Картина «любитель абсента», эдуард мане

Парижский салон, борьба с академизмом и признание отца

В 1859 году Эдуард Мане решил представить свои работы на Парижском салоне — самой престижной выставке Франции. Он подготовил картину «Любитель абсента». Вот она:

Эдуард Мане. «Любитель абсента», 1859 год, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген Public Domain

Из членов жюри Салона только Эжен Делакруа, сам отошедший от четких правил академизма, проголосовал за картину. Остальные, включая Кутюра, проголосовали против. Судьи посчитали картину слишком необычной: вместо привычного для художников тех времен аллегорического изображения проблемы Мане написал неприкрыто реалистичный портрет пьяницы. Он не использовал дальние планы, хотя тогда в академических кругах была обязательна классическая перспектива для придания картине глубины. Кроме того, стол с бокалом нарисован под неестественным углом относительно прочих предметов на полотне, а тень мужчины отличается от его положения.
После «Любителя абсента» Мане написал «Музыку в саду Тюильри»:

Эдуард Мане. «Музыка в саду Тюильри», 1862 год, Лондонская Национальная галерея, Лондон Public Domain

В саду Тюильри по выходным собирались представители парижской богемы — они прогуливались и вели светские беседы. Тематика картины и техника ее написания вызвали у публики и критиков замешательство. Обычно подобные сцены использовали только для иллюстрирования журналов. Также Мане отверг все правила тщательной проработки деталей — при близком рассмотрении лица людей на картине становятся почти неразличимыми, абстрактными.
В 1861 году Парижский салон все же принял две картины Эдуарда Мане. Одна из них — «Испанский гитарист» — получила награду:

Эдуард Мане. «Испанский гитарист», 1860 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Public Domain

Мане получил признание публики и своего отца. Огюст с гордостью демонстрировал гостям вторую картину, принятую на выставку, — его портрет с женой:

Эдуард Мане. «Огюст и Эжени Мане, родители художника», 1860 год, Музей Орсе, Париж Public Domain

В 1863 году Мане представил Парижскому салону три картины для выставки, но все они были отклонены. Впрочем, в тот год еще 2800 картин были отвергнуты — политика Салона стала более строгой.

Биография Эдуард Мане

Эдуард Мане появился на свет 23 января 1832 года в фамильном особняке в Париже. Его отец был судьей, а мать — дочерью дипломата и крестницей шведского короля. Предполагалось, что сын пойдет по стопам отца и сделает карьеру в области права. Но дядя Мане по материнской линии Эдмон Фурнье (Edmond Fournier) рано разглядел художественный талант племянника. Вместе они посещали Лувр и другие музеи. Помимо колледжа, в котором успехи мальчика были посредственными, он посещал курсы рисования.

В 16 лет Эдуард Мане столкнулся с решительным протестом отца против дальнейшего художественного образования. Компромиссным решением стала морская школа. Юноша отправился в путешествие на учебном судне, но и на нем учился писать морские пейзажи и портреты членов команды. Экзамены в результате были провалены, но качество рисунков убедило отца в творческом призвании сына.

С 1850 года Эдуард Мане посещал мастерскую академиста Томаса Кутюра, копировал старых мастеров и совершил несколько поездок по Европе. Спустя 6 лет он открывает собственную мастерскую. Уже тогда картины молодого художника сильно отступают от традиций академизма и реалистично отражают действительность в стиле Гюстава Курбе (Gustave Courbet). Критики и члены жюри Салона, где молодой художник мечтает выставляться, плохо воспринимали эти работы. Похвалы удостоился лишь «Испанский певец».

Хотя Мане никогда не ставил себе цель эпатировать общество, две его работы спровоцировали настоящий скандал. Это выставлявшиеся в Салоне отверженных «Завтрак на траве» и «Олимпия». Последняя вызвала беспрецедентный шквал возмущения со стороны почтенной публики, которая привыкла видеть на картинах прекрасных Венер, но не дам полусвета.

Постепенно художник сближается с импрессионистами и постимпрессионистами. Его друзьями становятся Клод Моне, Эдгар Дега (Edgar Degas), Поль Сезанн, Камиль Писсарро (Camille Pissarro) и Берта Моризо (Berthe Morisot). Но выставляться с импрессионистами Эдуард Мане не хотел. Он снова и снова пытался добиться признания в официальном Салоне, понимая, что это вопрос времени.

Умер Мане 30 апреля 1883 года. Уже тяжело больной, он успел завершить лучшую свою работу: «Бар в Фоли-Бержер». Также в последние годы были написаны изящные натюрморты. Хотя художник был женат на натурщице Сюзанне Линхофф (Suzanne Leenhoff), рожденного за год до свадьбы сына он официально не признал и детей-наследников после него не осталось. Сюзанна и ее сын изображены на картине «Чтение».

Человек-скандал

В 1859 году Париж был взволнован первым из бесконечной череды скандалов, связанных с именем Эдуарда Мане и Салоном. Для выставки художник создал полотно «Любитель абсента» (1858-1859). Сюжет он почерпнул в стихотворном сборнике «Цветы зла» не менее скандального поэта Шарля Бодлера, близкого друга Мане.

Наверное, высокое жюри еще могло бы стерпеть темные, мрачноватые тона картины, но разве оно могло допустить, чтобы в благонравном Салоне был выставлен портрет парижского пьяницы! Отказ был резким и категорическим.

В 1861 году Мане написал две картины, которые все-таки прошли через сито жесткого отбора. «Гитарреро» получил награду Салона, а «Портрет родителей» наконец принес Эдуарду признание семьи.

Следующая попытка выставиться в Салоне вновь оказалась безуспешной. Полотно «Музыка в Тюильри» (1862) стало огромным групповым портретом, каких до Мане не писал никто. Эдуард изобразил на полотне не только себя, но и почти всю свою родню и друзей. Но удивление и отторжение жюри вызвало даже не это, а отсутствие предписанной классическим жанром тщательной проработки деталей. В такой манере в то время иллюстрировали журналы и газетные репортажи, и для живописи она считалась совершенно непригодной. Вблизи воспринять картину было очень сложно, общий вид открывался только на расстоянии.

К выставке 1863 года художник подготовил три картины: «Купание» (или «Завтрак на траве», 1863), «Молодая женщина в костюме эспада» (1862) и «Молодой человек в костюме махо» (1863). Но выставиться в Салоне ему не удалось. Впрочем, в тот год было отклонено почти три тысячи работ разных мастеров

Тогда-то и произошло чрезвычайно важное событие, определившее ход истории искусства. Возмущенные художники обратились за разрешением открыть одновременно с официальным Салоном альтернативную, как сказали бы сейчас, выставку, где могли бы демонстрироваться полотна художников, не принятые жюри

Сюжет[править]

И действительно — на полотне изображена детская игра в летний солнечный день.

Среди детей — верный домашний друг пёс — без домашних животных не обходятся картины Решетникова детской тематики, почти в каждой его «детской» картине присутствует четвероногий спутник жизни — как символ детства и олицетворение человеческой доброты и гуманизма (ну куда они, животные, без хозяина!)

Дети — оборванные и нищие военные дети — играют в войну. Вот стоит явный лидер мальчишеской компании; натянув на голову военную пилотку с красной ленточкой — символ красноармейцев, он готов учинить жестокую расправу над врагом, а его преданные друзья поддержат своего старшего товарища в любой момент.

А вот и тот, кого назначили врагом — маленький, упирающийся… За что его назначили во враги, чем не угодил этим «героическим» соседским ребятам… Ведь наверняка не по своей воле пошел во «фрицы». Да он и не пошел, он не хочет! Но не может вырваться из цепких рук держащих его дворовых товарищей, один из которых даже наклонился к нему, словно объясняя: да чего вырываться, это же такая игра идёт в стране.

Дети играют в то, во что и взрослые — в то, что происходит на самом деле.

Берущие за душу короткие стихотворения

***

Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.

***

В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.

***

Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.

***

Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех

Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»

***

Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.

И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!

Эли Оболонская

***

Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.

***

Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,

Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.

Становление[]

В июле 1849 года Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. На этот раз отец, оценив многочисленное рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Именно тогда начинает назревать конфликт Мане и классико-романтической традиции живописи, господствовавшей в то время во Франции. Резкое неприятие буржуазной направленности господствовавшего стиля, в конечном итоге, вылилось в явный разрыв Мане с Кутюром — молодой художник покинул мастерскую учителя. Однако, по настоянию отца Мане был вынужден принести извинения и вернуться, хотя своё неприятие строгого академизма Кутюра он сохранил. Положение юного художника усугублялось нежелательной беременностью его давней возлюбленной Сюзанны Леенхоф. Отцовство ребёнка во избежание дурной славы и гнева отца Эдуара было приписано вымышленному Коэлла, и то лишь для мэрии. Распространялась и иная версия, что новорождённый является не сыном, а братом Сюзанны. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Возможно, именно его поздние произведения, в особенности знаменитые бодегоны, оказали огромное влияние на становление движения импрессионизма. Обратный путь во Францию был долгим — Мане много ездил по Центральной Европы, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет.
Мане протестует против портретов, озарённых бенгальскими огнями, на лбу которых горят звёзды поддельных драгоценностей, в руках — серебряный жезл.
Де Банвиль, отзыв на картину Мане «Le Bon Bock» (перевод с французского Т. М. Пахомовой).

Путешествие через Атлантику

Мане окончил коллеж Роллена в 1848 году, особенных успехов ни в чём не проявил. Отец смирился с тем, что старший сын не хочет становиться государственным служащим, и из двух зол выбрал меньшее – уж лучше пусть поступает в морское училище, чем становится художником.

Осенью 1848 года Эдуард сдавал вступительные экзамены в мореходную школу, но провалился. Он решил, что подготовится более основательно и в следующем году предпримет ещё одну попытку поступления. В качестве подготовки ему позволили отправиться в учебное путешествие.

В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран, и окружающая действительность засияла разноцветными красками. В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро.

В последний третий день бразильского карнавала Эдуард с молодёжью из команды судна отправился в джунгли. Дикая природа поразила его до глубины души. Здесь юношу потрясало всё – маленькие колибри среди ярких цветов; насекомые, ползающие по траве и сверкающие словно драгоценности; спускающиеся с веток лианы и орхидеи. Такого буйства красок он не встречал ещё в своей жизни. Мане понял, что хотел бы научиться переносить всё увиденное в реальную жизнь – на холст.

Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике, и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. Когда в начале лета 1849 года Мане сходил по трапу на берег Франции, его дорожный чемодан был полон карандашных зарисовок. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.

Эдуард предпринял ещё одну попытку поступления в мореходное училище, она снова оказалась безрезультатной. Но на это раз у него уже не было прежнего рвения, он даже признался младшему брату Эжену, что на земле чувствует себя спокойнее, чем на борту корабля.

Завтрак на траве. 1863 г.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане

Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы

О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.

Анализ стихотворения «Необычайное приключение» Маяковского

Стихотворение «Необычайное приключение…» было написано Маяковским в 1920 г. В его основу легли впечатления от действительного пребывания поэта на даче Румянцева.

В произведении в фантастической форме Маяковский выражает свои идеалистические взгляды. Революция представлялась автору зарей нового мира. Члену коммунистического общества должна быть подвластна вся природа. Коммунизм провозглашал неограниченные силы и возможности человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автор может запросто обратиться к самому солнцу. В этом взгляде также заложено отрицание религии и всех суеверий. В патриархальном обществе солнце обожествлялось. Крестьянин в царской России относился к нему, как к высшему существу, от которого напрямую зависела его жизнь. Христианство ставило на это место единого Бога, но солнце, как одно из творений Высшей силы, все равно было недоступно.

Материализм давал научное объяснение существования всех космических тел. Это уже значительно принижало положение солнца. Оно представлялось просто одной из бесконечного множества звезд, причем далеко не самой яркой. Во время Маяковского люди уже мечтали о полетах в космос, поэтому расстояние до солнца «сокращалось».

Поэт – человек нового общества. Ему по плечу любая задача или проблема. Разозлившись на солнце (!), он смело приглашает его к себе в гости. Маяковский даже упрекает светило. Он занят работой, а солнце каждый день беззаботно гуляет по небу. Несмотря на самоуверенность, поэт все же испытывает невольный страх, когда видит, что солнце действительно направляется к нему в дом. Но этот страх постепенно проходит, потому что гость также признает в поэте равного себе. В этом заключается еще одно жизнеутверждающее положение коммунизма. В мире не существует невыполнимых задач. Человека останавливает лишь неуверенность в собственных силах. Нужно без сомнений браться за любое дело, и это неизменно приведет к успеху.

Поэт и солнце ведут спокойный неторопливый разговор. Они делятся своими проблемами. Лирический герой понимает, что солнце также выполняет нелегкий работу. Это еще больше их сближает. При коммунизме ценность человека напрямую зависит от его трудового вклада. Очень характерно, что в приливе дружеских чувств солнце обращается к поэту «товарищ». В финале Маяковский сравнивает свои стихи с сиянием солнца и утверждает, что их совместный лозунг – светить всегда и везде.

Таким образом, Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение…» излагает свою утопическую мечту – слияние в едином трудовом порыве человеческих и природных сил, что неизбежно приведет к счастливому будущему.

Творчество

В первой половине 1850-х годов Эдуард Мане обучался живописи у знаменитого мастера Тома Кутюра. Он был не в восторге от обучения, по причине все того же строгого академизма Тома. В данный период биографии он увлекался работами художников Раннего и Высокого Возрождения.

Тогда же Мане посетил немало европейских стран, где продолжал ходить в различные музеи. По приезду домой он особенно часто посещает Лувр, глубоко исследуя полотна великих мастеров. В результате, он становится автором ряда копий знаменитых картин.

В 1859 г. Эдуард решил, что он уже состоялся как художник и поэтому должен показать свое творчество Парижскому салону. Он предоставил комиссии свою картину «Любитель абсента», которая понравилась только Делакруа.

Интересен факт, что его бывший наставник Кутюр, раскритиковал полотно Мане. Комиссия негативно отнеслась к реалистическому изображению пьяницы, а также отходу молодого художника от основ композиции: была нарушена перспектива, тень персонажа не соответствовала его положению, не были задействованы полутона и т.д.

И хотя Эдуард непросто пережил критику, он не опустил рук. В 1861 г. комиссия Салона положительно отозвалась о 2-х его работах – «Портрете родителей» и «Гитареро». Благодаря этому, живописец обрел признание в обществе и получил немало денег.

Но что еще больше окрыляло Мане, так это похвала от отца, который к тому моменту биографии уже с гордостью отзывался о сыне, как о талантливом художнике. Далее он стал автором ряда картин, написанных на морские и испанские мотивы: «Лола из Валенсии», «Испанский балет», «Бега в Лонг-шане» и т.д.

Кроме этого, Эдуард Моне творил в историческом и религиозном жанрах – «Расстрел императора Максимилиана» и «Мертвый Христос». В 1863 г. жюри Салона отвергло полотна многих художников (в общей сложности – 2800 работ). В результате, это привело к громкому резонансу в обществе, в который вмешался сам император Наполеон 3.

Император распорядился организовать выставку – «Салон отверженных». Главной картиной выставки стало полотно Мане «Завтрак на траве», которое подверглось критике и насмешкам. Тем не менее, именно «Завтрак на траве» стал символом «Салона отверженных», вызвав массу дискуссий среди знатоков искусства.

В 1865 г. в биографии Эдуарда происходит очередная «неприятность». Его новый шедевр «Олимпия» был оценен современниками крайне негативно. Художника обвиняли в пошлости и вульгарности, за изображение на холсте обнаженной девушки, бесстыдно лежащей на кровати.

«Бар в Фоли-Бержер»

Мане снова оказался в центре громкого скандала. Тогда же он сближается с импрессионистами, среди которых были Поль Сезанн, Клод Моне и Эдгар Дега. Он продолжает придерживаться своего творческого курса, изображая на полотнах портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках.

В 1870-х годах Эдуард создает такие шедевры, как «Железная дорога», «В лодке», «За кружкой пива» и «В оранжерее». Только в последние годы жизни жюри разных салонов начинают осознавать все величие Мане, активно выставляя его картины на выставках.

Абсент в живописи

Эдгар Дега, 1876: Абсент Типичное изображение абсента в интерьере.

É. Мане, около 1878 г .: Художественная реакция сливы Мане на абсент Дега

Картина Эдуара Мане « Любитель абсента », созданная около 1858/59 годов, является одним из самых ранних изображений абсента в живописи. Пока абсент не был запрещен в начале 20 века, многие художники после него выбирали абсент в качестве мотива для своих картин. Наряду с Мане Оноре Домье был одним из первых художников, затронувших тему абсента в своих работах. Его карикатура Le premier verre, le sixième verre из 1863 года изображает двух пьющих абсент в кафе. После того, как Эдгар Дега абсент с 1876 г., это Винсент Ван Гог , Поль Гоген и Анри Тулуз-Лотрек в 1890 году , который по- разному выбирали абсента пьющих как мотив в своих картинах. Пабло Пикассо впервые затронул тему абсента в 1901 году в некоторых своих работах. На этапе своей кубистической работы он снова повторил эту тему между 1911 и 1914 годами.

Абсент обычно не пили в чистом виде, а разбавляли водой в кафе или барах. Однако в картине Мане « Любитель абсента» нет ссылки на обычную воду. Также остается неясным, откуда нищий (или сборщик тряпок) на улице взял стакан. Эти несоответствия могли означать, что все другие художники, выбравшие мотив абсента, всегда выбирали бары или другие интерьеры для своих изображений. Таким образом , форма Мане, пьющего абсент, осталась без повторов в живописи. В 1870-х годах он сам часто выбирал внутренние виды баров и кафе в качестве мотивов или мотивов фона. Помимо сливового шнапса в картине «Слива» , это было прежде всего пиво, которое становилось все более популярным в Третьей республике, которое он теперь использовал в качестве алкогольного напитка в различных живописных композициях. Любитель абсента оставался единственным представлением абсента Мане в своих картинах.

Мане мореход

Закончив учёбу в 1848 году, Эдуард решил уступить отцу, который был категорически против планов сына стать художником, и подал документы в мореходную школу. Но вступительных экзаменов не выдержал в силу слабой общеобразовательной подготовки. Перед второй попыткой в числе таких же соискателей Мане идёт в учебное плаванье на паруснике.

Среди прочих стран судно останавливалось в Бразилии. Здесь Мане окончательно утвердился в своём стремлении обучаться живописи – так его очаровали богатые краски и экзотические виды тропиков. Из плавания Мане привёз множество рисунков и этюдов, в том числе с морскими пейзажами и набросками, в которых героями были члены команды и интересные типажи из числа жителей посещаемых стран.

Летом 1849 года Мане снова провалил экзамены. Но на этот раз есть что предъявить отцу.

Салон отверженных

Разрешение на проведение неофициальной выставки художники получили от самого Наполеона III, и в мае 1863 года она открылась во Дворце промышленности. На ней были представлены десятки, сотни работ самых разных жанров и сюжетов. Мане задумывал «Завтрак на траве» как центр композиции из трех своих работ, а в итоге эта картина стала гвоздем программы всей выставки. Но такой ли славы ожидал живописец?

Каких только эпитетов не получила картина: «несъедобная» — с точки зрения критики, «опасная» — по мнению зрителей, «неприличная» — со слов Наполеона III… Она была не просто осуждена, а осмеяна! Вряд ли этого был достоин сюжет, позаимствованный из гравюры средневекового мастера Маркантони Раймонди, созданной по рисунку «Суд Париса» Рафаэля. Но вот художественные приемы Мане действительно шокировали тогдашнюю публику. Неубедительная, слабая перспектива, резкий, почти фотографический свет, незавершенность мазка, узнаваемость людей, с которых писалась работа (Викторина Меран — любимая модель Мане, его брат Гюстав и будущий шурин — скульптор Фердинанд Леенхофф), взгляд нагой натурщицы прямо в глаза зрителям — все это вызывало насмешки и отторжение.

Но целая плеяда молодых живописцев, среди которых были Моне, Писсарро и Сислей, открыто встала на сторону Эдуарда Мане, полностью одобрив его творческие искания. Художника поддержали и его друзья Шанфлери, Бодлер, а главное, Эмиль Золя, написавший о выставке обзорную статью, в которой смело, отстаивал художественный вкус Мане.

Еще более крупным скандалом сопровождалось появление на выставке 1865 года картины «Олимпия» (1863). И вновь — не обнаженная натура стала причиной осуждения и травли, а то, как она была изображена: «грязный» тон тела, вульгарность, «уродство» модели… Мэтры были готовы принять такую «Венеру», будь ее изображение классически прекрасным, но манеру Эдуарда Мане они категорически отвергли. И опять его поддержали только близкие друзья и группа импрессионистов.

Надо ли удивляться тому, что год спустя Мане сблизился с этой молодежью?

Импрессионизм, официальное признание и атаксия

В начале 1870-х Мане еще ближе сошелся с импрессионистами. Но при этом не хотел участвовать в их выставках. Он все еще мечтал добиться признания официального Салона. В 1873 году Мане написал «За кружкой пива»:

Эдуард Мане. «За кружкой пива», 1873 год, Художественный музей Филадельфии Public Domain

Впервые за почти 15 лет картина Мане пришлась по вкусу публике. Но в последующие годы ряд картин художника снова были отклонены.
В 1879 году выяснилось, что Мане болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь ограничивала его художественные возможности. Последняя большая работа Мане, которую он написал уже в период заболевания, — «Бар в «Фоли-Бержер»»:

Эдуард Мане. «Бар в «Фоли-Бержер»», 1882 год, Институт искусства Курто, Лондон Public Domain

Картина выставлялась в Парижском салоне в 1882 году и получила восторженные отзывы. Эдуард Мане наконец стал уважаемым академическим кругом художником — именно к этому он стремился всю творческую жизнь.
После выставки здоровье художника продолжало ухудшаться. В апреле 1883 года Мане скончался. На его похороны пришел весь высший свет Парижа.
Творчество Эдуарда Мане оказало огромное влияние на всю современную живопись. Он — один из родоначальников импрессионизма, хотя сам и не считал себя таковым.
В 1884 году друзья художника организовали его посмертную выставку. На ней было окончательно решено: Мане — художественный гений.
Интересно, что Мане мечтал построить карьеру художника в официальном Салоне и жаждал признания классиков. А в итоге стал самым ярким революционером в истории живописи 19 века. В России увидеть работы выдающегося француза можно в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Банк ВТБ выступает партнером музея и поддерживает его выставки и другие культурные мероприятия.

Наследие веков

Казалось бы, мечта сбылась. Но снова все складывалось непросто. Академизм и рутина, как и прежде, наводили на Эдуарда скуку. Методы преподавания Кутюра его не устраивали. Мане хотел писать свет во всем его многообразии, отображая мир в самых разных световых проявлениях, от рассветных до закатных, а его учитель не понимал, как можно стремиться «писать жизнь как есть», — по мнению академиста это не могло называться искусством. Их столкновения, перераставшие в ссоры, в конце концов, привели к тому, что спустя шесть лет после поступления Мане покинул мастерскую Кутюра.

Но не все эти годы Мане потратил на баталии с наставником. Много времени молодой художник проводил в Лувре, делая копии с картин старых мастеров, постоянно посещал то Голландию, то Италию, где также работал в музеях. В одной из поездок во Флоренцию Эдуард Мане написал копию «Венеры Урбинской» Тициана, позднее она стала прообразом его скандальной «Олимпии».

Постепенно художник выбрал себе настоящих учителей. Ими стали Тициан, Веласкес и Гойя. Он унаследовал их классическую манеру письма, цветовую палитру, композиции и сюжеты. Придет время, и Мане станут упрекать за то, что он не ищет собственных сюжетов вовсе, настолько очевидной будет проработка классических сюжетов в его картинах.

Замечания

  1. А. Пруст: Эдуард Мане. С. 16.
  2. Gotthard Jedlicka: Мане. С. 32.
  3. А. Пруст: Эдуард Мане. Берлин 1917, с. 27.
  4. Юлиус Мейер-Грефе: Эдуард Мане. С. 34.
  5. Франсуаза Кашен: Мане. С. 26.
  6. ^ Джульетта Уилсон-Баро: Мане и Испания. В: Гэри Тинтеров, Женевьева Лакамбре: Мане / Веласкес. С. 212.
  7. Анн-Биргитт Фонсмарк: Любительница абсента и создание картин Мане
  8. Джульетта Уилсон-Баро: Мане и Испания. В: Гэри Тинтеров, Женевьева Лакамбре: Мане / Веласкес. С. 209.
  9. ↑ А. Пруст: Эдуард Мане. Берлин 1917, с. 30.
  10. Hajo Düchting: Мане, Парижская жизнь. С. 26.
  11. Пьер Шнайдер: Мане и его время
  12. Микаэль Вивел: Absintdrikkeren. В: Мане. С. 60.
  13. Франсуаза Кашен: Мане. С. 14.
  14. Теофиль Готье: Королевские курсы в Мадриде. Цитируется по: Гэри Тинтероу, Женевьев Лакамбре: Мане / Веласкес. С. 212.
  15. ↑ Gotthard Jedlicka: Manet. С. 42.
  16. Gotthard Jedlicka: Мане. С. 90.
  17. Каталог Tableaux de M. Эдуард Мане показывает авеню Альма в 1867 году. В: Anne-Birgitte Fonsmark: Любительница абсента и создание картин Мане. С. 78.
  18. Caricatures Г. Randon в Le Journal Amusant от 29 июня 1867 воспроизведен в Джульетты Уилсон-Bareau: Мане и Испания. В: Гэри Тинтеров, Женевьева Лакамбре: Мане / Веласкес. С. 240.
  19. Барнаби Конрад: Абсент: История в бутылке.
  20. Дени Руар, Даниэль Вильденштейн: Эдуард Мане: Резюме каталога.
  21. Пьер Шнайдер: Мане и его время. С. 28.
  22. Мануэла Б. Мена Маркес В: Мане ан эль Прадо. С. 450 аналогичный перевод английского текста каталога.
  23. Мануэла Б. Мена Маркес В: Мане ан эль Прадо. Стр. 449–450, аналогичный перевод английского текста каталога.
  24. ↑ Микаэль Вивел: Absintdrikkeren. В: Мане. С. 60, аналогичный перевод текста каталога на английском языке.
  25. Hajo Düchting: Мане, Парижская жизнь. С. 30.
  26. Йенс Питер Мунк: Любитель абсента. В: Каталог французского импрессионизма, Ny Carlsberg Glyptotek. С. 46.
  27. Лучано Берти: Мане. номер 1
  28. Hajo Düchting: Мане, Парижская жизнь. С. 26.
  29. Йенс Питер Мунк: Любитель абсента. В: Каталог французского импрессионизма, Ny Carlsberg Glyptotek. С. 7, 46.

Особенности импрессионизма

Претензии критиков были не только к сюжетам картин, но и к манере рисования импрессионистов. Она кардинально отличалась от того, что преподавали в парижской Школе изящных искусств.

Импрессионисты не придерживались четкого контура, они накладывали мазки небрежно, не заботясь о тщательной прорисовке каждого предмета. Краски смешивали сразу на холсте, добиваясь чистоты оттенка. Перспективу строили не по геометрическим законам, а за счет глубины тона краски, уменьшения интенсивности цвета по мере удаления предмета.

Альфред Сислей Морэ. Берег реки Луа

Они отказались от контрастного изображения светотени. Из их палитры исчезли черные, белые, серые, коричневые цвета в чистом виде. Тени могли быть и зеленые, и синие, и фиолетовые, в зависимости от того, какими их увидел художник.

Импрессионисты широко использовали прием оптического смешения: на холст кладутся рядом мазки двух цветов, которые при рассмотрении зрителем дают эффект третьего. Например, зеленый и желтый превращаются в синий цвет, синий и красный ‒ в фиолетовый и т.д.

Камиль Писсаро Баржи в Понтуазе

Сюжетами картин были не мифология или исторические события, а пейзажи, портреты, натюрморты ‒ все это считалось «низким» жанром. Художники старались изобразить природу или предмет в определенный момент времени, передав яркую эмоцию. Так появились серии работ, когда изображался один и тот же мотив, но в разное время года или дня при разном освещении. Например, работы Клода Моне: «Стога сена», «Тополя», «Руанский собор» и др.

Клод Моне Стог сена на закате

Для этого импрессионисты часто рисовали с натуры, на пленэрах, чтобы точно запечатлеть увиденное. Академисты же основное время проводили в студии, оттачивая технику рисунка.

Такой подход делал картины более эмоциональными, поэтичными, давал возможность увидеть прекрасное в самых обыденных вещах, ценилась простота момента, каждое мгновение жизни. Изображение обычных вещей через призму восприятия художника делало каждую картину неповторимой.

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане появился на свет 23 января 1832 года в Париже. Он рос и воспитывался в семье главы Министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье. Его мать приходилась крестницей шведскому монарху Карлу XIII.

Детство и юность

Когда будущему импрессионисту исполнилось 7 лет его отдали в пансион аббата Пуалу. Мальчик не проявлял к учебе абсолютно никакого интереса, вследствие чего Мане-старший решил перевести сына в коллеж Роллена.

В этом учебном заведении Эдуард обучался 4 года (1844-1848). Однако и здесь, он не проявил никаких успехов. Вместо этого подросток всерьез увлекся живописью, вызвав этим сильное раздражение у отца.

Мужчина видел в своем сыне только юриста, поэтому и слышать не хотел о его увлечении художественным искусством. Любопытно, что родной дядя Эдуарда, быстро смог рассмотреть в юноше талант. В результате, он согласился оплатить лекции по живописи, на которые племянник ходил с большим удовольствием.

Тогда же дядя начал водить Мане по разным музеям и галереям, включая Лувр. Интересен факт, что Эдуард не любил уроки рисования. Во многом, это объяснялось академичным стилем преподавания.

Вместо этого, подростку больше нравилось рисовать портреты друзей. После выпуска из колледжа он столкнулся с серьезным противодействием родителя, мешавшим ему связать свою жизнь с художественным искусством. Осознавая, что сын вряд ли станет хорошим юристом, Мане-старший пошел на своеобразный компромисс, разрешив ему заняться мореплаванием.

В конце 1848 г. Эдуард был зачислен на парусное судно в качестве юнги. Ему удалось побывать в Бразилии, увидев собственными глазами ее живописные пейзажи. Одновременно с этим, он продолжал рисовать, успев сделать много рисунков и набросков. Стоит отметить, что в будущем импрессионист будет уделять немало внимания именно морской тематике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: