Винсент ван гог

Картина едоки картофеля — ван гог

«Автопортрет» Винсента Ван Гога (1887-88 гг): краткое содержание

  • Став художником, Ван Гог изобразил целую галерею автопортретов, которым и давал незамысловатое название — «Автопортрет». Мы же рассмотрим написанный масляными красками автопортрет, когда сам «натурщик» пребывал в Париже.
  • Что можно сказать об этом мужском лице? Сразу видно, что человек этот далеко не молод. Выражение черных глаз испуганное и как бы чем-то озабоченное. Что его пугало – нечто увиденное или переживаемое им в то время – кто знает?
  • Рыжего цвета бородка, хмурое худощавое лицо с мимическими морщинами, весьма крупный нос – все это не дает возможности назвать автора красивым или хотя бы симпатичным. А вот очень больным, можно вполне из-за залысин, мешков под глазами и нездорового цвета лица.
  • Автопортрет словно подернут рябью, и остается впечатление, будто это и не картина вовсе, а хроника давно ушедших лет, в которой главный герой постепенно увядает.
  • Картина Ван Гога выписана рыжими, коричневыми, охровыми, черными и зеленовато-желтыми крупными мазками. Она скорее напоминает панно, для создания которого использовали воск или цветной пластилин.
  • Хотя Ван Гог и является признанной во всем мире личностью, но критики утверждают, что именно эту работу можно назвать посредственной.

Автопортрет

Акт первый. Любовь

В июле 1884 года мать Ван Гога оказалась прикована к постели. Винсент бросил все силы на то, чтобы ухаживать за ней. Творчество временно отошло на второй план.

Мать художника учила женщин шитью. На время болезни ее заменила Маргарета Бегеманн, которую все звали Марго. Но несмотря на замену, уроки по-прежнему проходили в доме Ван Гогов. Там-то Марго и заметила, как нежно Ван Гог заботился о матери. Девушка влюбилась, а Винсент с радостью отдался отношениям, предоставив ей всю инициативу.

Марго стала всюду сопровождать друга-художника. Она восхищалась Винсентом и радовалась любой возможности побыть рядом. Заметим, что женщина была старше художника на двенадцать лет, не бывала замужем и жила с мамой и сестрами.

Почему лица персонажей так некрасивы?

Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?

На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.

Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме 

Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.

Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.

Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.

Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.

Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.

О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Цветущие ветки миндаля

В год своей кончины Ван Гог создал прекрасное произведение, отличающееся мягкостью и умиротворенностью. Эту картину художник посвятил своему новорожденному племяннику. Цветы миндаля олицетворяют начало новой жизни, так как распускаются одними из первых.

В отличие от других полотен автора на этой картине отсутствуют яркие цвета, в том числе оттенки желтого. Лазурное небо и нежные цветы, занимающие практически всю площадь картины, являются воплощением счастья и радости.

Композиция картины и характерные четкие контуры навеяны японскими мотивами. Винсент как-то признался брату, что считает эту работу самым главным своим шедевром.

Автор

Винсент Ван Гог (р. 30.03.1853 – ум. 29.07.1890) родился в южной части Нидерландов, в деревне Грот-Зюндерт. Отцом его был лютеранский пастор. Образование художника было отрывочным:

  1. До 11 лет Ван Гог проходил домашнее обучение.
  2. В 1864 г. он поступил в интернат в городе Зевенберген.
  3. Два года спустя будущий художник переводится в Тилбург, в колледж Виллема II.

Наконец, в 1868 г. он бросает обучение и возвращается домой. С 1869 года он работает в художественно-торговой компании своего дяди Винсента, добивается на этом поприще успеха и переводится в Лондон. В это же время художник увлекается живописью. В 1875 г. последовал перевод в Париж, где Ван Гог впервые заявляет о себе как о деятеле искусства. Увлечение живописью привело через год к увольнению и возвращению в Англию. Ван Гог находит работу учителя в школе Айзлворта и все больше проявляет интерес к религии и профессии пастора. В конце 1876-го года художник возвращается на Родину. Ван Гог стал миссионером, но вскоре был отстранен от этого занятия Церковью.

Окончательно разочаровавшись во всем остальном, Ван Гог решает посвятить себя изобразительному искусству. Он поступает в Королевскую Академию изящных искусств в Брюсселе, но скоро переходит на самообразование. В конце этого насыщенного периода, в апреле 1865 г., были написаны «Едоки картофеля».

Композиция полотна

Картина показывает нюнэнскую крестьянскую семью, которая сидит вокруг грубого прямоугольного стола. Показывая три поколения семьи, которые ожидают вечернюю трапезу, Ван Гог пытается передать зрителю всю бедность и угрюмость вечера. Молодая женщина делит печеный картофель между всеми членами семьи, а пожилая наливает в чашки ячменное кофе. Как писал сам художник, он хотел предать запах картофеля, ему отчасти это удалось, но мрачность картины выдвигается на первый план. На каждом из сидящих, можно лицезреть отпечаток тяжелых трудовых будней. Скромная еда, это все что они могут себе позволить сегодня, да и завтра трапеза мало чем будет отличаться. Масляный светильник, создает тусклую обстановку прибавляя в сюжет еще больше бедности.

Стараясь сделать картину идеальной, Винсент специально искажает формы и пропорции крестьянских лиц. Живописец считал свою работу шедевром, поэтому он отправил литографию произведения одному своему другу Антону Ван Раппарду, который был более опытным мастером кисти. Однако он раскритиковал композицию, назвав работу беглой и не серьезной, к тому же, Раппард указал на плохую передачу движений героев. Критика друга очень задела самолюбие Ван Гога и больше они не общались. Однако его друг был от части прав. До картины которую он написал маслом, было создано литографическое изображение. В этой работе черты лица семейства более реалистичны и менее грубы. Картина олицетворяет честный крестьянский труд, который хоть и бедно, но кормит семью.

Сложная композиция

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.

Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.

Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.

Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.

Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.

А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.

«Едоки картофеля», Винсент Ван Гог: сатира ли это?

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Своей работой Ван Гог хотел передать «пар от картофеля» в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).

Название композиции — «Едоки картофеля» — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.

Акт второй. Удар по репутации

У родственников Марго Ван Гог особого доверия не вызывал: неопрятный, в изношенных башмаках и грязной рубашке, от него воняло красками, а ногти были чернее, чем у крестьян. Не подкупало даже и то, что их Марго искренне его обожала. Вскоре Ван Гог действительно наломал дров: слишком поторопился с предложением и получил отказ.

Художник не мучался: сильных чувств к даме он не испытывал. Она же впала в отчаяние: злилась на мать, разлучившую с возлюбленным, и паниковала, что больше не встретит достойного мужчину.

Во время очередной прогулки с Марго случился припадок. Винсент бросился к ней и обнаружил, что она приняла яд: уж лучше умереть, чем жить в одиночестве! Ван Гог оказал девушке помощь — ее стошнило — и отвез к родителям. Чтобы избежать слухов и позора, они отправили Марго лечиться в другой город. Однако ее неожиданное отсутствие бросило тень на Ван Гога.

До этого эпизода люди спокойно относились к чудаку, который без цели шатался по деревне, искал гнезда в лесу, подолгу наблюдал за ткачами и часто уходил в поля с мольбертом и палитрой. Но попытка Марго покончить с собой стала серьезным ударом по его репутации.

История создания

К работе над «Едоками» художник приступил весной 1885 года и в апреле завершил её. Картина была создана в «нюэненский период» (Ван Гог в это время проживал и творил в местечке под названием Нюэнен). Именно тогда сформировался творческий почерк, особенный стиль живописца, прославивший своеобразного автора на весь мир.

Картина не сразу получилась согласно авторской задумке. Перед тем как перейти к созданию большого полотна, Ван Гог прорабатывал детали будущей композиции на маленьких эскизах. Эти наброски в большинстве своем были уничтожены самим создателем, а редкие сохранившиеся экземпляры котируются у ценителей искусства в не меньшей степени, чем основная картина.

Идею своей работы в общих чертах Винсент описал в письме брату Тео: на холсте живописец попытался с помощью красок передать право людей, работающих на земле, вкушать пищу, выращенную собственными руками.

Если кто-то думает, что беспокойный художник создал данную картину силой своего воспаленного воображения, то он глубоко заблуждается на этот счет. Для того, чтобы ухватить атмосферу бедняцких трапез, Ван Гог попросил разрешения присутствовать на ужине одного небогатого семейства. В историю вошла фамилия групповых натурщиков – де Гроот. Те были не против немного попозировать. А нам в наследство достался настоящий шедевр!

Интересные факты

Поскольку у Ван Гога не было классического образования, на многих картинах заметны ошибки в пропорциях и перспективе.
Художник серьёзно занимался живописью только десять лет, но написал больше двух тысяч работ.
Свои полотна Ван Гог подписывал именем, а не фамилией, потому что считал её непонятной и сложно произносимой для французов.
Существует альтернативная версия смерти Ван Гога: некоторые исследователи полагают, что это было не самоубийство. Возможно, в художника выстрелили в ходе деревенской потасовки.
Брат Тео, поддерживающий Ван Гога на протяжении всей жизни финансово и морально, скончался меньше чем через год после самоубийства Винсента. У него тоже произошло помутнение рассудка: он даже пытался убить жену и ребёнка.
Творчество Ван Гога стало популярным и продаваемым только после смерти художника

В его честь были организованы несколько выставок в Европе, на которых художественное сообщество наконец обратило внимание на работы.
Произведения Ван Гога занимают первые строчки в рейтингах самых дорогих произведений искусства. Например, «Портрет доктора Гаше» был продан за $ 82,5 млн. Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.

Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.

Акт четвертый. Едоки картофеля

Финальных версий картины получилось две. Но лишь на самой последней стоит автограф художника. Сегодня работой можно полюбоваться в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Члены семьи Де Гроот расположены асимметрично вокруг стола, но наша фантазия может начертить между ними воображаемый круг. Взгляды Гордины и ее брата пересекаются, образуя эффект театральных кулис, и помогают вывести из глубины круговое движение, которое смыкается на фигуре девочки, изображенной к нам спиной. Члены семьи расположены асимметрично вокруг стола, но наша фантазия может начертить между ними воображаемый круг. Пар поднимается от еще горячего картофеля и сгущается в треугольнике света от висящей над столом лампы.

«Я хотел, чтобы зритель мог почувствовать людей, поедающих картофель при свете лампады, чтобы он осязал, как руки, еще с утра копавшие землю, теперь тянутся к тарелке. Эта картина — о ценности ручного труда, о том, как крестьяне честным трудом зарабатывают себе на жизнь»

Был ли Ван Гог изгоем? И почему так и не получил признания при жизни? Секреты художника, спрятанные в ночных пейзажах и ярких полях, раскроет итальянский искусствовед Константино Д’Орацио в книге «Таинственный Ван Гог». 

Описание картины Ван Гога

Искусство и развлечения 9 августа 2016

Ван Гог считал картину “Едоки картофеля” лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.

Год написания и обстоятельства

Картина “Едоки картофеля” стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть.

Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя… Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте.

Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Натурщики

Люди, изображенные на картине “Едоки картофеля”, — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына.

Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой.

Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле – едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.

Выстраданное полотно

Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза.

Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж.

Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.

“Едоки картофеля”, Винсент Ван Гог: сатира ли это?

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Своей работой Ван Гог хотел передать “пар от картофеля” в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).

Название композиции — “Едоки картофеля” — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.

Ван Гог, “Едоки картофеля”: описание

На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень.

Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.

После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.

В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление.Ее массивные руки вовсе не похожи на женские. Возможно, она задается вопросом о том, неужели такая же жизнь ждет и ее детей.

Остальные персонажи просто заняты едой. Мать разливает кофе по чашкам, потупив глаза, отец уже пьет горячий напиток.

Их жизнь, вращающаяся вокруг картофеля, однообразна и невесела, но они уже давно приняли это как данность и смирились.

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Описание картины

Винсент Ван Гог – нидерландский художник с мировой славой. Картину Едоки картофеля он создал в самом начале нюэненского периода своего творчества. Она демонстрирует зачатки его нового художественного метода. Мрачным по колориту полотном Ван Гог иллюстрирует повседневную жизнь крестьянина, занятого тяжелым трудом и пожинающего его скудные плоды. Картина «Едоки картофеля» считается первым выдающимся произведением этого художника, с которого начинают проявляться характерные для него в будущем черты живописи.

Картина «Едоки картофеля» написана масляными красками. Ее оригинальные размеры — 82×114 см. Основа композиции полотна «Едоки картофеля» — крестьянская семья за ужином. Атмосфера – мрачная и унылая, ужинающие погружены в полумрак, комната освещается одной лишь тусклой лампой, подвешенной в центре к потолку. Некоторые искусствоведы связывают особую мрачность произведения «Едоки картофеля» с тем, что Ван Гог закончил его спустя два дня после смерти отца. Однако, главная цель атмосферы – подчеркнуть тяжесть ежедневного крестьянского труда и безысходность положения главных героев.

Ван Гог изобразил на полотне «Едоки картофеля» пятеро людей – двое мужчин и три женщины. Картина подчеркивает их лица – грубые, уставшие, измученные, и позы – немного карикатурные. «Едоки картофеля» собрались вечером после дня каторжной работы пожинать скудные плоды своего труда – на столе только блюдо с картошкой и кофе, разлитый по самым простым кружкам. Вместе с этим, картина демонстрирует дружность и сплоченность семьи – люди заняты оживленным разговором, из лица обращены друг к другу.

Ван Гог показывает — «Едоки картофеля» грубы, но не озлоблены. Их одежда проста, но опрятна, волосы женщин аккуратно убраны под чепчики. Картина говорит — эти крестьяне не порочны, их сердца чисты, не тронуты бурными страстями. Они живут своим ежедневным тяжелейшим трудом на земле и довольствуются скромным вознаграждением, которое он может дать.

Винсент Ван Гог (р. 30.03.1853 – ум. 29.07.1890) родился в южной части Нидерландов, в деревне Грот-Зюндерт. Отцом его был лютеранский пастор. Образование художника было отрывочным:

До 11 лет Ван Гог проходил домашнее обучение.

В 1864 г. он поступил в интернат в городе Зевенберген.

Два года спустя будущий художник переводится в Тилбург, в колледж Виллема II.

Наконец, в 1868 г. он бросает обучение и возвращается домой. С 1869 года он работает в художественно-торговой компании своего дяди Винсента, добивается на этом поприще успеха и переводится в Лондон. В это же время художник увлекается живописью. В 1875 г. последовал перевод в Париж, где Ван Гог впервые заявляет о себе как о деятеле искусства. Увлечение живописью привело через год к увольнению и возвращению в Англию. Ван Гог находит работу учителя в школе Айзлворта и все больше проявляет интерес к религии и профессии пастора. В конце 1876-го года художник возвращается на Родину. Ван Гог стал миссионером, но вскоре был отстранен от этого занятия Церковью.

Окончательно разочаровавшись во всем остальном, Ван Гог решает посвятить себя изобразительному искусству. Он поступает в Королевскую Академию изящных искусств в Брюсселе, но скоро переходит на самообразование. В конце этого насыщенного периода, в апреле 1865 г., были написаны «Едоки картофеля».

В 1886 г. Ван Гог уезжает к брату в Париж, где начинается самый плодотворный период его творчества, пишется одна картина за другой. Необычный художественный метод, основанный на реализме и вдохновленный японским искусством, стал его визитной карточкой. Умер Ван Гог в 1890 г. Похоронен в Франции, в Овер-Сюр-Уаз.

Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля.

Год создания: 1885

De Aardappeleters

Холст, масло.

Оригинальный размер: 82 × 114 см

Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Картина всемирно известного нидерландского художника. «Едоки карто́феля» (нидерл.

De Aardappeleters) — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, которую он написал в апреле 1885 в нидерландском селении Нюэнен. Сейчас она размещена в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Это первая картина, созданная художником в так называемый «нюэненский период», в который начала проявляться художественная манера художника.

Описание картины Винсента Ван Гога «Едоки картофеля»

Картина Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» – это, пожалуй, единственное полотно гениального художника, созданное по канонам классического искусства. Сюжет картины довольно прост. Вокруг небольшого стола, скудно освещенного керосиновой лампой, ужинает семья. Пожилая женщина разливает по чашкам кофе, мужчина справа держит чашку в руке, еще трое едят из общего блюда.

Видно, что помещение очень тесное, стены обступают персонажей со всех сторон, хозяйке достаточно протянуть руку, чтобы взять с плиты чайник. Из украшений на стене только ходики и икона.

Но небольшое пространство жилища не давит, а создает впечатление защищённости от внешнего мира, внутреннего покоя и согласия в этой семье.

Никто из сидящих не смотрит друг на друга. Их лица выглядят безучастными, кажется, что их мысли только о том, что закончился ещё один тяжелый день, после скудного ужина они лягут спать, чтобы завтра снова тяжело работать за гроши. Но это их жизнь, и они благодарны судьбе за то, что у них есть кров, пища и родные рядом.

Цветовое решение картины продиктовано темой земли, картофеля, который растет в ней. Стены, одежда, лица – всё землистое, серое, пыльное. На полотне нет ни одного яркого пятна, только маленький огонек лампы как символ надежды и утешения в их одиночестве, которое исходит от каждого из них. 

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).

Картина “Звездная ночь

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.

Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.

Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.

Могила Винсента Ван Гога

Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

Тео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

Ранние годы: моя юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной» (1853-1868)

родился в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов 30 марта 1853 года. Для малыша родители выбрали имя Винсент, что в переводе с латыни означает «победоносный». Ровно за год до этого в семье произошла трагедия: на свет появился первенец, который почти сразу же умер, — в честь него пара и назвала второго ребёнка. Когда Винсент подрос, он часто ходил к могиле своего умершего брата и любил сидеть там, размышляя о чём-то.

Отец Теодор Ван Гог происходил из когда-то знатного рода и был «‎‎священником по наследству» — большинство мужчин в его семье отдали себя религии. Он обладал мягкими чертами лица, всегда был вежлив и готов помочь прихожанам, которые с теплом относились к пастору и называли его ‎‎славным. Мать Анна Корнелия Карбентус, дочь придворного мастера-переплётчика, отличалась взрывным характером: в одну секунду излучала нежность и ласку, а через минуту её охватывала вспышка гнева. Женщина любила фантазировать и заниматься сочинительством — время от времени писала длинные письма, где рассуждала о жизни и откровенничала, а также покрывала тетрадные листы незамысловатыми фигурками животных и растений.

Отец Теодорус Ван Гог Мать Анна Корнелия Карбентус Ван Гог Брат Тео Ван Гог

Со временем дом священника наполнился детским смехом и щебетанием: в семье появились ещё пятеро малышей. Будучи взрослым, Винсент поддерживал связь лишь с сестрой Вил и братом Теодором. Тео стал настоящим другом для художника и сопровождал его в течение всей жизни — на протяжении многих лет братья вели переписку, из которой сохранились более 600 писем.

Своей противоречивостью Винсент в чём-то повторял характер матери: в один день был молчаливым и задумчивым, но в другой — самым громким среди детей; любил блуждать по окрестностям в одиночестве — но часто организовывал шумные игры с братьями и сёстрами; мог нагрубить и высказать колкости дома — но односельчане помнили его тихим и послушным ребёнком. Такой же двойственной была и его тяга к искусству: иногда Винсент приносил матери свои рисунки и фигурки из глины, но буквально через мгновенье мог с яростью разорвать или разломать их.

Уже будучи взрослым, он писал про себя: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно. Я часто говорю или делаю что-то слишком быстро, когда лучше было бы выждать. Мне кажется, многие творят подобное тоже. А раз так, то что поделать? Нужно ли считать себя опасным и ни на что негодным? Я так не думаю».

Рисунок Ван Гога в возрасте 9 лет

Когда Винсенту шёл двенадцатый год, отец отправил его в школу-пансион Зевенберга, небольшого города в двадцати километрах от дома. Мальчик чувствовал себя одиноким и покинутым и упрашивал родителей забрать его обратно. Вместо этого через пару лет отец перевёл его в среднюю школу города Тилбурга. Там Винсент понемногу занимался живописью, но всё равно не чувствовал счастья и через два года в возрасте пятнадцати лет без объяснения причин вернулся домой. Позже в письме к Тео он говорил, что его юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной».

Факт № 4

Едоки картофеля ели свою еду в семь часов.

В домике едоков картофеля так темно, что вы не сразу можете заметить, что на стене слева висят часы. Если присмотреться, то можно увидеть, что сейчас семь часов вечера: время ужина!

Картофель в этот период ели в течение дня — жареный, тушеный или в бутербродах. Здесь картофель только что сварен — от него идет пар.

На картине есть и другие «скрытые» детали: рядом с часами висит религиозная гравюра для благословения дома, а сбоку от камина прикреплен чурбак со столовыми приборами. Рядом дымятся сосиски, хотя их труднее разобрать. На спинке стула слева действительно написано «Винсент», но этого уже не видно, так как краска потемнела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: