Добрыня Никитич
Добрыня Никитич имеет свой характер и свои достоинства. Несмотря на то что в былинах говориться о молодом Добрыне, Васнецов изображает его как зрелого опытного воителя.
Этот его герой стал воплощением культурности, вдумчивости, ума, предусмотрительности, знания.
Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове — он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен — он чует недруга. На сбруе нарисованы полумесяцы — символ того, что это победитель татарина. Конь Добрыне достался как трофей в тяжелом бою. Рис. 3. Добрыня Никитич. Андрей Рябушкин. 1895 год Этот богатырь имеет богатое одеяние и оружие. Он сидит величаво и собранно. Лицо его красиво и благородно, с тонкими чертами.
Сочинение Три богатыря Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.
Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.
Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.
Три царевны подземного царства
Васнецова поддержали и со стороны заказчиков. Савве Мамонтову, крупному промышленнику, пришлась по душе картина художника. Он также был фанатом всего русского.
Поэтому, недолго думая, он заказал Васнецову несколько картин для конторы, занимающейся перевозкой каменного угля в Донбассе. Самой иносказательной получилась работа “Три царевны подземного царства”.
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Художник взял за основу знаменитую сказку о царевнах. Однако оставил из трёх героинь оригинала только царевну золота (слева). Рядом с ней стоит сестра – царевна драгоценных камней. А справа, поодаль, их младшая сестра – царевна каменного угля.
Её легко узнать по чёрному платью. Причём её наряд гораздо скромнее платьев сестёр. Да и видно, что старшие девицы ведут себя надменно по сравнению с самой младшей.
Таким образом, через сказочные образы и нехитрые послания Васнецов передал молодость такой отрасли, как угледобыча
Но выразил её положительность и важность для человека.
Обратите также внимание на необычный цвет неба на этой картине. Царевны золота и драгоценных камней стоят на фоне закатного неба. Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.
При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма
Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.
На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.
Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.
Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.
При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма. Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.
На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.
Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.
Варианты картины
В 1878 году «Витязь на распутье» уже появляется на передвижной выставке. Но, как истинный творец, Васнецов видел в своей работе не только особенности, но и немало недостатков. Он постоянно добавлял некоторые детали, совершенствуя полотно, а окончательный вариант «Витязя на распутье» появился в 1882 году.
Русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов дал высокую оценку творению Васнецова. Художник в письме к нему отмечал, что использовал классическую былинную надпись на камне.
Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье», 1882 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Правда, она видна не полностью, однако живописец в своём послании раскрывает всю её суть:
Меня заинтересовало преображение самой картины по мере создания новых её вариантов. В первоначальных версиях витязь повёрнут лицом к зрителю. Последующие варианты демонстрируют нам упрощение композиции. Сама фигура воина приобретает некую монументальность, становится более значимой. Элементом, который показался Васнецову лишним, стала дорога, что появляется лишь в первых версиях творения.
Изначальный вариант картины «Витязь на распутье»
Алеша Попович
Справа Васнецов расположил Алешу Поповича – самого младшего из нарисованных на картине витязей. Он контрастирует с остальными богатырями не только возрастом, но и телосложением. Алеша Попович – это сын священнослужителя, который прославился на Руси необыкновенным умом.
Алеша Попович худощавый и выглядит скромнее остальных богатырей. В руках молодой витязь удерживает лук со стрелами. Васнецов изобразил его на приземистом рыжем коне.
Алеша Попович
Алеша не производит впечатления силача, однако обладает необыкновенной смекалкой. Также он известен как песенник и гусляр. Чтобы победить врага, этот молодой витязь чаще всего прибегает к хитрости и обману. Мудрость и сильный характер можно прочесть во взгляде Алеши Поповича, которые талантливо изобразил художник. Благодаря своему недюжинному уму, этот богатырь сумел одержать верх над Тугарином Змеевичем.
Богатыри
Речь идёт о его знаменитых “Богатырях”. Правда, закончил он эту работу лишь много лет спустя. В 1898 году. Что же случилось?
Сначала Васнецов отвлёкся на… Снегурочку. Но не живописную, а театральную. Он создал эскизы всех костюмов для пьесы Александра Островского, которую ставили в частном оперном театре Саввы Мамонтова.
Виктор Васнецов. Эскизы костюмов Снегурочки и Леля для частного театра С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.
Эти эскизы были столь популярны, что впоследствии художник выпустил литографии с этими рисунками большими тиражами. В том числе в виде открыток.
Открытка 1902 года с рисунком В. Васнецова “Царь Берендей” 1885 года. Из личной коллекции автора.
Ещё Васнецов согласился на предложение археолога и историка искусства Адриана Прахова расписать Владимирский собор в Киеве. Что ж, художник хотел пробовать себя и в создании религиозных образов.
И вот в 1898 году “Богатыри” были готовы. Это, конечно, программная работа художника. В ней выразилось всё, что он хотел сказать о русском духе, о его силе и стойкости, через образ Добрыни Никитича.
Мудрость и опытность он выразил в чертах Ильи Муромца. А поэтичность русской души он показал в образе Алёши Поповича.
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Третьяковская галерея.
Спустя 16 лет образы богатырей станут как никогда актуальными. С их помощью Васнецов будет помогать реальным русским воинам. Вот как это было.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, была организована благотворительная ярмарка. Собранные средства шли на нужды русских солдат. Для этой ярмарки Васнецов создал открытку с образом витязя по мотивам своей картины “Один в поле воин”.
Открытка 1914 года с рисунком В.Васнецова “В поле один воин”
Из личной коллекции автора
Художник опровергает своим образом пословицу “Один в поле не воин”, подчёркивая важность каждого солдата на войне.
Итак, Васнецов сделал невероятное. Он убедил своих коллег в том, что русская национальная школа – это не только бытовой жанр с тяготами бедных людей, но и сказка
Да, с яркими цветами. Да, с очень простыми посылами о добре и зле. Но это тоже может быть частью национального искусства.
Надо отдать ему должное: он всех убедил, даже Владимира Стасова. А нас и вовсе не надо убеждать. Сейчас сложно представить себе рассказ о русской живописи без упоминания работ Васнецова. Конечно, подробно мы изучаем его творчество и на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.
Теперь пара слов ещё об одной ключевой работе в творчестве художника.
«Богатыри», Васнецов
Год написания: 1898Размер: 295 × 446 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
8 предложений/ 113 слов
На знаменитом полотне Виктора Васнецова «Богатыри» посреди зелёной равнины изображены три русских витязя, восседающие на своих верных конях: Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Вдалеке за спиной воинов виднеются тёмные холмы, над головой богатырей нависает хмурое, затянутое тучами небо.
В центре полотна на вороном скакуне восседает самый сильный богатырь Илья Муромец. Справа от него на белой лошади мы видим Добрыню Никитича, ну а слева — молодого весёлого Алёшу Поповича.
Воины находятся в дозоре, поэтому все они облачены в шлемы и доспехи, а в руках держат оружие. Илья и Добрыня напряжённо вглядываются в серую даль, желая первыми заметить неприятеля. Лишь Алёша кажется расслабленным и спокойным. Его каурая лошадь тоже беззаботно жуёт зелёную траву.
Вариант 2 — Подробно
22 предложения/ 260 слов
Картина «Богатыри» стала одной из самых известных работ Виктора Васнецова. На этом масштабном полотне художник изобразил трёх знаменитых былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
Богатыри запечатлены на фоне широкой зелёной равнины. Вдали за их спиной виднеются круглые чёрные холмы. Над головой витязей нависает серое, затянутое тучами небо. Все герои восседают на конях. В центре — могучий Илья Муромец. Его богатырская фигура кажется самой масштабной. Мужчина приподнял правую руку и, прислонив ладонь к высокому лбу, вглядывается в серую даль.
Илья, как и его боевые товарищи, облачён в доспехи и шлем. На одном плече у него подвешен тяжёлый щит, на другом — булава. В левой руке богатырь держит копьё, которое пока мирно покоится на спине его верного вороного коня.
Слева от Ильи Муромца на белом коне сидит Добрыня Никитич. Его дорогой боевой наряд отличается роскошью и изяществом, что выдаёт знатное происхождение богатыря. В правой руке мужчина держит меч, готовясь в любой момент вытащить его из ножен. В левой руке у него красный, декорированный позолоченными элементами щит.
Самый молодой из воинов — весельчак Алёша Попович изображён на низкорослой каурой лошади, которая мирно пощипывает луговую траву. В руках витязь держит лук и стрелу.
Богатыри находятся в дозоре и поэтому напряжённо осматривают охраняемую территорию, опасаясь появления неприятеля. Это в сочетании с грозными красками хмурого неба над их головой создаёт несколько тревожное настроение, но весёлое румяное лицо Алёши Поповича вносит в композицию расслабляющие нотки юмора.
Кажется, что эти смелые лихие воины способны одолеть любого врага, если не силой, то хитростью и смекалкой. С такими защитниками русский народ может чувствовать себя в полной безопасности.
см. также:Все сочинения-описания картин
Рассказ о попугае
«Три богатыря» — сказка, полная аллегорий и метафор. Такой аллегорический смысл имеет и история Кенджи о попугае.
Жил один шах, была у него любимая птица. Шах так любил попугая, что не мог ни дня без него. Но загрустил шахов любимец о своей семье и попросился на две недели оставить дворец и слетать к ним. Долго не хотел шах отпускать, но все же согласился.
Прилетел попугай к родным, а когда настало время возвращаться, загрустил по родному дому. Стали все его уговаривать остаться. Мать рассказала, что растут у них плоды жизни. Кто их отведает, вернет себе молодость. Может, если преподнести такой дар шаху, он отпустит попугая? Верная птица принесла шаху плоды и рассказала об их свойствах. Но был у царя злобный визирь. Он подговорил правителя сначала испытать плоды на павлинах, а сам подсыпал в них яд. Когда погибли павлины, разъяренный царь убил попугая. А потом настало время казнить старика. Приказал царь отравить его оставшимся плодом. Как только съел его старик, стал молодеть на глазах. Понял шах, что совершил страшную ошибку. Да время назад не вернуть…
О работе:
Эта картина Васнецова — по-настоящему народный шедевр. В ходе недавно проведенного в России статистического исследования на вопрос: «Какую картину вы назвали бы символом отечественного искусства?» — более трети опрошенных (37%) ответили: «Богатырей» Васнецова.
«Богатыри» занимают особое место в творчестве художника, это своеобразная константа его жизни. Он работал над полотном почти тридцать лет — первый набросок датируется 1871 годом. Знаменитый парижский эскиз, в котором уже найдено основное композиционное решение, — 1876 годом (его художник набросал в парижской мастерской Поленова). Закончена картина была весной 1898 года. Уже в апреле 1898 года её купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. Картина оказалась смысловым «ядром» первой персональной выставки Васнецова, устроенной в том же году. Художник признавался: «»Богатыри» были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…»
Преклонение перед народом, культивируемое в русской культуре XIX века, диктовало и выбор тем для изобразительного искусства. Поиск шёл по двум направлениям — с одной стороны, популярным становилось критическое искусство, «бичевавшее» тех, кто повинен в угнетении народа. На этом поприще прославились передвижники. С другой стороны, художники увлеклись истоками народной культуры, фольклором, перенося фольклорные сюжеты в современную живопись. И в этом тоже первыми были передвижники: назовём хотя бы И. Репина, В. Максимова, В. Перова. Для одних это увлечение оказалось кратковременным, у других (и туг самым последовательным и глубоким стал Васнецов) — легло в основу всего творчества. Позднее, на рубеже веков, фольклорное эхо зазвучало иной музыкой — сюжеты былин и народных преданий, в соответствии с требованиями эпохи, получили символистское истолкование (как это случилось в живописи М. Врубеля).
В центр композиции этого шедевра помещён Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце — о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах — сопровождают каждого русского человека с детства. Менее известно то, что Илья Муромец — вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране родины, он «роздал нажитые богатства на украшение храмов», постригся в монахи в Киево-Печёрском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVII века.
Сюжет полотна
В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Виктор Васнецов хотел на пороге 20-го века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.
Первый эскиз картины, начало 1870-х. (wikimedia.org)
Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алёша Попович — мальчиком.
Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине
За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.
Природа на картине Васнецова богатыри. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»
Наталия Валериевна Лобко Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»
Цель: формирование словарного запаса детей дошкольного возраста
Задачи:
— расширить знания детей о богатырях ;
— учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать , анализировать;
— обогащать речь детей выражениями и словами обобщающими личные качества человека;
— активизировать в речи слова, обобщающие названия одежды и оружия богатырей ;
— развивать умения подбирать к словам синонимы, антонимы, слова-сравнения;
— воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших защитников.
Ход занятия:
1. Организация детей. Формулирование темы занятия
— Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
А начну я нашу беседу с поговорки «Славна богатырями земля русская «.
— Попробуйте определить в ней главное слово ( богатыри (
— Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
2. Основная часть. Беседа. Актуализация знаний.
Что хотел сказать васнецов своей картиной Три богатыря. Сочинение по картине Васнецова Три богатыря; описание, кто изображен, характеристика трех богатырей
Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».
На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси , имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году.
Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.
Описание этапов работы
Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки , легенды, предания.
При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.
Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.
Обратите внимание
Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.
Как пишется сочинение по картине Васнецова «Богатыри».
Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:
- общее описание художественного полотна;
- отдельные характеристики каждого из трех богатырей;
- описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.
Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.
В первой части сочинения н еобходимо дать подробный ответ : кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:
Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества.
Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток.
Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской.
Рассказ о попугае
«Три богатыря» — сказка, полная аллегорий и метафор. Такой аллегорический смысл имеет и история Кенджи о попугае.
Жил один шах, была у него любимая птица. Шах так любил попугая, что не мог ни дня без него. Но загрустил шахов любимец о своей семье и попросился на две недели оставить дворец и слетать к ним. Долго не хотел шах отпускать, но все же согласился.
Прилетел попугай к родным, а когда настало время возвращаться, загрустил по родному дому. Стали все его уговаривать остаться. Мать рассказала, что растут у них плоды жизни. Кто их отведает, вернет себе молодость. Может, если преподнести такой дар шаху, он отпустит попугая? Верная птица принесла шаху плоды и рассказала об их свойствах. Но был у царя злобный визирь. Он подговорил правителя сначала испытать плоды на павлинах, а сам подсыпал в них яд. Когда погибли павлины, разъяренный царь убил попугая. А потом настало время казнить старика. Приказал царь отравить его оставшимся плодом. Как только съел его старик, стал молодеть на глазах. Понял шах, что совершил страшную ошибку. Да время назад не вернуть…
История создания картины
Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.
Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.
Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.
Просьба шаха
Шах был восхищен делами и знаниями богатырей. Попросил он стать ему сыновьями и взять в жены его дочерей. Стали братья говорить, что как же станут они зятьями шаха, когда сами простой крови. Но шах уговорил их принять его просьбу и стать мужьями прекрасным шахским дочерям.
Шах любил братьев, но ближе всех был ему самый младший. Как-то отдыхал он в саду, а его собралась укусить ядовитая змея. Случайно увидел это Кенджа и спас тестя. Но не успел он убрать меч в ножны, как проснулся шах и засомневался в зяте. Стал он думать, что тот хочет его убить. Мысль эту подогревал визирь, что давно таил злобу на богатырей.
Так попали в немилость три богатыря. Сказка дальше рассказывает, что заточил в тюрьму правитель младшего богатыря. Очень загрустила его жена и стала просить отца вернуть мужа. Приказал он привести Кенджу и стал его попрекать, как же так вышло. В ответ стал мудрый богатырь рассказывать ему историю о попугае.
Величие картины
Увидев впервые картину, размер которой 295,3 х 446 см, Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Не раздумывая, он купил впечатляющий шедевр и торопливо перевёз к себе.
Васнецов считал, что кое-что ещё надо подправить и несколько раз приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, делал на полотне мазки, необходимые по его мнению. Это он дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.
Сжившись с картиной за годы труда, он любил её и с уверенностью мог сказать, что ему действительно удалось выразить свою мечту и веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.
Воссоздав грандиозные по духовной мощи образы защитников Древней Руси, Васнецов выразил своё возвышенное и одновременно гражданское понимание идеала русского народа.
Богатыри
Сочинение картина 3 Богатыря в 3 классе, пример
Художник писал картину, когда перечитал множество былин русских. На картине трое мощных мужчин сидят на конях и смотрят вдаль. Они защищают свой народ, следят, чтоб вокруг не было преступлений. Как только они видели опасность – сразу же бросались защищать землю от врагов. Слева мы видим Добрыню Никитича. Он происходил из семьи княжеской, поэтому богато одет на картине. На шее золотой крест и цепь. На картине Добрыня зрелый, хотя в жизни он был немного старше Алеши. Конь богатыря смотрит в ту же сторону, что и Никитич, чтоб быть готовым ускакать с богатырем, если потребуется. В центре сидит на коне Муромец Илья. Он самый взрослый из богатырей, выходец из крестьян, поэтому одет не слишком богато. У коня красивая сбруя. Илья не стремится быстро броситься в бой, поскольку его ноги не в стременах. Алеша Попович справа, он также восседает на коне. Взгляд у него хитрый ведь по былинам богатырь известен не силой своей, а смекалкой. Сбоку у Алеши гусли, возможно он душа компании и веселит богатырей во время привала. Глядя на картину, становится не страшно за страну, когда ее охраняют такие богатыри.
Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»
Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.
В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:
В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия
Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.
Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:
Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей
Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек. Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком
На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.
Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»
Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.
Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:
Виктор Васнецов на фоне картины «Богатыри», 1898 год
Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.
Сочинение 3 Богатыря Васнецов 7 класс, пример
Виктор Васнецов известен своими картинами в стиле фольклорной живописи. Самой узнаваемой картиной у него является «Богатыри», на которую художник потратил практически двадцать лет. На картине видны герои былин и сказок: богатыри Муромец Илья, Попович Алеша и Никитич Добрыня. Они восседают верхом на конях и осматривают землю на предмет вражеской атаки. Пейзаж вокруг мужчин хмур: темное небо, пожелтевшая трава, ветер. Этим художник хотел показать уставшую страну, которой нужны герои. Муромец посередине, он старше остальных и оглядывает поле. Из оружия – щит и копье. Справа Алеша Попович вооружен луком, стрелами и возит с собой гусли для развлечения. Справа Добрыня с благородными чертами лица и тяжелым мечом. Васнецов через богатырей показал величие народа: опору и мудрость видим в Илье, храбрость и боевой дух в Никитиче, внимательность и светлый образ в Поповиче. Каждый богатырь индивидуален, но все вместе они являют единое целое, мощь, которая одолеет любого врага.
Благодаря таким фольклорным картинам можно умиляться народом, у которого мудрость и смелость в крови еще с давних времен.
После побоища Игоря Святославовича с половцами
Возможно, что мы бы сейчас знали Васнецова только по работам, похожим на произведения Василия Перова.
Но художника в какой-то момент перестало это устраивать. Он решил дальше искать свой путь.
В то время началась мода на всё русское. В 1871 году Александр Островский написал свою пьесу “Снегурочка” о волшебной красавице из старинных сказок и языческих легенд древней Руси.
Васнецов вспоминал, насколько сильное впечатление произвела на него пьеса. В ней он видел особенности русской души, которые ярко выражены в образах жителей Берендеева царства.
Интуитивно художник стал погружаться в тему русского фольклора и истории. Большую роль сыграло его происхождение. Он был сыном священника из села Вятской губернии. Фольклор был частью его жизни с детства, так как он много времени проводил с сельскими ребятами.
Итак, передвижник Васнецов к концу 1870-х годов решил написать необычную для себя работу. На тему древней повести “Слово о полку Игореве”.
В 1864 году была найдена копия этой древней рукописи. Оригинал погиб при пожаре в 1812 году, но копия текста сохранилась!
Эта находка подогрела интерес к истории Древней Руси у русской интеллигенции. А Васнецову пришла в голову идея написать историческую картину на сюжет из повести.
В 1880 году, спустя несколько месяцев кропотливой работы, картина была готова.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Вот так Васнецов переключился с бытового жанра на исторический сюжет!
С одной стороны, в этом не было ничего необычного в контексте развития русской живописи. Васнецов был не первым передвижником, кто написал картину на сюжет из русской истории. До него это сделал тот же Николай Ге, изобразив Петра I и его сына.
Николай Ге. Петр I допрашивает Царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
С другой стороны, было в картине “После побоища” нечто необычное. Несмотря на то что на полотне убитые воины, изображение напоминает сюжет из сказки.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Видите, какие яркие костюмы и доспехи у этих воинов! Едва ли в 1185 году люди обладали столь красочными вещами. Цвет буквально входит в противоречие с мраком смерти. И делает трагедию не такой пугающей.
Согласитесь, работы того же Верещагина на подобные темы вызывают куда более тяжёлые переживания. В том числе в этом играет роль более приглушённый, реалистичный колорит.
Василий Верещагин. Побеждённые. Панихида. 1879. Третьяковская галерея.
Мы можем увидеть у Васнецова и идеализацию героев. По центру лежит миловидный воин, похожий скорее на сказочного Ивана-царевича, нежели на реального человека.
Ещё мы сразу замечаем, как над павшими воинами кружатся в схватке два стервятника. Это эффектно, но крайне нереалистично, согласитесь. Ведь при таком обилии доступной пищи птицы не стали бы тратить силы на драку. Но ради драматичного эффекта Васнецов всё же изображает их на полотне.
Также мы видим розовое заходящее солнце – довольно прямолинейный символ уходящей жизни.
Ничего Вам это не напоминает?
Конечно, эта картина Васнецова гораздо ближе к романтизму Брюллова, нежели к реализму Верещагина.
Помните, какое эффектное зрелище с идеализированными персонажами создал Карл Брюллов? В стиле романтизма художник изобразил катастрофу поистине красивой и завораживающей. Об этом я подробнее рассказываю в статье “Последний день Помпеи”.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Но Брюллов работал в первой половине XIX века. Передвижники же почти все работали в стиле реализма. И давно уже забыли о романтизме. А тут Васнецов со своим “Побоищем”!
Конечно, многие пришли от этого в недоумение.
Стасов был серьёзным авторитетом, поэтому это недоумение подхватили многие критики. Выходила одна разгромная статья за другой.
Но были и те, кто поддержал художника. И, возможно, благодаря им мы имеем того Васнецова, который сформировался впоследствии. Их поддержка была ему тогда очень важна.
Так, картина очень понравилась Илье Репину. Он не считал романтизм в данном случае недостатком. Наоборот, подчеркнул, что русской художественной школе такая поэтичность очень даже к лицу. Тем более за несколько лет до этого он создал собственную сказочную картину “Садко”.
Илья Репин. Садко. 1876. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Васнецова также очень вдохновили слова его учителя Павла Чистякова. Тот считал, что художнику удалось выразить истинный русский дух.
Какие черты характера воспитывает сказка
Всем известна присказка «сказка — быль…». Не исключение — и «Три богатыря». Эта сказка несет в себе огромнейший воспитательный потенциал. «Три богатыря» — сказка о честных братьях, которые, благодаря хорошему воспитанию и честности, смогли достойно пройти испытания судьбы. В образах братьев воспеваются следующие черты:
- Трудолюбие. Братья воспитаны в труде, они уважают его и верят, что только трудом смогут добиться счастливой жизни.
- Уважение родителей. Вспомните, как выслушали богатыри отца, не сказав ему ни слова в укор.
- Беспокойство друг о друге. Ребята стойко охраняют сон друг друга, даже в экстренных ситуациях они думают не о себе, а об отдыхе братьев.
- Неравнодушие. Кенджа не оставляет разбойников, видя, что они замышляют злое дело, и не убегает в ужасе от них, а думает, как перехитрить злодеев и предотвратить преступление.
- Честность. На обеде у шаха богатыри открыто рассказывают все как друг другу, так и самому шаху, чем заслуживают его уважение и симпатию.
- Верность. Братья верны друг другу, верны они заветам отца. Верность любимым хранят и принцессы – дочери шаха, которые идут за своими мужьями, оставив пышный дворец и роскошную жизнь.
Ну и конечно, храбрость.