Левицкий. картины с названиями. художник 18 века

Музей в.а. тропинина и его столичных современников

Образовательные и развлекательные мероприятия

Музей регулярно проводит различные мероприятия — образовательные, развлекательные, ориентированные на разные возрастные группы и их вовлечение в мир искусства:

  1. Концерты классической музыки, каждый концерт посвящен определенной тематике.
  2. Экскурсии проводятся по выходным в 14:00 часов, за исключением третьего воскресенья месяца, когда организован бесплатный вход в музей. Для детской аудитории есть свой, адаптированный сценарий экскурсии. Отдельные тематические экскурсии проводятся для школьников.
  3. Школьников 5–7 классов приглашают пройти занимательный квест по музею. Чтобы его пройти, нужно внимательно рассмотреть картины в экспозиции музея и найти ответы на 10 вопросов.
  4. Музей проводит также в своих стенах тематические уроки для школьников по дисциплинам: «Мировая художественная культура», «Москвоведение» и другие.
  5. Для самых заинтересованных музей открыл студию современного изобразительного искусства «ТТ — тропа Тропинина». Здесь знакомят с произведениями художников XIX века, рассказывают о связи современного искусства и классического, учат рисованию, а в итоге участники нарисуют собственную версию любой картины музея. Занятия проводятся в группах: 5–7 лет, 7–10 лет, 10–15 лет, семейные группы и взрослые.

С недавних пор в музее организуются различные выставки по принципу постоянной ротации фондов, чтобы познакомить гостей со всеми произведениями, хранящимися в здании. Например, к юбилею победы в Великой Отечественной войне, была организована экспозиция военных портретов музея.

Регулярно музей участвует во всероссийской акции «Ночь искусств»

На одной из последних акций произошло важное событие — коллекция музея пополнилась картиной, написанной Тропининым в первые годы творчества

История музея

Феликс Вишневский Основателем музея по праву считают Феликса Евгеньевича Вишневского – московского коллекционера и мецената. В 1969 году он передал в дар городу Москве более 250 предметов живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, закончив список даров действительно по-царски – особняком XVII-XVIII века постройки, в котором и разместили всю коллекцию. Это старинное здание раньше принадлежало известному полярнику и исследователю Арктики Николаю Петухову, который и подарил его своему другу Вишневскому.

Сам Вишневский был большим энтузиастом своего дела и за всю свою жизнь передал государству более восьми сотен различных предметов искусства. Как вспоминает его внук, Феликс Евгеньевич любил искать и реставрировать старинные предметы, а большую часть своей действительно огромной коллекции он нашел в по-настоящему аварийном состоянии.

За прошедшие с тех пор сорок лет, коллекция музея увеличилась по меньшей мере в восемь раз, но вот размеры музея остались теми же. В результате, музей В.А. Тропинина считается одним из самых тесных музеев столицы – он рассчитан на экскурсионную группу всего в 15 человек. Площадь выставок музея составляет жалкие 217 квадратных метров, с еще 73 выделенными на временные выставки.

Первая война и первая любовь Паустовского

Фотография, сделанная летом 1915 года, относится ко времени службы Константина Паустовского в отряде Всероссийского союза городов. Оригинальный снимок много лет хранился у Екатерины Загорской (Паустовской). В 1990-е годы сын писателя Вадим Паустовский передал фото музею.

Участие в Первой мировой войне стало особой страницей биографии Константина Паустовского. Когда началась война, он был студентом Императорского Московского университета. В армию его не призвали: студенты в царской России были освобождены от воинской повинности. Кроме того, он был младшим в семье и на фронт ушли его старшие братья — Борис и Вадим. Но чувство долга и романтический склад характера не позволили ему оставаться в стороне в это нелегкое для страны время.

Осенью 1914 года Паустовский добровольцем вступил в военно-санитарный отряд Всероссийского союза городов. Служба его начиналась на тыловом военно-санитарном поезде № 65, на нем он сделал несколько рейсов из Москвы в города Средней России. Вскоре всю команду перевели на полевой поезд № 225, устремленный на запад, к местам ожесточенных боев.

В январе 1916 года после ранения Константин Паустовский был уволен из армии. В последние месяцы перед увольнением он служил братом милосердия и помощником заведующего врачебно-питательным пунктом № 4 Западного фронта Всероссийского союза городов. Уже в первые месяцы войны Паустовский вынес «очень грустное сознание», что «счастлив тот, кто не видел войны и поэтому даже не может представить себе весь ее ужас и безобразие».

Несмотря на все тяготы военных будней, именно на фронте Первой мировой Константин Паустовский познакомился со своей любовью и будущей женой Екатериной Загорской, служившей вместе с ним на военно-санитарном поезде сестрой милосердия. «Жизнь сплела вокруг нас причудливый узор войны, скитаний, весенних закатов, дымных рек, городов незнакомых, огнистых, шумных, человеческих страданий, глупости, скуки и гибели. Не правда ли странно, Катя», — писал он в одном из множества пронзительных писем своей возлюбленной.

Как появляются исторические мемы. Переход Суворова через альпы

16 (27) сентября 1799 года Александр Васильевич Суворов начал восхождение на перевал Паникс (2407 м) – самый высокий перевал, преодолённый им во время Швейцарского похода. Ровно через сто лет Василий Иванович Суриков создал картину «Переход Суворова через Альпы», где он запечатлел Суворова именно на этом перевале. Я сравнил картину с фотографией перевала Паникс, сделанной 11 сентября 2009 года (за две недели до 210-летия перехода) и решил разобраться почему на картине изображено столько снега. Начну я из далека.

Кто-то из великих сказал, что история это структурированный образ прошлого. Причём, как заметил французский учёный Паскаль Буайе, структуризация истории происходит не благодаря изучению исторических фактов, а благодаря появлению мемов – базовых единиц передачи культурной информации. Так, например, при упоминании Суворова, я сразу вспоминаю, его переход через Альпы, с детства перед глазами мем – картина Сурикова, остальные военные приключения Суворова в голове не сидят. Появлению картины и её успеху способствовали другие мемы – «Альпы» и «переход». Сочетание этих мемов в англоязычном поисковике (crossing Alp) даёт имя «Ганнибал». Историографы XIX века оживлённо спорили по поводу- как Ганнибал перешёл именно Альпы, на эту тему написаны сотни работ. Как Ганнибал перешёл Пиренеи никого не интересовало. Видимо слово «Альпы» звучит сакрально для европейского уха. Василий Иванович, выбиравший для своих картин только ключевые моменты российской истории: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» и т д , интуитивно выбрал правильное решение- украсить историю России мемом «Альпы».

wiki

Другим мемом являлось слово «переход», вернее «восхождение», так как напрямую ассоциировалось с «Анабасисом» (Восхождение) Ксенофонта, произведением на то время культовым. Оно было в программе практически всех школ и гимназий Европы. Не буду цитировать Ксенофонта, процитирую Бродского. Он в поэме «Post aetatem nostram», описывая муху попавшую в мыльную пену, допустил такую метафору «Она, как бедные пельтасты Ксенофонта, в снегах армянских, медленно ползёт». Одна из – переход утопающей в снегу греческой армии, через армянские (Кавказские) горы.

Естественно, имея в голове Альпы, Ганнибала и Ксенофонта, Суриков не стал писать взятие Измаила или штурм Варшавы. И не ошибся. В 1901 году художник за «Переход Суворова через Альпы» был награждён орденом Святого Владимира, картину купил император, Суворов встал в один ряд с Ганнибалом, а русские солдаты с легендарными пельтастами Ксенофонта. Для полной аналогии с греческой армией нужен был снег. Обычно в сентябре в Альпах бархатный сезон, но армии Суворова не повезло. По свидетельству капитана Николая Грязева, участника похода, ведшего дневник, погодные условия в сентябре 1799 года были тяжёлые, все время шёл дождь, при переходе через перевал Паникс дождь был с пронизывающем холодным ветром. Снег Грязев не вспоминает. Гораздо больше, чем непогода его волнует отсутствие продовольствия. Все съели отступающие «жадные французы».

Впервые снег появляется на картине А.Е. Коцебу «Переход русских войск через Паникс в Альпах» (1860 г.). Снега не много. У Сурикова «Переход Суворова через Альпы» по настроению напоминает его же «Штурм снежного городка». Снега гораздо больше. На иллюстрации к книге Алексеева «Рассказы о Суворове» 1961 г. , снега не меньше, чем у Ксенофонта. Поэты и писатели также не забывают альпийский снег. Симонов в поэме «Суворов»:

Последний ледяной ночлег,

Вповалку с ружьями, конями,

Друг друга прикрутив ремнями,

Плашмя ложились прямо в снег.

Алексеев «Рассказы о Суворове»: «Вьюга. Снегопад. Непогода. Путь дальний, неведанный. Горы. Холодно голодно солдатами пути. Идут скользят срываются в пропасти. Тащат тяжелые пушки, несут пообмороженных и хворых своих товарищей».

И уж совсем удивительное написано на сайте «История.РФ» «Переход Суворова через Альпы стал беспрецедентным в истории. Никто ни до, ни после Суворова не совершал его в зимнее время».

P.S. 16.09.19 в новостях промелькнуло сообщение, что с 21.09 по 08.10 по маршруту Швейцарского похода состоится поход «Суворов-220». Участники пойдут в аутентичной одежде и обмундировании. Я уже начал следить за их фотоотчетом. Погода у них пока хорошая, снега нет.

wiki

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Экспозиции музея

Всего в музее четыре зала основной экспозиции и два зала временной. При этом даже картины основной выставки часто сменяют друг друга – фонды музея достаточно велики для того, чтобы занять площадь в два-три раза больше. Музей очень часто проводит различные выставки малого формата, с которыми можно ознакомиться на сайте https://www.museum-tropinina.ru/.

Всего в музее более двух тысяч экспонатов, среди которых картины Ивана Айвазовского, Ивана Вишнякова, Александра Брюллова, Ореста Кипренского и многих других. Кроме картин, в музее хранится большое число декоративно-прикладных изделий того времени из бронзы, стекла, фарфора и прочих материалов.

Кроме того, фонды музея были значительно пополнены из коллекции В.В. Величко, передавшего в дар государству не только поистине громадную библиотеку в три с половиной тысячи томов, но и несколько десятков различных картин, которые и выставлены в музее. Библиотека же сейчас находится в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова.

Краткая биография

Васи́лий Андре́евич Тропи́нин
родился 30 марта 1776 года, с. Ропино, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

В. А. Тропинин. Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.

Василий Андреевич Тропинин родился 1 апреля 1776 года в селе Ропино губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын — Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу — под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской Академии художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного
художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин

Парадные портреты Левицкого

Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.

Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.

Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.

Портреты в роли

Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.

Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.

Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.

Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.

Интимные портреты

Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.

Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.

Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.

Залы и экспозиции

Отличительной чертой музея является его камерность, сохраняющая атмосферу старинного московского дома. Тематика экспозиций и выставок музея весьма привлекательна для посетителей, она представляет искусство тропининского времени.

Музей обладает одним из значительных собраний произведений В.А. Тропинина – основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы 1-й половины XIX века, а также работ выдающихся художников прошлого: И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.Ф. Щедрина, С.С. Щукина и др.

В фондах музея хранятся картины знаменитых мастеров XIX века: И.К. Айвазовского, А.Н. Бенуа, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.Д. Поленова и др.

В музее Тропинина площадь совсем маленькая, но зато каждая минута здесь приносит истинное эстетическое наслаждение. Этот одноэтажный особняк с мезонином весь светится от яркой желтой штукатурки. Вход в музей начинается с лестницы, ведущей на нулевой этаж.

Здесь есть гардероб для посетителей и шесть залов для экспозиций, четыре из них постоянные, а два – временные.

Портреты московских дворян, не самых знатных, висят среди старинной добротной мебели. От того, что сверху не высятся высокие галерейные потолки, лица на искусных портретах кажутся не обликами давно умерших предков, а приветливыми образами милых собеседников.

Ощущение присутствия усиливает хорошо подобранная мебель. Потемневшее от времени серебро зеркал, позолоченные рамы картин, редкие сорта древесины, фарфоровые безделушки соседствуют с дорогой посудой, являющейся воспитательным средством тех времен. На ней изображены добродетели, которые должен развивать в себе культурный человек.

Например, на старинной сахарнице нарисована овечка, и на французском языке написано «кротость». Мебель тоже не простая, сейчас уже не встретишь такие предметы интерьера, жардиньерка или бобик, а в музее Тропинина можно их увидеть и узнать, как их использовали.

В двух комнатах демонстрируются полотна Тропинина и художников из его круга. В третьем – картины и бюсты мастеров предыдущего поколения, например, бюст Потемкина и Екатерины II, для которых они лично позировали.

В четвертой комнате хранятся самые нежные предметы музейного фонда – миниатюры и рисунки. Здесь можно увидеть изысканную акварель Соколова, на которой в изумрудном наряде красуется Елизавета Воронцова. Именно ей посвятил молодой Пушкин множество своих стихов, и беглого взгляда на ее изображение достаточно, чтобы понять влюбленность поэта.

Тут же можно увидеть удивительные портреты, выполненные на непривычном материале – на кости. Каждая такая работа – большая ценность для антикваров и поклонников живописи.

Еще в двух выставочных залах экспонаты время от времени меняются, в них демонстрируется то, что хранится в обширных запасниках музея. За последние годы музей Тропинина значительно пополнил свои фонды работами декоративно-прикладного искусства.

За сорок лет собрание музея увеличилось почти в десять раз. Из этого здания посетители выходят с огромным воодушевлением и с желанием прийти сюда еще, чтобы насладится сиянием и блеском отечественного искусства.

Здание музея

Здание музея Тропинина Как уже упоминалось, музей расположен в здании усадьбы купцов Петуховых, потомок которых и подарил его Вишневскому. Некоторые определяют дату постройки как начало XIX века, но владение усадьбой зарегистрировано еще на плане 1793 года. Кроме того, согласно архивным документам, усадьба серьезно пострадала в большом пожаре 1812 года и была заново отстроена в следующие несколько лет. В интерьере дома имеются предметы прошлых веков, в частности, чугунная лестница середины позапрошлого столетия.

В усадьбе есть еще одна постройка – деревянный дом, ныне спрятанный за глухим забором. Он по-прежнему принадлежит потомкам Вишневского и является частным владением.

Имеются также планы по расширению музея на еще три дома на Волхонке. Однако в данный момент все они находятся в частных руках, хотя в некоторых случаях законность этого владения сомнительна.

Оценка, продажа и скупка картин Левицкого

Как оценить картину Левицкого

Приведенные выше примеры рекордных уходов картин Дмитрия Григорьевича Левицкого являются показательным примером того, на какие цены может претендовать его живопись. Однако это не означает, что любая его картина может иметь такой же успех. Цена конкретного холста определяется тем, к какому творческому периоду художника она относится, каковы ее размеры, состояние, провенанс и многое другое. При самостоятельной оценке можно значительно ошибиться в цене, что приведет либо к слишком долгому ожиданию покупателей, либо к невыгодной сделке. Поэтому рекомендуем заказать экспертизу картин Левицкого у нашего партнера.

Где и как продать картину Левицкого

Если ваша картина претендует на значительную сумму, наибольшую прибыль вам может принести участие в аукционе. Этот способ выгодный, но затратный и весьма долгий. Также вы можете найти покупателя на нашем сайте, который регулярно посещают заинтересованные в покупке ценители искусства. Для ускорения процесса рекомендуем подготовить описание картины и сделать качественные фотографии.

При желании совершить продажу быстро, рассмотрите наше предложение по скупке картин Левицкого. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Потомок королей Шотландии и отец русской артиллерии: Яков Брюс

В музее истории «Лефортово» хранится несколько ценных экспонатов, имеющих отношение к одному из ближайших соратников Петра I — крупному государственному деятелю, военачальнику и ученому Якову Брюсу. Выполняя различные поручения царя, он неоднократно бывал в Европе, был знаком с Исааком Ньютоном, Эдмундом Галлеем, Готфридом Лейбницем, Леонардом Эйлером. В истории отечественного военного дела Яков Брюс известен как отец русской артиллерии.

Брюсы — представители знаменитого шотландского рода. Они правили Шотландией большую часть XIV века, дав стране первого независимого короля в ее истории — Роберта I Брюса. Триста лет спустя, во время гражданской войны в Англии, Брюсы оказались на стороне проигравших роялистов и были вынуждены бежать в Россию. Так в 1647 году на службе у царя Алексея Михайловича оказались дед и отец Якова Брюса. Яков и его брат Роберт начали военную карьеру при царице Софье, поучаствовав в двух Крымских походах под руководством ее фаворита князя Василия Голицына, но во время стрелецкого бунта оба поддержали молодого царя.

После участия в успешных Азовских походах 1695 и 1696 годов Петра I Яков Брюс отправился в Европу, где изучал монетное дело, кораблестроение и астрономию. Вернувшись, он оборудовал в Сухаревой башне первую в стране астрономическую обсерваторию. Научная деятельность принесла Брюсу народную славу мага и чернокнижника, которая нашла свое отражение в сочинениях российских литераторов-романтиков, например в повести Владимира Одоевского «Саламандра» и незавершенном романе Ивана Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».

Во время Северной войны со Швецией Якову Брюсу пришлось оставить науку и вернуться в армию: он участвовал во взятии Нотебурга, Ниеншанца и Нарвы, в битве при Калише. Во время сражения при Лесной, которое Петр назвал «матерью Полтавской победы», генерал-поручик артиллерии Брюс командовал левым флангом русского войска, а в Полтавской битве под его началом сражалась вся русская артиллерия. Главой дипломатической миссии, которой было суждено подвести черту под Северной войной, стал также Яков Брюс — в 1721 году он поставил свою подпись под Ништадтским мирным договором, по которому Россия получила выход к Балтийскому морю и приросла новыми территориями. За этот дипломатический триумф Брюс стал графом.

Стараниями Якова Брюса в Российской империи появилась единая система калибров, положившая начало серийному производству пушек и ядер. Потомок шотландских королей работал над улучшением пороха, изобретением новых орудийных лафетов и шкалой прицеливания, которую прозвали «брюсовой». При нем артиллерию разделили на полевую, полковую, осадную и крепостную, учредили фурштатские команды (прообраз мобильной конной артиллерии) — по сути, артиллерия стала самостоятельным родом войск.

После смерти Петра I Яков Брюс ушел в отставку и уединился в подмосковном имении Глинки. О том, что Брюсы когда-то были королями Шотландии, ему напоминал девиз клана на гербе и личной печати — «Мы были» (лат. Fuimus).

Оригинал или копия: как на самом деле выглядел Суворов

На картине блестящего русского портретиста конца XVIII века Дмитрия Левицкого запечатлен 56-летний Александр Суворов. Прославленный полководец тут не слишком похож на себя, точнее — на того Суворова, каким мы привыкли его себе представлять. Неужели глаз и рука подвели академика Императорской академии художеств, признанного мастера парадного портрета?

Возможно, наше понятие о наружности знаменитого военачальника не соответствует тому, каким он был на самом деле, ведь никто не знает, какого роста был Суворов — не сохранилось ни одного его мундира, не говоря о точном изображении. Художникам полководец позировал неохотно, натурные портреты можно пересчитать по пальцам, да и авторами чаще всего были живописцы второго, а то и третьего ряда.

В 1786 году Левицкий получил заказ на серию портретов кавалеров ордена Святого Владимира, учрежденного Екатериной II в 1782 году. Суворов был представлен к этой награде одним из первых летом 1783 года — «за присоединение разных кубанских народов к Российской империи».

На портрете видны всего две награды: вышеупомянутый орден Святого Владимира первой степени и орден Святого Георгия второй степени, пожалованный Суворову за взятие турецкой крепости Туртукай. Награды и титулы за победы при Фокшанах и Рымнике, взятие Измаила и Варшавы, героический Швейцарский поход он получит позднее.

Что касается растиражированного в школьных учебниках образа полководца, то все началось с портрета кисти саксонского художника Иоганна Генриха Шмидта. Он написал Суворова в 1800 году в Праге, тогда полководцу было почти 70 лет. Именно с этого портрета было сделано множество списков, авторы которых нередко омолаживали Суворова и почти всегда «переодевали» его из австрийского мундира в российский, заодно меняя коллекцию многочисленных наград.

Левицкий написал портрет на 14 лет раньше Шмидта, и, скорее всего, именно с холста в Музее Тропинина на нас смотрит настоящий Суворов.

История создания

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени основан в 1969 году известным московским коллекционером Ф.Е. Вишневским, который передал в дар городу особняк и двести пятьдесят художественных произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Музей Тропинина и художников «московской школы»

Всего Ф.Е. Вишневским подарено различным музеям страны около восьмисот произведений искусства. Музей В.А. Тропинина и художников «московской школы» его времени занимает особняк 1-й трети XIX века, который является главным домом городской купеческой усадьбы, одной из немногих сохранившихся в Замоскворечье до сегодняшнего дня.

Здание является вновь выявленным памятником истории культуры. В состав усадьбы входит также сохранившийся деревянный флигель 1883 г. Владение зафиксировано на плане 1793 года.

После пожара 1812 года пострадавшую усадьбу отстроили заново. Она состояла из каменного с деревянным мезонином дома и флигеля. Архитектурной особенностью особняка является вход в здание в виде портика. В интерьере дома сохранилась лестница чугунного литья середины XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: