Крестьянский сын
Сам Василий Максимов был родом из деревни Лопино Петербурской губернии. Отца не стало, когда мальчику было шесть лет. Мать определила его в иконописную школу при монастыре. Но вскоре, Василию тогда исполнилось десять, женщина сильно простудилась и тоже умерла. Мальчик остался послушником в монастыре и потом всю свою жизнь будет с благодарностью вспоминать иеромонаха Антония Бочкова, который познакомил его с произведениями Николая Гоголя, Ивана Крылова, греческого Плутарха, стихами Александра Пушкина…
Едва мальчик повзрослел, как старший брат отвёз его в Санкт-Петербург. Всю дорогу Василий ехал на возу с сеном и получил незабываемые впечатления от этой поездки. В городе он поступил на службу в иконописную мастерскую. Юному творцу пришлось поменять много хозяев. Один бил, другой сжигал книги… Чтоб заработать на пропитание, юноша начал писать портреты местных торговцев. Так в трудах и лишениях прошло пять лет.
Жанровая живопись «Бабушкины сказки» | Картины с видами Минска
Сегодня мы почти не можем представить нашу жизнь без компьютеров, телефонов, телевизоров и прочих средств информации и развлечения, прочно связывающих нас с окружающим миром. Мы привычно достаем из кармана телефон, как только появляется свободное время. Ведь мы ни минуты не можем прожить без наших драгоценных гаджетов, чувствуя себя словно не в своей тарелке без них…
Да, мы хорошо осознаем, что, увы, зависимы от современных благ цивилизации, и нам кажется, что так было всегда. Но к счастью, когда-то все было иначе. Чтобы вернуться туда, когда нам еще не были знакомы слова «телефон», «планшет» и «интернет», попробуйте купить картину «Бабушкины сказки», которая поможет вернуть то настоящее, что мы, к сожалению, утратили, став взрослыми…
Картина маслом «Бабушкины сказки» — словно ласковый привет из прошлого тем, кто живет сегодня в мире бесконечной информации и суеты. На ней свет ясного весеннего утра мягко освещает комнату через большое окно в деревянной раме, забранное тонкой решеткой. Свет ложится на красновато-коричневые стены, стол темного дерева со стоящими на нем лампадкой и шкатулкой, на прелестную картину с цветущим букетом в красивой овальной раме, и на тяжелый кованый сундук, из которого струится дорогой атлас, золотая нить и прочие вещицы, которые в умелых руках превращаются в редкой красоты шитье.
Рядом с сундуком сидит девочка. Она сидит к нам спиной, прямо на ковре. На ней прелестное лазурно-голубое платье, лежащее вокруг нее красивыми мягкими складками. Оно перехвачено сзади, на спине, нежно-розовой лентой, которая добавляет девочке юного очарования. Каштановые волосы забраны в низкий изящный пучок, позволяющий любоваться тонкой нежной шейкой. Нам не видно лица девочки, но мы точно знаем, что она очень мила. Но она сама сейчас об этом вовсе не думает. Ее не забавляет даже очаровательный котенок, играющий упавшим на пол клубком, хотя в другое время она с огромным удовольствием поиграла бы с ним.
Все внимание девочки в голубом платье сосредоточено на любимой бабушке, сидящей напротив, спиной к окну. Бабушка спокойно занимается вязанием, которое лежит у нее на коленях
Ее руки двигаются уверенно и плавно, и так же плавно она рассказывает свои необыкновенные сказки. Эти сказки — о добре и зле, о красоте, о любви, о том, что не обязательно видеть, но нужно чувствовать сердцем. И если вы понимаете, что утратили это прекрасное ощущение, посмотрите на эту картину, мысленно вернитесь туда, когда у вас ничего не было и при этом все было возможно…
Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки» Картины художников
Картина «Бабушкины сказки» поражает своей достоверностью, правдивостью изображения.
Художник, сам выходец из деревни, как никто другой знал и понимал крестьянский быт. Тяжелая работа, скудные радости, нечастый отдых, все это было частью и его собственной судьбы.
Каждый нес свою посильную лепту – мужики справлялись с тяжелой, физической работой, женщины тащили на себе дом, да и в работе от мужчин не отставали. Хватало забот и у детей – с малых лет в няньках, в помощниках, много ли доставалось радости, да игр беспечных? Да и когда играть, если родители гнули спины дотемна.
Старики и старухи тоже- как могли облегчали жизнь остальных домочадцев – готовка еды, для которой и воды надо притащить, и дров, а силы уже не те…
Вот и радости было, что бабушкины сказки темными вечерами, при лучине, когда уже трудный день позади, когда наступает покой и умиротворение.
В
центре картины, ярким пятном высвечено лицо старушки- рассказчицы. Взгляд ее задумчив, вероятно, ей и видится то, о чем она складно придумывает.
Руки устало уложены на фартук, у нее тоже был нелегкий день, но сейчас льется сказка, и дети в эту небыль верят. Сама-то она знает, как редко прилетает птицы счастья, оттого и взор потухший, и весь облик выражает покорность и равнодушие, но немигающие глазенки детей не дают замолчать.
Похоже, что не только детей уводит в волшебные миры рассказ старушки. Вот молодая женщина, подперев щеку, с интересом вслушивается в сказку. Мать, кормящая ребенка, призадумалась. Быть может, она сравнивает свою жизнь и ту, сказочную, которой никогда не суждено осуществиться?
Даже молодой мужчина, остановившись у дверей, задержался на минутку. Он не верит в сказки, но… А вдруг, что-то такое есть? И только старик занят своим делом. Он много пожил, он знает, что ни его самого, ни его семью не ждет ничего волшебного.
Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:18:34
Первый успех
В 1864 году Максимов становится членом Художественной артели, возглавляемой Петром Крестоносцевым. Артель была организована «для совместной работы и жизни» подобно артели Ивана Крамского, но просуществовала немногим более года. Однако труды Максимова сразу заметили. Его картина «Больное дитя» была удостоена золотой медали Академии художеств «за экспрессию».
Это полотно стало своеобразной «отправной точкой», от которой начался отсчёт серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры. В родной деревне у него на глазах умирала 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько потрясла молодого мастера, что он решил запечатлеть всё, что врезалось в сердце.
К сожалению, нам эта работа известна лишь по офорту, но даже он позволяет отметить талант художника.
Василий Максимов: картины, биография
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
«Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину.., — говорил Иван Николаевич Крамской глубоко растроганный». Этот отрывок из воспоминаний И. Е.
Репина достаточно красноречиво характеризует творчество Василия Максимовича Максимова, одного из типичнейших представителей «передвижничества» Товарищество передвижных выставок долгие годы являлось оплотом всего честного, передового, демократического в русском искусстве. А Максимов и по рождению и по всем симпатиям своим в жизни и искусстве был близок народу.
Крестьянский сын, рано пристрастившийся к рисованию, он, кажется, принял на себя добровольно мытарства жизни, полной нужды и лишений ради служения искусством родному народу. Еще мальчиком изведал он удел монастырского послушника, потом ученика иконописца.
Только собственному упорству, да таланту был он обязан приемом в 1862 году в Петербургскую Академию художеств. Юный вольнослушатель окончил курс с присвоением звания классного художника.
В Обществе поощрения художников в Петербурге в начале 1868 года он выставил свою картину «Бабушкины сказки» и получил за нее премию, продление академической стипендии и еще нечто гораздо большее — П. М. Третьяков приобрел это полотно для своей галереи.
Второе значительное произведение Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) полностью оправдало надежды, возлагаемые на молодого живописца передовой художественной общественностью того времени.
Деревенская свадебная застолица была передана в картине необыкновенно правдиво и выразительно.
Уже /подают хлеб-соль атому злому старику в заснеженной шубе, священник обращается к жениху с увещеванием, мать успокаивает невесту, а невозмутимые старики крестьяне сохраняют полное спокойствие.
Картина была принята очень хорошо, в 1878 году ее автор (получил звание академика, хотя идея «Прихода колдуна» — показ достоинства и глубины чувств простых людей, естественно, была не по сердцу академическим «чиновникам от искусства».
Следующей заметной вехой на творческом пути Максимова была картина «Семейный раздел» (1876) с изображением весьма типичного явления в жизни пореформенной русской деревни.
Семейное имущество делится между родными братьями в присутствии понятых, и голос крови заглушается страстью к наживе. Третьяков оценил по достоинству новый капитальный труд художника.
В 80-х годах у Максимова было много начинаний. Он ездил на Волгу, делал зарисовки, этюды, приступал к жанровым композициям, написал несколько небольших картин. Выделялось среди них полотно «Больной мужик» (1881).
На нем была изображена внутренность крестьянской избы с бревенчатыми стенами, иконами в углу, немудрящей обстановкой. Под образами на лавке в тяжком забытьи лежит кормилец семьи, у его изголовья в безмолвном отчаянии застыла жена. Босая, изнуренная трудом и горем, она обратилась к последнему средству — молитве.
Нелегкая крестьянская доля воплощена и в других произведениях Максимова, таких как «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Пережил старуху» (1896), «Лихая свекровь» (1893).
Барыня погрузилась в сладостные воспоминания, а на лице пожилой крестьянки застыла усталость. Передавая русская критика справедливо усматривала социальное начало в картине. «…Это тема, чудесно взятая и чудесно представленная… Максимов не потух и не стушевался.
В нем еще добрый запас ощущения русской жизни»,— писал по поводу ее известный критик В. В. Стасов,
Судьба однако не баловала художника. Всю жизнь его преследует бедность. Но он всегда был неподкупен в своих убеждениях, стойко встречал трудности и был до конца своих дней верен идейно-реалистическому искусству.
Автопортрет
В декабре 1863 года Василий Максимов написал автопортрет, на котором изобразил человека, осознающего свою внутреннюю незаурядность. Увидев его, сразу понимаешь, что художник уверен в своих силах. Луч света скользит и словно запутывается в копне непокорных кудрей, создавая свечение вокруг лица. Осанка юноши несколько горделива, голова в смелом полуобороте на зрителя, в выражении лица чистота и открытость, душевный строй приподнят. Небрежно запахнутый халат и не застёгнутый ворот рубашки дополняют характеристику романтической раскованности…
Получив в 1866 году звание классного художника 3-й степени, Максимов покидает Петербург и отправляется в деревню Шубино Тверской губернии, в имение князя Голенищева-Кутузова на должность домашнего учителя рисования.
Позднее он скажет Павлу Третьякову, что никогда не писал городских дам в шёлковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешёл навсегда к деревенской жизни…
Слава и забвение
Картины «Всё в прошлом» и «Колдун на деревенской свадьбе» сделали художника Максимова известным и успешным. Но крестьянский сын не сумел пройти испытание медными трубами. Последние 20 лет жизни этого талантливого мастера прошли в депрессии, болезнях, пьянстве и нищете…
Художник умер в ноябре 1911-го в возрасте 67 лет в своей родной деревне под Санкт-Петербургом. Крестьяне, которых писал всю жизнь, воздали ему последние почести, неся на руках гроб до самого погоста.
Из статьи Ильи Репина, написанной на смерть художника Василия Максимова: «… И писал свои картины Василий Максимович всегда в глуши, в деревне, окружённый этим самым народом, в крестьянской избе, построенной без всяких прикрас мужиком.
Топорная светёлка была его мастерской. А вдохновители и критики — все тут же под боком. Полная изба приходила к Василию Максимовичу по его зову, народ здраво и умно разбирал каждый его труд.
Василий Максимович не раз рассказывал, как много приходилось ему переделывать по замечаниям деревенских друзей. До тех пор не считал он своей картины законченной, пока она не была совершенно одобрена ими».
Больное дитяПриход колдуна на крестьянскую свадьбуАвтопортретВсё в прошлом
Наталья Швец
Публикация по теме: «Некрасов в период «Последних песен» — самая сильная работа Ивана Крамского