Императорская академия
Рис. 2. Художественная академия Санкт-Петербурга
Замысел обучения в престижнейшем учебном заведении удалось осуществить не сразу. Лишь с третьей попытки малообразованный самоучка был удостоен звания свободного художника и допущен к сдаче экзаменов. Академия не только открыла для Куинджи дорогу к знаниям, но и новые полезные знакомства.
Художник знакомится с признанными мастерами Ильей Репиным, Иваном Крамским, которые увлекают его идеями передвижничества. Это популярное в последней трети XIX века движение в искусстве, прежде всего изобразительном, оказало заметное влияние на творчество художника. Своими картинами периода 1870-1875 годов он доказал, что угнетенное положение российского крестьянства можно передать в том числе и в пейзажной живописи.
Несмотря на успех у публики, Куинджи понимал, что его художественная манера нуждается в трансформации и постепенно отошёл от социальных идей передвижников. Первые полотна, имеющие подлинный успех у критиков, были написаны им на острове Валаам — популярном в то время месте паломничества многих художников. Именно там была написана картина «На острове Валаам», позже выставлявшаяся в Вене и ставшая первым полотном художника, которое приобрел Павел Третьяков. Куинджи перестает посещать Академию художеств, позже он окончательно уходит из товарищества передвижников.
Краткая биография
- В 1865 г. молодой человек приехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Только с третьей попытки, после создания картины «Татарская сакля в Крыму», начинающему живописцу было присвоено звание свободного (неклассного) художника.
- А в 1870 г., после подачи прошения в совет учебного заведения, Куинджи удалось стать вольнослушателем Академии.
- Летом 1870 г. художник посетил остров Валаам и так был впечатлён красотой местной природы, что возвращался сюда не единожды, писал пейзажи. Один из них «На острове Валааме», написанный в 1873 г., стал первой картиной мастера, которую приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.
- Во время учёбы Архип познакомился с передвижниками, чьи идеи молодому художнику оказались близки. Под их влиянием в 1872 г. Куинджи написал картину «Осенняя распутица», которая принесла ему звание классного художника.
- В том же духе автор создал ещё 2 работы: «Забытая деревня» (1874 г.) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.). Все 3 картины объединяли мрачный колорит, стремление изобразить окружающую действительность, социальная тематика. Картины были представлены на выставке передвижников и имели большой успех. Добившись признания, художник перестал посещать Академию.
- В 1874 г. за картину «Снег» Куинджи был награждён бронзовой медалью международной лондонской выставки.
- В 1875 г. на очередной выставке передвижников художник представил картину «Степи», принятую публикой очень благосклонно. В этом же году живописец стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя уже начал охладевать к их идеям и искать свой путь.
- В следующем году всеобщее восхищение вызвала работа мастера «Украинская ночь». С этой картины начался период творческих поисков художника, называемый исследователями «романтическим». Куинджи много работал с цветом, пространством, искал новые выразительные средства, добиваясь особой глубины, яркости и некоторой декоративности изображения.
- В 1878 г. Архип Иванович участвовал во Всемирной парижской выставке. Оригинальный стиль его произведений вызвал восторг у публики и критиков.
- В этом же году художник приступил к работе над картиной «Вечер на Украине», создание которой заняло у мастера более 20 лет.
- Художник тщательно изучил принципы импрессионизма и переосмыслил их в своём стиле. Это хорошо видно на полотнах 1879 г.: «Север», «После дождя», «Берёзовая роща».
- В конце 1879 г. Куинджи, поругавшись с М. К. Клодтом из-за критической статьи последнего, вышел из Товарищества передвижников. Но со многими членами этого общества художник сохранил дружеские отношения.
- В 1880 г. в Обществе поощрения художеств была устроена выставка одной картины – «Лунной ночи на Днепре». Под руководством живописца все окна в зале были задрапированы, а само полотно освещено электрическим лучом. Выставка имела грандиозный успех и стала настоящей сенсацией в обществе. Художник, применяя новые красочные пигменты, сумел добиться невиданного ранее цвета. Правда, со временем картина потемнела, т.к. новые краски оказались нестабильны, но смотрится она по сей день эффектно. С этой работы начался новый, «философский», период в творчестве мастера.
- В 1881 г. с таким же успехом прошла моновыставка картины «Берёзовая роща». А представленная год спустя работа «Днепр утром» была принята публикой прохладно.
- Следующие 20 лет стали годами затворничества художника. Находясь на пике славы и, по-видимому, устав от суеты, восторженных и критических замечаний в свой адрес, он удалился от общественной жизни. Уединившись в своей мастерской, он много работал, но никому не показывал свои произведения. В этот период мастер создал более 300 графических и около 500 живописных работ и эскизов.
- В 1886 г. Архип Иванович приобрёл участок земли в Крыму. Через некоторое время он построил на этом участке имение, где часто проводил пленэрные занятия с учениками.
- В 1888 г. состоялась поездка Куинджи на Кавказ. Под впечатлением от путешествия Архип Иванович создал ряд романтических горных пейзажей.
- С 1884 по 1897 гг. Архип Иванович преподавал в Академии художеств и руководил пейзажной мастерской.
- В 1901 г. художник показал ученикам и друзьям несколько своих работ, среди которых были: законченный «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
- Осенью того же года состоялась последняя прижизненная выставка работ мастера.
- В 1908 г. Куинджи основал Общество поддержки художников, которому завещал своё крымское имение и большую сумму денег.
- В 1910 г. художник подхватил воспаление лёгких и тяжело заболел.
- 11 (24 по новому стилю) 1910 г. в возрасте 68 лет Архип Иванович Куинджи скончался.
«Лунная ночь на Днепре», Куинджи
Год написания: 1880Размер: 105 × 146 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 117 слов
«Лунная ночь на Днепре» по праву считается одной из лучших работ Архипа Куинджи. К сожалению, полотно не дошло до нас в первозданном виде, поскольку краски его потемнели под воздействием влажного морского воздуха и яркого света. Тем не менее от этого работа живописца не утратила своего очарования.
На полотне изображён спокойный сельский пейзаж. В зеленоватом призрачном сиянии луны по равнине медленно течёт широкая река Днепр. На её правом берегу расположились маленькие хатки-мазанки. Вдалеке виднеются острые крылья мельницы, на переднем плане изображены ветви кустарников и деревьев. Левое побережье полностью скрывается во тьме.
Природа на картине Куинджи кажется окутанной тайной. Удивительный оттенок вод Днепра, а также необычная яркость лунного диска и по сей день не перестают восхищать поклонников творчества художника.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 243 слова
Картина «Лунная ночь на Днепре» — это настоящий шедевр Архипа Куинджи, к созданию которого, по собственным словам художника, он шёл всю жизнь. К сожалению, в настоящий момент мы не имеем возможности наблюдать первозданных оттенков полотна. Оно долгое время находилось под воздействием влажного морского воздуха и яркого света, из-за чего потемнело. Тем не менее от этого работа живописца не утратила своего очарования.
На картине изображён ночной сельский пейзаж. По раскинувшейся в низине равнине красиво извиваясь течёт широкая река Днепр. Её воды в призрачном сиянии луны сверкают таинственным зеленоватым светом. Именно он и по сей день очаровывает зрителей, заставляя их искренне любоваться красотой изображённой на полотне природы.
На правом берегу реки хаотично расположились скромные невысокие украинские хатки. Вдалеке виднеются острые крылья мельницы. На переднем плане заметны очертания ветвей кустарников и деревьев.
Тиха и спокойна лунная ночь на Днепре. На ровной поверхности воды совсем не видно ряби, поэтому она кажется почти зеркальной. Глубокая темнота окружает всё вокруг, делая невозможным увидеть что-либо вдали. Большую плоскость полотна занимает небо. Оно затянуто густой пеленой серых облаков, но художнику чудом удалось поймать тот удачный момент, когда из-за туч ненадолго появилась луна.
Луна на полотне Куинджи не только окрасила воды Днепра в необычный зелёный цвет, но и осветила пространство вокруг себя, создав на небе совершенно чарующий рисунок. Яркий золотой оттенок лунного диска долгое время заставлял зрителей думать, что художник использовал для своих картин специальную электрическую подсветку, но это, конечно же, было не так. Волшебство работ Куинджи заключается в исключительном мастерстве живописца.
см. также:Все сочинения-описания картин
Первая работа по душе
В Мариуполе Куинджи удалось устроиться в салон местного фотографа ретушёром. Эта работа приближала его к заветной мечте и давала опыт в приобретении художественных навыков. Оставалось и достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремлённый юноша продолжил заниматься ретушированием. Спустя три года, переехав в Таганрог, этой же работе посвятил следующие 5 лет жизни: в центральном фотосалоне С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год Куинджи Архип, амбициозный и трудолюбивый, увлечённо и терпеливо работает, учится и оттачивает своё мастерство.
День Днепра: 10 фактов о главной водной артерии Украины
Ежегодно в первую субботу июля украинцы празднуют Международный день Днепра. В этом году этот праздник отметят 6 июля. Редакция ХОЧУ подготовила для вас 10 интересных фактов о главной водной артерии Украины!
Оценка — 4.5 из 5 возможных на основе 2 голосов
Ежегодно, начиная с 2013 года, в первую субботу июля отмечают День реки Днепр. Такой праздник был введен для привлечения внимания к экологии водных ресурсов Украины.
С давних времен Днепр обеспечивал жителей водой и рыбой и служил важным торговым каналом. Днепр — крупнейшая река Европы после Дуная и Волги, а в Украине ей нет равных.
Первое празднование Дня Днепра состоялось в 2003 году
Целью было привлечь внимание к экологическим проблемам реки
Читать также Гадания на Ивана Купала: что можно узнать о своей судьбе
Далее подборка самых интересных фактов о главной реке Украины.
- В древности река называлась Борисфен. Римляне дали ей имя Данаприс. Славяне называли Славутичем.
- Днепр — четвертая по длине река Европы (после Волги, Дуная и Урала). Ее длина составляет 2201 км (до постройки водохранилищ — 2285 м). Самое длинное русло — 1121 км — река имеет в границах Украины.
- Именно на Днепре в 988 году князь Владимир окрестил Русь. В его водах были крещены киевляне и сам князь.
- В честь реки названы две станции метро — в Киеве и городе Днепр, футбольные клубы в городе Днепр, Могилев и Смоленск, ракета носитель и шахта. А также такие города, как Верхнеднепровск, Днепродзержинск, Днепрорудное, Каменка-Днепровская и Днепро.
- Известные писатели такие как Тарас Шевченко и Николай Гоголь восхищались масштабами и красотой реки и неоднократно упоминали в своих рассказах и стихах. «Реве та стогне Дніпр широкий», — писал Кобзарь.Слова Гоголя стали крылатыми — «Редкая птица долетит до середины Днепра».
- Раньше весной Днепр так сильно разливался, что жители Киева перемещались по улицам на лодках. А дома на Трухановом острове и вовсе строили на сваях.
- Первый понтонный мост через Днепр был построен в XII веке. Такие мосты позже возводились регулярно и разбирались на зиму. Капитальный же мост в пределах Киева (Николаевский) появился только в 1853-м (полностью разрушен в 1920 году).
- Свое начало река берет в Смоленской области России и впадает в Черное море.
- По данным ученых, если человечество также бездумно будет относиться к реке, то через 50-200 лет устье Днепра может изменить течение и вода станет соленой.
- Днепр изображен на картинах А.М. Васнецова «Днепр перед бурей», А.И. Куинджи «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», И.К. Айвазовского «Варяги на Днепре», А.И. Иванова «Переправа Гоголя через Днепр», Н.А. Сергеева «Тоня на Днепре» и др.
Многие интересуются: что можно и нельзя делать на Ивана Купала: традиции праздника.
Поделиться Подписаться Подписаться
Направление и символизм работ Куинджи
Куинджи всегда искал свой путь в искусстве
Каждая новая его работа была открытием, которая приковывала внимание. Ранние работы Куинджи «Осенняя распутица», «Ладожское озеро» и «На острове Валааме» принесли ему истинное восхищение и призвание. Многие говорят, что они написаны под влиянием работ Айвазовского
Но Куинджи быстро нашел свой фирменный стиль в пейзаже и наполнил его философским смыслом. Кстати, с «Ладожским озером» был связан громкий и грязный инцидент. Художник-маринист Руфин Судковский представил миру картину «Мертвый штиль». После презентации Куинджи обвинил Руфина в плагиате «Ладожского озера». В это некрасивое разбирательство вмешались и другие творцы – кто-то был на стороне Судковского, а кто-то рьяно утверждал, что его картина – почти копия Куинджи. Творческое сообщество художников признало правым Куинджи
Многие говорят, что они написаны под влиянием работ Айвазовского. Но Куинджи быстро нашел свой фирменный стиль в пейзаже и наполнил его философским смыслом. Кстати, с «Ладожским озером» был связан громкий и грязный инцидент. Художник-маринист Руфин Судковский представил миру картину «Мертвый штиль». После презентации Куинджи обвинил Руфина в плагиате «Ладожского озера». В это некрасивое разбирательство вмешались и другие творцы – кто-то был на стороне Судковского, а кто-то рьяно утверждал, что его картина – почти копия Куинджи. Творческое сообщество художников признало правым Куинджи.
Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами. Сквозь невероятно красочный слой часто просвечивает грунт и плетение ткани. Также он обращался и к цветному грунту за дополнительным эффектом. Создавал оптическую иллюзию, которой сводил с ума миллионы.
Пейзажи Куинджи в основном строились на контрасте света и тени. Его действительно считали гениальным колористом. Говорят, Куинджи работал необычными красками, которые из-за особого состава имеют свойства темнеть. После выставки начиналась целая охота за красками Куинджи. Многие хотели добиться такого же свечения. Но для этого надо было просто быть Архипом Куинджи.
Картины мастера способны раздробить сердце на маленькие кусочки. И эти кусочки разлетаются по самым тайным уголкам воспоминаний. Вот вы на даче, лежите на траве и грезите о будущем. А вот в Крыму. Вот та самая Ай-Петри. Вы смотрите вдаль и не можете надышаться морским воздухом. А вот – в густом лесу. Пушистый снег, не протоптанная дорожка. Есть воспоминания, которые спрятаны глубоко в нас. И картины Куинджи способны достать самое сокровенное.
От картин мастера веет теплом и чем-то очень настоящим. То, что было в жизни каждого из нас. Энергия работ Куинджи настолько велика, что перед ними затихают даже самые громкие ценители искусства.
Как можно так фантастически передавать свет? Его картины светятся изнутри.
Личная жизнь
В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки – зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.
Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
Лицевая сторона Луны
Но здравомыслящие люди об этом обыкновенно не задумываются. Подобные глупости начинают лезть в голову, когда окажешься в пустом зале Русского музея один на один с полотном Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». В нем и вправду есть что-то завораживающее, почти пугающее.
Казалось бы — ну что такого-то? Чернота сверху и снизу, в которой едва различима линия горизонта. Расплывчатые пятна не то прибрежных кустов, не то небесных теней. Луна, как одинокий фонарь зависшая где-то над головой, и дорожка света на водной глади… Вроде бы просто ночной пейзаж. Но из полузабытого школьного курса в голову вдруг начинают лезть самые страшные повести Гоголя и отрывки, которые заставляли учить наизусть. Тут и «Майская ночь, или Утопленница», и «Страшная месть», и «Ночь перед Рождеством», и «Вий», и «Чуден Днепр при тихой погоде…», и «Редкая птица долетит до середины…»
На современников Куинджи эта картина тоже производила гипнотизирующее впечатление. Ее разглядывали часами, не в силах оторваться. Многие были уверены, что за полотном устроена потайная лампа, которая подсвечивает работу особым образом: ну не могут нормальные масляные краски давать такой эффект! Кивали на химика Менделеева, который как раз тогда работал над свойствами нефти, а к художнику Куинджи ходил играть в шахматы: они приятельствовали и жили рядом на Васильевском острове. Наверняка Архип Иванович во время этих партий советовался с Дмитрием Ивановичем о свойствах красочных пигментов.
Кстати, в наши дни в Петербурге объявился художник, который пишет свои пейзажи исключительно нефтью, добиваясь необыкновенного свечения. Но для этого надо было, чтобы прошло почти полтора века!
А в 1880 году Куинджи и сам немало поспособствовал нагнетанию таинственного флера вокруг своей картины. Например, еще до начала выставки он показывал ее избранной публике, открывая на два часа по воскресеньям двери своей мастерской. А в зале на Большой Морской она была выставлена в одиночестве при полностью задрапированных окнах. Выставка одной работы, да еще исключительно при искусственном освещении — для Петербурга XIX века это было неожиданно и дерзко.
Намекали, что о свойствах красок Куинджи советовался с Менделеевым
К мистическому полотну выстраивались очереди. А великий князь Константин Константинович так пленился им, что купил за бешеную по тем временам сумму — пять тысяч рублей. И не расставался с картиной даже во время кругосветного путешествия. Сейчас эксперты говорят, что именно это губительным образом повлияло на полотно: холст-масло не любят перемен температурно-влажностного режима. Но даже трещинки на красочном слое и потемнение некоторых фрагментов не смогли отнять у этой картины ее магического влияния на зрителя.
Почему? Я думаю, все дело в том, что здесь художник безжалостно оставляет каждого из нас один на один с мирозданием. Современные горожане ведь практически не имеют возможности увидеть вот такую лунную ночь. Неон рекламы, мультимедийные шоу, фестивали с фейерверками приучили нас к нарочитым эффектам, к тому, что «все понарошку». Ужас перед вечностью, перед зиянием и сиянием космоса можно по-настоящему ощутить только где-нибудь в глухой степи или голой тундре — но что повлечет туда одинокого путника в здравом уме? А между тем пережить такие моменты человеку необходимо. Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы осознать свой масштаб. Чтобы помериться силой духа с мирозданием — «его, а не мужа Марьи Иванны считая своим соперником».
Ведь как бы ни вышучивали мы предрассудки лунной мифологии, есть что-то в этом небесном теле, что заставляет творцов выбирать его предметом изображения. От «Правдивой истории» древнего грека Лукиана до «Незнайки на Луне» Николая Носова. От одинокой попойки китайца Ли Бо до «Лунной пыли» Артура Кларка. От «Империй и государств Луны» Сирано де Бержерака до «Первых на Луне» Алексея Федорченко.
Кстати, о безумии. Есть воспоминания современников, которые аттестуют художника Куинджи патологическим чудаком — упрямым и малообразованным. Он, например, плохо и мало учился в школе, но при этом однажды в гостях у Крамского поспорил с учителем его детей, что решит алгебраическое уравнение, с которым не мог справиться никто. Самое удивительное: художник бился над задачкой до утра, но решил!
После фурора, который произвела «Лунная ночь на Днепре», Архип Куинджи ушел в затворничество. Ничего более значительного он так и не создал
Но это уже не важно: в истории искусств он останется как «наш ответ импрессионистам». Художник, сумевший передать игру света как никто из них
Последние годы жизни и смерть
Его перевезли в Санкт-Петербург, но, несмотря на все надежды, болезнь не отступала и прогрессировала. Куинджи заметил сильную одышку — последствия больного сердца. Врачи настоятельно рекомендовали уехать лечиться на Кавказ, но художник оставался в Петербурге, чувствуя, как холодное дыхание смерти подкрадывается всё ближе и ближе.
В его последние дни Куинджи навещали его ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Рядом были друзья, жена. Она старательно ухаживала за возлюбленным.
11-го июля 1910 года художника не стало. Его похоронили на Смоленском православном кладбище, установив на могиле бронзовый бюст и надгробие.
Памятник в Санкт-Петербурге
Мне нравитсяНе нравится
За закрытыми дверьми
В 1882 году начался период затворничества, который длился до 1901 года. Лишь раз Куинджи открыл двери своей мастерской — для самых близких своих друзей: Менделеева, Репина и некоторых других. Архип Иванович показал им четыре картины: «Днепр», вариант «Вечера в Малороссии», «Христа в Гефсиманском саду» и третий вариант «Берёзовой рощи». Эти работы и сам факт того, что Куинджи продолжал писать, произвели огромное впечатление на публику.
Чем же занимался Куинджи в годы затворничества? Он продолжал разрабатывать любимые мотивы — свет, лунные ночи, радугу, туман, водные просторы и, конечно, бесконечное небо. Тут интересна работа «В тумане»: цвета на картине приглушённые, но под слоем тумана, вот этой дымки кроется совершенно полноцветная живопись, то есть туман действительно опускается на пространство холста. Никто до Куинджи так не делал. Неизвестно, такое решение — изначальный замысел художника или же это переписанная картина.
Третий вариант «Берёзовой рощи» — это уже практически модерн. Куинджи обобщает эти просветы, силуэты, сводит реальность до символа
Художник вообще не боялся меняться, эволюционировать — и это очень важное и ценное его свойство. В поздние годы Архип Иванович очень смело работает с формой, это можно видеть в картине «Зима»
А ещё Куинджи стремится из певца просторов стать певцом космоса. Он всё чаще обращается к категории пустоты, бесконечности. Это хорошо видно в пейзаже «Облако».
Хочется пару слов сказать о Крыме
Это место очень важно для Архипа Ивановича — здесь он учился у Айвазовского, здесь впоследствии купил дом… В 1880–1890-е художник написал множество видов Крыма. Их отличают безлюдность, точно выверенная линия горизонта, ощущение бескрайности, а ещё близость к искусству XX века
В 1888 году Куинджи впервые побывал на Кавказе по приглашению художника Николая Ярошенко. Увидев Кавказские горы, Эльбрус, Казбек, Архип Иванович с увлечением начал изображать их в разное время суток, при разном освещении, и мы даже знаем, что на последней картине, над которой он работал до своей кончины, до болезни, был тоже Эльбрус. И каждый раз у него получался собирательный, концентрированный образ гор.
Архип Куинджи много писал по памяти — для него важны не натурные этюды, а то, как перенести впечатления от закатов, рассветов и других небесных явлений на холст. Очень интересна картина «Красный закат» — к сожалению, мы не смогли её привезти на выставку. На ней изображён Днепр, а над ним — садящееся солнце. Критик Михаил Неведомский очень ценил позднее творчество Куинджи и говорил, что именно «Красное солнце» дало «какое-то новое ощущение, какую-то громкость, какую-то расходящуюся в бесконечность стихию». И я думаю, это очень верная оценка, в том числе и всего творчества Архипа Куинджи вообще.
История жизни Архипа Ивановича Куинджи
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
«Радуга»(1900—1905)
«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году.
«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.
«Лунная ночь на Днепре»(1880)
Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем.
В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась».
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
«Эльбрус. Лунная ночь»(1890—1895)
Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит.
Э.В. Кузнецова рассказывает:
«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму».
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)
Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908).
Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками.
Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие.
Ссылки[править | править код]
- «Днепр утром» в базе данных Третьяковской галереи
- Куинджи Архип Иванович — Днепр утром, 1881 (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка). www.art-catalog.ru. Дата обращения 14 июля 2012. Архивировано 18 января 2014 года.
- Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника — Днепр утром. 1881 (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка). www.kuinje.ru. Дата обращения 14 июля 2012. Архивировано 10 июля 2012 года.
- Куинджи — Днепр утром (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва (неопр.) (HTML). www.artprojekt.ru. Дата обращения 14 июля 2012.
Работы Архипа Куинджи |
|