Сокольники, воробьёвы горы, лосиный остров: главархив столицы

Детство, отрочество

Семья жила в Замоскворечье, живописном историческом районе Москвы на берегу одноимённой реки – здесь обосновывались многие купеческие династии.

Биография Саврасова как художника началась в подростковом возрасте. Алексей лет в 10-12 стал проявлять интерес и способности к рисованию, чем нарушил планы отца вовлечь подрастающего сына в семейное дело. Тому коммерция не шла – в отличие от акварельных пейзажей, с натуры или с журналов. К тому же рисунки самоучки пользовались спросом у рыночных торговцев – их легко было перепродать с выгодой для себя.

Задумав всё-таки учиться любимому делу, Алексей целеустремлённо копит деньги, вырученные за свои работы. Именно этими средствами он оплатил первые месяцы учёбы в Московском училище живописи и ваяния, куда поступил в 1844 году. Творческий мир захватил юного художника. Саврасов попал в класс К.И. Рабуса (1800-1857), известного городскими пейзажами, и сразу выделился среди остальных учеников.

Но учёбу пришлось прервать – умерла долго болевшая мать. Отец взбунтовался, требуя, чтобы старший сын помогал семье в деле. Желая изгнать из сына страсть к живописи, даже запирал его на чердаке. Вернуться в 1848 году в училище помогли преподаватель Карл Рабус и товарищи по учёбе, вмешался даже обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин, человек просвещённый и уверовавший в дарование купеческого сына. Отец сдался.

Учёба

Вид на Кремль в ненастную погоду 1851 г.

Как художник Саврасов рос стремительно – в год восстановления в Училище его эскизы названы лучшими

После поездки в следующем году на Украину, совершить которую советовал наставник, а спонсировал меценат Лихачёв, появились работы, обратившие на себя внимание критиков – о молодом художнике заговорили. Картины Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», датированные 1849 и 1850 годом, принесли автору звание художника

Совет счёл, что он зрелый мастер, и в обучении в стенах Училища больше не нуждается. Этот высокий, крепкий, но стеснительный юноша из купеческой семьи проявил удивительную восприимчивость к красоте сочетания архитектуры и природы.

Просёлок

На картине “Проселок” изображена разбитая ливнем просёлочная дорога, превратившаяся практически в сплошную лужу.

Вероятно, дождь закончился совсем недавно — серое небо еще затянуто мраком, а ветер все еще теребит деревья, расположенные вдоль дороги.

Сквозь тучи робко пробиваются солнечные лучи, а слева от дороги виднеется яркое пятно свежей зеленой травы.

Полотно вселяет в зрителя ощущение тоски и вселенского одиночества, периодически знакомое каждому художнику, и в какой-то степени отражает тяжелое эмоциональное состояние, в котором пребывал Саврасов во время её создания.

Хотя маленькие участки света говорят о надежде, ещё теплящейся в сердце мастера.

Алексей Саврасов: биография и творчество художника

???? Приветствую любителей живописи! В статье «Алексей Саврасов: биография и творчество» — о жизни и картинах знаменитого российского пейзажиста. В конце статьи вы можете посмотреть картины художника (видео).

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) входит в число знаменитых пейзажистов России и основателей направления передвижников. Своим творчеством он проложил начало новому этапу в русской живописи. Наиболее известной из всех его произведений стало полотно «Грачи прилетели».

Саврасов: биография

Будущий живописец родился в Москве. Талант к рисованию у него обнаружился еще в детстве, и в 1844 г., против воли отца, он начинает учебу в училище живописи в Москве. Первую известность ему принесло произведение «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду».

«Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Молодому человеку на момент написания этой картины исполнился всего 21 год. Он уже обладал прекрасной техникой и был способен разглядеть романтику в убогих деревенских селениях, распознать тайну прекрасного.

Он продолжает писать. В 1854 г. за полотна «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег…», созданные близ Санкт-Петербурга, заслуживает почетное звание академика.

Уже в тот период творчества Саврасова можно увидеть насколько новаторским был его стиль для живописи. Постоянно экспериментируя с цветом, он использует широкую, контрастную палитру оттенков.

Добавляя к этому детализированность, способность передавать атмосферу через мельчайшие подробности, ему удаётся создавать необычайно реалистичные картины.

Примерно с шестидесятых по восьмидесятые годы, Алексей Саврасов активно творит и участвует в общественной жизни. Преподаёт, участвует в создании пособия по живописи, а также различных выставках, в том числе заграничных. Получает несколько наград и становится одним из основателей «Товарищества передвижников».

«Грачи прилетели» 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этот наиболее благополучный период его жизни он создает свою знаменитую картину, которая увидела свет на первой выставке художников-передвижников: «Грачи прилетели».

Саврасов очень точно смог изобразить этот тонкий, едва заметный момент перехода зимы к весне. Снег ещё лежит, но уже виднеются проталины и первые лужицы. Разнообразие серых тонов картины очень точно отображают момент, когда природа только просыпается.

Однако прилёт грачей из дальних стран и понемногу теплеющее небо знаменуют скорое обновление и начало новой жизни в природе.

Последние годы жизни

Ближе к восьмидесятым годам заметен спад творчества художника в связи с развившимся алкоголизмом на почве семейной трагедии. В 1871 году погибает горячо любимая дочь, а через пять лет распадается брак. Жена, лишает его возможности видеться с детьми.

«Пейзаж. Село Волынское», 1887

Саврасов пишет все реже и в более мрачных тонах, его картины пользуются, куда меньшим спросом. В 1887 он создает картину «Пейзаж. Село Волынское»

Из-за алкоголизма, он лишился работы и положения в обществе. Он потерял многих друзей и, главное, семью. Погибает он в полном одиночестве и бедности в 1897 году.

Творчество Саврасова

Всё свое творчество Саврасов посвятил любви к России, её природе. Он видел прекрасное в обыденности русских сёл и деревень. Сквозь их простоту и где-то убогость, он сумел разглядеть своеобразную красоту — «Весенний день» (1873).

Пейзажи с изображением русской природы, всегда вызывали душевный отклик у художника. Им посвящено всё его творчество «Дорога в лесу» (1871).

В каждой картине им изображается бескрайний простор и могущество родной природы. Его пейзажи дарят чувство причастности к некому таинству жизни. Ощущается уединённость этих мест, которая будто возвращает к вечной истине («Рожь» 1881).

Такие же теплые чувства он испытывал к сёлам и деревням, полным простоты и где-то неблагополучия, но всё же приятные взгляду. В его творчестве чувствуется определенный трагизм, свойственный русскому народу, и ему же присущие духовные силы и простор.

Описание картины Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

К известным и очень красивым пейзажам Алексея Саврасова относится картина «Лосиный остров в Сокольниках». Именно этим воспроизведением автор подвел итог одному из периодов творчества. Именно в то время он очень органично сочетал романтический настрой с элементами символизма и даже реализма. Картина была написана в 1869 году, а в 1870 она уже получила премию на конкурсе московского общества любителей художеств. Также это полотно пополнило коллекцию П. М. Третьякова.

Само полотно «Лосиный остров в Сокольниках» представляет собой красивой уголок природы в окрестностях Москвы. Автор изобразил обычный солнечный день. Небо слегка покрыто тучами, но лучики солнца ярко освещают поляну. На ней пасется несколько коров. На заднем плане виднеется густая чаща леса. Сосны уже очень высокие и старые. Они как охранники берегут покой стада. На переднем плане небольшой прудик, который со временем уже затянуло болотной травой. Автор так красиво и тонко изобразил детали, что глядя на воду и ее отблеск солнечных лучей, кажется, будто это лежит зеркало в красивом природном обрамлении.

Казалось бы, обычный сельский пейзаж, но автор настолько тонко прорисовывает каждый миг, что вся картина, кажется какой-то загадочно-романтичной. Цвета подобраны очень реалистично, и даже темные оттенки в лучах солнца кажутся яркими и веселыми. Очень тщательно вырисованы каждые элементы, деревья, травы, кустики. Автор непросто рисует природу, он сам любуется ее и творит целую поэзию.

Глядя на картину, в душе просыпается какое-то тепло и уют. И даже темные, большие, густые сосны не наводят никакого страха. Своим произведением Алексей Савров хочет показать нам красоту в обыденном мире. Она вокруг нас. Ее не надо искать, ее надо любоваться.

Эта картина стала итогом целого периода саврасовско-го творчества, хронологически совпадающего с 1860-ми годами. В это десятилетие художник «претворил» романтические увлечения молодости в зрелый и очень своеобразный реализм, сильно «отдающий» символизмом и метафизикой. В этом отличие Саврасова от того же Шишкина — при всей схожести ряда их любимых тем и сюжетов. Образ соснового леса, созданный в этой работе, у него не самодостаточен, а скорее функционален, — в том смысле, что это не просто любование негромкой русской природой, а эмоциональное и почти религиозное утверждение единства «земли» и «неба». Вместе с тем картина «Лосиный остров» — одна из важнейших «глав» в созданной Саврасовым подробнейшей «энциклопедии» Подмосковья, представляющей особый интерес для нас, обитателей начала XXI века. Сегодняшний зритель воспринимает подобные образы с трепетом и неизбывной ностальгией. За эту картину Саврасов получил первую премию на конкурсе 1870 года, проводившемся московским Обществом любителей художеств. Ее приобрел П. Третьяков в свою коллекцию — это было говорящей оценкой этого шедевра.

«Лосиный остров в Сокольниках»

— картина русского художника Алексея Саврасова (1830-1897), написанная в 1869 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 825). Размер картины — 62 × 88 см .

Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова

16/06/2020

Представляем вам самые знаменитые работы вкупе с интересными фактами из биографии знаменитого русского художника, автора ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели» Саврасова Алексея Кондратьевича.

Однокласники

Сам Алексей Кондратьевич. 1870-е годы Способности к живописи у будущего художника обнаружились в ранней юности. Отец мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», но маленький Алексей в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, в 1849 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Камень в лесу у Разлива — Алексей Кондратьевич Саврасов. 1849. Холст, масло. Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Третьяковым в 1858 году.

Вид в окрестностях Ораниенбаума

Морской берег в окрестностях Ораниенбаума Вместе с русским живописцем Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».

Сельский вид

Лосиный остров в Сокольниках

Домик в провинции В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появилась его самая знаменитая — «Грачи прилетели», а также «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и другие.

Грачи прилетели

Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году. В конце 1870-х годов Саврасов начал страдать алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы, и в 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Село Волынское «В последние годы, когда Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает русский писатель Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды». Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 8 октября 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

Поделитесь этим постом с друзьями

Однокласники

Источник

Мария

1870-е годы – высший творческий расцвет

С начала нового десятилетия в творчестве Саврасова появились иные мотивы. Теперь художника манят русские просторы не только близ Москвы, он выезжает на Оку, Волгу. Под Костромой, Юрьевцем, Казанью, Нижним Новгородом выискивает впечатляющие пейзажи и выразительных героев.

Именно здесь, в Поволжье, в 1871 году художник начал свою картину «Грачи прилетели», которая приобрела наибольшую известность. Произведения Алексея Кондратьевича Саврасова часто рождались как результат весеннего вдохновения, всегда имеющего влияние на чуткую душу художника, что бы ни случилось (в феврале 1871-го умерла его новорожденная дочь). В московской мастерской художник картину закончил, и она стала экспонатом первой выставки Товарищества передвижников, организации, созданной при активном участии Саврасова (он в числе прочих был учредителем и членом правления).

Своим ученикам Саврасов говорил: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Живописец действительно любил жизнь и поэзию, преклонялся перед Пушкиным. Неоднократно бывая в пушкинских местах, исполнил несколько картин и рисунков, на которых окрестности Михайловского, некогда вдохновлявшего поэта, и его могила.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом. Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Личное и безвозвратный крах

Волга 1874 г.

В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».

Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».

Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.

Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.

Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.

А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».

Определение слова «Саврасов» по БСЭ:

Саврасов — Алексей Кондратьевич , русский живописец-пейзажист. Учился у К. И. Рабуса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54), где в 1857-82 руководил пейзажным классом. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В ранних произведениях С. преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851, Третьяковская галерея). В 1850-60-х гг. С. чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, там же), к усилению эмоционального звучания светотени. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871, там же), где С., изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Лирической непосредственностью, интересом к Пленэру, иногда возвышенно-философским переосмыслением мотивов отличаются и последующие произведения С. («Просёлок», 1873, «Дворик», 1870-е гг., — оба там же. «Могила над Волгой», 1874, частное собрание, Москва). Один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, С. оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 — начала 20 вв. (К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Лит.: Федоров-Давыдов А. А., Саврасов, М., 1957. Новоуспенский Н., Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897, Л. — М., 1967. А. К. Саврасов. «Просёлок». 1873. Третьяковская галерея. Москва. В. Г. Перов. Портрет А. К. Саврасова. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. А. К. Саврасов. «Грачи прилетели». 1871. Третьяковская галерея. Москва.

Саврасов: не только «Грачи», но и реки

Волга. Дали. 1870-е

Родоначальник русского лирического пейзажа А.К. Саврасов и русские реки.

Чаще всего он, разумеется, писал Волгу, а внимания больше всего уделял передаче воздуха. Сама живопись получилась многослойной и богатой оттенками.

Волга. 1870-еВолга. Дали. Первая половина 1870-х

Есть, впрочем, картины не такие туманные, но всё равно лиричные:

Пейзаж. Берег Волги. 1874Разлив Волги под Ярославлем. 1871На Волге. Первая половина 1870-х

Есть ещё ярче:

Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е Волга близ Городца. 1870

Есть немного быта. Например, с рыбаками:

Рыбаки на Волге. 1872Пейзаж с лодкой. 1860-еПейзаж с рекой и рыбаком. 1859

Встречается и столь любимый Саврасовым вертикальный формат:

Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-хНа Волге. 1875

Одна из самых узнаваемых картин художника:

Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874

Другие реки:

Берег реки Ве. . ги в низовьях. 1870-еЛесистый берег реки Москвы. 1859

Необычный формат картины:

Речной пейзаж. 1880-1890-е

И ещё несколько удивительно красивых по колориту картин:

Берег реки. 1879Костер у рекиПейзаж с рекой. 1880-еПлоты. 1868

Личное и безвозвратный крах

Волга 1874 г.

В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».

Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».

Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.

Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.

Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.

А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».

«Грачи прилетели» — описание картины

Картина «Грачи прилетели» была представлена на открытии первой выставки передвижников в Петербурге в 1871 году.  Ее появление сравнивают с наступлением весны в русской живописи. У картины останавливались в молчании тысячи посетителей.

Первый день весны. На сером небе показалось желтоватое облако. Теплый солнечный луч дотронулся до озябших веточек берез и замшелых бревен забора. Звенит весенняя капель. Повсюду лежит потемневший крупитчатый снег, деревья мерзнут в начавшихся разливах.

Здесь на окраине села образовалось озеро с талой водой и льдистой кашей. Прилетевшие с юга грачи облюбовали деревья для строительства гнезд. Кипит работа и стоит неумолчный птичий гомон.

Уходящая зима, заждавшиеся тепла деревья, коричнево-сизые дали, вьющийся из трубы дымок…  У зрителя возникает чувство единства, близости, родства с этими до боли знакомыми явлениями.

Душевное состояние человека и жизнь природы перекликаются: цветовые оттенки травы и неба, ритм ветвей, заборов совпадают с оттенками чувств и мыслей художника.

Рекомендации родителям

Как помочь ребенку написать сочинение по картине «Грачи прилетели»?

Попросите ребенка описать картину.  Для этого задайте ребенку несколько наводящих вопросов:

Какое время года показано на картине?
Какие приметы ранней весны   здесь видны?  (рыхлый снег, возвращение грачей, изморозь на ветках деревьев, первый весенний разлив…)

Можно ли назвать картину музыкальной? Какие звуковые ассоциации она вызывает? (Эту картину отличает музыкальность

Это проявляется в звуковых ассоциациях в виде весеннего гомона грачей).

Что привлекает особое внимание?
На какие мельчайшие детали обращает наше внимание художник? (Разбросанные сухие ветки, прогуливающийся по снегу грач, серый дым из трубы дома, снегирь, сидящий на дереве за забором, освещенные солнцем крыши, заборы, церковные здания…)

Какие люди замечают все тонкости природы?  (Внимательные, чуткие, добрые…)

Какими качествами обладал Саврасов?
Нравится ли эта картина? Какая она? Что в ней нам знакомо и близко?
В чем же заключается красота? (в простых вещах и радостях: прилете и гомоне грачей, в строительстве птичьих гнезд, в звоне капели…)

Примечания

  1. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н-Я. — С. 280. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5 .
  2. (HTML). Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 6 ноября 2014.
  3. С. Королёва. Алексей Кондратьевич Саврасов (Великие художники, том 22). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда , 2010. — С. 15-17. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-195-3 .
  4. К. Герц . Конкурс Московского общества любителей художеств. — Современная летопись , 1870, № 14, с. 4
  5. Н. Н. Новоуспенский. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Москва: Искусство , 1967. — 134 с.
  6. В. В. Мешков . // Огонёк . — 1950 (№ 15, 9 апреля). — С. 25 .

Годы творческой активности. 1860-е

Пейзаж с рекой и рыбаком

В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.

Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.

Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».

Алексей Саврасов – мастер лирического пейзажа

Русские победы

Публике Саврасов известен картинами «Грачи прилетели», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

А. Саврасов «Весна. Грачи прилетели», 1872

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве. В тот год в древнюю столицу пришла страшная эпидемия холеры, но семейство Саврасовых беда миновала.

Отец мелкий торговец, мечтал войти в купеческое сословие и стать купцом хотя бы третьей гильдии. Сына, естественно, представлял только в этом качестве.

Однако у Алеши были другие интересы, его увлекло рисование, в детстве, будучи учеником городского трехклассного училища, он начал писать картинки гуашью и акварелью. Его рисунками заинтересовались торговцы на Ильинке и Никольской улице. Там бойко торговали лубочными изделиями, книгами и гравюрами.

Здесь же Алеша познакомился с одним художником, который увидев творческий потенциал мальчика, посоветовал поступать в художественное училище. Алексей поступил Московское училище живописи и ваяния, здесь он учился на курсе у художника видописца Карла Рабуса.

За картину «Вид Московского Кремля при луне» (1851), написанную во время учебы, был удостоен звания неклассного художника.

После поездки в 1852 году по Малороссии написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи», вызвавшие положительные отклики у критиков.

«Пейзажи г. Саврасова… дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника, вследствие теплого и вместе с тем разумного воззрения на природу… самобытность его таланта несомненна», – отмечал художник Николай Рамазанов.

У Саврасова была возможность стать художником, приближенным к императорской семье, Мария Николаевна готова была ему покровительствовать, но он предпочел вернуться в Москву и трудиться самостоятельно.

Такова его самая известная картина «Грачи прилетели», на ней нет каких-либо необычных красот. Грязный проселок, серый снег, голое дерево, грачи – совершенно банальная картинка, которая, однако, искрится любовью к Родине.

Эта картина сослужила живописцу плохую службу, долгое время он считался художником одной картины. После смерти второй дочери в его пейзажах стали появляться трагичные, мрачные нотки. 

Алексей Кондратьевич преподавал, среди его учеников знаменитые художники Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров. Был он одним из основателей и деятельных участников Товарищества передвижных художественных выставок.

В последние годы жизнь не была к нему щедра: у него началась болезнь глаз, пришлось оставить преподавательскую работу, он развелся с женой, много пил. На жизнь зарабатывал продажей копий своих старых работ.

Умер в 1897 году в одной из московских больниц, которую называли «чернорабочей». На его могиле, на Ваганьковском кладбище установили простой деревянный крест.

темы

Новости партнеров

Популярные сочинения

  • Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь
  • Сочинение Приемная семья рассуждение В жизни каждого человека нет ничего важнее семьи. Именно она дарит нам любовь, добро и теплоту. В семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. В ней можно почувствовать себя по-настоящему счастливым
  • Сочинение про собаку (1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 класс) Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями

Признание августейшими особами, академик, преподаватель

В 1854 году прошла выставка, на которой были замечены незаурядные картины живописца. Саврасов картины продавал охотно – «Степь с чумаками вечером» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая в тот период президентский пост в Императорской академии художеств. Она пригласила художника в свою загородную резиденцию. Здесь, в Сергиевке, 24-летний Саврасов написал пейзажи, за которые Совет Академии присвоил ему звание академика.

В 1855 году художник вернулся в Москву, в родные места, которые писал с особым воодушевлением. В 1857-м умер его наставник Рабус, и Саврасову предложили принять руководство пейзажным классом училища вместо него. Ученики Саврасова любили. В воспоминаниях Константина Коровина учитель был человеком «совершенно особой кротости», учившим видеть и понимать природу. Он предпочитал заниматься с учениками на природе, среди зелени, вдыхая свежий воздух, глядя на облака и впитывая эту красоту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: