Введение
Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma[прояснить] — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о космосе и о человеке как «гражданине мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу. В философии понятие космизма связано с учением древних греков[каким?] о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (XX век), теории относительности А. Эйнштейна и другие.
Космос Николая Федорова
Русский космизм — это решительная попытка реформировать космизм греков с тем, чтобы присоединить к четырем стихиям природы недостающую пятую стихию: разумную. Русский космизм уже не устраивает естествознание. Русскому космизму нужна единая наука и управляемый человеком космос.
Вот как об этом говорит сам Федоров:
Слепой «фюзис» нужно сделать зрячим. Сама природа не прозреет. «Природа, — говорит Федоров, — нам не мать, а мачеха». Кто ее сделает управляемой разумом? Человек. Каким образом? Об этом Федоров рассказывает в работе «Конец сиротства: безграничное родство». Земля, говорит родоначальник русского космизма, поглотила много поколений людей. Они никуда не делись, они здесь, на земле. Рядом с нами. Только в «разобранном» виде. Нужно научиться их собирать.
В результате наука, полагал Федоров, научится из праха собирать умерших. Людей воссозданных будет так много, что их придется расселять по всему звездному миру.
Космос
Космос — это порядок. Греки космисты. Они приспосабливали себя к жизни в космосе. Как греки отвечали на вопрос о том, кто устанавливает порядок? Их ответ на этот вопрос является решающим. Если сказать, что порядок устанавливается богами, то тогда никакое прилагательное к слову «космос» не прикладывается, кроме, конечно, слова «божественный». Но греки отвечали на поставленный вопрос иначе. Они придумали субстанцию, которую назвали «фюзис». В чем особенность этой субстанции? В том, что она отсылает только к тому, что находится в ней, и не отсылает к тому, что вне ее. А если она содержит в себе причину всего сущего, то тогда она является не только субстанцией, но и субъектом.
Бесконечность Вселенной и эволюция
Циолковский распространял принцип бесконечности на мир как целое, а также на свойства времени и пространства, строение элементарных частиц, ритмы космической эволюции, иерархию уровней систем космоса, отсутствие пределов экспансии во Вселенной. По Циолковскому, Вселенная бесконечна во времени и в пространстве. Она включает в себя иерархию космических структур, также являющуюся бесконечной: от атомов до различного уровня сложности «эфирных островов». Мысль его о том, что во Вселенной возможно существование множества космосов, была намного опережающей свое время. Сегодня она развивается в квантовой космологии.
Ключевыми для космической философии и научной картины мира, вытекающей из нее, являются также принципы эволюции и самоорганизации. «Все живо», то есть все способно к бесконечной эволюции и самоорганизации. Константин Эдуардович не соглашался с рассмотрением космической эволюции как деградации.
Русский космизм и современная цивилизация
Вышеперечисленные мыслители — это, конечно, не все представители философии русского космизма. Однако мы постарались отобрать самые значимые имена. В наши дни технологии бурно развиваются, что приводит к кризисным явлениям, трансформировавшимся в глобальные проблемы еще в конце 20 века. Они связаны, в частности, с экологией. Философия 20 века уделяет все больше внимания этому вопросу. Научную рациональность всегда включала в себя культура техногенной цивилизации. Она была направлена на то, чтобы преобразовывать внешний мир согласно потребностям человечества. Русский космизм — философия, в которой была предпринята попытка возродить идею о том, что между космосом и человеком существует органичная связь.
ссылки
- Византийское искусство, Британская энциклопедия, 2018. Взято с britannica.com
- Диптих, Британская энциклопедия, 2016. Взято с сайта britannica.com
- Византийская архитектура, Британская энциклопедия, 2009. Взято с сайта britannica.com
- Византийское искусство, история искусств онлайн, (н.д.). Взято с arthistory.net
- Крах Рима и восстание византийского искусства (ок. 500-1450), Энциклопедия визуальных искусств (н.д.). Взято с visual-arts-cork.com
- Византийское искусство, Средневековые хроники, (н.д.). Взято с средневековья.com
- Византийская живопись, История художников, (н.д.). Взято с historyofpainters.com
- Иконоборчество, Википедия на английском языке, 2018. Взято с wikipedia.org
мозаика
Мозаики являются наиболее выдающимися художественными произведениями византийского периода. Этот художественный стиль был развит из христианских верований позднеримского искусства; Это считалось визуальным языком, который значительно выражал союз между Христом и Его Церковью.
Великие церковные конгломераты нанимали художников византийской сцены для посещения районов, удаленных от их мегаполиса, и создания мозаик, связанных с религией..
Как и в живописи, стиль мозаики был установлен в Константинополе, но он распространился по всему византийскому и другим европейским регионам..
Было два религиозных центра, где византийское мозаичное искусство выделялось больше всего. Первым и, по-видимому, самым внушительным, был Софийский собор. Несмотря на то, что этот собор сохранился до наших дней, многие из его оригинальных мозаичных работ со временем утрачены..
Вторым местом, где мозаики выделялись больше всего, был Кафедральный собор Равенны. Этот собор, расположенный в Италии, сохранил до наших дней самые важные мозаики, созданные в византийский период..
Византийские мозаики вошли в историю как одно из самых красивых художественных произведений, созданных человечеством.
Иконоборчество и эволюция
Одним из периодов, которые больше всего повлияли на сохранение мозаики, был иконоборчество, которое распространилось по всей Европе. Это было общественное убеждение, которое придавало значение уничтожению символов и других знаковых элементов в религиозных или политических целях..
Иконоборческий период повлиял на византийское искусство и был представлен массовым уничтожением произведений искусства (в частности, росписей и мозаик), произошедшим в восьмом веке. На этом этапе власти плохо видели мозаику фигур.
Некоторые мозаики со значительными золотыми иконами были заменены различными изображениями. Однако после конца 18-го века мозаики всплыли на поверхность и вновь обрели свое значение в византийском искусстве..
В последующие периоды был разработан новый стиль мозаики, который отличался миниатюрными работами. Их было довольно сложно создать, и их главной целью была личная преданность. То есть они принадлежали конкретному человеку.
Упадок мозаики в Византии
Отойдя от эпохи иконоборчества, в истории Византии было два момента, когда мозаичное искусство переживало упадок. Первый был в начале 13-го века, когда Константинополь был разграблен захватчиками.
Это заставило мозаичное искусство прекратить производство в течение почти 50 лет. Когда город был восстановлен в 1261 году, собор Святой Софии был восстановлен, и мозаика снова засияла.
Второй упадок этого искусства был окончательным. В последние годы Византийской империи, в пятнадцатом веке, Империя больше не имела экономических возможностей для производства дорогостоящих произведений, таких как мозаика. С этого периода и после турецкого завоевания церкви были украшены только фресками и фресками.
Важнейшее в философии космизма
Очень отчетливо в философии космизма обозначились 2 аспекта взаимовлияния космоса и человека. Человек, с одной стороны, воспринимался в качестве неотъемлемой части космоса, которая зависит от космического целого во всех своих проявлениях. Сам человек, с другой стороны, выступал как фактор эволюции. Он таким образом развивал свои способности, что, создавая новую технологию и технику, стал активно воздействовать на внешний мир. Космисты предупреждали последующие поколения о том, что возможны негативные последствия не ограниченной и безудержной эксплуатации природы.
Это направление, тем не менее, широкого распространения не получило. Философия 20 века развивалась в основном в ином русле. А это направление повторило судьбу множества других философских течений — тех, продуктивные идеи которых существенно опережали свое время. Однако в современной ситуации, когда налицо экологический кризис, приобретает все большее значение поиск «общего дела». И тогда приходит на помощь философия русского космизма Вернадского, Федорова, Циолковского и др. Идеям этих мыслителей еще предстоит сыграть свою роль.
Персоналии
Николай Фёдоров
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
К. Э. Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
В. И. Вернадский
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
П. Тейяр де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его концепция Точки Омега.
А. Л. Чижевский
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
И. А. Ефремов
Иван Антонович Eфремов (1908—1972) палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик
Личная жизнь
Первая супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (15 июля 1936 — 24 мая 1986), по официальной версии покончила жизнь самоубийством. Сам же художник считал, что её смерть — убийство.
Сын — Иван Глазунов (род. 1969), заслуженный художник РФ, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.
Дочь — Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске». Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.
«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал…»
Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова.
Общие характеристики
причины
Хотя византийское искусство на протяжении своего существования имело некоторые вариации, почти все художественные произведения были связаны с религиозными темами и выражением религии во всех ее формах. Это было представлено в переходе от церковного богословия к изображениям, через живопись и мозаику.
Эта концептуальная однородность привела к тому, что живопись и византийская архитектура развивались очень схожим образом за время существования империи..
Кроме того, факт производства предметов одного и того же стиля привел к развитию гораздо более сложного стиля по сравнению с другими конкретными стилями того времени..
Скульптура не была подвержена значительному росту в этот период. На самом деле, в византийском искусстве очень мало скульптурных произведений, что затрудняет поиск значения скульптуры для этого художественного движения..
Предпочитаемые стили
Средневековое византийское искусство началось с росписи фресок в больших фресках, а также с реализации мозаики в религиозных зданиях, таких как церкви.
Эти работы оказали такое большое влияние на художников того времени, что византийский художественный стиль был быстро принят художниками в наиболее влиятельных художественных регионах Италии. Среди этих регионов выделяются Равенна и Рим.
В дополнение к традиционным стилям фресок и мозаик в монастырях Константинополя широко использовался другой художественный стиль: икона. Эти иконы были религиозными деятелями, которые были нарисованы на панелях, созданных в монастырях, расположенных в восточной части империи..
Иконы были написаны на переносных деревянных панелях, и для их качества использовался воск. Это послужило византийскому представлению библейского искусства.
Классические особенности
Одной из основных характеристик византийского искусства было влияние на классическое искусство его произведений. Считается, что византийский период знаменует собой новое открытие классической эстетики, которая сыграла фундаментальную роль в искусстве эпохи Возрождения несколько лет спустя..
Однако одной из этих классических характеристик, которой не следовало византийское искусство, была способность художников представлять реальность или, по крайней мере, пытаться сделать это..
Для византийских художников самым важным было представить абстрактные идеи и, во многих случаях, идеи, противоречащие принципам природы. Это изменение идей произошло в конце старости и оказало глубокое влияние на художественную среду Византии..
Венецианское влияние и влияние в эпоху Возрождения
В начале 11-го века ряд различий между Византийской империей и возрождающимся городом Римом вызвал изменение художественной тенденции времени.
Многие крупные итальянские города стали превращаться в важнейшие торговые центры в Европе, что делало их очень привлекательными для жизни. Многие художники покинули Константинополь, чтобы переехать в такие города, как Венеция.
Художественные тенденции византийского искусства эмигрировали в то, что позже станет Италией, вместе с ее художниками. Там они были объединены с местными идеями и продвигали новое движение, которое он позже назвал «прото-ренессансом». Это был первый этап искусства эпохи Возрождения, который начался именно в Италии.
Вселенная
Афанасий Щапов, историк церкви, сетуя на бедность русского языка и рассуждая о том, что ему (языку) не хватает абстрактных понятий, сослался на слово «вселенная». Это слово — калька с древнегреческого «ойкумена». То есть обитаемый мир. Но ни немцам, ни грекам оно не было знакомо. В словаре этих народов Щапов не смог обнаружить ничего похожего на слово «вселенная». Космос у них есть, экология есть, а вселенной нет. Но «космос» — довольно абстрактный термин, а «вселенная» уж слишком антропоморфна. Из этого слова, как ни смотри, торчат «уши» человека, то бишь русского мужика, занятого привычным делом. Каким? Вселением в дом.
Биография И. Глазунова
1930 — 9 июня Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде. 1942 — 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде эвакуируют в деревню Гребло Новгородской области. 1948 — Первое упоминание в прессе о художнике Глазунове (газета «Ленинградская правда» от 28 октября). 1951 — Поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учится в мастерской Б. В. Иогансона. 1956 — Получает Гран-при на IV Международном конгрессе студентов в Праге за картину «Юлиус Фучик». 1957 — Создает серии портретов деятелей мирового искусства, таких, как Д. Сикейрос, Д. Сорано, Ф. Феллини, М. Шометт, М. Казарес, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста.1958 — Первая персональная выставка Глазунова. 1963 — Первая поездка в Италию по приглашению Д. Лоллобриджиды для написания ее портрета. 1964 — Работает над иллюстрациями к произведениям А. И. Куприна «Яма», «Брегет», «Гамбринус» и другим. Пишет книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 1967 — Творческая командировка во Вьетнам. Результат ее — серия работ о сражающемся Вьетнаме. Выпущен альбом «Дни и ночи Вьетнама» 1967 — И. С. Глазунов принят в Союз художников СССР. 1973 — Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Едет по приглашению в Индию для написания портрета премьер-министра Индиры Ганди. Присуждена премия имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы.1974 — Едет по приглашению в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. 1976 — Вышел документальный фильм «Илья Глазунов». 1977 — Творческая командировка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Создает серию работ «БАМ». 1978 — Начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. 1979 — Присвоено звание «Народный художник РСФСР». 1979 — Присвоено звание почетного члена Мадридской Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и барселонской Королевской академии изящных искусств Сан Хорхе. 1980 — По предложению ЮНЕСКО пишет живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию». Картина явилась даром СССР ЮНЕСКО. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» для Государственной оперы в Берлине, ГДР. Присвоено звание «Народный художник СССР» 1981 — По поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. 1987 — Назначен ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. 1990 В связи с тридцатилетием творческой деятельности в Москве проходила выставка работ И. С. Глазунова, на которой экспонировалось более 400 произведений. 1997 – удостаивается Государственной премии РФ за реставрацию Московского Кремля 2000 — действительный член Российской академии художеств, профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца — орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом. 9 июля 2017 — ушел из жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ссылки по теме:БиографияРаботыМонументальные работы
Автограф
Биографию и работы художника смотрите ниже. Их в Интернете найти легко. Также в Интернете можно прочесть, вышедшие в печати, записки Глазунова. А вот рукопись И.С. увидеть нельзя.
Г82646 Кутузовский проспект, дом 17, корпус А, кв. 199. И.С. Глазунов Алексею Александровичу на добрую память от Ильи Глазунова 1963 год
На открытке странное сочетание: телефона и адреса с посвящением. Причины его непонятны. Ясно только, что адрес с телефоном пишут знакомому человеку, с которым предполагают встретиться. А далее, возможно, кто-то вспомнил о том, что на лицевой стороне работа автора, которую можно сопроводить посвящением…
Середина лета. 2010 г.
Моя жена Юлия позировала мне для главной героини этой картины. Поскольку у нее совершенно русская внешность, я часто использую ее лицо не только для ее непосредственных портретов, но и как героиню различных работ. Наверное, такой подход традиционен для художников.
Это была интересная поездка на Северную Двину вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом. В округе был заброшенный деревянный храм, озеро, стройные северные деревни с двухэтажными огромными домами. Летом там было чуть больше народа, чем обычно – кто-то приехал на покос, кто-то просто к родственникам, люди купались в реке, ходили на озеро.
«Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой – это напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах. Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и ищет видимо своего мужа, от которого остался один мотоцикл в траве. Мальчик смотрит за птицами, пока мама кого-то высматривает. Я видел такие сцены, но это собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми обветренными лицами.
4.
История галереи
Глазунов начал собирать свою коллекцию в 1997 году. Автор работ передал в дар государству более 300 экспонатов, которые были приурочены к 850-летию Москвы.
Открытие галереи датируется сентябрём 2004 года. Она разместилась в здании, расположенном по соседству с храмом Христа Спасителя, что является весьма символичным. Описываемый дом, предположительно, был построен в 1812 году. Идея его возведения на этом месте приписывается ведущему архитектору московского ампира Афанасию Григорьеву. Старинный особняк был отделан по последнему слову реставрационной моды, что отличало его верность традициям русской классической архитектуры.
После событий произошедших 7 октября 1917, помещения здания подверглись перепланировке и разделились на отдельные квартиры. В Советском союзе это строение использовалось в качестве Дома науки и техники, там работал кинотеатр.
Человек — не вершина эволюции
Константин Эдуардович полагал, как и другие космисты, что человек отнюдь не является вершиной эволюции. Он считал, что человечество должно двигаться вперед, ему предстоит прогресс в отношении ума, тела, нравственности, технического могущества и познания. Нечто невообразимое, блестящее ждет его впереди. На Земле по истечении множества лет не останется ничего несовершенного. Будет лишь хорошее, и к этому неизбежно приведет сила разума. Современный космизм — программа становления всего человечества, а идеи Циолковского можно рассматривать как перспективный вариант ее осуществления. Лишь для Константина Эдуардовича характерен в космизме такой подход к человеческой судьбе. Он является альтернативой подхода активно-эволюционного.
Творчество
Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).
Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
Автор цикла графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
Автор живописного полотна «Мистерия XX века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).
Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
Автор серии работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»). Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980). Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.
На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».
Русский космизм
Разные исследователи включают в список русских космистов большой круг имён, среди которых несколько встречаются относительно постоянно. Это течение мысли В России связывают с именами выдающихся учёных и философов, таких как Н. Фёдоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, и другими, а также с Серебряным веком в русском искусстве, представленном такими именами как А. Блок, А. Белый, М. Врубель, А. Скрябин и ряд других.
Русский космизм — мировоззрение с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Диалектика или ещё раз о базисе и надстройке
Глазунов занимался реконструкцией интерьеров, созданием декораций и костюмов для театральных постановок на тему Руси и дореволюционной России. Как и большая часть советской интеллигенции, он зачитывался Достоевским, Куприным и Чеховым, увлекаясь фаталистическим психологизмом и шармом той эпохи в целом. Надев свои костюмы на актёров на фоне своих же декораций, художник поверил в реальность происходящего. Он начал испытывать тоску по своей виртуальной Руси, в которой всё было хорошо. И очевидно, кто это «хорошо» у России отнял. Благо, наступила Перестройка и советской интеллигенции популярно объяснили, что всему виной большевики. Союза не стало, а Глазунов остался недоволен: расцвет преступности, разруха, вторжение «американщины» плюс массовый исход прекрасных русских дев в проститутки. И надо бы дать этому безобразию бой, но художник смог выдавить из себя лишь «за Святую Русь». Глазунов так ничего и не понял, по сути, оставаясь до самой смерти идеалистом. Что характерно, он прошёл тот же самый путь, что и режиссёр Станислав Говорухин . От виртуального образа золотого века России — в «Россию, которую мы потеряли», через призыв сбросить тяжкие красные оковы в «Так жить нельзя» — к «Великой криминальной революции», в которой режиссёр расписался в своей несостоятельности связать долгожданный развал Союза с наступившим коллапсом. Примером массовости такого явления в культурной среде и массе интеллигенции могут служить народные артисты СССР, которые сегодня пускают слёзы на камеру и просят похоронить Ленина ; герои советской космонавтики, торгующие лицом в Альфа-Банке или трогательно убеждающие переименовать Тутаев в Романово-Борисоглебск . Пути этих людей неслучайно похожи, и не они создавали «тренд». Они лишь олицетворение и отражение той идеологической мешанины, которая была в головах советских граждан, особенно советской интеллигенции. Огромная масса поверила в «победы вопреки» и убедила себя в том, что держала фигу в кармане все годы советской власти, поверила не на ровном месте и точно не за 30 американских сребреников.
При изменении в базисе неизбежно наступят перемены в надстройке, а с ней изменяется искусство — как отражение движений в надстройке. Всё это возвращает к причине — отказу КПСС от марксистского курса на строительство коммунизма и неизбежно вытекающему из этого дрейфу в сторону реставрации капитализма. В свою очередь, это и обусловило профанацию процесса образования и пропаганды коммунизма в СССР. Определённую роль в распространении в советском обществе людей, подобных Глазунову, и своевременно не свёрнутый «патриотический поворот» Сталина . Вот так «глухие теоретические вопросы», не решённые партией, которая перестала быть коммунистической, отдаются эхом в вечность посредством «калейдоскопов» Глазунова в центре Москвы — гвоздей, забитых талантливым советским плотником в гроб советской родины.
Заключение
Автор статьи не ставил цель сделать обзор всего творчества художника Ильи Глазунова, равно как найти каждое проявление антикоммунизма в его полотнах. Это читатель может сделать и сам. Главное было в том, чтобы показать эволюцию — от талантливого советского художника к реакционному российскому «творцу», указывая притом на объективные закономерности и причины таких мировоззренческих изменений. Также необходимо было напомнить о необходимости изучать практику (особенно неудачную) коммунистов прошлого и вырабатывать теорию для будущего. Автор призывает отличать искусство прогрессивное от реакционного, понимать, какие идеи стоят за тем или иным произведением, а также кто и, главное, зачем это искусство выставляет напоказ и несёт в массы.