Примечания
- Зал 11: Ван Гог. Неоимпрессионизм (неопр.) (HTML).Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя, 1890 (неопр.) (HTML).Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом) (неопр.) (HTML). ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.arts-museum.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом) (неопр.) (HTML).Московские меценаты современного искусства . ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.artmaecenas.ru. Проверено 15 февраля 2014.
- М.И. Ткач. Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 57. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.
- Vincent van Gogh — The Letters — To Willemien van Gogh. Auvers, Friday, 13 June 1890 (неопр.) (HTML). vangoghletters.org. Проверено 16 февраля 2014.
Описание
Ван Гог, «Молодая крестьянка в соломенной шляпке, сидящая в пшенице» (F774), июнь 1890
Картина изображает женщину в белом платье на фоне пшеничного поля. Из картин Ван Гога, нарисованных в Овере, на двух полотнах изображена одна и та же женщина. Художник описывал её как «юную крестьянку в большой жёлтой шляпе с бантом из небесно-голубых лент». Второй картиной может быть «Молодая крестьянка в соломенной шляпке, сидящая в пшенице».
В картине для драматического эффекта Ван Гог использует «плоскость изображения». «То, как художники используют „плоскость изображения“, — показательная мера, — объясняет Харрисон, — обычно предполагаемых эффектов их работы и их расположения к зрителю». Когда женщина заполняет большую часть графического пространства, она кажется ближе к аудитории. Ван Гог ещё больше затенил её лицо, взгляд женщины «отдалённый и затуманенный». Кроме того, расположение женщины в непосредственной близости делает её эмоциональную отдалённость ещё более «острой».
Астрономы снова вспоминают Ван Гога
Ван Гог, ‘Восход Луны’.
Наверное, нет на свете художника, которым бы так усердно занимались ученые, профессионально далекие от живописи, как голландцем Винсентом Ван Гогом. В преддверии стопятидесятилетия со дня его рождения американский астроном Дональд Олсон разгадал еще одну загадку, связанную с именем великого импрессиониста.
У него есть картина, известная под названием «Восход Луны». На самом деле исследователи творчества Ван Гога далеко не единодушны в том, что это правильное название, — многие считают, что ее вернее было бы назвать «Заход Солнца». Разъяренное багровое чудище, выглядывающее из-за вершины горы, на самом деле может быть и тем и другим светилом. Ситуация осложнялась тем, что точной даты написания картины тоже никто не мог назвать. В середине этого месяца ее назвал Олсон — 12 июля 1889 года.
Дело в том, что, по мнению Олсона, Ван Гог, часто позволяющий себе и запредельное буйство цветов, и искажения перспективы, и зыбкость форм, и прочие импрессионистские штучки, никогда не позволял себе искажать реальность — просто он так видел.
Известны пять картин ночного неба, написанные Ван Гогом, и каждая из них потрясает Олсона своей астрономической точностью.
Пару лет назад Олсон с точностью до часа определил время написания другой картины Ван Гога «Белый дом ночью». Он нашел этот дом, к счастью, сохранившийся, опознал в свирепой звезде, висевшей на картине Ван Гога над этим домом, Венеру — именно благодаря скрупулезности мастера, — а уже отсюда нашел день и час создания шедевра. В тот день, заявляет Олсон, Венера светила особенно ярко.
Убежденный в том, что и в случае с картиной «Восход Луны» великий Винсент не добавил никакой отсебятины, Олсон отправился прошлым летом во Францию. Ему было известно лишь то, что в сентябре 1889 года Ван Гог отослал своему брату Тео посылку с двумя картинами — «Восходом Луны» и куда более известной «Звездной ночью». Знал он также и то, что в мае того же года Ван Гог отправился подлечить свою психику в монастырском приюте в Сан-Реми.
В конце концов Олсон выяснил, что картину Ван Гог писал, глядя из окна своей палаты, что это была совершенно точно Луна (ну, или почти Луна — об этом позже), а уж определить время написания картины с ошибкой плюс-минус одна минута было для астронома делом техники.
Осталась, правда, еще одна загадка, связанная с этой картиной, — тень под горой. Ее не могла оставить Луна, а Солнце вставало не совсем там. По мнению Олсона, эта нестыковка имеет очень простое объяснение. Просто-напросто Ван Гог писал картину в два приема — начинал вечером, а заканчивал утром. Так что на самом деле мы видим на полотне восходящую вечером Луну — с тенями, которые отбрасывает восходящее утром Солнце.
Удивительно, но именно эти две картины, посланные брату в одной посылке, почти предсмертные картины (на следующий год Ван Гог умер), стали объектом самого пристального внимания ученых.
Некоторое время назад именно «Звездная ночь» с ее взвихрившимися звездами привела медиков к разгадке другой тайны художника — его пристрастия к ослепляющему и прожигающему желтому свету его полотен. У Ван Гога, как известно, болезней было намного больше, чем денег, однако пристрастие к желтым цветам многие объясняют его пристрастием к абсенту. Тогда в этот популярный ликер добавляли лекарство сантонин, от которого дети иногда начинали видеть все в желтом цвете. Однако последние исследования показали, что для взрослого человека мир пожелтеет только после того, как он выпьет единовременно около 200 кварт (228 литров) абсента.
По мнению ученых, желтая палитра Ван Гога обязана своим существованием его эпилепсии. С 1890 года он лечился от нее по рецептам доктора Поля-Фердинанда Гаше и в соответствии с ними пил дигиталис. Это лекарство, применяемое сегодня разве что против сердечных приступов и, как сейчас известно, никакого отношения к лечению эпилепсии не имеющее, тогда было очень популярно как средство против падучей. Но хроническое отравление дигиталисом может в ряде случаев сделать мир для больного желтым, и, в частности, он будет видеть желтые круги вокруг звезд — точь-в-точь такие, какие мы видим на знаменитой картине Ван Гога «Звездная ночь».
Происхождение
- Йоханна Ван Гог-Бонгер (1862-1925), невестка художника из Амстердама, продала картину в августе 1908 года Ж. Х. де Буа. Пять картин, проданных Йоханной, вошли в коллекцию Национальной галереи искусств .
- Дж. Х. де Буа, торговец произведениями искусства и директор Гаагского филиала галереи К. М. Ван Гога, владел картиной часть 1908 года. К. М. Ван Гог был дядей Винсента.
- Рихард Кислинг (1862-1913) из Цюриха, страстный коллекционер с 4000 картин, купил картину в 1908 году у Ж. Х. де Буа.
- Картина была у Хедвиг Глатт-Кислинг из Цюриха с 1908 по 1929 год.
- В то время картина была у галериста из Цюриха Макса Боллага . Он продал его в 1951 году Честеру Дейлу.
- Картина принадлежала Честеру Дейлу (1882-1962) из Нью-Йорка с 1951 по 1963 год.
- В 1963 году картина была завещана Национальной художественной галерее и помещена в собрание Честера Дейла. Честер Дейл, столь же увлеченный и успешный в своей коллекции произведений искусства, как и на Уолл-стрит , в 1962 году завещал Национальной художественной галерее некоторые из самых важных произведений французской живописи конца 19 — начала 20 веков в Америке.
Определение «Ван Гог» по БСЭ:
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30.3.1853, Грот-Зюндерт, Голландия, — 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 — учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров. защита их интересов привела В. Г. к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. В. Г. с увлечением рисует обездоленных людей — шахтёров Боринажа, а позже — крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-85. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло. «Едоки картофеля», 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, В. Г. соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей. В 1886-88, живя в Париже, В. Г. посещает частную студию. одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок («Мост через Сену», 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам. «Портрет папаши Танги», 1887, Музей Родена, Париж). Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга («Жатва. Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», оба — 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет («Спальня ван Гога в Арле», 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа В. Г. в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль. В. Г. попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений — от исступленного отчаяния («У врат вечности», 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов («Дорога с кипарисами и звёздами», 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Творчество В. Г. отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость В. Г., его порывистая экспрессия и трагический пафос. ими определяется особое место В. Г. в искусстве Постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал. Соч.: Письма, пер. с голл., Л.-М., 1966. Лит.: , Ван-Гог, . Faille J.-B. de, Vincent van Gogh, P., 1939. Weisbach W., Vincent van Gogh, Bd 1-2, Basel, 1949-51. В. ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом». 1889. Частное собрание. Чикаго. В. ван Гог. «Пейзаж в Овере после дождя». 1890. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.