Описание картины
Сюжет картины отображает любимую художником тему — море и небо. Описанию этих стихий посвящена значительная часть работ Айвазовского. Полотно ошеломляет своим величием и могуществом. Зритель невольно ощущает буйство водной стихии. Художник дает почувствовать прикосновение ветра и услышать грохот разбушевавшихся волн.
Живописцу удалось изобразить начало бури на Черном море. Это момент, когда волны зарождаются далеко от берега и постепенно накатываются, вырастая до огромных размеров. Беспокойное состояние ощущается задолго до начало шторма. Вода приобретает темный свинцовый оттенок. Небо темнеет. Ярок солнечный свет, но он едва пробивается сквозь тучи. Художник дает почувствовать волнение и качку. Каждое движение воды и воздуха на картине передает нарастающую тревогу и чувство опасности.
Композиция полотна состоит из двух равных частей:
- беспокойная черная вода;
- нависающее над поверхностью воды хмурое темное небо.
Множество цветов и эмоций сочетает в себе море. Сочинение-описание должно точно передать, как оно воздействует на настроение. Состояние поверхности Черного моря полностью соответствует названию. Перед зрителем предстает темная стихия, лишь в некоторых местах покрытая небольшими шапками белой пены. Ажурные гребни на волнах подчеркивают устрашающую темную глубину моря. На их поверхностью отражаются лучи солнца, которые совсем скоро скроются за тучами.
Картина создает эффект присутствия: волны накатываются от горизонта в сторону зрителя. Такая особенность письма позволила создать реалистичный пейзаж. Описание картины Айвазовского «Море» позволяет увидеть, как художник наделил морскую стихию дыханием и ритмом, словно это живой организм.
Виднеется едва заметный силуэт парусника, застигнутого непогодой в открытом море. Парус подчеркивает масштабность стихии. Он кажется одиноким и беззащитным. Неслучайно художник лишь обозначает его легким мазком кисти. Белый парус для живописца является символом надежды и готовности борьбы с непредсказуемым бушующим морем.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Ледяные горы в Антарктиде Айвазовского Полотно «Ледяные горы в Антарктиде» известно на весь мир. Написал его знаменитый живописец И. Айвазовский в 1870 г. для Феодосийского археологического музея
- Сочинение на тему Летние каникулы (3, 4, 5, 6 класс) Вот и настало долгожданное лето. Мои одноклассники разъехались кто куда: на моря, в деревни к бабушкам, в лагеря отдыха. А я в этом году летние каникулы провел весьма необычно.
- Сочинение Господина Н. из повести Ася (Характеристика и образ) Повесть И.С. Тургенева «Ася» является одним из лучших лирических произведений в русской литературе. Очень тонко и точно автор сумел передать непростые эмоции, которые испытывали
Роль картины в творчестве
Картина Айвазовского «Черное море», история создания которой уходит в далекий 1881 год, стала символом проявления мастерства художника. В ней прослеживается фирменный стиль Айвазовского, который присущ только ему. Только этот мастер может так досконально, несколькими мазками и слоями изобразить красоту и прозрачность водной глади, показать ее волнения.
Стоит отметить, что картина стала пушечным выстрелом по мнениям критиков, которые сообщали, что стиль работ Айвазовского уже устарел, и творения не популярны и не интересны. Но как показало время, картины Айвазовского остаются востребованными и сегодня, поражая своей эмоциональной глубиной и современных посетителей галереи, где выставляются полотна.
Картина Айвазовского «Черное море» оказывает достаточно сильное психологическое и эмоциональное воздействие на каждого, кто на нее смотрит. Она, по мнению многих, это результат осмысления особенностей водной стихии. Художник чувствовал не только внутреннюю и внешнюю красоту морских просторов, но и восхищался потенциальной мощью моря. Это не единственная картина Айвазовского, которая восхищает и поражает могуществом водной стихии, а также умением автора передавать настроение каждой волны морского пространства.
Сюжет картины
Простата сюжета художника прослеживается и в этой картине. Айвазовский «Черное море» — это очередное творение, где отображены две любимые стихии автора – море и небо. Сразу при первом взгляде бросается четкая линия далекого горизонта, что разделяет все полотно на две части. Именно эта тонкая белая полоска дает каждому надежду на лучшее будущее, на возможность спрятаться от стихии. В этом и кроется все описание Айвазовского «Черное море». Но нельзя говорить про сюжет картины, не уточнив про один момент. Вдали около линии горизонта виднеется едва заметный силуэт морского судна. Автор неслучайно сделал его едва различимым, простым взмахом кисти.
Фрагмент картины
Черное море в творчестве Айвазовского
Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах. Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий. Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.
Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях – в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.
Автор
Жизнь Айвазовского была очень яркой и насыщенной. Большую часть времени он проводил в родном Крыму, на побережье Черного моря, которое его вдохновляло на написание картин.
Рассмотрим основные события из его жизни:
- Айвазовский Иван Константинович (при рождении Ованнес Айвазян), русский художник-маринист с армянскими корнями, уроженец и почётный гражданин г. Феодосия. Родился 29.07.1817г., умер 19.04.1900г. в возрасте 82 лет.
- С юных лет любил рисовать и играть на скрипке.
- Обучался в Таврической гимназии и в Академии художеств, из которой был досрочно выпущен с золотой медалью и направлен в командировку в Крым, а потом за рубеж.
- Айвазовский бывал в Европейских странах, Египте, Америке. Поездки вдохновляли его на написание новых картин, но рисовать больше всего он любил Черное море в своём родном городе.
- Художник был дважды женат. В первом браке с Юлией Гревс у супругов родились четыре дочери. Несмотря на это брак был расторгнут из-за нежелания художника жить в столице и физического насилия над супругой. Вторая избранница – Анна Саркисова-Бурназян была моложе Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года. Смерть настигнет ее при оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны.
- Всего у Ивана Константиновича десять внуков, которых он очень любил. Некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками-маринистами.
Айвазовский рисовал полотна в стиле марина. Большая часть его работ в морском стиле.
Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.
Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.
А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.
Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org
Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.
Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.
***
Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.
Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.
Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.
Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.
Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Перейти на главную страницу
Вариант №4
Как только вы посмотрите на данную картину, то сразу же поймете, что она делится на две части. На одной части нарисована вода, а на другой половине нарисована воздух. Море нарисована жутким и даже немного страшным. Оно постоянно колышется и не утихает ни на минуту. А ведь буря еще только недавно началась. А вот небо в отличие от воды кажется намного спокойнее, белее и тише. И многие не согласятся с художником, ведь эти две стихии никак нельзя связывать, но ему удалось все это сделать и получилось превосходно.
Если немного присмотреться, то можно заметить небольших размеров кораблик белого цвета. Когда смотришь на эту картину, то понимаешь, что человек по сравнению с этим не только намного ниже, да и постоять за себя не сможет. Вот так и корабль ничего не может сделать с этой стихией и поддается ей.
Главным героем здесь является море, которое только набирает скорость и потихоньку начинает бушевать и гневаться, а ведь в гневе оно страшное и не повезет морякам, которые еще не успели добраться до суши или только вышли в море. Если долго смотреть на данную картину, то можно представить, что оно является живым и уже с разных сторон дует небольшой ветер, который только набирает скорость. Также на картине представлены волны, которые словно живые движутся в направлении ветра.
Вся картина нарисована при помощи зеленоватых, а также еще и немного серых цветах. И при помощи данных цветов мы может погрузиться в пучину моря и почувствовать его бурю.
Такие картины мог рисовать не каждый художник, а вот Айвазовскому это удалось сделать и очень даже превосходно. А для многих художников данный стиль, который имелся только у данного художника, является недоступным и загадочным, и повторить данное направление у другого художника не получится.
Черное море
Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.
«Ревизор» — комедия Николая Васильевича Гоголя, направленная на высмеивание общественных и человеческих пороков, также активно поднимается проблема чинопочитания, всячески подхалимничает и унижается перед высшими чинами, в надежде им услужить.
Вася является главным героем повести Короленко «В дурном обществе». Вася- сын судьи, а значит не из бедной семьи. Он был всегда сыт, одет, у него были игрушки с которыми он играл, а вот Валек и Маруся были детьми подземелья
Комната моей мечты – это уютное место, свой личный уголок, в котором можно на время спрятаться. Она не должна быть слишком большой, но при этом должна иметь определенное свободное пространство
Сейчас век нанотехнологий, человечество начало забывать о природе и о животных, живущих в ней. С каждым днём планета загрязняется всё больше и больше, почти все люди не представляют какую угрозу, несёт загрязнение и уничтожение природы. Представьте,
Айвазовский относится к художникам-маринистам, то есть тем, кто изображает на своих картинах по большей части морскую стихию. Этот жанр является весьма многогранным и глубоким, и Айвазовский только подчеркивает данный факт своими работами.
Мрачная атмосфера картины является как бы нагнетающей и немного пугающей. Зритель может только гадать, какие тайны скрываются в глубине пучины, а, как известно, неизвестность пугает больше всего. Именно этим фактом воспользовался художник для того чтобы умело нагнетать атмосферу.
Помимо этого картина и в целом является заполненной ощущением какого-то напряжения. Море будто готовится к шторму и волны только начинают раскачиваться и волноваться. Также мрачно и небо, которое, кажется, тоже готовится спустить струи резвой воды на морскую гладь под ним.
Характерной деталью является кораблик в самой дали, который подчеркивает масштабность стихии по сравнению с человеком. Айвазовский, который нередко воспевал именно величие морской стихии, пользуется таким типичным приемом, который прост, но от этого не становится банальным.
Конечно, также в этом есть и своеобразная метафора человеческого существования, которое, в целом, наполнено одиночеством и ничтожно по сравнению с грандиозностью всего остального мира. Личность пребывает на своеобразном морском просторе и омывается различными водами и ветрами. Тем не менее, парус на картине гордо возвышается над морской гладью, подобно тому как человек может возвыситься над всеми перипетиями этого мира.
Цветовая палитра
Айвазовский при написании Черного моря, на этот раз, использовал максимально темную гамму. Цвета получились насыщенными и богатыми, при этом на холсте не встретишь ни одного яркого или «открытого» оттенка. Благодаря использованию в построении картины только полутонов, волны поучаются такими переливающимися и живыми.
В стиле моря написано и небо, которое также затянуто и в напряжении. Свинцовые цвета и темная палитра помогают реалистично ощутить, что грозовые тучи вот-вот готовы разразиться ливнем и соединиться вместе с морской стихией.
Каждый понимает, что очутиться в этот момент в изображенном месте очень опасно. Только где-то на уровне горизонта автор прорисовал светлый луч надежды в виде белых облаков. Именно они позволяют надеяться одинокому кораблю, который стремится на этот свет, что его ждёт светлое будущее, и он доберется до земли, а не пропадет в морской пучине во время страшного урагана, что разыграется в считанные минуты.
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе
На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
Черное море картина Айвазовского. 1881 г.
Айвазовский
Сюжет картины автор задумал довольно простой любимое им море и небо. Бросается в глаза Линия морского горизонта которая делит картину практически пополам, как бы уравновешивая обе стихии – воздуха и воды. Вот и все. Собственно на этом описание этого сюжета можно бы и завершить, предоставив зрителю самостоятельно переживать чувства и эмоции, возникающие при просмотре, если бы не одно обстоятельство. Лишь едва угадываемый силуэт корабля вдали, на самом горизонте, уводящий воображение еще дальше. Но и кораблик замечаешь не с первого взгляда, а после вниательного знакомства , когда взгляд сам по себе удаляется к горизонту, понимая и ощущая удалеющееся пространство.
Картина «Черное море» была создана маринистом И.К.Айвазовским в 1881 году. Размер полотна 149 на 208 см .
Говоря просто, маринист решил показать прекрасное в простом невероятное водное пространство с тяжелыми изумрудными волнами и облачное небо. Но в этом то изюминка и суть самого сюжета. Конечно Иван Айвазовский – уникальный человек в своем роде , непревзойденный талант которого выявился по сути именно в отображении морских живописных видов. Всё другое – корабли, здания, люди на его полотнах служат лишь для создания антуража или в качестве дополнения сюжета, дорисовывая его эмоциональные нюансы.
Но, рисуя море, он остается непревзойденным мастером уже больше сотни лет. Таким образом картина считается одной из самых лучших работ великого художника. Это – заметная ступень в морской энциклопедии К.И. Айвазовского, состоящей из более 4000 видов штормовых и бушующих морских произведений.
Он ее написал уже в творческой зрелости ему было 64 г. В этот период у Айвазовского сливается изобразительный талант и жизненная мудрость с осознанием истинного смысла бытия. Именно такой смысл содержится в обыкновенном и простом на первый взгляд творении Черного моря. Холст повествует зрителю о начинающемся шторме, всю поверхность моря охватила судорожная рябь. Волны, покрываясь пенными гребнями, начинают вырываться из темной непроглядной бездны.
Они уже в поисках себе подобных, чтобы, объединившись, вытянутся ввысь, прикоснуться к тяжелым грозовым облакам, что вот-вот, и затянут весь небосвод с одного фронта до другого. Но это будет возможно потом, а сейчас, вырванные ветром из пучины, и потому изумрудно-прозрачные в еще пронизывающем их свете, волны еще резвятся в предвкушении скорого спокойствя.
Мгновение назад здесь возможно был полный штиль, а в следующее мгновение здесь будет шторм, но ни то, ни другое состояние не раскрывает этого особенного чувства – радостного предвосхищения неизбежной страсти, повлиять на которую не в мощи кому либо. Об этом говорит и угадываемый корабль на горизонте — одним небрежным мазком на холсте шириной в 2 метра художник определил возможности человека в противостоянии со стихией. При создании, название картины было другим – «На Черном море начинает разыгрываться буря», но потом Айвазовский решил сократить название, убрав все подробности своего замысла.
Картина «Черное море» — это наивысшее проявление мастерства художника, и прежде всего, это изображение прозрачной, «мокрой» воды, вызывающее ощущение некой реальности окружающего нас. Это фирменный стиль Айвазовского, определенная последовательность нескольких слоев полупрозрачных мазков, завершающаяся слоем белил, повторить который не могут многие живописцы любители этого мастера и матерые копиисты в наше время.
Эта картина стала пушечным выстрелом по претензиям критиков по поводу устаревшего и однообразного романтизма художника. Публичная демонстрация «Черного моря» сделала совершенно неуместными все сомнения в таланте Айвазовского. При этом даже один из самых ярых и ревностных критиков его творчества, И.Н. Крамской, был восхищен этим полотном, что он даже использовал сей сюжет в качестве декораций в своей картине «Неутешное горе». Впоследствии суровый противник отзывался о картине, как об одном из самых непревзойденных художественных произведений.
Картина «Черное море» демонстрируется в Третьяковской галерее.
Интересные факты
- Иван Айвазовский – один из самых известных в мире авторов, чьи картины всегда вызывали большой интерес у общественности.
- За свою жизнь он написал более шести тысяч картин.
- Благодаря картинам «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи» Айвазовский стать самым дорогим русским художником. Ведь эти полотна были проданы почти за 2,5 млн.$.
- Ещё, эти два произведения искусства находились в зале для переговоров, во время встречи Хрущева и Кеннеди, как тонкий намёк на дружественные отношения между народами.
- Картину «Хаос. Сотворение мира» он подарил Папе Римскому, который был очень впечатлён полотном.
- Айвазовский никогда не рисовал с натуры, а только у себя в мастерской. С собой у него всегда был блокнот, в котором он делал зарисовки.
- Кроме этого, Айвазовский – первый русский живописец, картины которого были на выставках в Лувре.
- Айвазовский не раз был награждён орденами различных степеней, например такими как: Орден Святого Владимира, Орден Белого орла, Орден Спасителя и другие.
- За свою жизнь он устроил 125 выставок в России и за границей, и большую часть денег передал в благотворительность.
- Иван Константинович был знаком со многими известными писателями и композиторами, среди них: А.С. Пушкин, А.П. Чехов, М.И. Глинка.
- Почти всю жизнь маринист прожил в Крыму и жертвовал значительную часть денег на благоустройство Феодосии. Так были открыты: музей, школа искусств, галерея и концертный зал. Во время засухи в 80-х годах, Айвазовский предоставил возможность жителям города бесплатно набирать воду из собственного минерального источника.
- Сегодня его именем названы улицы, космический объект, железнодорожная станция и аэропорт Симферополя. В честь Айвазовского открыты памятники в Феодосии, Симферополе, Кронштадте и Ереване. Кроме этого о жизни и творчестве писателя снято несколько фильмов. Так же имеются почтовые марки СССР с изображением Айвазовского и его самых знаменитых картин, таких как: «Черное море», «Девятый вал», «Морской берег», «Вид Одессы в лунную ночь», «Чесменский бой».
- Полотна Айвазовского до сих пор являются востребованными. Их неоднократно похищали, и некоторые полотна до сих пор не найдены.
- Кроме картины «Черное море» самыми известными изображениями, нарисованными на побережье являются: «Взгляд из Байдарских ворот», «Корабль среди бурного моря», «Пушкин на берегу Чёрного моря» и другие.
«Черное море» и другие картины поражают посетителей выставок своей глубиной и эмоциональностью.
Изобразительные средства
Широкий простор и непокорность моря всегда вызывали восхищение у художника. Фигуры людей, прибрежная растительность, здания и корабли служили только дополнением для изображения морского пейзажа и передачи эмоционального состояния.
Анализ произведения дает возможность понять, что тщательно подобранная палитра красок позволила Айвазовскому точно передать состояние моря перед началом шторма. Используя темные оттенки, он рисует картину разбушевавшейся воды. На полотне нет ярких красок или теплых оттенков. Чтобы придать движущимся волнам живость, он использует только полутона. Чтобы передать дикий необузданный характер Черного моря, автор мастерски использует оттенки:
- зеленовато-синий;
- бирюзовый;
- серый;
- молочный;
- розоватый;
- гранитный;
- серый.
«Черное море»
Картина написана в 1881 году и тогда же приобретена создателем галереи. Во главе картины — сама стихия. Чувствуется, что вот-вот начнется буря, так как тучи уже сгущаются, а гребни волн заметно растут. Сама палитра полотна необычайно богата. В ней присутствуют и безобидные зеленые оттенки, напоминающие о былом спокойствии, и кусочек голубого неба, который помнит безмятежность, и чернеющие ближе к горизонту волны, символизирующие неизбежность разыгравшейся стихии. Небо и волна гармонично сочетаются друг с другом, стремясь стать единым целым. Отсутствие человека лишь придает творениям природы дополнительную самостоятельность — они кажутся живыми и всемогущими. Где-то вдалеке виднеется одинокий корабль. Он крошечный и беспомощный перед морем, которое способно поглотить его в доли секунды. Это лишний раз свидетельствует о ничтожности перед стихией и одновременно говорит об отваге мореплавателей. Она проявляется в жажде странствий, несмотря на непогоду.
Иван Константинович мастерски передал природу вещей. Картина вдохновляет, картина живет и заставляет жить зрителя. Она как бы намекает на то, что мы дышим, пока внутри нас кипит буря. Она призывает к пониманию нашей ничтожности, но вместе с этим намекает, что нужно не бояться плыть против течения.
«Чесменский бой», Айвазовский
Год написания: 1848Размер: 193 × 183 смМестонахождение: Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 102 слова
Батальное полотно Ивана Айвазовского «Чесменский бой» посвящено одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в 1770 году. На картине художник изображает самый разгар битвы.
Спереди и по центру видны статные русские корабли. К одному из них — флагману «Три иерарха» направляется шлюпка с боеприпасами. В глубине бухты полыхают подбитые снарядами турецкие суда. Пламя, которым объяты корабли, высокими столпами поднимается прямо в небо, а густой серый дым перемешивается с пеленой грозных туч. Среди облаков над морем призрачно светит луна.
Всюду в воде видны корабельные осколки, а также упавшие за борт люди. Особенно выделяются фигуры нескольких турецких солдат, пытающихся спастись, схватившись за обломок мачты.
Вариант 2 — Подробно
20 предложений/ 244 слова
«Чесменский бой» Ивана Айвазовского — это батальное полотно, посвящённое одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в Эгейском море. Битва продлилась целых три дня (с 5 по 7 июля 1770 года) и закончилась победой русский войск.
На картине изображён решающий момент сражения, когда перевес сил уже находится на стороне российского флота. Поэтому в глубине бухты можно заметить горящие турецкие корабли. Их корпуса разрушены взрывами и объяты ярким пламенем, которое поднимается к небесам. В воздухе кружат осколки, а по воде плывут обломки деревянных мачт.
Чёрный дым от горящих судов перемешивается с седой пеленой облаков, ещё больше разгоняя в зрителе ощущение тревоги. Сквозь небольшой просвет среди туч над морем бледно светит луна, озаряя своим зеленоватым блеском тёмные воды.
В центре полотна изображены несколько русских судов. Их статные силуэты грациозно возвышаются над волнами. Белые паруса одной из шхун торжественно подняты.
На переднем плане справа можно увидеть часть флагмана российского флота, носящего название «Три иерарха». В его сторону движется шлюпка с боеприпасами. Слева довольно крупно изображены потерпевшие кораблекрушение турецкие солдаты, которые пытаются выжить, хватаясь за плывущие по воде обломки мачты. Эти люди выглядят очень напуганными. Они беспомощно протягивают к небу свои смуглые руки.
Полотно написано в тёмных красках ночи, поэтому и люди, и корабли кажутся на нём объятыми полутьмой. Лишь только яркое зарево пожаров нарушает общий колорит, придавая картине динамичность. Несмотря на тревожность изображаемых событий, в этой работе Айвазовского отчётливо заметны торжественные нотки. Художник гордится непобедимостью российского флота, восхищается силой и стойкостью соотечественников, ведущих нелёгкую борьбу с неприятелем.
см. также:Все сочинения-описания картин