Самый опасный участок
Во время суворовского Швейцарского похода произошло событие, в дальнейшем не знающее аналогов в истории. Войско Александра Суворова смогло преодолеть Альпы в зимнее время, чего, конечно, никто от русских не ожидал. Как я уже сказала, никто прежде не предпринимал попытку столь дерзкого перехода, причём и в дальнейшем повторить то, что успешно воплотил в жизнь Суворов, никто не смог (да и не решился).
Впрочем, нельзя исключать, что и сам Суворов, будь такая возможность, повременил бы с походом, однако действовать в зимнюю пору его вынуждали обстоятельства. Россия должна была выполнить свои союзнические обязательства перед Австрией в противостоянии с Францией.
Суриков, детально изучивший особенности перехода суворовского войска, решил выбрать для своего полотна наиболее яркий и драматичный момент. Он изобразил спуск с хребта Паникс. Этот участок был самым сложным за время всего похода. Ему предшествовали другие переходы и сражения, а потому нельзя было сказать, что солдаты на тот момент были полны сил. Спуск продолжался около суток, причём солдатам приходилось бросать провиант и оружие – лишь так можно было преодолеть столь сложный и опасный участок Альп. В это время погибло немало военных и французских пленных.
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Сам художник отмечал, что долго работал над передачей стремительного движения войска: «Главное в картине – движение. Храбрость беззаветная…Верхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз…Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом – прямо летишь, дух перехватывает». В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. «Долго бился я над этим солдатом, – рассказывал Суриков. – Никак не летит в пропасть, а когда я поднял неестественно его локти вверх – полетел. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Моментов утрирования в картине несколько. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Вертикальный формат картины также был необычным решением для жанра батальной живописи, но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова.
Фрагмент картины Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и откликнулись на шутку. Впереди всех спускаются опытные солдаты. В центре изображён седой ветеран с орденом на груди. Он крестится, готовясь ринуться в пропасть. Перед ним два солдата: у одного лицо очень серьезное, напряжённое, а другой прикрылся плащом, видимо, от страха. А черноусый солдат уже летит вниз, придерживая свою треуголку. Лицо его сурово и решительно. Рядом с седым ветераном два солдата возятся с пушкой, стараясь спустить ее вниз со скалы. В их умелых руках пушка покорно едет вниз. За стариками движутся молодые солдаты. Главным действующим лицом картины является народ. Суриков говорил: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы». Суворов изображён не в центре картины, но художник ясно показал его роль организатора. На краю пропасти он еле удерживает своего белого коня. Сняв с головы треуголку, он с улыбкой показывает вниз. В его фигуре столько бодрости и энергии, столько веры в своих солдат! И его авторитет среди солдат был велик. Это был патриот, настоящий друг солдат, человек с живым сердцем и прямой душой. Он часто говорил: «Горжусь, что я русский»
Солдаты видели его ежедневно, знали, чем живет их генерал, с какой любовью и вниманием относится к ним, и поэтому беззаветно верили ему и горячо любили его. Эту любовь народа к своему полководцу выразил художник в картине
С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке! О своих солдатах он говорил после швейцарского похода: «Орлы русские облетели орлов римских». Пейзаж картины суров и величественен. Горы занимают почти всё полотно, виден лишь кусочек покрытого тучами неба. Вершины гор уходят ввысь. Отдельные облака проходят по ущельям и закрывают скалы. На склонах гор виден снег. Отвесный склон, на котором находится Суворов, подчёркивает трудности, которые преодолевают солдаты. Две стихии показаны в картине: «грозная стихия природы и непобедимая стихия русского народа». В картине преобладают синие, зеленоватые и темно-лиловые тона с проблесками красного и желто-зеленого. Этот колорит усиливает впечатление суровости и трудности условий, создаёт у зрителя ощущение холода. Немного оживляют картину ярко-красные мундиры солдат на втором плане.
Сочинение по картине В.И. Сурикова «Степан Разин»
Василий Иванович Суриков — один из наиболее известных художников России, работы которых насыщены историческими мотивами. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» на слуху не только у взрослых ценителей искусства, но и у многих школьников. К картинам, созданным В.И.Суриковым, принадлежит также полотно «Степан Разин». Эта работа, несомненно, тоже имеет исторический подтекст. Здесь изображена ладья, плывущая по реке. В центре её изображена, наверное, самая яркая личность на картине — казак Степан Разин. По одежде, позе и выражению лица мы понимаем, что это не простой казак, а атаман. Взгляд Разина выражает всю серьезность проблем, решаемых им в данный момент.
Действительно, вспомним, кем на самом деле являлся казак Степан Разин. Он вошел в историю не как бравый воин, под чьим командованием армия защищала свою Родину или освобождала покоренные врагом земли. Разин запомнился людям как предводитель восстания 1667-1671 годов. Несмотря на то, что до официальной отмены крепостного права было еще практически 200 лет, уже тогда восставшие боролись за освобождение крестьян от всех форм зависимости. Уже тогда проблема зависимости крестьян требовала немедленного разрешения. Об этом через сто лет скажет и сама Екатерина Великая, однако решить проблему она будет не в силах и переложит ее на плечи своего внука Александра и его потомков.
Теперь, разобравшись с историческим подтекстом картины, мы можем приступить к её детальному описанию. Итак, в центре картины находится богато одетый Стенька Разин, видимо, возвращающийся с очередного похода. На переднем плане, скорее всего, расположены ближайшие сподвижники. К такому выводу мы приходим потому, что они не заняты работой: один спит, другой веселится, третий играет на музыкальном инструменте. На заднем же плане мы видим налегающих на весла казаков, судя по всему, более низкого ранга. Об этом свидетельствует их одежда, резко отличающаяся от одеяний Разина и его приближенных своей скудностью и отсутствием разного рода украшений. Вокруг ладьи простирается бесконечная гладь реки и лишь вдали виднеется берег.
Именно таким русский художник В.И.Суриков видел предводителя народного восстания Стеньку Разина и таким он изобразил его на своем небезызвестном холсте, хранящемся в настоящий момент в стенах Русского музея в городе Санкт-Петербург.
(Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин» рекомендовано для 7 класса).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Все сочинения по картинам Сурикова В.И.
Поделиться с друзьями:
Рекомендуем также посмотреть!
Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Чёрное море»
Сочинение по картине Исаака Левитана «Вечерний звон»
Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Лес»
Сочинение по картине Исаака Левитана «Золотая осень»
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»
Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Сочинение по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»
Сочинение по картине И.А. Попова «Первый снег»
Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь»
Сочинение по картине В.Г. Перова «Охотники на привале»
Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899
Суриков В.И.Холст, масло495 x 373
Русский музей
Аннотация
В истории беспримерного похода под командованием А.В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат — с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип — фрагментарность вместо уравновешенности. Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего. Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине «упоение в бою». „Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут“, — объяснял свой замысел художник. Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости.
Конец XVIII века в русской истории отмечен появлением двух важных деятелей, мальтийских рыцарей – полководца А.В. Суворова и императора Павла I. Известно, что в 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный памятник Суворову. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены, и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Итало-швейцарский поход — вершина полководческой деятельности Суворова. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. По пути из Праги Суворов узнал, что торжественной встречи победителя не будет и даже въехать в столицу днем ему будет запрещено. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец, имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Современные биографы до сих пор ищут причины произошедших разногласий между двумя великими людьми.
Биография автора
Суриков В.И.
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
Живописец, рисовальщик, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903).
Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н.В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П.И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф.А. Бруни.
Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок «Союза русских художников».
Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.
Сколько могут стоить картины Сурикова. Примеры уходов
Как мы писали выше, Николай II утверждал, что картины Сурикова обязательно должны стать народным достоянием, а не храниться в частных коллекциях. Так и вышло, ведь значительная часть его произведений сегодня рассредоточена во многих крупных музеях, особенно известные масштабные полотна. На аукционах же появляются в основном этюды, эскизы или графика, да и те выставляют редко. Их стоимость отнюдь не маленькая, так как коллекционеры готовы платить за них десятки и сотни тысяч долларов. Например, эскиз жены стрельца к холсту «Утро стрелецкой казни» был продан в 2004 года на торгах Christie`s за 106 тысяч фунтов стерлингов, а этюд казака к холсту «Покорение Сибири Ермаком» ушел за 55 тысяч фунтов стерлингов там же, но уже в 2010 году.
Эскиз жены стрельца к картине «Утро стрелецкой казни». 1880 г.
Кстати, сам Суриков не стеснялся называть высокие цены за свои этюды. Когда однажды к нему пришли И. Грабарь и его знакомый коллекционер, художник называл цену за каждый этюд в районе 5 тысяч рублей. В ответ на просьбу сбавить цену он возразил, что он бы и рад, да имя не позволяет ему это сделать. Как видим, сегодня его этюды тоже в цене.
Изредка уходят и небольшие картины художника. Так, в декабре 2013 года с торгов «Знакъ-Арт» продали сразу две его картины. Первой оказался небольшой портрет размерами 30,5 х 21 повзрослевшей Оли Суриковой, написанный художником в 1897 году. Его приобрели почти за 91 тысячу долларов. Вторая работа представляет собой пейзаж «Крым. Ай-Петри», созданный живописцем в начале XX века. Картина ушла с молотка за 121,2 тыс. долларов. Обе эти работы, а также названный выше эскиз жены стрельца образуют тройку самых дорогих на сегодня картин, проданных на официальных торгах.
В. Суриков. Потрет О.В. Суриковой. 1897 г.
Вообще за период с 1989 по 2021 годы на торги выставляли только 63 работы Сурикова, среди которых живописных работ 37, а остальное — графика. Их средняя стоимость составила почти 30 тысяч долларов. Из них была продана 41 работа, причем большая часть уходов состоялась до 2008 года. За последнее же десятилетие число выставленных картин и вовсе сократилось до десятка, так как коллекционеры не торопятся расставаться с уже купленными шедеврами Сурикова. Нетрудно догадаться, что более крупные работы могут вызвать ажиотаж и будут претендовать на многомиллионные суммы.
Большая любовь Василия Сурикова к русской истории, наблюдательность, талант и трудолюбие сделали свое дело. Именно благодаря их сочетанию художник оставил нам в наследие эпические произведения, которые сегодня украшают лучшие музеи и трепетно хранятся в частных коллекциях.
Переход Суворова через Альпы (картина Сурикова)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Переход Суворова через Альпы» — картина Василия Сурикова, написанная в 1899 году.
Композиция
На картине изображён один из эпизодов Швейцарского похода Суворова. Вероятно, изображенная сцена имеет отношение к окончанию альпийской эпопеи, переходу через Паникс, когда суворовская армия уже спускалась с гор. Момент, изображенный Суриковым, по всей вероятности, следует в цепи событий похода за моментом, изображенным на картине А. Е. Коцебу «Переход Суворова через перевал Рингенкопф (Паникс)». Но подобные спуски могли иметь место и в другие моменты похода. Сурикова эта документально-эпизодическая сторона не интересует. Изображенный им эпизод важен для него как сюжет, дающий возможность раскрыть морально-психологическую сущность события. Марширующий строй переходит в хаотическое скольжение отдельных солдат, спускающихся по крутому спуску. Тревога на лицах людей в задних рядах переходит в откровенный страх, и только безграничное доверие к своему полководцу и вера в успех толкает их вперёд. Кто-то перед спуском крестится, однако внизу на лицах только решимость.
История создания
В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова, преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в столетие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором Николаем II.
Ныне картина экспонируется в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.
Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Суворова»
Дата написания – 1786 год. Находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва.
Портрет великого генералиссимуса автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших Суворова людей. От позирования Александр Васильевич отказался, сославшись на занятость.
Художник специально отказался от изображения персонажа в полный рост – это позволяло перенести внимание зрителя на личностные качества изображаемого человека, не отвлекаясь на парадную атрибутику, соответствующую статусу важного лица. Уменьшенный размер максимально приближает к зрителю Суворова-человека, позволяет лучше понять его, почувствовать настроение, мысли, чувства. Автору поразительно глубоко удалось передать внутреннюю сущность блестящего полководца
Автору поразительно глубоко удалось передать внутреннюю сущность блестящего полководца.
На портрете Суворов предстает перед публикой в не совсем привычном облике. Многочисленные описания его внешности, оставленные современниками, надолго закрепили в памяти потомков узнаваемые черты: невысокий рост, худощавость, стремительность в движениях, задорный хохолок волос, на боку – шпага, над головой – парадные штандарты.
Левицкий показывает другого Суворова. С портрета на зрителя смотрит немолодой человек в традиционном парике, камзоле, перевязанном орденской лентой. На груди – единственный орден из огромного количества наград, пожалованных великому полководцу в разных странах мира. Сбоку, в правом углу холста чуть заметна шпага – единственный атрибут, выдающий военную «специальность» персонажа.
Генералиссимус в исполнении Левицкого – немолодой, начинающий полнеть человек с внимательным, умным взглядом. Глаза Суворова необыкновенно притягательны. В них читаются чувства человека, много прожившего и не менее много пережившего. Несмотря на свой величайший военный талант и всемирную известность, Александр Васильевич оставался обычным человеком, добросовестно исполнявшим дело, которому служил.
Приёмы выразительности
Своей самой главной и при этом крайне сложной задачей Суриков считал изображение особенностей позы, мимики и жестов различных солдат. Он должен был мастерски передать моральное состояние людей, причём ему это удалось в полной мере. Мы видим старого воина, который готовится к спуску, молодого офицера, что сосредоточился на самом спуске, воодушевление и азарт передних рядов, а также неуверенность задних. Чтобы усилить эффект, живописец отказался от стандартной горизонтальной подачи столь масштабной сцены. Он решил перевернуть холст вертикально, за счёт чего спуск с горного хребта кажется ещё более стремительным.
Для большей выразительности Сурикову пришлось отступить от исторической правды. Художник-баталист Василий Верещагин отмечал, что при спуске с Альп солдаты явно не держали бы в руках штыки. Кроме того, конь не подошёл бы так близко к краю обрыва, но это, как говорится, уже незначительные детали. Главное – благодаря им Сурикову удалось продемонстрировать опасность и драматизм ситуации.
Карандашный рисунок Василия Ивановича Сурикова с изображением казачьего офицера Фёдора Спиридонова, с которого художник писал Суворова
«Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова произвёл ошеломляющее впечатление на публику. Люди были в восторге от картины, которая так ярко демонстрировала подвиг русского войска. С помощью кистей и красок живописец сумел изобразить удаль нашего народа и величие Суворова. Полотно было завершено в 1899 году, причём в этом же году её приобрёл император Николай II.
Оценка картины современниками
В момент появления картины мнения о ней разделились. Л.Н. Толстой и художник В.В. Верещагин резко критиковали её за некоторые «неправды». Они говорили, что никогда не бывает, «чтобы лошадь над обрывом горячилась», чтобы «пушки спускались с горы вместе с людьми» и т. д. Композитор С.И. Танеев записал в марте 1899 г. в дневнике: «Пошел к Толстым… Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова, делающим переход через Альпы
Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах
Л.Н. говорил Сурикову, что этого быть не может: солдаты на войне идут как волны, каждый в своей отдельной группе. На это Суриков ответил, что «так красивее». Но художник считал, что целью искусства является не натуралистическое изображение отдельных фактов действительности: «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так. Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать»
Но император Николай II обратил внимание на картину Сурикова и купил её для музея Александра III по случаю 100-летия швейцарского похода русской армии
Историческая основа картины
Портрет А. В. Суворова. Рисунок Н.М. Аввакумова. Бумага, карандаш (1939) 1799 год. А.В. Суворову почти 70 лет, он на покое. Не сложились отношения с императором Павлом I. Император был сторонником прусской военной системы Фридриха Великого. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав
Главное внимание уделялось муштре войск, смотрам и парадам. Суворов выступал против прусских палочных порядков в армии и продолжал воспитывать солдат по-своему
Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?», «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак». В 1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Но уже в начале сентября 1798 г. Суворов стал необходим в русской армии: Павел I отправил к нему генерал-майора Прево де Люмина, чтобы тот узнал мнение Суворова о том, как вести войну с французами в современных условиях. Суворов продиктовал девять правил ведения войны – наступательную стратегию полководца. В 1798 г. Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство). Была создана объединённая русско-австрийская армия для похода в северную Италию, захваченную войсками Французской Директории. По настоянию Англии Австрия обратилась с просьбой к Павлу I назначить командующим Суворова. Так великий русский полководец вновь стал востребованным. В марте 1798 г. он прибыл в Вену, где император Франц I присвоил ему звание австрийского фельдмаршала. Перед Суворовым стояла практически невыполнимая задача – выступить против Наполеона, который к тому времени занял часть Италии и Швейцарии. Но полководец, прорвав оборону, занял Турин и Милан, практически вся северная Италия стала свободной от французов. Суворову было приказано выступить в Швейцарию, где в то время находилась армия французского генерала Массена. Альпийский поход продолжался 16 дней. Самым трудным был ночной сентябрьский штурм перевала Паникс: здесь снег лежал слоем до полуметра, а туман полностью застилал видимость.
А. И. Шарлемань «Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 г. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героический Швейцарский поход Суворова 1799 г. стал великой страницей русской истории. В Швейцарском походе проявились полководческий гений Суворова и тактическое мастерство русских командиров. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чёртов мост и совершила переход из долины Рёйса в Мутенскую долину, где попала в окружение. Но в сражении в Мутенской долине Суворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторону России. Французский генерал Массена говорил впоследствии, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил Суворова его главный противник. Вот этот переход и запечатлен на картине В. Сурикова. Это был последний, наиболее тяжелый горный переход. Тяжело раненных пришлось оставить. Войска двигались по извилистой тропинке, передвигаться по которой можно было только в одиночку, в густом тумане, при снегопаде и сильном ветре. В пропасти пришлось бросить все орудия. Спуск с него был ещё сложнее подъема. Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались; никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Но В. Суриков всё-таки смог создать такую картину.
Цель похода Суворова
Краткий смысл таков: Суворову необходимо было заставить Францию вернутся в прежние границы, тем самым восстановить мир и равновесие в Европе
Но, как мы уже знаем, это все не увенчалось успехом, и поставленная цель достигнута не была.
Хотя, все-таки припугнуть, хотя даже неплохо так испугать армию Бонапарта, да и самого Наполеона, Суворову таки удалось. Ведь что можно подумать о народе, который прокладывает себе путь у победе настолько страшными путями, проходя там, где никто и никогда не бывал. На что же еще они способны?
Ну а если я вас хоть немного заинтересовал этой темой, то для меня будет маленькой победой знать, что хотя бы один человек после прочтения моего блога освежил знания по истории. Прочитав об исходе этой войны, а может подробнее ознакомился с личностью Суворова или вспомнил сражение на реке Адда — без разницы. Главное – если я подтолкнул вас на какие-то действия, это уже мой личный повод для гордости.
Ну а на сегодня все! Не забывайте свою историю, читайте и подписывайтесь на блог проекта «На Грани». Спасибо за то, что были сегодня со мной и до скорых встреч. И кстати, недалеко от Альп, есть знаменитый акведук древнего Рима — Пон-дю-гар. Будет интересно, обязательно прочтите мою статью об акведуках.
Текст — агент Q.
Как появляются исторические мемы. Переход Суворова через альпы
16 (27) сентября 1799 года Александр Васильевич Суворов начал восхождение на перевал Паникс (2407 м) – самый высокий перевал, преодолённый им во время Швейцарского похода. Ровно через сто лет Василий Иванович Суриков создал картину «Переход Суворова через Альпы», где он запечатлел Суворова именно на этом перевале. Я сравнил картину с фотографией перевала Паникс, сделанной 11 сентября 2009 года (за две недели до 210-летия перехода) и решил разобраться почему на картине изображено столько снега. Начну я из далека.
Кто-то из великих сказал, что история это структурированный образ прошлого. Причём, как заметил французский учёный Паскаль Буайе, структуризация истории происходит не благодаря изучению исторических фактов, а благодаря появлению мемов – базовых единиц передачи культурной информации. Так, например, при упоминании Суворова, я сразу вспоминаю, его переход через Альпы, с детства перед глазами мем – картина Сурикова, остальные военные приключения Суворова в голове не сидят. Появлению картины и её успеху способствовали другие мемы – «Альпы» и «переход». Сочетание этих мемов в англоязычном поисковике (crossing Alp) даёт имя «Ганнибал». Историографы XIX века оживлённо спорили по поводу- как Ганнибал перешёл именно Альпы, на эту тему написаны сотни работ. Как Ганнибал перешёл Пиренеи никого не интересовало. Видимо слово «Альпы» звучит сакрально для европейского уха. Василий Иванович, выбиравший для своих картин только ключевые моменты российской истории: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» и т д , интуитивно выбрал правильное решение- украсить историю России мемом «Альпы».
wiki
Другим мемом являлось слово «переход», вернее «восхождение», так как напрямую ассоциировалось с «Анабасисом» (Восхождение) Ксенофонта, произведением на то время культовым. Оно было в программе практически всех школ и гимназий Европы. Не буду цитировать Ксенофонта, процитирую Бродского. Он в поэме «Post aetatem nostram», описывая муху попавшую в мыльную пену, допустил такую метафору «Она, как бедные пельтасты Ксенофонта, в снегах армянских, медленно ползёт». Одна из – переход утопающей в снегу греческой армии, через армянские (Кавказские) горы.
Естественно, имея в голове Альпы, Ганнибала и Ксенофонта, Суриков не стал писать взятие Измаила или штурм Варшавы. И не ошибся. В 1901 году художник за «Переход Суворова через Альпы» был награждён орденом Святого Владимира, картину купил император, Суворов встал в один ряд с Ганнибалом, а русские солдаты с легендарными пельтастами Ксенофонта. Для полной аналогии с греческой армией нужен был снег. Обычно в сентябре в Альпах бархатный сезон, но армии Суворова не повезло. По свидетельству капитана Николая Грязева, участника похода, ведшего дневник, погодные условия в сентябре 1799 года были тяжёлые, все время шёл дождь, при переходе через перевал Паникс дождь был с пронизывающем холодным ветром. Снег Грязев не вспоминает. Гораздо больше, чем непогода его волнует отсутствие продовольствия. Все съели отступающие «жадные французы».
Впервые снег появляется на картине А.Е. Коцебу «Переход русских войск через Паникс в Альпах» (1860 г.). Снега не много. У Сурикова «Переход Суворова через Альпы» по настроению напоминает его же «Штурм снежного городка». Снега гораздо больше. На иллюстрации к книге Алексеева «Рассказы о Суворове» 1961 г. , снега не меньше, чем у Ксенофонта. Поэты и писатели также не забывают альпийский снег. Симонов в поэме «Суворов»:
Последний ледяной ночлег,
Вповалку с ружьями, конями,
Друг друга прикрутив ремнями,
Плашмя ложились прямо в снег.
Алексеев «Рассказы о Суворове»: «Вьюга. Снегопад. Непогода. Путь дальний, неведанный. Горы. Холодно голодно солдатами пути. Идут скользят срываются в пропасти. Тащат тяжелые пушки, несут пообмороженных и хворых своих товарищей».
И уж совсем удивительное написано на сайте «История.РФ» «Переход Суворова через Альпы стал беспрецедентным в истории. Никто ни до, ни после Суворова не совершал его в зимнее время».
P.S. 16.09.19 в новостях промелькнуло сообщение, что с 21.09 по 08.10 по маршруту Швейцарского похода состоится поход «Суворов-220». Участники пойдут в аутентичной одежде и обмундировании. Я уже начал следить за их фотоотчетом. Погода у них пока хорошая, снега нет.
wiki
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
поход Суворова через Альпы
Кто-то просто знает, кто-то читал об этом, кто-то учил, но сам факт того, что человек повел 24-х тысячное, ранее никогда не воевавшее в горах, войско на фактически верную гибель удивлял, и будет удивлять всех. Сейчас же, более того, у современных историков возникает риторический вопрос: а был ли в принципе нужен этот подвиг 1799 года? Может, не стоило подвергать огромное количество людей такому риску и брать на себя такую ответственность, а просто искать альтернативы? Давайте немного углубимся в историю… Обещаю сделать это максимально кратко.
Итак, какие же побуждения могли двигать человеком? Конечно же, тогда шла война с Францией, и для Суворова, как и для еще некоторых полководцев (у меня не курс истории, не хочу перегружать вас именами, фамилиями, датами, захотите – сами прочтете) стояла цель: разгромить французские войска в Швейцарии. Но, забегая вперед, цель так и не была достигнута по независящим от Суворова обстоятельствам.
Тем не менее, любой здравый человек понимает, что идти в горы это огромнейший риск, который с большей вероятностью не будет оправдан, а на кону жизни его солдат, которые, кстати говоря, называли Суворова «отцом». Так вот, на тот момент, за всю свою историю никогда прежде войска Российской империи не проводили бои в горах, тем более тогда как раз начиналась зима.
Достаточно известная цитата бродит по интернету, якобы самого Суворова в тот момент, когда войска достигли Мутенской долины. Приблизительный смысл таков: Суворов понимает всю скверность ситуации, и не пытается скрыть полную ситуацию. Да и какой смысл скрывать, если воины и так все видят. Уставшие, измотанные, потерявшие веру на простое спасение воины слушают, что говорит им их «отец». А он сказал, что надежда осталась только на Бога и на собственные способности, другого просто нет.
И, видимо, его воины были в таком состоянии, а точнее перешли в такое состояние, когда помимо усталости и всего прочего что происходит с организмом на высоте, они просто отчаялись. И вот окончательно отчаявшись, они просто доверили свои жизни Суворову, бросаясь в последний бой со словами «будь что будет, но пойдем мы за тобой, отец, и умрем мы с честью, мы ведь русские».
Кстати говоря, очень советую для пущей наглядности, так сказать, ознакомится с картиной Сурикова, отображающей как раз весь ужас того события.