«последний день помпеи»

Жанр и история создания картины

В основе сюжета лежит история о трагической гибели древнеримского города Помпеи, расположенного у подножия вулкана Везувий, в августе 79 года до н. э. В 1748 году на месте трагедии французские археологи начали проводить раскопки. Открытие древнего города стало настоящей сенсацией. Спустя некоторое время вышел в свет роман английского писателя Бульвер-Литтона, посвященный трагическим событиям.

В 1827 году Карл Брюллов, проживавший в Италии, посещает место раскопок. Он не подозревает, что эта поездка станет судьбоносной. Находясь под глубоким впечатлением от увиденного, он решает создать монументальное полотно, которое покажет трагедию человека и невозможность противостоять силам природы.

В течение нескольких лет художник тщательно готовится к работе. По письмам древнего историка Плиния младшего, ставшего очевидцем происходившего, он изучает традиции и обычаи Древней Италии и знакомится с подробностями катастрофы. Источником вдохновения живописца стала опера итальянского композитора Джованни Пачини, посвященная гибели великого города.

Создавая наброски для будущего полотна, автор надевал на натурщиков костюмы артистов, участвующих в спектакле. Работая над картиной, Брюллов проявил себя не только как последователь традиционного классического жанра. Он активно развивал романтическое направление, его особенностями являются:

  • посвящение исторического сюжета картины не одному персонажу, а трагедии, которая произошла с целым народом;
  • выбор для сюжета конкретного исторического факта, а не идеи или идеализированного образа;
  • воплощение исключительной ситуации исключительными в физическом и эстетическом смысле героями;
  • для художника становятся важными не подвиги или героические поступки людей, а личные человеческие отношения. Именно поэтому он разбивает персонажей на семейные пары, внутри которых царят любовь, долг, великодушие.

Работа над картиной продолжалась в течение шести лет. В 1833 году художник представил ее публике. Полотно вызвало всеобщее восхищение и хвалебные отзывы. Летом 1934 года картину привезли в Россию. Ее успех был ошеломляющим. Критики отмечали мощность и смелость полотна, а поэты посвящали хвалебные оды. Изложить кратко историю создания картины можно в эссе или сочинении по картине.

«Последний день Помпеи»

Кратко описание картины

Последний день Помпеи – картина, написанная в 1833 году. Работа над ней велась с 1830 года, хотя Брюллов делал перерывы во время написания. Нужно было осуществлять надзор над другими проектами, которые не могли существовать без внимания художника. Требовалось лично запускать некоторые проекты в ход, тем самым давая им новую жизнь.

Картина была написана во время итальянской поездки мастера. Брюллов должен был набраться опыта у своих западных коллег тем более, что его давно приглашали посетить выставки Италии. Посмотреть, в каких условиях работают и живут мастера. И как именно они стараются донести до публики конечные мысли.

Брюллов получил деньги на поездку у Российской Империи. Власти были не против поддержать начинающего художника, тем более что академия художеств лично ручалась за него. Нужно было только выдать оговоренную сумму денег, чтобы благодаря ей, юноша смог прожить. Работая над картинами, а не думая, откуда взять денег.

Изучая историю Италии, Карлу очень сильно понравился сюжет падения развитого города от руки стихий. В этом событии творец видел сакральную закономерность, которая постигнет каждого человека к некой мере. Рано или поздно, природа все равно возьмет свое.

Картина была удостоена разных наград. Итальянцы восторженно смотрели на гений, что сумел передать интересное событие прошлого в новой форме. Брюллов получит признание за границей, а после вернулся к себе домой.

СТИЛЬ НАПИСАНИЯ

Картина была написана в четыре этапа. При этом, последний этап, по сути, длился несколько лет. Визуально картину можно поделить на две части – передний план, и задний. Так как Брюллов был выходцем стандартной школы изобразительно искусство, в данном аспекте он совершенно ничего не менял под свои личные цели. Мужчина просто следовал установленной логике, стараясь принять ее на веру. Нужно было следовать канонам, чтобы картины могли выставляться в массовом мире живописи.

Первый этап был трудный, однако, именно с него визуально и начинается картина. Это люди, которые хотят спастись от ужаса природы, и пережить эту ночь. Если смотреть на их детализацию, можно представить, сколько именно времени ушло на создание подобных образов. Даже тени на теле прорисованы до мельчайших подробностей. Детализация была доступна только потому, что Брюллов имел доступ к неограниченным ресурсам.

С помощью двойной обводки, и ретуширования методом наложения цвета поверх существующего слоя, художник мог спокойно выделять мелкие объекты, строя вокруг них переход световой гаммы. Вторым этапом стала обрисовка именно вулкана, что виднеется вдали. Нужно было сделать максимально интуитивное вхождения в картину, чтобы сначала в центре виделись люди, что в агонии стремятся сбежать из города. А уже после причина, почему.

Третий этап – небо, с необычайно ярким переходом от теплых цветов, к холодным и безжизненным. Таким образом Брюллов отмечал, что именно и почему произошло в тот роковой для Италии день. Поверх картина лакировалась мягким слоем спирта, дабы краска не могла пострадать от жары на выставке.

СЮЖЕТ

Картина изображает самый темный час в истории города Помпеи. День, когда огромный торговый центр Италии резко исчез с лица земли. Причиной стал именно вулкан, что до этого время спокойно спал, и не беспокоил жителей. Но в один момент времени, правила игры изменились. И пришлось погибать под слоем густой лавы, что хоронила людей в тех позах, что были у них в момент наступления смерти. Одна из самых крупных природных катастроф древнего мира.

Искуствовед Некрылова Л.П.
«Последний день Помпеи» картина в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Последний день Помпеи» картина, описаниеТакже бесплатно скачивайте «Последний день Помпеи» картина, описание на странице сайта!

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях

Знакомство Брюллова с Италией

В декабре 1799 года в семье скульптора французского происхождения родился седьмой ребёнок, которого назвали Карл. Братья мальчика в дальнейшем стали живописцами и архитекторами, однако именно Карлу Брюллову судьба представила возможность прославиться благодаря своим шедеврам.

В июле 1827 года художник впервые посетил Неаполь, он побывал около вулкана Везувий, что и стал причиной трагедии, развернувшейся в далёкой древности. На тот момент история о гибели целого города находила отражение в творениях многих именитых мастеров.

Когда в 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре приступил к археологическим раскопкам, произошло открытие Помпеи, что была погребена под вулканическим пеплом и застывшей лавой. В начале XIX века появляются опера и роман, посвящённые этой трагедией.

Карл Брюллов. Дагерротип из собрания Эрмитажа

Описание «Последний день Помпеи»

Картина Карла Брюллова, описание которой поражает своей драматичностью, гармонией и совершенством, вызывает у зрителя бурю эмоций. Художник располагает персонажей группами, объединенными общей трагедией и неотвратимостью происходящего. Каждая из них представляет отдельную историю. Такое многоголосие и большое количество персонажей не нарушает целостности картины, напоминающей финал грандиозного спектакля, объединенного одним сюжетом.

В левой части полотна на заднем плане небольшая группа горожан столпилась на ступеньках гробницы Скавра. Испуганными глазами на зрителя смотрит женщина. Ее взгляд полон ужаса. За ней стоит художник. Он держит в руках ящик с кистями и красками. Он пытается спасти самое ценное — только краски имеют для него значение. Живописец вместе со всеми переживает страшную трагедию. Прототипом античного художника стал сам автор произведения. Брюллов поместил на полотно автопортрет.

Чуть ближе находится семейная пара. Герои пытаются спасти своих детей от потока лавы. Женщина бережно прижимает к себе маленьких дочерей. Рядом с ней стоит христианский священник. Он понимает неотвратимость происходящего и вверил свою судьбу в руки Господа. Языческий римский жрец пытается спасти их храма ритуальные ценности. Таким образом автор показывает падение язычества и начало христианской эпохи в античном мире.

Справа на втором плане виден всадник на вставшем на дыбы коне. Чуть поодаль от него молодой человек держит на руках свою невесту. На голове юной девушки венок из роз.

Двое мужчин ведут под руки немощного старика. Это их отец, которого они пытаются спасти от стихии. Рядом юноша упрашивает мать подняться и бежать дальше. Этот юноша — римский историк Плиний младший, который спасся из горящего города и описал происходившие страшные события в своих трудах.

Центральной частью композиции является испуганный маленький мальчик, сидящий около тела умершей матери. Он символизирует гибель старого мира и зарождение нового. Он — противостояние смерти, отчаянию и ужасу.

Краткий рассказ необходим для анализа содержания полотна при подготовке доклада, реферата или сообщения о творчестве великого художника.

Об авторе

Русский художник Карл Павлович Брюллов писал картины в разных направлениях. Он работал не только в живописи, но также писал акварелью и делал рисунки в различных техниках.

Карл Брюллов родился в семье потомственных художников, и по пути предков пошел не только он, но и его братья. Обладая хорошим талантом, художник писал картины на исторические темы, жанровые сцены и портреты. В своем творчестве совершил большой рывок. От радостного романтизма ранних картин он перешел к усложненному психологизму дальнейших полотен. Для той эпохи это был небывалый пример. Так Брюллов предвосхитил черты искусства, которое появилось несколько лет спустя. Тем самым живописец оказал влияние на своих современников и последователей в другие годы.

Популярные сочинения

  • Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта
  • Сочинение Взрослые и дети Будем честными, каждый взрослый желает и мечтает создать семью, прекрасную обстановку и отношение в ней. Но просто родить ребенка, конечно же, недостаточно.
  • Сочинение Образ Обломова в произведении Обломов Гончарова Фамилия Обломов долгое время считалась эталоном умственной и физической лени, а сам Илья Ильич – исключительно отрицательным персонажем. Но так ли плох Обломов? А если плох, то чем?

Выразительные средства

Являясь сторонником классицизма, Брюллов строит композицию путем объединения отдельных эпизодов в цельную историю, заключенную в треугольник.

С документальной точностью он пишет человеческие фигуры. Большинство из них повторяют позы окаменевших тел, обнаруженных во время раскопок. Образ матери и сына был позаимствован у Плиния, которому удалось бежать из гибнущего города.

Прототипами некоторых персонажей стали современники Брюллова. Во время работы над предварительными набросками художнику позировали жители Рима. Прототипом нескольких женских образов стала графиня Юлия Самойлова, с которой живописца связывали романтические отношения. Она стала прообразом девушки с кувшином, матери, обнимающей дочерей, и знатной горожанки, упавшей с разбившейся колесницы.

Брюллов очень точно описал место событий — это знаменитые Геркуланские ворота, за которыми располагалась улица Гробниц, место с пышными усыпальницами. Именно с этого места художник смог видеть главную причину бедствия — вулкан Везувий.

Благодаря двойному освещению изображение выглядит живым и реалистичным. Если современники используют рассеянное освещение, Брюллов находит источник света в пламени вулкана и вспышках молнии. При этом лучи имеют контрастную окраску. В глубине полотна они яркие и горячие, и холодные зеленовато-синие на переднем плане. Они отражаются от окружающих предметов, лиц и одежды персонажей.

Для передачи масштаба катастрофы художник выбирает насыщенную, звучную палитру. Он использует яркие декоративные краски, которые выглядят невероятно живо рядом с палитрой других академических живописцев.

Художник не использует многоцветие. Мастер ограничивает цветовую палитру несколькими преобладающими цветами:

  • различные оттенки красного цвета: зарево, одежда людей, цветы на голове у девушки;
  • зеленый, желтый и голубой: окружающий пейзаж, здания.

Успех картины был определен новаторскими идеями, смелостью и мастерским исполнением Карла Брюллова. Он изобразил одновременно прекрасную и страшную картину катастрофы. Человек бессилен перед стихией и силами природы, но он должен оставаться человеком и сохранить свои лучшие качества.

Судьба автора

Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провёл в Европе. Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге. Оказавшись в Италии, Брюллов поначалу писал в основном итальянских аристократов, а также акварели со сценками из жизни. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Это были небольшие по размеру картинки с малофигурными композициями, без психологических портретов. Такие акварели в основном воспевали Италию с её прекрасной природой и представляли итальянцев народом, генетически сохранившим античную красоту своих предков.


«Прерванное свидание», 1827. (Wikimedia Commons)

Брюллов творил одновременно с Делакруа и Энгром. Это было время, когда в живописи на первый план выходит тема судьбы огромных человеческих масс. Поэтому неудивительно, что для своего программного полотна Брюллов выбрал историю о гибели Помпей.
Картина произвела на Николая I такое сильное впечатление, что он потребовал, чтобы Брюллов вернулся на родину и занял место профессора Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, Брюллов познакомился и подружился с Пушкиным, Глинкой, Крыловым.

Последние годы художник провёл в Италии, пытаясь спасти здоровье, подорванное при росписи Исаакиевского собора. Часы долгой тяжёлой работы в сыром недостроенном соборе плохо сказались на сердце и обострили ревматизм.

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Автор использует довольно смелые краски для того, чтобы показать картину более устрашающей, как она возможно была на самом деле. Страшная трагедия, которая унесла за собой множество жизней, город и целую культуру. Смотря на картину, мы чувствуем ее глубину и пространство происходящего, будто бы мы находимся внутри картины и переживаем эту историю вместе с жителями Помпей.

На картине изображено множество людей, жизнь которых уже была обречена. В левом углу мы можем увидеть лицо самого автора и трижды изображена возлюбленная Брюллова, графиня Самойлова – девушка с кувшином, распростертая женщина на мостовой с ребенком и женщина, в левом углу, прижимающая своих детей.

У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Картины очень четко прописывает разнообразное поведение людей перед лицом надвигающейся смерти. Сыновья, которые уносят своего отца. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов. Толпа беглецов. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти.

На заднем фоне, художник очень детально изображает сам вулкан. Огонь и лава, которые как бы падают на людей с небес. Молния разрывающая небо и человеческие жизни пополам.

Брюллов напоминает нам этой картиной, что главное в этом мире человек и его близкие. Как в один момент случайный человек может стать жертвой случая и потерять все за секунды, включая родных, близких и даже свою собственную жизнь, при этом будучи абсолютно бессильным против стихии.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Сюжет

На полотне — одно из мощнейших в истории человечества извержений вулкана. В 79 году Везувий, молчавший до этого так долго, что его давно считали потухшим, внезапно «проснулся» и заставил навсегда заснуть всё живое в округе.

Известно, что Брюллов читал воспоминания Плиния Младшего, который был свидетелем событий в Мизене, уцелевшей во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и … давила на нас плотной массой, продвигая вперёд, когда мы вышли… Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперёд, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определённо суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке… Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

Сокрушительный удар по городам произошёл через 18−20 часов после начала извержения — у людей было достаточно времени, чтобы спастись. Однако не все были благоразумны, погибли в основном те, кто планировал переждать стихию дома.
На полотне Брюллова люди в панике, стихия не пощадит ни богача, ни бедняка. И что примечательно — для написания людей разных сословий автор использовал одну модель. Речь о Юлии Самойловой, её лицо встречается на полотне четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части холста; разбившаяся насмерть женщина в центре; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу; женщина, закрывающая детей и спасающая их вместе с мужем. Лица для остальных героев художник искал на римских улицах.
Удивительно на этой картине и то, как решён вопрос света. «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрёг сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», — писали тогда в газетах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: