Образ озера в живописи Левитана
Давайте попробуем поразмышлять, как же в художественных образах Левитана отразилось его душевное состояние и особенности мировоззрения. Здесь нам поможет описание картины Левитана «Лесное озеро» и трактовка символов природы, нашедших свое место в полотне мастера.
Издревле озеро имело свой символический смысл. Оно являлось местом обитания богов, символом надежды на возрождение и восстановление, очищение и исцеления, а также считалось источником жизни и жизненных сил. Потому в период тяжкой болезни этот образ становится отражением душевного настроя Левитана — его надежды на исцеление, восстановление утраченных сил, возрождение ускользающей жизни.
Гладкая как зеркало поверхность воды символизирует покой, созерцание, размышление над мироустройством, о своем месте в жизни и мироздании.
Вода всегда являлась связующей нитью между внешним и внутренним, тайной и реальностью, «внутренним глазом», видящим то, что скрыто глубоко и невидно для окружающих. Стремление постичь тайну русской природы, глубину чувств и переживаний человека как венца природы, самого себя, фальшь души и чистоту помыслов… Все это занимало мысли Левитана. Особенно в последние годы перед смертью.
Некое предвидение смертельного исхода для себя, возможно, тревожило художника. Потому озеро является как нельзя более точным образом в произведениях позднего Левитана, ведь оно — и символ смерти, и разрушения тоже.
краткая характеристика картины И. Левитана
Картина Левитана «Озеро. Русь» является поздним произведением художника. Он написал ее в последний год своей жизни. Полотно считается незаконченным, но тем не менее оно признано одной из лучших работ автора. Она была представлена на посмертной выставке, организованной в Москве, и по праву заслужила положительные отзывы критиков.
Создание и описание
«Озеро. Русь» считается одной из самых крупных картин художника. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». В обоих случаях автор основную часть композиции посвятил изображению большого озера с красивой церковью на берегу. Левитан использовал несколько эскизов для своей последней работы: большой тщательно проработанный черновик, который хранится в Нижнем Новгороде, и малый образец, сохранившийся в частном московском собрании.
Полотно «Озеро. Русь», как и большинство работ художника, посвящено изображению русской природы. На дальнем берегу находится осенний лес, широкие поля и белая церковь. На небе Левитан выписал причудливые облака на светло-голубом небе. Этот красивый пейзаж отражается в воде, что подчеркивает красоту и величие сельского края.
Особенности и значение
Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. «Озеро. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Именно поэтому на полотне заметны следы переделок и переработок. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. При этом показателен тот факт, что сюжет почти полностью срисован с натуры, в отличие от предыдущих работ автора. Художник внес лишь небольшие изменения, стремясь наиболее полно и достоверно воспроизвести все особенности натуры. Картина «Озеро. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Она состоит из этюдов, взятых из других работ, которые соединены в одно целое общим ощущением автора. В этом полотне столь свойственное автору настроение тишины, умиротворенности выражено пейзажными средствами: поверхностью воды, солнечным светом, прозрачным воздухом.
Картина, подводя итоги творчества Левитана, вместе с тем открывает новый этап в отечественной живописи. Манера, в которой выполнена данная композиция, напоминает французскую школу импрессионистов, которая задавала тон в европейском искусстве рубежа веков. Последняя работа мастера доказывает, что российские художники, следуя этой новой тенденции, наполнили стиль особым философским смыслом.
Исаак Левитан. Озеро. Русь. Описание картины. Шедевры русской живописи
Исаак Левитан. Озеро. Русь.
1899-1900. Холст, масло. 149 x 208. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. 22 июля 1900 Исаак Ильич Левитан, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней, умер от ревматического миокардита (по неподтвержденному диагнозу). А в это время на Всемирной выставке в Париже с успехом экспонировались его картины. После смерти художника родственники в его мастерской нашли около сорока незаконченных пейзажей. Среди работ, которые мастером считались незаконченными и не демонстрировались публике, была обнаружена большая картина «Озеро» (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, — «Озеро. Русь». Она, по некоторым сведениям, была начата под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения «Последняя туча рассеянной бури»,
Александр Пушкин Туча 1835. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. |
Это полотно стало лебединой песнью Левитана. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.
Золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья — все наполнено одухотворенным приподнятым звучанием. И лишь небольшие тени от облаков, падающие на холмистый берег и прозрачную воду, вносят в радостное состояние гордости за свою землю частичку грустных раздумий.
Исаак Левитан не успел завершить это полотно, но даже в своем незаконченном виде оно принадлежит к самым значительным его произведениям.
Иван Никитин Русь 1851. Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лед Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла Воля смелая? У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола, Меча — недругу? У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов? Перед кем себя Ты унизила? Кому в черный день Низко кланялась? | На полях своих, Под курганами, Положила ты Татар полчища. Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому. И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя Туча темная? Под грозой ее Леса падали, Мать сыра-земля Колебалася, И зловещий дым От горевших сел Высоко вставал Черным облаком! Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов Поднялася Русь. Собрала детей, Стариков и жен, Приняла гостей На кровавый пир. И в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать Гости навеки. Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера О них плакали!.. И теперь среди Городов твоих Муравьем кишит Православный люд. По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе Корабли идут. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле Груды золота. И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову! |
Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». 1878
Поэтический дух народных преданий мастерски передан в работе Виктора Васнецова. Впервые полотно было представлено на суд зрителей в 1878 в рамках передвижной выставки.
Над картиной художник работал несколько лет. В первых вариантах богатырь был обращен лицом к зрителю, но позже композиция была изменена. В Русском музее хранится более поздняя версия картины — 1882 года. Первая версия 1878 года находится в Серпуховском историко-художественном музее.
Стоит отметить, что сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника, который похоронен на Введенском кладбище.
Над картиной художник работал несколько лет. Фото: Commons.wikimedia.org
Ге. Тайная вечеря. 1863 г.
Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.
Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!
Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?
Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.
У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.
Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.
И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.
В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.
Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.
А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830—1833
«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!» — так написал об этой картине поэт Евгений Баратынский. А британский писатель Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».
Полотно размером 465,5×651 см выставлялось в Риме и в Париже. В распоряжении Академии художеств она оказалась благодаря Николаю I. Картину в дар ему преподнес известный меценат Анатолий Демидов, и император решил выставить ее в Академии, где она могла бы служить руководством для начинающих живописцев.
Стоит отметить, что Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины.
Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины. Фото: Commons.wikimedia.org
Описание
Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. Композиция построена по трём планам. На первом, затенённом плане находятся камыши и водная рябь, на которую нашла тень от облака. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Наконец, на третьем, самом дальнем плане находятся возвышенные берега с полями, пашнями, рощами, а также селениями с их домами и церквами. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. У верхнего края полотна изображено большое тёмное облако, которое соединяется с крупным белым облаком, находящимся справа от него.
По сравнению с первоначальным эскизом, где небо воспринималось в качестве фона, в окончательном варианте оно играет более заметную роль — многочисленные облака словно выплывают из-за горизонта, как будто бы догоняя друг друга; тем самым, создаётся впечатление, что они движутся на зрителя и даже выходят за пределы полотна
По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место»; эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»
Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно поэтому Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Более того, в какой-то мере синтезированным оказалось и состояние природы: с одной стороны, жёлтый цвет листвы деревьев и сжатых полей указывает на то, что дело происходит осенью, а с другой — освещение и облака выглядят совсем по-летнему. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета».
Основу цветовой гаммы картины составляют сине-голубые, коричнево-зелёные, жёлтые и фиолетовые тона. В целом художник старался использовать яркие и чистые цвета, при этом даже белые облака были написаны им в разных тонах — желтоватых в освещённых местах и фиолетовых в затенённых. Для изображения полей и лугов используются жёлто-коричневые и зелёные цвета, листва деревьев написана в оранжево-коричневых тонах, в селениях на противоположном берегу озера видны красно-коричневые дома, выделяются белые пятна церквей. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Левитан много раз переписывал воду с рябью на переднем плане, то добавляя, то убирая кувшинки.
Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.
“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.
Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.
Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.
Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?
Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.
Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.
Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.
Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880
Берег реки. Линия горизонта бежит вниз. Серебристо-зеленоватый свет луны отражается в воде. «Лунная ночь на Днепре» — одна из самых известных картин Архипа Куинджи.
Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича, который приобрел ее за большие деньги прямо из мастерской художника. С любимой картиной князь не захотел расстаться даже во время кругосветного путешествия. В итоге его прихоть чуть не погубила шедевр Куинджи — из-за морского воздуха изменился состав краски, пейзаж стал темнеть. Но, несмотря на это, картина и по сей день обладает магической притягательностью, заставляя зрителей долго вглядываться в нее.
Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича. Фото: www.russianlook.com
Этюды, эскизы и варианты
В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 × 18 см, инв. 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17,6 × 26,2 см, инв. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства; до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12,5 × 27,3 см, инв. Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова). Ещё один этюд, «Озеро. Ветреный день», находится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Этюды для картины «Озеро»
В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 1898 или 1898—1899, 48,6 × 69,7 см). В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 × 36,5 см, инв. Ж-552). Как и сама картина, он экспонировался на посмертной выставке художника, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году. После этого он побывал в коллекциях И. И. Трояновского, К. И. Трояновской, В. Н. Виноградова и О. Ф. Виноградовой, а в 1968 году был приобретён Третьяковской галереей.
Примечания
- , с. 179.
- ↑ , с. 106.
- , с. 228.
- ↑ , с. 13.
- , с. 11.
- , с. 313.
- , с. 574.
- , с. 293.
- ↑ , с. 40.
- , с. 296.
- , с. 575—576.
- , с. 294.
- , с. 575.
- ↑ , с. 369.
- ↑ , с. 314.
- ↑ , с. 28—29.
- ↑ , с. 576.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 15 апреля 2018.
- ↑ , с. 360—361.
- , с. 178.
- , с. 104.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 15 апреля 2018.
- ↑ , с. 313.
- , с. 69.
- , с. 52.
- , с. 87.
- , с. 88.
- , с. 70.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 12 апреля 2018.
- , с. 297.
- , с. 235.
- ↑ , с. 218—219.
- , с. 148—149.
- , с. 149.
- , с. 391.
- , с. 63—64.
- , с. 69—70.
- , с. 41.
- , с. 218.
- , с. 153.
- ↑ , с. 67.
- , с. 71.
- , с. 222.
- ↑ , с. 129.
- ↑ , с. 262.
- О. Лузина. (HTML). Фонтанка.ру — www.fontanka.ru (30 апреля 2010). Дата обращения: 18 августа 2021.
- (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 6 августа 2021.
- , с. 616.
- ↑ , с. 107.
- , с. 62.
- , с. 272.
- , с. 68.
- (HTML). Отдел реставрации музейных ценностей ГРМ — restoration.rusmuseum.ru. Дата обращения: 3 апреля 2018.
- (HTML). Виртуальный тур по Русскому музею — virtual.rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 1 апреля 2018.
- , с. 580.
- ↑ , с. 308.
- , с. 138.
- ↑ , с. 308—309.
- , с. 42—43.
- , с. 311.
- , с. 139.
- , с. 312.
- , с. 261.
- , с. 368.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021.
- (HTML). Государственный художественный музей Алтайского края — ghmak.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021.
- , с. 37.
- , с. 66.
- , с. 105—106.
- ↑ , с. 8.
- ↑ .
- ↑ (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021.
- , с. 13.
- , с. 82.
- , с. 313.
- , с. 27—28.
- , с. 46.
- Каталог почтовых марок СССР / М. И. Спивак. — М.: Министерства связи СССР, 1983. — Т. 1 (1918—1969). — С. 457. — 512 с.
- , с. 41.
- , с. 303.
- , с. 17.
- , с. 196.
Литература
- Алпатов М. В. Левитан. — М.: Искусство, 1945. — 32 с. — (Массовая библиотека).
- Исаак Левитан. — М.: Арт-Родник, 2001. — 50 с. — (Золотая галерея русской живописи). — ISBN 5-88896-051-9.
- Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. — М.: Искусство, 1965. — 290 с.
- Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
- Манин В. С. Русская пейзажная живопись. Конец XVIII — XIX век. — СПб.: Аврора, 2012. — 344 с. — ISBN 978-5-7300-0847-2.
- Картинная галерея им. К. А. Савицкого. Путеводитель. — Пенза: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1979. — 110 с.
- Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8.
- Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
- Пейзажная живопись. — СПб.: Художник России, 1994. — 208 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0315-9.
- Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Исаак Ильич Левитан. К 100-летию со дня рождения. — М.: Советский художник, 1960. — 70 с.
- Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с.
- Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М.: Искусство, 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Картина И. Левитана «Озеро» // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — С. 574—588. — 739 с.
- Импрессионизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3.
- Горьковский государственный художественный музей / . — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 192 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2016. — Т. 6: Живопись второй половины XIX века (К—М). — 176 с. — ISBN 978-5-93332-565-9.
- Государственный Русский музей — Из истории музея / И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова. — СПб.: ГРМ, 1995. — 312 с. — ISBN 5-900872-04-1.
- Исаак Ильич Левитан. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
- Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки к столетию со дня рождения (1860—1960) / С. Н. Гольдштейн, , Л. И. Иовлева. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 114 с.
- Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
- Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник — 2003 / , В. И. Васильев. — М.: Наука, 2004. — 648 с. — ISBN 5-02-032662-3.
- Художники народов СССР. Библиографический словарь / . — М.: Искусство, 1972. — Т. 2 (Бойченко — Геонджиан).
Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве», — так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.
Работа над картиной велась в квартире живописца. Комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.
Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».
Мастерская, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Фото: Commons.wikimedia.org
Этюды, эскизы и варианты
В Государственной Третьяковской галерее хранятся три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 × 18 см, 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17,6 × 26,2 см, 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства; до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12,5 × 27,3 см, Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова).
Этюды для картины «Озеро»
Ветреный день (ГТГ)
Последние лучи. Озеро (ГТГ)
Ясный осенний день (ГТГ)
В Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых хранится этюд «Озеро. Ветреный день» (картон, масло, 1898—1899, 11,3 × 17 см, Ж-167), а в Государственном художественном музее Алтайского края — этюд «Облака» (холст на картоне, масло, 1890-е, 21,5 × 31,2 см, Ж-1324; по другим данным — 1899, 21 × 31,5 см).
Кроме этого, в каталоге юбилейной левитановской выставки 1960 года среди подготовительных работ для картины «Озеро», датированных 1898—1899 годами, были указаны ещё два этюда: «Осень. Река» (холст, масло, 32 × 46,5 см, собрание Т. В. Гельцер, ранее был в собраниях Е. В. Гельцер и А. Н. Ляпунова) и «Озеро» (бумага на картоне, масло, 15 × 22,5 см, ГРМ, ранее был в собрании Н. Балашова). Составители более позднего каталога Русского музея полагают, что этюд «Озеро» был исполнен не для одноимённого полотна, а для картины «Серый день» (1890-е, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург).
В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эскиз картины «Озеро» (холст, масло, 48,6 × 69,7 см или 48,8 × 69,7 см, Ж-1157). Эскиз поступил в музей в 1954 году из Министерства культуры РСФСР. В разных источниках он датируется 1898-м, 1899-м или 1898—1899 годами.
Эскиз и этюды для картины «Озеро»
Озеро. Ветреный день (этюд, ВХМ)
Облака (этюд, ГХМАК)
Озеро (эскиз, НГХМ)
В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 × 36,5 см, Ж-552). Как и сама картина, он экспонировался на посмертной выставке художника, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году. После этого он побывал в коллекциях И. И. Трояновского, К. И. Трояновской, В. Н. Виноградова и О. Ф. Виноградовой, а в 1968 году был приобретён Третьяковской галереей.
И.И. Левитан. НА ОЗЕРЕ
Левитан Исаак Ильич. 1860–1900 НА ОЗЕРЕ. 1893 Холст, масло. 109х163
Исаак Ильич Левитан – один из самых тонких и глубоких пейзажистов в русском искусстве. Картины природы у него всегда поэтически одушевлены. В них раскрывается не только красота мотива, но и мир переживаний художника. Стремление отыскать поэзию «в самом простом и обыкновенном», унаследованное им от А.К. Саврасова, он соединил с высокой колористической культурой, воспринятой от В.Д. Поленова. Ясным радостным лиризмом веет и от его картины «На озере». Очень точно уловлено предвечернее состояние природы: она словно медленно затихает, приглушая краски. Художник в подробностях рассказывает об этом: сгустившаяся зелень затенённого переднего плана, отражения изб, деревьев, рыбацких сетей в подернутой легкой рябью воде, игра заходящего солнца на полянке у леса. Ненавязчиво акцентируя детали, Левитан передал светлую умиротворенность догорающего летнего дня. Левитан воспитал глаз, утончил и развил художественное видение последующих поколений живописцев и зрителей. Убедительность его полотен помогла выработать новое понимание неброской красоты среднерусской природы. И не случайно «левитановский пейзаж» воспринимается как синоним всего русского пейзажа.
Поступление. В 1927 из Государственного музейного фонда; ранее – собрание М.Р. Гоц, И.К. Крайтора, А.Н. Ляпунова (Москва)
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского Иван Константинович Айвазовский — живописец, который снискал мировую известность. Будучи художником военно-морского флота, он сотворил много изумительных шедевров, на которых были отображены знаменитые сражения
- Какой поступок можно назвать благородным? — сочинение 6 класс Ежедневно мы совершаем множество разных поступков, не задумываясь о их благородности. Не каждый анализирует все величие или позор совершенного. Зачастую, люди
- Сочинение Сравнительная характеристика Остапа и Андрия 6, 7, 8 класс В своем произведении «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь сумел передать яркие и колоритные образы запорожских казаков. Все герои повести имеют судьбы, уготованные им свыше и отличные друг от друга.
Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.
Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?
Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.
Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.
Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.
Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.
Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.