники, в числе не более полутораста человек, немедленно покинули город Сибирь с стрелецким главой Иваном Глуховым и Матвеем Мещеряком, единственным оставшимся из пяти атаманов; дальним северным путем по Иртышу и Оби они отправились обратно за Камень (Уральский хребет). Едва русские очистили Сибирь, как Кучум послал сына Алея занять свой стольный город. Но он недолго здесь удержался. Выше мы видели, что владевший Сибирью князь Тайбугина рода Едигер и брат его Бекбулат погибли в борьбе с Кучумом. Маленький сын Бекбулата, Сейдяк, нашел убежище в Бухаре, вырос там и явился мстителем за отца и дядю. При помощи бухарцев и киргизов, Сейдяк победил Кучума, изгнал Алея из Сибири и сам завладел этим стольным городом.

Боярыня Морозова (1884-1887)

На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.

Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.

Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.

4

Югра Ивана III

Московские князья новгородцам завидовали, им очень хотелось богатые югорские земли отнять. И самим собирать ясак. Ещё до потери Новгородом самостоятельности Иван III отправил на Югру отряд Василия Скрябы, который захватил в плен тамошних князей Калпика и Течика, их привезли в Москву, объявили подданными московского князя и заставили заключить договор о выплате дани. Конечно же, договор не соблюдался. Напротив, в 1481 году сибирский князёк Асыка устроил в Югре настоящую резню, а городок Покчу сжёг дотла. В ответ через два года из Москвы в Пелымское княжество прибыл карательный отряд Фёдора Курбского и Ивана Травина. Войско Асыки и его сына было разгромлено. Из Пелыма московское войско прошло сквозь земли дружеского Тюменского ханства и стало утюжить Югорскую землю. В плен взяли князька Молдана и двух сыновей князька Екмычея, как водится, их увезли в Москву. Весной в Москву явилось посольство от земель Югорских и Кодских. Посольство было большим и именитым: князья мансийские, князья сибирские, князья кодские. Они просили отпустить пленников на родину, признали власть Москвы, обязались платить ясак. Довольный Иван присовокупил к своим многочисленным титулам «князь Югорский, Обдорский и Кондийский». Не тут-то было! Ясак как не собирался, так и не собирался. А городки всё так же жгли, гарнизон резали, людей уводили в рабство. В 1499 году чаша терпения переполнилась. Московский князь отправил на усмирение Югры четыре тысячи воинов под предводительством Семёна Курбского, Петра Ушатого и Василия Бражника. О Петре Фёдоровиче Ушатом известно совсем немного. Он происходил из моложских князей Ушатых и московских бояр Кошкиных-Захарьиных, которые по традиции служили московским князьям. Пётр нередко выполнял для Ивана деликатные поручения. В 1491 году, например, его послали арестовать и доставить в столицу бояр угличского князя Андрея, младшего брата Ивана. А пятью годами позже он возглавлял военную экспедицию в земли карелов и финнов, шедшую частью по воде, частью по суше. Семён Курбский приходился Ушатому дальним родственником, он тоже происходил из рода князей Ярославских. Семён был сыном Фёдора Курбского, того самого воеводы, который разбил пелымских туземцев в 1483 году. К1499 году его уже не было на свете. И его место занял сын, отличный стратег, — Семён. Поход на Югру был первым его серьёзным делом. Следующие 28 лет он постоянно участвовал то в одном, то в другом сражении, ходил на Казань, участвовал в Литовском походе, управлял Псковом, водил полки на Полоцк и Мстиславль, Витебск и Вильну, но только о сибирском походе оставил заметки — «Указатель пути в Печору, Югру и к реке Оби».

Картина «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова :: ashanet.ru

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» — представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример — его картина «Покорение Сибири Ермаком».

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры — 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

Картина Покорение Сибири Ермаком Василия Сурикова

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье коллежского регистратора.

Род Суриковых принадлежал к казачьему сословию. Дед по материнской линии Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда по отцовской линии Александр Степанович Суриков был атаманом Енисейского казачьего полка (в его честь на Енисее назван остров Атаманский: обладая большой силой, однажды в бурю, бросившись в реку, он вытащил оторвавшийся от берега плот)

В возрасте 8 лет Василий Суриков переехал с семьей в Сухой Бузим, куда отца перевели на службу, и там закончил два класса приходской школы при Всехсвятской церкви, в 1858 году начал учиться в уездном училище.

В 1859 году умер от туберкулеза его отец, и матери с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Первые уроки живописи Василий получил от учителя рисования Красноярского уездного училища Николая Васильевича Гребнева.

После окончания учебы в училище Суриков устроился работать писцом в губернское управление: денег на продолжение образования сына в гимназии у матери не было.

Енисейский губернатор Замятин, увидев в управлении рисунки Сурикова, нашел мецената золотопромышленника Кузнецова, который оплатил обучение талантливого юноши в Академии художеств.

По приезде в Санкт-Петербург в 1868 году Суриков сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художников, а в 1869 году стал вольнослушателем Академии, через год был зачислен воспитанником.

За время учебы с 1869 по 1875 год за свои работы Суриков получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий

Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор»

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл его покровитель Петр Иванович Кузнецов.

В 1874 году художник за картину «Милосердный самаритянин» получил Малую золотую медаль.(Эту картину он подарил Кузнецову)

По окончании Академию художеств Суриков получил звание классного художника первой степени.

В 1877 году Суриков переехал в Москву, получив заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена. (Дочь Сурикова Ольга впоследствии была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская стала писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский)

В 1881 году Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1883 году художник на деньги от продажи картины «Меншиков в Березове» (ее приобрел Павел Третьяков) смог побывать в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником Петром Кончаловским посетил Испанию.

В 1915 году Василий Иванович из-за ишемической болезни сердца уезжает на лечение в Крым.

Скончался в Москве в 1916 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Василия Сурикова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», Суриков

Год написания: 1895Размер: 285 × 599 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

7 предложений/ 95 слов

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — это масштабное историческое полотно Василия Сурикова. На картине изображён кульминационный момент сражения казаков с войском хана Кучума, состоявшегося в 1582 году на реке Иртыш.

Ермак со своими боевыми товарищами стремительно приближается к берегу на ладьях под православными знамёнами. Казаки стреляют в татар из ружей и пушек. Те, обороняясь, вскинули кверху луки и щиты.

Войско Кучума загнано в угол, и отступать ему уже некуда, поскольку позади над берегом нависает крутой утёс. На нём видна татарская конница, но она не торопится вступать в бой. Слева вдали темнеют силуэты столицы Сибирского ханства города Искер.

Вариант 2 — Подробно

19 предложений/ 261 слово

В основу сюжета картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» легла историческая битва, состоявшаяся в 1582 году на Чувашском мысу между казачьей дружиной Ермака и армией хана Кучума, захватившей власть в Западной Сибири. На полотне мы видим кульминационный момент этого сражения.

Расположившиеся слева войска Ермака мощным клином надвигаются на противника по воде. Их суда идут под православными знамёнами с изображением Иисуса Христа и Георгия Победоносца. Сам атаман в высоком богатырском шлеме стоит на одной из лодок и командует своими собратьями, пробуждая в них боевой дух. Казаки стреляют по врагам из пушек и ружей, на что те отвечают с берега выстрелами из луков.

Мы можем видеть сосредоточенные мужественные лица освободителей Сибири, с горящими азартным огоньком глазами. Лица татар, напротив, кажутся чересчур свирепыми и даже безумными. Эти люди явно находятся в состоянии страха перед приближающимся войском Ермака.

Кажется, что ладья последнего вот-вот врежется в берег и разобьёт собой войско неприятеля. Поэтому татары стремятся всеми силами защититься от удара, поднимая в воздух оружие и щиты. Но их усилия оказываются тщетными, так как вера и правда на стороне Ермака.

Лихая казацкая армия прижала татар к высокому береговому утёсу, и отступать тем уже некуда. Даже подоспевшая на помощь соплеменникам конница, изображённая художником в верхней части полотна справа, неспособна помочь им. Где-то там в её рядах находится сам хан Кучум, который вскоре примет решение отступить и спасаться бегством.

Сейчас же действия иноземцев кажутся хаотичными и лишёнными всякой уверенности. Ермак, напротив, неумолимо движется вперёд. Вдали слева виднеются силуэты города Искер — столицы Сибирского ханства. Но близится час победы и совсем скоро эти земли будут освобождены из-под гнёта коварных язычников.

см. также:Все сочинения-описания картин

Утро стрелецкой казни (1881)

Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.

Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.

На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.

Проведение анализа полотна

Чтобы написать сочинение или подготовить доклад о походе Ермака в Сибирь, следует внимательно рассмотреть репродукцию, уделив особое внимание значимым деталям композиции. Например, интерес представляют образы шаманов, которых автор полотна поместил на заднем плане, за спинами обращенного в панику неприятельского войска

Кажется, что они посылают магические посылы татарским воинам, призывают на помощь своих языческих покровителей, чтобы противостоять святому лику и Святому Георгию, изображенным на казачьих хоругвях. Но победа в этом походе на стороне Ермака.

В центральной части картины на заднем фоне легкими штрихами прорисован силуэт города, за который и ведется это сражение. Также задний план представляет татарская конница, которая не смогла оказать помощь в водном сражении.

Таково «Взятие Сибири Ермаком» — картина, размеры которой 2,85 х 5,99 метра. Жанр — батальная живопись. В работе художник использовал темные тона:

  1. Вода в реке мутно-серая, вероятнее всего, очень холодная. Но это не смущает отважную дружину, на лицах у казаков нарисована решимость.
  2. На небе нет солнца, его заволокли мрачные серые тучи.
  3. Серый берег завершает собой создание атмосферы.

Таковы основные особенности картины Сурикова про завоевание Сибири. На основании анализа репродукции можно написать сочинение-рассуждение или эссе.

Сюжетная линия, история

В основу работы вошли факты истории великой России. В процессе становления государственности Иваном Грозным к уже имеющимся территориям были присоединены:

  • Поволжье;
  • Астраханское княжество;
  • Казанское княжество.

Кучум смог захватить Сибирское ханство во время похода в 1563 году, установленная для него Москвой дань не была оплачена. Более того, участились набеги на приуральские территории. Это привело к восстанию казаков против недруга, которое возглавили бароны Строгановы без одобрения Ивана Грозного. Главарем был атаман Ермак. Преодолев с казаками Уральские горы, они мастерски разбили войско местных правителей, та же участь постигла и воинов врага. В завершение была покорена столица ханства Сибирского — Кашлык.

Преимущество казаков заключалось в наличии огнестрельного оружия, имевшего большое преимущество в бою. Противостояние с Кучумом не завершилось, он бежал на юг и организовал новую армию. Одновременно с тем отряд Ермака Тимофеевича, засевшего на зиму в завоеванной столице, сократился. Летом 1584 года Кучум совершил набег на Кашлык, откуда атаману пришлось срочно отойти.

Направляясь на юг, казачий лагерь остановился на отдых, но дозор сформирован не был. Враг совершил внезапное нападение с целью завоевания, что стало причиной смятения в отряде. Последовали большие потери войска, Ермак же спасался вплавь через реку Иртыш, где и утонул. Только в 1598 году из Москвы в эти края прибыло войско, окончательно разгромившее Кучума.

Популярные сочинения

  • Сочинение Остап и Андрий — братья и враги (6, 7 класс) Если верить православной традиции, а рассматривать именно эту веру, когда речь идет о Гоголе, вполне естественно, так как по большей части русские писатели были православными
  • Сочинене на тему Мой папа – шофер Мой папа – шофер. В наш век скоростей профессия шофера очень важна, ведь грузовой транспорт перевозит десятки тонн грузов.Рабочий день моего папы начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером. Осмотрев машину, убедившись в ее исправности
  • Сочинение по произведению Вишневый сад Чехова В пьесе «Вишневый сад», А. П. Чехов главную роль отдает помещичий усадьбе, она прославилась благодаря своей вишневой роще. Автор, в своем произведении, делает из вишневого сада

Портрет дочери художника в детстве (1888)

Прекрасный портрет дочери Ольги в красном платье в горошек на фоне белой печи отражает тёплую семейную атмосферу в доме художника. Сохранилось письмо художника, где он описывал процесс работы над портретом. Он сообщал: «Пишу портрет Оли в красном платье, в котором она была в Красноярске…»

Маленькая десятилетняя девочка смело позирует, прижимая к себе любимую куклу. Этот портрет родные называли «дивным», чудесным. В творчестве Сурикова нет заказных портретов, он писал лишь членов своей семьи и близких друзей, и этот портрет — настоящая семейная реликвия, заключающая в себе всю родительскую любовь художника к дочери.

Не пропустите интересную статью на нашем сайте most-beauty.ru о самых красивых куклах в мире.

8

2 вариант сочинения

Василий Иванович Суриков писал данную картину в течение четырёх лет. Полотно художника достаточно быстро завоевало интерес публики. Данное произведение описывает освобождение Сибири русским атаманом Ермаком. Событие, изображённое на картине, имеет очень большое значение для российской истории.

Данный исторический момент очень близок для художника, так как Василий Иванович родился в Красноярске. Сибирь – родной край автора произведения.

Ермак – полководец, храбрый и мужественный воин, известный атаман русской армии. Во время событий, разворачивающихся на картине, правил Иван Грозный, именно он издал указ о завоевании Сибири. Тогда на территории этих земель жили монголо-татары, которые постоянно совершали набеги на наши земли. Правителем монголо-татар был хан Кучум. Постоянные набеги неприятелей раздражали российского царя. Он хотел, как можно быстрее покончить с ними.

Перед нами предстаёт поле боя, действия происходят на реке. Два войска переплавляется на лодках и выходит лоб в лоб. Русское войско вооружено огнестрельным оружием, в отличие от монголо-татар, которые вооружены только луком для стрельбы. Силы неравны. Ермак уверенно и твёрдо движется вперёд

Художник не выделяет полководца, внимание зрителя направляется на всю армию. Через это автор хочет сделать акцент на духе единства и патриотизма русского народа, который всегда действует сообща

Ермак уверенно протягивает руку вперёд, что свидетельствует о его уверенности в победе над врагом. Василий Иванович изобразил развязку, кульминацию битвы.

Русский народ стремительно продвигается вперёд, его ничто не останавливает. Стоит обратить внимания на суровые и смелые лица воинов. Они идут напролом, русские бойцы уверены в победе. Выстрелы луков соперника только веселят русских солдат. Однако, выстрелы из русских орудий сражают неприятеля. Русские отомстят за каждый набег, каждого убитого и раненого бойца

Стоит обратить внимание, что русские всегда идут на войну со знамёнами и иконами, это подтверждает то, что русский народ всегда полагается на Божественную помощь

Если всматриваться в сторону монголо-татарских войск, можно увидеть, что воины стремительно приближаются. На горе виднеются всадники, которые стремятся к месту боевых действий. Но в конечном итоге монголо-татары оказываются прижаты к собственному городу. Они не успевают переплавиться, их быстро встречают русские войска.

8 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: