Константин аполлонович савицкий

Инок - Константин Аполлонович Савицкий 1897 Холст, масло 89 x 68 см Инок - Константин Аполлонович Савицкий 1897 Холст, масло 89 x 68 см    Вроде и клерикальное произведение, а вроде и нет –

Биография

«На войну», (1888), холст, масло — Государственный Русский музей.

Родился в Таганроге в семье военного врача (село Красный холм, позднее — Бароновка). Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию.

Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии, по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова и П. П. Чистякова.

За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу.

С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже, в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.

После трагической гибели жены в феврале 1875 года вернулся в Россию, поселившись в Динабурге, где художник создал несколько своих самых значительных произведений: «Встреча иконы» (1878), «На войну» (1880).

Сыновья: Георгия и Андрея.

Педагогическая деятельность

Пензенское художественное училище имени Н. Д. Селивёрстова.

С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1891 переехал в Москву преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 года руководил в Училище натурным классом. С 1895 года — действительный член Императорской Академии художеств, в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому присвоено звание академика живописи.

Согласно завещанию генерал-лейтенанта Н. Д. Селивёрстова, застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя.

«Портрет Константина Аполлоновича Савицкого». Картина работы Н. К. Грандковского, 1902. Государственная Третьяковская галерея

Первым директором вновь построенной Пензенской картинной галереи и Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства Императорского Двора в 1898 году, был назначен академик живописи К. А. Савицкий. Художником была разработана собственная программа обучения, внесены изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки.

К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти 31 января (13 февраля)  года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.

Инок. 1897 г.

К.А. Савицкий. Инок. 1897 г. Холст, масло.

Одной из жемчужин Пензенской картинной галереи является работа «Инок» – первая из подаренных им нашему музею в 1897 году, по приезду в Пензу.

Большую часть полотна занимает могучая фигура монаха в чёрной рясе. Локоть его стоит на толстой библии, кисть правой руки обмотана чётками, на окне можно заметить ветки вербы, которые указывают нам на Вербное воскресенье, а за спиной стену украшает внушительный крест.

Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций. О чём думает инок? Считается, что мысли его занимают тяжелые размышления о правильности выбранного им пути.

Савицкий выбрал моделью для этой картины ученика Пензенского художественного училища, который был эсером и позже, во время первой русской революции, стрелял в начальника Пензенского жандармского управления. Бунтарское начало, вступающее в яростный спор с монашеской рясой инока, наложило свой отпечаток на этот мятежный образ.

Картина написана преимущественно в тёмных тонах. Колорит полотна включает в себя чёрный, золотой, бежевый, коричневый. С особенной тщательностью художник выписывал элементы-подсказки: верба на окне, библия под локтем, чётки, стиснутая в кулак напряжённая рука, которая говорит о ярости сопротивления. Показать раздумья человека о своей судьбе, о своем пути и месте в жизни — такова идея картины.

Не секрет что работы многих великих мастеров окружены разнообразными мифами и легендами. Так случилось и с шедевром К. А. Савицкого «Послушник». «Послушник» — это авторское название работы, а «Инок» инвентарное, но почему –то именно оно прижилось.

Идея картины – показать мучительные раздумья человека о своей судьбе, возможно, о правильности выбранного пути, о том, что человек, в любой ситуации все-равно остается человеком со всеми своими сомнениями и слабостями, болями и обидами, тоской и надеждой. Живописцу удалось передать всю гамму чувств, обуревающих человека перед последней чертой.

Официальной версией считается что моделью для этой картины был выбран ученик Пензенского художественного училища, который был эсером и позже, во время первой русской революции, стрелял в начальника Пензенского жандармского управления. Это был колоритный, брутальный студент Виктор Васильев. Эту теорию и рассказывает большинство экскурсоводов.

Но в последнее время появилось опровержение этого мифа. Дмитрий Димаков, руководитель исследовательской мастерской «Культура материалов» им. Татлина утверждает: «Да, это тот самый революционер-террорист Васильев, 1885 года рождения, которому на момент написания картины «Инок», в 1897 году, было всего 12 лет и, конечно, он явно не годился для натуры. А картина, в основном, была завершена в Москве, и в 1897 году уже подарена пензенскому музею».

Таким образом можно говорить о том, что личность настоящего натурщика вряд ли нам удастся разгадать. Но сюжет картины не может оставить никого равнодушным, на ней изображен красивый, молодой мужчина, которому явно тесно в мрачных стенах кельи. Его душа рвется наружу, туда, откуда веет весенней свежестью, где жизнь и солнце, но тело остается здесь, возле тускло горящей свечи. Это находит отклик в сердцах зрителей. И возможно когда-нибудь раскроется загадка этого шедевра Константина Аполлоновича Савицкого.

На войну. 1888

Савицкий К.А.Холст, масло207,5 х 303,5

Русский музей

Пост. в 1897 из Зимнего дворца, Петербург

Аннотация

Показ драматических событий крестьянской жизни, тяготение к созданию больших картин-эпопей, эмоциональная напряженность сцен отличают творчество Савицкого, мастера сложных многофигурных композиций. Важную роль в реалистической направленности его искусства сыграло состоявшееся еще в годы обучения в Академии художеств знакомство с Крамским, ставшим идейным наставником и другом Савицкого. Вскоре после образования Товарищества передвижных художественных выставок Савицкий заявил себя одним из самых активных его членов. Во многом продолжая обличительную линию «шестидесятников», Савицкий в то же время стремился к созданию положительных крестьянских образов.
Эта важная тенденция развития искусства критического реализма 1870–1880-х годов нашла отражение в картине «На войну». Замысел картины был навеян впечатлениями, связанными с русско-турецкой войной 1877–1878 годов. Художник работал над этим огромным по размерам полотном почти десять лет.
Первый вариант картины, дошедший до нас во фрагментах, был закончен в 1880 году, но он не удовлетворил мастера. В течение последующих восьми лет Савицкий трудился над вторым вариантом произведения, достигнув в нем значительно большего художественного обобщения. Типичная для военных лет сцена проводов на войну трактована как народное горе. Художник прежде всего стремится передать настроение безысходности, показать чувства солдат и провожающих их близких в минуту разлуки перед отправкой воинского эшелона. В толпе выделено несколько групп, в каждой из которых по-разному выражено душевное состояние персонажей. В картине нет единого центра, ни одна группа не главенствует, все они внутренне взаимосвязаны, подчинены общей идее и лишь в совокупности полностью ее раскрывают. Художник передает многочисленные оттенки личных человеческих переживаний от исступленного отчаяния женщины, разлучаемой с мужем, до безмолвного горя старухи, припавшей к груди сына. Образ этого немолодого, окруженного семьей, сурового, сдерживающего свои чувства крестьянина отличается убедительной психологической характеристикой. Среди новобранцев особенно выделен молодой солдат, растерянно обернувшийся напоследок к рвущейся к нему жене.

Биография автора

Савицкий К.А.

Савицкий Константин Аполлонович (1844, Таганрог — 1905, Пенза)
Живописец, рисовальщик, гравер; жанрист, иллюстратор. Учился в ИАХ (1862, 1867-1873). Жил и работал в Париже, а в летние месяцы в Оверни и в местечке Вель в Нормандии (1874-1875). Действительный член ИАХ (с 1895), академик (с 1897), член ТПХВ (с 1878, с 1872 — экспонент). Преподавал в ЦУТР барона А. Л. Штиглица (1883-1889), в МУЖВЗ (1891-1897) и в пензенском художественном училище (1897-1905). Основатель и директор этого училища (1897) и создатель Пензенского художественного музея (1898). Участник выставок академических, передвижных, общества русских акварелистов, всероссийских (1882, 1896), Всемирной в Париже (1878). Жил в Динабурге (Литва), Петербурге, Москве (с 1891) и Пензе (с 1897).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: