«христос и самаритянка», семирадский

Традиция Восточной церкви[ | ]

В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Одним из эпизодов её мучений было, что с неё содрали кожу и бросили в колодец.

Её память совершается в греческой Православной церкви в 5-ю Неделю по Пасхе (Неделя о самаряныне) и 26 февраля (григорианский календарь); в Русской — 20 марта (2 апреля).

В византийском обряде воспоминанию истории встречи Христа и самарянки посвящена пятая пасхальная неделя (воскресенье), в амвросианском — первое воскресенье Великого поста.

Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

Беседа Христа и самарянки. Иконы

Сюжет беседы Исуса Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений в раннехристианском искусстве. У колодца изображена фигура женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца — Спасителя, беседующего с женщиной. К наиболее ранним изображениям этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).


Исус и самарянка. Рим, фреска катакомб Via Latina. III-IV века

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Исуса Христа изображают сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII-XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на ее учительном значении (например, роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

Беседа Христа с самарянкой. Италия, Ravenna, VI век

Мученица Фотиния Самаряныня. Современная икона

Христос и самарянка. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Исцеление расслабленного». Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Христос и самарянка. Первая половина XVII в. Санкт-Петербург, ГРМ

Христос и Самарянка. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Конец ХVII в.

Беседа Господа с самарянкой. Современная фреска

Ге. Тайная вечеря. 1863.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Молитва

Молитва святой мученице Фотине О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Айвазовский. Девятый вал. 1850.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: