Описание картины сурикова «покорение сибири ермаком»

Сочинение-описание по картине покорение сибири ермаком сурикова

Картина Покорение Сибири Ермаком Василия Сурикова

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье коллежского регистратора.

Род Суриковых принадлежал к казачьему сословию. Дед по материнской линии Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда по отцовской линии Александр Степанович Суриков был атаманом Енисейского казачьего полка (в его честь на Енисее назван остров Атаманский: обладая большой силой, однажды в бурю, бросившись в реку, он вытащил оторвавшийся от берега плот)

В возрасте 8 лет Василий Суриков переехал с семьей в Сухой Бузим, куда отца перевели на службу, и там закончил два класса приходской школы при Всехсвятской церкви, в 1858 году начал учиться в уездном училище.

В 1859 году умер от туберкулеза его отец, и матери с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Первые уроки живописи Василий получил от учителя рисования Красноярского уездного училища Николая Васильевича Гребнева.

После окончания учебы в училище Суриков устроился работать писцом в губернское управление: денег на продолжение образования сына в гимназии у матери не было.

Енисейский губернатор Замятин, увидев в управлении рисунки Сурикова, нашел мецената золотопромышленника Кузнецова, который оплатил обучение талантливого юноши в Академии художеств.

По приезде в Санкт-Петербург в 1868 году Суриков сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художников, а в 1869 году стал вольнослушателем Академии, через год был зачислен воспитанником.

За время учебы с 1869 по 1875 год за свои работы Суриков получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий

Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор»

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл его покровитель Петр Иванович Кузнецов.

В 1874 году художник за картину «Милосердный самаритянин» получил Малую золотую медаль.(Эту картину он подарил Кузнецову)

По окончании Академию художеств Суриков получил звание классного художника первой степени.

В 1877 году Суриков переехал в Москву, получив заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена. (Дочь Сурикова Ольга впоследствии была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская стала писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский)

В 1881 году Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1883 году художник на деньги от продажи картины «Меншиков в Березове» (ее приобрел Павел Третьяков) смог побывать в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником Петром Кончаловским посетил Испанию.

В 1915 году Василий Иванович из-за ишемической болезни сердца уезжает на лечение в Крым.

Скончался в Москве в 1916 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Василия Сурикова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Описание картины В.И. Суриков Покорение Сибири Ермаком

Рассказ о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Картина «Покорение Сибири Ермаком», созданная на материале сибирских впечатлений, разрабатывает, как и большинство произведений Василия Сурикова, событие русской истории, эпизод героического прошлого русского народа.Покорение Сибири Ермаком в XVI веке имело исключительное историческое значение для русского государства. Оно завершало многовековую борьбу народа с татарским владычеством, освобождало население Сибири из-под власти татарского хана Кучума, разорявшего его

Это дело большой государственной важности Ермак совершил по собственной инициативе, без сколько-нибудь серьёзной помощи со стороны царствовавшего тогда Ивана Грозного. Глубоко проникая в существо истории, Суриков и изобразил покорение Сибири как героический подвиг народа.В картине борьба Ермака с ханом Кучумом представлена как столкновение двух стихий, двух сил

Вспоминая о создании картины, Суриков рассказывал: «А я ведь летописи и не читал. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уже, Кунгурскую летопись начал читать, – вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюдён, в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда всё точка в точку – противно даже».Действие развёртывается на фоне сурового сибирского пейзажа. Пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Грозному натиску дружины казаков, пёстрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплемённого войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Тут и остяки, и вогулы, и сами татары. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточённым упорством сражаться с казаками. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по берегу всадников усиливают ощущение тревоги в стане татар. Сбивчивым ритмам войска Кучума противопоставлены строгие вертикали фигур казаков, наступающих сомкнутым строем с ружьями в руках. Их осеняет знамя «Спаса», под которым стоит Ермак, повелительно простёрший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Знамя это – подлинно историческое, оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Не раз за долгую историю под знаменем «Спаса» ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).Создавая героический образ сражающегося русского народа, показанного в его победоносной силе и торжестве, Суриков был далёк от пренебрежительного отношения к противникам Ермака

С глубоким вниманием и симпатией запечатлел он непохожие друг на друга типы разноплемённого войска Кучума. Все они по-своему реагируют на происходящее сражение – на их лицах с большой непосредственностью и экспрессивностью отражаются самые разноречивые чувства: ожесточение и злоба – на одних, боевой пыл – на других, смесь серьёзности, удивления и любопытства – на третьих

В процессе работы над изображением иноплеменников понимание Суриковым красоты человеческого лица значительно расширилось. Свои наблюдения художник выразил в словах: «Пусть нос курносый, пусть скулы, – а всё сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Любовь Сурикова к изделиям народного творчества помогла ему и здесь, при воссоздании этого нового для него мира понятий и представлений, не только точно передать национальное своеобразие одежд народностей Сибири, но и уловить в них проявление художественного вкуса народа, особое, неповторимое чувство прекрасного, отличное от тех эстетических норм, которые были претворены им в «Боярыне Морозовой».Колорит картины «Покорение Сибири Ермаком» отличается удивительной красотой своих глубоких, сдержанно-строгих красок, отвечающих характеру суровой природы Сибири, всему эпическому строю изображения. По достигнутой в колористической гамме гармонии картина не знает себе равных в творчестве Сурикова.Перед тем как закончить картину и выставить её на суд широкой публики, Суриков показал «Ермака» казакам, которые «призна

Знакомство с композицией

При написании картины «Покорение Сибири Ермаком» Суриков воспользовался монохромным, скупым решением колорита. И лишь единственный красный кафтан на одном из воинов выступает ярким и бросающимся в глаза пятном на землисто-коричневом фоне всего полотна.

Скорее всего, такое решение не было случайным

Автор попытался сконцентрировать все внимание своих зрителей на русском войске, выступающем в сюжете главным героем. Атаман не выделен особняком от других казаков, он сливается на картине с ними, создавая единое целое

Над головами могущественных воинов развеваются хоругвы, на которых изображен Иисус Христос. Этот знак указывает на Божью помощь казакам, которые самоотверженно сражались в последнем бою с ханским отрядом.

От берега отходят кучумовские лодки, к ним на подмогу скачет огромная толпа воинов. Противовесом на полотне выступают отбившиеся от своих лодок казаки, отвержено сражающиеся в неравном бою.

В некоторых культурологических изданиях и докладах указано, что полотно Сурикова, наоборот, призвано осветить победу войска сибирского над ханом. Явным тому подтверждением выступают искаженные облики паникующих и мечущихся из стороны в сторону врагов, которые можно рассмотреть. Лодки же покорителя не отплывают, а уверенно устремляются навстречу Кучуму.

Составляя краткое описание «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что на создание картины ушло 4 года, она была начата художником в 1891 году, завершена в 1895 году. Оригинал представлен размерами 285*599 см, выполнен на холсте с помощью масляных красок. Репродукция входит в коллекцию живописи XIX века, хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном музее. Подготавливая сочинение или эссе по теме «Покорение Сибири» в средних классах, стоит провести анализ всей сюжетной линии, ознакомиться с ее деталями.

Разгром Сибирского ханства

«Знакомство» казаков и местных татар случилось на территории нынешней Свердловской области. Казаки были обстреляны из луков своими противниками, но отбили пушками готовящуюся атаку татарской конницы, заняли город Чинги-туру в нынешнем Тюменском районе. В этих местах завоеватели добыли драгоценности и меха, попутно поучаствовав во множестве боев.

  • 05.1582года в устье Туры казаки держали бой с уже войсками шести татарских князей.
  • 07.1585года – битва на Тоболе.
  • 21 июля – битва у Бабасанских юрт, где Ермак залпами своей пушки остановил скачущую на него конную армию в несколько тысяч всадников.
  • У Долгого яра татары опять обстреляли казаков.
  • 14 августа – битва у Карачин-городка, где казаки захватили богатую казну мурзы Карачи.
  • 4 ноября Кучум с пятнадцатитысячным войском организовал засаду возле Чувашского мыса, с ним были наемные дружины вогулов и остяков. В самый ответственный момент оказалось, что лучшие отряды Кучума отправились в набег на город Пермь. Наемники во время боя обратились в бегство, и Кучум был вынужден отступить в степь.
  • 11.1582 Ермак занял столицу ханства – город Кашлык.

Историки предполагают, что Кучум был узбекского происхождения. Точно известно, что он устанавливал власть в Сибири крайне жестокими методами. Неудивительно, что после его поражения местные народы (ханты) привезли Ермаку подарки и рыбу. Как гласят документы, Ермак Тимофеевич встретил их «лаской и приветом» и проводил «с честью». Прослышав о доброте русского атамана, к нему стали приходить с подарками татары и другие народности.

Ермак всем обещал защитить от Кучума и других врагов, обложив их ясаком – обязательной данью. С вождей атаман брал присягу о подати с их народов – это называлось тогда «шерсть». После присяги эти народности автоматически считались подданными царя, не подвергались никаким гонениям. В конце 1582 года часть воинов Ермака попали в засаду на озере, они были полностью истреблены. 23.02.1583 года казаки ответили хану, пленив его главного военачальника.

Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.

Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.

«Утро стрелецкой казни»

Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.

А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.

К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.

Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.

«Боярыня Морозова»

Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.

Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.

Картина «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова :: ashanet.ru

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» — представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример — его картина «Покорение Сибири Ермаком».

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры — 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

Примечания

. Архив Государственного Исторического музея. Дело по канцелярии Главного архитектора «Комиссии по построению храма Христа в Москве», т. 3, ед. хр. 2, л. 4, 12.

. ЦГИАЛ, фонд 789, год 1876, опись 6, д. 150. Личное дело Сурикова.

. В Русский музей они попали из музея Академии художеств. Эскизы писаны маслом по холсту, наклеенному на картон.

. Фотографии хранятся в фототеке Третьяковской галлереи.

. Точнее их называть настенные картины, чем фрески, поскольку они были написаны масляной краской по сухой, специально прогрунтованной штукатурке.

. В.И. Суриков, Письма, стр. 45. Письмо от 22 апреля 1877 г.

. М.С. Мостовский, История храма Христа Спасителя в Москве, М., стр. 161, 162.

. См.: «Всемирная Иллюстрация», № 750 за 1883 г., стр. 418.

. «Он хотел из своей империи создать военную Византию — отсюда его «народность и православие», холодные, как петербургский климат», — писал Герцен (А.И. Герцен, Собр. соч., т. VIII, Пг., 1919, стр. 54).

. «Всемирная Иллюстрация», № 1260 за 1893 г. Вспоминая впоследствии одно из таких огромных бездушных полотен В.П. Верещагина «Рождество», Суриков рассказывал: «Когда писал Верещагин эту картину в Храме Христа-Спасителя, заходит туда П.П. Чистяков, увидел картину и говорит: «Это не рождество, а торжество жженной Тердисени», — так насмешливо назвал Чистяков злоупотребление жженной сиеной. — Раздался общий хохот (см. «Воспоминания М.А. Рутченко». Приложение к книге А.Н. Турунова и М.В. Красноженовой «В.И. Суриков», стр. 126).

. Письмо И. Аксакова К. Победоносцеву от 15 февраля 1882 г. «К.П. Победоносцев и его корреспонденты», т. I, М. — Пг., ГИЗ, 1923, стр. 277.

. Максимилиан Волошин, Суриков. — «Аполлон», 1916, № 6—7, стр. 55.

. Из письма М.А. Рутченко от 20 апреля 1936 г. Цит. но кн.: А.Н. Турунов и М.В. Красноженова, В.И. Суриков, стр. 126.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 2, л. 187, 189.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 25.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 31.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 61.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 71—76.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 125.

. Государственный Исторический музей, фонд 235, ед. хр. 3, л. 1318.

. Запись беседы с П.П. Кончаловским от 24 октября 1954 г.

. Рисунок этой миниатюры был воспроизведен в курсе лекций проф. И. Горностаева для студентов Академии художеств «Византийское искусство, живопись и скульптура», стр. 300—301.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Гибель Ермака и окончание похода

В ночи 03.08.1585 атаман Ермак погиб с полусотней бойцов на речке Вагае. Татары напали на спящий лагерь, в этой стычке выжило только несколько воинов, которые принесли страшную новость в Кашлык. Свидетели гибели Ермака утверждают, что он был ранен в шею, но продолжал биться.

В процессе боя атаману нужно было перепрыгнуть с одной лодки на другую, но он истекал кровью, а царская кольчуга была тяжела – Ермак не допрыгнул. Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул. Легенда гласит, что местный рыбак нашел труп и доставил хану. Месяц татары стреляли в тело поверженного врага стрелами, за это время не было замечено никаких следов разложения. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином.

После получения известия о смерти предводителя казаки собрались на сходку, где было решено вернуться в родные края – зимовать еще раз в этих местах было смерти подобно. Под руководством атамана М. Мещеряка 15.08.1585 остатки отряда организованно двинулись по Оби на запад, домой. Татары праздновали победу, они еще не знали, что через год русские вернуться.

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.

Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.

Трогательное лицо молодой царевны покорно и печально. Её судьба в лучшем случае — терем, а в худшем — келья монастыря, и жадные монастырские управительницы не упустят момента поживиться приданым такой «божьей невесты». Образ царевны Суриков писал с дочери своих знакомых, которая собиралась постричься в монастырь, и со своей внучки.

10

Картина Покорение сибири Ермаком Суриков В. 1895 г

В. Суриков

Картина Покорение Сибири Ермаком 1895 год. Суриков будучи сам родом из Сибири, очень страстно уважал свою родину, художник отличался от многих других художников некой закрытостью духа и обладал крепким сибирским характером и вполне вероятно далекие предки возможно тоже были казаками. Он любил свою родину и казаков и их обычаи и изучал прошлое Сибири и исторические эпизоды русской истории происходившие в далеком таежном крае.

В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством хана Кучума.

Перед зрителем на полотне представлены две враждующие стороны готовые биться на смерть, картина насыщена движением масс враждующего народа, С левого фланга картины разношерстно разодетые донские казаки с христианскими православными флагами и регалиями, часть казаков по своему статусу хорошо экипирована, защищенные от стрел, мечей и копий нательными куяками и юшманами, дополняют эту экипировку блестящие металлические шлемы, многие русские воины из палят из ружей, матерятся с озлоблением глядят в сторону противника. Среди них атаман Ермак повелительным жестом руки указывает казакам расположение на верху прибрежного косогора наблюдающего за битвой хана Кучума с его князьями.

Напротив русских казаков, полчища не менее отважных и хитрых татар держащих круглые щиты с ихними эмблемами, вооруженные татарскими изогнутыми мечами, метко стреляющие из своих луков, их стрелы летят на казачков и не долетая падают в воду втыкаясь в дно реки еще секунда и кому то из казаков вопьется татарская стрела, слышны душераздирающие крики и стоны.

В этой битве Ермак придумал план победы, и надеялся, что он обязательно сработает ведь казаков по численности было намного меньше и только великой хитростью атамана можно было предрешить исход событий данной битвы. Собственно все так и вышло Ермак вошел в историю России, как победитель и покоритель необъятной Сибири.

В честь данного события царь Иван Грозный простил Ермаку все прошлые грехи, и принял его очень ласково, за Сибирь многих казаков наградил и дал в подмогу дополнительно 300 воинов во главе с князем Семеном Болховским, правда помощь эта была не совсем своевременна.

Татары хитростью и обманом выманивали атаманов со товарищами и убивали и брали в плен. Сам Ермак возвращавшийся из разведки останавливался для ночевки на одном из островов реки Иртыш, но его нахождение было известно татарам по тайному донесению. И когда ночью татары неожиданно напали на пристанище Ермака, он пытался бежать, прыгнул в реку, но неудачно и под весом тяжелой брони не смог плыть и утонул

Работать над детализированной картиной Покорение Сибири Ермаком Сурикову пришлось много, им написано много характерных образов героев произведения, казаков, татаров, остяков, множество этюдов, выискивал различные ружья, щиты, луки со стрелами, кольчуги со шлемами, православные штандарты, одежду татар, лодки и многочисленные детали необходимые к картине, делал зарисовки в разных композициях и решал какие использовать потом в работе, в которой Суриков чрезвычайно глубоко продемонстрировал эпизод тех массовых и трагических событий в истории России.

Картина была продемонстрирована на передвижной выставке в 1895 году получила много различных положительных откликов общественности, картина была по нраву и царской чете, которые тоже ценили те исторические события и готовились к трехсотлетнему юбилею покорения Сибири, соответственно царем работа была выкуплена за 40 тысяч рублей, в этом же году академии художеств Василию Сурикову за данное произведение было присвоено почетное звание академика.

Сегодня картина Сурикова Покорение Сибири Ермаком находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер 285 см на 599 см

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: