Описание картины питера рубенса «избиение младенцев»

Питер брейгель младший (адский). копиист или великий художник? | дневник живописи

Крестьянская тема в работах Брейгеля

Брейгель первым в европейской живописи заявил, что крестьянин в такой же степени субъект ренессансной культуры, как и рыцарь. Разберем работы, изображающие крестьян и сельскую жизнь.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Поговорим о крестьянской теме в творчестве Брейгеля. Он поставил простого мужика вровень с господином — пожалуй, после него это по-настоящему сделал только Ван Гог.

В ренессансной литературе это сделали Рабле и Шекспир, а в изобразительном искусстве только он, Питер Брейгель — не зря его назвали «мужицкий».

️ До Брейгеля образы простолюдинов обычно встречались в сценах, связанных с религиозными сюжетами (Крестный путь, Распятие), где они выступали либо в роли мучителей, либо в роли зевак.

Простолюдин для Брейгеля — это всегда и исключительно крестьянин, человек, тесно связанный с землей. Он обращается к соответствующим темам: пахота, сев, жатва и праздники — все то, что составляло круг крестьянской жизни во времена Брейгеля (мы уже видели это во «Временах года»).

В 1567–1569 годы Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни — например, «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба». Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия, сами крестьяне — их облик, характерные типы и повадки.

️ Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах. Они выражают стихию и естественную мощь природы.

Питер Брейгель. Пейзаж с притчей о сеятеле, 1557

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь посмотрим на картину «Пейзаж с притчей о сеятеле».

На картине изображен крестьянин, сеющий зерно. Он занят явно привычным делом, от которого зависит ежедневное существование его самого и его семьи. Герой засевает крошечный участок земли, распаханный среди деревьев.Гармония крестьянина с природой и окружающим миром — продолжение темы «Времен года». В тех работах крестьянин тоже работает не для кого-то, а для себя: возделывает землю, сеет и жнет, гонит стада с полей, ходит на охоту и возвращается домой.

Крестьянин в «Сеятеле» определенно ощущает себя на своем месте. Ведь этот клочок — часть большого мира, в котором он живет и к которому принадлежит.

И все это — на фоне прекрасных гор и вечернего неба. При этом сеятель среди всего этого великолепия не кажется ненужным. Пожалуй, убери его Брейгель с картины, и она что-то непременно утратит. Крестьянин «собирает» весь пейзаж и наполняет его смыслом.

Питер Брейгель

1. Свадебный танец, 1566
2. Крестьянский танец, 1567

Теперь поговорим о картинах Брейгеля, посвященных крестьянским праздникам и досугу. В жизни крестьянина есть не только ежедневные заботы и труды, но и праздники. Связаны они, как правило, с особенно значимыми событиями в жизни: сбором урожая, окончанием полевых работ, свадьбой.

Иногда крестьянские радости выражаются вполне благопристойно — как в «Свадебном танце». Множество собравшихся крестьян танцуют, другие наблюдают за танцующими, третьи заняты степенным разговором.

Но порой радости обнаруживают себя буйно, как в «Крестьянском танце». Здесь танец превращается почти в языческую пляску. Пляшущие совсем не обращают внимания друг на друга, хотя и танцуют парами, каждый будто сам по себе. Никакой гармонии между ними в танце нет, движения резкие, порывистые, грубые. И в то же время все вместе они образуют единство.

Крестьянский танец — это веселье в той форме, в какой оно доступно простой и незамысловатой крестьянской душе. Это вполне укладывается в тот образ мира, который так близок Брейгелю.

Питер Брейгель. Голова крестьянки, 1564

В завершение дня поговорим о картине «Голова крестьянки» — единственном случае, когда Брейгель обратился к портретному жанру. Простолюдинов в принципе не особо изображали на картинах, а о портретах не могло быть и речи.

На картине мы видим некрасивую, простую крестьянку. Но есть очень интересные детали: на голове повязан белоснежный платок, который резко отделяет женщину от фона картины. Фон этот темный и создает ощущение, что рядом с крестьянкой никого нет, она одна.

Лицо крестьянки выражает мучительное ожидание. К ее образу «просятся» сложенные в молитве руки. Она явно ждет встречи с Богом — для него же каждая душа дорога.

Брейгель пытается увидеть крестьянку такой, какой ее видит Бог. И ему это в известной степени удается — взгляд Брейгеля любящий и принимающий.

Список картин Питера Брейгеля Старшего

Ниже перечислены картины южнонидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.

Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея
Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере 1553 Дерево, масло 67 x 100 Частная коллекция
Поклонение царей около 1556 Холст, темпера 124 x 169 Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Притча о сеятеле 1557 Дерево, масло 73,7 x 102 Музей искусств Тимкена, Сан-Диего
Двенадцать пословиц 1558 Дерево, масло 75 x 98 Музей Майер ван ден Берг, Антверпен
Фламандские пословицы 1559 Дерево, масло 117 x 163 Берлинская картинная галерея, Берлин
Битва Масленицы и Поста 1559 Дерево, масло 118 x 164,5 Музей истории искусств, Вена
Детские игры 1560 Дерево, масло 118 x 161 Музей истории искусств, Вена
Морской бой в гавани Неаполя 1560 Дерево, масло 42,2 x 71,2 Галерея Дориа-Памфили, Рим
Падение Икара 1560-е годы Холст, масло 73,5 x 112 Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Падение мятежных ангелов 1562 Дерево, масло 117 x 162 Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Безумная Грета 1562 Дерево, масло 117,4 x 162 Музей Майер ван ден Берг, Антверпен
Триумф смерти около 1562 Дерево, масло 117 x 162 Прадо, Мадрид
Две обезьяны 1562 Холст, масло 20 x 23 Государственные музеи Берлина, Берлин
Самоубийство Саула 1562 Дерево, масло 33,5 x 55 Музей истории искусств, Вена
Портрет старой женщины 1563 Дерево, масло 22 x 18 Старая пинакотека, Мюнхен
На пути в Египет 1563 Дерево, масло 37,1 x 55,6 Институт искусства Курто, Лондон
Вавилонская башня 1563 Дерево, масло 114 x 155 Музей истории искусств, Вена
Поклонение волхвов 1564 Дерево, масло 111,1 x 83.2 Лондонская Национальная галерея, Лондон
Успение Богородицы 1564 Дерево, масло 36 x 55 Аптон-Хаус, графство Уорикшир
Путь на Голгофу 1564 Дерево, масло 124 x 170 Музей истории искусств, Вена
Свадебный танец на свежем воздухе 1564—1565 Пергамент на дереве, темпера 183 x 218 Уффици, Флоренция
Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц 1565 Дерево, масло 37 x 55,5 Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Охотники на снегу 1565 Дерево, масло 117 x 162 Музей истории искусств, Вена
Возвращение стада 1565 Дерево, масло 117 x 159 Музей истории искусств, Вена
Сенокос 1565 Дерево, масло 117 x 161 Дворец Лобковича в Пражском Граде
Жатва 1565 Дерево, масло 119 x 162 Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сумрачный день 1565 Дерево, масло 118 x 163 Музей истории искусств, Вена
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии около 1565 Дерево, масло 24 x 34 Институт искусства Курто, Лондон
Вавилонская башня около 1565 Дерево, масло 60 x 74,5 Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Избиение младенцев около 1565-1567 Дерево, масло 109,2 x 158,1 Королевская коллекция
Вино на празднике Святого Мартина 1565-1568 Холст, темпера 148 x 270,5 Прадо, Мадрид
Вино на празднике Святого Мартина около 1565-1568 Холст, масло 147 x 269,5 Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Перепись в Вифлееме 1566 Дерево, масло 115,5 x 163,5 Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Страна лентяев 1566 Дерево, масло 52 x 78 Старая пинакотека, Мюнхен
Проповедь святого Иоанна Крестителя 1566 Дерево, масло 95 x 160,5 Музей изобразительных искусств, Будапешт
Свадебный танец около 1566 Дерево, масло 119,4 x 157,5 Институт искусств, Детройт
Поклонение волхвов в зимнем пейзаже 1567 Дерево, темпера 35 x 55 Ам Рёмерхольц, Винтертур
Обращение Савла 1567 Дерево, масло 108 x 156 Музей истории искусств, Вена
Калеки 1568 Дерево, масло 18,5 x 21,5 Лувр, Париж
Три солдата 1568 Дерево, масло 20,3 x 17,8 Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Сорока на виселице 1568 Дерево, масло 45,9 x 50,8 Гессенский музей, Дармштадт
Притча о слепых 1568 Холст, темпера 86 x 154 Музей Каподимонте, Неаполь
Мизантроп 1568 Холст, темпера 86 x 85 Музей Каподимонте, Неаполь
Крестьянская свадьба 1568 Дерево, масло 114 x 164 Музей истории искусств, Вена
Крестьянский танец 1568 Дерево, масло 114 x 164 Музей истории искусств, Вена
Разоритель гнёзд 1568 Дерево, масло 59,3 x 68,3 Музей истории искусств, Вена

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.

PS.

Подведём итог про Брейгеля:

Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.

В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.

Брейгель НЕ был последователем Босха.

Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.

Брейгель – гениальный художник.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.

Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе

Ян Брейгель Младший

Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.

Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу

Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж

Искусство Младшего Брейгеля

В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.

Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры

Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.

Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)

Живописное мастерство

Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.

Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса

Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.

Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»

Описание

Как и в случае с другими эпизодами из Евангелий, Брейгель предпочитает изображать Избиение младенцев в современной и повседневной обстановке. Под сияющим небом, в красивом покрытом снегом пейзаже фламандская деревня подвергается неизбирательному насилию со стороны солдат, ответственных за резню всех новорожденных мужчин. Общий эффект, производимый установкой, на первый взгляд маскирует зверство сцены, которое только постепенно проявляется, когда при ближайшем рассмотрении зритель обнаруживает плачущих или изможденных матерей, обнимающих маленькие трупы, разрозненные и окровавленные, родители умоляющие или пытающиеся защищать или скрывать нескольких еще живых детей и, напротив, бесстрастие солдат в доспехах, сгруппированных плотными шеренгами в конце деревенской площади.

Если решение разместить сцену в современной обстановке увеличивает драматическое воздействие, это также увеличивает своевременность. Однако Брейгель написал эту картину, когда герцог Альба был отправлен во Фландрию испанским Филиппом II для восстановления порядка после протестантских восстаний. Поэтому Брейгель использовал бы тему расправы над невиновными, чтобы осудить поборы испанских войск, известных своей жестокостью.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба». Что в ней интересного?

Творчество его было невероятно разносторонним, а прозвище «Мужицкий» он получил за свои картины, отражающие быт крестьян.

Его дети — Питер Брейгель Младший (1564−1636) и Ян Брейгель Старший (1568−1625) — были не менее знамениты, чем отец.

  • Питер Брейгель Младший получил прозвище «Адский»: ему приписывают несколько полотен, изображающих адский огонь.
  • Ян Брейгель Старший отступил от манеры своего отца, он прославился прежде всего своими цветочными картинами. Его называли «Бархатным», «Райским», «Цветочным».

Судя по тому, насколько подробно знаменитый художник изображал жизнь в деревне, его детство прошло среди тех, кого он запечатлел на своих полотнах. Его работы — как бы документы, фотографии того времени. Они статичны, в них нет того, что можно было бы назвать «парад красок».

Доминик Лампсоний, портрет Питера Брейгеля Старшего, 1572 г.

Одна из таких картин — «Крестьянская свадьба».

Сюжет картины: осень, прохладно, все персонажи одеты достаточно тепло. В амбаре устроен свадебный пир: поставили длинный стол, собрали все скамейки и табуретки, чтобы усадить гостей. На стене висит зеленый коврик с каким-то подобием короны: видимо, так обозначено место невесты. Под ней сидит сама невеста, на ее голове — разрисованный обруч. Жених, судя по всему, сидит напротив невесты (в зеленой шляпе и с кувшином в руке). Есть и музыка — два волынщика.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Жених и невеста»

Перед невестой стоит тарелка со свиными ребрышками (невеста не то от волнения, не то по принятому обычаю не притронулась к этому яству), а у остальных участников банкета в тарелках какое-то подобие каши или повидла. Раздача этого блюда продолжается: два разносчика используют для этого снятую с петель амбарную дверь.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Свиные ребрышки»

На стенке амбара прибита пара небольших снопов — символ плодородия новой семьи.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Символ семейного плодородия» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Разносчики»

На свадьбе есть и маленькие гости. Один из них уплетает хлебные лепешки, сидя на специальном стульчике, который приставлен к большой скамье. А ребенок повзрослее устроился на полу и тоже наслаждается пиршеством, выскребая пальцем лакомство с тарелки.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Самый маленький гость» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Еще один малыш»

Что это может быть? Скорее всего, что-то сладкое вроде яблочного повидла.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Что можно так есть?» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Амбарная дверь, снятая с петель»

А разносчик — человек предусмотрительный: он в шляпу вместо пера воткнул ложку. Кто знает, может быть, к столу приготовили суп? Заметим, ложка — резная, деревянная.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Ложка в шляпе разносчика»

Льется рекой эль, в руках гостей — кувшины литра на два. Кравчий следит за тем, чтобы сосуды вовремя наполнялись: он стоит с большим кувшином и разливает питье.

Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Кравчий» Питер Брейгель Старший, «Крестьянская свадьба», фрагмент «Музыканты»

Казалось бы, все в порядке. Но у этой свадьбы есть особенность: брачующиеся далеко не молоды. Видимо, они потеряли супругов. От предыдущих браков остались дети, которые присутствуют на свадьбе: младшенький — невесты, старшенький — жениха.

Что сулит им новый союз? Предчувствия никого не радуют. Может быть, поэтому на лицах нет ни какой-то живости, ни улыбок, совершенно не видно радости? Как бы все собрались поесть — и не более того.

Картины Питеря Брейгеля Старшего настолько разнообразны и насыщены символами, что их изучение, да и просто внимательный просмотр — необычайно увлекательное занятие.

Теги: знаменитый художник, художники, сюжет картины, Питер Брейгель Старший

Деревенский художник

Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.

Становление художника

Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.

Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне. Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: