File usage on other wikis
The following other wikis use this file:
- Usage on af.wikipedia.org
- Usage on ar.wikipedia.org
- Usage on ast.wikipedia.org
- Isabel I de Rusia
- Usage on azb.wikipedia.org
- Usage on az.wikipedia.org
- Usage on bg.wikipedia.org
- Usage on bs.wikipedia.org
- Usage on ca.wikipedia.org
- Usage on cv.wikipedia.org
- Usage on de.wikipedia.org
- Usage on en.wikipedia.org
- Elizabeth of Russia
- Pushkin, Saint Petersburg
- Mir iskusstva
- Eugene Lanceray
- Usage on es.wikipedia.org
- Isabel I de Rusia
- Mir iskusstva
- Usage on eu.wikipedia.org
- Usage on fi.wikipedia.org
- Usage on fr.wikipedia.org
- Pouchkine (ville)
- 1756 en architecture
- Eugène Lanceray
- Utilisateur:Shonagon/Peintures domaine public 2017
- Utilisateur:Shonagon/Oeuvres d art visuel domaine public 2017
- Usage on he.wikipedia.org
- פושקין (עיר)
- יוג’ין לנסריי
- מיר איסקוסטבה
- Usage on hu.wikipedia.org
- Usage on hy.wikipedia.org
- Պուշկին (քաղաք)
- Ռուսական բարոկկո
- Usage on id.wikipedia.org
- Eugene Lanceray
- Mir iskusstva
- Usage on it.wikipedia.org
- Elisabetta di Russia
- Palazzo di Caterina
- Usage on ja.wikipedia.org
- Usage on nl.wikipedia.org
- Usage on pt.wikipedia.org
- Isabel da Rússia
- Mir Iskusstva
- Usage on ru.wikipedia.org
- Елизавета Петровна
- Государственная Третьяковская галерея
- Пушкин (город)
- Лансере, Евгений Евгеньевич
- Александровский парк (Царское Село)
- Екатерининский парк (Царское Село)
- Участник:Khotyuk
- Usage on sl.wikipedia.org
- Usage on sv.wikipedia.org
- Usage on ta.wikipedia.org
View more global usage of this file.
Творчество Лансере
В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном Игорем Грабарем, которое представляло собой своеобразную выставку, где демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.
Теперь большое место в его творчестве занимает монументально-декоративная живопись. Приблизительно в это же время он расписывает плафон и фриз для московского особняка Тарасова. А через несколько лет вместе со своим братом Александром занимается эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги. В этой работе так же активное участие принимает молодая и очень талантливая художница Зинаида Серебрякова.
Значительный интерес представляют графические работы художника для журналов и книг. С помощью Лансере были оформлены журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», книга Александра Бенуа «Русская школа живописи», издание «История великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».
В стиле средневековой готики, барокко времён Петра Великого, русского классицизма выполнял он изящные виньетки, концовки, заставки для журналов и книг.
Внутренняя политика
По восшествии на престол Елизавета Петровна именным указом упразднила Кабинет министров и восстановила Правительственный Сенат, «как было при Петре Великом». Чтобы упрочить престол за наследниками своего отца, она вызвала в Россию своего племянника, 14-летнего сына старшей сестры Анны, Петра-Ульриха, голштинского герцога, и объявила его своим наследником как Петра Федоровича.
Всю исполнительную и законодательную власть императрица передала Сенату, а сама предалась празднествам: отправившись в Москву, около двух месяцев провела в балах и карнавалах, завершившихся коронацией 25 апреля 1742 г. в Успенском соборе Кремля.
Елизавета Петровна превратила свое царствование в сплошное развлечение, оставив после себя 15 тысяч платьев, несколько тысяч пар обуви, сотни неразрезанных кусков материи, недостроенный Зимний дворец, поглотивший с 1755 по 1761 г.г. 10 млн. рублей. Она пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию, доверив эту задачу архитектору Растрелли. Весной 1761 года возведение здания было закончено, начались внутренние работы. Однако Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II. Это здание Зимнего дворца сохранилось до наших дней.
Зимний дворец, гравюра XIX века
В царствование Елизаветы Петровны коренные реформы в государстве не проводились, но некоторые нововведения были. В 1741 г. правительство простило недоимки крестьянам за 17 лет, в 1744 г. по распоряжению императрицы в России была отменена смертная казнь. Строились инвалидные дома и богадельни. По инициативе П.И. Шувалова была организована комиссия по разработке нового законодательства, учреждены дворянский и купеческий банки, уничтожены внутренние таможни и увеличены пошлины на иностранные товары, была облегчена рекрутская повинность.
Дворяне вновь стали замкнутым привилегированным сословием, приобретаемым происхождением, а не личными заслугами, как было при Петре I.
При императрице Елизавете Петровне отмечается взлет развития русской науки: М.В. Ломоносов публикует свои научные труды, Академия наук издает первый полный географический атлас России, появилась первая химическая лаборатория, в Москве основан университет с двумя гимназиями при нем, стали выходить «Московские ведомости». В 1756 г. в Петербурге утвержден первый русский государственный театр, директором которого становится А.П. Сумароков.
В.Г. Худяков «Портрет И.И. Шувалова»
Закладывается основа библиотеки Московского университета, в основе ее – книги, подаренные И.И. Шуваловым. А в коллекцию Петербургской Академии художеств он передал 104 картины Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена и других известных европейских художников. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа. В елизаветинское время картинные галереи становятся одним из элементов великолепного дворцового убранства, которое должно было ошеломлять приглашенных ко двору, свидетельствовать о могуществе российской державы. К середине XVIII века появилось немало интересных и ценных частных коллекций, владельцами которых были представители высшей аристократии, которые вслед за императрицей стремились украшать дворцы произведениями искусства. Возможность русских дворян много путешествовать и тесно взаимодействовать с европейской культурой способствовала формированию новых эстетических предпочтений русских собирателей.
Самодержица Российская
Итак, судьба уготовила Елизавете стать самодержицей Российской. Но вместе с тем нельзя отрицать, её воцарение приветствовалось. Особенно радовались те, кто прежде, как сейчас принято говорить, был в команде покойного Петра.
Надо признать, правительницей она была бездарной, постоянно попадающей под чьё-либо влияние. Это просто счастье для страны, что рядом с ней находились грамотные сановники, и в их числе канцлер Алексей Бестужев-Рюмин, иначе неизвестно, чтобы стало бы с Россией.
Чего стоит Семилетняя война, в которую ввязалась страна: «Не было почти семейства, которое бы не оплакивало кого-либо из среды своей, падшего на поле сражения. Вся Россия ощущала бремя той войны, стоившей ей более 300 000 людей, потерянных от сражений, болезней и других случаев; сверх того истрачено в чужой земле 30 миллионов рублей», — пишет тот же Вейдемейер.
Театр
Декорации для театральных постановок Евгений Лансере начал делать в 1900 году. С первых его работ стало ясно — здесь он непревзойдённый мастер. Эскиз декорации последнего акта балета «Сильвия» и панно для «Святилища Патрика» в постановке Старинного театра говорят о его большом искусстве в области архитектурного пейзажа.
Разносторонняя художественная деятельность мастера получает признание, и в 1912 году он удостаивается звания академика, а затем избирается действительным членом Академии художеств.
Весть о свержении самодержавия художник встречает с воодушевлением. Однако приехать в Петроград не удаётся, поэтому художник с семьей остаётся на Кавказе.
Книжные иллюстрации
Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Поэтому заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода.
Именно стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя. Особенно это заметно в его иллюстрациях к «Хаджи-Мурату» Льва Толстого.
В издании этого произведения 1916 года имелись обширные купюры — царская цензура не пропустила толстовский текст, содержащий разоблачительную характеристику Николая I. Не был напечатан и портрет царя, трактованный Лансере сатирически. Полностью издание увидело свет только в 1918 году…
LicensingEdit
This work is in the public domain in Russia according to article 1281 of the Civil Code of the Russian Federation, articles 5 and 6 of Law No. 231-FZ of the Russian Federation of December 18, 2006 (the Implementation Act for Book IV of the Civil Code of the Russian Federation).
This usually means that one of the following conditions is fulfilled.
This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1928. If the author of this work was subjected to repression and rehabilitated posthumously, replace the death date by the later rehabilitation date.ROSTA reports created before July 10, 1925 are subjects of points 1-2 of this template. |
О дочери Петра
С детства маленькая Елизавета отличалась особенной красотой, и ей прочили брак с французским королём Людовиком XV.
Однако венценосной свадьбе сильно помешал тот факт, что цесаревна родилась до официального брака родителей. Последнее сильно смущало династию Бурбонов. Впрочем, надо полагать, сама Елизавета этим фактом не была огорчена.
Следует сказать, что она никогда ничем особенно не огорчалась. К чему? Ведь вокруг так много всего интересного! Особо отмечу, к наукам цесаревна не стремилась. Она никогда не читала, всё время проводила на охоте, обожала верховую езду и катание на лодке и постоянно заботилась о своей красоте. Биограф Казимир Валишевский так напишет о ней:
«Беспорядочная, причудливая, не имеющая определённого времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьёзное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед затем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но, обыкновенно, очень любезная и широко гостеприимная».
Сатира
В 1902 году художник совершил поездку по Дальнему Востоку, посетив Маньчжурию и Японию. После начала русско-японской войны он получил заказ на художественные открытки с видами Порт-Артура и Маньчжурии.
Революционные события 1905-1906 гг. образуют заметный рубеж не только в развитии творчества Лансере, но и в процессе становления его личности. К этому периоду относится ряд выдающихся работ в области сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как независимый и зрелый мастер с собственным, вполне сложившимся отношением к искусству и жизни.
В то время художник участвовал в издании сатирического журнала «Зритель», сотрудничал в «Жупеле», издававшемся при участии Максима Горького. А после его запрета Лансере взял на себя издание преемника «Жупела» — журнала «Адская почта», для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.
Французам повезло…
Вот что о ней написал историк Александр Вейдемейер «…Она была большого роста и полна; имела приятное лицо с весьма выразительными чертами; стан её был величествен; обращение ласковое и приятное; вид откровенный и открытый… Она владела в высшей степени искусством нравиться и привлекать к себе. Когда же предубеждена была наговорами против кого-нибудь, то вид её становился гордым, презрительным и весьма тягостным для того, кто был предметом оного».
Вот такая особа взошла на престол в 1741 году в тридцатидвухлетнем возрасте. Французам, возможно, повезло, что она не стала их королевой. Случись подобное, наверное, Французская революция произошла бы намного раньше…